КРЫМСКИЙ ОРДЕНА “ЗНАК ПОЧЁТА”
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. М. И. КАЛИНИНА
З а о ч н о е о т д е л е н и е.
Э к о н м и ч е с к и й ф а к у л ьт е т.
Специальность- бухгалтерский учёт.
Группа15
Контрольнаяработа
пополитической экономии
студентки1ого курса
КолыбашкинойНины.
Тема №5.
Преподаватель: Юрий НиколаевичКотляров
ТЕОРИЯ СТОИМОСТИ, ЗАКОНСТОИМОСТИ И ЕГО ФУНКЦИИ.
“Богатство обществ, в которыхгосподствует капиталистический способ производства, — писал Карл Маркс,-выступает как “огромное скопление товаров”, а отдельный товар — какэлементарная форма этого богатства. Нашеисследование начинается поэтому анализом товара.”
Не случайно выбрал Маркс подобное начало для изучения капиталистическогоспособа производства. Товар и деньгивозникли в глубокой древности и обслуживали различные общественныесистемы. Однако, по мере развитияпроизводства и обмена товар становиться экономической клеточкой, из которойзатем возникает капитализм. Поэтому, непоняв природы товара и денег, нельзя понять как законы и логику развитиякапитализма, так и формы использования товарно-денежных отношений в условияхсоциализма. По этой причине я начну своё исследованиетеории стоимости с объяснения понятия товара и анализа его свойств.
Для начала совершим краткий исторический экскурс, чтобы познакомиться спредысторией развития понятия товарных отношений.
Задолго до капитализма, в условиях рабовладельческого общества, учёныестремились понять сущность товарных отношений, законы, которые имиуправляют. Учёные древнего мира делалиэто попутно, но достигли серьёзных результатов. Маркс писал, что исторически воззрения греческих учёных образуюттеоретические исходные пункты современной науки. Выдающееся место в этом отношении принадлежитАристотелю, с его пониманием необходимости обмена продуктами труда, хотя он иоставался сторонником натурального хозяйства. Аристотель в своих работах пришёл к гениальному для его времени выводу: если один товар обменивается на другой, тоэто значит, что они равны. Но он не смог выяснить, что лежит в основеравенства товаров.
В средние века равенство товаров трактовалось с теолого-этической точкизрения, поэтому только в дальнейшем, когда идеологи буржуазии в борьбе противфеодализма стали разрабатывать экономическую науку и обратились к анализупроизводства, теория товара постепенно получила своё дальнейшее развитие. Меркантилистская теория, возникшая на зарекапитализма, не могла дать сколько-нибудь правильного решения проблемы.Меркантилисты считали источником богатства не производство, а лишь процессобращения, деньги. Родоначальникбуржуазной классической политической экономии Вильям Петти впервые установил,что стоимость товаров определяетсясравнительным количеством затраченного на них труда. Он ошибочно считал, что стоимость создаётсялишь трудом, затраченным на производство денежного товара (серебро), аостальные виды труда создают стоимость лишь вследствие обмена их продукта наденьги. Физиократы в отличие омеркантилистов утверждали, что источником богатства является сельскоехозяйство, в котором создается “чистый продукт” — излишек продукта природысверх положенных затрат. Признавая лишьсельскохозяйственный труд создателем “чистого дохода”, физиократы по существусчитали, что стоимость растёт из земли. Буржуазная классическая теория получила своё завершение в трудах АдамаСмита и Рикардо. Смит выдвинул положение, что в любой отрасли производства, всякий труд создаёт стоимость. Но он был непоследователен. Наряду с трудовой теорией стоимости мынаходим у Смита определение стоимости, как стоимости труда, покупаемого заданный товар, и как суммы доходов рабочих и капиталистов. И Смит и Рикардо неисследовали исторического процесса развития обмена и считали капитализм вечным,естественным явлением. В итоге, обментоваров трактовался буржуазными экономистами, как внеисторическое, вечноеявление, обусловленное природой человека. Только Маркс сумел подвести научный подход к экономической теории. Он также доказал, что для познания законов товарного производства,надо анализировать условия материальной жизни общества, условия производстваматериальных благ.
Центральной категорией теории товарного производства и теории стоимости,как её составляющей, является товар, которому исторически и логическипредшествует категория “благо”. Благо это всё то, что заключает в себеопределённый положительный смысл, предмет, явление, продукт труда,удовлетворяющий определенную человеческую потребность и отвечающий интересам,целям, устремлениям людей.
Для понимания благ большое значение имеет их классификация. Существует множествокритериев, на основе которых выделяют различные группы (виды) благ. Наиболее распространенным являетсяподразделение благ на материальные и нематериальные.
1) Материальные благавключают: естественные дары природы, продукты производства. Иногда к материальным благам относятся иотношения по присвоению материальных благ. Их объединяет тот факт, что они полезны.
2) Нематериальные блага — эта блага, воздействующие наразвитие способностей человека, они создаются в непроизводственной сфере.
Особое значение имеет разделение благ на экономические и неэкономические.
К экономическим благам относятся те, которые являются объектом илирезультатом экономической, деятельности, то есть которые можно получить вколичестве, ограниченном по сравнению с удовлетворяемыми потребностями, в товремя, как неэкономические блага предоставляются природой без приложениячеловеком усилий.
Специфической формой экономического блага является товар. Таким образом товар, это специфическое экономическое благо, произведенное для обмена.По определению К. Маркса “товар есть прежде всего внешний предмет,вещь, которая благодаря своим свойствам, удовлетворяет какие-либо человеческиепотребности. Природа этих потребностей,- порождаются ли они желудком, или фантазией, — ничего не изменяет в деле.” Фридрих Энгельс также отмечает, что: “ Для того, чтобы стать товаром продуктдолжен быть передан в руки того, кому он служит в качестве потребительскойстоимости. Посредством обмена”. Отсюда мы видим, что товар, это ни что иное, как продукт труда,предназначенный для обмена. Из этогоследует, что товар, как таковой обладает двумя свойствами:
а) Способность удовлетворять какую-либо человеческую потребность.
б) Пригодность к обмену.
Способность товара удовлетворить туили иную потребность человека составляет его потребительскую стоимость.
Это свойство присуще всем товарам. Характер потребностей может быть при этом самым различным (физические,духовные). Разным может быть и способ ихудовлетворения.
Потребительская стоимость имееттри формы проявления: а) количество; б) натуральная форма; в) качество. Последнее — это степень полезностиданной потребительской стоимости, степень её соответствия потребности, еёпригодности удовлетворять потребность в конкретных условиях потребления.
Следует отличать потребительнуюстоимость товара от потребительной стоимости продукта в натуральном хозяйстве. Продукты труда в натуральномхозяйстве являются потребительной стоимостью для самих производителей, а товарыобладают потребительной стоимостью для других, т.е. общественной потребительнойстоимостью. Потребительная стоимостьтовара переходит к непосредственному производителю только посредством обмена.
Почему все товары, удовлетворяющие различные потребности, имеющие различныепотребительные стоимости, могут обмениваться друг на друга? Очевидно, потому, что все они, независимо отсвоих телесных свойств, имеют нечто такое, что присуще им всем. Таким общим для них свойством является то,что они есть продукты человеческого труда.
Товар обладает не только свойством удовлетворять человеческие потребности,но и свойством вступать в отношения с другими товарами, обмениваться на другиетовары.
Способность товара обмениватьсяна другой товар выражает наличие у каждого из них стоимости. Способностьтовара к обмену в определенных количественных пропорциях есть меновая стоимость.
Что же такое стоимость? Д. Рикардоотмечал, что в экономической теории ничто не порождало так много ошибок иразногласий, как именно неточность и неопределённость смысла, которыйвкладывается в слово стоимость. Втечении XVII-XIХ веков сформировались основные концепции экономистов по вопросу остоимости товара.
Смит сводил стоимость к труду, затраченному на производство товара, кпокупаемому труду (заработной плате), сумме заработной платы, прибыли иземельной ренты. Рикардо и Мак-Куллохопределяли её издержками производства, Сэй — полезностью вещи, Лодедель — предложением и спросом. Маркс и Энгельс,рассматривая их полемику, сделали вывод, что стоимость есть вещная форма затратобщественного абстрактного труда и выражает отношение издержек производства кполезности. Длительный спор вэкономической науке ведётся и повеличине стоимости товара, и естественно, по его цене. Смит принимал за меру стоимости иногдарабочее время, необходимое для производства товара, а иногда стоимость труда,Рикардо — рабочее время на производство товара в относительно худших условияхпроизводства. Сисмонди величинустоимости товара сводил к отношению между потребностью всего общества иколичеством труда, которого достаточно, чтобы удовлетворить эту потребность. В работах Самуэльсона, Кларка и другихрассматривается формирование цены с учётом влияния предельных издержек, какдополнительных издержек, связанных с производством дополнительной единицытовара.
Анализ всех этих взглядов позволяет выделить связь категорий стоимости иценности. Отметим, что стоимость товарапредставляет собой частный случай проявления экономической ценности вопределённых, исторически конкретных условиях.
Теперь мы в плотную подошли к определению закона стоимости.
Законстоимости — это объективный закон, регулирующий связи междутоваропроизводителями, распределение и стимулирование общественного труда вусловиях товарного производства. Согласно данному закону, производство и обмен товаров осуществляются наоснове их стоимости, величина которой измеряется общественно необходимымизатратами труда.
Свои потребительские свойства товар приобрёл в силу качественнойопределённости того труда, с помощью которого он изготовлен. Определенный труд,необходимый для изготовления данной потребительской стоимости, мы называем конкретнымтрудом.
Человеческий труд вообще, необходимый для создания любого товара,называется абстрактным трудом. Именно абстрактный труд создаёт стоимость.
Труд, производящий товары, может быть сложным(квалифицированным0 и простым(неквалифицированным), не требующим особого обучения. Всякий сложный труд представляет собойумноженный простой труд, ибо в него входит труд, необходимый для обучения. К. Маркс указывал: “ Производительная силатруда определяется разнообразными обстоятельствами, между прочим среднейстепенью искусства рабочего, уровнем развития науки и степенью еётехнологического применения, общественной комбинацией производственногопроцесса, размерами и эффективностью средств производства, природнымиусловиями.”
Естественной мерой труда является рабочее время. Но стоимость создаётся не просто трудом, аобщественным трудом, то есть величина стоимости измеряется не индивидуальнымизатратами труда того или иного производителя, а общественно необходимымизатратами труда.
По определению Маркса “ общественнонеобходимое рабочее время есть то рабочее время, которое требуется дляизготовления какой-либо потребительской стоимости при наличных общественнонормальных условиях производства и при среднем в данном обществе уровнеумелости и интенсивности труда.”
Общественно нормальными (илитипичными) условиями производства являются те, при которых создаётсяподавляющая часть товаров данного вида. Рынок не признаёт индивидуальных затрат труда. На рынке одинаковые потребительские стоимостибудут иметь одну и ту же стоимость — на уровне тех затрат, которые считаютсяобщественно необходимыми, то есть средними в данных условиях.
Таким образом, единицейобщественно необходимого рабочего времени является час труда, совершаемого притипичных производственных условиях. Следовательно,величинастоимости определяется временем, общественно необходимым для производстваданного товара.
Производительность труда определяется количеством продукции, произведеннойв единицу рабочего времени. Онавыражается формулой:
ПТ= К
В
где ПТ — производительностьтруда;
К — количествопроизведенной продукции;
В — время, затраченное напроизводство продукции.
Практически производительность труда измеряется либо путём деления объёмапроизведенной продукции на затраченное время, либо путём деления затраченногорабочего времени на объём произведённой продукции. В связи с этой пропорцией. Маркс вывелследующую математическую зависимость: “ Величина стоимости товара изменяется,таким образом, прямо пропорционально количеству и обратно пропорциональнопроизводительной силе труда, находящего себе осуществление в товаре”.
Из этого следует, что болеепроизводительный труд за данный промежуток времени всегда создаёт большуюстоимость, чем менее производительный.
Таким образом, мы можем теперь увидеть, что закон стоимости несёт в себеследующие функции:
1) Стимулирует тех производителей, укоторых индивидуальные затраты труда ниже общественно необходимых.
2) Обуславливает дифференциациютоваропроизводителей в зависимости от соотношения их индивидуальных трудовыхзатрат с общественно необходимыми.
3) Стимулирует снижение затрат.
4) Регулирует распределение труда посферам производства.
5) Проявляется как закон цен — воснове цен лежит стоимость. Его функцииосуществляются как при равенстве цены со стоимостью, так и при их расхождении.
6) Создаёт основы стоимостного илирыночного механизма регулирования пропорций производства.
Итак стоимость есть общественное, а не природное свойство вещей; онавыражает собой общественное отношение товаропроизводителей, опосредованноечерез вещи. Как показывает историческийопыт, стимулы и давление, создаваемые законом стоимости, весьма действенны иэффективны. И последствия и примерыдействия закона стоимости не ограничиваются экономической сферой, нопроявляются и в социальной сфере.
Библиография
1) “Политическая экономия в 3ёхтомах”
М.: Мысль 1970.
1 том — Экономика Капитализма
2) Политическая экономия в 3ёхтомах”
М.: Мысль 1970.
3 том — Экономика Социализма
3) Общая экономическая теория (Политэкономия).Учебник.
ГоскомитетРоссийской Федерации по образованию.
Экономическая Академия имени Плеханова
М.: Промо-медиа 1995
4) Политическая экономия
Дзарсов С.С.
М.: Политиздат 1988
5) Экономикс: Принципы, проблемы и политика. Том1.
Кэмпбелл Маконнел и Стенли Брю
М.: Республика 1992
6) Политическая экономия Учебник для вузов
(Под редакцией Медведева и др.)
М.: Политиздат 1990
7) Политическая экономия. В двух томах. Том 2
Раймонд Барр
М.: Международные отношения”1995