В июле 1962 годав Москву прибылавоенная делегацияКубы во главес Раулем Кастро.Она вела переговорыс военнымируководителямиСССР о предоставленииКубе военнойпомощи. Переговорышли долго, а 3и 8 июля в нихпринимал участиеи Н.С. Хрущев.Можно с уверенностьюпредположить, что именно вэти дни былопринято решениео размещениина Кубе ракетсреднего радиусас ядернымибоеголовкамии бомбардировщиков, способных нестиатомные бомбы, и были согласованныдетали их отправки.Когда на советскиекорабли грузилосьэто грозноеоружие и кораблиодин за другимотплывали вдалекий путьсо своим смертоноснымгрузом, Хрущевпредпринялсамую продолжительнуюпоездку постране за всевремя пребыванияу власти. Несомненно, что эта поездкаимела характеротвлекающегоманевра. Хрущевпобывал вПетрозаводске, в Мурманскеи Мурманскойобласти, присутствовална ученияхвоенных кораблейСеверногофлота, причемв учениях принималиучастие и первыесоветскиеатомные подводныелодки. Из Мурманскаон вылетел вАрхангельски Архангельскуюобласть. Онникогда раньшене был в этихобластях. Ссевера Хрущевпоехал на юг- сначала в Тульскуюи Орловскую, а затем в Курскуюобласти. Оносмотрел стройкина Курскоймагнитнойаномалии ипровел деньв своей роднойКалиновке, пригласив сюдас Украины Подгорногои Щербицкого, а из МосквыПолянского, чтобы показатьим процветающеехозяйствоколхоза. Конециюля он провелна Украине — вКременчуге, Днепропетровске, Херсоне и сельскихрайонах, большуючасть августаотдыхал в Крымуи на мысе Пицундавозле г. Гагры.В гостях у Хрущевапобывали икороль АфганистанаМуххамед ЗахирШах, и главаГДР ВальтерУльбрихт, иисполняющийобязанностиГенеральногосекретаря ООНУ Тан, и американскийфермер Р. Гарст.Но самая важнаявстреча состояласьу Хрущева скубинскимилидерами Э. ЧеГевара и Э.Арагонесом.Операция попереброскена Кубу ракетногои атомногооружия шла вавгусте 1962 годаполным ходом.После отдыхав Пицунде Хрущеввылетел в СреднююАзию, где знакомилсяс предприятиямиТуркмении, Таджикистанаи целую неделюпровел в Узбекистане.Только 10 октября, когда советскиеракеты уженаходилисьна Кубе и шлабыстрая работапо устройствупусковых площадоки сборка доставленныхпо частямбомбардировщиковИЛ-28, Хрущеввернулся вКремль.
Сообщениео советскойвоенной помощи обеспокоилоамериканскихполитиков ивоенных. Наблюдениеамериканскойразведки заКубой былоусилено. Вскорестало очевидно, что СоветскийСоюз сооружаетна Кубе стартовыеплощадки длязенитных управляемыхракет (ЗУР), которыесчитаютсяоборонительныморужием. Велосьинтенсивноестроительствокрупного рыбацкогопоселка, подвидом которого, как полагалоЦРУ, СССР создаеткрупную судоверфьи базу для советскихподводныхлодок. Американскоеправительствоне только выразилосвою “озабоченность”через послаСССР А. Добрынина, но провело врайоне Кубыкрупные маневры, в которых участвовало45 военных кораблейи 10 тысяч морскихпехотинцев.Увеличилосьчисло разведывательныхполетов “У-2”, непрерывнофотографировавшихтерриториюКубы, что можнобыло делать, не нарушаявоздушногопространстваострова. ПрезидентКеннеди попросилКонгресс разрешитьпризвать вармию 150 тысячрезервистов.4 сентября Кеннедисделал публичноепредостережение: США ни при какихусловиях непотерпит размещенияна Кубе ракет“земля-земля”и другие видовнаступательногооружия.
ПоставляяКубе ракетыи бомбардировщики, СССР не нарушалнорм международногоправа, так какКуба являласьсувереннымгосударствоми характероказываемойей военнойпомощи определялсялишь компетенциейСССР и Кубы.Создавая военныебазы на территорииТурции, Японии, Норвегии, Ирана, Италии или ФРГи размещая внепосредственнойблизости отсоветскихграниц ракетыи бомбардировщикис ядерным оружием, СоединенныеШтаты не спрашивалиразрешенияСССР. Американскаяракета, запущеннаяс Турецких баз, могла достигнутьлюбой цели наевропейскойчасти СССРменее чем за10 минут, тогдакак советскиемежконтинентальныеракеты моглидостигнутьтерриторииСША примерноза 25 минут. СоединенныеШтаты моглииспользоватьпротив СССРракеты всехвидов радиусовдействия, тогдакак СССР могиспользоватьпротив СШАтолько самыекрупные межконтинентальныеракеты. Военно-стратегическогопаритета междунашими странамив начале 60-х годовне существовало, и именно этообстоятельствопородило мысльо созданииракетных установокна Кубе, примернов 90 милях от береговСША. Тем самымпредполагалосьликвидироватьнеравновесиев размещенииядерного оружия.
Однако Хрущев, его советникии союзникинедооценилирешимости ивозможностейСША противостоятьпоявлениюсоветскихракетных базв Западномполушарии. Ибокроме норммеждународногоправа существовалатак называемаядоктрина Монро, главный принципкоторой определялсясловами: “Америкадля американцев”.Эта доктринабыла в одностороннемпорядке провозглашенаеще в 1823 годупрезидентомСША Д. Монро сцелью предотвратитьвосстановлениеиспанскогогосподствав ЛатинскойАмерике. “Американскиеконтиненты,- указывалосьв послании Д.Монро Конгрессу,- ввиду свободногои независимогоположения, которого онидобивались, и которое онисохранили, недолжны рассматриватьсявпредь в качествеобъекта длябудущей колонизациилюбой европейскойдержавы.
Естественно, что доктринаМонро не признаваласькак нормамеждународногоправа европейскимигосударствамини в XIX, ни в XX веке, так как многиеиз этих государствеще сохранялив Западномполушарии своиколонии илизависимыетерритории.Не признавалаэтой доктриныи Россия, владевшаяАляской ипретендовавшаяна некоторыетерритории, лежащие к югуот Аляски. Непризнавалидоктрины Монрои многие государстваЛатинскойАмерики, оказавшиесяпостепеннов экономическойи политическойзависимостиот США. Но дляСША доктринаМонро оставаласьеще одним изглавных принциповвнешней политики.Правящие кругиСоединенныхШтатов былиготовы идтина риск большойвойны, чтобыпредотвратитьсоздание советскихвоенных базна Кубе.
Советскоеруководствооставило безвнимания демаршпрезидентаСША и маневрыамериканскогофлота. А. Добрынинпросил РобертаКеннеди заверитьсвоего брата, что на Кубе небудут устанавливатьсяракеты типа“земля-земля”.12 сентября всоветскихгазетах появилось“СообщениеТАСС”, в которомможно былопрочесть:“ПравительствоСССР уполномочилоТАСС заявить, что СоветскомуСоюзу не требуетсяперемещенияв какую-либодругую страну, например вКубу, имеющихсяу него средствдля отраженияагрессии, дляответногоудара. Нашиядерные средстваявляются настолькомощными посвоей взрывнойсиле и СоветскийСоюз располагаетнастолькомощными ракетоносителямидля этих зарядов, что нет нуждыискать местодля их размещениягде-то за пределамиСССР”.
То же самоеговорилосьи в личном посланииХрущева Д. Кеннеди.Хрущев писал, что президентСША может бытьуверен, что нипри какихобстоятельствахракеты “земля-земля”на Кубу не будутпосланы.
В конце сентябряи в начале октябряв районе Кубысильная облачностьне позволялапроводитьфоторазведку.Это облегчалоскрытное исрочное проведениеработ по созданиюпусковых установок.Хрущев и Кастрорассчитывали, что все работыбудут завершеныраньше, чемразведка СШАобнаружит, каким именнооборонительныморужием располагаеттеперь Куба.Как откровеннописал позднеев своих мемуарахХрущев, “этойсилы было остаточно, чтобы разрушитьНью-Йорк, Чикагои другие промышленныегорода, а оВашингтонеи говорить нечего. Маленькаядеревня”.
Различногорода слухи оракетах на Кубеи ведущихсятам строительныхработах доходилидо американцев.Но у них не имелосьясных доказательств.Только 10 октябряони смогливозобновитьфоторазведку, и полученныефотографииих крайнеобеспокоили.Они увиделиавтомобильныедороги там, гдедесять днейназад темнелиджунгли. Кеннедиприказал расширитьфоторазведку, но на Кубу обрушилсяеще один тайфун, и новые снимкиудалось сделатьтолько 14 октября.Американскиесамолеты снималине только сбольшой высоты, но и с малой — в 130 метрах. Тысячиснимков, которыебыли получены, ясно показалиспециалистам, что речь идетуже не о зенитныхракетах, а оракетах “земля-земля”, способных нестиядерное оружие.Новые снимки, полученные17 октября, позволилиувидеть нескольконовых пусковыхплощадок, накоторых расположились16 или 32 ракеты, дальностькоторых, позаключениюэкспертов, составлялаболее тысячимиль. Еще раньшеКеннеди создалособый военно-политическийштаб — Исполнительныйкомитет Национальногосовета безопасности, все члены которогоуже не сомневалисьв грозящейАмерике опасностии требовалиответных действий, правда они ещерасходилисьво мнениях охарактере имасштабах этихдействий. ДжонКеннеди и егобрат Робертвыступали заполную морскуюблокаду Кубы.Военные лидерынастаивали, однако намассированнойбомбардировкевсех пусковыхустановок, накоторых ужепроводилсямонтаж ракет, доставленныхранее. Войскаи авиация стягивалисьв районы, максимальноприближенныек Кубе. Но президентСША временноотклонил предложениео немедленнойвоенной атаке, приказав, однако, начать блокаду.Советский Союзпродолжалутверждать, что на Кубе нетникаких ракет; полученныеже военнойразведкой иЦРУ фотоснимкибыли убедительнымсвидетельствомдля американскихвоенных, но недля мировогообщественногомнения, котороене исключаловозможностифальсификации.
В Карибскомрегионе развернуласьармада из 180 военныхкораблей.Американскиевойска во всеммире приводилисьв состояниеповышеннойготовности.Атомные подводныелодки с ракетами“Полярис”изменили своикурсы в соответствиис полученнымисекретнымиприказами.Бомбардировщикистратегическойавиации на всехбазах получилиприказ поднятьсяв воздух с полнойядерной нагрузкой, и как толькоодин из нихприземлялсядля заправкии отдыха, другойподнималсяв воздух. НаФлориде былиразвернутышесть дивизий, дополнительныевойска перебрасывалисьна военную базув Гуантанамона Кубе. 22 октябряпрезидент СШАД. Кеннеди выступилпо телевидению.Он объявил облокаде Кубыи некоторыхдругих принятыхмерах и о причинах, которыми быливызваны действияСША. “Это лишьпервый шаг, — заявил Кеннеди,- Пентагон получилприказ к проведениюдальнейшихвоенных мер”.Речь Кеннеди, продолжавшаясяоколо 20 минут, повергла нетолько США, новсе западныестраны в состояниенервного ожидания.Военный министрСША Р. Манкмараготовил бомбардировкуи оккупациюКубы, что требовало, по его подсчетам,250 тысяч солдат,90 тысяч бойцовморской пехотыи более стадесантныхсудов.
Конечно, Хрущев немедленноузнал о выступленииКеннеди. Советскаяразведка докладывалаему о всех военныхприготовленияхСША. Хотя в Кремле, как и в БеломДоме, шли непрерывныесовещанияполитиков ивоенных, советскиесредства информации ничего не сообщили23 октября овыступленииКеннеди и облокаде Кубы.Все работы поустановке ракетна Кубе проводилиськруглосуточно, но для окончанияэтих работ иприведенияракет в боевуюготовностьтребовалосьеще несколькодней. Хрущевхотел иметьна Кубе мощнуюракетную базу, но он не хотелвойны, опасностькоторой всевозрастала.Для него важнеевсего было вэти дни понять- являются лидействия СШАблефом, или жеамериканцыдействительноготовятсянанести мощныйудар по Кубеи советскимракетным установкам.
24 октябряСоветскоеправительствозаявило решительныйпротест противблокады Кубыи других военныхмероприятийСША. СССР просилнемедленносозвать СоветБезопасностиООН. Министробороны СССРприказал привестиВооруженныеСилы страныв состояниеповышеннойбоевой готовности, отменить отпускаи задержатьдемобилизациюстарших возрастов.Советский Союзпродолжалотрицать наличиена Кубе наступательногооружия, заявляя, что там находитсятолько оружие, необходимоедля самообороны, и что “с требованиемоб удаленииэтой техникине может согласитьсяни одно государство, дорожащее своейнезависимостью”.На Кубе ФидельКастро объявило проведениивсеобщей мобилизации.На срочно созванномзаседанииСовета БезопасностисоветскийпредставительВ. Зорин решительноотрицал наличиена Кубе ракетс ядерным оружием.Как можно былопрочесть всоветскихгазетах, В. Зорин“разоблачилизвлеченныеиз кучи всякогохлама сотрудникамигосударственногодепартаментаСША утвержденияо так называемомустановлениисоветскихракетных базна Кубе”. В этовремя на путик Кубе находилосьболее 20 советскихкораблей, ипервые из нихприближалиськ линии блокады.Хрущев вел себявнешне спокойно, и вечером 23 октябряпосетил Большойтеатр, понимая, что за океаномвнимательноследят за каждымего шагом.
ПрезидентСША направилХрущеву письмос призывомсоблюдатьправила блокады.Кеннеди писал, что США не намереныоткрывать огоньпо советскимкораблям. “Моежелание, чтобыоба мы держалисьосмотрительнои не допускали, чтобы событияосложнилиположение иеще более затрудниликонтроль надним”. Это посланиене было опубликованов СССР, как ипризыв У Танаприостановитьперевозкуоружия на Кубу.Аналогичныйпризыв исходили от 89-летнегоанглийскогофилософа БертранаРассела. Кеннедиполучил сообщениео появлениив Карибскомморе советскихподводныхлодок, что являлосьсерьезнойугрозой дляамериканскихавианосцев.
Утром 24 октябрядва советскихсудна приблизилиськ линии блокадыв 500 милях от Кубы.Их прикрывалаподводнаялодка. Навстречушел авианосец“Эссекс” свертолетами, оснащеннымидля борьбы сподводнымилодками. Р. Макнамараотдал приказ- в случае необходимостиатаковатьсоветскуюподводную лодкуглубиннымибомбами сослабыми зарядами, чтобы заставитьее всплыть наповерхность.Но Хрущев нехотел рисковатьи приказалсоветским судамостановитьсяна линии блокады, предложивКеннеди срочнуювстречу. Кеннедиответил, чтоон готов встретитьсяс Хрущевым, нотолько послеустраненияс Кубы советскихракет. Воздушнаяразведка показывала, что эти ракетыбудут готовык действиючерез несколькодней. Над Кубойдважды в деньпролеталиэскадрильииз восьми низколетящих американскихсамолетов.Другие самолетынепрерывноследили засоветскимиподводнымилодками. Советскиекорабли, приближаяськ линии блокады, останавливалисьв океане, однако, некоторые изних получилиприказ лечьна обратныйкурс. Монтажракетных установоки бомбардировщиковпродолжался.На Кубу вылетелА.И. Микоян, чтобынаблюдать заситуацией сблизкого расстоянияи увязыватьдействия Советскогоправительствас действиямиКубы. Один изамериканскихсамолетов былсбит, и летчикпогиб. Хрущевопасался, чтоКастро можетпредпринятькакой-либонеосмотрительныйи опасный шаг.В своих первыхпосланиях кКеннеди Хрущевпридерживалсяугрожающеготона. Он называлдействия Кеннеди“чистейшимбандитизмом”,“безумиемвыродившегосяимпериализма”и заявлял, чтоСССР не будетсчитаться сблокадой исумеет защититьсвои права.
Напряжениенарастало. 26октября Кеннедиотдал приказо подготовкек вторжениюна Кубу. Узнаво гибели американскоголетчика, онприказал увеличитьв несколькораз число самолетов, проносящихсянад островами.Вечером 26 октябряКеннеди получилот Хрущевановое письмо, составленноев иных выражениях,- оно не появилосьв советскихгазетах. Письмобыло продиктованолично Хрущевыми даже не отредактировано.Советскийпремьер убедился, что действияСША не являютсяблефом и чтомир оказалсяна краю пропасти.Теперь и Хрущевпросил Кеннедипроявитьсдержанность, ибо “если разразитсявойна, то остановитьее будет не внашей власти.Я сам участвовалв двух войнахи знаю, что войнакончаетсятолько послетого, как прокатитьсяпо всем городами селам, сеяповсюду смертьи разрушение”.
Хрущев неотрицал теперь, что на Кубеимеются советскиеракеты. Американскаяблокада поэтомуне имеет смысла, так как всеоружие ужедоставленона Кубу. Но ракетынаходятся подконтролемсоветскихофицеров и небудут использованыдля нападенияна США. “В этомотношении, — писал Хрущев,-вы можете бытьспокойны. Мынаходимся вздравом умеи прекраснопонимаем, чтоесли мы нападемна вас, вы ответитенам тем же. Нотогда это обернетсяи против нас, и я думаю, чтовы это тожепонимаете. Изэтого следует, что мы людинормальные.Как же мы можемдопустить, чтобы произошлите несуразныедействия, которыевы нам приписываете.Только сумасшедшиемогут так поступатьили самоубийцы, желающие и самипогибнуть ивесь мир передтем уничтожить”.Хрущев предлагалКеннеди снятьблокаду и датьобязательствоне вторгатьсяна Кубу. В этомслучае СССРзаберет и уничтожитдоставленноена Кубу ракетноеоружие. Хрущевписал: “Мы свами не должнытянуть за концыканата, на которомвы завязалиузел войны, потому, что, чем крепче мыоба будем тянуть, тем сильнеестянется узел, и придет время, когда узелбудет так тугостянут, чтодаже тот, ктозавязал его, не в силах будетразвязать, ипридется разрубить…Давайте нетолько перестанемтянуть за концыканата, но примеммеры к тому, чтобы узелразвязать. Мык этому готовы.”
Это письмопредлагалокомпромисс.Правда уже наследующее утро, еще не получивответа наотправленноеписьмо, Хрущевнаправил новоепослание кКеннеди, в которомтребовал, чтобыамериканцыубрали своиракеты с турецкойтерритории.Хрущев предлагалпровести втечение 2-3 недельпереговорыс США по всемукомплексувозникшихпроблем. Этоне устраивалоКеннеди, и онответил толькона полученноевечером 26 октябряписьмо, оставивбез вниманияследующее.Кеннеди заявило готовностиСША снять блокадус Кубы, и о том, что США не будутнападать наКубу, если изэтой странСоветский Союзуберет наступательноеоружие. Одновременно, используя болееконфиденциальныеканалы, Кеннедизаверил Хрущева, что США уберутсвои ракетыиз Турции, нопозднее, послеликвидациикризиснойситуации. Влюбом случаеКеннеди требовалнемедленногопрекращениявсех работ поустановке ракетна Кубе и удаленияпод наблюдениемООН всегонаступательногооружия с острова.В конфиденциальномпорядке Кеннедидавал понятьХрущеву, чтодаже при желаниипрезидент СШАне в состояниислишком долгосдерживатьболее жесткуюреакцию американскихвластей надействия СССР.Послание Кеннедиот 27 октябрябыло опубликованов советскойпечати, чтоявлялось, всущности, официальнымпризнаниемприсутствиясоветских ракетна Кубе. Не безвнутреннегосопротивленияи, возможно, небез борьбывнутри руководства, но Хрущев принялпредложениеКеннеди. У негооставалосьмало времении маленькийвыбор: или военныедействия, илиуступка. И онрешил уступить.В письме от 28октября Хрущевзаявлял: “Яотношусь спониманиемк вашей тревогеи тревоге народовСША в связи стем, что оружие, которое выназываетенаступательным, действительноявляется грозныморужием. И Вы, и мы понимаем, что это за оружие”.
Хрущев писалдалее, что кольскоро США заявляют, что не совершатнападения наКубу, то и мотивыпобудившиеСССР поставитьКубе новоеоружие, отпадают.Налицо всенеобходимоедля ликвидацииконфликта.Поэтому Советскоеправительствоотдало распоряжениео демонтаже, упаковке, ивозвращениив СССР всегоэтого оружия.
Это был решающийшаг в ликвидацииКубинскогокризиса. Обменпосланиямимежду Кеннедии Хрущевымпроисходилпомимо Ф. Кастро, который получалинформациюот Микояна. НоКастро не считалзаверенияамериканскогопрезидентадостаточнойгарантией дляКубы. Кастротребовал прекращенияполетов разведывательныхсамолетов США, прекращенияторговогоэмбарго и ликвидациина территорииКубы военно-морскойбаза США. Микоянупришлось потратитьмного усилий, чтобы убедитьКастро не создаватьдополнительныхпрепятствийк удалениюсоветскихракет. Разумеется, у ООН не имелосьникаких экспертовпо ракетам.Чтобы не оставлятьникаких сомненийв своем миролюбии, Хрущев разрешиламериканскимэкспертамосмотретьсоветскиекорабли и пересчитатьувозимые втрюмах ракеты.
Бесполезнорассуждатьо том, что Хрущевпроиграл этотраунд с Кеннеди, что удалениеракет явилосьунижением дляСССР и т.п… Лишьочень немногиежурналистыписали тогдао “капитуляции”СоветскогоСоюза. Сам Кеннедивовсе не былнастроен праздноватьпобеду. Завозникновениекризиса ответственностьразделяли исоветские, иамериканскиеруководители, но и Хрущев, иКеннеди проявилив решающие часыразумнуюсдержанность, сохранив контрольза ходом событийи не позволивсобытиям перерастив разрушительнуювойну. В Вашингтонеимелось немаловлиятельныхгосударственныхдеятелей, которыес самого началанастаивали на действиях, ведущих толькок войне. Можнопредполагать, что и в окруженииХрущева не всебыли согласныс его решением- удалить ракетыс Кубы. И еслипрестиж Кеннедипосле Карибскогокризиса заметноподнялся, тонадо сказать, что поднялсяи международныйпрестиж Хрущева, который сумелвовремя остановитьсяи уступить.Компромиссбыл достигнутусилиями обеихсторон. Но неследует забыватьи о том, что согласиеСССР демонтироватьи увезти ракетыи бомбардировщикис Кубы сталоизвестно вВашингтонеменее чем засутки до назначеннойправительствомСША атакивоенно-воздушныхсил, морскихи сухопутныхчастей, атаки, которая вместес советскимиракетами, офицерами, специалистамиуничтожилабы и новое кубинскоегосударство, а стало быть, привела и кответным мерамсо стороныСССР. В послевоенныйпериод мир ещеникогда, ни до, ни после Карибскогокризиса, неподходил такблизко к пропастиновой мировойвойны.