Реферат по предмету "История"


Оппозиционное движение в Украине в конце 50-х – 80-х гг. XX века

План-конспектурока Истории
Оппозиционноедвижение в Украине в конце 50-х – 80-х гг. XX века

Цель: рассмотреть оппозиционное движение в Украине в конце50-х – 80-х гг. XX века.
Обучающая задача:
повторить, закрепить и обобщить материал по теме“Оппозиционное движение в Украине в конце 50-х – 80-х гг. XX века”.
Развивающая задача:
развивать умения аргументировано отстаивать свою точкузрения, сравнивать и анализировать историческую информацию, совершенствоватьнавыки логического мышления, образной речи.
Воспитательная задача:
воспитывать чувство толерантности, неравнодушное отношениек украинской истории.
Тип урока: урок проверки знаний, умений и навыков в формепресс-конференции.
Методы обучения: словесный метод (беседа, рассказ), отгадываниекроссворда, аналитический метод.
Средства обучения: портреты диссидентов; плакат “Демократическиепроцессы в современном государстве”; таблички с названиями телеканалов, изданийпериодической печати, профессиями выступающих, плакат с кроссвордом “Именадиссидентов”; диск с записью фрагмента песни группы “Океан Эльзы”, плакат свысказыванием историка И. Лысяка-Рудницкого.
План урока
Организационный момент.
Актуализация опорных знаний. Мотивация.
Повторение и закрепление изученного материала.
Игра “Цепочка ассоциаций”.
Пресс-конференция “Диссидентское движение против“советского Левиафана” – поражение или победа?”.
Разгадывание кроссворда “Имена диссидентов”.
IV. Итог урока. Оценивание работы учеников.
V. Домашнее задание.
Ход урока
I Организационный момент.
Учитель настраивает учеников на работу, приветствует их(Добрый день, дети! Я рада вас всех видеть. Готовы ли вы к нашему уроку?Хорошо, садитесь.).
II. Актуализация опорных знаний. Мотивация.
Слово учителя. Оппозиционное движение, представленноетремя основными течениями диссидентов, – непростая страница в истории Украины.
Посмотрите на лица этих людей – всем им была уготована нелегкая,часто трагическая судьба. (Учитель обращает внимание учеников на портретыдиссидентов). Их методы сопротивления были мирными, но добились ли диссидентыкаких-либо результатов? Обратите внимание на точку зрения историка ИванаЛысяка-Рудницкого: “Пока живет человек несогласный – живет и человечество вцелом”. (Учитель обращает внимание учеников на плакат с высказываниемисторика). Согласны ли вы с этим?
Тема диссиденства настолько важна и сложна сморально-этической точки зрения, что достойна обсуждения на пресс-конференции.
Ключевой вопрос, на который мы сегодня должны ответить,уже обсуждался на городском турнире историков. Итак: “Диссидентское движениепротив “советского Левиафана” — поражение или победа?”.
В библейской мифологии Левиафан означает огромное морскоечудовище, пожирающее все вокруг… На вопрос, справились ли с ним диссиденты,нам предстоит сегодня ответить.
Пресс-конференция объявляется открытой!
III. Повторение и закрепление изученного материала.
1. Игра “Цепочка ассоциаций”.
Слово учителя. Наша пресс-конференция – не совсем обычная:сегодня встречаются представители советского времени и XXI века. Им предстоитпопытаться найти ответ на поставленный нами вопрос.
Но для начала я предлагаю всем присутствующим небольшуюигру-разминку “Цепочка ассоциаций”: по предложенным ассоциациям вам необходимобудет определить ключевое слово, имеющее непосредственное отношение кзарождению диссидентского движения.
Игра:
Ассоциация № 1
Включается музыкальный фрагмент песни “А за вікном майжевесна...” группы “Океан Эльзы”.
Ассоциация № 2
Ученикам предлагается анекдот, популярный в среде интеллигенциисоветского времени:
“Сюрреализм – это то, что я чувствую;
реализм – это то, что я вижу;
соцреализм – это то, что я слышу”.
Ассоциация № 3
Внимание учеников обращается на плакат “Демократическиепроцессы в современном государстве”, где перечислены признаки демократическогообщества.
Ассоциация № 4
Реальный случай из жизни школьников 80-х годов XX века.
… Школьная линейка перед рождественскими праздниками. Выступаетпредставитель администрации: “Дети! Я и так знаю, что вы будете щедровать, нотолько не говорите, из какой вы школы!...”
Ассоциация № 5
Это фамилия известного писателя: Илья Эренбург.
Слово учителя. На какие же мысли натолкнули васпредложенные ассоциации? Какое слово ключевое?
(Ответ: № 1 – весна; №2 – принцип соцреализма в культуре;№ 3 – отсутствие демократии в советский период; №4 – атеизм; №5 – повесть И.Эренбурга “Оттепель”. Ключевое слово – “оттепель”.)
Пресс-конференция “Диссидентское движение против“советского Левиафана” – поражение или победа?”.
Слово учителя. Действительно, период “оттепели”, которыйбыл основным содержанием десталинизации, способствовал духовному обновлению вжизни общества; как почки на деревьях, возникали произведения представителейинтеллигенции, в которых просматривалась попытка расширить “границысоцреализма”, ответить на замалчиваемые вопросы...
У кого из присутствующих есть вопросы по этому поводу?
Корреспондент газеты “Голос України” (XXI век):
– У меня вопрос к известному адвокату 70–80-х годов XXвека: каковы причины возникновения диссидентского движения в Украине? В чемособенности украинского диссиденства?
Адвокат (70–80-е гг. XX века):
– Я думаю, слово “оттепель” очень точно отражаетобщественные процессы, происходящие в СССР, а значит, и в Украине с приходом квласти уникального, сложного по характеру человека Никиты Сергеевича Хрущова.
Я прекрасно помню тот шок, который вызвали у менясообщения о XX съезде КПСС, разоблачившем преступления сталинских времен. Этодало толчок к духовному пробуждению в СССР, а в Украине это произошло даже чутьраньше: первой ласточкой пересмотра позиций соцреализма в культуре стала статьяА. Довженко в “Литературной газете” – “Искусство живописи и современность”.
Раньше других на изменения в обществе отреагировали поэтыи писатели: Василий Симоненко, Николай Руденко, Лина Костенко, НиколайВинграновский, Иван Драч. Литературную критику представляли Иван Дзюба, ЕвгенийСверстюк, Иван Светличный, Вячеслав Черновил, Валентин Мороз и другие.Появляется целая плеяда молодых, энергичных представителей интеллигенции,разрушающих стереотипы – так называемые “шестидесятники”.
Таким образом, среди причин появления украинскогодиссидентства можно назвать следующие:
1. Десталинизация;
2. Реабилитация многих культурных и государственныхдеятелей Украины;
3. Нерушимость основ властных структур;
4. Критическое отношение к коммунистическому режиму,недовольство незавершенностью десталинизации;
5. Интерес к украинской культуре и культуре стран Запада.
Особенностью украинского диссиденства можно считать то,что это было общеукраинское явление, охватывающее все регионы Украины.
Так же, как и в других республиках СССР, украинскиедиссиденты характеризовались:
– мирными, ненасильственными формами протеста;
– четкой организацией (кружки, объединения);
– участием в оппозиционном движении самых разных слоевнаселения.
“Шестидесятники” в своем развитии прошли стадии от“этнографической”, “культурно-просветительской” до стадии “политическогопротивостояния системе”.
… Это были яркие личности...
Подруга художницы Аллы Горской (советское время):
– Но это все слова. А я хотела бы рассказать о судьбе моейподруги, прекрасного человека, талантливой художницы. Это Алла Горская.
Она сама украинка, но родилась в Ленинграде, и все у них всемье говорили по-русски. Учиться она уехала в Киев, в художественный институт,где организовала клуб творческой молодежи.
Однажды у Аллы и ее единомышленника, художника ОпанасаЗаливахи, возникла идея создать необычный, монументально-декоративный витраж ввестибюле Киевского университета. На витраже был изображен Тарас Шевченко ввиде Прометея. Получилось очень красиво! Но сразу после установки, ночью 1964года витраж был разбит...
Алла была исключена из Союза художников Украины за “идейновредное” произведение. А в 1970 году Горская погибла при загадочныхобстоятельствах: ее нашли убитой на даче ее свекра, в подвале. Следствиеустановило, что свекор убил ее, а сам бросился под электричку… Но позже сталоясно, что к гибели Аллы причастны органы КГБ.
Когда хоронили Аллу, 7 декабря 1970 года, стихийновозникла акция протеста, выступали разные люди, знавшие ее. Над могилой ГорскойВасилий Стус прочитал стихи, а потом выступил украинский хор “Гомін”.
Хор сразу же был распущен… Василий Стус арестован...
А что касается художника Опанаса Заливахи – он еще в марте1966 года был осужден на пять лет сурового режима...
Корреспондент газеты “Комсомольская правда в Украине” (XXIвек):
– Я хочу обратиться к сторожу библиотеки Академии наукУССР: что вы знаете о пожаре в фонде украинских рукописей?
Сторож киевской публичной библиотеки Академии наук УССР:
– В тот день, 24 мая 1964 года, я, как обычно, заступил насмену. Все проверил, не обнаружил ничего подозрительного и сел отдохнуть. Явспомнил, как два дня назад проходил мимо памятника Шевченко и стал свидетелемпразднования шевченковских дней: люди читали стихи Тараса Шевченко, пелиукраинские песни, ведь именно в этот день в 1861 году гроб с телом Шевченко былперевезен из Петербурга в Канев. Но то, что я увидел потом, меня поразило…Площадь оцепила милиция, люди из КГБ; многие были арестованы… Я сидел,размышляя над всем этим и вдруг почувствовал запах гари. Когда я бросился туда,то увидел, что горит фонд украинских рукописей! Как это могло произойти? Незнаю… Так и не удалось ничего спасти… Но этот случай вызвал широкую волнупротестов среди украинских диссидентов…
Журналист телеканала “Интер” (XXI век):
– У меня вопрос к человеку, входившему в Украинскийрабоче-крестьянский союз. Организатор вашего союза – Левко Лукьяненко – жив досих пор, он известный человек в Украине. Но я хотел бы спросить именно у вас:что вы можете рассказать о “Деле юристов” и судебном процессе, проходившем воЛьвове в 1961 году?
Заведующий клубом, входивший в УРКС (советское время):
– Как вы сами знаете, Левко Лукьяненко – блестящий юрист,неутомимый борец за права украинцев и возрождение украинской культуры, родом сЧерниговщины. В 1959 году он организовал Украинский рабоче-крестьянский союз(УРКС), сразу же ставший объектом пристального внимания со стороны КГБ. Это ипонятно, ведь УРКС был единственной организацией, добивавшейся независимостиУкраины. Хотя, если подумать, мы не выходили за рамки Советской Конституции,которая гарантировала каждой нации право на самоопределение, вплоть доотделения. Вот мы и решили воспользоваться этим правом. Но был в нашейорганизации некий Ващук – слушатель областной партийной школы, оказавшийсяпровокатором КГБ.
Вскоре было заведено “Дело юристов”, суд состоялся в мае1961 года, во Львове. Нас обвиняли по статье 56 “Измена Родине”, а когда ЛевкоЛукьяненко объяснил следователю, что мы действовали в рамках Конституции,следователь ответил: “Конституция существует для заграницы!”
… Левка Лукьяненко приговорили к расстрелу, остальнымдали от 10 до 15 лет лагерей. Уже потом, после кассационных жалоб, смертныйприговор Левку Лукьяненко был заменен на 15 лет заключения в лагерях...
Корреспондент газеты «Голос України» (XXI век):
– У меня вопрос к известному адвокату 70–80 годов XX века:каковы причины возникновения диссидентского движения в Украине? В чемособенности украинского диссиденства?
Советский прокурор (60–70-е гг. XX века):
– Я хочу дополнить! У нас в СССР в полной мере соблюдаютсяправа человека. Как вы слышали, Лукьяненко, возглавлявший антисоветскуюнационалистическую организацию с целью создания “самостийной Украины”, былприговорен к смертной казни. Но гуманный советский суд заменил смертныйприговор 15 годами исправительных работ. Но вместо благодарности Лукьяненковместе с сообщниками распространяют возмутительную “самиздатовскую” литературуо нашем советском строе через зарубежных агентов по радиостанции “Свобода”.
Я думаю, он все-таки заслужил смертный приговор, так какабсолютно не исправился, более того – вошел в новую антисоветскую группудиссидента Николая Руденко.
Корреспондент газеты “Аргументы и факты” (XXI век):
– Не так давно в Украине умер известныйдиссидент-правозащитник Николай Руденко, организатор Украинской хельсинскойгруппы содействия выполнению хельсинских соглашений (УХГ). Что вы можетерассказать об этой группе?
Историк, входивший в УХГ:
– Когда СССР подписал в августе 1975 года в Хельсинкидокумент о соблюдении гражданских прав и свобод своего народа, повсеместностали возникать легальные группы с целью контроля за соблюдением прав человека.
Первый Хельсинский комитет был основан в Москве в мае 1976года, потом подобные объединения возникли в Литве, Грузии, Армении. А 9 ноября1976 года по инициативе Николая Руденко в Украине была создана группаспособствования выполнению Хельсинских соглашений (УХГ), куда вошли ЛевкоЛукьяненко, Иван Кандыба, Оксана Мешко, Олекса Тихий, Петр Григоренко,Святослав Караванский и другие, всего 36 человек.
Целью УХГ было: ознакомить украинский народ с Декларациейправ человека, поддерживать связь с зарубежной прессой, информировать мировуюобщественность о фактах нарушения прав человека в Украине.
В СССР действовало еще пять подобных групп, среди которыхУХГ была самой активной. Главное то, что она действовала в рамках закона и относиласьс глубоким уважением к людям других национальностей.
Но все это не помешало советской системе учинить погромУХГ: до 1980 года большинство членов УХГ были арестованы и осуждены в среднемна 12 лет лишения свободы...
В лагерях погибли В. Стус, В. Марченко, О. Тихий, Ю.Литвин.
Представитель телеканала “1+1”, программа “Иконостас” (XXIвек):
– Несмотря на эти трагические факты, инакомыслие в Украинене исчезало. Меня интересуют причины и деятельность еще одного течениянесогласных – религиозного диссиденства?
Работник музея (70–80-е гг. XX века):
– Причиной появления религиозного диссиденства былаантирелигиозная кампания конца 50-х – начала 60-х годов.
В течение 1957–1964 годов в Украине было закрыто 46% всехправославных храмов. Причем больше пострадала не Западная Украина, гдецерковные традиции были очень прочные, а центр и юго-восток Украины, где людиособо не сопротивлялись.
В Крыму осталось 14 храмов, а в Запорожской области –всего 9.
Я терпимо отношусь и к верующим, и к атеистам – это личноедело каждого. Но зачем же навязывать свое отношение к религии?
… Особенно пожилые люди страдали, ведь для них молитва,икона были смыслом жизни (не для всех, конечно...).
Ну а в Западной Украине не терпели. Там же подпольносуществовала греко-католическая церковь – УГКЦ. Диссидент Иосиф Тереля создалКомитет защиты УГКЦ, его поддерживал представитель православного духовенстваВасилий Романюк. Да… Посидели они в психушках, но это их не остановило. Ну выже сами видите, что они не зря старались – ведь в XXI веке – свободавероисповедования.
Корреспондент газеты “Зеркало недели” (XXI век):
– Так победили диссиденты или проиграли? Канадский историкОрест Субтельный (его семья родом из Украины) четко написал в книге “Украина.История”: “Диссиденты проиграли”. Может, и правда никому такие жертвы не былинужны?
Литератор (70-е гг. XX века):
– На этот вопрос нет однозначного ответа. Многиедиссиденты говорят, что они “не боролись, а просто жили”, а жизнь – это ужепобеда.
Слово учителя. Давайте вспомним о цели диссидентскогодвижения: открыть возможности для свободного развития украинской культуры,обеспечить гражданские права украинцам. То, что сегодня мы живем в независимойУкраине, наверное, смогло произойти и благодаря диссидентскому движению.
Разгадывание кроссворда “Имена диссидентов”.
Слово учителя. А теперь – для всех участников конференции –эксклюзивный кроссворд “Памятные имена диссидентов”. Давайте попробуемразгадать кроссворд и еще раз вспомним имена людей, не побоявшихся броситьвызов существующему строю.
1. Один из “шестидесятников”, поэт-переводчик, издавший1000-страничный “Словарь рифм украинского языка”, активно выступал противарестов украинской интеллигенции. Пробыл в заключении в общей сложности 30 лет.(Караванский)
2.Диссидент, которому смертная казнь была заменена15-летним заключением. (Лукъяненко)
3. Фамилия украинского писателя, подвергшегося гонениям запроизведение “Собор”. (Гончар)
4. В конце 1950-х годов в Харькове вокруг этогороссийского поэта образовался кружок передовой творческой молодежи (подобныекружки были в Киеве – “Спутник”: И. Драч, Е.Сверстюк, А. Горская и др.; воЛьвове – “Пролисок” во главе с М. Косовом). А в брежневские времена этотчеловек считался “неудобным” поэтом. (Чичибабин)
5. Фамилия украинской поэтессы, писавшей красивые, нонепонятные многим стихи. (Костенко)
6. Этот человек имеет непосредственное отношение к фильму“Тени забытых предков”. (Параджанов)
7. Фамилия человека, издававшего “самиздатовскую”литературу. Он также выпустил сборник материалов о судьбе 20-ти осужденныхинтеллигентов “Лихо з Розуму”. Его называли “лагерный генерал”. (Черновил)
8. Фамилия одного из самых активных борцов за правагреко-католической церкви в Украине, бывший узник лагерей и “спецпсихушек”. (Тереля)
9. Идеалом этого поэта был Григорий Сковорода. Свою жизньон закончил в лагере особого режима… (Стус)
10. Человек, отказавшийся от своих взглядов, автор работы“Интернационализм или русификация?”. (Дзюба)
11. Фамилия активного правозащитника-диссидента,арестованного за эссе “Моисей”, “Хроника сопротивления”, “Репортаж иззаповедника им. Берии”. (Мороз)
12. Основатель Украинской Хельсинской Группы. Умер в 2004году. (Руденко)
Слово учителя. Ключевое слово кроссворда – тоталитаризм,так как опыт диссиденства – это опыт существования человека в несвободнойстране.
Обратимся еще раз к словам Ивана Лысяка-Рудницкого: “Покаживет человек несогласный – живет человечество в целом”.
IV. Итог урока. Оценивание работы учеников.
Слово учителя. Наша конференция завершилась. Всем нам естьо чем поразмыслить...
После выступления и участия детей на уроке, ихдеятельность оценивается. Выставляются баллы. (Сегодня вы очень хорошопоработали, все ребята были задействованы и никто не остался без внимания. Ясчитаю, что мы всем сегодня должны поставить оценку отлично.)
V. Домашнее задание.
Подготовиться к тематическому оцениванию по теме “Украинав послевоенный период 1945 – 1964 гг. ”
По желанию написать статью-размышление “Кто же победил:власть или диссиденты?”


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Графические работы на уроках стереометрии в средней школе
Реферат Методика эксперимента и расчет технологического режима получения антифрикционного покрытия
Реферат О лекарственных растениях
Реферат Организация производства молока в СПК КОЛОС
Реферат Трьох- і чотирьох хвильове розсіяння світла на поляритонах в кристалах ніобіту літію з домішками
Реферат Механізм дії закону відповідності виробничих відносин характеру і рівню розвитку продуктивних си
Реферат Роль власності у соціально-економічних процесах
Реферат Банковская система. Регулирование экономики
Реферат Характеристика маркетинговой политики салона красоты Злата
Реферат Безналичный денежный оборот: формы и принципы организации
Реферат Анализ деятельности Сберегательного банка России
Реферат Марцевич Эдуард Евгеньевич
Реферат Основні категорії та принципи державної політики в галузі охорони праці
Реферат Влияние оценочной деятельности учителя на формирование учебно познавательной мотивации младших школьников
Реферат «Ярославль красоты неописанной, всюду Волга и всюду история …»