Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Принцип следования за энергией клиента (пациента) в недирективной психотерапии

Евтюшкин В.П., директор институтапсихологического консультирования «Теменос»
Следованиеза энергией клиента (пациента) является самым важным методологическим принципомв недирективной психотерапии и консультировании. Мастерство консультанта можноопределить и скорее почувствовать по тому, как он владеет «искусствомраспрашивания». В идеале клиент воспринимает консультанта как наилучшегособеседника в своей жизни. При этом клиент чувствует, что с ним работают, иощущает происходящие изменения.
 Следованиеявляется одновременно и техническим приемом, и средством профессиональнойзащиты консультанта от негативного воздействия со стороны проблем клиента, испособом личностного и профессионального роста самого консультанта.
 Принципследования за энергией клиента в любой недирективной психодинамической школесоставляет основу этики консультирования. Ошибки в следовании приводят кнегативным последствиям в жизни и клиента и консультанта. Технически принципследования состоит в искусстве задавания вопросов, исходя из последних словклиента (пациента). Отвечая на вопросы, клиент с приемлемой для него скоростьюрасширяет поле своего сознания. Условно следование можно разделить на тристадии: аналитическую, следование по процессу (процессуальную), ассертивную(увязывание с повседневной жизнью клиента). Консультант должен следить забалансом стадий.
 1.Аналитическаястадия. Большинство клиентов с самого начала терапевтической сессии«забрасывают» консультанта большим объемом интеллектуальнойинформации. До определенного момента, их стремление рассказать больше о себеконструктивно. Ощущение интеллектуальной перегрузки — первый признак«застревания» в аналитической стадии. У начинающих малоопытныхконсультантов в этот момент появляется чувство непонимания происходящего,потеря первоначальной цели консультирования. Для удержания статуса консультантнеосознанно подавляет возникающий страх профессиональной некомпетентности.Процесс «застревает». Между тем, следует воспринимать происходящеекак подсказку перейти в следующую стадию — процессуальную.
Техникиперехода:
— суммирование (Консультант переповторяет сказанное клиентом. Происходитотделение материала клиента. Он слушает свой материал с позиции наблюдателя. Вконце техники консультант предлагает клиенту выдвинуть гипотезу. Например:"…Мы начали работать с этим, потом перешли к этому и т. д.…Есть ли у васощущение, что все это как-то связано?!" Если клиент говорит«Нет», консультант сам предлагает гипотезу. Например: «У менявозникло ощущение, что несмотря на то, что вы любите своего отца, но при этомкакая-то часть Вас им раздражается?» Допустим клиент говорит«Да». И тогда это подарок для консультанта. Можно переходить кпроцессу);
— перефразирование;
— перефразирование с усилением.
 2.Процессуальная стадия. «Расскажите — как (где) Вы ощущаете (чувствуете)это раздражение.» Для того, чтобы ответить на этот вопрос, клиент вынужденговорить о своих внутренних переживаниях. Часто они бывают очень символичные.Но если бессознательное клиента генерирует слишком много символов, это можетстать «ловушкой по процессу».
Признаки«ловушки»: много символической информации,
изобилиерасширяющих метафор, эффект
«улетания»от первоначальнойпроблемы.Для консультанта это сигнал перехода к стадиианализа. Для этого следует выделить важные символы (метафоры) и рациональнопроработать их. Необходимо найти наиболее эмоционально значимый для клиентасимвол и осуществить рациональную привязку к внутренней динамике (например:какие Ваши личные качества могут быть похожи на этот «яркий шар».)
Посути — успех консультирования зависит от умения консультанта естественнобалансировать между анализом и процессом.
Внекоторых случаях в рамках одной терапевтической сессии нецелесообразнопереходить к ассертивной стадии следования. Допустим, клиент в ходе работыощутил в себе много грусти, до этого находившейся в бессознательном. Пребываниев этом слое позволит клиенту максимально изучить, ощутить, прочувствовать ивысветлить грусть, что само по себе дает мощный терапевтический эффект. Итолько после этого можно перейти к 3-ей стадии.
 3.Стадия ассертивности. Исходя из состояния клиента, нового понимания себя ивнутренних ощущений, консультант предлагает совершить сознательноесимволическое действие в обычной жизни. Это своего рода трансформирующий ритуалповедения. Это должен быть поступок, действие, которое обычно до этого клиентне делал.
Инсайтыи катарсисы делают свою работу, но пока «новое состояние души» неперенесено в жизнь, говорить о стойком терапевтическом эффекте рано. Например:«Теперь, когда ты знаешь, что за раздражением на отца пряталась любовь, которуюты сейчас переживаешь, что бы ты сделал необычного, чтобы закрепить это чувствона уровне действия и поведения?» Если клиент говорит: «Съезжу к отцу,я его не видел 23 года», — то это необычно в его жизни. Но лучше, есликонсультант усилит этот поступок. Например, попросит точно определить датувстречи, как это будет выглядеть, на чем будет сосредоточен клиент в моментвстречи и т.д.В следующую терапевтическую встречу целесообразнопоинтересоваться, выполнил ли клиент намеченное. Если нет, то это признакрегрессии. И тогда все по-новому, но уже по спирали.
Опытпоказывает, что в среднем оптимальный баланс в следовании за энергией(переживаниями) клиента в одной терапевтической сессии следующий:
70%- по процессу;
30%- по анализу;
стадияассертивности осуществляется только тогда, когда она действительно уместна.
Основнымиошибками консультанта в следовании являются:
1.Упреждение скорости осознавания в виде навязывания гипотез со стороныконсультанта.(Ошибочные роли — очень «умный» консультант, консультант-Учитель«гуру»).
2. Отставание от скорости осознавания,которое проявляется в виде вопросов, не имеющих отношения к проблеме(любопытство); создание искусственных пауз, неконструктивное молчание,подчеркивание своей многозначительности, намек на таинственность. (Ошибочныероли — консультанта: Советчик, Морализатор, Спасатель, Ясновидящий).
Список литературы
Для подготовки данной работы былииспользованы материалы с сайта www.temenos.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.