Контрольнаяработапокультурологии
Тема:Языческий мир славянства
План
Введение
1. Сущностьязычества
2. Мирдревнего славянина
3. Пантеонбогов
Заключение
Список литературы
Введение
Культурологивсегда проявляли интерес к религии, к проблемам ее значения и смысла, к роли,которую она играет в жизни человека и общества. Религией можно назвать нетолько веру или определенную группу взглядов. Это также соответствующееповедение, определяемое верой в существование Бога или божества. Это чувствосвязанности, зависимости по отношению к тайной силе, дающей опору и достойнойпоклонения.
Религия– это определенная связь между человеком и Богом. Бог – это высшая ценностьрелигиозной веры, сущность, наделенная «сверхъестественными» силами. Всовершенство верят и преклоняются перед ним. Прежде всего обожествлялимогущественные силы природы и вещи: солнце, небо, ветер, гром, море, луну ит.д. Они являются тем, чем и каким человек не является, но хотел бы быть.
Даннаятема очень своеобразна по своему содержанию и имеет множество характеристик сразных сторон. Тем более что древние религии – это всегда актуально, так какмировые религиозные убеждения, признаваемые на сегодняшний момент, строилисьнепосредственно на принципах и ценностях предков. Также интересно самопостроение сознания того времени: во что люди верили, чему доверяли, у чегопросили помощи, покровительства, чьей силе они давали наибольшее предпочтение ит.д.
Цель:исследовать древнерусскую культуру восточных славян и изучить ряд основныхпредставителей мифологического мира человека того времени.
Задачи:
1. Определитьоснову происхождения данного верования;
2. Описатьчерты мировосприятия древней восточной религии;
3. Датьхарактеристику божествам и обрядности язычества;
4. Рассмотретьпринципы распределения богов в пантеоне древних славян
1. Сущностьязычества
«Одной изосновных черт мировосприятия как древнего, так и средневекового человека былаглубокая религиозность и вера в сиюминутное влияние потусторонних сил на егожизнь».[1] Язычество, как правило,не относят к числу мировых религий.
Славянскоеязычество существовало в дохристианской Руси. Его воспринимали как комплексрелигиозных обрядов, верований, предшествующих возникновению мировых религий.Оно имеет глубокие корни, появившиеся еще за много тысячелетий до начала нашейэры.
Вера всверхъестественные возможности какого-либо объекта называется фетишизмом.Фетишизм у славян могли быть добычливые орудия охоты, деревья, плоды которыхутоляют голод, и т.д. Сначала предмет сам по себе воспринимался как проявлениеестественных сил. Потом, задаваясь вопросом об источнике этих сил, человекначинал думать, что их носителем является существующая в объекте какая-тоневедомая ему сила — своеобразный двойник этого объекта. «Зримый образ этого«двойника» еще не сложился в сознании людей, и он выступал безликим ибесформенным, не оторванным от предмета. Это уже новая форма развитияпервобытных верований – анимизм».[2]
Слово«язычество» происходит от церковнославянского «языцы» (иноземные народы). Имиобозначали нехристианские религии, которые исповедовали многобожие. Эти богиолицетворяли явления природы, а также отдельные природные объекты. Сущностьязыческих культов заключалась в магическом воздействии на природу.
Основнымипризнаками язычества являются:
1. Многобожие
Анаит– богиня любви и сексуальных культов. Юные девушки занимались в ее честьпроституцией.
Яровит– бог плотских утех
Бэс– полубог карлик, приносящий спящим эротические виденья, защищая их от кошмаров
Дионис– бог освобождения
Вампир– нечистый дух, оживший труп, высасывающий кровь
Вервольф– человек в волчьем обличье (оборотень). Главная цель – увечить, убивать ипожирать. Кроме волка-оборотня существует много других обличий, из-за которыхизменяется их поведение и роль. Оборотни-лисы – вступают в связь с мужчинами иженщинами в обличие обоих полов. Оборотни-медведи – днем это огромные черныезвери, а ночью они превращаются в прекрасных женщин, которые иногда душат своихвозлюбленных в неистовстве страсти.
Водяныенимфы питают особую страсть к красивым юношам. Они утаскивают их в глубиныпрудов и озер и держат там как своих любовников. Когда такой юноша наклоняетсяк пруду, чтобы выпить воды или посмотреть на свое отражение, он всегда рискуетпривлечь к себе внимание какой-нибудь водяной нимфы, которая может высунутьсяиз воды и утащить его. Она может появиться в середине пруда, сидя на большомлисте кувшинки, и увлечь своей красотой.
2. Культнасилия
Язычествоне признает равенства людей. Всегда есть вождь, который является олицетворениемгрубой и жестокой силы. Смерть или страдание отдельного человека никто, какправило, не замечает. Тот, кто сильнее других, может совершить убийство, нечувствуя после этого вины, угрызения совести. Понятие личности, гуманизма тогдавообще отсутствовало. Человек был лишь частичкой космоса и под властью судьбы.Язычники прославляли природное начало и сущность человечества.
Язычество– это важный этап развития человеческой культуры. В рамках этой культуры былисозданы разнообразные ценности, которые до сих пор имеют большое значение длямифологии древнего мира.
Язычествобыло основной религией для восточных славян, так как они поклонялись обожествляемымсилам природы. У каждого племени и даже рода было множество богов, идолов,демонов. Некоторые встречались у многих племен, но под разными именами, и ихможно считать общими.
Выделяютнесколько групп языческих божеств, к каждым из которых обращались в определенныхслучаях.
Человеки природа
Богами,отражающими взаимоотношение человека и природы являлись те, к которымобращались в процессе ведения хозяйства: Велес – бог скотоводства), Макошь –богиня плодородия, мать урожая, Леший, Моховой, Клетник, Хлевник, Домовой,Полевик, Пущевик и многие другие.
Человеки космос
Боги,которые отражали взаимоотношения человека с космосом: Белбог – управляетнебесами, Зимцерла – богиня рассвета, Перун – бог грозы и молнии, Немиза – богвоздуха, Зорька, Денница, Вечерка – явления природы.
Отношениявнутри рода
Боги,регулирующие взаимоотношения внутри рода, большую часть которых составляли те,к которым обращались по вопросам брака, любви, деторождения (Лада, Прикипала,Берегиня).
Злыебоги
Существовалоочень много божеств, которые олицетворяли все то, что вредит человеку,представляет для него опасность (Смерть, злыдни, черти, Баба-яга, Кощей).
Мифическиесимволы
Онисуществовали как пример идеального прошлого, или как способ одновременно решитьнеразрешимые проблемы (меч-кладенец, рыба-кит, разрыв-трава).
Заимствованные
Божества,которые были взяты у соседей или существовавшие с давних времен и простопередаваемые от поколения к поколению (сестра античной Медузы – Горгония,население неведомых стран – Амазоны и диви, волшебные птицы – Сирин, Финист).
Общеечисло славянских верований известно не менее 400 названий и имен. Средимножества богов выделялись в особенности три бога: Триглав-Сварог – бог богов,«старший бог Рода божьего и Роду всему – вечно бьющий родник», Перун –громовержец, бог «битв и борьбы» и Свентовит (Велес) – бог света. Номножественность верований и привязанность к природе не способствовали выработкеобщих духовных и нравственных ориентиров. Большую роль в жизни племен играложречество (ведуны, кудесники – выполняли их функции). Основную власть имеливолхвы, обладающие правом ритуального убийства женщин и мужчин. Языческие храмы(капища) были пышными и наполнены идолами.
Славянетакже приносили жертвы упырям (сосущим кровь мертвецам, олицетворявшим зло) иберегиням (светлым крылатым девам, несущим весну и плодородие, добро). Человекпоклонялся и тем и другим с целью оградить себя от неприятностей и получитьудовольствие.
«Вначале первого тысячелетия до нашей эры в мировосприятии предков славянсовершились резкие перемены».[3] Возникли два новых типапогребений: в позе спокойно спящего человека, который обрел вечный покой и непревращается в иное живое существо, либо сжигали трупы на больших погребальныхкострах.
Ужев глубокой древности отношения человека к природе существенно изменялись всвязи с переменами в трудовой деятельности, общественным разделение труда,переходом от охоты к скотоводству и земледелию, от присваивающего хозяйства кпроизводящему. Если первобытный охотник в борьбе с животным миром взначительной мере был обязан самому себе, своей ловкости, отваге ивыносливости, то земледелец находился в зависимости от природы и неба, солнца,дождя.
Нарубеже каменного века рождались представления о всемогущих, грозных и капризныхбожествах неба, от воли которых зависела жизнь земледельцев.
В наши дниочень хорошо сохранилось суеверие. Оно является неполной верой, так какпринимает за реальность существование магических, таинственных сил. Егопроявляют в ношении амулетов, татуировках. Также сохранилась демонология (верав лешего, домового, водяного и т.д.), вера в различных злых духов – кикимору,черта.
Вообще,письменность у древних славян появилась поздно, поэтому надежные религиозныетексты, содержащие описание каких-либо божеств или обрядов язычников, науки неизвестны. «Подлинность «Велесовой книги» также вызывает у специалистовсомнения».[4] Славянский фольклор, русскиебылин сохранили архаическое представление о благодатной силе жизни,свойственной земле. Чаще всего встречались мотивы в народной культуре,относившиеся к святой Матери-земле.
2.Мир древнего славянина
Мирдревнего славянина состоял из четырех частей: земли, двух небес иподземно-водной среды.
Земляизображалась округлой плоскостью, окруженной водой. По представлениям язычниковморе находилось где-то на краю Земли. Оно могло быть на севере, где настеклянных горах находится хрустальный дворец Кощея Бессметрного, сверкающийвсеми цветами радуги (северное сияние). Но море могло быть и обычным, где ловятрыбу, плавают на кораблях. Здесь Змей Горыныч (олицетворение степняков)направляется в губительные походы на русские земли.
Небобыло в прямой зависимости от системы хозяйства. Представления земледельцев онебе и его роли в природе и в человеческой жизни сильно отличались от взглядовохотников. Им нужно было знать звезды и ветры, а земледельцев в большей степениинтересовали тучи, тепло и солнце.
Солнцеценилось земледельцами как источник света, тепла и условие произрастания всегов природе. Но «здесь был исключен элемент случайности, элемент капризовбожественной воли – солнце было воплощением закономерности. Весь годичный циклязыческих обрядов построен на четырех солнечных фазах и подчинен 12 месяцам».[5]По убеждениям большинства народов древности солнце было символом добра, света,разгоняющего тьму и холод.
Важнойчастью представления о подземном мире является общечеловеческая концепцияподземного океана, в который опускается солнце на закате, плывет ночью ивыплывает на другом конце земли утром. Ночью солнце двигалось с помощьюводоплавающих птиц (утки, лебеди), а иногда действующей фигурой был подземныйящер, заглатывающий солнце вечером на западе и отрыгивающий его утром навостоке. Днем солнце по небу над землей вели за собой кони и мощные птицы.
«Всистеме анимистических представлений восточных славян, одухотворявших природныестихии»2, самыми популярными были:
Леший– это злой и коварный дух, хозяин леса и зверей, который мог быть ниже травы ивыше деревьев. Поэтому в былинах обычно люди боязливо относились к лесам (рискзаблудиться, погибнуть от хищника).
Водяной– это дух водной стихии, который воспринимался в образе безобразного старика,опутанного тиной, с длинной бородой и зелеными глазами. Люди также страшилисьпогибнуть в омуте.
Водяницы(русалки) – женские воплощения этого же злого духа.
Полудница– полевой дух в образе женщины в белой одежде. По поверьям того времени онасворачивала головы тем, кто трудится в полуденной жаре.
Домовой(домовик, хозяин) – покровитель семьи, домашнего очага и скота. Живет обычно запечкой или под порогом, иногда может принимать обличие старика с лицом,покрытым белой шерстью. Он требует к себе уважения и небольшихжертвоприношений: хлеб, соль, каша. Может наказывать ленивых и благоволит ктрудолюбивым.
Тоесть одни из них покровительствовали человеку, если тот поладил с этими духами,а другие в различных случаях могли быть серьезной угрозой для жизни. Во всякомслучае, бесам религиозное сознание славян приписывало злонамеренности игубительную силу. В повседневной жизни, как правило, господствовали эти(низшие) силы, находящиеся всегда рядом и нуждающиеся в постоянном общении набытовом, обыденном уровне. Самой простой формой взаимодействия между собойчеловека и низшего мира была магия (ведьмы, колдуны, знахари, ворожеи).
Прямоеотношение к смерти имели олицетворения болезней. Они считались результатомкаких-либо злонамеренных действий духов. Смерть, мор были воплощением образа Мары(марухи, мора, кикиморы) – женского смертоносного существа.
Основныеобряды славян-язычников были направлены на получение хорошего урожая путем воздействияна божественные силы природы. «До нас дошло большое количество древнихсвятилищ, где в урочное время производились торжественные обряды, далекимиотголосками которых являются хороводы и детские игры, дошедшие до наших дней».[6]Святилища, как правило, были круглой формы под открытым небом, по окружностикоторых разводились костры. Внутри ставились деревянные идолы, которымприносились жертвы (место называлось капищем). Внешний же круг создавался дляупотребления людьми жертвенной ритуальной пищи (требище).
Процессжертвоприношения (жрание) состоял из двух частей. Сначала на капище убивалижертвенное животное и окропляли место его кровью. Вид жертвы зависел от значимостисобытия и характера божества. Чаще это были домашние животные и птицы, кони.Потом люди поедали священную пищу после придания ее огню. Всем ритуаломруководил жрец. Также большое распространение получило приношение в жертвубогам хлебом, кашами, хмельным зельем, деньгами и другими ценностями.
Погребальныйобряд славян соответствуют типу «обрядов перехода». К такому типу можно такжеотнести свадебный и родильный обряды. Также как и погребальный, эти «былисвязаны с магией смерти и возрождения: в свадебных ритуалах жених и невеста«умирали» в прежнем социальном статусе и «рождались» в новом».[7]
Силасвадебного обряда имела устрашающий магический характер. Сила плодоносной землипередавалась молодым посредством обсыпания их зерном, хмелем, далее шлопоедание ритуальных священных хлебов. Не редко для полной уверенности всчастливом союзе использовались заговоры, обереги, приглашали «добрых»колдунов.
Родильныйпроцесс предусматривал, что родившееся дитя приходит в этот мир существомнечистым и чужим. Обряд предусматривал снятие с матери и новорожденного«нечистоты» и признание его отцом. Если ребенок умирал до крещения, то считалсяпо поверьям славян злонамеренным мертвецом.
Процесспогребения был двух видов. Первый – сжигание покойного. Он основан наверовании, что душа очищается огнем и поэтому может немедленно войти в рай.Однако душа человека недостойного должна мучиться в преисподнем огне («пекло»),прежде чем попасть в рай. На костер шла и вдова, чтобы попасть с ним в рай.После сожжения тела пепел собирали в сосуд и ставили его на перекрестке дорог(отсюда поверье, что у этих скрещений дорог нечистая сила). Второй – похороны вземле. Тогда могилу обкладывали камнями или насыпали над могилами холмы(курганы).
Дляязыческого мировоззрения характерно то, что при различии мира реальный ипотустороннего, оно не разделяет их. Эта религия не знает представления опрошлом. Каждое новое поколение повторяет все свершения прежних. Так, смертьдля древних славян означала не исчезновение, а переход в иной мир. Рай ониизображали цветущим, зеленым садом, а об аде они имели неопределенныепредставления.
Большоеразвитие у славян получил культ предков. Представление о том, что перешедшие в«иной мир» родственники имеют особую власть над обстоятельствами земной жизнисемьи, было очень распространено. Например, ранней весной жгли костры (имитацияпогребального), прыгали через них, призывая души умерших «отогреться». Иодновременно с этим в домах выставляли пищу для этих душ. В разгар же весныпроисходило поминание усопших, которое совершалось на кладбищах с поеданиемпищи, окликом по именам умерших, рыданиями женщин. Затем это действопереносилось в селение, где совершали обряд посвящения молодоженов под покровительствопредков.
Послеокончания посевных работ, после плача и великого вопля женщин устраивалисьобщие пляски и пение. Так совершался обряд перехода от смерти к жизни и улюдей, и в природе. А после того, как заканчивались сельскохозяйственныхработы, накануне дня поминовения, вечером женщины ставили на стол еду из зерени мяса и приглашали предков. На кладбище селянами также устраивалосьпразднование урожая с умершими.
Можносказать, что культ предков играл очень важную роль в жизни язычников. Люди прибегалик защите и покровительству, к заботе и помощи. Поэтому с утверждением на Русихристианства данные обряды не только сохранились, но и были включены вцерковный календарь.
Разновидностьюкульта предков в облике животных является оборотничество. «В русских былинахВольга охотится в образе сокола, обращается в муравья, когда надо пролезтьчерез подворотню из рыбьего зуба».[8] Русская сказка широкоиспользует превращения прекрасной девушки-невесты в лебедя, утку, лягушку.«Царевна обернулась белой лебедью и полетела с корабля»; «Упала,ударилась в корабль, и превратилась в уточку и улетела»; «А лягушканочью выпрыгнула на крыльцо, оземь грянулась и стала царевной-красавицей».У восточных славян также были интересные поверья о людях-волках — волколаках.Одни рассказы повествуют о колдунах, умеющих превращаться в волков, другие — олюдях, превращенных в волков. Вера в оборотничество, хотя и недостаточно ещеизученная наукой, является неоспоримым свидетельством поклонения восточныхславян животным.
Такжесуществовал еще культ предков, где они почитаемые выступали как кровныеродственники. Этот культ имел социальное значение в плане семейно-родовых имежсемейных и племенных отношениях славян.
Отношенияв семье, общине строились на соблюдении взаимных обязательств, наказаний,обмене дарами и других ритуальных действиях. «Первичной ячейкой религиознойжизни выступала семья или кровнородственная общность семей – род».[9]Основной фигурой и при совершении домашних обрядов был глава семьи. Еговыбирали на основе таких качеств, как боевой дух, умственная проницательность,одержимость, выдающийся предприимчивость во всех делах. Поклонение общим богам,местным духам объединяло роды в пределах поселения или племени.
3.Пантеон богов
Существованиепантеона богов, связанного с аграрным культом, подтверждает найденный в «рекеЗбруч в 1848 году столб с четырехликой головой».[10]Первыми и основными богами там считались Дажьбог – божество света,солнца, дающий блага, мифический родоначальник русских людей, и Перун –бог грозы и молний, покровитель воинов. Далее в списке были богиняМокошь– мать сыра земля, мать урожая, хозяйка земного изобилия и Лада –покровительница весенней яровой вегетативной системы и браков.
Людисчитались хороводом меньших по размеру мужчин и женщин, которые занималисрединное положение, у подножия божеств.
Вподземном мире главенствовала фигура Велеса – бога земного пространства,в котором покоились души умерших предков славян. Потом он чаще упоминается какпокровитель домашнего скота. Рода – это символ источника жизни, самойрождающей силы, исходящей из небесного высшего божества.
Кконцу X века происходятперестановки в добавления в пантеоне богов, что связано, прежде всего, собъединением славянских племен в единое Русское государство и с возвышениемкняжеской власти над всеми остальными. Так, после реформы князя Владимира в 980году во главе пантеона становится бог Перун, олицетворявший те женеподвластные силы природы. Его наделили авторитетом мудрости. Поэтому онизображался обычно в зрелом возрасте, с седой головой. Перун завоевал народноеуважение и доверие воинов.
Вторымбогом был Хорс – божество солнечного светила (но не света). С его именемсвязано понятия «круга», хороводов.
Далееговорилось о Дажьбоге – боге света, благосостояния, наделяющего людейбогатством. Он сопоставлялся с ясным небом, так все благополучие народазависело, как правило, от света и тепла.
Затемв списке шел Стрибог – бог северных ветров и южных знойных вихрей,непогоды и холода (противопоставление Дажьбогу).
Пятымбогом по значению был Семаргл – связывал небесных и земных богов. Онпредставлен в виде священного крылатого пса, охраняющего семена и посевы. Какхранитель главного достояния людей, Семаргл имел еще и когти и зубы.
Последнимбожеством была Мокошь – единственное женское божество, покровительствующеенад ткачеством, вышивкой и других рукоделий. Она была богиней удачи, семейногоблагополучия, девичьей судьбы. Эта богиня заботилась о источниках, родниках. Еесчитали невидимкой, но о присутствии можно было узнать по жужжанию веретена.Представляли Мокошь в виде женщины с длинными руками.
Вновом пантеоне не было упоминания о Велесе, Ладе, Лели – богинепечали,и многих других, так как им больше не предавалось большого значения.
Реформированныйкнязем Владимиром список богов «стал для большинства верующих не только болееабстрактным, но и более отчужденным от обыденной жизни»[11],зато в организационном отношении язычество приблизилось к древневосточнымкультам Среднего, Дальнего Востока.
Заключение
«Язычествобыло неприемлемо для централизованной власти, которая нуждалась в покорностиподданных. Если христианство за покорность обещало блаженство в вечном мире нанебесах, то язычество гарантировало вечное существование в том социальномположении, которого умерший достиг на момент смерти».[12]Поэтому язычник до последнего часа жизни пытался улучшить свое положение, таккак право на благополучное будущее и вечное существование зависело лично отнего. Видимо поэтому славянин предпочитал гибель в бою жизни в плену, потомучто в этом случае он становился рабом, а его будущее вечное существование –рабским. Христианство, напротив, превращало покорность в основную человеческуюдобродетель.
Православскиепроповедники и летописцы-монахи имели категорически отрицательное отношение кязычеству, «выражали и непосредственно и косвенно, приписывая всебезнравственные поступки киевских князей-язычников из «безбожию» и «поклонениюидолам»[13].
Летописцыеще снисходительно относились к принесениям человеческих жертв Перуну –княжескому богу войны и Роду и рожаницам. Им приносились жертвы медом, кашей идругими плодами земледельческого труда.
Вообще,восточно-славянская мифология, в отличие от развитых, завершенныхмифологических систем Дальнего Востока, античности, была слишком дробной,бессистемной, так как не могла соответствовать задачам и целямцентрализованного государства. Но содержавшийся в ней духовный потенциал былдостаточным для того, чтобы определить ее сильную и насыщеннуюэмоционально-психологическую среду и глубокий мировоззренческий фон.
Несмотряна самую яростную борьбу православного духовенства с язычеством, окончательнаяпобеда не было достигнута. Ни казни, ни жестокие преследования скоморохов,волхвов, ни репрессии против сел, справляющих языческие праздники, не смоглиуничтожить традиции этого древнего верования. Ведь до сих пор люди верят вдомового, злых духов, носят амулеты, празднуют Масленицу и многое другое. И ужена протяжении многих веков эти верования передаются от поколения к поколению.
Можносделать вывод, что древнее религиозное верование, получившее название язычествоимеет огромное значение в формировании основной структуры связи человека смиром духовных ценностей.
Списоклитературы
1. ВикторовВ.В. Культурология, учебное пособие. М., 2002;
2. ГуревичП.С. Культурология. М., 2001;
3. ИвановВ.Г. История этики средних веков. Санкт-Петербург, 2002;
4. Историярелигии под общей ред. Яблокова И.Н. М., 2004;
5. КондаковИ.В. Культурология: история культуры России. М., 2003;
6. КривошеевЮ.В. Религия восточных славян накануне крещения Руси. М., 1988;
7. РыбаковБ.А. Язычество древних славян. М., 1981;
8. СененниковаЛ.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. М., 2008;
9. Учебноепособие, под ред. Трофимчука Н.А. История религий в России. М., 2002.