Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Проблема поведения в психологии

Поведение…При произнесении этого слова в контексте психологии на ум сразу приходитбихевиоризм, который делает поведение предметом систематического изучения. Ноотнюдь не только эта школа занималась данной проблемой. И вообще в своей работея буду говорить о поведении в широком смысле слова, включая и понятиедеятельности в данную категорию. История рассмотрения этой проблемы уходиткорнями в философию.
Здесьмне видится несколько линий философской проблематики, которые будут наминтересны в связи с проблемой поведения.
Во-первых,это проблема взаимоотношения СУБЪЕКТА и ОБЪЕКТА. Стоит сказать, чторазличение на субъект и объект вообще свойственно западной философскойтрадиции. В восточной философии нет этой дихотомии, эти категории не являютсядля восточного человека противоположными. Европейская философская традиция, берущаясвои истоки в античности, придерживается данного различения. Материалистическаятрадиция древнегреческой мысли приводит к дуализму у Декарта. Декарт отрицаетза материей способность ощущать и мыслить, этой способностью обладает лишьноситель сознания, каковым является человек как субъект познания. Декарт, вводяпонятие о существовании двух независимых субстанций, ставит проблему ихвзаимодействия. Декарт говорит, что материальный мир воздействует на нас,производя в субъекте изменения, которые он называет рефлексом. Рефлексы – это''страдательные'' феномены, и они не относятся Декартом к душевным. Т.е. то,что по сути является частью поведения, по логике Декарта не связано с работойдуши. Получается, что Декарт как бы раздваивает поведение: рефлексы иповедение, которое идет от работы души.
Традиционныйбихевиоризм вообще отрицает опосредованность поведения внутренними психическимифакторами.
Всвязи с философией Декарта следует еще отметить, что именно от него идеттрадиция механистического рассмотрения поведения как взаимодействия физическихтел.
Однакомы слишком отклонились от линии субъект-объектных отношений. Итак, Декартрассматривает взаимодействие двух субстанций. Другие признают одну и отрицаютдругую. Так, например, Гоббс сводит субъективные душевные явления к физическим,считая, психические явления эпифеноменом физических явлений в мозге. А Беркли,наоборот, подчеркивает значимость субъективного мира.
Вцелом разделение на объект и субъект, выделение своеобразия каждого выводят насна понимание поведения как активности субъекта в объектном мире.
Теперья хотела бы рассмотреть детерминистическую линию философии, которая имеетпрямое отношение к рассматриваемой нами проблеме. Детерминизм получил своеразвитие в бихевиоризме, который рассматривает поведенческие реакции как ответына соответствующие стимулы. Этому противостоит понимание нестабильности какхарактеристики природы. В естествознании введение нестабильности помогаетвключить в поле изучения и человеческую деятельность. Это возможность болееполно включить человека в природу. В детерминистическом мире природа поддается полномуконтролю со стороны человека. Если же природе свойственна нестабильность, точеловек обязан более осторожно относиться к ней, хотя бы из-за неспособностипредсказать то, что произойдет в будущем.
Лейбницрассматривал материю как вечно движущуюся массу, лишенную каких-либо событий,т.е. истории. Исключение нестабильности и отрицание времени породило двапротивоположных видения универсума:
универсумкак внешний мир, являющийся в конечном счете ''регулируемым автоматом''(Лейбниц), находящимся в бесконечном движении;
универсумкак внутренний мир человека, настолько отличающийся от внешнего.
Включениенестабильности в картину универсума приводит к сближению внешнего и внутреннегомиров. Здесь большое значение приобретают обратные связи. Необходимость обратнойсвязи поддерживается и приверженцами скептицизма. Ведь человек никогда не можетбыть до конца уверен, к каким именно последствиям приведут те или иные егодействия.
Такимобразом, внешний и внутренний миры постоянно взаимодействуют, этовзаимодействие выражается в поведении, неотъемлемой частью которого являетсяналичие обратных связей.
Здесьхочется вспомнить Левина, который указывал, что ''нет собственных качествявления, явление существует только в контексте и может быть понято только какфункция влияния окружения и собственных качеств субъекта''. Это показываетслитность этих двух миров.
Важнейшейособенность психологии на протяжении многих веков состоит в том,что она развивалась в связи с развитием других наук. Это привело к тому, чторазвитие знания в смежных областях (биологии, анатомии, физиологии)способствовало развитию психологии. В частности, что касается проблемыповедения, то теория Дарвина оказала огромное влияние на ее рассмотрение. Егоэволюционное учение позволило объяснить целесообразность поведения живыхсуществ, стимулировав разработку объективных методов исследования его внешних ивнутренних проявлений.
Павловназывает высшую нервную деятельность животных поведением.
Однакообратимся собственно к психологии. Как проблема поведения рассматриваетсяразличными психологическими школами?
ОтДекарта берет начало рассмотрения сознания как предмета психологии. Сознаниеизучают в рамках субъективной психологии. Дж. Уотсон говорит, что сознаниенельзя наблюдать извне, сознания нет для науки. Уотсон решает проблемупревращения психологии в объективную науку по типу естественных наук. Уотсондает начало новой школе – бихевиоризму.
Бихевиоризм- психологическое направление, начало которого было положено публикациейУотсона в 1913г. ''Психология с точки зрения бихевиориста''. В качествепредмета психологии в нем фигурирует не субъективный мир человека, а объективнофиксируемые характеристики поведения, вызываемого какими-либо внешнимивоздействиями. При этом в качестве единицы анализа поведения постулируетсясвязь стимула (S) и ответной реакции (R). Все ответные реакции можно разделитьна наследственные (рефлексы, физиологические реакции и элементарные эмоции) иприобретенные (привычки, речь, сложные эмоции, социальное поведение), которыеобразуются при связывании (обусловливании) наследственных реакций, запускаемыхбезусловными стимулами, с новыми (условными) стимулами. Практически поведениеявляется результатом научения. Научение, по Уотсону, — это накопление реакций.
Какподчеркивает Выготский в ''Историческом смысле психологического кризиса'',бихевиоризм возник как противоположность субъективной (понимание предмета иметода) психологии. Парадокс в том, что Уотсон, изучая поведение, по сути делане определяет его, сводя его к набору реакций.
Вбихевиоризме Уотсона проявляется детерминистическая позиция определенияповедения: по стимулу, считает он, мы можем заключить о последующей за нимреакции. Т.е. поведение предстает как феномен мало пластичный, четкозапрограммированный из вне. Понятна ограниченность такого понимания, критикебихевиоризма посвящено много работ, и я не буду излагать их суть. Важно, чтоУотсон поставил саму проблему необходимости изучения поведения в психологии, оноткрыл новую область психологической науки. Но Уотсон рассматривает поведение вотрыве от психики и сознания. Уотсон отождествил понятие психики синтроспективным ее пониманием в психологии сознания, и, отвергая последнююиз-за ее субъективности, отбросил и психику. Стремление объединить поведение ипсихику ярко проявляется в отечественной психологии в рамках деятельностногоподхода. О нем мы будем говорить позже. Однако и последователи Уотсона виделиограниченность такого понимания поведения как лишь продукта внешних условий.Стремление преодолеть ограниченность традиционного бихевиоризма породило рядновых исследований в русле необихевиоризма.
Врезультате работ Толмена в схеме S — R появились промежуточные переменные(образ, цель, потребность). Введение психических процессов, опосредствующихответные реакции, — это введение фактора нестабильности в сферу поведения. Этопризнание того факта, что мы, зная все внешние условия и стимулы, не можемпредугадать самого поведения. Рубинштейн бы сказал, что внешние факторыдействуют через внутренние условия. Введение психологических условий решалоочень важную проблему. Работы Уотсона содержали проблему управления поведением,которая вульгаризировалась до манипулирования человеком. Соблазнительная длямногих идея: как сделать так, чтобы человек выдавал определенные реакции. Одно дело,если это делается во благо человеку, как, например, в психотерапии, и совсемдругое, если манипулятор вызывает у другого такие реакции, которые выгодны ему.Введение психологических факторов, опосредствующих процесс выработки новых формповедения, показывает манипуляторам, что все их усилия могут оказатьсятщетными.
Толменговорит о поведении как молярном феномене. Он говорит, что поведение – этоцелостный акт, который характеризуется собственными свойствами: направленностьюна цель, понятливостью, пластичностью, селективностью, проявляющейся вготовности выбирать средства, ведущие к цели более короткими путями. Толменубежден в сложности детерминации поведения. Он различает три разновидности егодетерминант: независимые переменные стимулы и исходное физиологическоесостояние организма; способности, т.е. видовые свойства организма;вмешивающиеся внутренние переменные – намерения и познавательные процессы.Внутренние переменные Толмен называет когнитивными картами. Когнитивная картапредставляет собой такую когнитивную структуру, в которой отражено соотношениемежду стимулами и целями. Толмен проводил эксперименты на животных и переносилих результаты на людей. Это, конечно, свидетельствует о биологизаторстве, ноэто позволяет и увидеть филогенетические корни поведения.
Другойнеобихевиорист, К. Халл, придерживается в своих научных изысканиях схемы стимул(S)-организм (O)-реакция (R), где организм– это некоторые протекающие внутри него невидимые процессы. Эти процессы можноописать объективно, т.к. это результаты предшествующего научения, т.е. навыки,это результат депривации и т.п. Основной детерминантой поведения он считаетпотребность. Потребность определяет характер поведение, его направленность,выбор средств. Важнейшим условием образования новой связи является смежностьстимула, реакции и подкрепления, которое снижает потребность. Халл подчеркиваетрешающую роль подкрепления в образовании новых связей. Подкрепление – это нечто иное, как обратная связь. Идея обратной связи имеет огромное значение в проблемеповедения. В связи с этим хотелось бы вспомнить концепцию Н.А. Бернштейна опостроении движений, в которой идея обратной афферентации занимает центральноеместо.
Проблемаобратной связи является ключевой в другой необихевиористской концепции, авторамикоторой выступили Дж. Миллер, Е. Галантер и К. Прибрам. Под влиянием развитияЭВМ и по аналогии с программами, они постулируют внутри организма механизмы ипроцессы, опосредствующие реакцию на стимул. В качестве таких инстанций,связующих стимул и реакцию, они назвали образ и план. Образ – это знаниячеловека о себе и о мире. План – это алгоритм построения порядка операций, вдостижении определенной цели. Поведение рассматривается как серия движений, ачеловек как вычислительная машина. Стратегия плана строится на основе проб,проводимых в условиях, созданных образом. Проба – это база целостного процессаповедения, с помощью которой выясняется, что операции осуществляются правильно.В этом смысле обратная связь является главным условием успешного осуществленияповедения. 
Вконцепции оперантного бихевиоризма Скиннера речь идет о подкреплении реакций.Он говорит, что реально процесс приспособлениястроится на основе активныхпроб, случайная успешность которых приводит к их закреплению. Такие реакции, которыене вызываются из вне определенными стимулами, а ''испускаются'' организмом,Скиннер назвал оперантными. Именно эти реакции преобладают в адаптивномповедении животного. Образование реакций он вслед за Уотсоном объясняет втерминах обусловливания. При оперантном обусловливании новая реакция невызывается стимулом, она осуществляется в какой-то определенный моментнезависимо от определенных обстоятельств. Но, случайно приводя к полезномурезультату, эта реакция подкрепляется и усиливается в силу временногоследования реакции и подкрепления.
Скиннерговорит об активности, но сводит ее к системе случайных проб, некоторые изкоторых, оказавшись правильными, подкрепляются. Главным средством формированиянового поведения является подкрепление.
Вцелом необихевиоризм утверждает влияние внутренних факторов наряду с факторамисреды. Он указывает на целенаправленность, избирательность, целостностьповедения. Поведение возникает не только в ответ на внешние стимулы, но исходити из субъекта, который разворачивает его с целью удовлетворения своихпотребностей. Вспомним раздвоение поведения у Декарта, по-моему, необихевиоризмделает то же самое: есть поведение как ответ на внешние стимулы, а естьповедение, идущее изнутри.
Заканчиваярассмотрение бихевиоризма, мне хотелось бы сказать, что эта школа внеслаогромный вклад в психотехнику. Бихевиористская психотерапия является оченьэффективной, а теоретические разработки по проблеме научения актуальны исейчас.
Однакобихевиоризм был отнюдь не единственной школой, которая говорила о необходимостипревращения психологии в объективную науку. Первые попытки внедрения впсихологию объективного подхода принадлежат отечественному ученому И.М.Сеченову. Сеченов выдвигает свою программу построения психологии каксамостоятельной науки. В 1863 году он появляется его работа ''Рефлексыголовного мозга.'' Сеченов открыл механизм центрального торможения. Он увидел вданном явлении материальный механизм произвольного (волевого) поведения,которое объяснялось исключительно из принципа свободной воли. Он говорит, чтокажущиеся свободными акты подчиняются определенным материальным законам. Это ничто иное как всеобщий детерминизм.
Сеченоврассматривает психическую деятельность по аналогии с рефлекторной. Рефлекс –это процесс отражения каких-то свойств внешнего мира, происходящий в реальномвремени и пространстве. С этой позиции можно взглянуть и на психическуюдеятельность. Вот как пишет Сеченов: ''Мысль о психическом акте как о процессе,движении, имеющем начало, течение и конец, должна быть удержана как основная…''В любой психической деятельности есть, как и в рефлексе, начало, развитие иконец.
Темсамым Сеченов проводит аналогию между рефлексом, как простейшей формойповедения, и психической деятельностью. В дальнейшем идея взаимоотношениявнешней практической и внутренней психической деятельностей получит своюразработку в рамках психологии деятельности.
Сдругой стороны, признание общности рефлекса и психических актов влечет за собойвывод о возможности объективного изучения психики, т.к. в основе психическихпроцессов, также как и рефлекса, лежит внешнее воздействие. Даже в основе''волевых'' актов лежат внешние стимулы. Воля – это голос другого внутри нас.Такое понимание произвольных действий дает Сеченов, он придерживается строго детерминистическойтрадиции и, по сути, отрицает активность человека. Эта традиция идет отСпинозы, который считал, что свободный человек действует по необходимости,Сеченов воспринял и идею Спинозы о том, что в основе мышления лежит действие.
''Мысль,- как пишет Сеченов, — это первые две трети рефлекса.'' Таким образом онпытается показать, что мысль – это ''свернутое'' действие.
Авнешне наблюдаемое поведение в его схеме – это последний этап психическойдеятельности, рассматриваемой по аналогии с рефлексом.
Вследза Сеченовым В.М. Бехтерев предлагает свою систему построения объективнойпсихологии. Работы Бехтерева по рефлексологии появились несколько раньше работУотсона. Он говорит о рефлексологии как о ''преемнице'' объективной психологии.В отличие от Уотсона Бехтерев признает субъективную психологию, но считает еекрайне ограниченной. Главной должна стать объективная психология, предметомкоторой являются ''те соотношения, которые устанавливаются в различных случаяхмежду внешними воздействиями и теми внешними проявлениями, которые следуют икоторые обусловлены деятельностью высших центров мозга.'' По Бехтереву,объективная психология должна заниматься внешней деятельностью и деятельностьюнервной системы как внешними проявлениями нервно-психической деятельности.Уотсон говорил, что для психолога физиологические механизмы не являютсяпредметом изучения. Бехтерев говорит о нервно-психических процессах, этим онподчеркивает, что психика без физиологии не существует. Он говорит, чтопсихология должна изучать внешнюю соотносительную деятельность организма,утверждая, что психическая деятельность является рефлекторной. В отличие отСеченова Бехтерев редуцирует психику до рефлекса.
Врефлексологии Бехтерев проявляет стремление объединить субъекта и объект: ''длярефлексологии нет ни объекта, ни субъекта, а имеется нечто единое – и объект, исубъект, вместе взятые в форме деятеля.'' В работах Бехтерева неоднократнодекларируется изучение человека как деятеля, но на самом деле все сводится кизучению человека как объекта, а не субъекта, как своего рода машины,реагирующей рефлексами на различные раздражители.
ИСеченов, и Бехтерев видят методом изучения психики анализ поведения. Но Сеченоврассматривает поведение как средство изучения психики. Выготский говорил, чтоопосредствованное изучение – единственный способ научного изучения предмета.Бехтерев же свел психику к набору сочетательных рефлексов. Это проявлениередукционизма. Оба эти автора стремятся показать общность поведения и психики:Сеченов решает эту проблему посредством аналогии, Бехтерев вообще сводит одно кдругому.
Преждечем перейти к деятельностной концепции, мне хотелось бы поговорить опсихологических взглядах французского психолога П.Жане. И интересен он нам тем,что категория действия в его концепции занимает центральное место. Он делаетдействие единицей анализа, в которое психическое включено в качественеобходимой составляющей. В каком смысле он видит их взаимодействие? Во-первых,психические явления есть ''подготавливающая'' часть действия, так он говорит омышлении как ''способе подготовки действия; это не полное действие, но пробадействия, совершаемая специфическим образом.'' Это соотносится спредставлениями С.Л.Рубинштейна об ориентировочной и исполнительской частяхдеятельности. Во-вторых, чувства суть регуляторы действия, обуславливающие темппротекания действия и способ его выполнения. В-третьих, само зарождение психикисвязано с появлением активных движений живого организма. Вспомним, что сходноеговорит и А.Н.Леонтьев на тему возникновения психики в филогенезе. В-четвертых,умственная деятельность понимается Жане как производная от практическихдействий человека, как результат интериоризации. Эта идея связывает Жане сотечественными концепциями интериоризации. В-пятых, на примере эволюции памятион показывает как психическое возникает из социально значимых действий.''Память – это акт социальный,''- пишет П.Жане. Также как Леонтьевподчеркивает, что сознание – продукт совместной трудовой деятельности людей.
Яне случайно провожу параллели между П.Жане и отечественными адептамидеятельностной концепции. Само развитие научного знания в рамках психологииприводят к необходимости определения взаимоотношения между субъективнойпсихологией, предметом которой являлось сознание, и объективной психологией,предметом которой было поведение. Приходит мысль о том, что нельзя разрыватьэти две реальности, что между ними есть сложное взаимодействие, которое иследует изучать.
С.Л.Рубинштейнтак пишет о таком положении в психологии: ''На вопрос: что является''ячейкой'', или ''клеточкой'', психологии, традиционная психология сознанияотвечает: ощущение, представление, идея; поведенческая психология говорит:реакция или рефлекс. Концепция психологии сознания утверждает чистосозерцательную, бездейственную сознательность; концепция поведенческойпсихологии – бессознательную действенность, механическую активность или слепуюимпульсивность.''
Сутьдеятельностного подхода мне хотелось бы выразить словами П.Я.Гальперина:''требование изучать психическую деятельность не саму по себе, а в составевнешней, предметной деятельности субъекта; изучать ее по роли в этой внешнейдеятельности, которая определяет самую необходимость психики, и ее конкретноесодержание, и ее строение; рассматривать психическую деятельность не какбезличный процесс, а как деятельность субъекта в плане психического отраженияпроблемной ситуации.'' Предпосылками появления деятельностного подхода являетсякризисное состояние, которое осознается в 20-х годах. Л.С.Выготский в''…кризисе'' пишет о необходимости новой парадигмы изучения психики и сознания.Такой новой парадигмой стала деятельностная концепция. Авторами последнейявляются С.Л.Рубинштейн и А.Н.Леонтьев, у них есть различия, но сейчас я небуду о них говорить, а попытаюсь в общем выразить суть парадигмы.
Рубинштейнписал, что ''ошибка поведенчества не в том, что оно хотело изучать человека вего деятельности, а в том, как оно понимает эту деятельность.'' В основудеятельностного подхода кладется понятие деятельности в понимании Гегеля иМаркса, как ''опредмечивание субъекта и распредмечивание объекта.'' Итак,''деятельность человека – это не реакция на внешний раздражитель,…, — онапереход субъекта в объект.'' В процессе деятельности формируется сам субъект.Деятельность человека социальна. Маркс говорит об объективном опосредствованиисознания, этим намечается объективный подход к изучению сознания человека.Рубинштейн формулирует принцип единства сознания и деятельности: ''формируясь вдеятельности, психика, сознание в деятельности, в поведении и проявляется.''
Имеютсявзаимовлияния одного на другое: так осознавание своей деятельностиперестраивает течение и характер последней, а сама осознанность илинеосознанность того или иного действия зависит от отношений, которыескладываются в ходе самой деятельности. ''Сознание не является внешней силой,которая извне управляет деятельностью человека. Будучи предпосылкойдеятельности, сознание вместе с тем и ее результат. Сознание и деятельностьчеловека образуют подлинное единство.''
Принципединства психики и деятельности Леонтьев распространяет и на проблему появленияпсихического отражения у животных. Леонтьев, говоря ''деятельность животных'',подчеркивает активность животных в приспособлении их к окружающему миру впротивовес реактивному пониманию этих реальностей в бихевиоризме и другихповеденческих концепциях. ''Отражение животными среды находится в единстве с ихдеятельностью…Основным в этом сложном единстве отражения и деятельностиявляется деятельность животного, практически связывающая его с объективнойдействительностью; вторичным, производным оказывается психическое отражениевоздействующих свойств этой действительности.''
Проблемаединства сознания и деятельности рассматривается Леонтьевым и применительно кантропогенезу. Сознание возникает в процессе совместной трудовой деятельностилюдей, в процессе которой происходит разделение функций между отдельнымиучастниками этого процесса и каждый отдельный участник сталкивается снеобходимостью отражения групповой цели и цели собственных действий.
Рассматриваячеловеческую деятельность, Леонтьев говорит о макроструктуре ее строения,выделяя деятельность – действие – операцию. За деятельностью стоит мотив, задействием – цель, за операцией – задача.
Леонтьевговорит и об иерархии деятельностей, выделяя ведущую деятельность.
Гальперинвыделяет в деятельности две части: ориентировочную и исполнительскую.Ориентировочная часть – это психические процессы, обеспечивающиеуспешность исполнительской части. Психология, по его мнению, должна изучать именноориентировку. В концепции поэтапного формирования умственных действий онрассматривает процесс интериоризации внешней деятельности и превращение ее вовнутреннюю.
Вобщих чертах мы рассмотрели деятельностную концепцию, которая провозгласиласебя в качестве новой психологии. И что же мы видим на современном этапе:психология деятельности стала одной из ''многих психологий.'' Может и не стоитстремиться к единообразию в психологии? Может в этом множестве взглядов на одини тот же предмет (в частности, на поведение, деятельность) и есть своеобразиепсихологии? Сложно говорить об истинности одного и ложности другого, каждаяточка зрения открывает что-то новое, своеобразное. И важно видеть этосвоеобразие, а не отбрасывать как противоречащее моим взглядам.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Патентное право и права на средства индивидуализации
Реферат Основы управления муниципальным имуществом
Реферат Битва при Тигранакерте
Реферат Коммуникативно-прагматические характеристики ретрактивных речевых актов в английском диалоге
Реферат Система идентификации личности по отпечаткам пальцев Подсистема анализа изображения
Реферат О сомнительной съедобности "Туристического продукта" и прочих казусах закона о туризме
Реферат Cue Ball In Hand Behind The Head
Реферат Walking Across Egypt
Реферат Научное познание и его специфические признаки Методы научного познания
Реферат Christians Essay Research Paper I agree with
Реферат Электронная почта 2 Понятие и
Реферат Лингвистические аспекты аргументации на примере юридического дискурса
Реферат Навигационный проект перехода судна типа "Буг" по маршруту порт "Феодосия – порт Палермо"
Реферат Двойной интеграл в полярных координатах
Реферат Правила безпеки під час виконання окремих робіт в електроустановок загального призначення