Введение
С развитием компьютерныхтехнологий появилась возможность автоматизировать процесс контроля за ремонтоми реализацией товара для автосалона ИП «Волков А.М.». В связи с этим появиласьидея создания программного продукта направленного на автоматизацию этого процесса,а именно настроить контроль работ проведенных в автомастерской и товара которыйбудет продаваться клиентам. Данный программный продукт позволяет хранитьинформацию о всех автомобилях обслуживающихся в автосервисе и всех товаровпроданных клиентом, а так же будет выдавать отчет о заказах – нарядах иостатков товара на складе.
Большое значение имеет определение критериев и показателейкомпьютеризации этого процесса. Только с их помощью можно дать ответ на вопрособ экономической эффективности автоматизированного учета выписки заявок, атакже практически выработать рекомендации для практики научного управления этимпроцессом.
В наиболее общем виде задачу компьютеризации процесса работыс клиентом можно рассматривать как составную часть более общей задачи — формирование специалиста с соответствующей теоретической и практической подготовкойпо конкретной специальности. Решение этой задачи связано с решением целого рядаболее конкретных и локальных задач.
В настоящее времяобработка электронных документов стала неотъемлемой частью рабочего процесса.Электронный документооборот позволил значительно сократить необходимоефизическое пространство для хранения материалов, журналов, отчетов, а такжесократить рабочее время, затрачиваемое на учет и контроль за документациейпредприятий, при этом значительно повысить качество и скорость обработкиинформации. />/>
Базыданных, вне всякого сомнения, занимают лидирующее положение в областиинформационных технологий, а развитие систем управления этими процессами идетпо пути интеграции в единое целое, и огромным шагом к этому являетсяиспользование автоматизированных рабочих мест системы 1С: Предприятия.
Поэтомуданный модуль будет написан добавлением к программному продукту 1С: Предприятие«Оперативный учет» с использованием:
− Языкапрограммирования 1С (создание таблиц, документов, отчетов);
− Интегрированнойоболочки компоненты «Оперативный учет».
Данныйпрограммный продукт можно использовать на базе Windows 9X/2000/Me/XP.
1. Постановка задачи
банковскаясистема казахстан
Цельюдипломного проекта является написание автоматизированной информационной системы«Контроль и реализация товара для автосалона» для Индивидуальногопредпринимателя «Волков А.М.». Разработанная автоматизированная систем должнаиметь возможность функционировать на нескольких компьютерах в сети. База данныхдолжна отвечать следующим требованиям:
— непротиворечивость;
— не избыточность;
— целостность.
В разрабатываемомприложении должны быть предусмотрены, следующие функции:
— возможность добавления справочныхданных об автомобилях, заказчиках;
- возможностьдобавления видов товара и типов работ;
- возможность созданиядокументов заказ — наряд;
- создание отчетзаказ-наряд для контроля над действиями механиков;
- создание и выводна печать отчетов по остаткам товара;
Пользовательскоеприложение создать в среде объектно-ориентированного программирования сиспользованием языка программирования 1С и интегрированной среды «Оперативныйучет».
Данный программныйпродукт должен работать в операционной системе Windows 2000 или Windows XP.
2. Анализ предметнойобласти
2.1Организационная структура ИП «Волков А.М.»
ИП«Волков А.М.» – юридическое лицо, имеет зарегистрированный товарный знак,фирменный знак, расчетный и иные счета в рублях и иностранной валюте вучреждениях банков. ИП «Волков А.М.» имеет в своем составе администрацию,бухгалтерию, отдел маркетинга и менеджмента, гараж, 4 мастерские, магазин ихозяйственную часть.
Общееруководство предприятием осуществляет Генеральный директор. В его подчинениинаходятся Заместитель директора по маркетингу и сбыту и Заместитель директорапо экономике и финансам.
Непосредственноеуправление ИП «Волков А.М.» осуществляет Генеральный директор.
Основнымиподразделениями, обеспечивающими деятельность индивидуального предпринимателя,являются:
1) бухгалтерия и финансово- экономический отдел (БиФЭО);
2) плановый отдел;
3) отдел кадров;
4) отделменеджмента;
5) отдел маркетинга;
7) снабженческо-сбытоваяслужба;
8) гараж.
9) мастерские
10)магазин
Одним изключевых подразделений ИП «Волков А.М.» является отдел менеджмента,руководствующееся в своей деятельности решениями заместителя директора поэкономике и финансам.
На отделменеджмента, возглавляемый старшим менеджером, возлагаются организация принятиязаказа от клиента на ремонт автомобиля с привлечением к нему товаров измагазина, своевременная оплата и отгрузка товаров. Менеджеру необходимоотслеживать состояние заказов и остатки товара на складах. Выполнение этихфункций предопределяет выделение отдела менеджмента предприятия всамостоятельное структурное подразделение аппарата управления. Оно не можетбыть включено в какой-либо другой орган управления и подчиняетсянепосредственно заместителю директора по экономике и финансам. Важнейшимусловием эффективной работы отдела менеджмента является правильное построениеего структуры.
В отделеменеджмента предприятия применяется предметное разделение учетного труда,исходящее из принципа обособленности выполняемых работ или операций при которомвесь определенный цикл совершает от начала до конца один работник илиопределенная часть аппарата данного подразделения.
Достоинствомпредметного разделения труда является приближение учетного аппарата к объектамучета, вследствие чего увеличиваются знания о характере закрепленного заработником (группой работников) участка работы, персональная ответственность завыполнение обязанностей и т. д.
В отделеменеджмента ИП «Волков А.М.» круг объектов учета достаточно широк, каждуюфункцию выполняет один — три человека, поэтому в его составе отсутствуетразделение на отделы, но все они подчиняются старшему менеджеру.
Основныефункции отдела менеджмента:
1) оформление заказовна проведение работ;
2) расчет запроведенные работы и отгрузки товаров;
3) составлениеотчета о заказах и оплатах этого заказа;
4) составление отчетапо остаткам товарах на складах.
2.2Автоматизированная система централизованного управления ИП «Волков А.М.»
Переходяк вопросу об управлении предприятием, необходимо отметить, что существующая системауправления ИП «Волков А.М.» относится к иерархическим многоуровневымструктурам, а традиционный, сложившийся в рамках административной системы,подход к управлению заводом является централизованным, ориентированным напрямое управление хозяйственной и финансовой деятельностью подразделений состороны предприятия в лице заместителя директора, БиФЭО и других подразделений.При таком управлении на каждом уровне иерархии управляющие элементы уровняпринимают определенные решения, исходя из имеющихся ресурсов, локальных целей идостоверной информации, поступающей от элементов нижнего уровня. Дляэффективного функционирования такой системы принятие решений необходимоосуществлять в соответствии с принципом делегирования полномочий, авзаимодействие верхнего и нижнего уровней управления должно производиться наоснове принципов корректировки целей и корректировки побудительных мотивов.
Такимобразом, централизованное управление ИП «Волков А.М.» базируется на следующихпринципах:
1) централизацияуправления, контроль за деятельностью структурных подразделений в решении стоящихперед ними задач;
2) делегированиеполномочий, предусматривающих для органовуправления подразделениямиадекватность меры власти и меры ответственности;
3) разделениенормативно-правовых и исполнительных властных функций;
4) распределение понеобходимости между функциональными подразделениями централизованных ресурсов.
Автоматизированнаясистема централизованного управления предприятием (АСУ предприятием)предназначена для автоматизации финансовой, административно-хозяйственнойдеятельности ИП «Волков А.М.», а так же обеспечивает возможность оперативногопоиска, обработки и представления руководству информации по основным видамдеятельности.
Результатомиспользования АСУ явилось:
1) повышение уровняавтоматизации таких подразделений ИП «Волков А.М.» как отдел кадров, отделменеджмента, бухгалтерия и финансово-экономический отдел;
2) повышение исполнительскойдисциплины и оперативностипринимаемых решений;
3) ускорениеобработки и упорядочение хранения информации поосновным направлениямдеятельности;
4) сокращение«бумажного» документооборота, сокращение объемарутинных работ поинформационному поиску и оформлениюразличного рода документов.
Взаимодействиемежду подсистемами происходит с помощью доступа к общим базам данных и внекоторых случаях через документы (выходные документы одной подсистемы являютсявходными документами для другой).
В составАСУ ИП «Волков А.М.» входят следующие подсистемы:
− организационная структура;
− автоматизация документооборота;
− учет услуг;
− учет заявок;
− затраты на реализацию;
− финансовый учет;
− расчет заработной платы;
− кадровый учет;
2.3 Подсистема «заказ–наряд»
Подсистема «заказ-наряд»предназначен для ведения исчерпывающей информации о проведениях работ,связанных с ремонтом автомобилей и продажей товаров для успешного ремонта.Должен производится контроль за исполнением заказа со стороны механиков ипродавцов магазина за своевременным выполнением своих обязанностей, а также заотгрузкой товара со склад магазина.
В настоящей дипломнойработе будет рассмотрена подсистема «заказ-наряд»
Даннаяподсистема выполняет следующие основные функции:
— оформление заказов на проведение работ;
— расчет за проведенные работы и отгрузки товаров;
— составление отчета о заказах и оплатах этого заказа;
— составление отчета по остаткам товара на складах.
2.4 Анализ деятельностиотдела менеджмента
Документ«заказ-наряд» предназначен для оформления заказа на проведения работ и являетсядокументам, на основании которого производится оплата и отгрузка товара.
Основныереквизиты документа приведены в таблице 1.
Таблица1- Реквизиты документа «заказ-наряд»Реквизит Назначение Тип значения 1 Автомобиль Справочники-Автомобили 2 Плательщик Справочник-Контрагент 3 Заказчик Справочник — Контрагент 4 Договор Справочник — Договора 5 Пробег Строка 6 Тип нарядов Справочник – Тип заказов 7 Тип работы Справочник — Номенклатура 8 Работа Справочник – Работа 9 Норма часов всего Число 10 Норма часов факт. Число 11 Цена Число 12 Механики Справочник – Механики 13 Склады Справочник – Склады 14 Территории Справочник – Территории 15 Организации Справочник – Фирмы 16 Номенклатура Справочник — Номенклатура
СправочникАвтомобили предназначен для занесения информации об автомобилях организации иличастных лиц. Основные реквизиты данного справочника приведены в таблице 2.
Таблица2 — Реквизиты справочника «Автомобили»Реквизит Назначение Тип значения 1 Гос. номер Строка 2 VIN Строка 3 Модель Справочник 4 Год выпуска Дата 5 Владелиц Справочник
Справочник«Механики» предназначен списка слесарей участвующих в авторемонте. Основныереквизиты справочника представлены в таблице 3.
Таблица3 — Реквизиты справочника «Механики»Реквизит Назначение Тип значения 1 Код Число 2 Наименование Строка 3 Контрагент Справочник 4 Договор Справочник Строка 5 Класс Число
Справочник«Тип «заказ-нарядов» предназначен для хранения списков, типов заказ-наряда.Основные реквизиты справочника представлены в таблице 4.
Таблица4 – Реквизиты справочника «Тип «заказ — нарядов»Реквизит Назначение Тип значения 1 Код Число 2 Наименование Строка 3 Плательщик Справочник 4 Тип работ Справочник 5 Работы Справочник
Справочник«Контрагенты» предназначен для заполнения и хранения информации о всехконтрагентах, с которыми могут какие либо отношения. Обязательные реквизитыданного справочника представлены в таблице 5.
Таблица 5 — Реквизитысправочника «Контрагенты»Реквизит Назначение Тип значения 1 Код Число 2 Наименование Строка 3 ИНН Строка 4 Телефон Строка 5 Адрес Строка 6 Договор Справочник
Справочник«Работы» заносятся название работ по автосервису. Обязательные реквизитыданного справочника представлены в таблице .6.
Таблица 6 — Реквизитысправочника «Работы»Реквизит Назначение Тип значения 1 Код Число 2 Наименование Строка 3 Нормо — часы Число 4 Год выпуска Дата 5 Объем двигателя Строка
Справочник«Территории» предназначен для ввода информации о торговых точках филиалах,которые могут характеризоваться территориальной обособленностью, наличиемсобственных складов, видением учета в отдельной информационной базе со своимиособенностями постановки учета и со своим режимом работы. Обязательныереквизиты данного справочника представлены в таблице .7.
Таблица 7 — Реквизитысправочника «Территории»Реквизит Назначение Тип значения 1 Код Число 2 Наименование Строка
ВСправочник «Номенклатура» заносятся информация о всех товарах автосервиса и обоказываемых компанией услугах. Обязательные реквизиты данного справочникапредставлены в таблице .8.
Таблица 8 — Реквизитысправочника «Номенклатура»Реквизит Назначение Тип значения 1 Код Число 2 Наименование Строка 3 Вид Номенклатуры Перечисление 4 Единицы измерения Справочник 5 Производитель Строка 6 ОЕ номер Строка 7 Цена Число
3. Проектированиеподсистемы
3.1 Структура и функцииподсистемы
Для учета«заказ-наряда» подсистема должна выполнять следующие функции:
− формирование документа «заказ –наряда»;
− формирование отчета «заказ – наряда»;
− формирование отчета «остатки товаров»;
Функциякалькуляции себестоимости продукции вычисляет норматив для списания, проверяетноменклатуру на наличие нормативов, если они есть, то создает список длясписания, осуществляется путем суммирования элементов затрат на продукцию.
Функция списаниянормативов проверяет остатки на складе и выводит количество и сумму для списания,организуется путем формирования проводок по списанию МПЗ в производство.
Формированиеоперативной и наглядной информации о процессе выпуска готовой продукцииосуществляется функцией подготовки документации для руководства.
3.2Анализ существующих систем для автоматизации деятельности отдела менеджмента
Припроведении автоматизации перед отдела менеджмента стоит альтернатива выборамежду программными продуктами, предлагаемыми на рынке информационныхтехнологий. При анализе существующих систем необходимо учитывать особенностиорганизации деятельности отдела менеджмента, а также рассматривать ряд факторов(например, простота использования и внедрения, стоимость, реализациявыполняемых функций и т.д.).
Критерии,которым должна удовлетворять некая стандартная бухгалтерская программа дляиспользования ее в современных Российских условиях:
− полнота охвата различных участковучета;
− выгоды и преимущества отиспользования программы не больше, чем затраты, связанные с ее изучением,внедрением и последующим сопровождением;
− достаточный запас гибкости, дляотражения постоянно изменяющихся внутренних и внешних факторов;
− способность выполнять функциивнутреннего контроля, необходимые для защиты и обеспечения безопасности данныхв системе;
− адаптируемость для ведения учета помеждународным стандартам.
Срединескольких десятков существующих бухгалтерских пакетов такихфирм-производителей, как «ИнФин», «1С», «Парус»,«Интеллект-Сервис», «ИнфоСофт», «Галактика»,«АйТИ» и многих других нет ни одного программного продукта,отвечающего всем вышеуказанным критериям, однако у каждой можно отметить некуюизюминку, благодаря которой она подходит предприятию.
Анализдостоинств пакета «ИнФин»:
- простота работы с пакетом;
- легкость обучения персонала работе спакетом;
- незначительные аппаратные ипрограммные требования;
- не требует никаких сложных ипродолжительных настроек;
- не требует специалиста для установкии первоначальной настройки пакета, все это может сделать сам бухгалтер;
- пакет,хоть и работает под управлением устаревшей ОС MS-DOS, однако можетработать и в ОС Windows в режимеэмуляции MS-DOS;
- также широкоподдерживаем официальными дилерами и распространен;
- широкоприменим на предприятиях и организациях имеющих старую технику.
Недостатки:
- является жесткой системой, плохо настраиваемой под нестандартные случаиприменения;
- работает подуправлением устаревшей ОС MS-DOS, менее распространенной, чем Windows;
- пакет неразвиваем на месте применения, требует для этого поддержки разработчиком;
- работает вграфическом режиме, что на некоторых компьютерах отражается в скорости работы;
- не имеетвнутреннего языка, что не дает возможности переконфигурировать пакет в случаенеобходимости.
Достоинства«1С: Предприятие»:
- является оченьгибкой системой для работы в среде бухгалтерия, кадры, зарплата и т.д.;
- имеет возможностьнастройки системы практически под любого бухгалтера, начальника отдела,менеджера и т.п.;
- имеет возможностьнастройки системы под любое предприятие, организацию, включая бюджетные;
- имеет внутреннийязык, что существенно отличает ее от другихпакетов в сторону гибкости инастраиваемое практически под любогопользователя;
- работает подуправлением ОС Windows (наиболеераспространенной на данный момент), что существенно расширяет применимостьэтого пакета;
- установленнаяи настроенная система практически не требует достройки и дополнения ее модулямиразработчика, т.е. не является зависимой от него и продолжительное время можетсуществовать отдельной от разработчика единицей;
- распространенностьи развитость поддержки потребителя системы. Недостатки:
- система сложная,для обучения работы с ней бухгалтера необходимо продолжительное время;
- занимаетвнушительный объем дискового пространства и памяти, т.е. имеет многоопределенных аппаратных и программных требований;
— рядовому бухгалтеру очень сложно первоначально настроить или перенастроитьсистему ввиду ее сложности;
- длянастройки/перенастройки системы в большинстве случаев необходим специалист;
- внутреннийязык системы хоть и прост, но для освоения его требуется продолжительное время.
Корпоративныеже программы «Босс-корпорация» и «Галактика» (в частности,модули бухгалтерского учета) функционально наполнены, но процесс внедрениязанимает длительный срок — от полугода. Количество же готовых решений покаограничено. Кроме того, помимо выгод — ведения учета в нескольких стандартах,прекрасной системы финансового анализа и планирования и многого другогосуществуют статьи затрат на приобретение и внедрения программы, а также наобучение и содержание одного (а, как правило, нескольких) системногопрограммиста, который будет поддерживать БД Oracle (разработки именно этой фирмы использованы в этих 2-хпоследних системах в качестве базы данных), реинжиниринг системы (воссозданиебизнес — процессов перед внедрением) и многое другое.
Выбор системы«1С: Предприятие» обусловлен следующими причинами:
− при создании АСУ ИП «Волков А.М» вкачестве функциональной среды разработки проектировщиками была выбрана система«1С: Предприятие», поэтому подсистема списания нормативов навыпуск готовойпродукции также была разработана средствами данной СУБД;
− система «1С: Предприятие»является гибкой настраиваемой системой для решения широкого круга задач в сфереавтоматизации деятельности предприятий. Это в первую очередь ведениебухгалтерского учета, учета товарных и материальных ценностей, а также кадровыйучет и расчет заработной платы, торговый и складской учет и т.д.;
− преимуществами системы«1С: Предприятие „перед другими аналогичными программами является еенадежность, гибкость в настройке и хорошо организованной структуре. Системапозволяет пользователю модифицировать существующие конфигурации с учетомспецифики работы предприятия, создавать новые конфигурации, разрабатыватьнестандартные виды отчетов;
− задачи учета и управления могутсущественно отличаться в зависимости от рода деятельности предприятия, отрасли,специфики продукции или оказываемых услуг, размера и структуры предприятия,требуемого уровня автоматизации;
− система программ «1С: Предприятие»предназначена для решения широкого спектра задач автоматизации учета иуправления, стоящих перед динамично развивающимися современными предприятиями;
− «1С: Предприятие» представляет собойсистему прикладных решений, построенных по единым принципам и на единойтехнологической платформе. Руководитель может выбрать решение, котороесоответствует актуальным потребностям предприятия и будет в дальнейшемразвиваться по мере роста предприятия или расширения задач автоматизации;
− программные продукты системы«1С: Предприятие» поставляются с типовыми конфигурациями. Типовые конфигурацииреализуют наиболее общие схемы учета и могут использоваться в большинствеорганизаций.
Выборсистемы “1С: Предприятие» не является случайным, поскольку это мощнаяуниверсальная система нового поколения. Конфигурируемость как основное свойствосистемы позволяет настроить прикладную подсистему на автоматизированное ведениеучета на практически любом участке бухгалтерского учета. В комплект поставкисистемы с компонентой «Бухгалтерский учет» входит так называемаятиповая конфигурация, представляющая собой готовую настройку для автоматизацииучета на тех участках, которые присутствуют в любой коммерческой организации(«Касса», "'Банк", «Учет внеоборотных активов»,«Продажи», «Расчеты» и т.д.).
Такимобразом, выбор системы «1С: Предприятие» является наиболее оптимальным решением.
3.3Обоснование необходимости разработки подсистемы заказ-наряд на базе архитектурыклиент–сервер
Даннаяподсистема должна быть построена на архитектуре клиент-сервер, так как онаимеет ряд преимуществ.
Сравнимдостоинства и недостатки файл-серверной и клиент-серверной архитектур.
Еще донедавнего времени для организации БД использовалась, как правило, архитектурафайл-сервер, в которой организация и управление БД целиком ложилась наклиентов, а сама БД представляла собой набор файлов в одном или несколькихкаталогах на сетевом сервере. В ходе эксплуатации таких систем были выявленыобщие недостатки архитектуры файл-сервер, которые состоят в следующем:
- вся тяжестьвычислительной работы ложится на компьютер клиента, и при работе клиента,например с таблицей, вся таблица будет скопирована с файл-сервера на клиентскийкомпьютер; в результате возрастает загрузка
- сети (сетевойтрафик) и увеличиваются требования к аппаратным мощностям пользовательскогокомпьютера;
- поскольку БДпредставляет набор файлов на сетевом сервере, доступ к таблицам регулируетсятолько сетевой операционной системой, что делает такие БД по сути беззащитнымиот случайного или намеренного искажения хранящейся в ней информации,уничтожения или хищения;
Перечисленныхнедостатков во многом лишены СУБД, построенные по архитектуре клиент-сервер,характерной особенностью которой является перенос вычислительной нагрузки насервер БД (SQL-сервер) и максимальная разгрузка клиента от вычислительнойработы, а также существенное укрепление безопасности данных — как отзлонамеренных, так и просто ошибочных изменений. Как и в архитектуре,файл-сервер, БД в этом случае помещается на сетевом сервере, однако программаклиента лишена возможности прямого доступа к БД. Доступ к БД регулируетсяспециальной программой- сервером БД (SQL-сервером). Взаимодействие сервера БД и клиента реализуется с помощью SQL-запросов, которые формирует иотсылает серверу клиент. Сервер, приняв запрос, выполняет его и возвращаетрезультат клиенту. В клиентском приложении в основном осуществляетсяинтерпретация полученных от сервера данных, а так же реализацияпользовательского интерфейса.
Преимуществаархитектуры клиент-сервер:
- большинствовычислительных процессов происходит на сервере, что снижает требования квычислительным мощностям компьютера клиента; увеличение вычислительной мощностиодного сервера эквивалентно одновременному увеличению мощности всех клиентскихмест;
- снижается сетевойтрафик за счет посылки сервером клиенту только тех данных, которые онзапрашивал;
БД насервере представляет собой, как правило, единый файл, в котором содержатсятаблицы, ограничения целостности и другие компоненты БД; взломать, похитить илииспортить такую БД от ввода
- неправильныхзначений, поскольку сервер БД проводит автоматическую проверку соответствиявводимых значений наложенным ограничениям и автоматически выполняет необходимыебизнес-правила; кроме того, сервер отслеживает уровни доступа для каждогопользователя и блокирует попытки выполнения неразрешенных для пользователядействий; все это позволяет говорить о значительно более высоком уровнеобеспечения безопасности БД, ссылочной и смысловой целостности информации;
— безопасностьсистемы возрастает за счет переноса большей части бизнес-правил на сервер;падает удельный вес противоречащих друг другу бизнес-правил в клиентскихприложениях, выполняющих разные действия над БД,
Такимобразом, реализация подпрограммы на базе архитектуры клиент-сервер будетотвечать всем заявленным выше требованиям и прекрасно подходит для реализациимногопользовательской автоматизированной подсистемы списания нормативов навыпуск готовой продукции.
3.4Проектирование логической модели данных
3.4.1Механизмы обеспечения целостности данных
На этапепостроения логической модели данных БД необходимо интегрировать в структуру БДсоответствующие правила, обеспечивающие автоматическую поддержку корректности илогической непротиворечивости данных.
Задачаобеспечения целостности хранимых в БД данных подразделяется на следующиеподзадачи:
1) обеспечениецелостности объектов;
2) обеспечениессылочной целостности;
3) обеспечениецелостности приложений.
Обеспечениецелостности объектов заключается в уникальной идентификации строк таблицы,путем определения первичных и суррогатных ключей. В выбранной системе 1С:Предприятие отсутствует определение первичных ключей.
Суррогатныйключ представляет собой некоторый искусственно вводимый атрибут, уникальность которогогарантируется автоматической генерацией его при добавлении записи в таблицу(примером могут служить поля «Код» и «Наименование»).
Достоинстваиспользования суррогатных ключей:
1) уменьшение общегоколичества атрибутов в таблице;
2) более наглядноесвязывание таблиц в SQL-запросах посравнению с естественными ключами;
3) отсутствуетнеобходимость каскадного обновления внешних ключей, так как при любом изменениизаписи первичный ключ не меняется.
Обеспечение ссылочной целостности предполагает введениеправил организации связей между несколькими таблицами БД. Это достигаетсявыделением внешних ключей и установления ограничений на операции удаления имодификации данных в связанных таблицах.
Целостностьприложения связана с корректным представлением в БД информации о свойствахобъекта. Для этого используются ограничения на диапазон допустимых значений,определяемые для столбцов, строк и таблиц БД, а также обязательное заполнениевсех полей таблиц.
Задачаобеспечения целостности объектов решалась еще на этапе проектированияконцептуальной модели БД путем установления для сущностей, если это былонеобходимо, ограничений на уникальность полей или совокупности полей.
Механизмыплатформы обеспечивают поддержку уникальных объектных идентификаторов (ссылок),контроль версий объектов, пессимистическую и оптимистическую их блокировку.Оптимистическая блокировка гарантирует логическую целостность измененияобъектов, а пессимистическая позволяет организовывать одновременноередактирование пользователями одних и тех же объектов в интерфейсе «1С:Предприятия».
Платформаоптимизирует операции считывания объектов за счет использования механизма ихкэширования как внутри транзакций, так и вне их. При модификации объектовреализована технология «умной записи»: система следит за ихизменениями и реально записывает на диск только модифицированные данные,обеспечивая, тем не менее, целостность данной операции.
Обеспечениетранзакционной целостности осуществляется с помощью двухфазной блокировкитранзакций.
3.4.2Описание таблиц логической модели
Логическаямодель включает следующие определения таблиц:
Таблица9 — Описание таблицНаименование таблицы Смысловая нагрузка Справочник Автомобили В справочник заносится информация об автомобилях организаций или частных лиц. Справочник Тип «заказа-наряда» Хранит список типов «заказ-наряда». Справочник Контрагент Хранит информацию о всех контрагентах. Справочник Работа Хранит информацию о названиях работ по автосервису. Справочник Территории Предназначен для ввода информации для торговых точек, филиалах, СТО. Справочник Склады Предназначен для мест хранения товара материальных ценностей. Справочник Номенклатура Хранит информацию о всех товарах компании и оказываемых ими услугах. Справочник Миханики Справочник предназначен для хранения в списках слесарей участвующих в авторемонте.
3.5Надежность БД
Версии1С Предприятие для SQL обладаютбольшой надежностью и сбоеустойчивостью. Они позволяют работать с приемлемойскоростью с базами данных такого объема, с которыми обычная (файл — серверная)система работать просто не сможет. Кроме того, работоспособность SQL версии менее зависит от количестваодновременно работающих с БД пользователей.
Вводимаяпользователями информация хранится в базах данных (БД). Структура базы данныхназывается конфигурацией БД. Платформа «1С Предприятие» позволяетработать с неограниченным количеством БД одной, либо разных конфигураций. Вводи обработка информации БД производится с помощью оболочки системы.
Оболочкаможет включать в себя 3 основных компоненты и одну дополнительную (УправлениеРаспределенными Информационными Базами (УРИБ)). Наличие той или иной компонентыпозволяет использовать определенные объекты базы данных для ведения учета.Компоненты ориентированы на решение некоторого спектра задач и могутиспользоваться как отдельно, так и в сочетании друг с другом.
Компонента«1С: БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ» может быть использована для ведения любых разделовбухгалтерского учета. Разнообразные и гибкие возможности данной системыпозволяют использовать ее и как простой и наглядный инструмент бухгалтера, икак средство полной автоматизации учета от ввода первичных документов доформирования бухгалтерской и налоговой отчетности. Учет в компоненте основан напринципе двойной записи.
Компонента«УРИБ» позволяет синхронизировать данные между базами, находящимися наразличных компьютерах или локальных сетях. Распределенная информационная базасостоит из одной центральной и неограниченного числа периферийныхинформационных баз. В каждой из информационных баз независимо осуществляетсяввод новых данных и модификация существующих. Конфигурация системы можетмодифицироваться исключительно в центральной информационной базе. Длясинхронизации данных между центральной и периферийными информационными базамидолжен периодически производиться перенос измененных данных. Транспортировкафайлов переноса может осуществляться любыми доступными способами (на дискете,посредством электронной почты и т. п.)
В модели«1С: Предприятия» реализована наиболее современная концепция работы синформацией, сочетающая три способа представления данных — хранение сущностей вбазе данных, их представление в языке программирования в виде объектов иотображение в формате XML.Фактически любая информация может в зависимости от текущего режима работыпредставляться одним из этих трех способов.
Долговременноехранение сущностей (persistence)осуществляется в БД, что обеспечивает надежность и эффективную обработкубольших объемов информации. Для внесения изменений, данные предварительнопреобразуются в объекты встроенного языка. При внутреннем обмене враспределенной БД или взаимодействии с другими информационными системами данныепереносятся в формате XML.
Для всехопераций модификации данных (создания, изменения и удаления) в«1С: Предприятии» применяется исключительно объектная техника. Этоозначает, что разработчик взаимодействует с БД не на уровне записей, а спомощью объектов, соответствующих хранимым в БД сущностям. Для измененияхранимых данных, ему не нужно писать сложные запросы и преобразовывать результатыих обработки в объекты языка программирования. Достаточно получить объект избазы данных, изменить его свойства и снова сохранить. Разработчик имеет приэтом возможность написать обработчики событий, связанных с изменением данных,выполняя с их помощью различные проверки и изменяя при необходимости другиеданные. Система обеспечивает эффективную технологическую поддержку объектногоподхода, осуществляя, например, кэширование объектов, контроль объектной иссылочной целостности и т.д. Для чтения данных может использоваться какобъектная техника, так и декларативный язык запросов, который основывается наклассическом SQL, но имеет ряд существенныхрасширений. Расширения направлены с одной стороны на поддержку работы собъектами, хранящимися в базе данных, а с другой — на эффективное решениеэкономических задач.
Ещеодной важной особенностью объектной техники, принятой в платформе«1С: Предприятие», является то, что те же объекты, которыеприсутствуют в модулях на встроенном языке (как для объектных, так и для необъектных сущностей) используются и для отображения данных в интерфейсе.Элементы управления форм непосредственно связываются с нужными объектами, иобеспечивают их отображение и редактирование пользователем без какой-либопомощи со стороны разработчика.
Дляобъектных сущностей платформа «1С: Предприятия» поддерживает механизмпредставлений. Он отвечает за отображение в интерфейсе значений, заданныхссылками на сущности базы данных. При необходимости отобразить ссылочноезначение система автоматически формирует представление на основании свойствметаданных, оптимизируя, по возможности, получение информации из БД с помощьюкэширования и других механизмов. В процессоре обработки запросов и построенияотчетов также широко используются представления. Это позволяет универсальнымобразом получать представления ссылочных полей, если запрос формируется дляотображения данных в пользовательском интерфейсе, и автоматически включатьотображения представлений в отчеты для полей, содержащих ссылочные значения.Важно, что механизм представлений дает возможность разработчику просто иестественно манипулировать объектными ссылками, минимизируя в то же время числообращений к БД.
Наряду сописанными выше методами манипулирования данными и формирования запросов,система предлагает еще один способ доступа к данным — динамические выборки.Этот механизм позволяет обращаться к очень большим объемам данных, обеспечиваясчитывание информации порциями. При этом разработчик, только указывает, какиеданные необходимо получать, а система автоматически выполняет обращения к БД снеобходимой гранулярностью. Важно, что для решения этой задачи не используютсякакие-либо специфические средства динамического считывания конкретной СУБД,требующие удержания в памяти открытой выборки, а осуществляется автоматическоеформирование запросов, последовательно выбирающих блоки записей.
Работа собъектными сущностями поддерживается представлением сущностей базы данных ввиде объектов встроенного языка программирования, а также специальными типамиданных, служащими для представления объектных ссылок (ссылок на объекты базыданных). При этом, зная объект, легко получить его ссылку, а, зная ссылку,извлечь из БД объект. Такая техника обеспечивает наглядный и естественныйспособ описания в исходном коде алгоритмов бизнес — логики, манипулирующихобъектами, а, кроме того, гарантирует логическую целостность данных при любыхоперациях. Она напоминает написание приложений объектных БД, с той лишьразницей, что сохранение данных происходит в таблицах реляционной СУБД. Приэтом в модулях, написанных на встроенном языке, может одновременноприсутствовать несколько объектов, представляющих одну сущность БД.
4.Программнаяреализация
4.1Функциональные особенности системы “1С: Предприятие”
Система программ “1С: Предприятие” предоставляет широкиевозможности ведения автоматизированного учёта на предприятии. Система “1С:Предприятие” является, с одной стороны, готовым средством для ведения учёта,поскольку программы поставляются с типовыми конфигурациями, в которых отраженынаиболее часто используемые в учёте наборы исходных данных, документов,служащих для ввода информации в систему, а с другой стороны, гибкиминструментом специалиста, с помощью которого в конфигурации можно отразитьиндивидуальные особенности ведения учёта. Для реализации этих возможностей впрограммах предусмотрены различные режимы работы: конфигуратор, отладчик,монитор (рисунок 9).
/>
Рисунок 9 — Режимы работы программ “1С: Предприятие”
Результатом конфигурирования является конфигурация, котораяпредставляет собой модель предметной области. В процессе конфигурированияформируется структура информационной базы, алгоритмы обработки, формы диалогови выходных документов. Информационная структура проектируется на уровнепредусмотренных в системе типов обрабатываемых объектов предметной области.
В процессе исполнения система уже оперирует конкретнымипонятиями, описанными на этапе конфигурирования.
При работе пользователя в режиме исполнения конфигурацииобработка информации выполняется как штатными средствами системы, так и сиспользованием алгоритмов, созданных на этапе конфигурирования.
Для описания специфических алгоритмов обработки информации исоздания интерфейса, ориентированного на удобное представление описанных вконфигурации данных, в системе «1С: Предприятие» используется несколькотехнологических механизмов:
1) Встроенныйпрограммный язык. Необходимость наличия встроенного языка определена концепциейнастраиваемости системы. Синтаксис встроенного языка вполне отвечает стандартамвысокоуровневых языков.
Язык является предметно – ориентированным. Он поддерживаетосновные базовые типы данных (числовой, строковый, дата), а такжеспециализированные типы данных, предназначенные для отражения объектовпредметной области. Работа с этими типами данных в языке организована сиспользованием объектной техники и имеет существенные отличия от работы собычными базовыми типами данных. Каждый агрегатный тип данных, как правило,имеет набор атрибутов и методов.
Атрибуты по свойствам напоминают переменные, т. е. им можноприсваивать или читать их значения.
Методы — это те действия, которые может выполнять агрегатныйтип данных. Методы могут иметь или не иметь возвращаемое значение.
Агрегатными типами данных во встроенном программном языкеявляются следующие: константа, справочник, документ, перечисление, запрос,список значений, таблица значений, регистр, текст, таблица и другие.
Язык ориентирован на пользователей различной квалификации. Вчастности, его отличает мягкая типизация данных (обеспечивающая быстроенаписание программных модулей) и жесткий контроль синтаксических конструкций,уменьшающий вероятность ошибок.
2) Механизмзапросов. Для получения произвольных отчетов сложной структуры в системепредусмотрен предметно-ориентированный механизм запросов. Данное средствоопирается на существующую условно-переменную структуру информационной базысистемы, что позволяет сравнительно просто описывать достаточно сложныезапросы.
3) Встроенный текстовыйредактор используется системой для создания программных модулей на встроенномязыке и для редактирования документов в текстовом виде. Одной из особенностейредактора является возможность контекстного выделения цветом синтаксическихконструкций встроенного языка. Благодаря тому, что встроенный язык системыимеет мощные средства манипулирования текстами, текстовый формат может бытьуспешно использован для обмена с другими системами самой различной информацией.
4) Встроенныйредактор диалогов. Работа с настраиваемыми структурами данных и работа винтерфейсе операционной системы Windows вызывает необходимость произвольнойнастройки форм ввода и редактирования информации. Для этого в системе «1С:Предприятие» существует встроенный редактор экранных диалогов. Редакторпозволяет оформить большинство окон, которые используются в системе для ввода ипросмотра предметной информации (формы документов, справочников, настройкиотчетов).
5) Встроенныйредактор табличных документов. Для всех выходных документов (первичныхдокументов и отчетов) в системе предусмотрен единый формат – формат табличныхдокументов. Это мощное средство, сочетающее в себе оформительские возможноститабличной структуры и векторной графики. Таким образом, он может бытьиспользован как для создания небольших документов с очень сложной структуройлиний (типа платежного поручения), так и для объемных ведомостей, журналов идругих подобных документов. Имеется также возможность вывода информации вграфическом виде (диаграммы).
Одной из главных особенностей табличного редактора являетсяориентация на формирование отчетов при помощи встроенного языка системы «1С:Предприятие». Гибкое построение отчетов с его помощью становится возможнымблагодаря наличию механизма манипулирования секциями (областями документа).Редактор таблиц позволяет манипулировать не только горизонтальными, но ивертикальными секциями, что делает возможным создание отчетов, масштабируемыхне только в высоту, но и в ширину.
6) Конструкторы –вспомогательные инструменты, облегчающие разработку стандартных элементовсистемы «1: С предприятие». В системе имеются конструкторы справочника,документа, журнала документов и отчетов.
7) Система настройкипользовательских интерфейсов. Для того, чтобы интерфейс конкретной конфигурациисистемы полностью отражал настроенные структуры данных и алгоритмы, в системепредусмотрена возможность настройки общих интерфейсных компонент: меню, панелейинструментов, комбинаций клавиш. На этапе конфигурирования может быть созданонесколько пользовательских интерфейсов для разных категорий пользователей(руководителей, менеджеров, кладовщиков и др.).
8) Система настройкиправ пользователей и авторизации доступа. Данная система позволяет описыватьнаборы прав, соответствующие должностям пользователей. Структура прав определяетсяконкретной конфигурацией системы. Сам список пользователей создается уже дляконкретной организации. Каждому пользователю назначается роль, включающая наборправ и пользовательский интерфейс.
9) Отладчик. Дляудобства разработки конфигурации в системе предусмотрен отладчик. Отладчикпозволяет прослеживать исполнение программных модулей конфигурации, замерятьсравнительное время исполнения, просматривать содержимое переменных.
10) Администрированиеработы пользователей. Для отслеживания текущего состояния работы системыиспользуется монитор пользователей. Он позволяет просмотреть, кто изпользователей в настоящий момент работает с конкретной информационной базой, ив каком режиме.
11) Журналрегистрации изменений ведется системой автоматически. В нем отражаются всефакты изменений данных пользователями.
При разработке систем автоматизации на платформе «1С:Предприятие» используются следующие основные типы объектов, поддерживаемыесистемой: константы, справочники, документы, журналы документов, отчёты,регистры (рисунок 3.2).
/>
Рисунок 10 — Типы объектов системы «1: С предприятие»
Константы, используемые для работы с постоянной иусловно-постоянной информацией. Наиболее часто используются такие константы,как «Основная валюта», «Основная единица», «Розничный тип цен» и др. В системеможет быть описано неограниченное количество констант. На этапеконфигурирования задается список констант, и описываются их характеристики.Константы могут иметь признак периодичности для отслеживания истории изменениязначения константы.
Справочники, предназначенные для работы с постоянной иусловно постоянной информацией с некоторым множеством значений. Обычносправочниками являются списки товаров, организаций, складов, сотрудников и др.На этапе конфигурирования можно описать, какими свойствами обладает каждыйконкретный справочник. Помимо кода и наименования, механизм работы сосправочниками позволяет создавать набор реквизитов для хранения любойдополнительной информации об элементе справочника.
В конкретной конфигурации создается необходимое количествосправочников, для хранения данных об объектах, используемых при автоматизацииданной предметной области.
Документы — предназначены для хранения основной информации овсех событиях, происходящих на предприятии, и имеющих смысл с точки зренияэкономики. При помощи документов отражаются движения по складу, по кассе ипрочие подобные события. В процессе конфигурирования настраивается произвольноеколичество видов документов. Типичными примерами видов документов являются«Приходная накладная», «Расходная накладная», «Перемещение ТМЦ» и так далее.Каждый вид документа предназначен для отражения своего типа событий. Этоопределяет его структуру и свойства, которые описываются в конфигурации.
Журналы документов — используются для просмотра документов.Каждый вид документа может быть отнесен к определенному журналу. Сам журнал недобавляет новых данных в систему, а служит только как средство просмотра спискадокументов одного или нескольких видов.
Для журнала могут быть определены графы журнала, для удобствапросмотра реквизитов различных видов документов, отнесенных к данному журналу.Также для них может быть описано несколько форм визуального представления.
Отчеты. Для описания отчетов и процедур произвольнойобработки на этапе конфигурирования может быть создано неограниченноеколичество форм отчетов. Каждая форма имеет свой диалог настройки, которыйпозволяет определить набор параметров формирования отчетов. Алгоритм полученияотчета описывается с использованием встроенного языка, при этом может бытьзадействован встроенный язык запросов. Для вывода отчетов может бытьиспользован как текстовый формат, так и специализированный табличный форматотчетов.
Регистры — используются для анализа остатков и движенийтоваров и денежных средств. Регистр представляет собой многомерную системухранения остатков или оборотов. Каждый регистр на этапе конфигурированияописывается набором измерений и ресурсов. Под измерением понимается наборзначений, которые детализируют движения средств, и в разрезе которых хранятсяостатки; под ресурсом – числовая величина, которая является количественным илисуммовым значением, отражающим размер движения (остатка). Изменение остатков иоборотов по регистрам производится движениями регистров. Движения регистровзаписываются документами в момент проведения и имеют четко определенное местона оси времени, определяемое датой и временем документа. Каждый документ можетпорождать неограниченное количество движений по регистрам любых видов.Движения, записанные документом, принадлежат ему и будут автоматическиудаляться или изменяться при удалении или перепроведении документа.
Программные модули вконфигурации системы «1С: Предприятие» не являются самостоятельными программамив общепринятом понимании этого слова, поскольку они являются только частью всейконфигурации задачи. Программный модуль — это своего рода «контейнер» дляразмещения текстов процедур и функций, вызываемых системой во время исполнениязадачи в определенные моменты работы. Каждый отдельный программный модульвоспринимается системой как единое целое, поэтому все процедуры и функциипрограммного модуля выполняются в едином контексте.
5. Технологическаячасть
5.1 Описаниетехнологической части
Врезультате проектирования была разработана подсистема, диалог с пользователем вкоторой организован в виде оконного интерфейса. При разработке интерфейсаучитывались требования к количеству смысловых объектов на форме и отчетливостиинформационных элементов, что способствует меньшей утомляемости оператора.Экранные формы рассчитаны на работу клавиатурой и мышью параллельно. Клавиатураиспользуется для ввода числовых и буквенных значений, а мышь для выбора пунктовменю, нажатия на кнопки и работы с другими визуальными компонентами. Неисключена возможность работы только клавиатурой.
Вприложении активно используются компоненты динамического изменения размеровокна, строка состояния, окно логов ошибок и событий. Предусмотрено большинствопрограммных исключений, связанных с возможными неправильными действиямипользователя или ошибками работы системы и соответствующие диалоговые окнасообщений к ним.
5.2 Инструкцияпользователя подсистемы «Контроль и реализация товара»
5.2.1 Заполнениесправочника «Автомобили»
Дляоткрытия справочника «Автомобили» перейти в меню «Справочники» и выбратькоманду «Автомобили». Появится окно
/>
Рисунок 5.2.1- Форма справочника«Автомобили»
Этот справочник содержитинформацию об автомобилях организаций и частных лиц. В форме диалога необходимозаполнить поля:
— гос. номер –регистрационный знак автомобиля. Является полем поиска автомобиля в спискесправочника;
— VIN – VIN номер автомобиля. Этот номер нужен для контроляуникальности, т.е. при попытке сохранить автомобиль с повторяющимся номеромпрограмма сообщит об ошибки;
-владелец – поле, вкотором прописывается ссылка на владельца автомобиля в справочнике Контрагенты;
— прочее характеристике — в это поле рекомендуется написать те характеристики автомобиля, для которых непредусмотрено отдельного поля в карточки.
Заполняем всепредложенные поля справочника и для сохранения нажимаем кнопку ОК. Всправочнике настроена функция для вывода истории этого автомобиля в настоящемавтосалоне. Для этого надо нажать на функциональную клавишу F5. Появляется отчет
/>
Рисунок 5.2.2- Форма отчета«История автомобилей»
Заполним справочник«Территории». Справочник вызывается для ввода и редактирования из главногоменю: Справочник – Организация – Территория. В шапке диалога необходимо заполнитьполе наименование – название территории, которое будет использоваться толькодля внутреннего представления. В справочник «Территории» расписание работысервиса и магазина на данной территории. Территории – это торные точки, филиалыавтосервисов, которые могут характеризоваться территориальнойсамостоятельностью наличием собственных складов, а также ведение учета впрограмме 1С в собственной информационной базе с дальнейшей выгрузкой в общуюбазу компании.
/>
Рисунок 5.2.3- Формасправочника «Территории»
Заполняем справочник«Номенклатура» (Справочник — Номенклатура) и заполняем все необходимые поля.Заполнении справочника можно проводить двумя способами: добавлять в ручную илизагружать номенклатуру из файла с расширением XLS.
/>
Рисунок 5.2.4- Формасправочника «Номенклатура»
Заполняем справочник«Клиенты». Справочник открывается через главное меню: Справочники –Контрагенты. Контрагентами могут быть: покупатели, поставщики, кредиторы,сотрудники компаний, организации, частные лица и т.д. Информация о контрагентахнеобходимо для учета взаиморасчета с ними и для оформления документов.Справочник является стандартным, но для выполнения задачи дипломного проектапотребовалось введения поля Менеджер. Это поле хранит данные о менеджереорганизации к которому прикреплен контрагент.
/>
Рисунок 5.2.5- Формасправочника «Контрагент»
Заполним справочник«Договор». Этот справочник является подчиненным к справочнику Контрагенты изаполняется через главное меню: Справочники — Контрагенты – Договора Контрагентов.Новый договор не вносится в справочнике договора контрагентов, а добавляется изкарточки самого контрагента. Справочник также является стандартным, но длявыполнения задачи дипломного проекта были внесены следующие реквизиты:
— процент скидки товары –в этом поле можно указать фиксируемый процент скидки на товары, запчасти иматериалы;
— процент скидки услуги –в этом поле указать процент скидки на услуги и работы.
/>
Рисунок 5.2.6- Формаподбора справочника «Договор»
Заполним справочник«Механики». Справочник предназначен для хранения списка слесарей участвующих времонте. Открыть справочник можно через главное меню: Справочник – Механики.Ввод информации о новом механики происходит в диалоге где требуется заполнить:код, наименование, ФИО, класс механика.
/>
Рисунок 5.2.7- Форма справочника«Механики»
Заполним справочник «Работа».Справочник предназначен для хранения работ главным в этом справочнике этоназвание работы и соответствующее ему норма времени. Для открытия в главномменю нажать: Справочники – Сервис – Работы. При заполнения указать норма часы,год выпуска автомобиля и объем двигателя.
/>
Рисунок 5.2.8- Формавыбора справочника «Работа»
Заполнить справочник«Работа норма».
/>
Рисунок 5.2.9- Форма справочника«Работа норма»
Открываем документ«Заказ-наряд» из меню «Документы – Клиенты – Заказ-Наряд». При открытиидокумента открывается журнал документов, которые уже были созданы. Введенныедокументы хранятся в журналах. Каждый документ имеет собственный журнал. Журналпредставляет собой таблицу, каждая из строк которой является ссылкой надокумент. Для создания нового документа нажимаем на кнопку «Добавить» иполучаем форму документа для редактирования.
/>
Рисунок 5.2.10- Формажурнала «Заказ наряды»
/>
Рисунок 5.2.11- Формадокумента «Заказ-наряд» для редактирования
При заполнения новогодокумента нужно заполнить реквизиты шапки:
— автомобиль – автомобильклиента, выбираемый из справочника автомобили. При этом автоматическизаполнятся поля плательщик и договор;
— пробег – пробегавтомобиля в момент оформления заказ-наряда.
Переходим на вкладкуМатериалы для заполнения количества, использованного механиком материала.Табличная часть заполняется при помощи кнопки Подбор и указывает номенклатурнуюединицу материала, количество, цену и сумму. В случае если клиент имеет скидкуна товары и услуги автосервиса, то в окне процент скидки устанавливаемабсолютное значение процента скидки и при этом в табличной части указываетсяскидка на материал, пересчитывается цена и сумма.
/>
Рисунок 5.2.12- Формадокумента «Заказ-наряд» вкладка «Материал»
Затем переходим навкладку «Запчасти». Переходим на вкладку Запчасти для подбора запчастей,которые потребовались механику для выполнения работы на автомобиле. Заполняетсятабличная часть аналогично табличной части на вкладке Материалы.
/>
Рисунок 5.2.13- Формадокумента «Заказ-наряд» вкладка «Запчасти»
Для проводки этогодокумента по регистрам оперативного учета для формирования дальнейших отчетовнажать на кнопку ОК с дальнейшим проведением этого документа.
Для анализа выработки позаказ-нарядам, стоимости работ и запчастей со скидкой и без скидки формируетсяотчет «заказ-наряды», который открывается из меню Отчеты-Заказ-наряды
/>
Рисунок 5.2.13- Печатнаяформа отчета «Заказ-наряды»
Для анализа остатковтовара на складах, наличие товаров в ремонтных зонах, на каких заказ-нарядахтоваров в ремонтных зонах, количество товаров в резерве, количество свободноготовара для продажи используется отчет остатки товаров, которые вызывается изменю Отчеты-Остатки товаров
/>
Рисунок 5.2.14- Формаотчета «Остатки товаров»
6. Экономическоеобоснование
Дипломныйпроект на тему «Разработка автоматизированной системы контроля и реализациитовара для автосалона «ИП Волков» разработан с целью систематизации и автоматизациирабочего места, на котором ведется учет контроля ремонта и реализации товара.Внедрение данного программного продукта позволит заметно сократить время насовершение определенных операций и повысить производительность трудаработников.
В начале экономическогообоснования определяются расходы на создание базы данных.
6.1 Расчёт себестоимостипродукции
Расчёт себестоимостипрограммного продукта определяется с учётом стоимости основных средств(компьютер) и заработной платы руководителя дипломного проекта, электроэнергии.
Таблица 10 — Стоимостьосновных средств и материаловНаименование оборудования и материалов Кол-во, шт. Цена ед., руб. Сумма, руб. Монитор 1 8000 8000 Системный блок 1 12000 12000 Мышь 1 150 150 Клавиатура 1 200 200 Диски 1 20 20 Итого: 20370
6.1.1 При разработкепрограммного продукта используется электроэнергия, расходы на которуюопределяются с учётом времени действия компьютера, тарифа за электроэнергию имощности используемой техники.
Мощность компьютера (Мк)– 0,25 кВт.
Время работы компьютера(Тр) – 72 час.
Тариф за 1 кВт (Ц) – 1,93руб.
Для расчета (Рэ)используем формулу (1):
Рэ = Мк * Ц * Тр, (1)
где Рэ.- расходы наэлектроэнергию, руб.;
Мк.- мощность компьютера,кВт.;
Ц – тариф за 1 кВТ, руб.;
Тр.- время работы оборудования,час.
Рэ = 0,25 * 1,96 * 72 =34,74 руб.
6.1.2 Амортизацияосновных средств (А) определяем по формуле (2):
А = Пс * На / 100%, (2)
где А- амортизационныеотчисления, руб.;
Пс – стоимость основныхсредств, Пс = 20 370 руб.;
На – норма амортизации сучетом срока использования основных средств, На = 8,0 %.
А = 20 370руб. * 8,0% /100% = 1629,6 руб.
6.1.3 Расходы на оплатутруда руководителя проекта определяется исходя из ставки по тарифному разрядуЕТС и количества часов, отведенных на дипломное проектирование. Определяемоплату труда руководителя дипломного проекта по формуле (3):
ЗП = 18/ч * 150/руб.=2700 руб.(3)
6.1.4 Общие расходы насоздание программного продукта за месяц (Робщ.) определяем по формуле (4):
Робщ = Рэ + Рзп + Рам, (4)
где Робщ – общие расходы,руб.;
Рэ – расходы наэлектроэнергию, Рэ = 34,74 руб.;
Рзп – расходы на оплатутруда руководителя проекта,
Рзп = 2 700руб.;
Рам – амортизационныеотчисления и материальные расходы,
А = 1 629 руб.
Робщ =34,74 + 1 629 + 2700 + 20 370 = 24 733,74, руб.
Таким образом, расходы насоздание данного программного продукта незначительны для учебного учреждения.
6.2Определение экономической эффективности использования программного продукта вучебном процессе
Программныйпродукт создается с целью использования в учебном процессе для компьютеризацииучебного процесса и учета посещаемости занятий студентами колледжа. При расчетерасходов, связанных с использованием данного программного продукта необходимоучитывать:
— срок использования оборудования (10 мес.)
— количество человек (1 чел.- секретарь)
— количество часов, выделяемых на пользование программой ( 8 час.)
Программабудет использоваться в целях учета посещаемости секретарем в течение 10 учебныхмесяцев. Эксплуатация программы будет производиться на 1 компьютере. Работа спрограммой будет производиться в течение 8 часов в день.
Дляопределения целесообразности использования программы в учебном процессенеобходимо рассчитать расходы на эксплуатацию и заработную плату сотрудников,обслуживающих компьютерную технику. Рассчитаем статьи расходов, связанные сиспользованием программного продукта. Расходы на эксплуатацию указаны в таблице2.
Таблица 11 — Расходы наэксплуатациюПоказатели Кол-во, шт Стоимость, руб. Сумма, руб. Электроэнергия - 1,93 1158 Количество компьютеров 1 20350 20350 Количество работников 1 чел 3100 3100
6.2.1Расходы на электроэнергию при эксплуатации программного продукта
Приэксплуатации программного продукта используется электроэнергия, расходы, накоторую определяются с учетом времени действия компьютера, тарифа наэлектроэнергию и мощности используемой техники. Расходы на электроэнергиюрассчитываются по формуле 5:
Мощностькомпьютера – 0,25 кВт
Времяработы компьютера за период эксплуатации – 2400 час.
Тарифза 1 кВт – 1,96 руб.
Рэ=(0,25*2400*1)*1,96=1158руб.
6.2.2Определяем фонд оплаты труда сотрудников по формуле(5):
ФОТ=ЗП*12*n, (5)
гдеЗП – заработная плата работника за месяц, руб.
12– количество месяцев в году, м.
n – количество человек, чел.
ФОТ= 3100*12*1=37 200 руб.
6.2.3Расчет единого социального налога определяется по формуле(6):
ЕСН=ФОТ*26% / 100%. (6)
ЕСН= 37200 * 26% / 100% =9 672 руб.
6.2.4Расчет амортизации оборудования
Сучетом износа оборудования величину амортизации определяем по формуле(7):
А= Пс * На / 100%, (7)
гдеПс – первоначальная стоимость оборудования, руб.
На– норма амортизации (16,7%)
А= 20350* 16,7% / 100% = 3 398,45 руб.
Таблица12 — Расходы на обслуживаниеСтатьи расходов Сумма расходов, руб. 1.Расходы на оплаты труда 37 200 2.Амортизация основных средств 3 398 3.Электроэнергия 1 158
4.рочие расходы
4.1 другие прочие расходы
4.2 ЕСН 9672 Итого: 51 428
Дляприближенного расчета окупаемости использования данного программного продуктавоспользуемся количеством средств, поступающих из суммы оплаты за обучениекоммерческих групп. Среднее количество студентов в группе — 25 чел. Групп – 3.За год обучения студент платит 19 000 руб.
Общийдоход за год от платных форм обучения студентов составляет:
Vобщ.=19 000*25*3= 1 425 000 руб.
Общийрасход на создание и обслуживание программного продукта составляет:
Pобщ.= 51 428 + 24 733= 76 167 руб. .
Условнуюприбыль с учетом реализации программного продукта рассчитываем по формуле(8):
П=V-З(8)
гдеV — общий доход за год от платныхформ обучения студентов, руб;
З- сумма затрат на создание и эксплуатацию программного продукта з год, руб.
П=1425 000 – 76 167 = 1 348 833 руб.
Изэтой суммы выделяются средства на расходы, связанные с внедрением данногопрограммного продукта.
Периодвозврата капитальных вложений (срок окупаемости) – период времени, которыйнеобходим для того, чтобы будущая прибыль достигла величины осуществленныхкапитальных вложений. Определим срок окупаемости (Т) по формуле(9):
Т=К/П,(9)
гдеП –прибыль от реализации образовательных услуг, руб.;
К– капитальные вложения, руб.
Т=76167/ 1 348 833=0,5 года.
Такимобразом, информационная система учета посещаемости окупается за 0,5 года.Рассчитанные данные свидетельствуют о целесообразности и экономическойэффективности внедрения в учебном процессе разработанного программногопродукта.
7. Охрана труда
Охрана труда – системазаконодательных актов, постановлений, организационных, санитарных и техническихмер, обеспечивающих безопасные для здоровья условия труда на рабочем месте.Научно-технический прогресс внес изменения в условия производственнойдеятельности работников умственного труда. Их труд стал более интенсивным,напряженным, требующим затрат умственной, эмоциональной и физической энергии.Это имеет прямое отношение и к специалистам, связанным с проектированием,разработкой, эксплуатацией, сопровождением и модернизацией автоматизированныхсистем управления различного назначения.
На рабочем местеоператора должны быть созданы условия для высокопроизводительного труда.Оператор АРМ испытывает значительную нагрузку, как физическую (сидячееположение, нагрузка на глаза), так и умственную, что приводит к снижению еготрудоспособности к концу рабочего дня.
Существуют нормативы,определяющие комфортные условия и предельно допустимые нормы запыленности,температуры воздуха, шума, освещенности. В системе мер, обеспечивающихблагоприятные условия труда, большое место отводится эстетическим факторам:оформление производственного интерьера, оборудования, применение функциональноймузыки и др., которые оказывают определенное воздействие на организм человека.Важную роль играет окраска помещений, которая должна быть светлой. В данномразделе дипломного проекта рассчитывается необходимая освещенность рабочегоместа и информационная нагрузка оператора.
Развитию утомляемости напроизводстве способствуют следующие факторы:
— неправильнаяэргономическая организация рабочего места, нерациональные зоны размещенияоборудования по высоте от пола, по фронту от оси симметрии и т.д.;
— характер протеканиятруда. Трудовой процесс организован таким образом, что оператор вынужден спервых минут рабочего дня решать наиболее сложные и трудоемкие задачи, в товремя как в первые минуты работы функциональная подвижность нервных клетокмозга низка. Важное значение имеет чередование труда и отдыха, смена одних формработы другими.[4]
Одним из основныхвопросов охраны труда является организация рационального освещенияпроизводственных помещений и рабочих мест.
Для освещения помещения,в котором работает оператор, используется смешанное освещение, т.е. сочетаниеестественного и искусственного освещения.
Естественное освещение –осуществляется через окна в наружных стенах здания.
Искусственное освещение –используется при недостаточном естественном освещении и осуществляется спомощью двух систем: общего и местного освещения. Общим называют освещение,светильники которого освещают всю площадь помещения. Местным называютосвещение, предназначенное для определенного рабочего места.
Для помещения, гденаходится рабочее место оператора, используется система общего освещения.
Нормами для данных работустановлена необходимая освещенность рабочего места ЕН=300 лк (для работвысокой точности, когда наименьший размер объекта различения равен 0.3 – 0.5 мм).
Для исключения засветкиэкранов дисплеев прямыми световыми потоками светильники общего освещениярасполагают сбоку от рабочего места, параллельно линии зрения оператора и стенес окнами.[5]
Кроме того, необходимо втечение 8-ми часового рабочего дня предусмотреть один часовой перерыв на обед,5-ти минутные перерывы каждые полчаса и 15-ти минутные перерывы каждые 1.5 – 2часа. Работу необходимо организовать таким образом, чтобы наиболее сложныезадачи решались с 11:00 до 16:00 – в период наибольшей активности человека, ане в начале дня, когда оператор еще не достиг максимальной активности, и не вконце дня, когда уже развивается утомление.
Так как работа операторане связана с решением крупных логических задач и достаточно однообразна, торекомендуется по возможности чередовать виды деятельности.
7.1 Обеспечениеэлектробезопасности
Помещение, в которомрасполагается отдел маркетинга, можно охарактеризовать как сухое, беспыльное, снормальной температурой воздуха, с изолирующими полами, с небольшим количествомзаземленных предметов. Поэтому, согласно классификации помещений по опасностипоражения электрическим током, помещение информационно-аналитического учетаможно отнести к первому классу — помещения без повышенной опасности.
Основными источникамиопасности, с точки зрения электробезопасности, в отделе маркетинга являютсяПЭВМ.
ПЭВМ по способу защиты отпоражения электрическим током относятся: системные блоки – к классу I, мониторы – к классу II. В помещении для питанияэлектроприборов применяется сеть с глухим заземлением нейтрали. Поэтому вкачестве защиты от статического электричества применяется рабочее заземлениезащитных экранов.
7.2 Освещение рабочегоместа
Информация, которуючеловек получает из внешнего мира, поступает в основном через зрительный канал.Поэтому качество информации, получаемой через зрение во многом зависит отосвещения. Неудовлетворительное освещение может исказить информацию; крометого, оно утомляет не только зрение, но и вызывает утомление организма в целом.
Характеристикой,показывающей степень освещенности помещения, является коэффициент естественнойосвещенности (КЕО). Он имеет различные значения в зависимости от разрядазрительных работ и местонахождения помещения.
Гигиенические требованияк освещению, могут быть сведены к следующим:
1)спектральный составсвета, создаваемого искусственными источниками, должен приближаться к солнечному;
2)уровень освещенностидолжен быть достаточным и соответствовать гигиеническим нормам.
3)должна быть обеспеченаравномерность уровня освещения.
Освещение не должносоздавать блескость от источников света. Освещение может осуществлятьсяестественным и искусственным светом. При недостатке естественного освещенияиспользуют совместное освещение, при котором одновременно используютестественное и искусственное освещение.
7.3 Режимы труда и отдыха
Так как работа инженерасистемотехника достаточно трудоемкая и интеллектуальная, то для улучшенияусловий труда необходимо правильно организовать режим труда и отдыха. Режимы труда и отдыха при работе с ЭВМ должныорганизовываться в зависимости от вида и категории трудовой деятельности. Всоответствии с СанПиН 2.2.2./2.1.4-1340-03 виды трудовой деятельностиразделяются на 3 группы: группа А — работа по считыванию информации сэкрана ЭВМ с предварительным запросом; группа Б — работа по вводу информации;группа В — творческая работа в режиме диалога с ЭВМ. Деятельность экономиста 2категории заключается, в основном, в работе по вводу информации и ее анализе,поэтому его деятельность можно отнести к группе В. По тяжести и напряженностиработы с ПЭВМ эта работа относится к II-ой категории.
Во время перерывов сцелью снижения нервно-эмоционального напряжения, утомления зрительного анализатора,устранения влияния гиподинамии и гипокинезии, предотвращения развития утомленияцелесообразно выполнять комплексы упражнений. Для уменьшения отрицательноговлияния монотонии необходимо чередовать работы с различным содержанием. Вслучае возникновения зрительного дискомфорта и других неблагоприятныхсубъективных ощущений, несмотря на соблюдение санитарно-гигиенических,эргономических требований, режимов труда и отдыха следует применятьиндивидуальный подход в ограничении времени работы с ЭВМ. Работающим с ЭВМ свысоким уровнем напряженность во время регламентированных перерывов и в концерабочего дня показана психологическая разгрузка в специально оборудованныхпомещениях.
Заключение
Впроцессе выполнения дипломной работы, на основе проведенного анализасуществующих автоматизированных обучающих систем и требований к ним былспроектирован и разработан программный продукт – автоматизированная система контроляи реализации товара для автосалона ИП «Волков А.М», в котором реализованыследующие функции:
- ввод икорректировка заказа клиента,
- ввод наряда длямехаников;
- ввод реализуемыхтоваров;
- просмотр данных оостатках товара и выполнений заказа клиента;
Разработанныйпрограммный продукт обеспечит достижение цели – получение эффективности автоматизациирабочего места учета товаров и контроля качества обслуживания клиентов.
Мноюбыли получены навыки разработки и создания базы данных типа 1С: Предприятия, атакже опыт работы с объектно-ориентированным визуальным программированием всреде 1С: Предприятия.
Списоклитературы
автоматизированная информационная система программная
1 С.В. Глушаков,А.В. Коваль, С.В. Смирнов «Язык программирования С++», Харьков, «ФОЛИО»,2002
2 А.Я. Архангельский«Программирование в С++ Builder6», Москва, «Издательство БИНОМ», 2005
3 А.В. Крячков, И.В.Сухинина, В.К. Томшин «Программирование на С++ практикум», Москва, Радио исвязь, 2002
3 Е. Кондратюк«Трюки и эффекты С++», Санкт-Петербург, «ПИТЕР», 2006
4 Т.А. Павловская,Ю.А. Щупак «С/С++ Структурное программирование», Санкт-Петербург, «ПИТЕР», 2005
5 С.В. Глушаков,Д.В. Ломотько «Базы данных», Харьков, «Фолио», 2003
6 А.В. Кузин, В.М. Демин«Разработка баз данных» Москва, «Форум», 2005
7 А.М. Вендров«Проектирование программного обеспечения», Москва, «Финансы и статистика», 2005
8 О.Л. Голицына,И.И. Попов «Основы алгоритмизации и программирования», Москва, «Форум», 2002
9 С.В. Глушаков,И.В. Мельников, А.С. Сурядный «Программирование в среде WINDOWS», Харьков, «Фолио», 2003