Реферат по предмету "Литература : зарубежная"


Репрезентации природы в стихотворениях Б. Пастернака

Содержание
Введение
1. Творческий путь и литература оБорисе Пастернаке
2. Уровни репрезентации илитературные приемы описания природы в поэтическом творчестве Бориса Пастернака
Заключение
Список литературы
Введение
Просевая полдень.Троицын день, гулянье.
Просит роща верить: мирвсегда таков.
Так задуман чащей, таквнушен поляне,
Так на нас, на ситцыпролит с облаков.
Б. Пастернак
Поэзия Бориса Пастернакапредставляет собой явление, совершенно новое в русской литературе вообще и влитературе Серебряного века в частности. Сам Пастернак считается одним извеличайших поэтов не только в рамках указанного периода, но и в контексте всейрусской литературы.
Поэзии он посвятил всегосебя, всю свою жизнь, считая, что только творчество способно возвысить человеканад серостью обыденной жизни, вознести его до светлых вершин бытия.
Стихи Пастернакаоригинальны и по форме, и по содержанию. Пастернак воздает должное символизму иперечисляет его художественные открытия. Отмечая урбанистические поискисимволистов, Пастернак, однако, высказывает главный упрек символизму: «… вы допоследних пределов перегружали небо». Тем не менее можно увидеть у зрелогоПастернака своего рода позднюю «апологию символизма». Поэт мыслил своетворчество в контексте «общеевропейского символизма», который связывал с именамиПруста, Рильке и Блока.
Поэт ставил перед собойцель — уловить неуловимое и передать в стихах сиюминутность настроения,состояния, атмосферы с помощью различных художественных средств и приемов.
Мир в его стихахпредстает в движении, порыве, в отсветах и неповторимых образах.
Автор всегда стараетсяточно указать время года, состояние природы, которая присутствует почти во всехпроизведениях и помогает раскрыть душевное состояние лирического героя.
Известно, что в стихахПастернака природа (пейзаж) и автор практически составляют единое целое, ичасто не Пастернак рассказывает о дождях и ветре, а они сами ведут речь одушевном состоянии поэта.
Стихи Бориса Пастернака– неповторимый лирический мир, стремительный поток ярких красок, солнечногосвета.
Любые явления природы,будь то снегопад, весеннее пробуждение, яркое летнее солнце или осенний дождь,под пером автора становится необычным, похожим на живое существо.
Для понимания самыхтрудных стихов поэта нужно освоить основные принципы его поэтики, а такжевыявить подтексты пастернаковских омонимов и каламбуров, кажущихся подчассовсем простыми, а в действительности отправляющих ленивого читателя по ложномуследу, что обуславливает актуальность курсовой работы.
Целью работы являетсяисследование и обозначение категорий метафорического описания и онкозиональногопонятийного поля. Задачи курсовой работы состоят в исследовании и определенииуровня репрезентации природы в стихотворениях Б. Пастернака
Пейзаж и природасуществует рядом с человеком, лирическим героем стихов. Пастернак очень тонкочувствует окружающий его мир, умеет видеть то, что неподвластно взглядуобычного человека.
1. Творческий путь и литература оБорисе Пастернаке
Современный мир,осмысливаемый лирическим поэтом, всегда кажется мистическим и почти всегдафантасмагоричным. Факт мироздания подается Б. Пастернаком как предметповседневного обихода, как нечто очень простое в своей сложности.
Прежде чем приступать канализу тем и мотивов, характерных для поэзии Пастернака, следует сказатьнесколько слов о личной судьбе поэта, которая, вне всякого сомнения, наложилазначительный отпечаток на все его творчество.
Во множестве публикацийо его творчестве и судьбе воссоздан образ удивительного человека, мастерапоэтической речи, художника-мыслителя в широком смысле слова. На языкеискусства он стремился выразить своё понимание жизни, истории, природного мира.Погружение в историю и современные ему течения философской мысли оказало влияниена его мировоззрение, весь строй его поэтического восприятия природы исоциальной действительности.
В письме к Жаклин деТруайяр от 1959 года, обращаясь к годам своей юности, Борис Пастернак говорит остремлении постигать если не Вселенную, то какое-то измерение вещей,несравненно более широкое, чем личные впечатления.
Долгое время БорисомПастернаком и его произведениями в России, вернее в бывшем Советском Союзе, почтине интересовались. За рубежом печаталось много изданий стихотворений, прозы и писемБориса Леонидовича Пастернака, причем как на иностранных, так и на русском языках.
Но с началавосьмидесятых годов ситуация начинает изменяться. В 1982 году вышел сборникпрозы Бориса Пастернака “Воздушные пути” (конечно, без “Доктора Живаго”, ещезапрещенного), а в 1983 году вышло второе издание этого сборника. [1]В 1988 году на страницах «Нового мира» роман «Доктор Живаго» впервые появляетсяв России[2]. Егопубликация была очень заметным событием, однако сам роман несколько разочаровалчитателя, ведь ожидалась политическая сенсация. Газета «Правда» напечаталастатью Д. Урнова «Безумное превышение своих сил»3. В ней автор говорил отак называемых «недостатках» «Доктора Живаго».
После публикации вжурнале стали выходить книжные издания романа. Первое издание вышло в 1988 годув Вильнюсе[3], а в1989 году в издательстве «Книжная палата» выходит второе издание «ДоктораЖиваго». В том же 1989 году роман издается в Куйбышеве и в издательстве«Советская Россия», а в издательстве «Советский писатель» «Доктор Живаго» выходитс тем же послесловием В.М. Борисова и Е.Б. Пастернака, и с вступительнойстатьей Д.С. Лихачева. В это издание так же была включена проза Б.Л. Пастернака1910-30 годов[4].
В 1989-1992 годах виздательстве «Художественная литература» вышел пятитомник Бориса Пастернака.[5]Выходило немало изданий стихотворений и поэм автора. Самыми важными из нихбыли: «Избранное» в 2-х томах (Москва: «Художественная литература», 1985 г.), подготовленное Е.В. Пастернаком и Е.Б. Пастернаком, и новое издание в двух томах«Стихотворения и поэмы» в Большой серии «Библиотеки поэта» (Ленинград:«Советский писатель», 1990 г.), подготовленное В.С. Баевским и Е.Б.Пастернаком.
Также в 1990 годувыходят две книги, объединяющие различные произведения Бориса Пастернака,посвященные вопросам художественного творчества — «Борис Пастернак обискусстве» (Москва: «Искусство», 1990 г.) и «Мой взгляд на искусство» (Саратов:Издательство Саратовского университета, 1990 г.).
Большое значение имелоиздание первой советской монографии, посвященной жизни и творчеству Б.Л.Пастернака, написанной Е. Б. Пастернаком «Борис Пастернак: материалы длябиографии» (Москва: «Советский писатель», 1989 г.). В книге используется огромное число писем, мемуарных свидетельств, в том числе и устных.
Появление многих изданийпроизведений Б. Пастернака, а также работ, посвященных ему, было приурочено кстолетию со дня рождения автора. В том же 1989 году был издан каталог «МирПастернака»[6].В этомкаталоге содержится подробное описание экспонатов с полным воспроизведениемтекстов писем, дарственных надписей.
В 1990 году в Москвебыло проведено несколько пастернаковских конференций. Материалы Межвузовскойконференции, прошедшей в Перми, были опубликованы.[7]
В 1993 году выходит всвет книга «Дарственные надписи на книгах» (Москва, 1993 г.) Появляются новые издания произведений Вильяма Шекспира в переводе Пастернака.[8]
К 105-летию БорисаПастернака выходит статья: «Третье рождение: 100 тысяч паломников кПастернаку.// К 105-летию со дня рождения». («Литературная газета» 1995, 5февраля).
В последние годы вновь выходятсборники стихотворений. Сейчас, хоть и реже, чем в 1988 — 1991 годы, в газетахи журналах появляются статьи, исследования, монографии о жизни и творчестве Б.Л. Пастернака, о его произведениях. Многое уже написано, сказано, но и вомногом ещё следует разобраться, многое сказать. Уже освещены многие темы иосновные мотивы произведений этого автора, но что-то еще осталось не изученным.

2.Уровни репрезентации и литературные приемы описания природы в поэтическомтворчестве Бориса Пастернака
Стихи Б. Пастернака —одного из самых выдающихся поэтов XX века — необыкновенные, яркие, образные,музыкальные. Умение в нескольких строках показать живость, удивительнуюнеповторимость самых, казалось бы, обычных явлений дано не каждому. Свою манерунаписания Пастернак сам определял как стремление «поймать живое»,«мгновенную, рисующую движение живописность».
Текли лучи. Текли жуки сотливом,
Стекло стрекоз сновалопо щекам.
Был полон лес мерцаньемкропотливым,
Как под щипцами учасовщика.
«В лесу»
Природе в лирике поэтапринадлежит центральное место. Однако это не просто любование пейзажем, не тольковзгляд со стороны — это глубокое погружение в жизнь, в бесконечные граникристалла мироздания. Неудивительно, что многие стихи Пастернака несут на себеотблеск редкостной проникновенности, озаренности.
Для того чтобыразграничить где метафорическое описание переходит в онкозиональное понятийноеполе, достаточно прочувствовать всю любовь Бориса Пастернака к природе, еговнимание к каждой ее детали.
Наметанным глазомвнимательный поэт замечает «намокшую воробышком сиреневую ветвь»,весенние каштановые шатры, улавливает сходство грачей с обугленными грушами.Увиденные под необычным углом зрения самые привычные картины помогают нампроникнуться ощущением необыкновенной прелести и непостижимости бытия.

Рассвет расколыхнетсвечу,
Зажжет и пустит в цельстрижа.
Напоминанием влечу:
Да будет так же жизньсвежа!
В стихотворенияхПастернака природа не умеет быть неживой, неодушевленной, потому что пейзажздесь существует на равных правах с автором, с людьми вообще. Поэт настолькоочеловечивает окружающий мир, что, гуляя с ним по полям, лесам, любуясьзакатом, весной, дождем, мы имеем дело, по большей части, не с природнымикартинами, а с их характерами, внутренней жизнью:
И вот ты входишь вберезняк.
Вы всматриваетесь друг вдружку.
Для Пастернака важен нетолько его собственный взгляд на природу: поэт убежден, что деревья, камни,земля чувствуют настроенного на общение человека, могут объясняться отсобственного имени, используя доступные им средства. Именно поэтому встихотворениях Пастернака природа часто внимательно вглядывается в поэта, илидаже перенимает его умение писать.
Отростки ливня грязнут вгроздьях
И долго, долго, до зари
Кропают с кровель свойакростих,
Пуская в рифму пузыри.
Поэт верно замечает, чтоу природных явлений свои симпатии, характер, даже хобби: гром увлекаетсяфотографией, ручьи поют романс. Сходство с человеком можно найти и у мороза,покрытого гусиной кожей, и у зимы, которая «белой женщиной мертвой изгипса наземь падает навзничь». Внимание к тонкостям, деталям помогаетпоэту создать точные и незабываемые образы.
Но вот приходят дницветенья,
И липы в поясе оград
Разбрасывают вместе стенью
Неотразимый аромат.
Пастернак постоянноощущает дыхание вселенной. Он убежден, что «и через дорогу за тын перейтинельзя, не топча мирозданья». Поэзия, по мнению Пастернака, растворена вокружающем мире, она везде, она «валяется в траве, под ногами, так чтонадо только нагнуться, чтобы ее увидеть и подобрать с земли». Просторыземли поэт сравнивает с внутренностью собора и счастлив от сознания того, чтоему удается иногда услышать далекие отголоски хора мироздания.
 
Природа, мир, тайниквселенной,
Я службу долгую твою,
Объятый дрожьюсокровенной,
В слезах от счастьяотстою.
Отцом поэта былизвестный художник Леонид Пастернак, матерью — пианистка Розалия Кауфман. Рольбиографии в творчестве поэта не случайна: Борис Пастернак создал своюпоэтическую систему на принципах и чертах, перенятых у родителей. Ототца-художника в поэзии Пастернака — вся яркость и насыщенность красок иобразов, а поскольку главная тема его творчества — природа, то и видна этаживописность лучше всего в произведениях о природе:
Большое озеро как блюдо.
За ним — скопленьеоблаков,
Нагроможденных белойгрудой
Суровых горных ледников.
По мере смены освещенья
И лес меняет колорит.
То весь горит, то чернойтенью
Насевшей копоти покрыт.
Когда в исходе днейдождливых
Меж туч проглянетсинева,
Как небо празднично впрорывах,
Как торжества полнатрава!
Стихает ветер, дальрасчистив.
Разлито солнце по земле.
Просвечивает зеленьлистьев,
Как живопись в цветномстекле.
«Когдаразгуляется»
Начиная с детскихвоспоминаний и до последних дней, Пастернак всегда видел мир в своей поэзии,лирической и традиционной прозе, в красках и линиях.[9]
От матери Пастернак внесв свою поэзию музыку, причем наиболее часто музыка и природа «живутвместе»:
Но вот их снимали, и, вхлопья облекшись,
Пускались сновать безоглядки дома,
И плотно захлопнутойнотной обложкой
Валилась в разгуллистопада зима.
«Баллада»
Кому ужонок прошипел?
Кому прощально машетрозан?
Опять депешею Шопен
К балладе страждущейотозван.
«Все утро с девятидо двух»
В юности Пастернак увлекалсяфилософией и даже ездил учиться в Марбург, но вскоре неожиданно бросил все иуехал в Италию: Его тянуло к пластическому восприятию действительности. Опоэзии еще было рано думать, но она уже влияла на его судьбу, невидимопритягивая и выделяя. Он не стремился к изучению мира, он — созерцал".[10]Самой близкой для Пастернака философией должна была быть теория пантеизма: вовсей его творчестве природа оживляется и одухотворяется:
Как бронзовой золойжаровень,
Жуками сыплет сонныйсад.
Со мной, с моей свечоювровень
Миры расцветшие висят.
И, как в неслыханнуюверу,
Я в эту ночь перехожу,
Где топольобветшало-серый
Завесил лунную межу,
Где пруд как явленнаятайна,
Где шепчет яблониприбой,
Где сад висит постройкойсвайной
И держит небо предсобой.
Природа у Пастернаканаделена чувствами: она любит, страдает, переживает, радуется:
Там мир заключен. И, какКаин,
Там заштемпелеван теплом
Окраин, забыт и охаян,
И высмеян листьями гром.
Кустарника сгусток невыжат.
По клетке и влюбчивыйклест
Зерном так задорно небрызжет,
Как жимолость — россыпьюзвезд.
«Счастье»
Обращает на себявнимание и характер сравнений: явления природы сравниваются с людьми, с частямичеловеческого тела: все это — способы оживить пейзаж:
И блестят, блестят, какгубы,
Не утертые рукою,
Лозы ив, и листья дуба,
И следы у водопоя.
«Три варианта»
Природа у Пастернакапостоянно движется, ее жизнь динамична: активность, изменчивость и динамичностьвторгающейся в поэзию действительности — действительности действующей, — подчеркивается поэтом постоянно.[11]
Природа ж — ненадежныйэлемент,
Ее вовек оседло непоселишь.
Она всем телом алчетперемен
И вся цветет из дружнойжажды зрелищ.
«Спекторский»
Связь природы и человекаочень часто подчеркивается Пастернаком, он считал, что человек — это частьприроды:
В траве, меж дикихбальзаминов,
Ромашек и лесных купав,
Лежим мы, рукизапрокинув
И к небу головы задрав.
Трава на просекесосновой
Непроходима и густа.
Мы переглянемся — иснова
Меняем позы и места.
И вот, бессмертные навремя,
Мы к лику сосен причтены
И от болезней, эпидемий,
И смерти освобождены.
«Сосны»

Состояние человека,состояние его души почти всегда передается опять-таки через природу:
Февраль. Достать чернили плакать!
Писать о февраленавзрыд,
Пока грохочущая слякоть
Весною черною горит.
Через состояние природыможно понять любовь лирического героя: таким образом, тема природы присутствуети в любовной лирике Пастернака:
Взгляни, как Альпылихорадит!
Как верен дому каждыйшаг!
О, будь прекрасна, богаради,
О, бога ради, толькотак.
«Из поэмы (Дваотрывка)»
Кроме того, любовь ксамой природе видна во всем творчестве Пастернака:
Яблоне — яблоке, елочке- шишки.
Только не этой. Эта впокое.
Эта совсем не такогопокроя.
Это — отмеченнаяизбранница.
Век ее вековечнопротянется.
Этой нимало не страшнопословицы.
Ей небывалая участьготовится:
В золоте яблок, как кнебу пророк,
Огненной гостьей взмытьв потолок.
Как я люблю ее в первыедни,
Когда о елке толки одни!
«Вальс сослезой»
Все нынешней веснойособое.
Живее воробьев шумиха.
Я даже выразить непробую,
Как на душе светло итихо.
«Весна»
Лирический геройПастернака любуется, восхищается природой всегда, а иногда не человек глядит нанее, а сама природа смотрит на человека.
Холодным утром солнце вдымке
Стоит столбом огня вдыму.
Я тоже, как на скверномснимке,
Совсем неотличим ему.
Пока оно из мглы невыйдет,
Блеснув за прудом налугу,
Меня деревья плохо видят
На отдаленном берегу.
«Заморозки»
Поэт должен жить итворить во имя природы, это его назначение:
Когда ж трава,отряхиваясь, вскочит,
Кто мой испуг изобразит росе
В тот час, какзагорланит первый кочет,
За ним другой, еще заэтим — все?
«Петухи»

Природа тоже нуждается впоэте, ждет его стихов:
Одна оглядчивостьпространства хотела от меня поэм;
Одна она ко мнепристрастна,
Я только ей не надоем.
«Двадцать строф спредисловием»
А бывает и так, что самаприрода, подобно поэту, тоже пишет стихи:
Отростки ливня грязнут вгроздьях
И долго, долго, до зари,
Кропают с кровель свойакростих,
Пуская в рифму пузыри.
Особый вопрос — природаи Бог — связь природы и Господа постоянно подчеркивается Пастернаком, природаимеет божественное начало:
А в городе, на небольшом
Пространстве, как насходке,
Деревья смотрят нагишом
В церковные решетки.
И взгляд их ужасомобъят.
Понятна их тревога.
Сады выходят из оград
Колеблется земли уклад:
Они хоронят Бога.
«На Страстной»

Надо сказать, что уПастернака тема природы связана и с другими общими вопросами, например, систорией: часто описание природы имеет историческое значение или дается висторическом контексте:
Тот год! Как часто уокна
Нашептывал мне, старый,«Выкинься».
А этот, новый, всепрогнал
Рождественскою сказкойДиккенса.
Вот шепчет мне:«Забудь, встряхнись!»
И с солнцем в градусникетянется
Точь-в-точь, как тотдарил стрихнин
И падал в пузырек сцианистым.
Его зарей, его рукой,
Ленивым веяньем волосего
Почерпнут за окном покой
У птиц, у крыш, как уфилософов.
Ведь он пришел и леглучом
С панелей, с снеговойповинности,
Он дерзок и разгорячен,
Он просит пить, шумит,не вынести.
«Январь 1919года»
Мотив революции связан уПастернака с темой природы. Основной символ революции у Пастернака такой же,как у Блока — метель. Революцию у Пастернака символизирует и поезд, несущийсянавстречу природе, незыблемому началу:
Прислушайся к вьюге,сквозь десны процеженной,
Прислушайся к голойпобежке бесснежья.
Разбиться им не обо что,и заносы
Чугунной цепьюпроносятся понизу
Полями, почересполосице, в поезде,
По воздуху, по снегу, вотзывах ветра,
Сквозь сосны, сквозьдыры заборов безгвоздых,
Сквозь доски, сквозьдесны безносых трущоб.
«Дурной сон»
Если затрагивать темувремен года в поэзии Пастернака, то можно отметить, что наиболее частовстречаются описания зимы, следом — весны, а потом уже — лета и осени, причемесли символ зимы — это метель (буран, снег), то символ лета — это гроза(«Июльская гроза», «Наша гроза» и т. д.). Гроза — этопроявление стихии, а этот мотив в целом тоже важен в теме природы у Пастернака:
Над шабашем скал, ккоторым
Сбегаются с пеной у рта,
Чадя, трапезундскиештормы,
Когда якорям и портам,
И выбросам волн, иразбухшим
Утопленникам, и седым
Мосткам набивается в уши
Клокастый и пильзенскийдым.
Где белое бешенствопетель,
Где грохот разосланныхгроз,
Как пиво, как жеванныйбетель,
Песок осушает взасос.

Стихия свободной стихии
С свободной стихией стиха.
Два дня в двух мирах,два ландшафта,
Две древние драмы с двухсцен.
«Вариации. 1.Оригинальная»
В этом стихотворениивидны два мотива, сближающие Пастернака и Тютчева: мотив природной стихии мотивводы (водной стихии).
Если говорить о приемахв изображении природы в поэзии Пастернака. Прежде всего бросается в глаза то,что все описания природы построены по принципу цепочки авторских ассоциаций:
С утра жара. Но отведи
Кусты, и грузный полденьразом
Всей массой хряснетпозади,
Обламываясь под алмазом.
Он рухнет в ребрах илучах,
В разгранке зайчиковдрожащих,
Как наземь с потногоплеча
Опущенный стекольныйящик.
Укрывшись ночьюнавесной,
Здесь белизна сурьмитсяуглем.
Непревзойденной новизной
Весна здесь сказочна,как Углич.
«Ландыши»

Как видно на примереэтого отрывка, сравнения в поэзии Пастернака всегда неожиданны и необычны:
Все было тихо, и,однако,
Во сне я слышал крик, ион
Подобьем смолкнувшегознака
Еще тревожил небосклон.
Он вис трезубцемскорпиона
Над гладью стихшихмандолин
И женщиною оскорбленной,
Быть может, издан былвдали.
«Венеция»
Такие ассоциации исравнения обычно столь необычны, что можно говорить о приеме остранения:например, часто рядом с описанием природы мы можем встретить бытовые детали:
Текли лучи. Текли жуки сотливом,
Стекло стрекоз сновалопо щекам.
Был полон лес мерцаньемкропотливым,
Как под щипцами учасовщика.
«В лесу»
Все описания природы уПастернака всегда детализированы и подробны — это, я думаю, ясно из ранееприведенных отрывков.
Многие стихотворения оприроде у Пастернака написаны о прошлом, это воспоминания, не утерявшие своейкрасоты и свежести. Практически все стихотворения этой темы — это мгновенныезарисовки, поэт старается запечатлеть именно нужный ему момент — талантхудожника дает о себе знать:
Не надо толковать,
Зачем так церемонно
Мареной и лимоном
Обрызнута листва.
Кто иглы заслезил
И хлынул через жерди
На ноты, к этажерке
Сквозь шторы жалюзи.
Кто коврик за дверьми
Рябиной иссурьмил,
Рядном сквозных,красивых
Трепещущих курсивов.
«Давай ронять слова»
Через все творчествоПастернака проходит ощущение волшебства, чуда природы, поэт благодарит небо засвою жизнь и возможность созерцать природу (хотя иногда проскальзывает мотивтайны, непостижимости природы):
Расколышь же душу! Всюсегодня выпень.
Это полдень мира. Гдеглаза твои?
Видишь, в высях мыслисбились в белый кипень
Дятлов, туч и шишек,жара и хвои.
«Воробьевыгоры»
Заключение
Много стихотворенийПастернака посвящено природе. Поэт не равнодушен к земным просторам, к веснам изимам, к солнцу, к снегу, к дождю.
Едва ли не главная темавсего его творчества — благоговение перед этим чудом жизни, чувствоблагодарности к ней. Почти четверть века он прожил в подмосковном поселкеПеределкино.
Поэт воспел его зазимкии снегопады, весенние ручьи и ранние поезда. Вот он чутко прислушивается кнаступавшей весне в стихотворении «Все сбылось».
Я в лес вхожу. И мне нек спеху.
Пластами оседает наст.
Как птице, мне ответитэхо,
Мне целый мир дорогудаст.
Пастернак ставил передсобой цель уловить и передать в стихах подлинность настроения, подлинностьатмосферы или состояния.
Чтобы воссоздать в стихемысль, картину, чувство в их слитности и текучести, в их первозданной свежести,поэт вырабатывал раскованный синтаксис. В результате стихотворение напоминалоречь удивленного чем-то, внезапно заговорившего человека, слова котороговырываются как бы стихийно, сами по себе.
Живописная деталь уПастернака служит лишь общей выразительности стихотворения. Этой же целиподчинены звуковые аллитерации, особенно частые в ранний период его работы.«Забором крался конокрад, загаром крылся виноград», — пишетПастернак, рифмуя всю строку насквозь. Сцепленье схожих звуков в строке,«ауканье», перекличка таких звуков скрепляет текст, обогащает егоассоциациями. Посмотрите на строку: «Как опий попутчику опытнымвором» («Урал впервые»). Или на стихи о Бальзаке: «Париж взлатых тельцах, дельцах, в дождях, как мщенье, долгожданных».
Фонетические связи встихе таят некую взаимосвязь рисуемых реальных предметов. В стихотворении«Весна» («Что почек, что клейких заплывших огарков...») двапервых четверостишия инструментованы на звуки «п» и «р», сопорой на гласную «а»: апрель, парк, реплики, гортань, пернатые,аркан, гладиатор — все эти слова как бы стянуты единой фонетической сетью.
Своими звуками ониговорят о терпкой и хрупкой атмосфере ранней весны.
Поэзия Пастернака вравной мере живописна и музыкальна.
Зоркий глаз поэтаулавливает сходство грачей с обугленными грушами, в сумеречном «нелюдимомдыме» у трубы на крыше видит фигуру филина. А в другом случае «дым натрескучем морозе» сравнивает с известным изваянием, изображающим Лаокоона.Мрак, клубящийся в лесу, напоминает поэту темные углы и приделы кафедральныхцерковных соборов — поэтому мрак «кафедральный»; ветряная мельница —«костлявая», и у нее виден «крестец».
Когда Пастернак пишет,что «воздух криками изрыт», то и этот образ можно считать живописным:внутренним взором хорошо видишь, что сообщает поэт.
На основе поставленнойпроблемы мы пришли к выводу, что метафорическое описание занимает, безусловно,немалый пласт в творчестве Бориса Пастернака и вместе с категориейонкозионального понятийного поля их в целях исследования стоит рассматривать вотдельности, что в целом не нарушает общей сплавленности и гармоничностипоэтических образов, главным из которых несомненно является образ природы.
Самой близкой дляПастернака философией должна была быть теория пантеизма: во всем его творчествеприрода оживляется и одухотворяется.

Список литературы
1. Мир Пастернака.Москва: «Советский художник», 1989
2. Пастернак. Б.Собрание сочинений в пяти томах. М., 1989. Вступительная статья Д.С. Лихачева,примечания Е.Б. Пастернака
3. Пастернак.Б.Собрание сочинений в 5-ти т. М.: «Худ. лит.», 1989-1992.
4. Пастернак Б.Стихотворения и поэмы в двух томах. «Библиотека поэта». С-П., 1990
5. Пастернак Б.Доктор Живаго. Повести. Фрагменты из прозы. М.: «Советский писатель», 1989
6. Пастернак. Б.Доктор Живаго. // «Новый мир» 1988, №1-4.
7. Пастернак. Б.Доктор Живаго. Вильнюс, 1988 г.
8. Пастернак. Б.Воздушные пути. М.: «Советский писатель»,1982, 2-е изд.
9. Пастернаковскиечтения. Пермь, 1990
10. Природа втворчестве Б. Пастернака.- М.: ЦБС «Кунцево».-1998
11. Русские поэты иБ. Пастернак: Пресс-дайджест. — М.: ЦБС «Кунцево».-1998
12. Шекспир. КорольЛир. Гамлет. Отелло./Вст. ст. и перевод Б. Пастернака. Москва: «Искусство»,1992
13. Любимов Николай.Из книги «Неувядаемый свет»: Борис Пастернак: Воспоминания // Дружбанародов.-1996.- N5.- C.77-97
14. Урнов. Д.Безумное превышение своих сил // «Правда», 22 апреля 1988
15. Чуковская Лидия.Из дневниковых записей: (О.Б. Пастернаке) // Литературное обозрение. — 1990. — №2. — С. 90


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.