Реферат по предмету "Иностранные языки"


Сатира и утопия в романе Ф Рабле Гаргантюа и Пантагрюэль

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
ПО ИСТОРИИЗАРУБЕЖНОЙЛИТЕРАТУРЫ.

ТЕМА: САТИРАИ УТОПИЯ В РОМАНЕ Ф.РАБЛЕ
ГАРГАНТЮАИ ПАНТАГРЮЭЛЬ.

Крупнейшимпредставителемфранцузскогогуманизма иодним из величайшихфранцузскихписателей всехвремен является Франсуа Рабле(1494 – 1553). У этогописателянеобычнаябиография. Онродился в Шиноне, в семье зажиточногоземлевладельцаи адвоката. Вмолодые годыон поступилво Францисканскиймонастырь и монастырь идо 1525г. пробылмонахом вФонте-Леконт, но вместобогословскихтрудов изучалдревних писателейи юридическиетрактаты. Раблеполучил сансвященника, но служебныхобязанностейне исполнял.С самого началаФрансуа Раблебольше привлекалинауки, нежелидуховные подвиги.Он изучал латынь, греческий, читал Платона, вступил перепискус главою французскихгуманистовГильемом Бюде, После конфликтас монахами, онпокинул монастырьи занялся изучениеммедицины, а в1532г. получилдолжность врачалионскогогоспиталя.Кроме того, Ф.Рабле изучалв Риме римскиедревности илекарственныетравы. Послеэтого он состоялна службе уФранциска I, практиковалкак врач, путешествуяпо Франции, иполучил степеньдоктора медицины, затем сновавернулся вмонастырь. УмерРабле в 1553г. вПариже.
Однажды, вовремя работыв Лионе, в рукик Рабле попалалубочная книга «Великие инеоценимыехроники о великоми огромномвеликане Гаргантюа», в основе которойлежала стариннаяфранцузская народная сказкао великанеГаргантюа, хорошо известнаяеще в конце XVстолетия. Этои послужилотолчком, побудившимРабле написатьсвой роман.
Сюжет французскойсказки, в которойвеликан Гаргантюапомогает королю Артуру спастисьот гогов и магогов, Рабле использовалкак основу длясвоего сюжета.Он заимствовализ народнойкниги именагероев и рядэпизодов, а также некоторыеприемы, например, гротескныйперечень всевозможныхпредметов или похищениеГаргантюаколоколовсобора Парижскойбогоматери. Однако читателейпривлекалане только фольклорнаяоснова романа, а главным образомсодержащаясяв нем явнаясатира на фантастикуи авантюрнуюгероику старыхрыцарскихроманов и глубокоефилософскоесодержание.Это изогнутоезеркало, в которомпричудливоотобразилось буйное жизнелюбие«старой веселойФранции», пробужденнойк новой жизнив эпоху Возрождения.Под маскойшуток, анекдотови острот спрятаноособенноеидейное содержание.Сам Рабле впредисловиик первой книги «Гаргантюаи Пантагрюэля» сравниваетсвое творениес ларцом, накотором сверхунарисованы «смешные изабавные фигурки», а внутри хранятсяредкие снадобья, приносящиечеловеку немалуюпользу. «Положимдаже, вы тамнайдете вещидовольно забавные, если пониматьих буквально, вещи, вполнесоответствующиезаглавию, и всеже не заслушивайтесьвы пенья сирен, а лучше истолкуйтев более высокомсмысле все то, что, как ваммогло случайнопоказаться, автор сказалспроста».
Взять хотябы воспитаниеГаргантюа.Король Грангузьепоручилрешение этоговопроса схоластиками богословамсорбоннскоготипа, людямстарой культурыи старой науки, для которыхглавный методобучения –«зубрежка», в результатекоторой Гаргантюавыучил азбукунаизусть вобратном порядкевсего лишь за5 лет и 3 месяца. Бедный Гаргантюастал заметноглупеть и насмену учителям-схоластикампришли гуманисты. И здесь Раблев очень яркойформе раскрываетсвои идеалы.
Педагогикав культуреРенессансаиграла оченьбольшую роль.Ведь Ренессанс– это времянаучного подходаи открытий, пришедших наместо слепойвере, это времявоспитаниенового человекас новым образоммыслей. В трудахЛеонардо Бруни, Верджерио, Дечембрино, Гварини быларазработанацелая системановой педагогики, была основанашкола в Мантуе, которую называли«домом радости».Воспитаниепо Рабле – этоне только умственное, но и физическоеобразование, чередованиеразличныхдисциплин иотдыха, а также не насильственное«вдалбливание»дисциплин, асвободноеобучение, воспринимаемоеучеником срадостью.
Схоластки, будучи представителямистарого мира, душили на корнюновые идеалы, вот поэтому-тотак жестокоосмеивает ихРабле, выставляяна посмешищеих умственнуюнемощь, издеваясьнад их человеческимислабостями.
Не менееважная проблема, рассматриваемаяФ.Рабле – этонеудовлетворяющаяполитика феодализма.Рассмотренаона в сюжетевойны Гранузьеи Пирохла. Поводомдля нападениявойска Пирохлана утопийцевстали не поделенныеплюшки. Войнав романе – этовозможностьпоказать нетолько отрицательныечерты существующегостроя, но главнымобразом изобразитьтип правителя. Что представляетсобой Пирохл? Это король-феодал, король в старомстиле, далекийот гуманизмаи других передовыхидей, это варвар, который принимаеттолько идеюгрубой силы.Ему противопоставленГрангузье –полная противоположность: добрый король, который заботитсяо славе и о благесвоих подданных.Оба портретасатира, крайность, но отдельныечерты обоихкоролей можнонайти в любомиз правителейевропейскихгосударств.Из чего ясно, что Рабле, неотвергающийпринципа монархии, не видит достойногокороля и достойнойсистемы правленияни в одном изреально существующихгосударств.
На примереТелемскогоаббатства(телема в переводес греческого- желание) Ф.Раблепоказываетсвои идеалы устройстваобщества.
Грангузьехочет наградитьза подвигибрата Жана, храбро сражавшегосяв войне, и способствуетв реализацииего мечты –строительстваудивительногомонастыря, не похожегона другие: «…вам надлежитввести воспрещающееженщинам избегатьмужского общества, а мужчинам –общества женского,… как мужчины, так и женщины, поступившиек вам, вольныбудут уйти отвас, когда захотят,… каждый в правесочетатьсязаконным браком, быть богатыми пользоватьсясвободой». Чтохотел сказатьРабле этойутопическойкартиной?
Феодальномусредневековьюбыло незнакомопонятие свобода.Это времясвирепствованияжесткого принужденияи насилия. Гуманизмотвергал такиеобщественныекатегории иборолся засвободу и уважениечеловека, утверждая, что самоесовершенное, что есть насвете – этоличность. Отставляяв сторону нравысредневековья, Рабле рисуетсвою картинуустройстваобщества –Телемскоеаббатство, надверях которогонаписан единственныйпринцип жизнителемитов:«Делай, чтохочешь». Этакартина утопична, но признатьее абсолютноне приемлемой тоже нельзя.Скорее, этобаза, начальнаяинформациядля построениянового общества– обществасвободныхлюдей.
Дальнейшаяработа надроманомзатормозиласьвследствиереакции новойполитики ФранцискаI. Она выразиласьв беспощадномпреследованиигугенотов ивсех инакомыслящих.Подстрекаемыйкатолическойпартией, ФранцискI вступилна путь жестокихрепрессий.Запылали костры.Многие просвещенные, талантливыелюди гибнутот рук инквизиции.Самого Раблеобвиняют вбезверии, кальвинизмеи всех смертныхгрехах.Рабле пришлосьзамолчать. Онисчез из Лионаи уехал в Италиюс кардиналомЖаном дю Белле.
Теперь Раблежил в Римеи мог наблюдатьза жизньюкатолическогоцентра и нашелтам много интересногодля себя.
В таких условияхэтому остроумномуписателю иборцу молчатьбыло не возможно, и он снова принялсяза свои дела. С 1534г. он создаетпродолжениеромана и перепечатываетстарые двекниги «Гаргантюа», потом «Пантагрюэль»на новый лад– им убраныместа с особоострой критикой.
В 1546г. вышла«Третья книга», довольно мягкаяпо сравнениюс предыдущими.Главный геройэтой книги –плут и транжираПанург, который« … знал 63 способадобыванияденег, из которыхсамым честными самым обычнымявлялась незаметная кража, и былон озорник, шулер, кутила, гуляка и жулик, каких и в Париженемного. А всущности, чудеснейшийиз смертных».Перед Панургомвстает вопрос: жениться емуили не жениться, ибо он оченьбоится остаться«рогатым». Многим представителям«учености»задает он этотвопрос, и каждыйдает ему мудрыесоветы, которыена самом деленелепы и глупыдо невозможности.Таким образом, Рабле разворачиваетцелую галереюкомическихличностей.Среди них богослов, врач, философи юрист, а ещераньше былипоэт и астролог.Но после четырехконсультацийПанург вместес Пантегрюэлемрешили ехатьв Китай к оракулуБожественнойБутылки.
Эта книга, как и две предыдущихбыла осужденаСорбонной, по-прежнемупродолжалиськазни уважаемыхРабле людей. На костре инквизициибыл сожжен други соратникРабле ЭтьенДоле, вновьопасностьнависла надсамим Рабле, и он вынужденбыл бежать заграницу. Затемпоследоваласмена на престолахфранцузскоми папском. Этодало возможностьвернуться Раблев Париж. Будучисвященником, Рабле получилдва прихода.Теперь у негобыло достаточновремени нанаписание «четвертойкниги», котораяначата былаеще раньше, заграницей. Раблеокончил книгу, и в 1552г. Она вышлав свет.
Сюжетом«четвертойкниги» сталопутешествиеПанурга и Пантагрюэлячерез океанв Китай к оракулуБожественнойБутылки. Подороге ониостанавливаютсяв разных удивительныхстранах, населенныхневероятнымисуществамии претерпеваютряд приключений.
В первой частиописываютсядва ярких эпизода.Первый – это«панурговостадо», Мотивего заимствовану итальянцаФоленго. Такуюже шутку проделалгерой его поэмы«Бальдус». Этотэпизод полониронии и тонкохарактеризуетпсихологиюПанурга. Второй– описание бури и поведенияво время неепассажировкорабля –Пантегрюэля, Панурга, БратаЖана, Эпистемона.Корабль тонет, и всплываютчерты, раскрывающиеобразы этихгероев.
С каждойглавой усиливаютсясатирическиеаллегории, направленныена уклад католическойцеркви. Вотостров, гдецарствуетвраждебныйвсему естественномуПостник, которыйприводит напамять притчуо Физисе иАнтифизисе.Антифизис(Противоестество)плодит детей, ходящих вверхногами, а также монахов, христопродавцев,«святош», «неуемныхкальвинистов, женевскихобманщиков», бесноватых«путербеев»и «прочих чудищ, уродливых, безобразныхи противоестественных.А с самого ПостникаРабле нарисовалпортрет типичногофанатика.
Далее следовалиострова Папефигов(показывающихфигу папе, т.е.кальвинистов)и папоманов.Некогда папефигибыли веселыи богаты, нооднажды ихугораздилопоказать папефигу, и тогдапапоманы вторглисьна их острови разорили его.Зато папоманычувствуют себяотлично. Онипокланяютсяпапским Декреталиям.Как известно, сборник папскихпостановлений, носящий этоназвание, одностороннимрешением папбыл объявленисточникомканоническогоправа, и именноДекреталиисанкционироваливсякого родавымогательствакурии; Благодаряих «златекучейэнергии» Францияежегодно отдавалаРиму в видедани четырестатысяч дукатов.На этом заканчиваетсячетвертаякнига.
Вскоре послеее окончаниякороль заключилмир с папой, иРабле, предчувствовавшийэто, перед самымокончаниемкниги поспешилскрыться. Книгаэта, как и трипредыдущие, была осуждена, а Рабле вернулсяв Париж и умертам во второйполовине 1553г.
В 1562г. появиласьв печати «пятаякнига» подназванием«Остров звонкий».Скорее всего, перу Ф.Раблепринадлежатлишь наброски, весь текстнаписан, возможно, каким-нибудьего другом илипоследователем.В художественномплане эта книгауступает четыремкнигам Рабле, в ней слишкомуж много аллегорийи резких нападокна церковь.Впрочем, когдаона издавалась, было сравнительно безопасноевремя. Верхвзяли войныгугенотов, ипроблемы Декреталийи Острова Звонкогоотошли на второйплан.
Рабле – ученыйи гуманист. Он и филолог иестествовед, а кроме того, он представителисловесности, как необходимогоорудия дляовладенияматериальныммиром и дляпропаганды.
Проза Раблерассчитанана массового, демократическогописателя, изавоевать егоРабле хотелименно смехом.«Поэтому смехего особенный.Так смеяться, как он не умелникто. Этооглушительный, раскатистыйсмех во всегорло, которыйпонятен каждому, и потому обладаетогромнойзаразительностью, от которогорушится все, над чем онразражается, смех здоровый, освежающийи очищающийатмосферу. Таксмеялся у ЧосераМельник, у Пульчи– Морганте. Такбудет смеятьсяСанчо Панса.Так смеютсялюди из народа.И Рабле знает, чем можно вызватьтакой смех ународа». (вступст. А.ДживелеговаМ.: Правда).
Рабле, обладаяособым чувствомслова и яркойсатирой, описалмассу замечательныхперсонажей, живых, неувядающихобразов. Всеон – достойныеплоды пераРабле, но все-такииз этой славнойкомпании выделяютсядва самых ярких– Панург и братЖан.
Панург –типичный городскойжитель, порождение улиц ренессанскогогорода. Он не глуп, дерзок, упрям, в немсилен дух авантюризмаи озорства, акроме того, онстудент-недоучкаи голова егозавалена кучейразнообразныхзнаний. О егодобродетельностии честностиговорит тотфакт, что онзнал массуспособов добыванияденег, из которымсамым честнымбыло воровство.Настоящей, крепкой устойчивостив его натуренет. Он можетв критическуюминуту пастьдухом и превратитьсяв жалкого труса, который толькои способенвосклицать:«О! Горе мне, горе», как этобыло в эпизодео разыгравшейсябуре. Панургзадолго довстречи сПантагрюэлем отбросил всторону этическиепринципы иобщественнуюмораль, в немпрочно сложилсяхарактер плутаи эгоиста. Онпародия насреднестатистическогогородского бродяжку, какихполным-полнобродило по свету. Но в тоже время он нелишен какого-то большого обаяния, которым сам зачастую любуетсяи на котороенадеется вкритическихситуациях. Носамое главное, что он предчувствует лучшее будущее, в котором такие, как он будутиметь местопод солнцем.
Панург нуженне толькоПантагрюэлю, но и самомуРабле. Великомуписателю нуженего острыйязык, его дерзость, его умениевыставлятьв смешном видевсе то, с чемборолись гуманисты.
Другой яркийобраз в романе– брат Жан, приятельГаргантюа. Этотоже человекиз народа, веселыйи обходительный.У него мозолистыеруки, изворотливыйум, масса энергии.Он привык труду, никогда нетратит времяв пустую. Дажев то время, когда, стоя на клиросе, он поет за панихидойили заутреней, он мастериттетиву дляарбалета, оттачиваетстрелы, плететсети и силкидля кроликов.По поводу соблюденияпоста и целомудренностиу брата Жана свои соображения:«Из всех рыб, не считая линя,…лучше всегокрылышко куропаткиили же окорочекмонашки». Когдавраги вторглисьв утопию, Жанпревратилсяв богатыря иразнес «в пухи прах» неприятеля, проявив чудесахрабрости. Поповоду основногосвоего занятия, монашества, то тут брат Жанне питает особыхидей. Рясу онносит по привычке, а спится емулучше всегона проповедиили молитве. Во французскойлитературеэпохи возраженияне найти другоготакого яркогои привлекательногоизображенияпростолюдина, любящего жизньи способногона подвиг.

Общий другПанурга и братаЖана – Пантагрюэль.С первого появленияон в центрерассказа, хотяиногда и уступаетпередние планыдругим. Уравновешенный, мудрый, ученый, гуманный, онобо всем успелподумать исоставитьмнение. Егоспокойное, веское слововсегда вноситумиротворениев самые горячиеспоры, осаживаетпылкие порывыбрата Жана ихитроумныепланы Панурга.В нем Раблевыразил свойидеал монарха, и, быть может, человека. Пантагрюэльне похож ни наодного из реальносуществующихмонархов. ИФранциска иГенриха IIон далеко превосходитпо своим качествам.Пантагрюэльвеликан и поросту и по своимдостоинствам.
Роман Рабле– крупнейшийпамятник французскогоРенессанса.Великое произведениеэтого борцаза новое общество, художника имыслителя, имеет полноеправо считатьсянациональными мировым шедевром.Роман созданв эпоху Возрождения– время, когдамир закончилсвое политическоеобъединениеи создавалновую, весьмаотличную отстарой, культуру.Роман писалсяна стыке эпох, во время перемени потрясений, и отражает всепротиворечияи недочеты, существовавшиев жизни.
В мировойлитературероман поправу занимаетодной из самыхпочетных мест.Многие крупнейшиеписатели восторгалисьим, шли за ним, учились у негои реализму исатире, училисьсмеяться, ведьсмех Раблевселяет верув конечноеторжествопрогресса иразума. В егосмехе всегдазвучат победныенотки.

Списокиспользуемойлитературы.
РаблеФ. Гаргантюаи Пантагрюэль.– М.: Правда, 1981.
Зарубежнаялитература.Эпоха Возрождения.Сост. Б.И.Пуришев.Москва, «Просвещение»1976.
Б.И.Пуришев.Литератураэпохи Возрождение.Курс лекций.Москва «Высшаяшкола» 1996.
ИсториязарубежнойлитературыРаннее средневековьеи Возрождениепод общей ред.В.М.ЖирмунскогоУчпедгиз Москва1959.
Энциклопедическийсловарь юноголитературоведаМосква «Педагогика»1987.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Фельетон
Реферат Язвенная болезнь
Реферат Безопасность жизнедеятельности, ее показатели и нормы
Реферат Использование игр и упражнений в коррекционной работе по формированию культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у дошкольников с нарушениями интеллекта
Реферат Обитатели белогорской крепости кто они по повести Пушкина Капитанская дочка
Реферат А. С. Пушкин «Выстрел», «Метель», «Барышня-крестьянка», «Станционный  смотритель», «Дубровский»
Реферат Quentin Tarantino Biography Essay Research Paper Biography
Реферат Організація підприємства дрібнооптової торгівлі ХОДАК
Реферат Арбитражные расходы
Реферат Экономическая безопасность России 6
Реферат Методика развития связанной речи у умственно отсталых детей старшего дошкольного возраста
Реферат Учет оплаты труда 4
Реферат Зерновая «диета» варварских соседей античных эллинов
Реферат Оплата труда в социально-культурном сервисе и туризме
Реферат Причини неуспішності учнів та шляхи їх розв’язання