Федеральноеагентство по образованию РФ
Контрольная работа
по дисциплине «Выставочная деятельность»
потеме: «Музеи города Лабинска и их культурно-просветительская деятельность»
Оглавление
Введение
1. Музей истории и краеведения имениФедора Ивановича Моисеенко
2. Выставка восковых фигур из Санкт-Петербурга
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Уже многие сотни лет музеи являются «визитнымикарточками» не только того или иного города, но и стран, так как онихранят не просто интересные «вещи», но и традиции культуры,свидетельства высочайших достижений творческого гения человека. Вот почему,несмотря на всю сложность социально-экономического развития мировогосообщества, музеи являются самыми жизнестойкими институтами цивилизации.
Современный музей воспринимается символом культуры, в которомсосуществуют различные мнения, позиции, точки зрения, определяющие как еговнешние проявления, так и его глубинный социокультурный смысл. Музей предстаетперед нами многочисленными гранями: в виде творческой «лаборатории», «сокровищницы»,«машины времени», переносящей нас в другие времена и страны; в виде «местсохранения, изучения и экспонирования материальных свидетелей прошлого», «способадиалога времен и культур»; «хранилища, занимающегосянаучно-исследовательской и просветительской деятельностью»; одновременно «театромкультуры» и «кладовкой ценностей», и т. д.
Вмногогранности этого явления проявляются контуры того, что мы можем назвать – «музей».Музей – научно-исследовательское или научно-просветительское учреждение,осуществляющее хранение, комплектование, изучение и популяризацию памятниковестественной истории, материальной и духовной культуры.
СогласноБольшой советской энциклопедии, музеи [греч. (lovaefov (от цоша – муза) –место, посвященное музам, храм муз] – учреждение, осуществляющее собирание,хранение и экспонирование исторических документов, памятников духовной иматериальной культуры, произведений искусства, коллекций, образцов природныхбогатств и т. д.
Развитие музея связано с теми задачами, которые он выполняетпо отношению к обществу и культуре. Многообразие мнений о социокультурномназначении музея, тем не менее, позволяет выявить характерные черты данногоявления, проявлявшиеся в деятельности музея по отбору, сохранению, изучению ипользованию в целях образования и воспитания материальных свидетельств развитияобщества, культуры и природы.
Выставочнаядеятельность является неотъемлемой частью социокультурной и хозяйственнойдеятельности, а также одним из факторов, существенно влияющих на формированиебудущего контура мирового сообщества.
В современном определении музея, предложенном Большойсоветской энциклопедией, указаны следующие типы музеев: научно-исследовательские,научно-просветительные, учебные.
Согласно данной классификации, в г. Лабинске есть музей научно-просветительныйи учебные музеи.
Музеи научно-просветительного типа являются самойраспространенной группой среди российских музеев. Их социокультурные задачисвязаны как с научно-исследовательской деятельностью, так и с передачейполученных в ходе этой работы знаний широкой общественности. Эти две сферы вмузеях данного типа как бы уравновешены.
Учебныемузеи выполняют по отношению к обществу образовательную, а часто дидактическую(обучающую) задачу. К музеям этого типа можно отнести музеи при учебныхзаведениях – школах, колледжах, вузах, при военных учебных заведениях, а такжедетские музеи.
Согласно классификации музеев по административному принципу,отражающей систематизацию музеев по видам или по их подчиненности, в г.Лабинске – общественные музеи. Общественные музеи – это школьные музеи, музеипредприятий, акционерных обществ, банков и т. д., а также музеи, возникающиенепосредственно при местных муниципалитетах.
Принятая в России классификация музеев подразделяет их на :
— Исторические;
— Художественные;
— Искусствоведческие;
— Литературные;
— Архитектурные;
— Естественнонаучные;
— Технические;
— Отраслевые;
— Комплексные.
Согласно данной классификации, в г. Лабинске представленыкомплексные музеи.
В данной работе я более подробно рассмотрю Лабинскийисторико-краеведческий музей им. Ф. И. Моисеенко.
1.Музей истории и краеведения имени Федора Ивановича Моисеенко
Краеведческие музеи–учреждения, вкоторых хранятся и экспонируются предметы о природе и экономике края, памятникиматериальной и духовной культуры. Они ведут исследовательскую ипросветительскую работу, оказывают методическую и организационную помощьзаинтересованным организациям и учреждениям.
Музейистории и краеведения имени Федора Ивановича Моисеенко находится в г. Лабинскепо адресу: ул. Советская, 20, в самом центре города. В2011г.историко-краеведческиймузей отметит двадцатую годовщину образования. В Лабинске появился музей в 1991году – в год 150-летнего юбилея города. Основное внимание в работе уделено двумнаиболее важным видам деятельности музея в период его создания (формированиеколлекции и культурно-просветительская деятельность.
Здесьсобраны интересные и очень редкие экспонаты. Здание музея истории и краеведенияявляется памятником истории. Во II половине 19 века здесь находился игорныйдом, в 1920-1922-х годах – штаб комитета РКСМ, затем райфинотдел, с 1991г. –располагается музей истории и краеведения. Несмотря на ограниченный срок,отпущенный временем для собственного самоутверждения, небольшой коллективнаучных сотрудников сумел сразу поставить дело так, что музей стал одним изпризнанных центров культуры и просвещения в районе.
Прежде всего, музей представляет собой центр научногодокументирования региона. Именно в музее сосредоточены материальныесвидетельства (документы) развития истории, культуры или природы, которые, ставмузейными предметами, несут в себе подлинную (аутентичную) информацию, имеющуюбольшое научное и культурное значение.
Музейхранит документы по истории области и района, ее кустарных промыслах и др…Фотодокументы представлены фотографиями видов города конца XIX – начала XX вв.,градостроительства в послевоенный период, а также фотографиями, отражающимиобщественно-политическую жизнь страны и региона.
Музей является одним из центров научно-исследовательской деятельностирегиона, так как отбор, исследование и использование музейных предметов вкачестве экспонатов требует серьезной исследовательской деятельности, иполученные результаты часто являются научными открытиями (пусть местногохарактера), проливающими свет на развитие культурных или природных процессов,происходящих в «пространстве музея».
Лабинский историко-краеведческий музей им. Ф. И. Моисеенко –это и учреждение культурного представительства региона, так как представленныев экспозиции музейные экспонаты являются образцами культурного наследия. В своюочередь, музейные экспозиции – есть новая культурная реальность, в которойоказываются аккумулированными культурные нормы, доминирующие в данном обществев данное время, а деятельность музейных сотрудников осуществляется с учетом ихпрофессиональной культуры.
Всамом сердце города, в здании дореволюционной постройки, разместили первыеэкспонаты, а затем, постепенно расширяя их количество, оборудовали экспозициина различные темы в шести залах.
Вэкспозиции «Археология» прослеживаются периоды в развитиичеловечества на протяжении каменного, бронзового и железного веков. Наосновании местного материала (памятники археологии; экспонаты, найденные вЛабинском, Мостовском районах) проходит знакомство с древнейшей историей нашеймалой родины.
Экспозиция«Природа» знакомит с фауной предгорья Кавказа и равнинных территорий.Здесь на фоне реконструированного уголка природы показаны чучела разнообразныхзверей и птиц, а также коллекция бабочек.
Экспозиция«Казачество» охватывает период с конца XVIII до начала XX веков.Экспонаты зала (документы, оружие, предметы быта, одежда) рассказывают обистории освоения нашего края казаками. Много материала посвящено становлениюстаницы Лабинской, ее развитию в дореволюционный период (экономика, культура,образование).
Вэкспозиции «Казачья хата» показано внутреннее убранство казачьегодома: мебель, посуда, утварь и другие предметы быта. Здесь также более подробноможно познакомиться с деталями одежды казака и казачки.
Вэкспозиции «Храмы мира» представлены макеты православных церквей имусульманских мечетей. Автор этих работ пенсионер А.Н. Саров (г. Майкоп).Анатолий Николаевич, сварщик по профессии, открыл в себе дар к ваянию послетяжелейшего инсульта. Для создания макетов используется бумага, фольга, клей итот удивительный талант, который проснулся в этом человеке.
Вэкспозиции «Символы России, Кубани, Лабинска» представлены флаги игербы России, Краснодарского края, Лабинска.
Насегодняшний день фонды Лабинского музея располагают более 19 тысячамиэкспонатами. Ежегодно музей посещают 25 тысяч человек, для них проводится всреднем 450 экскурсионных и лекционных мероприятий.
Вэкспозициях мало копийного материала, муляжей. В основе это подлинники.
Самасуть любого музея заключается не только в собирании и хранении эстетических инаучных образцов, но и в том, чтобы с их помощью донести до человека истиннуюкартину эпохи, реальную историю. Главным источником комплектования фондов сталиархеологические и историко-бытовые экспедиции.
Основнаяфункция заключается в удовлетворении духовных потребностей человека черезобщение с культурным наследием.
Можносказать, что основной деятельностью Музея истории и краеведения подразумеваласьпрежде всего культурно-просветительская деятельность, а коллекция,формированием которой Музей занимался в течение всего своего существования,явилась средством этой деятельности. Основным же методомкультурно-просветительской деятельности музея явилась экспозиция музейныхпредметов, иными словами, – постоянно действующая выставка всех имеющихся вмузейной коллекции предметов. О ней можно судить по самим отчетам о посещенииМузея.
Сампо себе осмотр всего, что есть в Музее, давал достаточно полное представление оКраснодарском крае, его животном и растительном мире, геологии, минералогии,этнографии, археологии, истории.
Экспозиция – визитная карточка любого музея. Она определяетмузей как особое учреждение культуры, где находятся «живые свидетелипрошлого». В музейной экспозиции выявляется внутренняя и символическая,часто знаковая, сущность вещей. Она представляет собой текст особого характера,в котором через музейные «предметы-знаки-буквы» передаются суждения,идеи, мысли, чувства как давно живущих людей, так и авторов экспозиции.
Музейная экспозиция – этоосновная форма музейной коммуникации, образовательные и воспитательные целикоторой осуществляются путем демонстрации музейных предметов, организованных,объясненных и размещенных в соответствии с разработанной музеем научнойконцепцией и современными принципами архитектурно-художественных решений.
Музейная экспозиция является научно-организованнойсовокупностью предметов, но совершенно иной, нежели музейное собрание иликоллекция. Ее основу составляет научная концепция, которая определяетсодержание музейной экспозиции, принцип отбора экспонатов, общее художественноерешение.
Музейные предметы, организованные в определенном логическомпостроении, служат для раскрытия тех или иных тем. При отборе музейныхпредметов для экспозиции проводится их дополнительное изучение. Это необходимодля того, чтобы определить возможность экспонатов передавать информацию идействовать на посетителей музея эмоционально. Предметы располагаются взависимости от задач экспозиции, что способствует их пониманию как продуктовтруда, предметов искусства или объектов природы. Например, в художественноммузее экспозиция дает представление об исторических периодах развитияизобразительного искусства, о стилях, характерных для искусства определеннойэпохи, творчестве конкретных мастеров и т. д.
Часто экспозиция представляет одно целое из археологическихэкспонатов, исторических экспонатов, культурных ценностей. Все они всовокупности отражают конкретный исторический процесс. В результате углубляетсявосприятие искусства, понимание философских, религиозных, политических иэтических воззрений какого-либо народа. Таким образом, в экспозиции музеяфокусируются результаты как научно-исследовательской работы самого музея, так ииспользованные им достижения профильных науки современного музееведения.
Самое важное, что отличает музейную экспозицию и что являетсянаиболее ценным для посетителя музея, — это преобладающее значение подлинников– «живых свидетелей прошлого», которые могут рассматриватьсязрителями как доказательства, подтверждения существовавших событий и явлений.Люди ходят в музей не только для того, чтобы получить какие-либо знания. Длямногих это – возможность провести свой досуг и получить эстетическоенаслаждение. Поэтому формирование художественного образа экспозиции занимаетодно из центральных мест при ее разработке. Она строится на взаимодействииподлинников, их воспроизведений, научно-вспомогательных средств: графического ифотографического материала, текстовых средств и т. д… Вспомогательный материалдостаточно часто используется в музейных выставках, так как не всегда музейрасполагает подлинными предметами.
Эту же функцию выполняют аудиовизуальные средства. Их задача– активизация внимания и творческих способностей посетителя. Музеем истории и краеведенияимени Федора Ивановича Моисеенко разработаны специальные программы: просмотрслайдов, видеофильмов.
Использование вспомогательных средств воздействия напосетителя необходимо, чтобы сделать его более ярким и выразительным
Естественно,что культурно-просветительская деятельность музеев на экспозиции музейныхпредметов не ограничивается. Задачи музея, состоявшие в естественноисторическомизучении края и распространения соответствующих знаний среди местногонаселения, достигались путем научных исследований по геологии, минералогии, зоологиии другим наукам; результаты исследований (коллекции почв, руд, полезныхископаемых, минералов, карт, планов, моделей местностей и т.п.), помещались вмузее. Публику знакомили наглядным путем с предметами музея, проводилисьпубличные чтения, печатались и распространялись дешевые брошюры о предметахмузея и по истории края.
Чтокасается другого вида культурно-просветительской деятельности – «публичныхчтений по предметам, соответствующим задачам музея», – то таковыми можноназвать устные объяснения, которые давались специалистами по различнымпредметам при обозрении музея группами посетителей, преимущественно учащимися вучебных заведениях. Это не что иное, как экскурсии.
Тщательноподготовленные и организованные культурные и развлекательные программы успешнозаполняют как основное, так и «свободное» время пребывания в музее. Кним в первую очередь относятся целевые экскурсионные программы посещения музея,учитывающие потребности различных групп и категорий экскурсантов.
Очевидно,что для полноты представлений об истории, о природе Краснодарского края этиэкскурсии были необходимы.
Так,нужно отметить, что в музее истории и краеведения г. Лабинска широкоиспользуются как традиционные формы просветительства, так и новационногохарактера. Базовые формы, а именно: экскурсии, лекции, чтения, клубы, кружки,конкурсы (викторины, олимпиады), встречи с интересными людьми, викторины,молодежные игры, концерты (литературные вечера), музейные праздники –претерпевают обновление, т. к. вводится театрализация, диалоговое общение спосетителями.
Лекционныезанятия проводятся для учащихся школ г. Лабинска и Лабинского района. Работаведется в следующих направлениях:
— эстетическое (развитие худ. восприятия творческих начал);
— историко-художественное (изучение истории искусств на основе музейнойколлекции);
— гуманитарно-междисциплинарные (изобразительные искусства по отношению к другимгуманитарным дисциплинам).
Длявсех фольклорных праздников в музее существует обязательное правило – онипроводятся в соответствие с традиционными обрядами, на праздниках возрождаютсянародные игры и забавы. Во время праздников посетители являются не простозрителями, они вовлекаются в само действие, участвуют в обрядах и традиционныхиграх.
Длямузея предусматривается широкое вовлечение в структуру обслуживания школьникови учащейся молодежи. В структуре экскурсионного обслуживания для учащихсясредних школ специально организованы однодневные экскурсионные программы потематике «Единого урока» по истории, биологии, географии, ботанике,который позволяет проводить занятия по учебным дисциплинам с большейнаглядностью, практическим ознакомлением с экспонатами музея по даннойтематике.
Крометого, на территории музея проводятся мероприятия, привлекающие большоеколичество участников: фестивали и ярмарки народного искусства, традиционныепраздники. Помимо постоянных, музей создает и временные экспозиции – музейныевыставки.Выставки – стационарные и передвижные – посвящаются актуальнымвопросам современности: значительным политическим событиям, культурнымявлениям, юбилеям, важным проблемам, интересным событиям прошлого и настоящего.Они повышают доступность, общественную значимость музейных коллекций (выставкифондов), оперативно вводят в оборот научные достижения музея (отчеты поэкспедициям, демонстрация реставрационных работ, новых поступлений).Временность выставок отражается на составе экспонатов. Здесь могут бытьпоказаны музейные предметы, обычно не подлежащие длительному экспонированию вцелях обеспечения сохранности, предметы из других хранилищ. Выставки имеютвозможность показать исчерпывающий материал по обозначенной теме. Зачастую темаможет выходить за пределы профиля музея. Актуальность, а иногда излободневность тематики выставок предъявляют особые требования к ихархитектурно-художественному решению. Выставки значительно повышаютобразовательно-воспитательную роль музеев, резко увеличивают количествопосетителей, расширяют географию деятельности музея. Передвижные выставкиобслуживают дальние регионы страны.
Всовременных условиях активно развивается международный обмен выставками, чтоспособствует взаимообогащению различных культур и взаимопониманию международами. Подготовка музейных выставок органически входит в экспозиционнуюработу музея.
Музейистории и краеведения имени Федора Ивановича Моисеенко на данный момент помимостационарных выставок имеет передвижную – это экспозиция «Храмымира», в которой представлены макеты православных церквей и мусульманскихмечетей. Данная выставка помимо основных, так же выполняет рекламную функцию иприносит дополнительный доход музею.
Также музей принимает гостей, всегда открыты двери для всех желающих посетитьвыставку восковых фигур из Санкт-Петербурга.
2.Выставка восковых фигур из Санкт-Петербурга
Временная выставка мобилизует посетителей, заставляя ихприйти в музей. Сегодня сократилось количество туристов, но увеличилоськоличество жителей города, которые приходят в музей.
В1-м зале данной выставки можно видеть Князя Новгородского (1236-1251), Великогокнязя Владимирского (1251-1263), Прославленного полководца Руси Святой в православии;Биргера Магнуссна – швецкого князя рыцаря-крестоносца, участвовавшего в Невскойбитве между королевским войском Швеции и Новгородским войском, начавшейся 15 июня1240 года с рыцарского поединка двух военных вождей князя Александра Ярославичаи ярла Биргера; основателя Российского флота, великого реформатора землиРусской Петра I; великую императрицу Екатерину II; Великого полководца,генералиссимуса (1799г.) Суворова Александра Васильевича, не проигравшего ни одногосражения.
Вовтором зале представлены персонажи второй мировой войны: две великие личности,сыгравшие огромную роль в истории многих стран: Генеральный секретарь компартииСССР – Иосиф Сталин и Фюрер Национал-социалистической партии, глава германскогогосударства Адольф Гитлер. Маршал Советского Союза, талантливый полководец –Жуков Георгий Константинович. Хирург, член-корреспондент Петербургской Академиинаук – Пирогов Николай Иванович. Первая фронтовая сестра милосердия в России –Севастопольская Дарья.
Огромноезначение в исходе войны имел военно-морской флот. На выставке представленытакие персонажи как: капитан II ранга, командир дивизиона подводных лодокСеверного флота – Гаджиев Магомед Имадутинович; Флотоводец, адмирал НахимовПавел Степанович; Моряк- подводник, капитан III ранга, Герой Советского Союзапосмертно – Маринеско Александр Иванович; Флотоводец адмирал, один из создателейРоссийского Черноморского флота – Ушаков Федор Федорович; Командир подводнойлодки М-172 Северного флота – Фисанович Израиль Ильич; Командир подводной лодки«К-21» Северного флота – Лунин Николай; Вице-адмирал,теоретик-океанограф, кораблестроитель – Макаров Степан Осипович; Матрос, геройобороны Севастополя – Кошка Петр Макарович.
Втретьем зале представлены два пирата, наводившие страх на мореплавателей XVIII века.
Вчетвертом зале посетители музея окажутся в мире сказок и приключений. Такиеперсонажи как: Гулливер и лилипуты, Карабас-Барабас и Буратино заставятвспомнить детство каждого из нас. Любимая всеми девочками кукла Барби покоряетсвоим необыкновенным нарядом.
Посетиввыставку восковых фигур, долго вспоминются те ощущения, в которые заставилиокунуться уникальные персонажи истории разного времени, собранные в одномместе.
Заключение
Современныймузей – один из феноменов, созданных в процессе общественного развития. Он недублирует ни один из существующих социально-культурных институтов и вноситсвой, оригинальный вклад в науку, культуру, образование и воспитание. Внынешней ситуации музеи сталкиваются со многими проблемами, и не удивительно,что их социокультурные функции реализуются не полностью.
Сущностьмузея – быть посредником между обществом и его культурой, между культуройпрошлого и культурой настоящего, а не конкретное содержание музейной деятельности,обусловленное социальным заказом времени. Музей может рассматриваться сегоднякак состояние души общества в настоящее время, и именно музею необходимонаправить все усилия на восстановление утраченной культуры, чего так не хватаетв современном мире.
В музее истории и краеведения имени Федора ИвановичаМоисеенко хранятся уникальные коллекции и экспонаты по археологии и этнографии,подлинные документы и фотографии, редкие книги, предметы быта, значительнаяестественнонаучная коллекция и др… Документальная, научная и культурнаяценность музея дают возможность считать его и образовательно-воспитательнымцентром, осуществляющим процесс передачи культурных норм, лучших традиций,опыта поколений с учетом тех требований, которые общество выдвигает в различныеисторические периоды.
Вмузее собран богатый материал, отражающий прошлое края с древнейших времен.Сейчас экспонаты музея доступны каждому. Здесь хранятся предметыисторико-культурного наследия края.
Подводяитог, следует отметить, какие основные функции выполняет рассмотренный музей:
· функцию документирования (собственно музейную функцию), функциюдоказательства, т. е. подтверждения посредством музейных предметов развитияобщества, культуры или же природы; она вызвана общественными потребностями экономического,научного и культурного характера в комплектовании, сохранении и изученииобъективных свидетельств этого развития;
· образовательно-воспитательную функцию, обусловленнуюинформационными и экспрессивными свойствами музейных предметов, а также познавательнымии культурными запросами общества к музею. Она включает в себя какпросветительные, так и образовательные аспекты;
· функцию организации свободного времени, отвечающуюобщественным потребностям в культурных формах досуга, эмоциональной разрядке ипр. Эта функция является производной от функции образования и воспитания,поскольку посещение музеев в свободное время связано, как правило, с мотивамипознавательно-эмоционального характера и в этом плане представляет собой способреализации образовательно-воспитательных задач музея.
Списокиспользуемой литературы
· А.Брославская Лабинск – город твой и мой. Ростов-на-Дону, 2000
· В.Г.Петелин Основы менеджмента выставочной деятельности. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005
· Л.М. Шляхтина Основы музейного дела: теория и практика. Учеб.пособие, М.: Высш. шк., 2005
· О.Я. ГойхманОрганизация и проведение мероприятий:Учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 2008
· Т.Ю.Юренева Музееведение. М., 2003;
· Большаясоветская энциклопедия. 2-е изд. Т. 28. М, 1953.
· Музей истории и краеведения (путеводитель). Лабинск, 2006.
· www.museum.ru