ПЛАН:
Теоретический вопрос. Уголовно-исполнительная система. Назначение и виды исправительных учреждений
Понятие и социальное назначение уголовно-исполнительной системы
Принципы деятельности уголовно-исполнительной системы
Назначение и виды исправительных учреждений
Задача 1
Задача 2
Литература
Теоретический вопрос. Уголовно-исполнительная система. Назначение и виды исправительных учреждений
1.1 Понятие и социальное назначение уголовно-исполнительной системы
Особое место в системе правоохранительных органов занимает уголовно-исполнительная система (УИС), которая, наряду с правоохранительными функциями, реализует задачи воспитания осужденных, производственно-хозяйственную деятельность, материально-бытовое и медицинское обеспечение.
Российская система учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, с начала ХХ в. традиционно основывалась на строгой централизации.
Первоначально, со времен законодательного закрепления термина «исправительно-трудовая система» в ст.5 ИТК РСФСР 1924г., под ним понималась единая система исправительно-трудовых учреждении в свою очередь получившая название по наименованию соответствующей отрасли законодательства. С развитием уголовного и исправительно-трудового законодательства, с появлением новых видов учреждений, призванных исполнять уголовные наказания, не только связанные с исправительно-трудовым воздействием, возникла необходимость уточнения данного понятия. В связи с недостаточно четким выявлением правовой природы этих наказаний и органов, их исполняющих, сомнениями в возможности отнесения их к исправительно-трудовым учреждениям в литературе для обозначения всех указанных учреждений стали употреблять такие термины, как «исправительная система» и «система исполнения наказаний».
В процессе формирования новой политики в сфере исполнения уголовных наказаний, создания соответствующей отрасли законодательства (права) в теорию и практику было введено понятие «уголовно-исполнительная система». Впервые официальное закрепление оно получило в Концепции реформы уголовно-исполнительной системы, подготовленной в МВД СССР в 1990 году. 1
Впервые в нормативный оборот термин «уголовно-исполнительная система» был введен Законом Российской Федерации от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы». Данный закон определяет основы деятельности учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы и составляющих единую уголовно-исполнительную систему.
В соответствии со ст. 5 Закона уголовно-исполнительная система включает в себя:
1) учреждения, исполняющие наказания;
2) территориальные органы уголовно-исполнительной системы;
3) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области исполнения наказаний (федеральный орган УИС).
Кроме того, в уголовно-исполнительную систему по решению Правительства Российской Федерации могут входить следственные изоляторы, предприятия, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, научно-исследовательские, проектные, лечебные, учебные и иные учреждения. Перечень организаций и учреждений, входящих в УИС, в настоящее время утвержден постановлением Правительства РФ от 01.02.2000 года № 89 «Об утверждении перечня видов предприятий, учреждений и организаций, входящих в уголовно-исполнительную систему».
Территориальные органы уголовно-исполнительной системы (Главные управления (Управления) Федеральной службы исполнения наказания по субъекту РФ) создаются федеральным органом уголовно-исполнительной системы на территориях субъектов Российской Федерации. Территориальные органы уголовно-исполнительной системы осуществляют руководство подведомственными учреждениями, исполняющими наказания, а также специальными подразделениями уголовно-исполнительной системы по конвоированию.
Федеральным органом исполнительной власти является Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН России), которая осуществляет правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, а также функции по контролю за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания.
Основными задачами УИС России являются:
— исполнение в соответствии с законодательством Российской Федерации уголовных наказаний, содержание под стражей лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых;
— контроль за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания;
— обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей;
— обеспечение правопорядка и законности в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы и в следственных изоляторах, обеспечение безопасности содержащихся в них осужденных, лиц, содержащихся под стражей, а также работников уголовно-исполнительной системы, должностных лиц и граждан, находящихся на территориях этих учреждений и следственных изоляторов;
— охрана и конвоирование осужденных и лиц, содержащихся под стражей, по установленным маршрутам конвоирования, конвоирование граждан Российской Федерации и лиц без гражданства на территорию РФ, а также иностранных граждан и лиц без гражданства в случае их экстрадиции;
— создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов;
— организация деятельности по оказанию осужденным помощи в социальной адаптации;
— управление территориальными органами ФСИН России и непосредственно подчиненными учреждениями.
1.2 Принципы деятельности уголовно-исполнительной системы
Деятельность уголовно-исполнительной системы осуществляется на основе принципов законности, гуманизма, уважения прав человека2, что в полной мере соответствует принципам уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации.
К числу общеправовых принципов уголовно-исполнительного законодательства относятся законность, гуманизм, демократизм, равенство осужденных перед законом (ст.8 Уголовно-исполнительного кодекса РФ).
Принцип законности — конституционный и закреплен в ряде статей Конституции РФ, а также в отдельных международных актах. В уголовно-исполнительном законодательстве он выражается в обеспечении верховенства закона, регулирующего исполнение наказания, и его приоритете перед другими нормативными правовыми актами. Так, в ст.4 УИК РФ указывается, что нормативные правовые акты, принимаемые органами исполнительной власти, должны основываться на законе. Принцип законности означает точное и неуклонное соблюдение уголовно-исполнительного законодательства учреждениями и органами, исполняющими наказания, персоналом этих учреждений, органами государственной власти и управления, должностными лицами, всеми организациями, взаимодействующими с учреждениями и органами, исполняющими наказания, отдельными гражданами. Данный аспект реализации принципа законности нашел закрепление в ст.10-22 УИК РФ, устанавливающих основы правового положения осужденных, а также систему и формы контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания.
Принцип гуманизма отражен в ряде статей УИК РФ. В частности, в ст.10 подчеркивается, что Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных. В ч.2 ст.12 указывается, что осужденные не должны подвергаться жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению. Задачи гуманного отношения к осужденным находят свое выражение в нормах законодательства, устанавливающих право осужденных на выезд за пределы мест лишения свободы (ст.97), право на свидания (ст.89), телефонные разговоры (ст.92) и др. Принцип гуманизма выражается также в целях, которые ставит государство при исполнении наказаний — исправление осужденных, возвращение в общество полноправными его членами. Он реализуется также в средствах исправления — в воспитательной работе, общественно полезном труде, получении общего образования, профессиональной подготовки, которые наряду с режимными требованиями создают условия для исправления осужденных.
Принцип демократизма отражается в содержании многих норм УИК РФ. Прежде всего, он реализуется в признании осужденного субъектом этой отрасли права. Социальная значимость данного положения определяется тем, что отбывающие наказание, особенно лишение свободы, значительно ограничиваются в своих правах и свободах. Поэтому они нуждаются в дополнительном гарантировании и защите. Этой задаче отвечают нормы УИК РФ, направленные на обеспечение личной безопасности осужденных (ст.13), свободы совести и свободы вероисповедания (ст.14), права на подачу обращений: предложений, заявлений, жалоб и ходатайств (ст.15) и т.д. Принцип демократизма реализуется в организации процесса исправления осужденных, открытости деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания, привлечении общественности к воспитательной работе с осужденными.
Принцип равенства осужденных перед законом нашел реализацию во многих статьях УИК РФ. В соответствии с конституционными положениями нормы УИК РФ не устанавливают каких-либо преимуществ для осужденных в зависимости от пола, расы, национальности, религиозных и политических убеждений, социального происхождения, имущественного положения. Вместе с тем равенство перед законом не означает равенство условий отбывания наказания. Они, напротив, индивидуализируются в зависимости от возраста, состояния здоровья, пола. Например, для несовершеннолетних, беременных женщин и женщин, имеющих при себе детей, для инвалидов создаются более льготные условия содержания.--PAGE_BREAK--
Назначение и виды исправительных учреждений
Исправительные учреждения реализуют государственное принуждение (кару за совершенное преступное деяние) и входят в систему правоохранительных органов, оказывают при этом воспитательное, социально-педагогическое воздействие на осужденных, обеспечивают необходимый жизненный уровень осужденных в местах лишения свободы, выполняют производственно-хозяйственные задачи, обеспечивают безопасность сотрудников, персонала и осужденных и другие специфические цели и задачи, присущие только исправительным учреждениям.
Виды учреждений, исполняющих наказания, определяются УИК РФ, являются юридическими лицами. Решение о создании и ликвидации учреждений, исполняющих наказания, принимаются правительством РФ по согласованию с органами исполнительной власти субъектов РФ3.
Учреждения, исполняющие наказания обязаны:
1) Обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства РФ;
2) Создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях;
3) Обеспечивать привлечение осужденных к труду, а также осуществлять их общее и профессиональное образование и профессиональное обучение;
4) Обеспечивать охрану здоровья осужденных;
5) Осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы;
6) В пределах своей компетенции оказывать содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность;
7) Обеспечивать режим содержания подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения применено заключение под стражу, а также соблюдение их прав и исполнение ими своих обязанностей в соответствии с Федеральным Законом «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»4.
В соответствии с ч. 2 ст. 1 УИК РФ задачами уголовно-исполнительного законодательства являются регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определение средств исправления осужденных, охрана их прав, свобод и законных интересов, оказание осужденным помощи в социальной адаптации.
Основными средствами исправления осужденных являются: установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим), воспитательная работа, общественно полезный труд, получение общего образования, профессиональная подготовка и общественное воздействие5.
Согласно ст. 16 УИК РФ учреждениями и органами, исполняющими наказания, являются:
1. Уголовно-исполнительная инспекция по месту жительства осужденного, исправительный центр, администрация организации, в которой работает осужденный, арестный дом – это учреждения, исполняющие наказания, не связанные с лишением свободы.
2. Колония-поселение, воспитательная колония, лечебное исправительное учреждение, исправительные колонии общего, строгого или особого режима, тюрьма, следственный изолятор, исправительная колония особого режима для осужденных, отбывающих пожизненное лишение свободы, учреждения уголовно-исполнительной системы для осужденных к смертной казни – это учреждения, исполняющие наказания, связанные с лишением свободы:
3. В отношении военнослужащих – дисциплинарные воинские части, командование гарнизонов на гауптвахтах или соответствующие отделения гарнизонных гауптвахт; командование воинских частей, в которых проходят службу осужденные военнослужащие.
Виды исправительных учреждений определены частью 1 ст. 74 УИК РФ, согласно которой исправительными учреждениями являются: исправительные колонии, воспитательные колонии, тюрьмы, лечебные исправительные учреждения, а также следственные изоляторы, которые выполняют функции исправительных учреждений в отношении осужденных, оставленных для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию, а также в отношении осужденных на срок не свыше шести месяцев, оставленных в следственных изоляторах с их согласия.
Места отбывания наказания осужденными к лишению свободы различаются по строгости и характеру средств воздействия на осужденных, в которых реализуется кара. Это объясняется опасностью лиц, осужденных к лишению свободы, и совершенных ими преступлений.
Основным видом учреждений, исполняющих наказание, являются исправительные колонии. В соответствии с часть 2 ст.74 УИК РФ исправительные колонии предназначены для отбывания осужденными, достигшими совершеннолетия, лишения свободы, и в свою очередь подразделяются на колонии-поселения, исправительные колонии общего режима, исправительные колонии строгого режима, исправительные колонии особого режима.
В одной исправительной колонии могут создаваться изолированные участки с различными видами режима.
Дадим краткую характеристику перечисленным видам мест лишения свободы.
В колониях-поселенияхраздельно отбывают лишение свободы лица:
— осужденные к лишению свободы за преступления, совершенные по неосторожности;
— впервые осужденные за совершение умышленных преступлений небольшой или средней тяжести;
— положительно характеризующиеся осужденные, переведенные из колоний общего и строгого режима в порядке, предусмотренном статьей 78 УИК РФ6.
Во всех колониях-поселениях осужденные отбывают лишение свободы в одних и тех же условиях. Однако для осужденных за преступления, совершенные по неосторожности, а также для впервые осужденных за совершение умышленных преступлений небольшой или средней тяжести колония-поселение является средством предупреждения новых преступлений, а для переведенных из колоний общего и строгого режимов – средством адаптации к условиям свободной жизни, которую осужденный должен начать после освобождения из мест лишения свободы.
В одной колонии-поселении могут содержаться осужденные мужчины и осужденные женщины, достигшие совершеннолетия. Осужденные, совершившие преступления в соучастии, как правило, для отбывания наказания в одну и ту же колонию поселение не направляются7.
Условия отбывания лишения свободы в колониях-поселениях определены статьей 129 УИК РФ.
В исправительных колониях общего режимаотбывают наказание осужденные мужчины, кроме перечисленных в частях пятой, шестой и седьмой ст.74 УИК РФ, а также осужденные женщины8.
В исправительных колониях строгого режимаотбывают наказание мужчины, впервые осужденные к лишению свободы за совершение особо тяжких преступлений; при рецидиве преступлений и опасном рецидиве преступлений, если осужденный ранее отбывал лишение свободы9.
В исправительных колониях особого режимаотбывают наказание осужденные мужчины при особо опасном рецидиве преступлений, осужденные к пожизненному лишению свободы, а также осужденные, которым смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы на определенный срок или пожизненным лишением свободы10.
Условия отбывания лишения свободы в исправительных колониях общего, строгого и особого режимов подразделяются на обычные, облегченные и строгие.
Отбывание наказания в исправительной колонии общего режима регулируется ст.ст. 120-121 УИК РФ.
В обычных условиях в исправительных колониях общего режима отбывают наказание осужденные, поступившие в данное исправительное учреждение после вступления приговора в законную силу; переведенные из колоний-поселений и воспитательных колоний, а также с облегченных и строгих условий отбывания наказания исправительной колонии общего режима11.
В облегченных условиях в исправительных колониях общего режима отбывают наказание осужденные, переведенные в порядке поощрения с обычных условий отбывания наказания в этой колонии по отбытии там не менее шести месяцев срока наказания, в течение которого они не имели взысканий за нарушение установленного порядка отбывания наказания и добросовестно относились к труду12.
В строгих условиях исправительной колонии общего режима отбывают лишение свободы осужденные, переведенные из обычных условий, признанные злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания. Осужденные, отбывающие наказание в облегченных условиях, и признанные злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, переводятся в обычные или строгие условия отбывания наказания. Перевод из строгих условий отбывания наказания в обычные производится не ранее чем через шесть месяцев при отсутствии взысканий за нарушения установленного порядка отбывания наказания. Повторный перевод из строгих условий отбывания наказания в обычные или из обычных в облегченные производится по тем же основаниям, что и первичный перевод на соответствующие условия отбывания наказания. Осужденные, переведенные из другой исправительной колонии общего режима, отбывают наказание в тех же условиях, которые были им определены до перевода13. продолжение
--PAGE_BREAK--
Отбывание наказания в исправительной колонии строгого режима регулируется ст.ст. 122-123 УИК РФ.
В обычных условиях в исправительных колониях строгого режима отбывают наказание осужденные к лишению свободы мужчины, поступившие в данное исправительное учреждение, кроме осужденных за совершение во время отбывания лишения свободы умышленных преступлений, а также осужденные, переведенные из облегченных и строгих условий отбывания наказания14.
В облегченных условиях исправительной колонии строгого режима отбывают наказание осужденные к лишению свободы мужчины, переведенные в порядке поощрения с обычных условий отбывания наказания в этой же колонии после истечения не менее девяти месяцев срока наказания, в течение которого осужденные не имели взысканий за нарушения установленного порядка отбывания наказания и добросовестно относились к труду15.
В строгих условиях исправительной колонии строгого режима отбывают лишение свободы осужденные мужчины, переведенные из обычных условий отбывания наказания в этой же колонии в связи с признанием их злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания; прибывшие в исправительную колонию строгого режима за умышленные преступления, совершенные в период отбывания лишения свободы. Осужденные, отбывающие наказание в облегченных условиях, признанные злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, переводятся в обычные или строгие условия отбывания наказания16.
Как первичный, так и повторный перевод из строгих условий отбывания наказания в обычные производится не ранее чем через девять месяцев при отсутствии взысканий за нарушения установленного порядка отбывания наказания и при добросовестном отношении к труду. Осужденные, переведенные из другой исправительной колонии строгого режима, отбывают наказание в тех же условиях, которые были им определены до перевода17.
Отбывание наказания в исправительной колонии особого режима регулируется ст.ст. 124-125 УИК РФ.
В обычных условиях в исправительных колониях особого режима отбывают наказание осужденные к лишению свободы мужчины, поступившие в данное исправительное учреждение в соответствии с предписанием, кроме осужденных за умышленные преступления, совершенные в период отбывания лишения свободы, а также осужденные, переведенные из облегченных и строгих условий отбывания наказания18.
В облегченных условиях исправительной колонии особого режима отбывают наказание осужденные к лишению свободы мужчины, переведенные в порядке поощрения с обычных условий этой же колонии после отбытия не менее одного года срока наказания, в течение которого осужденные не подвергались взысканиям за нарушения установленного порядка отбывания наказания и добросовестно относились к труду19.
В строгих условиях исправительной колонии особого режима отбывают наказание осужденные к лишению свободы мужчины, переведенные из обычных условий отбывания наказания этой же колонии в связи с признанием их злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, а также прибывшие в колонию особого режима за умышленные преступления, совершенные в период отбывания лишения свободы. Осужденные, отбывающие наказание в облегченных условиях, признанные злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, переводятся в обычные или строгие условия отбывания наказания20.
Первичный и повторный переводы из строгих условий отбывания наказания в обычные производится не ранее чем через один год при отсутствии взысканий за нарушения установленного порядка отбывания наказания. По тем же основаниям может быть осуществлен и повторный перевод из обычных условий отбывания наказания в облегченные21.
Осужденные, переведенные из другой исправительной колонии особого режима, отбывают наказание в тех же условиях, которые были им определены до перевода22.
Условия содержания осужденных в исправительных колониях общего, строгого и особого режимов предусмотрены соответственно ст.ст. 121, 123 и 125 УИК РФ, и различаются по таким показателям как: место проживания; норма жилой площади в расчете на одного осужденного; ежемесячный расход средств на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости; количество краткосрочных и длительных свиданий в течение года; количество получаемых посылок или передач и бандеролей в течение года; количество телефонных разговоров в год; продолжительность ежедневной прогулки. Причем, условия содержания различаются по вышеуказанным показателям не только между колониями разных режимов. В пределах колонии одного режима при разных условиях содержания – обычных, облегченных и строгих, данные показатели также различны. Естественно, при облегченных условиях содержания вышеперечисленные показатели более благоприятны для осужденных, а при строгих условиях — минимальны.
Осужденные, отбывающие наказание в обычных и облегченных условиях в исправительных колониях как общего, так и строгого и особого режимов проживают в общежитиях, а осужденные, отбывающие наказание в строгих условиях, указанных колоний, проживают в запираемых помещениях, то есть помещениях камерного типа.
В исправительных колониях особого режима отдельно от других осужденных отбывают наказание осужденные к пожизненному лишению свободы, а также осужденные, которым смертная казнь в порядке помилования заменена пожизненным лишением свободы (ст. 126 УИК РФ). Условия отбывания лишения свободы в исправительных колониях особого режима для осужденных, отбывающих пожизненное лишение свободы, определены статьей 127 УИК РФ. Осужденные к пожизненному лишению свободы размещаются в камерах, как правило, не более чем по два человека. По просьбе осужденных и в иных необходимых случаях по постановлению начальника исправительной колонии при возникновении угрозы личной безопасности осужденных они могут содержаться в одиночных камерах. Осужденные имеют право на ежедневную прогулку продолжительностью полтора часа. При хорошем поведении осужденного и наличии возможности время прогулки может быть увеличено до двух часов23.
Воспитательные колониипредназначены для отбывания в них наказания несовершеннолетними, осужденными к лишению свободы. В системе мест лишения свободы воспитательные колонии имеют особое значение. Их главная задача – возвращение несовершеннолетних, совершивших преступления, на путь правопослушания, уважения установленного в обществе правопорядка, интересов других граждан, общества и государства. В воспитательных колониях отбывают наказание несовершеннолетние осужденные к лишению свободы, а также осужденные, оставленные в воспитательных колониях до достижения ими возраста 19 лет. В воспитательных колониях могут создаваться изолированные участки, функционирующие как исправительные колонии общего режима, для содержания осужденных, достигших во время отбывания наказания возраста 18 лет. В воспитательных колониях устанавливаются обычные, облегченные, льготные и строгие условия отбывания наказания24.
В обычных условиях отбывают наказание несовершеннолетние осужденные, поступившие в воспитательную колонию, кроме ранее отбывавших лишение свободы и осужденных за умышленные преступления, совершенные в период отбывания наказания, а также переведенные из облегченных, льготных или строгих условий отбывания наказания25.
В строгих условиях отбывают наказание несовершеннолетние осужденные за совершение умышленных преступлений в период отбывания лишения свободы; ранее отбывавшие лишение свободы, а также признанные злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания и по этой причине переведенные из обычных и облегченных условий отбывания наказания. По истечении шести месяцев при отсутствии взысканий за нарушение установленного порядка отбывания наказания и при добросовестном отношении к труду и учебе они переводятся в обычные условия отбывания наказания26.
Осужденные, отбывающие наказание в обычных условиях, признанные злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, переводятся в строгие условия отбывания наказания. Осужденные, отбывающие наказание в облегченных условиях, признанные злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, переводятся в обычные или строгие. Осужденные, отбывающие наказание в льготных условиях, признанные злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, переводятся в обычные условия отбывания наказания. Перевод осужденных из одних условий отбывания наказания в другие производится начальником воспитательной колонии по представлению учебно-воспитательного совета данной колонии. Перевод из обычных условий отбывания наказания в облегченные производится по представлению совета воспитателей отряда27.
Условия отбывания лишения свободы в воспитательных колониях определены статьей 133 УИК РФ.
Тюрьмыотносятся к одному из видов исправительных учреждений и предназначены для содержания наиболее опасных преступников, нуждающихся в более суровой каре за совершенные преступления или неподдающиеся исправлению в других исправительных учреждениях, предназначенных для отбывания лишения свободы.
В тюрьмах отбывают наказание осужденные к лишению свободы на срок свыше пяти лет за совершение особо тяжких преступлений, при особо опасном рецидиве преступлений, а также осужденные, являющиеся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, переведенные из исправительных колоний28.
В соответствии с ч.2 ст.58 УК РФ мужчинам, осужденным к лишению свободы на срок свыше пяти лет за совершение особо тяжких преступлений, а также при особо опасном рецидиве преступлений может быть назначено отбывание части срока наказания в тюрьме. Уголовно-исполнительное законодательство дополняет перечень осужденных к лишению свободы, которые могут отбывать наказания в тюрьме. Согласно ч.1 ст.130 УИК РФ к ним относятся осужденные, переведенные в тюрьму на срок до трех лет и являющиеся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания в исправительных колониях общего, строгого и особого режимов. В тюрьмах также могут содержаться впервые осужденные к лишению свободы на срок не свыше пяти лет, которым отбывание наказания назначено в исправительной колонии общего режима и которые согласились остаться в тюрьме для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию (ст.77 УИК РФ). продолжение
--PAGE_BREAK--
В тюрьмах установлен общий и строгий режимы. На строгом режиме содержатся осужденные, направленные для отбывания наказания по приговору суда; переведенные из исправительных колоний общего. Строгого и особого режимов; являющиеся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказании в тюрьме, переведенные с общего режима. На строгом режиме не могут содержаться осужденные, являющиеся инвалидами первой или второй группы. По отбытии не менее одного года срока наказания на строгом режиме осужденные могут быть переведены на общий режим29.
Условия отбывания лишения свободы в тюрьмах определены статьей 131 УИК РФ. В тюрьмах осужденные общего и строгого режимов содержатся в запираемых общих камерах. Условия отбывания наказания в тюрьмах при общем и строгом режимах отличаются по тем же показателям, что и в исправительных колониях.
В лечебных исправительных учреждениях и лечебно-профилактических учрежденияхотбывают наказание осужденные, указанные в части второй статьи 101 УИК РФ. Лечебно-профилактические учреждения выполняют функции исправительных учреждений в отношении находящихся в них осужденных, организуются для их медицинского обслуживания. Согласно ч.2 ст.101 УИК РФ, лечебные исправительные учреждения создаются для содержания и амбулаторного лечения осужденных, больных открытой формой туберкулеза, алкоголизмом и наркоманией В лечебных исправительных учреждениях и лечебно-профилактических учреждениях могут создаваться изолированные участки, функционирующие как колонии-поселения (ч.8 ст.74 УИК РФ).
В последние годы преобразования и реформы УИС осуществляются на принципах демократизма, гуманизма, реального расширения прав осужденных, учета международно-правовых актов по вопросам исполнения наказаний, участия общественных и правозащитных организаций в выработке и реализации мероприятий по реформированию УИС.
В целом, более чем десятилетний опыт преобразований в УИС, принес положительные результаты. Последовательно снижается численность осужденных в местах лишения свободы, формируются новые отношения между персоналом и осужденными, основанные на взаимоуважении и доверии, фактически сняты все излишние ограничения в порядке исполнения наказаний, решена проблема обеспечения осужденных продуктами питания. В результате, в местах лишения свободы не допущено массовых беспорядков, количество правонарушений и преступлений среди осужденных сокращается.
Сказанное не означает, что реформа УИС уже полностью реализована и в ней нет существенных проблем. До сих пор актуальными остаются вопросы организации деятельности исправительных учреждений, дальнейшего совершенствования правовой базы исполнения наказаний, системы управления УИС.
Задача 1
После посещения колоний по результатам бесед с осужденными журналист Спицын Е.Т. опубликовал статью, в которой привел данные о многочисленных фактах жестокого обращения администрации с осужденными. Проверка показала, что эти факты не соответствуют действительности.
Как должна и вправе поступить администрация колонии?
Ответ:
Согласно условию задачи, журналист Спицин Е.Т. привел в средствах массовой информации многочисленные факты жестокого обращении администрации с осужденными, которые впоследствии по результатам проведенной проверки оказались не соответствующими действительности. Следовательно, Спицин Е.Т. распространил сведения порочащих деловую репутацию юридических лиц. Под распространением сведений, порочащих деловую репутацию юридических лиц, понимается опубликование таких сведений в печати, трансляцию по радио и телевидению, демонстрацию в кинохроникальных программах и других средствах массовой информации, распространение в сети Интернет. В соответствии со ст. 152 ГК РФ, гражданин вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности. Гражданин, в отношении которого распространены сведения, порочащие его честь, достоинство или деловую репутацию, вправе наряду с опровержением таких сведений требовать возмещения убытков и морального вреда, причиненных их распространением. Правила данной статьи о защите деловой репутации гражданина соответственно применяются к защите деловой репутации юридического лица.
Согласно ст.43 Закона РФ «О средствах массовой информации» — организация вправе потребовать от редакции опровержения не соответствующих действительности и порочащих их честь и достоинство сведений, которые были распространены в данном средстве массовой информации.
Согласно п. 15 Постановления Пленума Верховного суда РФ №3 от 24.02.2005г. «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц» — статья 152 Гражданского кодекса Российской Федерации предоставляет гражданину, в отношении которого распространены сведения, порочащие его честь, достоинство или деловую репутацию, право наряду с опровержением таких сведений требовать возмещения убытков и морального вреда. Данное правило в части, касающейся деловой репутации гражданина, соответственно применяется и к защите деловой репутации юридических лиц (пункт 7 статьи 152 Гражданского кодекса Российской Федерации). Поэтому правила, регулирующие компенсацию морального вреда в связи с распространением сведений, порочащих деловую репутацию гражданина, применяются и в случаях распространения таких сведений в отношении юридического лица.
Согласно п.5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.02.2005г. №3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц» надлежащими ответчиками по искам о защите чести, достоинства и деловой репутации являются авторы не соответствующих действительности порочащих сведений, а также лица, распространившие эти сведения. В данном случае Спицин Е.Т.
Таким образом, администрация колонии вправе и должна обратиться в суд с исковым заявлением к редакции, опубликовавшей статью Спицина Е.Т. с требованием опровержения не соответствующих действительности и порочащих их честь и достоинство сведений. Также администрация вправе через суд требовать компенсации причиненного морального вреда, в связи с распространением не соответствующих действительности и порочащих их честь и достоинство сведений, со Спицина Е.Т., который и является автором статьи.
Задача 2
Осужденный Кротов, находящийся в штрафном изоляторе исправительной колонии, попросил начальника отряда пригласить к нему священника католической церкви, расположенной в районе дислокации исправительной колонии. Начальник отряда ответил ему отказом.
Правомерны ли действия начальника отряда? Как обеспечивается свобода совести и вероисповедания осужденных, отбывающих лишение свободы?
Ответ:
При решении данной задачи, по моему мнению, целесообразней изначально отразить законодательную сторону данного вопроса. Свобода совести и свобода вероисповедания является конституционным правом человека и гражданина. Юридической основой осуществления осужденными лицами права на свободу совести и вероисповедания являются положения ст.28 Конституции РФ, согласно которой каждому человеку и гражданину гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания30, которые конкретизированы в ст.14 УИК РФ и Федеральном законе 1997 г. «О свободе совести и религиозных объединениях». В соответствии со ст.14 УИК РФ осужденным гарантируется свобода совести и свобода вероисповедания, они вправе исповедовать любую религию. К осужденным к аресту или лишению свободы по их просьбе приглашаются священнослужители, принадлежащие к зарегистрированным в установленном порядке религиозным объединениям, по выбору осужденных. Осуществление права на свободу совести и свободу вероисповедания является добровольным, при этом не должны нарушаться правила внутреннего распорядка учреждения, исполняющего наказание, а также ущемлять права других лиц. Следовательно, Кротов имеет право на то, чтобы к нему пригласили священника, причем не имеет значения католической, православной или иной церкви. В условии задачи также указано, что осужденный Кротов на момент изложения своей просьбы находился в штрафном изоляторе. Однако, данное условие не лишало его права на встречу со священником. К осужденным, содержащимся в штрафном изоляторе, по их просьбе также приглашаются священнослужители (часть 2¹ ст.118 УИК РФ). По условию задачи Кротов попросил пригласить священника из католической церкви, расположенной в районе дислокации исправительной колонии, что дает основания полагать, что данное религиозное объединение зарегистрировано в установленном порядке, то есть соответствует требованиям закона (УИК РФ). В условии задачи не сказано, что имелись какие-либо нарушения правил внутреннего распорядка учреждения. Таким образом, просьба Кротова пригласить к нему священника правомерна, это его конституционное право. Действия начальника отряда в виде отказа в просьбе Кротову не правомерны. Тем не менее, следует отметить, что законодательно обязанность администрации обеспечить доступ священнослужителей к осужденным, никаким образом не закреплена.
Также согласно ст. 14 УИК РФ, в учреждениях, исполняющих наказание, осужденным разрешается совершение религиозных обрядов, пользование предметами культа и религиозной литературой. В этих целях администрация учреждений выделяет соответствующие учреждения.
Список использованной литературы
Нормативно-правовые акты
Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» № 5473-1 от 21 июля 1993 года.
Закона РФ «О средствах массовой информации» (Закон о СМИ) от 27.12.1991 года № 2124-1
Постановление правительства РФ №540 от 05 сентября 2006 года «О федеральной целевой программе «Развитие уголовно-исполнительной системы (2007-2016 годы)».
Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденные приказом министра МЮ РФ от 03 ноября 2005 года № 205 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений».
Постановление Правительства РФ от 01.02.2000 года № 89 «Об утверждении перечня видов предприятий, учреждений и организаций, входящих в уголовно-исполнительную систему».
Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.02.2005г. №3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц»
Специальная литература
Уголовно-исполнительное право: учебник для вузов. – 2-е изд., перераб. и доп./ отв. ред. А.С. Михлин. – М.: Высшее образование, Юрайт-Издат,2009. – 422 с. – (Основы наук).
Смирнов Л.Б. Уголовно-исполнительное право. Курс лекций – СПб., 2009. продолжение
--PAGE_BREAK--
Малинин В.Б., Смирнов Л.Б. Уголовно-исполнительное право: Учебник для вузов и юридических факультетов – «КОНТРАКТ», 2010.
Конституция Российской Федерации. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. – 32 с.
Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации (по состоянию на 1 февраля 2010 года). – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2010. – 96с.
Уголовный кодекс Российской Федерации (по состоянию на 1 февраля 2010 года). – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2010. – 159с.
Комментарий к Закону РФ от 21 июля 1993 года № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы».
Концепция реформы уголовно-исполнительной системы. М., 1990.
Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая, вторая, третья и четвертая): По состоянию на 1 октября 2009 года. – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2009. – 541с.