15
Федеральное агентство по образованию
Федеральное государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Факультет социологии и политологии
Кафедра социальных технологий
РЕФЕРАТ
По предмету:
НАСИЛИЕ НА ЭКРАНЕ И ПРАВА РЕБЕНКА
На тему:
ПРАВА РЕБЕНКА И ОТЕЧЕСТВЕННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
г. Ростов-на-Дону - 2008
Содержание
Введение
Глава 1. Основные законодательные акты о правах несовершеннолетних
§ 1. Семейное законодательство
§ 2. Гражданское законодательство
§ 3. уголовное законодательство
§ 4. федеральное законодательство
Заключение
Список литературы
Введение
Согласно Конституции РФ - Россия правовое государство. Но ежедневно сталкиваясь с правами человека и ребенка, приходится делать вывод, что, наличие определенного права порождает споры и защитить права ребенка гораздо сложнее, чем взрослого человека.
Цель - определить основные права ребенка в современном отечественном законодательстве.
Задачи работы - рассмотреть основные нормативные акты семейного, гражданского, уголовного, федерального законодательства.
Глава 1. Основные законодательные акты о правах несовершеннолетних
§ 1. Семейное законодательство
Право ребенка жить и воспитываться в семье
Ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия). Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам. Ребенок имеет права на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства. (Ст. 54 СК РФ)
Ребенок имеет право на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками. Расторжение брака родителей, признание его недействительным или раздельное проживание родителей не влияют на права ребенка. (Ст. 55 СК РФ)
Ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов, в том числе от злоупотреблений со стороны родителей (лиц, их заменяющих), которая осуществляется родителями (лицами, их заменяющими), а в определенных случаях, органом опеки и попечительства, прокурором и судом.
Ребенок вправе самостоятельно обращаться за их защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста четырнадцати лет в суд. (Ст. 56. СК РФ)
Ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. Учет мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам. (Ст. 57 СК РФ)
Ребенок имеет право на имя, отчество и фамилию. Подробнее об этом, а также об изменении имени и фамилии ребенка см. ст.ст. 58-59 СК РФ.
Ребенок имеет право на получение содержания от своих родителей и других членов семьи. Суммы, причитающиеся ребенку в качестве алиментов, пенсий, пособий, поступают в распоряжение родителей (лиц, их заменяющих) и расходуются ими на содержание, воспитание и образование ребенка.
Ребенок имеет право собственности на доходы, полученные им, имущество, полученное им в дар или в порядке наследования, а также на любое другое имущество, приобретенное на средства ребенка.
Ребенок не имеет права собственности на имущество родителей, родители не имеют права собственности на имущество ребенка. Дети и родители, проживающие совместно, могут владеть и пользоваться имуществом друг друга по взаимному согласию. (ст. 60 СК РФ)
Несовершеннолетние родители имеют права на совместное проживание с ребенком и участие в его воспитании. (подробнее см. ст. 62)
Брачный возраст устанавливается в восемнадцать лет. При наличии уважительных причин вправе разрешить вступить в брак лицам, достигшим возраста шестнадцати лет. (ст. 13 СК РФ) Условия заключения брака, а также обстоятельства препятствующие вступлению в брак см. ст. 12, ст. 14 СК РФ. Брак может быть признан недействительным см. ст.ст. 27-28 СК РФ.
В случае, если ребенок рожден от родителей, не состоящих в браке, при установлении отцовства, дети имеют такие же права и обязанности по отношению к родителям и их родственникам, какие имеют дети, родившиеся от лиц, состоящих в браке между собой. (ст. 53 СК РФ)
В случае, если ребенок остался без попечения родителей, его пава и законные интересы защищает орган опеки и попечительства по месту проживания, подробнее см. ст.ст. 121-123 СК РФ.
Дети, находящиеся под опекой (попечительством), имеют право на:
воспитание в семье опекуна (попечителя), заботу со стороны опекуна (попечителя), совместное с ним проживание, обеспечение им условий для содержания, воспитания, образования, всестороннего развития и уважение их человеческого достоинства, причитающиеся им алименты, пенсии, пособия и другие социальные выплаты, сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, а при отсутствии жилого помещения имеют право на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством, защиту от злоупотреблений со стороны опекуна (попечителя).
Дети, находящиеся под опекой или попечительством, имеют право на содержание, денежные средства на которое выплачиваются ежемесячно в порядке и в размере, которые установлены законами субъектов Российской Федерации. (ст. 148 СК РФ)
§ 2. Гражданское законодательство
Несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет совершают сделки, с письменного согласия своих законных представителей - родителей, усыновителей или попечителя, в том числе, с последующем письменном одобрении указанных лиц.
Несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет вправе самостоятельно, без согласия родителей, усыновителей и попечителя:
1) распоряжаться своими заработком, стипендией и иными доходами;
2) осуществлять права автора произведения науки, литературы или искусства, изобретения или иного охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности;
3) в соответствии с законом вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими;
4) совершать мелкие бытовые сделки и иные сделки, предусмотренные пунктом 2 статьи 28 настоящего Кодекса.
По достижении шестнадцати лет несовершеннолетние также вправе быть членами кооперативов в соответствии с законами о кооперативах.
Несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет самостоятельно несут имущественную ответственность по сделкам, совершенным ими. За причиненный ими вред такие несовершеннолетние несут ответственность. (ст. 26 ГК РФ)
Несовершеннолетний, достигший шестнадцати лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, в том числе по контракту, или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью. Объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация) производится по решению органа опеки и попечительства - с согласия обоих родителей, усыновителей или попечителя либо при отсутствии такого согласия - по решению суда. (ст. 27 ГК РФ)
За несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет (малолетних), сделки, могут совершать от их имени только их родители, усыновители или опекуны.
Малолетние в возрасте от шести до четырнадцати лет вправе самостоятельно совершать:
1) мелкие бытовые сделки;
2) сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения либо государственной регистрации;
3) сделки по распоряжению средствами, предоставленными законным представителем или с согласия последнего третьим лицом для определенной цели или для свободного распоряжения.
Имущественную ответственность по сделкам малолетнего, в том числе по сделкам, совершенным им самостоятельно, несут его родители, усыновители или опекуны. (ст. 28 ГК РФ)
В случае наличия собственности у несовершеннолетнего, подробнее об распоряжении его имуществом см. ст. 37 ГК РФ.
§ 3. Уголовное законодательство
Уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста. Лица, достигшие ко времени совершения преступления четырнадцатилетнего возраста, подлежат уголовной ответственности в случае совершения преступлений согласно ст. 20 УК РФ.
К несовершеннолетним, совершившим преступления, могут быть применены принудительные меры воспитательного воздействия либо им может быть назначено наказание, а при освобождении от наказания судом они могут быть также помещены в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа органа управления образованием. (ст. 87 УК РФ)
Виды наказаний, назначаемых несовершеннолетним штраф;
лишение права заниматься определенной деятельностью;
обязательные работы;
исправительные работы;
арест;
лишение свободы на определенный срок.
Подробнее о назначении и исполнении перечисленных видов наказания см. ст.ст. 88-89 УК РФ, а также о применении и содержании принудительных мер воспитательного воздействия см. ст.ст. 90-91 УК РФ.
Несовершеннолетний, осужденный за совершение преступления небольшой или средней тяжести, может быть освобожден судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия, а несовершеннолетний, осужденный к лишению свободы за совершение преступления средней тяжести, а также тяжкого преступления, может быть освобожден судом от наказания и помещен в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа органа управления образованием.
Продление срока пребывания несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа допускается только по ходатайству несовершеннолетнего в случае необходимости завершения им общеобразовательной или профессиональной подготовки. (ст. 92 УК РФ)
Согласно УПК РФ допрос несовершеннолетнего производится в присутствии законного представителя и педагога.
§ 4. Федеральное законодательство
Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ
Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, должностные лица указанных органов в соответствии со своей компетенцией содействуют ребенку в реализации и защите его прав и законных интересов. Родители ребенка (лица, их заменяющие) содействуют ему в осуществлении самостоятельных действий, направленных на реализацию и защиту его прав и законных интересов. Педагогические, медицинские, социальные работники, психологи и другие специалисты, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации несут ответственность за работу по воспитанию, образованию, охране здоровья, социальной поддержке и социальному обслуживанию ребенка, по поручению органов опеки и попечительства и других компетентных органов могут участвовать в мероприятиях по обеспечению защиты прав и законных интересов ребенка в органах образования, здравоохранения, труда и социального развития, правоохранительных и других органах, занимающихся защитой прав ребенка. Общественные объединения (организации) и иные некоммерческие организации могут осуществлять деятельность по подготовке ребенка к реализации им своих прав и исполнению обязанностей. (ст. 7)
Подробнее о мерах по защите прав ребенка при осуществлении деятельности в области его образования и воспитания, на охрану здоровья, в сфере профессиональной ориентации, профессиональной подготовки и занятости, на отдых и оздоровление, при формировании социальной инфраструктуры для детей, а также защиты ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, защиты прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, см. ст.ст. 9-15 указанного закона.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, получившие основное общее или среднее (полное) общее образование, имеют право на обучение на курсах по подготовке к поступлению в учреждения среднего и высшего профессионального образования без взимания платы.
Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на получение первого и второго начального профессионального образования без взимания платы.
Обучающиеся, воспитанники государственных общеобразовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при выпуске обеспечиваются этим образовательным учреждением одеждой и обувью, а также единовременным денежным пособием.
Обучающимся федеральных государственных образовательных учреждений из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, помимо полного государственного обеспечения выплачивается стипендия, размер которой увеличивается не менее чем на пятьдесят процентов по сравнению с размером стипендии, установленной для обучающихся в данном образовательном учреждении, ежегодное пособие на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей в размере трехмесячной стипендии, а также сто процентов заработной платы, начисленной в период производственного обучения и производственной практики.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обучающиеся в федеральных государственных образовательных учреждениях, обеспечиваются бесплатным проездом на городском, пригородном, в сельской местности на внутрирайонном транспорте (кроме такси), а также бесплатным проездом один раз в год к месту жительства и обратно к месту учебы. (ст. 6)
Дополнительные гарантии права на медицинское обслуживание
Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляется бесплатное медицинское обслуживание и оперативное лечение в государственном и муниципальном лечебно-профилактическом учреждении, в том числе проведение диспансеризации, оздоровления, регулярных медицинских осмотров, также им могут предоставляться путевки в школьные и студенческие спортивно-оздоровительные лагеря (базы) труда и отдыха, в санаторно-курортные учреждения при наличии медицинских показаний, а также оплачивается проезд к месту лечения и обратно. (ст. 7)
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания. Снятие детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с регистрационного учета по месту жительства или по месту пребывания осуществляется только с согласия органов опеки и попечительства. (ст. 8)
Органы службы занятости при обращении к ним детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет осуществляют профориентационную работу с указанными лицами и обеспечивают диагностику их профессиональной пригодности с учетом состояния здоровья.
Ищущим работу впервые и зарегистрированным в органах государственной службы занятости в статусе безработного детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выплачивается пособие по безработице в течение 6 месяцев в размере уровня средней заработной платы, сложившегося в регионе.
Органы службы занятости в течение указанного срока осуществляют профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку и трудоустройство лиц данной категории.
Работникам из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, высвобождаемым из организаций в связи с их ликвидацией, сокращением численности или штата, работодатели (их правопреемники) обязаны обеспечить за счет собственных средств необходимое профессиональное обучение с последующим их трудоустройством в данной или другой организациях. (ст. 9)
За защитой своих прав дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные представители, опекуны (попечители), органы опеки и попечительства и прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации. (ст. 10)
Заключение
Рассмотрев подробно основные норматвно-правовые акты, устанавливающие права несовершеннолетних граждан следует обратить внимание, что в части реализации федерального законодательства в территориальных органах законодательной власти принимаются акты регламентирующие механизм реализации законных прав и интересов, что же касается кодексов, то подчинение им происходит повсеместно без принятия дополнительных законов.
В современном отечественном законодательстве, на мой взгляд, существует большое количество «пробелов» по части защиты законных прав и интересов, так как далеко не всегда провозглашенные права возможно защитить в связи с отсутствием необходимых инструкций, в целях избежания разночтений и неверных толкований.
Список литературы
1. Семейный кодекс РФ.
2. Гражданский кодекс РФ.
3. Уголовный кодекс РФ.
4. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ
5. Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ.
6. Правоведение: Учебник для неюридических ВУЗов/под ред. О.Е. Кутафина - 2-е изд., перераб. И доп. - М.: Юристъ, 2005 - 408 с.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |
Реферат | Darkness As A Sign Of Chaos In |
Реферат | Единая транспортная система |
Реферат | Казань |
Реферат | Повышение эффективности рекламной кампании: наружная реклама и неформальные вербальные маркетинговые коммуникации |
Реферат | Зерновые ресурсы России |
Реферат | История Черного моря |
Реферат | Загадка Бермудского треугольника |
Реферат | Исторические города России |
Реферат | Индия |
Реферат | Жизнь и деятельность В.Л. Комарова |
Реферат | Народное хозяйство Финляндии |
Реферат | Расчет себестоимости продукции и методика уменьшения затрат на ее производство |
Реферат | Москва – столица России |
Реферат | Анализ ликвидности и платежеспособности 2 |
Реферат | Луговые почвы |