Федеральное государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Сибирская академиягосударственной службы»
Кафедра гуманитарных основгосударственной службы
Факультет Государственное имуниципальное управление
Контрольная работа подисциплине культурология
На тему: «Переходные эпохи» ифеномен массовой культуры»
Выполнила:Студентка 1 курса гр.10111
ДерендяеваИрина Сергеевна
Проверила:Отургашева Наталья Вадимовна
Новосибирск 2010г.
Цель работы: изучитьфеномен массовой культуры
Задачи:
узнать историювозникновения массовой культуры;
найти различныеподходы к определению массовой культуры;
рассмотретьмассовую культуру с разных точек зрения: как положительное и отрицательное явление.
Актуальность темы:тема актуальна в настоящее время, так как массовая культура всё большестановится популярной и вокруг неё не утихают споры
Социокультурный мирнеоднороден и многомерен в синхронном и диахронном аспектах. Классификациякультурных типов – это метод исследования культур, в котором критериемвыделения является определённая совокупность существенных показателей.
Выделяютсоциальные, этнонациональные и исторические типы культуры. Социальные типыкультуры классифицируются по различным признакам:
Типы культуры попринципу внутрикультурной иерархии: доминирующая или «базовая», культура –совокупность «алгоритмов» жизнедеятельности, поведения и общения, характерныхдля большинства социальных субъектов.
1. Доминирующаякультура может быть этнической и национальной.
- Этническая культура основана на общности происхождения исовместной деятельности, основной способ передачи социокультурной информации вней – традиция.
- Национальная культура основана на территориальном, экономическоми лингвистическом объединении людей. Включает в себя специализированные областии этническую культуру. Основной способ передачи социокультурных достижений –письменность.
Наряду сдоминирующей, в культурном пространстве наличествуют субкультуры. Субкультура –совокупность социокультурных характеристик, присущих определённой социальнойгруппе. Признаки субкультуры:
а) собственная,отличная от доминирующей, система ценностей и жизненных ориентиров;
б) особенностиязыка как средства общения (арго);
в) стиль жизни;
г) имидж и др.
К числу субкультуротносятся молодёжная, тюремная, цыганская и другие виды культуры.
3. Контркультура –тенденции, элементы культуры, направленные против установок и ценностныхориентаций доминирующей культуры. Контркультура, с одной стороны, характеризуетнаправленность и соотносимость «базовой» и субкультур, а с другой стороны,отражает тенденции создания культурных инноваций в развитии культуры.
Элитарная — культура, ориентированная на восприятие лучшей части общества. Обладает особой художественной восприимчивостью, ориентирована навысокие образы.
Маргинальная(отлат. marginales – находящийся на краю) – понятие,определяемое положением человека между культурными типами. Кней относят «культурные гибриды».[7]
Массовая (от лат. massa – ком, кусок), которая является предметом моегоизучения и темой реферта.
По мнению значительного,числа отечественных и зарубежных исследователей, первоочередное полнокровноеоформление массовой культуры произошло на Североамериканском континенте.Изначально главным образом потому, что носители европейской цивилизации,прибывшие на североамериканскую землю в первые десятилетия XVIIв., не сформировали глубинную прослойку фольклорных традиций. Это былоневозможно сделать из-за относительной малочисленности ранних переселенцев, их жесткойпрагматической нацеленности на выживание в предельно суровых условиях. Такуюточку зрения высказывают как российские, так и американские исследователи. [1,с.36]
А само понятие«массовая культура» впервые появилось в 1957 г. в США в сборнике статей «Массовая культура» под редакцией Б.Розенберга и Д.Уайта.
Последняя треть XIX В. – это время, когда в западной цивилизации появляютсяпервые признаки общества растущего массового потребления. Это было следствиеммножества технологических усовершенствований, позволивших ускорить производствопродуктов массового потребления, обеспечить их доступность для всё болеешироких слоев населения.[1, c.37]
В сферематериальной массовой культуры начало XX в. значительноактивизирует возникшее уже в предыдущие годы мастерство технической эстетики,впоследствии нареченное понятием “дизайн”.
Всё более быстроенасыщение рынка однотипными товарами, сошедшими с конвейера, потребоваловариативности конструкций ради расширения числа покупателей.
В сфере массовогоспроса происходит расслоение утилитарного и престижного аспектов предлагаемыхтоваров. И возникающий между этими характеристиками зазор со временем увеличивается.Общественное расслоение ярко проявляется в растущей роли престижного идемонстративного, поведения. Этот феномен имеет глубинныесоциально-исторические и социально-психологические предпосылки. Он проявляетсяв тяготении отдельных людей и даже целых социальных групп к потреблению напоказ, с целью демонстрации и подтверждения своих престижа и статуса.
Таким образом,культ потребления – звено в основании массовой культуры. Как отмечают западныемаркетологи, ко второй половине XX в. понятия«покупатель» и «покупка» сменились понятиями «потребитель» «и потребление». Приэтом соображения о планах и способах приобретения всё новых и новых предметов иразвлечений зачастую становятся смыслом их жизни.
В таких условияхзависимость производства от спроса жёстко заявила о себе не только вматериальной сфере. Множество продуктов интеллектуального, художественного,писательского труда и сами эти процессы становятся заложниками рыночныхотношений. Именно идеология потребительства укрепила и размножила те росткимассовой культуры в области «свободных искусств».
Подавляющее числодеятелей искусства попадает в зависимость от рыночных запросов массовогопотребления. А эти запросы, как правило, не отличаются особой оригинальностью.Они ориентированы на приятное развлечение, необременительную релаксацию. Какотклик на такие запросы создается массовое искусство, не претендующее наглубокое содержание и высокие эстетические критерию Его основное кредо –занимательность и доступность для восприятия любого человека – от школьника добезграмотного поденщика или среднеграмотного конторщика.
Еще одним элементоммассовой культуры становится китч. Это слово имеет корень с немецким глаголом «verkitchen», что означает «продавать», «получать прибыль», ихарактеризует наиболее показательную черту массовой культуры и массовогоискусства – их потребительскую нацеленность, их устремленность к получениюприбыли, зависимость от покупательского спроса. По мнению известногофранцузского культуролога А. Моля, «китч – это основной принцип в искусствемассового общества». И он составляет до 95% общего эстетического воздействия всовременном социуме, считает Моль.
С утверждениемтелевидения (середина XX в.) внедрение массовыхэстетических стереотипов в общественное сознание стало особенно настойчивым инеотвязным. С появлением этого могущественного средства связи наступил«звездный час» для массовой культуры и массового искусства. Теперь их продуктыспособны проникнуть в жилище, завладеть вниманием практически любого человека.
Достоинствателекоммуникаций перечислять нет смысла – они общеизвестны. А вот негативныепоследствия повсеместного бытования телевизионного «ящика» и егокруглосуточного функционирования стали заботой социологов лишь несколькодесятилетий тому назад. Наибольшую тревогу вызывает близкое к наркотическому«затягивание» личности в демонстрируемые по телевидению зрелища, вытеснениеэтим видом свободного времяпрепровождения других рекреативных занятий: чтениякниг, прогулок, игр с детьми, занятий спортом (в роли действующего лица, а не«болельщика») и т.п.
Не может невызывать тревогу и то место, которое заняла массовая культура, по преимуществутранслируемая телевидением, в восприятии огромного большинства людей.Существовавшие и в дотелевизионную эпоху стандартизация и стереотипизациядуховного продукта, того же китча, теперь становятся поистине всепроникающими.Их концентрацией к концу XXв. стала передачамногочисленных, протянутых через месяцы и даже годы сериалов, сделавшихсяуспешными наследниками лубочной литературы.
На содержании, и наспособах доставки до аудитории продуктов современной культуры лежитнеустранимый императив коммерциализации. Невзыскательный вкус массовогопотребителя диктует производству культурных стереотипов соответствующиенормативы. Но тем самым стереотипы, воплощенные в текстах и зрелищах, в свою очередьформируют вкусы новых поколений массового зрителя по уже бытующим стандартам.
В связи с этимможно говорить не только о проектировании предметного и духовного мираприменительно к вкусам большинства, но и о проектировании самих этих вкусов ипривычек типовых представителей «среднего» класса обычных жителей.
Было бы крайне невернохарактеризовать массовую культуру в виде однообразного мутного потока. Наоборот– это многокрасочное, изобилующее блестящими позументами и переливаниями цветапространство, которое разделяется на сегменты применительно к различным группамнаселения и их специфическим интересам. «Упаковка продукта», как правило,разнообразна внешне и очень привлекательна. Однако содержимое в большинствеслучаев должно соответствовать стандартам массового вкуса.
Обобщая вслед замногими теоретиками наиболее существенные черты массовой культуры, следуетотметить следующее:
1. продуктымассовой культуры создаются и распространяются с целью коммерческой прибыли позаконам рынка;
2. массовуюдоступность и широкий спрос на такие произведения обеспечивают их создание постандартизированным конструктивным схемам;
3. изобразительная яркость и содержательная экспрессия – обязательныефакторы успешного творчества в этой сфере;
4. происходит теснейшее сопряжение масскультурного и рекламного типовдеятельности. [1, c.51]
Но было быупущением представлять массовую культуру только негативно, как чудовище,пожирающее в человеке всё человеческое. Анализируя массовую культуру, не стоит рассматриватьеё в исключительно идеологическом ключе. Для того чтобы избежать подобныхошибок, можно проанализировать следующие аспекты проблемы:
- социальные процессы, способствующие появлению и развитию массовойкультуры;
- отличие массовой культуры от народной;
- влияние технологической революции;
- фактор моды в распространении пролуктов массовой культуры;
- социальные и психологические механизмы массовой культуры;
- роль мифологем.
Рассматриватьразличные точки зрения и подходы к проблеме.
Некоторыеисследователи полагают, что массовая культура – это особый культурный феномен,автономное образование, в котором часто происходит разрыв формы и содержания. Вчастности, А.Б. Гофман отмечает, что массовая культура – это особое состояниекультуры в кризисный период общества, когда развивается процесс распада еесодержательных уровней. Поэтому массовая культура часто принимает формальныйхарактер. Функционируя, она лишается сущностного содержания, и, в частности,традиционной морали.
В другом подходемассовая культура определяется как явление, характеризующее особенностипроизводства культурных ценностей в современном обществе. Предполагается, чтомассовую культуру потребляют все люди, независимо от места и страны ихпроживания. Массовой культура является еще и потому, что она массово ежедневнопроизводится. Это культура повседневной жизни, доступно предоставляемаяаудитории средствами массовой коммуникации.
Одним из наиболееинтересных и продуктивных следует признать подхода Д. Белла, согласно которомумассовая культура – это своего рода организация обыденного сознания винформационном обществе, особая знаковая система или особый язык, на которомчлены информационного общества достигают взаимопонимания. Она выступает каксвязующее звено между постиндустриальным обществом высокой специализации ичеловеком, который интегрирован в него лишь как «частичный» человек.Коммуникация же между «частичными» людьми, узкими специалистами, к сожалению,осуществляется, по всей видимости, лишь на уровне «массового человека», т.е. насреднем общедоступном языке, которым и является массовая культура.
Сейчас массоваякультура проникает практически во все сферы жизни общества и формирует своеединое семиотическое пространство. Удачной является классификация сферпроявления массовой культуры, предложенная А.Я. Флиером. Среди основныхпроявлений и направлений массовой культуры он выделяет следующие:
- индустрия «субкультуры детства»;
- массовая общеобразовательная школа;
- система национальной (государственной) идеологи
- массовые политические движения;
- массовая социальная мифология, упрощающая сложную системуценностных ориентацией человека и многообразие оттенков миропонимания доэлементарных дуалистичных оппозиций;
- индустрия развлечений и досуга, которая включает в себя массовуюхудожественную культуру (кроме архитектуры), массовые постановочно-зрелищныепредставления, профессиональный спорт, структуры по проведению организованногоразвлекательного досуга, различные шоу;
- индустрия оздоровительного досуга;
- система организации, стимулирования и управления потребительскимспросом на вещи, услуги, идеи как индивидуального, так и коллективногопользования (реклама, имиджмейкерство, политтехнологи);
- разного рода игровые комплексы от механических игр, электронныхприставок, компьютерных игр и т.д. до систем виртуальной реальности.
Итак, массоваякультура – явление далеко не однородное. Оно имеет свою структуру и уровни. Всовременной культурологии, как правило, выделяют три основные уровня массовойкультуры:
- ·кич-культура (т.е. низкопробная, даже вульгарная культура);
- мид-культура (так сказать, культура «средней руки»);
- арт-культура (мас-культура, не лишенная определенного, иногдадаже высокого, художественного содержания и эстетического выражения).
В настоящее время всферу массовой культуры вовлечена и такая форма массовой коммуникации, какИнтернет, который становится глобальным средством распространения продуктовкультуры. Мир становится «глобальной деревней». Появление электронных средствменяет традиционные представления о способах трансляции социокультурного опыта,формах человеческого взаимодействия и т.п. Однако это явление и егосоциокультурные последствия нуждаются в соответствующем специальномисследовании.
Только переченьнаправлений, сформировавшихся в рамках массовой культуры, свидетельствует отом, что она – структурная, органичная часть всего культурного пространства,что наводит на вывод о реализации универсального принципа дополнительности:общество не может ограничиться культурой элитарной уже потому, что оноразнородно, и потому, что жизнь людей динамична, и потому, что люди каксоциальные существа выполняют одновременно множество ролей, и потому, чтомассовая культура уже давно пустила корни в архетипичность коллективногобессозгательного, базируясь на мифологемных структурах сознания и в то же времяпорождая современную мифологию.
Таким образом,массовая культура – многофункциональнок, объективное явление современного этапакультуры, в которую неизбежно вовлечены все слои населения, и проблема,заключена в управлении динамикой массовой культуры, то есть выработкеэффективных механизмов отбора необходимых и перспектиыных её направлений ивыбраковке тех, которые приводят к необратимой деградации культурных ценностейи образцов.
В заключениенесколько слов о возможных социальных перспективах массовой культуры. По всейвидимости, она прочно укрепилась в современном обществе, и ожидать ееспонтанного исчезновения, по крайней мере, в ближайший исторический период, неприходится. Очевидно, что если она продолжит свое существование в настоящемвиде, то общий культурный потенциал цивилизации не только не возрастет, номожет понести и существенный ущерб. Псевдоценности массовой культуры все жеслишком обременительны и даже разрушительны для личности и общества. Поэтомунеобходима идейная трансформация маскультуры через ее наполнение болеевозвышенными идеями, социально значимыми сюжетами и эстетически совершеннымиобразами. Справедливо полагать, что решающую роль в такой позитивнойтрансформации маскультуры может и должна сыграть мировая духовная культура вовсем многообразии своих видов и форм.
Список литературы
1. Учёнова Виктория Васильевна. Реклама и массовая культура: Служанка илигоспожа? учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям«Журналистика» и «Реклама» В.В. Учёнова. – М.: ЮНИТИДАНА, 2008. – 248с.: цв.ил.
2. Культурология: Учеб. для студ. техн. вузов Н.Г. Багдасарьян, Г.В. Иванченко,А.В. Литвинцева и др.; Под ред. Н.Г. Багдасарьян. – 4-е изд., испр. – М.: Высш.шк., 2002. – 511 с.
3. Кара-Мурза С.Г. Власть манипуляции С.Г.Кара-Мурза. – М.: АкадемическийПроект, 2007. – 384 с. – (Социальнополитические технологии).
4. Шаповалов В.Ф. Россиеведение: Учебное пособие для вузов. – М.:ФАИРПРЕСС, 2001. – 576 с.