Реферат по предмету "Психология"


Использование игр и упражнений в коррекционной работе по формированию культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у дошкольников с нарушениями интеллекта

Федеральное агентство пообразованию Российской Федерации
Государственное образовательноеучреждение
Высшего профессиональногообразования
«Шуйский государственныйпедагогический университет»
Кафедра педагогики и психологиидетства
Курсовая работа на тему:«Использование игр и упражнений в коррекционной работе по формированиюкультурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у дошкольников снарушениями интеллекта»
Работувыполнила
СоловьеваСветлана Евгеньевна,
студентка4 курса 3 группы
очнойформы обучения
Научныйруководитель:
ТашинаТатьяна Михайловна
Шуя 2009 г.

План
Введение
Глава 1. Трудности формированиякультурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у дошкольников снарушениями интеллекта
1.1 Психолого-педагогическаяхарактеристика детей с нарушениями интеллекта
1.2 Понятие о культурно-гигиеническихнавыках и навыках самообслуживания
1.3 Игры и упражнения как методыформирования культурно- гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детейдошкольного возраста с нарушениями интеллекта
Глава 2. Практическое применение игр иупражнений, направленных на формирование культурно-гигиенических навыков инавыков самообслуживания у детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта
2.1 Варианты игр и упражнений дляформирования культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детейдошкольного возраста с  нарушениями интеллекта
2.2 Конспекты занятий, направленных наформирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детейдошкольного возраста с нарушениями интеллекта
Заключение
Библиография
 

 
Введение
 
Внастоящее время возрос интерес к проблеме оказания коррекционно-развивающейпомощи детям с интеллектуальными нарушениями. Так как подход к обучению ивоспитанию детей данной категории несколько иной, чем для нормальноразвивающихся сверстников, становится необходимым разрабатыватькоррекционно-развивающие программы, которые бы помогли воспитателям, педагогам,родителям развивать детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта болееразносторонне.
Оченьважно приспособить ребенка к жизни, развивать познавательные процессы,эмоционально-волевые и личностные качества, заниматься физическим развитиемдетей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта.
Дляболее полноценного развития ребенок должен обладать определенными умениями инавыками. Наиболее важными для детей дошкольного возраста с нарушениямиинтеллекта являются культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания.
Цельюкурсовой работы является изучение возможностей использования игр и упражнений приформировании культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания удошкольников с нарушением интеллекта.
Объектисследования – процесс формированиякультурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у умственно отсталыхдошкольников.
Предметисследования – игры и упражнения как методформирования культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детейс нарушением интеллекта дошкольного возраста.
Задачи:
1)раскрыть теоретические основы темы курсовой работы;
2)показать, как могут использоваться игры и упражнения при формировании культурно-гигиеническихнавыков и навыков самообслуживания;
3)подобрать серию игр и упражнений, направленных на формированиекультурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у дошкольников снарушением интеллекта.
Принаписании курсовой работы использовались методы: анализ научной литературы идр.
Структурноработа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.

Глава1. Трудности формирования культурно-гигиенических навыков и  навыковсамообслуживания у дошкольников с нарушениями интеллекта
 
1.1     Психолого-педагогическая характеристика детей синтеллектуальными нарушениями
 
Многолетнийопыт работы специалистов с детьми с нарушением интеллекта показал, чтопотенциальные возможности их развития довольно значительны. В специальнойпедагогике и специальной психологии приведено множество сведений о развитиидетей с умственной отсталостью.
Категориядетей с нарушением интеллекта представляет собой разнородную группу детей,имеющих общие черты, главной из которых является психофизический дефект,обусловленный органическими нарушениями центральной нервной системы.
Длявсех детей данной категории помимо их позднего развития и сниженияинтеллектуальной деятельности характерны нарушения всех сторон психики:мышления, речи, памяти, внимания, моторики, эмоционально-волевой сферы.
Анализируяразвитие детей с нарушением интеллекта с раннего возраста, специалистыотмечают, что у них снижены активность и ориентировочная деятельность, смещенасистема потребностей в сторону усиления примитивных, физиологических. Слабаяактивность, моторная недостаточность детей приводят к нарушениям в овладенииими предметными действиями.
Вповеденческих реакциях детей с интеллектуальными нарушениями наблюдаютсяразличные варианты. Как правило, выделяют две группы поведенческих проявлений,которые носят полярный характер. Среди них выделяют гиперактивных детей,которых легко распознать с самого раннего детства. В раннем возрасте онибеспокойны, раздражительны, капризны. Проявляют себя как чрезвычайно шумные,неадекватные. Поведение этих детей отличается импульсивностью, двигательнымбеспокойством, крайней неустойчивостью произвольного внимания. Во время занятиядети этой группы вскакивают с места, хватают различные предметы, не слушаютпедагога, но реагируют на замечания взрослых. В присутствии посторонних лиц ониеще больше возбуждаются, много говорят, неадекватно смеются, еще хуже иневнимательнее выполняют отдельные задания. Поведение этих детей оченьнеустойчиво и зависит от ситуации, в которой они находятся. При малейшемизменении окружающей обстановки они возбуждаются еще сильнее. Эмоции этих детейнеустойчивы, лабильны, изменчивы. Отмечаются повышенная раздражительность,плаксивость, у некоторых — склонность к резким аффективным вспышкам.
Другаягруппа детей демонстрируют резко противоположную форму поведения. Оничрезвычайно медлительны, нуждаются в постоянной стимуляции к деятельности, назанятиях пассивны. У пассивных детей на общем фоне поведения преобладаютвялые реакции. Эти дети не обращаются с вопросами к педагогу, не пытаются датьответ на поставленный вопрос, хотя могут правильно ответить. Во всякуюдеятельность они включаются лишь после того, как педагог повторит задание,дополнительно «простимулирует» ребенка в процессе выполнения задания. Такиепассивные дети в группе обычно дисциплинированны, спокойны, исполнительны. Наизмененные внешние условия они часто реагируют еще большей замкнутостью, уходомв себя, нередко нарастанием заторможенности, вялости, крайней стеснительностью.[6; 171-172]
ВРоссии нарушение интеллекта обычно выявляется и диагностируется рано, до годаили в самые первые годы жизни ребенка, структура дефекта, темп и характердальнейшего развития у каждого конкретного ребенка могут иметь значительныеиндивидуальные особенности.
Состояниедетей с интеллектуальной недостаточностью с первых дней жизни характеризуетсянедоразвитием. В младенческом возрасте эти дети начинают позже держать голову,самостоятельно переворачиваться, сидеть. Ходьбой овладевают после 2 лет.
Моторная недостаточностьу различных групп детей проявляется по-разному. При умственной отсталостидвигательное недоразвитие обнаруживается в бедности, однообразии движений,резкой замедленности их темпа, вялости, нестойкости. У детей с преобладаниемпроцесса возбуждения, наоборот, отмечается повышенная подвижность, но ихдвижения нецеленаправленны и беспорядочны, они затрудняются производитьпоследовательные действия. Зачастую ребенок не может самостоятельно закончитьначатое действие.
Удетей с интеллектуальной недостаточностью нарушены все стороны психики:восприятие, внимание, мышление, память, речь, эмоционально-волевая сфера.
Дляэтих детей характерно поверхностное восприятие, т. е. восприятие предметов вцелом. Они не анализируют воспринимаемый предмет, не сравнивают и несопоставляют его с другими предметами. Это проявляется в резком контрасте междувосприятием простого и несколько усложненного материала. Обиходные, привычныепредметы дети воспринимают и различают достаточно хорошо. Отсутствиецеленаправленных приемов анализа, сравнения, систематического поиска, полногоохвата материала, применения адекватных способов действия у этих детей приводитк тому, что их деятельность приобретает хаотичный, беспорядочный инеосмысленный характер.
Вниманиедетей с интеллектуальной недостаточностью всегда в той или иной степенинарушено: его трудно привлечь, оно слабоустойчиво, дети легко отвлекаются. Имсвойственна крайняя слабость активного внимания, необходимого для достижениязаранее поставленной цели. Привлечь внимание можно только с помощью яркихпредметов, картинок, однако длительно сосредоточить их на чем либо чрезвычайнотрудно.
Изучениепсихики детей с интеллектуальной недостаточностью показало, что логическая имеханическая память у них крайне неразвиты. При запоминании связного текстахарактерна тенденция к улучшению результатов воспроизведения по сравнению своспроизведением ряда не связанных между собой слов.
Наиболеерезко недоразвитие детей проявляется в познавательной деятельности, вособенностях их мышления. Для детей этой категории чрезвычайно трудны, зачастуюневозможны самостоятельный перенос и применение закрепленных знаний. Переносполученных знаний и умений, применение их в несколько изменившихся условиях,самостоятельный анализ ситуации, выбор решения несложных жизненных задач — всеэто вызывает непреодолимые трудности для этих детей.
Детис умственной отсталостью способны к самым элементарным обобщениям. При обученииони научаются объединять предметы в категориальные группы (овощи, фрукты,одежда, животные, мебель и т.д.).
Этиобобщения образуются с большим трудом, только в результате специальногообучения. Огромные затруднения вызывают такие виды работ, как рассказывание посюжетной картинке, определение последовательности собственных действий и др. Однако,как правило, обобщение дети связывают с собственным жизненным опытом.
Увсех детей данной категории отмечается сниженная работоспособность, вялость,неадекватность и пассивность эмоциональных проявлений выявляются на самыхранних этапах их развития.
Типичнымдля детей с интеллектуальными нарушениями является отсутствие инициативы исамостоятельности. Им свойственны непосредственные, импульсивные реакции навнешние впечатления, необдуманные действия. Большинство из них легко поддаютсявнушению и в то же время упорно сопротивляются всему новому и неизвестному.Такие дети — рутинеры во всем: прогулку любят совершать по определенным,знакомым местам, учебные вещи в классе стараются расположить в строго определенномпорядке. Они любят заниматься старым, хорошо известным делом, так как косностьи стереотипность поведения — отличительные черты детей с выраженнойинтеллектуальной недостаточностью.
Исследователи (С. Д.Забрамная, А. Р. Маллер и др.) отмечают относительную сохранность эмоциональныхпроявлений. Оказываются чувствительны к оценке своей личности и поступковдругими людьми. Могут бурно проявлять радость при похвале, а при порицаниичасто обижаться, быть вспыльчивыми и агрессивными. Вместе с тем у всех детейэмоции не отличаются многообразием и дифференцированностью: им свойственна«тугоподвижность» эмоциональных проявлений [4; 52].
1.2Понятие о культурно-гигиенических навыках и навыках самообслуживания
 
С первых дней жизньребенка социально организована. Она состоит из чередующихся, ежедневно повторяющихсябытовых процессов: сон, умывание, раздевание и одевание, прием пищи,пользование туалетом и пр.
От ребенка требуетсямного усилий, чтобы научиться пить из чашки, пользоваться ложкой, одеваться.
По определениюизвестного физиолога и педагога Н.Н. Щелованова, режим дня в первые годы жизниребенка – это правильное распределение во времени и правильнаявзаимопоследовательность удовлетворения основных физиологических потребностейребенка в сне, кормлении, а также в деятельности.
Включаясь в режим дня,выполняя бытовые процессы, ребенок осваивает серию культурно-гигиеническихнавыков и навыков самообслуживания: мыть руки, полоскать рот, пользоватьсяложкой, одеваться и раздеваться и пр. Эти навыки – одна из составляющихкультуры поведения человека в быту.
Создание здоровогообраза жизни для ребенка с нарушениями интеллекта в детском саду являетсяпервоосновой его полноценного воспитания и развития. Здоровый образ жизнитребует соблюдения всех гигиенических норм в подборе мебели, оборудования,светового и температурного режима.[2; 10]
В приобщении ребенка кздоровому образу жизни особо важно овладеть основами гигиенической идвигательной культуры.
Гигиеническая культураосваивается через формирование у детей гигиенических навыков ухода за своимтелом, культуры еды, бережного отношения к личным вещам, к предметам иигрушкам, поддержания порядка в окружающей обстановке.
Нормально развивающиесядети к двум годам умеют есть самостоятельно, хотя делают это еще медленно инедостаточно аккуратно, а у умственно отсталого ребенка освоение данногопроцесса растянуто во времени. Повседневные упражнения, поощрениясамостоятельности дают хорошие результаты; после определенного промежуткавремени при активной помощи взрослых дети едят уже быстрее, увереннее,опрятнее, однако многие еще держат ручку ложки в кулачке (это им легче). [17; 6]
Необходимо использоватьвсе возможности для поощрения ребенка, отмечать любые, хотя бы и незначительныеего достижения.
Рассмотрим подробнеенекоторые культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания.
·         Навык приема пищи
Задачи:уметь различать и называть предметы, необходимые для приема пищи (ложка, вилка,нож, тарелка, стакан, кружка, чашка, блюдце, солонка, салфетка, клеенка,скатерть и т.д.). Закрепить навыки: мыть руки перед едой: сервировать столперед едой, во время приема пищи сформировать навык пользоваться ложкой,вилкой, ножом, уметь есть опрятно, не разливая и не роняя пищу, тщательнопережевывать пищу, есть последовательно и уметь различать, какие продуктысовместимы и полезны для здоровья, а какие нет. Знать, что нельзя есть зеленые,а также немытые ягоды, овощи, фрукты. [15;67-69]
·         Гигиенические навыки
Задачи: учить различатьи называть части тела (голова, глаза, волосы, нос, рот, зубы, уши, шея, грудь,живот, спина, плечи, руки, ноги, пальцы, ногти, колени, локти), знать предметысанитарии и гигиены (мыло, мыльница, мочалка, расческа, зубная щетка, зубнаяпаста, ножницы, тазик, ванна, душ, полотенце). Сформировать представление удетей о том, что быть чистым — красиво и полезно для здоровья, а грязьспособствует заболеваниям. Сформировать и закрепить правила проведенияутреннего и вечернего туалета: мытья рук, лица, вытирания насухо полотенцем;знания, где следует хранить предметы туалета: мыльницу, зубную щетку, пасту,гребешок и полотенце. [16;11-13]
·         Навык опрятности
Задачи:учить накрывать на стол перед обедом, во время еды аккуратно есть пищу,пользоваться салфеткой и полоскать ротовую полость после еды; убирать и мытьпосле еды посуду; вытирать или вымыть клеенку; уметь заправить за собойпостель, встряхнуть простынь, расстелить одеяло, взбить подушку. В туалетнойкомнате пользоваться туалетной бумагой, мыть руки с мылом после туалета,вытирать насухо полотенцем, уметь самостоятельно расчесываться. При раздевании —научить складывать в определенной последовательности одежду на свой стульчик.Аккуратно одеваться, проверяя все застежки на одежде, соотносить гарнитуродежды по гамме. После учебных занятий убрать со своей парты школьныепринадлежности; в игровой комнате убирать на место игры и игрушки; наводитьпорядок в своих сумках и рюкзаках. Приучить убирать помещения в конце учебнойнедели (пылесосить комнаты, выбрасывать мусор в корзинки, расставлять пособияна полки, в спортивном зале убирать инвентарь на место, выровнять парты ипоставить стулья на парты, вытереть доску и аккуратно расставить магниты надоске, вытереть пыль с парт, полить комнатные растения, покормить рыбок ваквариуме и т.д.).
·         Навык одевания и раздевания
Задачи:сформировать умения различать и называть предметы одежды и обуви (трусы, носки,колготы, майка, рубашка, джинсы, шорты, платье, сарафан, юбка, жилетка, пальто,шубка, куртка, сапоги, ботинки, тапочки, босоножки, туфли и т.д.). Закрепитьнавык одевания и обувания при участии педагога, научить складывать и вешатьснятую одежду и обувь. Научить шнуровать ботинки, завязывать и развязывать шнурки,различать обувь для правой и левой ноги, застегивать крупные и мелкие пуговицы,молнии, кнопки и т.д. Научить правильно и последовательно одеваться (одежду иобувь), самостоятельно застегивать одежду (на пуговицы, молнию, кнопки). Учитьдетей следить за своим внешним видом, проверять, застегнута ли одежда, неиспачкана ли; учить пользоваться носовым платком.
·         Навык адекватного поведения
Задачи:учить здороваться и прощаться с детьми и взрослыми. Научить детей взаимовыручкеи помощи друг другу при выполнении тех или иных навыков самообслуживания. Застолом вести себя спокойно и вежливо, уметь угостить друг друга и не забытьпоблагодарить, пожелать приятного аппетита во время еды. Научить пропускатьдруг друга в помещениях школы, выразить вежливо просьбу и поблагодарить заоказанную помощь. Вместе садиться за стол и по окончании трапезы вместевыходить из-за стола. В помещении школы и на улице не сорить, не кричать. [13;17-19]
При формированиивышеуказанных навыков основную роль должны выполнять дидактические игры испециальные упражнения в повседневных режимных моментах. По мнениюспециалистов, занятия по формированию культурно-гигиенических навыков и навыковсамообслуживания должны включать следующие этапы:
—создание положительно-эмоционального отношения к навыку;
—игра с куклой или другими игрушками (обыгрывание навыка с персонажем);
— демонстрация действияпедагогом (показ на себе и комментировании каждого действия);
— совместные действияпедагога с ребенком;
— действия ребенка поподражанию действиям взрослого;
— самостоятельныедействия ребенка (планирование своей деятельности комментирование поэтапностивыполнения действий самим ребенком).
1.3Игры и упражнения как методы формирования культурно-гигиенических навыков инавыков самообслуживания у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта
 
Занятия по формированиюкультурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания должны носить игровойхарактер, однако они имеют определенные цели и задачи, средства ихосуществления и тем самым принципиально отличаются от игры. Для обучения черезигру и созданы дидактические игры. Главная их особенность состоит в том, чтозадание ребенку предлагается в игровой форме. Дети играют, не подозревая, чтоосваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определеннымипредметами, учатся культуре общения друг с другом.
Дидактические игры изанятия дают положительные результаты при соблюдении дидактических принципов.
Основным является принципактивности и посильной самостоятельности. Его надо учитывать, когдавозникают поисковые ситуации с вероятным результатом самим ребенком.Воспитатель выполняет на занятиях только то, что не может сделать ребенок самостоятельно.
Принцип познавательнойвыразительности. Это эмоциональность воспитателя,которая является необходимым условием успешного обучения, так как онаподдерживает интерес и внимание детей к программному материалу, способствуетстабильности их действий.
Принцип наглядности.Он заключается в том, что на занятиях с малышами воспитатель используетнаглядные средства (игрушки, картинки, пособия и т.д.). Это важно, так как наначальных этапах обучения пояснения взрослого даются сжато и поэтому должныподкрепляться показом наглядного дидактического материала.
Принцип поэтапностизаключается в том, что смена частей занятия обусловлена постепенностью освоенияотработки какого-либо умения, навыка. Это дает возможность подвести ребенка кположительному результату, поощряя его самостоятельность и активность.
Принцип цикличноститакже обусловлен поэтапностью обучения на занятиях. Доказано, что наибольшаяактивность в течение одного занятия проявляется ребенком не при первомпредъявлении ему материала (игрушки, картинки и т.д.), а при повторных показах(в третий – четвертый раз).
Принцип вариативностиосуществляется при повторении программного материала на других занятиях. Этоучит ребенка самостоятельно переносить усвоенные знания в новую ситуацию иприменять их практически. Одно и то же упражнения не следует воспроизводитьболее 2-3 раз. Каждое повторное занятие полезно обогащать несколько инымсодержанием, частично усложняя программный материал.
Каждый ребенокиндивидуален не только цветом глаз, волос, но и обитающими внутри насмикроорганизмами: запахами, следами деятельности желез и других органов. Ведьнедаром перечисленные выше предметы называют во всем мире предметами личнойгигиены. Все, что требуется для обслуживания своего организма, ухода за телом,должно быть личным. Для этого нужно маркировать каждому ребенку предметыпользования (полотенце, горшок, раздевальный ящик, кроватка) одной меткой. Можноиспользовать яркие картинки (флажок, елочка, морковка, грибок и т.д.). В первоевремя пребывания ребенка в группе необходимо познакомить детей с его картинкамии предметами, объясняя их назначение. Знакомство малыша с умывальной комнатой проводитсяв присутствии его мамы. Нужно показать малышу и его маме полотенце, вешалку длянего, мыльницы, где лежит мыло и т.д. Предложить, чтобы мама с малышом помылируки, потрогали полотенце и вытерли руки. Но не только от чистоты ипривлекательности умывальных принадлежностей зависит отношение малыша кразумным гигиеническим процедурам.
На первоначальном этапеобучения достаточно, чтобы ребенок знал места хранения предметов личнойгигиены, умел находить эти предметы и отличать их от других, и дать понятьмалышу, что пользоваться нужно только своими. А чтобы в жизни сталореальностью, туалетную комнату нужно сделать рациональной и удобной для малышей(туалетная бумага в том месте, где дети обычно сидят на горшках, расчески возлезеркала, полотенца недалеко от умывальных раковин).
Для обучениякультурно-гигиеническим навыкам и формирования навыков самообслуживания оченьважно использовать дидактические игры, которые являются для малышей наиболееподходящей формой обучения.
Дидактические игры неслучайно заняли прочное место среди методов обучения и воспитания детей,развития их самостоятельной игровой деятельности. В процессе таких игр детиучатся решать познавательные задачи, вначале под руководством воспитателя, азатем и в самостоятельной игре.
Любая дидактическаяигра ставит целью обогатить чувственный опыт ребенка, развивать его умственныеспособности (умение сравнивать, обогащать, классифицировать предметы и явленияокружающего мира, высказывать свои суждения, делать умозаключения).
Включая дидактическиеигры в педагогический процесс, очень важно отобрать те из них, которые доступныдля детей.
Дидактическая игранаправлена на развитие таких психических процессов, как память, мышление,творческое воображение, развитие культурно-гигиенических навыков. Онавырабатывает усидчивость, дает простор для проявления самостоятельности.Внимание ребенка во время дидактических игры обращено на выполнение игровыхдействий, а задача обучения им не осознается. Это делает игру особой формойобучения, когда дети, играя, усваивают необходимые знания, умения и навыки.Дидактическая игра хороша еще и тем, что малыш сразу видит конечный результат своейдеятельности. Достижение результата вызывает чувство радости и желание помочьтому, у кого пока что-то не получается. Дидактическая игра хороша как дляиндивидуальной, так и для совместной деятельности детей.
Все дидактические игрыможно разделить на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природнымматериалом); настольно-печатные и словесные игры.
В играх с куклами умаленьких дошкольников формируются культурно-гигиенические навыки инравственные качества – заботливое отношение к партнеру по игре – кукле,которое переносится затем на сверстников.
Чтобы научить малышамыть руки, нужно предварительно рассматривать с ними сюжетные картинки, гдеизображены: девочка (мальчик) умывается; предметные картинки с изображениемпредметов, необходимых для умывания (мыло, мыльница, вешалка с полотенцем, кранс водой).
Приобщая малыша кздоровому образу жизни, овладению основами гигиенической культуры в процессеумывания, важно использовать игры с водой, мыльными пузырями. И проводитьдидактические игры с игровым персонажем, например – Неумейка. Неумейкапоявляется с грязными руками, предлагаю детям помочь маленькому Неумейке ввыборе предметов (мыло, мыльница, полотенце и др.); затем научить персонажделать «мыльные перчатки».
При обучении раздеваниюи одеванию после сна и на прогулку нужно целенаправленно направлять детскуюсамостоятельность в самообслуживании от микропроцесса (снять тапочки, носки,надеть колготки) до целостного процесса. Обучение проходит в естественнойобстановке.
Например, формироватьумение надевать колготки. Сначала дидактические игры с картинками,предполагающие занятия: разложить их в последовательности одевания (картинки,изображающие предметы одежды, соответствующие сезону); помочь игровомуперсонажу в выборе предметов одежды для одевания после сна (при одевании напрогулку). Дидактические игры с куклой: «Наша Катя проснулась», «Оденем Катю напрогулку».
Дидактическиеигры-упражнения на развитие мелкой моторики для упражнения в застегивании,шнуровании, завязывании. Также используются предметно-схематические моделипоследовательности одевания на прогулку. [10; 32-38]
Таким образом, впроцессе формирования культурно-гигиенических навыков и навыковсамообслуживания у детей дошкольного возраста с нарушениями интеллектавозникают трудности. С помощью специально созданной программы коррекционноговоздействия можно добиться положительных результатов.

Глава2. Практическое применение игр и упражнений, направленных на формированиекультурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей дошкольноговозраста с нарушениями интеллекта
 
2.1Варианты игр и упражнений для формирования культурно- гигиенических навыков инавыков самообслуживания у детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта
 
В дошкольном возрастеведущая деятельность — игровая. Именно через игры и упражнения дети могутусваивать те или иные умения и навыки.
С помощью игр,представленных ниже, детям дошкольного возраста с нарушениями интеллекта можнопривить культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания.
·         «Готовим обед для кукол»
Цель:учить различать продукты питания (мясо, рыба, творог, овощи, фрукты и т.д.),определять, из чего приготовлены блюда, из скольких блюд состоит обед,закрепление навыка дифференциации по назначению кухонной и столовой посуды.
Оборудование: куклы,набор детской кухонной и столовой посуды, детская плита, муляжи фруктов,овощей, мяса, рыбы, сыра, молока, творога, колбасы.
Ходигры:
Педагог:«Кукла Маша принесла из магазина много разных продуктов. Назовите, пожалуйста,какие продукты принесла Маша?». Дети по муляжам перечисляют продукты.
«Асейчас мы все вместе приготовим вкусный обед для наших друзей (кукол). Из чегосостоит обед? — из первого блюда (борщ, суп, щи), из второго блюда (котлеты,голубцы, пельмени, картофель, макароны, рис, овощные салаты), из третьего блюда(сок, минеральная вода, компот, чай). Выберите на столе посуду, которая нампонадобится для приготовления первого блюда (кастрюля, в которой мы варим суп),второго блюда (сковорода, в которой мы жарим котлеты, картофель, рыбу),третьего блюда (кастрюля для варки компота или графин для воды или сока)».
Педагогвместе с детьми показывает и имитирует действие приготовления пищи на обед.Например, педагог сначала спрашивает детей, как они будут готовить обед, азатем объясняет поэтапно приготовление первого блюда:
—промыть в дуршлаге необходимые продукты для приготовления первого блюда (мясо,овощи);
—очистить овощи от кожуры и нарезать на разделочной доске;
—положить в кастрюлю необходимые продукты и залить водой;
—поставить на детскую плиту и зажечь конфорку;
—после того как суп будет готов, разлить половником по тарелкам.
Навторое блюдо готовим рыбу с овощами. Педагог по аналогии проводит беседу ипоказ необходимых продуктов и посуды для приготовления второго блюда. На третье— варим компот из фруктов (яблок, груш и лимона).
Педагогпоэтапно объясняет детям каждое действие, а затем спрашивает, что они сделали,что делают и что будут делать. Когда обед для кукол готов, начинаем сервироватьстол посудой. Раскладываем приготовленные блюда по тарелкам, желаем приятногоаппетита и дети начинают кормить кукол, расхваливая при этом блюда. После того,как куклы пообедали, дети вытирают их салфетками и «благодарят» за вкусныйобед. [14; 81-83]
·         «Вымой кукле руки»
Цель:создатьу детей положительное отношение к мытью рук, объяснить его необходимость изначение.
Оборудование:кукла,умывальник, шкафчик с полотенцем, белое платье.
Ходигры: дети сидят перед игровым уголком, в котором стоитумывальник, шкафчик с полотенцем. Педагог приводит куклу Аню с грязными руками.Кукла Аня собирается в гости и «переодевается». Она «берет» платье «грязнымируками» и на платье остаются пятна. Увидев это, кукла Аня начинает плакать.Педагог говорит: «Ой, кукла Аня взяла платье грязными руками! Дети, что же надосделать? (Правильно, кукле необходимо помыть руки.) Не плачь, Аня, мы сейчасвымоем тебе руки».
Ребенокведет куклу к умывальнику и моет кукле руки, затем вытирает их полотенцем,берет белое платье и надевает его на куклу. Кукла Аня говорит «спасибо» иуходит в гости. Педагог обсуждает с детьми то, что произошло. Кукла Аня«пришла» с прогулки и не вымыла руки. Педагог: «Дети, надо приходить с прогулкии обязательно мыть руки».
Послеформирования положительного отношения к навыку мытью рук в процесседидактической игры педагог переходил к закреплению этого навыка в режимныхмоментах. При этом ребенок должен был овладеть рядом последовательных действий.В качестве примера рассмотрим последовательные действия, необходимые ребенкудля мытья рук: засучить рукава; открыть кран; намочить руки; взять мыло в рукииз мыльницы; подставить руки с мылом под струю воды и намочить мыло; намылитьладони, растерев мыло до получения пены; сделать «мыльные перчатки»; положитьмыло в мыльницу; растереть мыло круговыми движениями по всей поверхности рук;продолжать делать «мыльные перчатки»; подставить руки под струю воды; круговымидвижениями смыть мыло с ладоней и тыльной стороны кистей рук; стряхнуть воду срук; закрыть кран; вытереть руки о полотенце насухо.
Воспроизведениевсех этих этапов действия при мытье рук требует от умственно отсталого ребенкавысокого уровня восприятия и развития моторики.
·         «Мыльные перчатки. Пузырики»
Цель:учитьдетей хорошо намыливать руки с внешней и внутренней стороны до образованияпузырей. Развитие вдоха и выдоха, целенаправленной воздушной струи.
Оборудование:ваннаякомната, детское мыло, полотенце.
Ходигры:
Педагог:«Мы подойдем к раковине, откроем кран и пустим теплую воду, а сейчас мы возьмеммыло и сделаем себе красивые «белые перчатки». Педагог поэтапнообъясняет процесс намыливания рук. Дети намыливают руки без воды до образованиябелой пены, затем дети кладут мыло в мыльницу и распределяют мыло по рукамкруговыми движениями. Педагог обращает внимание детей на то, что у нихполучились модные «белые перчатки».
Затемпедагог предлагает детям совместить ладошки, сделать маленькую щелочку(отверстие) и тихонько подуть в это отверстие, у нас с другой стороны ладонейвыходит мыльный пузырь. Педагог эмоционально фиксирует появление у детейпузырей. Если дотронуться до них пальчиком, то пузыри лопаются потому, что онинежные и воздушные. Если у детей не получается надуть мыльный пузырь, педагогпроводит совместные действия с ребенком, помогая ему почувствовать радость отпредвкушения появления этого пузыря. После этого мыло смывается под струейтеплой воды и руки вытирают насухо полотенцем.
Вработе целесообразно использовать различные стихи и потешки. Например, перваяпотешка:
«Ладушки,ладушки, с мылом моем лапушки,
чистыеладошки, вот вам хлеб, да ложки!».
Втораяпотешка:
«Вкране булькает вода. Очень даже здорово!
Умываетсясама Машенька Егорова»
(илипедагог называет имя ребенка).
Третьяпотешка:
«Знаем,знаем, да, да, да!
Гдетут прячется вода!
Выходи,водица,
мыпришли умыться!
Лейсяна ладошку,
по-нем-нож-ку...
Нет,не понемножку — посмелей,
будемумываться веселей!»
Этуигру с сопровождением потешек можно включить в проведение режимных моментов.
·         «Подберем куклам одежду»
Цель:учитьназывать предметы одежды, дифференцировать одежду для мальчиков и девочек,последовательно одевать куклу.
Оборудование:двекуклы — кукла Митя и кукла Катя, наборы одежды для Мити и для Кати: рубашка,брюки, свитер, кеды; платье, кофта, юбка, туфли.
Ходигры:
Педагог:«Посмотрите, дети, к нам в гости пришли куклы, но они не могут одеться, ониперепутали свою одежду и не могут найти свои вещи. Давайте, поможем имразобраться, где, чьи вещи». Далее педагог предлагает детям выделить заранееподготовленную одежду для мальчика Мити и для девочки Кати. Педагог спрашивает:«Что носят девочки, а что мальчики?» После того, когда дети выберут одежду длякукол, один ребенок начинает одевать Митю, а другой — Катю. Педагог в это времяакцентирует внимание детей на последовательность одевания. Если ребеноксамостоятельно не справляется, взрослый помогает ему совместными действиями.Игра проводится в последующих вариантах со сменой кукол и одежды и помогаетзакрепить выбор одежды для мальчиков и девочек. Педагог обязательно хвалитдетей за то, что куклы одеты правильно и красиво.
·         «Найди пару»
Цель:учитьразличать парную обувь и одежду, подбирать правильно к левому варианту обуви,одежды — правый.
Оборудование:вырезанныеиз картона обувь: сапоги, туфли, перчатки, носки, варежки, кукла Маша.
Ходигры: педагог вводит детей в игровую ситуацию:«Маша-растеряша разбросала свою одежду и обувь по разным углам. Она не можетничего найти сама. Один носок нашла, а другой найти не может, один сапог нашла,а другой не знает, где и т.д.». Детям предлагается помочь Маше-растеряше найтипару предметов одежды и обуви. Педагог предъявляет правый вариант пары (носок,сапог и т.д.) и предлагает выбрать левый. При этом дается инструкция: «Найдипару». В случае затруднения выполнения задания помогает отыскать пару, обращаетвнимание ребенка на одинаковый размер и цвет. Через некоторое время взрослыйпросит отыскать эту же пару самостоятельно. Другой вариант игры можетпроводиться на предметах одежды детей. Игра способствует закреплению уменияразличать левые и правые варианты одежды и обуви, правильно соотносить, накакую ногу или руку одеваем тот или иной вариант.
·         «День рождения»
Цель:учитьправилам культурного поведения в гостях, умению поздравлять друг друга.
Оборудование:гости— куклы, игрушки, праздничный стол сервирован с детской посудой, подарки.
Ходигры: ребенок (или выбранный персонаж) сегодня именинник.Он с помощью педагога готовится к приему гостей: сервирует праздничный стол,украшает шариками, мишурой и приводит в порядок помещение. Дети-гости берут маленькиеподарки-поделки (заранее приготовленные на уроках труда). Именинник встречаетгостей, здоровается со всеми, принимает подарки и приглашает гостей сесть застол, показывая гостю его место. Рядом с детьми за столом рассажены игрушки.Гости «пробуют» угощение, «пьют» чай, «едят» мороженое. Затем педагог помогаетребенку придумать пожелание для именинника. Педагог рассказывает детям оправилах поведения в гостях:
—поздороваться, когда приходишь в гости;
—без приглашения не входить в комнату;
—дарить подарок с пожеланиями имениннику (в качестве подарка может бытьстихотворение, песня, танец);
—за столом не шуметь, не брать пищу руками;
—приступать к еде после приглашения отведать то или иное угощение;
—не перебивать друг друга;
—пользоваться приборами и салфеткой во время еды; — придвигать и отодвигать стулнеслышно;
—после еды не забыть поблагодарить именинника;
—перед уходом попрощаться;
—когда гости уходят, именинник помогает взрослым убирать посуду со стола.
Каждыйиз детей должен побыть в роли именинника. Педагог во время игры напоминаетдетям, как следует себя вести в той или иной ситуации. Игра эмоциональная иочень привлекает детей. [11;46-48]
·         «Волшебный шнурок»
Цель:развитиедвижений мелкой моторики рук, учить вдевать и выдергивать шнурок в отверстия посюжетной картинке.
Оборудование:игра-книжка«Волшебный шнурок» и шнурки разного цвета (желтый, красный, зеленый).
Ходигры: педагог вместе с ребенком рассматривает сюжетнуюкартинку, просит назвать, кто изображен на рисунке и что он делает. Предлагаетребенку «дорисовать» шнурком (по выбору) недостающие штрихи (элементы) вкартинке: лестница, качели и т.д. Если у ребенка не получается выполнитьдействие самостоятельно, педагог совместно с ним воспроизводит эти действия.
·         «Посади цветочки на лужок»
Цель:научитьребенка вдевать петельку на пуговицы разного размера, развитие мелкой моторикирук, соотнесение правой и левой руки.
Оборудование:зеленоеполотно, на которое пришиты пуговицы разного цвета и разного размера, цветывырезаны из плотной ткани разного размера с прорезями в центре,соответствующими пуговицам.
Ходигры: педагог: «Давайте посадим на лужок красивыецветочки. К каждой пуговичке найди и присоедини нужный цветок. Ребенок выбираетцветок из ткани и пробует вдеть пуговицу на полотне в прорезь, если пуговица неподходит к петельке, педагог предлагает попробовать присоединить к другимпуговичкам и обращает внимание ребенка на размер петельки и пуговицы, чтобы онисовпадали». Таким образом, ребенок «сажает» цветы на зеленое полотно. Взрослыйхвалит ребенка по ходу игры за каждый прикрепленный цветочек. Детям нравитсявидеть результат своих действий. [13; 19-23]
2.2Конспекты занятий, направленных на формирование культурно-гигиенических навыкови навыков самообслуживания у дошкольников с нарушениями интеллекта
 
Тема:«Формированиекультурно-гигиенических навыков у детей» «Чистота — та же красота»
Цели:
Обучающая:
Способствоватьформированию и закреплению у детей культурно-гигиенических навыков и навыковсамообслуживания.
Развивающая:
Развивать основысоциального взаимодействия.
Воспитательная:
Воспитывать культурудружеских отношений в детском коллективе.
Форма проведения:встречас родителями.
Воспитатель.Уважаемые гости! Сегодня мы собрались, чтобы ещё раз поговорить о культурно-гигиеническихнавыках и режиме дня.
Режим дня являетсяосновой здорового образа жизни ребёнка. Если его распорядок дня во многомзависит от индивидуальных особенностей, то правила личной гигиены, напротив,универсальны.
Всем нам хочется, чтобыребёнок вырос крепким, красивым, здоровым. Поэтому с раннего детства и напротяжении всей жизни человек должен тщательно ухаживать за своим телом, кожей,волосами, ногтями, зубами и т.д.
Соблюдение правилличной гигиены — непременное условие здорового образа жизни. Среди правилличной гигиены первостепенное значение имеют правила ухода за кожей.
1-я родительница.Кожа не только защищает ваш организм от жары, холода и инфекций. Она помогаетчеловеку дышать и избавляться от шлаков. Лучший способ ухода за кожей — этоеженедельная баня.
Воспитатель.В правилах личной гигиены важное место отводится мерам по уходу за ногами.
2-я родительница.Ноги необходимо мыть тёплой водой с мылом ежедневно (перед сном). После мытьяих надо досуха вытереть чистым полотенцем. Во избежание заболевания ног следуетчаще менять носки и не ходить в тесной обуви.
Воспитатель.Очень важно научить ребёнка правильно ухаживать за зубами и полостью рта.
3-я родительница.Зубы необходимо чистить ежедневно утром и вечером зубная щётка должна бытьяркой, привлекательной для детей. Она двигается вертикально от десны к зубам. Спомощью придуманной мной сказки я приучила свою дочь чистить зубы.
Воспитатель.Тщательного ухода требуют лицо, шея и уши. У детей эти части тела загрязняютсяособенно сильно, поэтому их надо мыть не реже двух раз в день — утром и передсном.
Появляется девочка,грязная, неопрятная.
1-й ребёнок.
 
Ах ты, девочка чумазая,
Где ты руки такизмазала?
Чёрные ладошки,
На локтях — дорожки.
Девочка.
 
Я на солнышке лежала,
Руки кверху держала.
Вот они и загорели.
2-й ребёнок.
 
Ах ты, девочка чумазая,
Где ты носик такизмазала?
Кончик носа чёрный,будто закопчённый.
Девочка.
 
Я на солнышке лежала,
Нос кверху держала.
Вот он и загорел.
3-й ребёнок.
 
Ах ты, девочка чумазая,
Ноги в полосы измазала.
Не девочка, а зебра,
Ноги — как у негра.
Девочка.
 
Я на солнышке лежала,
Пятки к верху держала.
Вот они и загорели.
4-й ребёнок.
 
Ой ли, так ли?
Так ли дело было?
Отмоем всё до капли.
Ну-ка, дайте мыло!
Мы её ототрём.
Воспитатель.Ребята, давайте вымоем девочку чумазую. Принесите все принадлежности. (Детиприносят) Расскажите, как нужно правильно умываться? Что было бы, если бы небыло воды? (Дети отвечают) воду мы приготовили, а что нужно еще, чтобы отмытьтакую грязнулю? (мыло)
5-й ребенок (загадываетзагадку)

 
Мыльной пеной пенится,
Руки мыть не ленится.
Ускользает, как живое,
Но не выпущу его я.
Воспитатель.Ребята расскажите для чего нужно мыло (дети отвечают) Ну вот, теперь вода есть,мыло то же. Можно мыть нашу чумазую девочку. Да вот только, я думаю, что мыломнам не отмыть такую грязнулю. Как вы думаете, что нам еще надо.
6-й ребенок.(загадывает загадку)
 
Резинка Акулинка
Пошла гулять по спинке.
И, пока она гуляла,
Спинка розовою стала.
Дети.Губка
Дети моют девочку.
7-й ребенок.
 
Громко девочка кричала,
Как увидела мочало.
Царапалась, как кошка.
Девочка.
 
Не трогайте ладошки!
Они не будут белые:
Они же загорелые!

8-й ребёнок.
 
А ладошки-то отмылись.
Оттирали губкой нос -
Разобиделась до слёз.
Девочка.
 
Ой, мой бедный носик!
Он мыла не выносит!
Он не будет белый:
Он же загорелый!
Воспитатель. Анос отмылся.
9-й ребёнок. Кричалагромким голосом!
Девочка.
 
Ой, боюсь щекотки!
Уберите щётки!
Не будут пятки белые:
Они же загорелые!
Дети. Апятки тоже отмылись.
10-й ребёнок.
 
Вот теперь ты белая,
Ничуть не загорелая.
Это была грязь.

Воспитатель.Ребята, давайте вытрем её полотенцем и оденем в чистое платье. Но посмотрите наволосы, какие они растрёпанные! Что нужно сделать?
Дети.Причесать.
Воспитатель (загадываетзагадку).
 
Частый, зубастый
Вцепился в чубвихрастый.
Дети.Гребешок, расчёска.
Мама девочки.
 
Расти, коса, до пояса,
Не вырони ни волоса.
Расти, косонька, допят-
Все волосоньки в ряд.
Расти, коса, непутайся-
Маму, дочка, слушайся.
Воспитатель.Вот теперь всем нам приятно посмотреть на нашу девочку. И опрятная, и чистая, ис красивой причёской. Всем девочкам хочется иметь красивые причёски. Давайтепроведём конкурс причёсок.
Родители делают своимдетям причёски.
Воспитатель.Благодарим всех гостей, родителей и детей за участие и подготовку нашейвстречи. Просим всех к самовару! [12; 58-60]
Тема:“Путешествиев страну Мальчиков и Девочек” (старший дошкольный возраст)
Цели занятия:
Обучающая:
1)        Учитьдетей согласовывать свои действия с действиями партнера при выполнении работы впаре;
2)        Закрепитьи упорядочить последовательность возрастного и полового развития человека.
3)        Способствоватьразвитию умений в игровом задании подбирать предметы, удовлетворяющиепотребности детей в зависимости от их пола, по набору предметов делатьумозаключения.
Развивающая:
Развивать основысоциального взаимодействия между мальчиками и девочками.
Воспитательная:
Воспитывать культурудружеских отношений в детском коллективе, толерантное отношение к увлечениям ипонимание равных прав на выбор мальчиков и девочек.
Материалы иоборудования:
мольберты, фланелеграф,карточки – схемы полоролевого поведения, предметные и разрезные картинки, картинкипоследовательности возрастного и полового развития человека, мяч, повязки наглаза, медальоны, разносы, прищепки.
Ход занятия
Дорогие ребята, я оченьрада видеть вас, вы такие нарядные, красивые, и конечно же очень веселые исообразительные, поэтому я поскорее хочу с вами познакомиться. Становитесь вкруг. Будем передавать мячик друг другу, и называть свое имя и кто вы мальчикили девочка. Меня зовут …, я – женщина.
Игра “Знакомство”
Ну, вот и познакомилисьпоближе. Ребята посмотрите внимательно друг на друга, и ответьте мне на вопрос“Чем же отличается девочка от мальчика?” (одежда, внешность)
Молодцы, правильно всесказали.
Я знаю, все девочки имальчики любят сказки, потому что в них происходят разные чудеса. И я знаю вашумечту: хоть на чуть-чуть очутиться в сказке. Скажу вам по секрету – этого хотятдаже взрослые. И сегодня я вам предлагаю отправиться в сказку.
Но прежде чемотправиться в сказку, я расскажу вам одну историю. Давайте присядем на ковер.
Много-много лет томуназад жили рыцари и прекрасные дамы. Рыцари носили доспехи и сражались запрекрасных дам, а дамы были очень воспитаны и благородны. В той стране повсюдуцарили мир, согласие, взаимопонимание и любовь. Мальчики были смелые и ловкие,а девочки добрые и заботливые. Они жили дружно и весело и никогда не ссорились.
Но однажды пролетал надэтой страной злой волшебник. Увидел он дружных, веселых и счастливых ребят изакипела в нем злость. Как же так возмутился он, любовь кругом, красота, мир. Изадумал он свое злое дело. Он выкрал всех девочек и мальчиков и поселилмальчиков — отдельно, девочек — отдельно. А между ними поставил высокую-высокуюкаменную стену. Так появилась страна Девочек и страна Мальчиков. Шли годы идети забыли, что когда-то они дружили и жили счастливо. Им было очень тяжело,ведь девочкам никто не помогал носить тяжести, не защищал от диких животных, ао мальчиках никто не заботился, никто не учил их хорошим манерам. Так и живутони много-много лет.
Но оказывается естьодно тайное средство – против волшебства, которое поможет разрушить стену итогда мальчики и девочки соединяться и опять будут дружить. Для этого дети издетского сада должны превратиться в спасателей и выполнить несколько сложныхзаданий. С каждым выполненным заданием стена будет постепенно разрушаться, покасовсем не разрушится.
Вы хотели бы помочь,этим мальчикам и девочкам?
Тогда встаньте в круг,закройте глаза, повернитесь на месте и скажите “Покружись, повернись вспасателя превратись”. Открывайте глаза. Ну, вот мы кажется и на месте.
Игра “Найди пару”
Теперь нам нужноразделиться на пары. Я раздам вам части открыток, а вы должны собрать целую,найти себе пару. Посмотрите внимательно на картинки.
Ну, вот парыопределились, становитесь друг за другом и в путь!
Игра “Взаимное доверие”
Сейчас мальчикамнеобходимо провести свою партнершу, от одного стульчика к другому обходя препятствия,а сложность в том, что глаза у девочек будут закрыты повязкой. Вести девочкунужно молча, осторожно, не задевая предметы. Когда проведете девочку, мальчикпомогает снять ей повязку. Идем по очереди…
Вопросы:
— Как ты чувствоваласебя, когда была слепой?
— Вел ли тебя твойповодырь бережно и уверенно?
— А как ты ощущал себяв роли поводыря?
Молодцы, ребята,справились. Послушайте, кажется первые камни посыпались со стены.
Двигательный тренинг
“Спокойно идем потропинке…вокруг кусты, деревья, зеленая травка…птицы поют… шелестят листья…вдруг на тропинке появились лужи. Оббегаем лужи… одна, вторая, третья…сноваспокойно идем по тропинке… Перед нами ручей… через него перекинут мостик,держась за перила двумя руками. Крепко держимся, мостик качается… Перешлиспокойно идем по тропинке… тропинка пошла через болото. На ней появились кочки.Прыгаем с кочки на кочку. Раз, два, три… перешли болото, и снова идем спокойно…хорошо вокруг! Вот и пришли! Молодцы!
Преодолев такой трудныйпуть, мы справились, и камни снова посыпались со стены.
А нас ждет следующеезадание. Нам необходимо разделиться на команды: команда девочек строиться заКатей, и команда мальчиков строиться за Сережей.
А задание такое. Сейчасмы будем составлять коллажи, девочки для мальчиков и мальчики для девочек. Изкартинок, на которых изображены любимые предметы мальчиков и девочек. По одномуподходим к коллажу и выбираем картинку, не торопитесь, внимательно. Помните, отправильно выполненного задания зависит разрушиться стена или нет.
Ребята, посмотрите,правильно ли составлены коллажи, мальчики вы согласны с девочками, а выдевочки? Молодцы! Камни со стены еще упали.
Ну, вот все заданиявыполнены.
Нам пора возвращаться,для этого закройте глаза, повернитесь на месте и скажите “Покружись, повернись,дома окажись”.
Как же нам узнать всяли стена развалилась, объединились ли девочки и мальчики в одну страну? (слышенсигнал о приходе смс-сообщения)
Ой, ребята, кажется этомой телефон. Так и есть. Минуточку, смс-сообщение пришло, интересно, давайтепрочитаем (читаю смс-сообщение).
“Дорогие мальчики идевочки из детского сада, большое вам спасибо. Вы помогли разрушить стену междунашими странами. И теперь мы живем в одной общей стране под названием “Дружба”.Посылаем вам посылку с медальонами на память о нашей стране “Дружба” (приходитпосылка с медальонами из страны “Дружба”.)
Ребята, посмотрите,какие красивые медальоны. Вам они нравятся? (медальоны выполнены из соленоготеста в виде изображения лиц принцев и принцесс). Ой, ребята, а здесь чего — тоне хватает? (на медальонах не нарисованы улыбки) А почему же? (достаю письмо)
“Мы хотели, вамподарить улыбающихся человечков, но к сожалению, за долгие годы разлуки, мызабыли, как выглядит улыбка”.
А вы ребята помните,как выглядят улыбки. А давайте нарисуем улыбки на медалях, девочки нарисуютулыбки для мальчиков, а мальчики для девочек. Рассаживайтесь за столы.Нарисовали. А теперь подарите друг другу медали!
А вы хотели бы подаритьсвои улыбки девочкам и мальчикам из страны “Дружба”? Как это можно сделать?(сфотографироваться и послать фото, послать смс с картинкой улыбающегосячеловека, отослать посылку с медалями и т.д.)
А давайте выпустим вокно надувные шарики с изображением улыбающихся мальчика и девочки? Я оченьнадеюсь, что попутный ветер донесет наши улыбки в страну Детство, а пока онибудут лететь, пусть все знают, что есть такой детский сад “… ”, где живутвеселые дружные, добрые ребята. [7; 24-27]
Таким образом, всенеобходимые умения и навыки дети усваивают в процессе игровой деятельности. Врежимные моменты необходимо включать игры и упражнения, направленные наформирование и закрепление культурно-гигиенических навыков и навыковсамообслуживания у детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта.

Заключение
 
Проблеме формированиякультурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у дошкольников снарушениями интеллекта посвящены работы Смирновой Е. Т., Кинаш Е. А., ПауновойС., Чулковой Н., Яковенко Т. и др.
Подкультурно-гигиеническими навыками и навыками самообслуживания ученые понимаюткультуру человека, которая осваивается через формирование у детей умений инавыков ухода за своим телом, культуры еды, бережного отношения к личным вещам,к предметам и игрушкам, поддержания порядка в окружающей обстановке.
У детей с нарушениямиинтеллекта из-за особенностей их познавательного и интеллектуального развитиякультурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания формируются с большимтрудом. Поэтому очень важно вести целенаправленную коррекционно-развивающуюработу в этом направлении.
Исследования ученыхпоказывают, что поскольку ведущим видом деятельности у дошкольников снарушениями интеллекта является предметная и начинает закладываться игроваядеятельность, то основными методами формирования культурно-гигиеническихнавыков и навыков самообслуживания должны быть игры и игровые упражнения,которые вызывают интерес у детей и позволяют исподволь формировать необходимыенавыки.
В практической частинастоящей курсовой работы были предложены игры, игровые упражнения, а такжеконспекты занятий, которые могут быть использованы в работе с дошкольниками снарушениями интеллекта при формировании культурно-гигиенических навыков инавыков самообслуживания.
 

 
Библиография
 
1. Ануфриева А, Митюкова О. Игры изанятия для малышей.- Волго-Вятское книжное из.-во, 1966.
2. Богина Т. Л., Терехова Н. Т. Режимдня в детском саду: кн. для воспитателя дет. сада.- М.: Просвещение, 1987.
3. Гигиенические основы воспитания детейот 3 до 7 лет: кн. для работников дошк. учреждений/ сост. В. И. Теленчи.- М.: Просвещение,1987.
4. Граборов А. Н. Основыолигофренопедагогики/ Авторы-составители В. Г. Петрова, Т. В. Швырева.- М.,2005.
5. Исаев Д. Н. Умственная отсталость удетей и подростков. Руководство.- СПб., 2003.
6. Катаева А.А., Стребелева Е. А.Дошкольная олигофренопедагогика. Уч. пособ. для студ. высш. уч. завед.- М.:Гуман. изд. центр ВЛАДОС, 2005.
7. Мозговой В. М. Основыолигофренопедагогики: учеб. пособие для студ. сред. учеб. заведений/ В. М.Мозговой, И. М. Яковлева, А. А. Еремина.- М.: Издательский центр «Академия»,2006.
8. Пикулева Н. В. Слово на ладошке:[Воспитание культуры поведения в игровой форме].- М.: Новая шк., 1994.
9. Сластенин В. А. и др. Педагогика/ Подред. В. А. Сластенина.- М., 2002.
10. Смирнова Е. Т. Гигиенические основывоспитания в дошкольных учреждениях.-2-е изд., испр. и доп.-М.: Просвещение,1973.
11. Усова А. П. Роль игры в воспитаниидетей/ Под ред. А. В. Запорожца.-М.: Просвещение, 1976.
12. Хромова С. А. Игровые уроки общениядля детей/ С. А. Хромова.-Москва: Рипол Классик: Дом XXIвек, 2008.
13. Грибанова Е. Ю. Праздники в детскомсаду для детей с нарушениями интеллекта// Воспитание и обучение детей снарушениями развития.- 2003.-№2.-с. 58-60.
14. Кинаш Е. А. Игры и упражнения поформированию культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания углубоко умственно отсталых детей// Воспитание и обучение детей с нарушениямиразвития.- 2002.-№1.-с. 17-23.
15. Ленок Я. Я. Коррекционно-развивающиеупражнения и игры// Дефектология.-1996.-№5.-с. 81-83.
16. Паунова С. Гигиенические навыки смалых лет// Дошкольное воспитание.- 1993.-№11.-с. 67-69.
17. Чулкова Н. Воспитаниекультурно-гигиенических навыков [у дошкольников]// Дошкольное воспитание.-1991.-№5.-с.11-13.
18. Яковенко Т. О воспитаниикультурно-гигиенических навыков// Дошкольное воспитание.-1979.-№8.-с. 6.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.