МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Уральский государственный экономический университет
Кафедра Экономики и права
ОТЧЕТ
О преддипломной практике
в Администрации Артинского городского округа
(наименование предприятия, организации, учреждения)
с 01 сентября по 30 сентября 2010 г.
(период практики)
Специальность 060700(080103)
Исполнитель Ахтяметдинова Р.А.
«Национальная экономика»
Екатеринбург
2010г.
Содержание
Введение
1. Деятельность Администрации АГО
2. Анализ деятельности комитета по экономике по муниципальным закупкам Администрации Артинского городского округа
3. Законодательные и нормативные документы, регулирующие взаимоотношения хозяйствующих субъектов по поводу поставок продукции для государственных и муниципальных нужд
Заключение
Список использованных источников
Приложение А Организационная структура Администрации АГО
Введение
Преддипломная практика является неотъемлемой частью учебного процесса. В ходе ее прохождения студент получает углубление и закрепления знаний и профессиональных навыков, полученных в процессе обучения на основе изучения практических ситуаций.
Целью данной работы является не только изучение практических ситуаций, но и сбор, анализ материала, необходимого для будущего дипломного проекта. Базой преддипломной практики мною была выбрана Администрация Артинского городского округа (далее по тексту Администрация АГО), комитет по экономике.
Задачами преддипломной практики является:
ознакомление с Администрацией АГО: ее структурой, основными направлениями деятельности комитета по экономике;
непосредственное участие в текущей деятельности комитета по экономике Администрации АГО;
применение и закрепление теоретических знаний полученных в процессе обучения в университете;
подбор и систематизация материалов для выполнения дипломного проекта.
Администрация АГО выступает в роли Единого муниципального заказчика. Она планирует и утверждает план муниципальных закупок; контролирует размещение и выполнение муниципального заказа; группирует задания на поставку однотипных товаров, работ и услуг для проведения консолидированных закупок; организует и проводит конкурсы на размещение муниципального заказа; ведет реестр закупок Артинского городского округа; оказывает иные услуги, предусмотренные Положением «Об управлении муниципальных закупок».
В данной работе были использованы следующие внутренние материалы:
устав Администрации АГО;
статистические данные;
специальные печатные издания;
информация об исполнении муниципального заказа за 2007-2008 годы в разрезе источников финансирования — областного и местного бюджетов по предприятиям-победителям в разрезе Уполномоченных органов;
Информация об исполнении сводного плана размещения муниципального заказа в АГО 2009г.;
В ходе подготовки данной работы изучены исторические, теоретические разработки, статистические источники, официальные документы, законодательные акты.
Структура отчета состоит из введения, 3 основных глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Информационную базу составляют данные комитета по экономике, законы Российской Федерации, постановления Правительства, материалы, опубликованные в периодической и специальной литературе, внутренние документы и нормативные акты Администрации АГО.
1 Деятельность Администрации АГО
Артинский городской округ был образован 01.01.2006 года в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» на основании Закона Свердловской области от 12.10.2004 года № 88-ОЗ «Об установлении границ муниципального образования Артинский район и наделении его статусом городского округа».
Артинский городской округ занимает площадь 2 777 кв.км., расположен на крайнем юго-западе Свердловской области. Граничит с республикой Башкортостан, Челябинской областью, а так же с муниципальными образованиями Свердловской области: Бисертским городским округом, Нижнесергинским городским поселением, Ачитским городским округом, Красноуфимским городским округом.
Организационная структура представлена в Приложении А.
Работа Администрации Артинского городского округа направлена на реализацию следующих программ:
-Программа социально-экономического развития Артинского городского округа на 2009-2011 годы,
-Стратегия социально–экономического развития Артинского городского округа на период до 2020 года,
-Комплексной Программы социально – экономического развития сельских населенных пунктов на период до 2015 года «Уральская деревня».
-Программа реформирования муниципальных финансов на 2010-2012 годы на территории Артинского городского округа,
-Программа «Комплексного развития системы коммунальной инфраструктуры Артинского городского округа до 2015 года.
Приняты и реализуются муниципальные целевые программы социальной и экономической направленности.
Приняты и реализуются ведомственные программы. Введен в эксплуатацию 30-квартирный жилой дом по программе «Ветхое жилье».
Введен в эксплуатацию корпус АЦБ, в котором разместились: хирургическое отделение, реанимационное отделение, скорая медицинская помощь, морг.
Увеличены посевные площади в сельскохозяйственных организациях в 2009 году на 5 тыс.га (зерновой клин).
Решен вопрос об открытии в 2010 году дополнительных мест в существующих детских садах в п.Арти на 99 мест. Планируется открытие дополнительной группы в детском саду с.Старые Арти на 20 мест.
Продолжена газификация частного сектора (переведено на природный газ в 2008-2009 годах 245 квартир, построено 14 370 метров газопровода низкого давления).
В 2009 году городской округ принял участие в федеральной программе по приобретению автотранспортных средств: приобретено 5 пассажирских автобусов, 5 единиц спец.техники для жилищно-коммунального хозяйства, 7 единиц медицинского автотранспорта.
Комитет по экономике Администрации Артинского городского округа, далее Комитет, является функциональным органом Администрации Артинского городского округа.
Основными направлениями деятельности комитета являются:
-Анализ, планирование и прогнозирование социально-экономического развития округа в кратко-, средне- и долгосрочной перспективе.
-Методическое и организационное обеспечение реализации мероприятий по обеспечению жизнедеятельности населения и развития Артинского городского округа.
-Координация работы органов местного самоуправления, отделов Администрации Артинского городского округа, муниципальных учреждений и предприятий в разработке и реализации основных направлений деятельности по социально-экономическому развитию округа.
-Координирует деятельность учреждений социальной сферы Артинского городского округа по исполнению муниципального заказа на поставку товаров, производство работ и оказание услуг в целях выполнения Федерального закона от 21.07.2005г. № 94-ФЗ.
-Ведет сводный реестр муниципальных закупок в соответствии с требованиями законодательства.
-Осуществляет деятельность в области политики цен, развития потребительского рынка, защиты прав потребителей, малого предпринимательства АГО.
Организует работу:
-Комиссии по содействию в обеспечении устойчивости деятельности хозяйствующих субъектов на территории Артинского городского округа,
-Межведомственной территориальной комиссии при Администрации Артинского городского округа по рассмотрению вопросов снижения недоимки по платежам в бюджет, легализации заработной платы и ликвидации убыточности организаций.
-Координирует работу межведомственной координационной комиссии по защите потребительского рынка АГО от товаров и услуг, несущих угрозу жизни и здоровью жителям района;
2 Анализ деятельности комитета по экономике по муниципальным закупкам Администрации Артинского городского округа--PAGE_BREAK--
Основу системы удовлетворения государственных нужд с помощью конкурсных процедур составляют определенные принципы, которые можно разделить на две группы.
Первую группу принципов составляют так называемые “свойства торгов”, т.е. без них будет под вопросом само существование конкурсной системы.
Прозрачность (гласность) подразумевает широкую доступность информации об объявлении торгов, об их ходе и результатах, о нормативно- правовой базе закупок.
Равенство (справедливость) подразумевает, что условия проведения конкурсов, критерии и порядок определения победителя устанавливаются заранее, и для всех участников они одинаковы. Кроме того, эти условия не должны меняться в ходе непосредственного проведения торгов. Категорическим требованием является недопущение дискриминационных мер в отношении к какому-либо из участников. Также подразумевается правовое равенство заказчика и поставщиков.
Ответственность означает взаимное выполнение обязательств сторонами друг перед другом при осуществлении закупки, а также законность и цивилизованность построения договорных отношений.
Вторая группа принципов связана с затратами (издержками), возникающими в ходе конкурсного размещения заказов и выполнения других процедур, связанных с государственными закупками. Используя данные принципы, можно оценить правильность организации закупок.
Экономичность означает, что затраты на организацию и проведение конкурсных торгов, при соблюдении необходимых норм и процедур, включая безусловное обеспечение гласности, равенства и ответственности, должны быть минимально возможными. Особо следует подчеркнуть, что снижение затрат должно происходить за счет улучшения управления организацией и проведением торгов.
Эффективность является основным критерием результативности проведения закупок. Эффективность закупки может быть достигнута за счет внедрения конкуренции на рынок. Учитывая специфику рынка государственных закупок, конкуренция может быть внедрена путем проведения конкурсов (торгов), в которых может принять участие любой желающий. Она подразумевает осуществление закупки требуемой продукции с максимальной выгодой для покупателя, в качестве которого выступает государство. Причем для государства выгода может быть прямая (экономия средств) и косвенная (борьба с коррупцией, стимулирование конкуренции, поддержка собственных товаропроизводителей, расширение налоговой базы и т.д.).
Дополнительно выделяют следующие принципы:
Законность деятельности государственных заказчиков. Все действия заказчиков должны быть определены законодательными и нормативными документами. Данный принцип подразумевает строгое соблюдение государственными заказчиками установленного порядка процедур проведения закупок, включая выборы методов закупки в зависимости от объема и характера приобретаемых товаров и услуг.
Осуществление контроля над процессом размещения государственного заказа. Контроль предполагает и ответственность заказчика (должностных лиц) за нарушения законодательства, и эффективность проведенной закупки.
Механизм осуществления контрольных действий включает:
1. Проверку своевременного проведения конкурсов в соответствии с извещениями, опубликованными в СМИ.
2. Проверку соблюдения организаторами конкурсов требований, предусмотренных в конкурсной документации.
3. Контроль соответствия квалификации членов конкурсной комиссии требованиям законодательства об организации закупок.
4. Контроль правильности выбора организаторами конкурса способа закупок (конкурсное или внеконкурсное размещение) и вида конкурса (открытый или закрытый).
5. Контроль правильности выбора заказчиками (организаторами конкурса) победителя конкурса, предложившего наиболее выгодные условия поставки продукции.
6.Контроль соответствия процедуры проведения конкурса требованиям утвержденного регламента работы конкурсной комиссии.
7. Контроль соответствия заключенного контракта фактическому исполнению.
Федеральный закон от 21.07.2005г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» действует уже 5 год.
И первое, что хочется отметить, что особенно 2008-2009гг. были годами существенных изменений по размещению заказов на поставку товаров, выполнению работ и услуг. Разрешите ознакомить Вас, что же сделано на нашей территории по реализации данного Федерального закона:
1. В каждом учреждении (которое является заказчиком) созданы единые комиссии, конкурсные, аукционные и котировочные комиссии по размещению муниципального заказа.
2. Размещение муниципального заказа осуществляется через Сайт Правительства Свердловской области и газету «Артинские вести».1
3. Решением Думы АГО от 12.07.2009 г. № 7 принят порядок формирования, обеспечения, размещения, исполнения и контроля за исполнением муниципального заказа в Артинском городском округе.
4. Распоряжением Администрации АГО от 10.04.2009 г. № 109 утвержден состав Единой комиссии и Положение о Единой комиссии по размещению муниципального заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг Администрации Артинского городского округа путем проведения торгов в форме конкурсов, аукционов и запросов котировок.
5. Итого в Артинском городском округе заключено 120 контрактов на сумму:
146 046778,48 руб.
Экономия составила 8 748019,78 руб.
Таблица 1- Показатели закупок в Артинском ГО
2007
2008
2009
Закупок всего:
из них
335 640162,00
99 795850,00
146 046778,48
Администрация АГО
283 561 233,00
59 817155,00
95 165364,60
МУ «Артинская ЦРБ»
14 245 376,99
16 309673,00
8 652714,39
КУМИ АГО
1 783 440,00
5 185369,00
18 153125,50
Управление культуры
2 728 012,00
3 550005,00
1 554628,21
Управление образования
33 322 100,00
14 933647,00
22 520945,78
экономия
42 524445,40
6 490000,00
8 748019,78
Доля экономии от общей суммы закупок
12,6%
6,5%
6%
Примечание: таблица составлена автором на основе 3-х годичной отчетности по размещению заказа, путём проведения запроса котировок, открытых конкурсов и аукционов в Артинском городском округе.
Два муниципальных контракта расторгнуто по соглашению сторон (Управление культуры АГО, Комитет по управлению имуществом АГО).
Коротко о реализации ФЗ № 94-ФЗ в 2009 г. по уполномоченным органам:
В Администрации АГО за 2009г. было проведено 14 открытых аукционов, 3 открытых конкурса и 18 запросов котировок на общую сумму 95 165364,60 руб. Приведу основные:
— в январе 2009 г. был проведен открытый аукцион на «Выполнение функций Подрядчика по восстановлению гидроузла на реке Манчаж в селе Манчаж Артинского городского округа Свердловской области» на сумму 73,7 млн. рублей. В связи с секвестрированием2расходов областного бюджета фактическое финансирование по данному объекту в 2009 году было уменьшено и составило 25,4 млн. рублей;
-строительство газопроводов высокого и низкого давления (к блочной газовой котельной МУ «АЦРБ», к 30 квартирному жилому дому по ул. Заводской, с. Сажино);
-ремонт автодороги в с. Манчаж, с. Бардым;
— приобретена 1 квартира площадью 58 кв.м. для молодых специалистов и молодых семей, постоянно проживающих и работающих в с. Манчаж Артинского района Свердловской области;
-приобретение 2-х квартир в с. Старые Арти Артинского района Свердловской области, благоустроенная относительно данного населенного пункта, общей площадью не менее 72кв. м;
— реконструкция водопроводных сетей в п. Арти ул. Иосса, с. Пристань, с. Сажино;
— разработка проекта генерального плана Артинского городского округа;
— оказание услуг по обязательному страхованию ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО)- (3 машины);
— зимнее содержание автомобильных дорог в п. Арти, п. Усть-Югуш;
экономия: 4 082131,46 руб.
Доля закупок по Администрации АГО в 2009г. от общей суммы закупок составила 65%.
по Уполномоченному органу Управление образования АГО в 2009г. проведено 3 открытых конкурса, 20 открытых аукционов и 22 запроса котировок на общую сумму 22 520945,78 руб.
Приведу основные:
-поставка каменного угля (д/с «Берёзка», Куркинская, Азигуловская школы);
-поставка продуктов питания (МОУ АСОШ №1, МОУ АСОШ №6, МОУ продолжение
--PAGE_BREAK--
Артинский лицей, Азигуловская, Барабинская, Малокарзинская, Манчажская, Малотавринская, Поташкинская, Сажинская, Свердловская, Сухановская, Староартинская, Куркинская, Усть-Югушинская, Артя-Шигиринская, Берёзовская школы);
-оказание услуг по обязательному страхованию ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО);
-ремонтно-строительные работы в лагере «Сосновый бор», д/с «Солнышко»;
-поставка котла и реконструкция котельной в Азигуловской школе;
-поставка мебели (д/с «Солнышко», д/с «Сказка», д/с №2,»Берёзка»);
— поставка автобуса в Н-Бардымскую школу за счёт ФБ.
По итогам торгов заключено 45 муниципальных контрактов.
экономия в 2009 г. составила: 3 072000,00 руб.
Доля закупок по Управлению образования АГО в 2009г. от общей суммы закупок составила 15,4%.
По Уполномоченному органу МУ «Артинская центральная районная больница» в 2009 г. было проведено 18 запросов котировок, 4 открытых аукциона на сумму 8 652 714,39 руб.
-из них: поставка каменного угля, ГСМ, поставка газа для автомобильного транспорта, продуктов питания (мяса, хлеба), изделий медицинского назначения (монитора акушерского, лабораторно-диагностического оборудования, устройства электрофореза, облучателя фототерапевтического, системы тестирования);
поставка лекарственных средств;
По итогам торгов заключено 22 муниципальных контракта;
экономия – 722430,61 руб.
Доля закупок по МУ Артинская центральная районная больница в 2009г. от общей суммы закупок составила 6%.
по Уполномоченному органу Управление культуры Артинского городского округа в 2009 г. был проведён 1 конкурс, 8 запросов котировок на сумму 1 554628,21 руб.
-поставка угля каменного;
-закупка книжной продукции;
-ремонт крыши и наружной стены Районного дома культуры;
-предоставление услуг по обязательному страхованию автогражданской ответственности (ОСАГО).
По итогам торгов заключено 9 муниципальных контрактов (1 из которых расторгнут).
экономия в 2009г. составила — 241943,21 руб.
Доля закупок по Управлению культуры АГО в 2009г. от общей суммы закупок составила 1%.
по Уполномоченному органу Комитет по управлению имуществом Артинского городского округа было проведено в 2009г. 8 аукционов и 1 запрос котировок на сумму 18 153125,50 руб.
-Приобретение коммунальной техники в кол-ве 5 шт.;
-Приобретение автобусов в кол-ве 5 шт.;
-санитарных машин в кол-ве 6 шт.
По итогам торгов заключено 9 муниципальных контрактов (1 из которых расторгнут);
экономия в 2009г: 629514,50 руб. (часть суммы была снята, а на 362500,00 руб. был приобретён санитарный автомобиль УАЗ путём запроса котировок).
Доля закупок по Комитету по управлению имуществом АГО в 2009г. от общей суммы закупок составила 12,4%.
В Артинском городском округе у субъектов малого предпринимательства размещено закупок на общую сумму 6 964228,00 руб., что составляет 5% от общей суммы объёма поставок товаров, выполнения работ, оказание услуг. Фактически же по проведённым торгам с субъектами малого предпринимательства заключено муниципальных контрактов примерно на 50% от общей суммы закупок.
Также можно рассмотреть количественные показатели проведения торгов и других способов размещения заказа в Артинском ГО за 2008 и 2009 годы.
Таблица 2- Проведено торгов (лотов) и других способов размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, единица, Артинский ГО
значение показателя за год
2008
2009
всего
1442
2088
Открытые конкурсы
3
2
Открытые аукционы
32
19
Запрос котировок
110
52
Закупки у единственного поставщика без проведения торгов
247
302
Закупки у единственного поставщика по результатам несостоявшихся торгов; запросов котировок
28
35
Закупки малого объема у единственного поставщика
1022
1678
Примечание: Таблица составлена автором на основании статистических данных.
Из данной таблицы видно, открытых конкурсов и открытых аукционов проведено меньше на 1 и 13 соответственно, запрос котировок за 2009год было проведено на 58 единиц меньше в сравнении с 2008 годом. В целом тенденция по проведению торгов и других способов размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг идет к увеличению, показатели увеличиваются почти в 2 раза.
В процентах всего проведено торгов (лотов) и других способов размещения заказов в 2009 году на 144,8 % больше чем в 2008 году.
В этом же аспекте мы предлагаем рассмотреть Вам стоимостные оценки заказа в Артинском ГО, которые представлены в таблице 3 за три отчетных периода.
Таблица 3-Общая стоимость заключенных контрактов и сделок на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, тысяча рублей, Артинский ГО
значение показателя за год
2007
2008
2009
Всего
171210
221205
231864
Открытые конкурсы
3028
4015
2654
Открытые аукционы
22018
52009
104850
Запрос котировок
20786
25004
11013
Закупки у единственного поставщика без проведения торгов
39747
38253
37642
Закупки у единственного поставщика по результатам несостоявшихся торгов; запросов котировок
8427
7578
26516
Закупки малого объема у единственного поставщика
74176
94346
49189
Примечание: Таблица составлена автором на основе статистических данных.3
Из показателей таблицы закупки малого объема у единственного поставщика были самыми высокими в 2008 году. Общая стоимость заключенных контрактов и сделок на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за 2009 год увеличилась на 135,4 % в сравнении с 2007 годом.
Показательно, что увеличение экономии произошло при снижении количества торгов и котировок, за счет объединения одноименных заказов и увеличения объемов по лотам. Основная проблема – определение победителя по открытым аукционам только по уровню цены, что требует 94 федеральный закон.4Например, при выборе подрядчика (исполнителя) на выполнение строительных, подрядных работ, реконструкции и ремонту, открытый аукцион не позволяет оценить квалификацию исполнителя (подрядчика), срок выполнения работ, так же наличие опыта, трудовых ресурсов и производственных мощностей, всё это часто сказывается на качестве выполняемых работ.
3. Законодательные и нормативные документы,
регулирующие взаимоотношения хозяйствующих субъектов
по поводу поставок продукции для государственных и муниципальных нужд
Гражданский кодекс РФ: ст. 447 — 449, гл. 28; ст. 525 — 534, параграф 4, гл. 30; ст. 763 — 768, параграф 5, гл. 37.
Бюджетный кодекс РФ.
Налоговый кодекс.
Кодекс РФ об административных правонарушениях.
Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». продолжение
--PAGE_BREAK--
Федеральный закон, одобренный Советом Федерации 25 января 2006 г., «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившим силу отдельных положений законодательных актов в связи с принятием Федерального закона „О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд“.
Федеральный закон от 27 декабря 1995 г. № 213-ФЗ „О государственном оборонном заказе“.
Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. № 395-1 „О банках и банковской деятельности“.
Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131 „Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“.
Федеральный закон Российской Федерации от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ „О защите конкуренции“.
Федеральный закон от 23 июня 1999 г. № 117-ФЗ „О защите конкуренции на рынке финансовых услуг“.
— Устав Артинского городского округа от 14 июня 2005 г. № 94
-Решением Думы АГО от 12.07.2009 г. № 7 принят порядок формирования, обеспечения, размещения, исполнения и контроля за исполнением муниципального заказа в Артинском городском округе;
-Распоряжением Администрации АГО от 10.04.2009 г. № 109 утвержден состав Единой комиссии и Положение о Единой комиссии по размещению муниципального заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг Администрации Артинского городского округа путем проведения торгов в форме конкурсов, аукционов и запросов котировок;
-Распоряжением Администрации АГО от 01.04.2009 г. № 100 принят порядок регистрации заявок на поставки товаров, выполнение работ, оказании услуг для муниципальных нужд Администрации Артинского городского округа
Для государственных закупок особую значимость имеют:
1) административное право, включающее в себя:
нормы, регулирующие управление финансами (бюджетные расходы, бухгалтерский учет, платежи, аудит);
положения, определяющие полномочия различных органов власти в процессе государственных закупок;
правила, регулирующие проведение закупок центральными — государственными, региональными и муниципальными органами;
2) таможенное и налоговое законодательство, которое может оказывать существенное влияние на государственные закупки, в частности защищать отечественных поставщиков, а в некоторых случаях ставить в невыгодное положение зарубежных поставщиков;
3) торговое право. Торговые ограничения (например, применяемые в отношении определенных наций) могут также влиять на свободу государственного заказчика в выборе поставщика. Соглашения ВТО о государственных закупках, касающиеся режима наибольшего благоприятствования и национального режима, не распространяются на меры ограничения доступа на рынок, т.к. эти меры регулируются ГАТТ и ГАТС;
4) договорное право. Национальное договорное право формирует основу контрактных взаимоотношений между государственными заказчиками и поставщиками, в том числе определяет основные условия контрактов, которые используются в государственных закупках, законодательно-нормативные ограничения (ст. 27 — 29, 447 — 449 ГК РФ);
5) уголовное право направлено на предотвращение серьезных преступлений, связанных с коррупцией при проведении государственных закупок. Незначительные нарушения, например получение ценных подарков, как правило, регулируются административным правом;
6) законодательство в сфере банковского дела и ценных бумаг может устанавливать или ограничивать способы оплаты и предоставление гарантий выполнения государственного контракта или других форм обеспечения, используемых при проведении государственных закупок.
Заключение
Анализируя процесс реализации государственного и муниципального заказа в регионах, можно сделать вывод, что государственный и муниципальный заказ является основополагающим систематизирующим ядром рационального расходования бюджетных средств.
Внесены изменения в часть 1 статьи 15 Федерального закона от 21.07.2005г. № 94-ФЗ.: об обязанности муниципальных заказчиков размещать у субъектов малого предпринимательства не менее чем 10 и не более чем 20% общего годового объема поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации.
Сложности при обеспечении требуемой доли заказов у субъектов малого предпринимательства возникают у бюджетных учреждений, у которых на закупки выделяются незначительные суммы.
За 2009 год в Артинском городском округе у субъектов малого предпринимательства размещено закупок на общую сумму 6 964228,00 руб., что составляет 5% от общей суммы объёма поставок товаров, выполнения работ, оказание услуг. Фактически же по проведённым торгам с субъектами малого предпринимательства заключено муниципальных контрактов примерно на 50% от общей суммы закупок.
Нам хотелось бы остановиться на показателях за 2010 год, которые представлены в таблице 4.
За 3 квартал 2010г. в целом по Артинскому городскому округу у субъектов малого предпринимательства размещено торгов на 15% от общей суммы закупок
Таблица 4- О доле муниципального заказа, размещенного в 2010г. у субъектов малого предпринимательства в результате проведения торгов, запроса котировок, осуществленных отдельно для этой категории хозяйствующих субъектов, в общем годовом объеме поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг, закупаемых по перечню, установленному Правительством Российской Федерации согласно части 1 статьи 15 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ (тыс. рублей):
Наименование МО
Общий объем произв.
закупок для муниципальных нужд,
тыс. рублей
Доля муниципального заказа, размещенного у СМСП (тыс. рублей, %)
Доля в общем объеме произв. закупок для муницип. нужд
(%)
Товары
Работы
Услуги
Объем закупок
у СМСП
Общий объем произв.
закупок
товаров
%
Объем закупок
у СМСП
Общий объем произв.
закупок
работ
%
Объем закупок
у СМСП
Общий объем произв.
закупок
услуг
%
Администрация АГО
16817
-
960
-
-
9130
-
1779
6727
26%
10%
Управление образования
19149
1844
14899
12%
791
1150
69%
-
465
-
14%
МУ «Артинская ЦРБ»
6989
2066
4233
50%
-
-
-
-
2756
-
30%
Комитет по управлению имуществом АГО
899
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
Управление культуры АГО
664
302
664
45%
-
-
-
-
-
-
45%
Артинский городской округ
44518
4212
20756
20%
791
10280
8%
1779
9948
18%
15%
Примечание: таблица составлена автором на основании отчёта за 3 квартал 2010г. (Артинский ГО) продолжение
--PAGE_BREAK--
Приведённая выше таблица, свидетельствует о положительной динамике размещения муниципального заказа у субъектов малого предпринимательства в 3 квартале 2010г. по сравнению с 2009 годом, рост составил 10%.
Учитывая, что в сфере государственного и муниципального заказа сосредоточены значительные финансовые средства, вопросам закупок продукции для государственных и муниципальных нужд уделяется самое пристальное внимание. Соблюдение процедур размещения заказов, напрямую связано с эффективностью государственного управления и целевым расходованием бюджетных средств. Также прозрачность закупок является одной из мер противодействия коррупции.
Расходование бюджетных средств, в том числе внебюджетных, должно осуществляться рационально.
В условиях экономического кризиса, когда значительно снижена наполняемость бюджетов всех уровней, требуется не просто эффективно расходовать бюджетные средства, но также использовать мультипликативный эффект от каждого потраченного бюджетного рубля.
В целях поддержки отечественного производителя Минэкономразвития РФ принят приказ от 05.12.2008 г. № 427 «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств…».
Реальная помощь может быть оказана отечественным производителям и поставщикам, в том числе Свердловской области, за счёт изучения заказчиками возможностей рынка на этапе формирования потребностей и подготовки к проведению торгов.
Обязательным является указание в документации о торгах характеристик закупаемых товаров, работ, услуг. Данные характеристики должны быть сформированы заказчиком с учетом специфики продукции, производимой отечественными производителями, в том числе производителями Свердловской области.
Например: в Свердловской области функционируют такие крупные предприятия, производящие медицинскую технику, как: ФГУП ПО «Уральский оптико-механический завод», ОАО «Приборостроительный завод», ФГУП «Комбинат «Электрохимприбор», ЗАО «Завод «ЭМА и другие.
Потенциал выпускаемой продукции данных производителей не используется в полной мере. Заказчики Свердловской области закупают аналогичное оборудование иностранного производства.
При падении спроса практически на всю номенклатуру продукции, выпускаемой российскими предприятиями, роль государственных и муниципальных закупок значительно возросла для всех секторов экономики.
Для некоторых отраслей бюджет традиционно выступал и продолжает выступать в качестве основного заказчика. Благодаря бюджетным средствам продолжают строиться объекты, в том числе: производственного и социального назначения. Таким образом, сфера закупок является инструментом инвестиционной политики.
Принимая решение о закупке, должно быть понимание того, что это влечет сохранение рабочих мест.
Для развития внутреннего рынка в Свердловской области имеются колоссальные резервы. Так, у нас достаточно молока, мяса, овощей. Но мы продолжаем закупать импортные продукты, не поддерживаем отечественного производителя, соответственно, способствуя сокращению рабочих мест.
Развитие конкуренции — это один из механизмов выхода из кризиса и качественного обновления экономики. Конкуренция — это метод борьбы с безработицей и неэффективным производством, что способствует развитию экономики сегодня и на перспективу.
Электронные торги как раз и являются антикризисным инструментом в части экономии бюджетных средств.
Законодатель возлагает большие надежды именно на электронные торги. Это самый прозрачный и самый эффективный (и с точки зрения затрат, и с точки зрения итоговой цены) способ размещения заказов. Он позволяет принимать участие в аукционах практически всем желающим. Сейчас, когда на аукцион приходят три-четыре участника, «договориться» не составляет проблем. Когда претендентов на лот десятки, и они не могут общаться между собой в ходе электронных торгов, возникает совсем другая ситуация.
При проведении электронных аукционов:
— у заказчиков сокращаются трудовые и временные затраты при проведении торгов (уменьшается документооборот между заказчиками и поставщиками);
— снижается вероятность согласованных действий или сговора поставщиков между собой и с заказчиками;
— проявления коррупции практически сводятся к нулю.
Показатели конкуренции при закупке продукции на аукционах в электронной форме значительно выше показателей конкуренции при проведении открытых конкурсов и аукционов.
Анализ данных официального сайта Свердловской области свидетельствует о том, что за 2008 год при проведении аукционов государственными заказчиками Свердловской области процент снижения начальной цены контракта составлял от 8 до 20%. С учетом заключения контрактов с единственным участником (по начальной цене) снижение составило 4,7%.
При проведении электронных аукционов этот показатель составляет 23,6%.
Список использованных источников
1. Гражданский кодекс РФ: ст. 447 — 449, гл. 28; ст. 525 — 534, параграф 4, гл. 30; ст. 763 — 768, параграф 5, гл. 37.
2. Бюджетный кодекс РФ.
3. Налоговый кодекс.
4. Кодекс РФ об административных правонарушениях.
5. Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
6. Федеральный закон, одобренный Советом Федерации 25 января 2006 г., «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившим силу отдельных положений законодательных актов в связи с принятием Федерального закона „О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд“.
7. Федеральный закон от 27 декабря 1995 г. N 213-ФЗ „О государственном оборонном заказе“.
8. Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. N 395-1 „О банках и банковской деятельности“.
9. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131 „Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“.
10. Федеральный закон Российской Федерации от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ „О защите конкуренции“.
11. Федеральный закон от 23 июня 1999 г. N 117-ФЗ „О защите конкуренции на рынке финансовых услуг“.
12. Решением Думы АГО от 12.07.2009 г. № 7 принят порядок формирования, обеспечения, размещения, исполнения и контроля за исполнением муниципального заказа в Артинском городском округе;
13. Распоряжением Администрации АГО от 10.04.2009 г. № 109 утвержден состав Единой комиссии и Положение о Единой комиссии по размещению муниципального заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг Администрации Артинского городского округа путем проведения торгов в форме конкурсов, аукционов и запросов котировок;
14. Распоряжением Администрации АГО от 01.04.2009 г. № 100 принят порядок регистрации заявок на поставки товаров, выполнение работ, оказании услуг для муниципальных нужд Администрации Артинского городского округа
15. Н.А. Игнатюк, А.А. Замотаев, А.В. Павлушкин Муниципальное право. Учебник для вузов. Издание второе. М.: ЗАО Юстицинформ, 2007
13. Кокотов А.Н, Саломаткин А.С. Муниципальное право России. М.: Юристъ, 2005. — 384 с.
16. Горбунов-Посадов М.М. Электронные государственные закупки. — М.: ИПМ им.М.В.Келдыша, 2004
17. Горбунов-Посадов М.М. Электронные государственные закупки в России. // Информационные технологии и вычислительные системы. — 2003. — № 1-2. — С. 128-144
18. Дынкин А. Инновационная экономика в России и в мире //www.fondedin.ru
19. Кузнецов К.В. Настольная книга поставщика и закупщика: торги, конкурсы, тендеры. — М.: Альпина Паблишер, 2003. — 339 с
20. Организация и проведение конкурсов на закупку продукции для федеральных государственных нужд / Под ред. В.И. Смирнова, Н.В. Нестеровича. — 2-е изд. — М.: ГУ–ВШЭ, 2001.
21. Смирнов В.И. Комментарий к Федеральному закону „О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд“ от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ. М.,2006
Приложение А
Организационная структура Администрации АГО