Реферат по предмету "Государство и право"


Организационно-правовые формы некоммерческих организаций и их деятельность

Содержание
Введение
1. Принципы правовогорегулирования некоммерческих организаций
2. Понятие и основныеформы некоммерческих организаций
2.1 Потребительскийкооператив
2.2 Общественныеорганизации (объединения)
2.3 Религиознаяорганизация (объединение)
2.4 Фонды
2.5 Объединенияюридических лиц (ассоциации и союзы)
2.6 Учреждения
2.7 Иные некоммерческиеорганизации
3. Создание,реорганизация и ликвидация некоммерческой организации
3.1 Учредительныедокументы
3.2. Реорганизация иликвидация некоммерческой организации
4. Отчетностьнекоммерческих организаций
5. Финансынекоммерческой организации
5.1 Доходы
5.2. Состав расходов некоммерческойорганизации
Заключение
Список используемойлитературы
некоммерческийкооператив ассоциация реорганизация

Введение
Вконце 80-х начале 90-х годов на смену находящихся под властью государственныхорганов организаций, в Росси начали появляться добровольные объединенияграждан. Кардинальные изменения и реформация в сфере рыночных отношенийвылились в разнообразные организационно-правовые формы юридических лиц. Нарядус коммерческой сосуществует и некоммерческая сфера человеческой деятельности. Вэтой сфере не всегда создаются материальные блага, но возникают иные, не менеезначимые и важные для общества ценности. По мере их образования стала возникатьнеобходимость в контроле их деятельности. Стали издаваться правовые акты,регламентирующие правовой статус организаций. Со временем некоторые актыпретерпели изменения и дополнения. В настоящее времядействуют десятки нормативных актов о некоммерческих организациях.
Термин«некоммерческие организации» появился как одно из возможныхопределений той сферы социальной активности, которая не связана с экономикой,бизнесом и извлечением прибыли. В последнее время количество некоммерческихорганизаций в России резко возросло, изменился и их качественный состав.Регистрируются все новые фонды, ассоциации, объединения. Идет процесс развития.Помимо Гражданского Кодекса Российской Федерации, правовой статуснекоммерческих организаций определен в ряде федеральных законов.
Всёэто делает актуальным цель моей работы — исследование организационно-правовыхформ некоммерческих организаций и их деятельность. Объект исследования даннойкурсовой работы – некоммерческие организации. Особое внимание, здесь, следуетуделить выяснению основных признаков этих организаций, условий возникновения иликвидации этих организаций, их отчетность перед государством, доходы ирасходы.
Принаписании работы были использованы Гражданский Кодекс Российской Федерации идругие нормативно-правовые акты Российской Федерации, а так же работы такихавторов как А.П. Сергеев, Ю.К. Толстой, Фоков А.П., Попонов, Ю.Г., Е.А.Суханов.

1.Принципы правового регулирования некоммерческих организаций
ВРоссийской Федерации лишь в 1990-х годах стало закладываться законодательство онекоммерческих организациях, хотя в отдельных нормативных актах, регулирующихразвитие культуры, науки, образования, здравоохранения и социальной защиты,признавался специальный статус организаций, действующих в общественных интересах.
Основныманалогом международного понятия «некоммерческая организация» в Россиидо 90-х годов была «общественная организация», т.е. добровольноесамоуправляемое объединение граждан, которое создавалось с целью реализацииличных духовных, творческих, научных, профессиональных, спортивных, культурныхи др. интересов, и которое существовало как членская организация, без целейполучения и распределения прибыли.
Первымнормативным актом в области определения правового статуса некоммерческихорганизаций было Постановление ЦИК СНК СССР от 6 января 1930 года «Опорядке учреждения и ликвидации Всесоюзных обществ и союзов, не преследующихцели извлечения прибыли» и Положение «О добровольных обществах исоюзах», утвержденное постановлением ЦИК и СНК РСФСР от 10 июля 1932 года.
Сменившийэто Положение и действовавший до 1995 года был Закон СССР 1990 года «Обобщественных объединениях», который упростил процедуру регистрации ирасширил перечень законодательно признаваемых видов объединений от политическихпартий до благотворительных фондов. 22 мая 1995 года вступил в действие новыйзакон «Об общественных объединениях», который регламентировал 6возможных форм общественных объединений. Следует также указать и Закон РСФСР от25.10.90 «О свободе вероисповедания», который рассматривалрелигиозные объединения в качестве одного из видов общественных организаций иустанавливал для них сходный порядок создания и деятельности.
В90-х годах термин «некоммерческая организация» получает взаконодательстве России все более широкое применение — он содержится более чемв 40 законодательных актах. Нормы, регулирующие правовой статус некоммерческих иблаготворительных организации, оставались бессистемно разбросанными в актахразличной юридической силы, причем основным способом регулирования избиралисьпреимущественно подзаконные акты.
Спринятием части первой Гражданского Кодекса Российской Федерации (от 30 ноября1994 года, официально опубликован 8 декабря 1994 года в «Российской газете»,введен в действие 1 января 1995 года) ситуация кардинально изменилась. Нормы онекоммерческих организациях сведены в единый раздел «Некоммерческие организации»,в котором приведен перечень видов некоммерческих организаций, в том числе тех,которые могут заниматься благотворительностью (благотворительные и иные фонды),даются основные характеристики гражданско-правового статуса разных видовнекоммерческих организаций, порядок получения и использования ими имущества, ав некоторых случаях и требования, которые должны быть включены в учредительныедокументы некоммерческих организаций.
Становлениев России гражданского общества является основой и гарантией необходимостидемократических преобразований. Без самоорганизации разнообразных гражданскихинициатив невозможно по-настоящему эффективное функционирование общественныхмеханизмов, их естественное реформирование и развитие, а, следовательно,полноценная, устойчивая и благополучная жизнь человека.
Основным,базовым законом для всех форм и видов организованной общественной деятельностиявляется Федеральный закон «Об общественных объединениях» которыйвступил в силу 23 мая 1995г. Необходимость принятия нового Закона, была вызвананасущной потребностью:
—дать законодательные гарантии реализации гражданами «права на объединение»,предусмотренного Конституцией Российской Федерации;
—привести правовую основу деятельности объединений граждан на территории РоссийскойФедерации в соответствии с международными договорами, а также с потребностямипрактики создания общественных объединений, обгоняющей нормативноерегулирование;
—создать базу для дальнейшего развития специального законодательства оботдельных видах объединений граждан, отражающего структуру гражданскогообщества и создающего необходимые условия для его развития в РоссийскойФедерации.
НовыйЗакон кардинально меняет правовую основу отношений между государством игражданским обществом. Закон закрепляет принципы добровольности, равноправия,самоуправления и законности деятельности общественных объединений, свободыассоциаций и закрепляет право граждан создавать по своему выбору общественныеорганизации без предварительного разрешения государственных органов. Новыйзакон четко разделяет сферу государственной деятельности и общественнойинициативы. Препятствуя бесконтрольному расходованию государственнойсобственности, попыткам государства подмять под себя нарождающееся гражданскоеобщество, Федеральный закон запрещает государственным органам становиться учредителямилюбых видов общественных объединений. Будучи нацеленным на создание адекватныхусловий для наиболее полной реализации конституционного права граждан наобъединение, новый Закон позволяет объединениям самим выбиратьорганизационно-правовую форму своего существования из описанных в тексте Законаформ — от общественного фонда до органа общественной самодеятельности,общественных учреждения, организации, движения.
СФедеральным Законом «Об общественных объединениях» тесно связан Закон«О политических партиях». Политические партии рассматриваются какособый вид общественных объединений. От всех других видов общественныхобъединений политические партии отличаются тем, что они активно участвуют вполитической жизни и стремятся к завоеванию и осуществлению государственнойвласти. Несомненным достоинством Федерального закона «О политическихпартиях» является то, что он тесно связан с Федеральными законами «Обосновных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации», «Овыборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РоссийскойФедерации» и с базовым законом «Об общественных объединениях»,что позволяет в значительной степени избежать противоречий и разночтений взаконодательстве. Регулируя отношения, возникающие в связи с реализациейгражданами конституционного права на идеологическое и политическоемногообразие, Закон «О политических партиях» представляет широкиедемократические права политическим партиям в плане их образования и деятельности.Важная роль в становлении и развитии гражданского общества отводится такимобщественным формированиям как профсоюзы. Специфика задач и положение профсоюзовв системе гражданского общества предопределяет особенность их правовогостатуса. Права профсоюзов направлены, прежде всего, на обеспечение защиты прави интересов наемных работников в их отношениях с работодателем ижизнедеятельности самих профсоюзов как организации трудящихся. Очень важнозакрепить законодательно в целостной системе эти права, определив особыйправовой статус профессиональных союзов. На это и направлен Федеральный закон «Опрофессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности». В Законезаложены демократические принципы, открывающие благоприятные возможности длядеятельности профсоюзов в части защиты интересов трудящихся, гарантирующие имподобную деятельность и что самое важное — отвечающие требованиям гражданскогообщества, его взаимоотношениям с государством. В частности, в Законе заложеныправовые нормы, предусматривающие независимость деятельности профсоюзов оторганов исполнительной власти и местного самоуправления, от работодателей,политических и других общественных организаций; запрещение какого-либовмешательства, направленного на ограничение прав профсоюзов, воспрепятствованиеосуществлению их уставной деятельности, их самостоятельности в утверждениисвоих уставов и регулировании внутренних отношений. Важной формой проявленияинициатив и участия граждан в решении социальных проблем являетсяблаготворительная деятельность. Отсутствие целостной системы законодательства,учитывающей специфику и требования к современному уровню развитияблаготворительности в России предопределили необходимость разработкиФедерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительныхорганизациях». В начале августа 1995 года указанный Закон вступил в силу.При всех положительных моментах Закона и достаточно основательной егопроработанности, предусмотренные в нем меры контроля за деятельностьюблаготворительных организаций, основания и меры ответственности за нарушениязаконодательства о них, недостаточно обеспечены конкретным механизмомреализации, процедурами и регламентами, сформулированы в общей форме, что можетпривести, с одной стороны, к неадекватному вмешательству государственныхорганов в деятельность благотворительных организаций, к расширительномутолкованию компетенции таких органов, и, с другой стороны, может повлечь засобой практику уклонения организаций, называющих себя благотворительными, отконтроля за их деятельностью и от ответственности за допускаемые ими нарушения.Принятие Федерального закона «О благотворительной деятельности иблаготворительных организациях» создает основу правового регулированияблаготворительной деятельности, формы ее поддержки органами государственнойвласти и органами местного самоуправления, особенности создания и деятельностиблаготворительных организаций. В сфере регулирования особенностей различныхвидов некоммерческих организаций действуют множество других законов инормативно-правовых актов.

2.Понятие и основные формы некоммерческих организаций
Впоследнее время количество некоммерческих организаций в России резко возросло,изменился и их качественный состав. Регистрируются все новые фонды, ассоциации,клубы, объединения. Идет процесс нормального развития общества в России.
Внастоящее время понятие и организационно-правовые формы некоммерческихорганизаций даются в различных законодательных актах.
СогласноГражданскому кодексу Российской Федерации некоммерческими являются организации,не имеющие извлечение прибыли в качестве основной цели деятельности и нераспределяющие полученную прибыль между участниками. Некоммерческие организациивправе заниматься предпринимательской деятельностью лишь постольку, посколькуэто необходимо для их уставных целей. Помимо Гражданского Кодекса РФ, правовойстатус некоммерческих организаций определен в Федеральном Законе онекоммерческих организациях, принятом 8 декабря 1995 г. и ряде другихнормативно-правовых актах.
ГражданскийКодекс Российской Федерации прямо указывает на следующие формынекоммерческих организаций :
Потребительскийкооператив;
Общественноеобъединение;
Религиознаяорганизация;
Благотворительныеи иные фонды;
Учреждения;
Объединенияюридических лиц (ассоциации и союзы).
Однакоэтот перечень не является исчерпывающим, так как согласно установленномупорядку в случаях, определенных законами, некоммерческие организации могут бытьобразованы и в других формах, что предусмотрено законами о некоммерческихорганизациях, о благотворительной деятельности, о фондах.
Учитываятенденцию развития «третьего сектора», следует также отметить такиеформы некоммерческих организаций как
Союзыпотребительских обществ;
Нотариальныепалаты, Федеральные нотариальные палаты ;
Следуетотметить, что к самостоятельным организационно-правовым формам относятся садоводческие,огороднические и дачные некоммерческие товарищества, создаваемые в соответствиисо ст. 4 Закона о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческихобъединениях граждан.
Конкретныйвыбор формы зависит от целей, ради которых образуется некоммерческаяорганизация, ее отношений с учредителями, возможных источников финансирования идр.
2.1Потребительский кооператив
Потребительскимкооперативом признается добровольное объединение граждан и юридических лиц наоснове членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностейучастников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевыхвзносов. Правовое положение определяется ст.116 ГК и рядом законов, наиболееважными из которых являются Закон РФ «О потребительской кооперации вРоссийской Федерации» от 19 июня1992г.
Потребительскийкооператив создается за счет вступительных и паевых взносов, осуществляетторговую, заготовительную, производственную, посредническую и иные видыдеятельности.
Потребительскийкооператив создается и действует на основе следующих принципов:
добровольностивступления в потребительское общество и выхода из него;
обязательностиуплаты вступительного и паевого взносов;
демократичностиуправления потребительским обществом (один пайщик – один голос, обязательнаяподотчетность общему собранию потребительского общества других органовуправления, органов контроля, свободное участие пайщика в выборных органахпотребительского общества);
взаимопомощии обеспечения пайщиками, участвующим в хозяйственной или иной деятельностипотребительского кооператива, экономической выгоды;
ограниченияразмеров кооперативных выплат (т.е. часть доходов потребительского кооператива,распределяется между пайщиками пропорционально их участию в хозяйственнойдеятельности потребительского кооператива или их паевым взносам, если иное непредусмотрено уставом потребительского кооператива);
доступностиинформации о деятельности потребительского общества для всех пайщиков; и др.
Наименованиепотребительского кооператива должно содержать указание на основную цель егодеятельности, а также или слово «кооператив», или слова «потребительскийсоюз» либо «потребительское общество».
Следуетуказать на одну особенность правового положения потребительского кооперативакак некоммерческой организации. Участники потребительских кооперативов имеютобязательственные права по отношению к создаваемым организациям, в то время,как учредители (участники) других видов некоммерческих организаций в отношениисоздаваемых юридических лиц имущественных прав не имеют.
2.2Общественные организации (объединения)
Подобщественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое,некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся наоснове общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставеобщественного объединения. Общественные объединения вправе создаваться вследующих организационно-правовых формах:
Общественнаяорганизация – основывается на членстве и создается на базесовместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целейобъединившихся граждан.
Общественноедвижение – состоит из участников и не имеет членствамассового общественного объединения, преследующего социальные, политические ииные общественно полезные цели, поддерживаемые ее участниками.
Общественныйфонд –представляет собой не имеющее членства общественное объединение, цель которогозаключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных незапрещенных законом поступлений и в использовании данного имущества наобщественно полезные цели.
Создание,деятельность, реорганизация и (или) ликвидация иных видов фондов (частных,корпоративных, государственных, общественно-государственных и др.) могутрегулироваться соответствующим законом о фондах .
Общественноеучреждение – не имеет членства и ставит своей целью оказаниеконкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующихуставным целям.
Органобщественной самодеятельности – представляет собой не имеющеечленства общественное объединение, целью которого является совместное решениеразличных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работыили учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного кругалиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализациейсоответствующих программ того или иного органа по месту его создания.
Организационно-правовымиформами политических объединений являются общественная организация (дляполитической организации, в том числе политической партии) и общественноедвижение (для политического движения).
Приэтом политическим общественным объединением является объединение, в уставекоторого в числе основных целей должны быть закреплены участие в политическойжизни общества путам влияния на формирование политической воли граждан, участиев выборах в органы государственной власти и местного самоуправления посредствомвыдвижения кандидатов и организации их предвыборной агитации, участие ворганизации и деятельности указанных органов.
Участники(члены) общественных организаций (объединений) не сохраняют прав на переданноеими имущество в собственность этим организациям, в том числе на членскиевзносы.
2.3Религиозная организация (объединение)
ФедеральноеСобрание РФ, основываясь на том, что Российская Федерация является светскимгосударством, а также подтверждая право каждого на свободу совести и свободувероисповедания, приняло федеральный закон «О свободе совести ирелигиозных объединениях», который признал Закон РСФСР «О свободевероисповеданий» утратившим силу.
Всоответствии с Законом религиозным объединением в РФ признаются добровольныеобъединения граждан, и иных лиц, постоянно проживающих на территории РФ,образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающеесоответствующими этой цели признаками: вероисповедание; совершениебогослужений, других религиозных обрядов и церемоний; обучение религии ирелигиозное воспитание своих последователей .
Религиозныеобъединения создаются в форме религиозных групп и религиозных организаций. Приэтом запрещается создание религиозных объединений в органах государственнойвласти и других государственных органах, в государственных учреждениях иорганах местного самоуправления, воинских частях, государственных имуниципальных организациях. Законом запрещаются создание религиозныхобъединений, цели и действия которых противоречат закону.
Религиознойгруппой по Закону признается добровольное объединение граждан, образованное вцелях совместного исповедания и распространения веры, осуществляющеедеятельность без государственной регистрации и приобретения правоспособностиюридического лица. В отличие от религиозной группой религиозная организация этодобровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и назаконных основаниях проживающих на территории Российской Федерации,образованное в целях совместного исповедания и распространения веры, которая вустановленном Законом порядке зарегистрирована в качестве юридического лица.Религиозные организации подразделяются на местные и централизованные взависимости от территориальной сферы своей деятельности.
Местнойрелигиозной организацией признается религиозная организация, состоящая не менеечем из десяти участников, достигших восемнадцати лет и постоянно проживающих водной местности — в одном городском или сельском поселении.
Централизованнойрелигиозной организацией признается религиозная организация, состоящая всоответствии со своим уставом не менее чем из трех местных религиозныхорганизаций.

2.4Фонды
Всоответствии с действующим законодательством фондом признается не имеющаячленства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или)юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующаясоциальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественнополезные цели.
Взависимости от целей деятельности возможно создание фондов различных видов,имеющих особенности в правовом статусе. В частности, фонд может рассматриватьсякак одна из организационно-правовых форм общественных объединений и действоватьв соответствии с Законом Об общественных объединениях. Допускается учреждениефондов в качестве благотворительных организаций, действующих в соответствии сЗаконом о благотворительной деятельности. Кроме того правовой статус отдельныхфондов может определяться и подзаконными актами.
Имущество,переданное фонду его учредителями (учредителем), является собственностью фонда.Учредители не отвечают по обязательствам созданного ими фонда, а фонд неотвечает по обязательствам своих учредителей. Фонд использует имущество дляцелей, определенных в его уставе. Фонд вправе заниматься предпринимательскойдеятельностью, необходимой для достижения общественно полезных целей, радикоторых создан фонд, и соответствующей этим целям. Для осуществленияпредпринимательской деятельности фонды вправе создавать хозяйственные обществаили участвовать в них.
Порядокуправления фондом и порядок формирования его органов определяются его уставом,утверждаемым учредителями. Фонды являются юридическими лицами со специальнойправоспособностью, которая фиксируется в уставе фонда. Эта правоспособностьимеет некоммерческий характер и формируется с учетом целей фондов. Участиефондов в ведении предпринимательской деятельности ограничено как уставными целями,так и ее формами. Фонды могут создавать только хозяйственные общества, т.е.такие образования, которые предполагают ограниченную ответственность фонда пообязательствам создаваемых организаций. Фонды не могут участвовать в созданиихозяйственных товариществ.
2.5Объединения юридических лиц (ассоциации и союзы)
Наосновании действующего законодательства коммерческим организациям дано право вцелях координации их предпринимательской деятельности, а также представления изащиты общих имущественных интересов могут по договору между собой создаватьобъединения в форме ассоциаций или союзов, являющихся некоммерческимиорганизациями.
ГражданскийКодекс РФ подтвердил многие законы, действовавшие до его принятия, согласнокоторым коммерческие предприятия могли образовывать ассоциации и союзы безцелей получения и распределения прибыли. Например, законодательство опредпринимательстве, о банках, о биржах, о страховом деле, оторгово-промышленных палатах и др.
Вассоциации и союзы могут объединяться также и некоммерческие организации. Позакону об общественных объединениях эти объединения могут образовывать своисоюзы. Например, Правительством РФ было принято предложение о созданииАгропромышленного союза России — некоммерческой организации, объединяющей надобровольной основе товаропроизводителей всех организационно-правовых форм,занятых в сфере агропромышленного производства.
2.6Учреждения
Учреждениемпризнается некоммерческая организация, созданная собственником дляосуществления управленческих, социально — культурных или иных функцийнекоммерческого характера и финансируемая полностью или частично этимсобственником.
Учреждениеявляется единственной некоммерческой организацией, которая не являетсясобственником находящегося у нее имущества. Собственник передает ему имуществолишь в управление. Создать учреждение может любой собственник: РоссийскаяФедерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования,юридические лица и граждане.
Взависимости от целей деятельности различаются: управленческие организации;учреждения просвещения; учреждения культуры (музеи, картинные галереи);медицинские учреждения; научные учреждения; правоохранительные органы (суды,прокуратуры, арбитражные суды); учреждения в системе внутренних дел и т.п.
Учреждениядействуют на основании утвержденного собственником и зарегистрированного уставаили положения, в котором определены его задачи и цели деятельности.Собственник-учредитель назначает руководителя учреждения в качествеединоличного исполнительного органа, также могут создаваться коллегиальныеисполнительные органы (ученые советы).
Учрежденияобычно финансируются собственником по смете, в которой строго фиксируютсянаправления расходования и размер выделяемых ему собственных сумм. Покасуществует учреждение, собственник ограничен в возможностях распоряжаться егоимуществом: он вправе изъять лишнее, неиспользуемое либо используемое не поназначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению.
Врамках специальной правоспособности учреждения могут осуществлять некоторуюдеятельность, приносящую доходы. Как правило, речь идет о возмездномпредоставлении услуг, связанных с основной (уставной) деятельностью учреждения.
Внастоящее время существует ряд законов и иных нормативных актов, определяющихособенности правового положения отдельных видов государственных и иныхучреждений. Так, некоторые общие положения об образовательных учрежденияхсодержатся в Законе РФ «Об образовании», а вопросы хозяйственнойдеятельности учреждений культуры — в Положении об основах хозяйственнойдеятельности и финансировании организаций культуры и искусства, утвержденномПостановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 года.
2.7Иные некоммерческие организации
Товариществособственников жилья.
Наосновании Федерального закона «О товариществах собственников жилья»от 15.06.96г. товариществом собственников жилья является некоммерческаяорганизация, форма объединения домовладельцев для совместного управления иобеспечения эксплуатации комплекса недвижимого имущества в кондоминиуме,владения и, пользования и распоряжения общим имуществом.
Нотариальныепалаты. Федеральные нотариальные палаты.
Принятые11 февраля 1993г. Основы законодательства о нотариате (далее – Основы) изменилиорганизационную основу построения нотариальной деятельности в России. Законодательствомчетко определен и регламентирован порядок построения свободного нотариата вРоссии. В частности, нормы закона предусматривают, что нотариальные действия отимени Российской Федерации совершают нотариусы, работающие в государственнойнотариальной конторе или занимающиеся частной практикой, реестр которых ведетМинистерство Юстиции РФ.
Некоммерческойорганизацией, представляющей собой профессиональное объединение, основанное наобязательном членстве нотариусов, занимающихся частной практикой, являетсянотариальная палата. В судебной практике зачастую поднимаются вопросы по делу опроверке конституционности отдельных положений статей Основ законодательства РФо нотариате. Так возник вопрос об обязательности членства в нотариальной палатенотариусов, занимающихся частной практикой, как условии их профессиональнойдеятельности, связанной с осуществлением публичных функций.
Другойнекоммерческой организацией является Федеральная нотариальная палата,представляющая собой профессиональное объединение нотариальных палат республикв составе РФ, которая организует свою работу на принципах самоуправления.
Государственныекорпорации.
Всвязи с принятыми дополнениями в Федеральный закон «О некоммерческихорганизациях» законодатель признает не имеющую членства некоммерческуюорганизацию, учрежденную Российской Федерацией на основе имущественного взноса,которая получила статус государственной корпорации.
Страховщики.
Подействующему законодательству на территории РФ к субъектам обязательногомедицинского страхования кроме страхователей, застрахованных лиц и другихсубъектов, относятся и страховщики, которые представляют собой некоммерческиеорганизации, создаваемые в соответствии с федеральными законами о конкретныхвидах обязательного социального страхования для обеспечения прав застрахованныхлиц по обязательному социальному страхованию при наступлении страховых случаев.
Автономнаянекоммерческая организация.
Автономнойнекоммерческой организацией признается не имеющая членства некоммерческаяорганизация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами наоснове добровольных имущественных взносов в целях предоставления услуг вобласти образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физическойкультуры и спорта и иных услуг.
Организационно-правовыеформы некоммерческих организаций не следует путать с видами таких организаций,определяемыми общностью стоящих перед соответствующим видом организаций задач,целей и других признаков. Например, благотворительные организации могутсоздаваться в формах общественных организаций, фондов, учреждений и в иныхформах, предусмотренных федеральными законами для благотворительныхорганизаций. Организации культуры могут действовать в формах учреждений,фондов, ассоциаций, союзов и т.д. Следует, однако, констатировать, что далеконе всегда нормы действующего сегодня законодательства о некоммерческихорганизациях позволяют четко разграничивать организационно-правовые формы ивиды некоммерческих организаций. Поэтому в каждом конкретном случае приотсутствии однозначного законодательного решения по этому поводу необходимсравнительный анализ подлежащих применению норм.

3.Создание, реорганизация и ликвидация некоммерческой организации
Всоответствии со ст. 13 федерального закона «О некоммерческих организациях»выделяются два способа создания некоммерческой организации: учреждение иреорганизация уже существующей некоммерческой организации.
Учреждениенекоммерческой организации происходит по решению учредителей (учредителя).Количество учредителей зависит от организационно-правовой формы создаваемойнекоммерческой организации и определяется соответствующими законами. Приналичии нескольких учредителей решение об образовании некоммерческойорганизации должно быть принято единогласно. В соответствии с п. 2 ст. 1 ГражданскогоКодекса РФ никто не может быть принужден к участию в акте учрежденияорганизации. Учреждение некоммерческой организации возможно только лицами,обладающими гражданской правоспособностью и дееспособностью. Поэтому, филиалы ипредставительства юридических лиц не могут быть учредителями некоммерческихорганизаций.
Всоответствии с Федеральным законом «О государственной регистрацииюридических лиц и индивидуальных предпринимателей» некоммерческаяорганизация подлежит государственной регистрации федеральным органомисполнительной власти. При регистрации происходит внесение в единойгосударственный реестр юридических лиц сведений создании, реорганизации иликвидации некоммерческих организаций.
Длягосударственной регистрации некоммерческой организации при ее создании в уполномоченныйорган или его территориальный орган представляются следующие документы:
заявление,подписанное уполномоченным лицом (заявителем);
учредительныедокументы некоммерческой организации;
решениео создании некоммерческой организации и об утверждении ее учредительныхдокументов с указанием состава избранных органов;
сведенияоб учредителях;
документоб уплате государственной пошлины;
сведенияоб адресе постоянно действующего органа некоммерческой организации, по которомуосуществляется связь с некоммерческой организацией;
-        документы, подтверждающие правомочие на использование в наименованиинекоммерческой организации личного имени гражданина, символики, а также полногонаименования иного юридического лица как части собственного наименования;
— выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страныпроисхождения или иной равный по юридической силе документ, подтверждающийюридический статус учредителя — иностранного лица.
Всенеобходимые для регистрации документы предоставляются в уполномоченный орган непозднее чем через три месяца со дня принятия решения о создании такойорганизации. В течение четырнадцати рабочих дней после получения документовуполномоченный орган принимает решение о государственной регистрациинекоммерческой организации и направляет в регистрирующий орган необходимыедокументы и сведения. На основании полученных документов регистрирующий орган всрок не более чем пять рабочих дней вносит в единый государственный реестрюридических лиц соответствующую запись и не позднее рабочего дня, следующего заднем внесения записи, сообщает об этом в орган, принявший решение огосударственной регистрации некоммерческой организации. Данный орган не позднеетрех рабочих дней выдает заявителю свидетельство о государственной регистрации.За государственную регистрацию некоммерческой организации взимаетсягосударственная пошлина.

3.1Учредительные документы
Учредительнымидокументами некоммерческих организаций могут быть учредительный договор, уставлибо учредительный договор вместе с уставом. Некоторые некоммерческиеорганизации в случаях, предусмотренных законом, могут действовать на основанииобщего положения об организациях данного вида. Иногда учредительный документконкретной организации, представляющий по сути своей устав, именуется«положением».
Ассоциациии союзы должны иметь учредительный договор и устав. Учредительный договорзаключается в письменной форме в виде единого документа, подписанного всемиучредителями. Члены ассоциации или союза должны также утвердить уставобъединения. По своей правовой природе устав является локальным нормативнымактом и обязателен не только для учредителей (членов) организации, но и длятретьих лиц, которые вступают с нею в гражданско-правовые отношения.
Вучредительных документах должно быть указано:
наименованиенекоммерческой организации, в котором содержится определение ее организационно- правовой формы;
местонахождения некоммерческой организации в соответствии с местом государственнойрегистрации организации;
— порядок управления деятельностью, т.е. определение структуры органовнекоммерческой организации, их компетенция, порядок принятия решенийколлегиальными органами;
— предмет и цели деятельности организации;
— филиалы и представительства организации с указанием их наименования, местанахождения;
-        праваи обязанности членов, условия и порядок приема в члены организации и выхода изнее (для некоммерческих организаций, основанных на членстве);
-        источникиформирования имущества некоммерческой организации, какими могут быть имущественныевзносы учредителей, добровольные пожертвования третьих лиц, доходы отдозволенной предпринимательской деятельности и др.;
— порядок использования имущества в случае ликвидации некоммерческой организации;
-        порядоквнесения изменений в учредительные документы.
Вуставе фонда обязательно должны содержаться слово «фонд», указания оборганах фонда, в том числе о попечительском совете, о порядке их формирования,о порядке назначения должностных лиц фонда и их освобождения от должности.Условия о составе и компетенции органов управления, о порядке принятия имирешений обязательны для учредительных документов ассоциаций и союзов. Для нихже обязательно определение вопросов, по которым решения принимаются единогласноили квалифицированным большинством голосов. В содержание учредительныхдокументов некоммерческих организаций могут быть включены и другие положения,не противоречащие законодательству.
3.2Реорганизация и ликвидация некоммерческой организации
Реорганизациянекоммерческой организации означает прекращение существования субъектагражданского права и одновременно возникновение другого субъекта либосохранение того же, но с изменившимся правовым статусом. Права и обязанностиреорганизуемой некоммерческой организации переходят к иным организациям в порядкеуниверсального правопреемства. К правопреемникам может перейти весь комплексправ и обязанностей реорганизуемой организации либо часть их, но непременноправа и обязанности вместе. В большинстве случаев реорганизация происходит добровольнопо решению высшего органа управления некоммерческой организации.
Реорганизациянекоммерческой организации может быть осуществлена в форме слияния,присоединения, разделения, выделения и преобразования. Реорганизация признаетсязавершенной с момента государственной регистрации вновь возникшего юридическоголица — при разделении, выделении или преобразовании. Если происходитприсоединение, то реорганизация считается завершенной с момента внесения вгосударственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельностиприсоединенной организации. С этого момента права и обязанности присоединеннойорганизации в полном объеме переходят к основной организации, которая иоказывается, таким образом, реорганизованной.
Регистрациявновь возникшей организации (организаций) в результате реорганизации и внесениев государственный реестр записи о прекращении своей деятельности осуществляетсяв порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц.Регистрация должна производиться в органах юстиции.
Преобразованиенекоммерческой организации является одной из форм реорганизации. Особенностьпреобразования как реорганизации состоит в том, что число участниковгражданских правоотношений не изменяется, все права и обязанности преобразуемойорганизации переходят к возникшему на ее месте субъекту иной организационно — правовой формы. Учитывая особенности различных некоммерческих организаций,разнообразие целей, которые они перед собой ставят, законодатель в ряде случаевввел ограничения на преобразования из одной формы в другую. Согласно п. 5 ст.58 ГК РФ права и обязанности преобразуемого юридического лица переходят к вновьвозникшему в соответствии с передаточным актом. В этом акте должны содержаться положенияо правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица вотношении всех его кредиторов и должников. Передаточный акт утверждаетсяучредителями некоммерческой организации.
Ликвидация.В соответствии со ст. 61 ГК РФ существует два вида порядка ликвидацииюридического лица: обычный и принудительный. Основаниями для обычного порядкаликвидации являются: истечение срока, на который была создана некоммерческаяорганизация; достижение цели, для которой она была создана. Принудительнаяликвидация коммерческой организации, как и любого иного юридического лица, — это своего рода санкция за допущенные правонарушения. Она осуществляется толькопо решению суда.
Дляликвидации некоммерческой организации должна быть назначена ликвидационнаякомиссия и установлены порядок и сроки проведения процесса ликвидации.
Смомента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят все полномочия поделам ликвидируемой некоммерческой организации, включая представительствоинтересов ликвидируемой некоммерческой организации в суде. Ликвидационнаякомиссия обязана поместить в печатном органе, извещение о предстоящейликвидации некоммерческой организации. В этом извещении дается информация о порядкеи сроках обращения кредиторов со своими требованиями. Предоставленныйкредиторам срок обращения не может быть менее двух месяцев со дня публикации.
Ликвидационнаякомиссия сама должна выявить всех потенциальных кредиторов. После того, какистечет срок для предъявления требований кредиторам, должны быть собраны полныесведения о составе и стоимости имущества некоммерческой организации. Этисведения составляют промежуточный баланс, на основании которого производитсявыплата денежных сумм по требованиям кредиторов, признанным ликвидационной комиссиейподлежащими удовлетворению.
Послеутверждения ликвидационного баланса в Единый государственный реестр юридическихлиц вносится запись о ликвидации юридического лица. Именно с этого моменталюбое юридическое лицо считается прекратившим свое существование в качествесубъекта гражданского права.

4.Отчётностьнекоммерческих организаций
Порядокотчётности перед органами Управления Федеральной регистрационной службы производитсяв соответствии с ФЗ от 10 января 2006 г. № 18-ФЗ «О внесении изменений внекоторые законодательные акты РФ».
Всенекоммерческие организации за исключением потребительских кооперативов, ЖСК,государственных учреждений и государственных органов до 15 апреля ежегоднодолжны представлять отчет о своей деятельности, персональном составеруководящих органов, представлять сведения о расходовании денежных средств ииспользовании иного имущества и др.

5.Финансы некоммерческой организации
5.1Доходы
Некоммерческаяорганизация для ведения своей деятельности должна иметь определенный доход. Некоммерческиеорганизации, в отличие от коммерческих, при формировании дохода имеют право наширокое использование таких источников финансирования, как: вступительные ичленские взносы, добровольные взносы и пожертвования, целевые поступления отфизических и юридических лиц и др.
Порядокпоступления взносов участников некоммерческой организации определяетсяучредительными документами либо решением ее органов управления. Эти средствапоступают от граждан, предприятий, организаций. Они предназначены длявыполнения уставной деятельности некоммерческой организации. К добровольнымвзносам и пожертвованиям относятся и спонсорские средства, которые представляютособую форму оплаты рекламной деятельности. Целевые поступления от физических июридических лиц — важный источник формирования доходов некоммерческойорганизации. Эти средства предназначены для выполнения конкретных программ.Такого рода средства часто поступают в некоммерческие организации черезблаготворительные и иные целевые фонды. Такое выделение ресурсов широкоиспользуется во многих странах мира и известно как «система грантов».Средства из государственного бюджета поступают некоммерческим организациям наосуществление отдельных проектов, программ, мероприятий. Выручка от реализациитоваров и услуг занимает значительное место в составе доходов некоммерческойорганизации. Этот вид дохода может складываться из выручки от реализациипродукции, создание которой представляет основную либо предпринимательскуюдеятельность некоммерческой организации.

5.2Состав расходов некоммерческой организации
Функционированиенекоммерческой организации связано с определенными расходами. Их можноподразделить на следующие виды:
-расходыпо выполнению основной уставной деятельности (административно-хозяйственныерасходы и расходы по выполнению программ и мероприятий, на которые полученысредства целевых поступлений);
-расходы,связанные с предпринимательской деятельностью;
-средства,переданные в результате внутрихозяйственных расчетов;
-потерии списания.
Распределениерасходов некоммерческой организации зависит от формы собственности, веденияпредпринимательской деятельности, целевых программ и мероприятий.

Заключение
Итак,право граждан на объединение закреплено в Конституции. Конституция гарантируетсвободу деятельности общественных объединений. Право граждан на объединениевключает в себя право создавать на добровольной основе общественные объединениядля защиты общих интересов и достижения общих целей, право вступать всуществующие общественные объединения либо воздерживаться от вступления в них.А также право беспрепятственно выходить из общественных объединений. Правограждан на создание общественных объединений реализуется как непосредственнопутем объединения физических лиц, так и через другие общественные объединения,которые наделены правоспособностью юридических лиц.
Согласноцели работы были рассмотрены вопросы, связанные с понятием, выяснением основныхпризнаков этих организаций. Кроме этого, для полного раскрытия вопроса вкурсовой были рассмотрены организационно-правовые формы коммерческих инекоммерческих организации, действующих на территории РФ согласно ГражданскомуКодексу РФ.
Входе работы были разобраны следующие организационно-правовые формы некоммерческихорганизаций: потребительский кооператив, общественные и религиозныеорганизации, фонды, учреждения и др. В соответствии с Гражданским Кодексом РФбыло рассмотрено создание, реорганизации или ликвидации вышеперечисленных организаций,их основные учредительные документы, финансы этих организаций.

Списокиспользуемой литературы
Гражданский кодексРоссийской Федерации от 30.11.94. № 51-ФЗ. Часть первая.
Федеральный закон«О потребительской кооперации потребительских обществах, их союзах в РФ»от 19.06.1992 г. — Ведомости Съезда народных депутатов РФ и ВС РФ. 1992. № 30.Ст. 1788
Федеральный закон «Обобщественных объединениях», статья 7. «Собрание законодательстваРФ», 22.05.1995, N 21, ст. 1930
Федеральный Закон «Онекоммерческих организациях» 12 января 1996 года N 7-ФЗ. — «Собраниезаконодательства РФ», 15.01.1996, N 3.
Федеральный закон «Освободе совести и религиозных объединениях». — Собрание законодательстваРВ. 1997. № 39. Ст. 4465. – п. 1 ст. 6
Федеральный Закон РФ осадоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан. — «Собрание законодательства РФ», 20.04.1998, N 16, ст. 1801
Федеральный закон «Обосновах обязательного страхования» от 16.июля 1999 г.// СЗ РФ .1999. № 29.ст. 3686.
Федеральный закон «Огосударственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»от 8 августа 2001г. №129-ФЗ (В ред. от 1 декабря 2007г. №318-ФЗ) //СЗ РФ, 2007, N 7, N 30.
Закон РФ «Обобразовании» от 10 июля 1992 г. N 3266-1 (в ред. ФЗ от 23 декабря 2003, №186-ФЗ) // СЗ РФ, 1996, № 3, Ст. 150
Указ Президента РФ «Онациональном фонде молодежи» от 06.03.95г.// СЗ РФ. 1995. № 11. Ст. 965;
ПостановлениеПравительства РФ «Об утверждении положения об основах хозяйственнойдеятельности и финансировании организаций культуры и искусства» от 26 июня1995 года №609 (В ред. от 23 декабря 2002, №919) // СЗ РФ, 1995, №28, ст. 2670
Основы законодательстваРФ о нотариате от 11.02.1993 г. (Ведомости Съезда народных депутатов РФ и ВСРФ. 1993. № 10. Ст. 357).
Алексий. П.В.Некоммерческие организации как юридические лица. М., 2002.
Гражданское право.Учебник. Е.А. Суханов, М., 1993, т.1.
Квашонкин А.В.Юридические основы деятельности НКО в Российской Федерации: история и проблемызаконодательства / А.В. Квашонкин // Вестник Московского университета. Серия21. Управление (государство и общество). – 2005. — №4.
Комментарий кГражданскому кодексу РФ части первой (постатейный). Под ред. О.Н. Садикова. М.,2002.
Маккальская М. Л.,Пирожкова Н.А. Некоммерческие организации в России: Создание, права, налоги,учет, отчетность. М.: Дело и Сервис, 2000.
Некоммерческиеорганизации: правовое положение, законодательство, учредительные документы./Подред. М.Ю.Тихомирова. — М,: 2001.
Рудник Б.Л., ШишкинС.В., Якобсон Л.И. Поддержка третьего сектора в регионах России. М., 1997.Солдатов С.А. Общественные организации в Российской Федерации(политико-правовое и институционное исследование). М., 2005.
Солдатов С.А. Общественные организации в Российской Федерации(политико-правовое и институционное исследование). М., 2001
Фоков А.П., ПопоновЮ.Г., Черкашина И.Л., Черкашин В.А. Гражданское право. – М.: Кнорус, 2005.
Шереги Ф.Э., АбросимоваЕ.А.Правовые инициативы некоммерческих организаций России. — М.: Университет,2002.
Шиткина И.С."Предпринимательская деятельность некоммерческих организаций" \\Гражданин иправо. №4 2002г.
Юрьев С.С. Правовойстатус общественных объединений. М., 2003.
Юрьева Т.В.Неприбыльный сектор (альтернатива бизнесу и государству). М., 2002.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.