--PAGE_BREAK--Требования к государственным служащим
Квалификационные требования к служащим, заменяющим государственные должности государственной службы, включают требования:[7]
· к уровню профессионального образования с учетом группы и специализации государственных должностей государственной службы
· к стажу знаний Конституции РФ, федеральных законов, конституций, уставов и законов субъектов РФ, применительно к исполнению соответствующих должностных обязанностей
· к стажу и опыту работы по специальности.
Гражданам, претендующим на государственную должность государственной службы, необходимо иметь:
1. Для высших и главных государственных должностей государственной службы – высшее профессиональное образование по специализации государственных должностей государственной службы или образование, считающиеся равноценным, с дополнительным высшим профессиональным образованием по специализации государственных должностей государственной службы
2. Для ведущих и старших государственных должностей государственной службы — высшее профессиональное образование по специальности «государственное и муниципальное управление» либо по специализации государственных должностей государственной службы или образование, считающиеся равноценным
3. Для младших государственных должностей государственной службы — среднее профессиональное образование по специализации государственных должностей государственной службы или образование, считающиеся равноценными.
Решение о признании образования равноценным принимается федеральным органом по вопросам государственной службы. Другие требования к государственным должностям государственной службы устанавливаются федеральными законами и законами субъектов РФ, а также нормативными актами государственных органов – в отношении государственных служащих этих государственных органов.
Прохождение и прекращение государственной службы Прохождение государственной службы
В ст.2 Конституции РФ закреплён принцип равного доступа граждан РФ[8] к государственной службе. При подборе кандидатов на государственно-служебные должности критерий один — профессиональна пригодность к исполнению должности, определение которой обусловлено конкретными показателями уровня образования, стажа и т.д.
Прохождение государственной службы — система юридических фактов вызывающие возникновение, изменение и прекращение государственно-служащих отношений.
Прохождение государственной службы включает в себя назначение на должность, присвоение классного чина, дипломатического ранга воинского или специального звания, аттестацию или квалификационный экзамен, а также другие обстоятельства (события) в соответствии с Законом о системе государственной службы Российской Федерации, законами о видах государственной службы Российской Федерации и ее субъектов и иными нормативно правовыми актами (например, присуждение ученой степени, присвоение ученого звания, с чем действующее законодательство связывает определенные права, льготы и преимущества).
Прохождение государственной службы государственным служащим охватывает время, период, начинающийся по оформлении поступления на государственную службу, продолжающийся всё время исполнения полномочий по должности и заканчивается прекращением служебных отношений, т.е. оставлением должности.
Прохождение государственной службы государственным служащим заполняется определёнными юридически значимыми действиями.
К этим юридически значимым действиям относятся:
· исполнение служащим должностных полномочий;
· продвижение по службе, порядок присвоения чинов, рангов;
· порядок прохождения аттестации;
· порядок оставления государственной службы.
1. Исполнение служащим должностных полномочий.
Исполнение должностных полномочий составляет постоянное, повседневное содержание работы государственного служащего. Конкретное содержание служебных полномочий определяется должностной инструкцией.
2. Продвижение по службе, порядок присвоения чинов, рангов.
Продвижение по службе в настоящее время определяется как неотъемлемый элемент прохождения службы. Государственному служащему, при надлежащем выполнении должностных полномочий, зафиксированном при аттестации, предоставляется и обеспечивается право на продвижение по службе.[9] Можно выделить следующие основные меры продвижения по службе:
а) перемещение с занимаемой должности на более высокую должность в данном или другом государственном органе (организации);
б) присвоение очередного квалификационного разряда в установленном порядке, с надбавкой к зарплате;
в) зависимость оплаты труда от стажа службы (общего, в данном органе, непрерывного стажа) при условии положительной аттестации;
г) присвоение почётных званий (государственных и отраслевых) в установленном порядке, с надбавкой к зарплате;
д) пребывание в одном классе (звании, ранге) не долее 3-х (6-ти, 10-ти) лет в соответствии с условиями должности;
е) другие меры, которые будут установлены высшими органами государственной власти.
Классность государственных служащих охватывает такие категории: классы (например, нотариусов), ранги (для работников дипломатической службы), звания (воинские, научных работников), всё это характеризует должностное положение служащего, уровень его профессиональной подготовки, опыт и стаж работы и т.д.
ФЗ «Об основах государственной службы РФ» вводит для государственных служащих форму классности — советник: действительный государственный советник, государственный советник, советник и т.д.
Указом Президента РФ от 22 апреля 1996 г. № 578 утверждено Положение «О порядке присвоения и сохранения квалификационных разрядов федеральным государственным служащим». Это Положение определяет порядок присвоения квалификационных разрядов федеральным государственным служащим, для которых они не установлены.
Согласно этому положению федеральным государственным служащим, замещающим государственные должности соответствующей группы, присваиваются квалификационные разряды в следующем порядке:
· действительного государственного советника РФ 1, 2, и 3 класса,
· государственного советника РФ 1, 2, и 3 класса — Президентом РФ по представлению соответствующего руководителя федерального органа государственной власти или его аппарата, иного государственного органа образованного в соответствии с Конституцией РФ;
· советника РФ 1, 2, и 3 класса, советника государственной службы 1, 2, и 3 класса, референта государственной службы 1, 2, и 3 класса — руководителем государственного органа в соответствии и нормативными актами РФ.
Присвоение очередных квалификационных разрядов федеральным государственным служащим производится на основании результатов государственного квалификационного экзамена или аттестации.
При прекращении федеральной государственной службы квалификационный разряд, присвоенный федеральному государственному служащему, сохраняется.
3. Порядок прохождения аттестации.
Для определения уровня профессиональной подготовки и соответствия государственного служащего занимаемой государственной должности государственной службы, а также решения вопроса о присвоении государственному служащему квалификационного разряда проводится его аттестация.
Цель аттестации — проверка профессиональной подготовки служащего, соответствия его занимаемой должности, определить перспективы роста аттестуемого лица. Аттестация — одно из важнейших средств стимулирования служащих к повышению их квалификации, подбора кадров и совершенствования государственной службы.
Аттестация проводится аттестационными комиссиями, образуемыми в каждом государственном органе (организации) из представителей руководства органа, профсоюзной организации и трудового коллектива. Срок проведения аттестации не чаще одного раза в два года, но не реже одного раза в четыре года. При необходимости аттестация может быть назначена для конкретного служащего и ранее этого срока. В решении аттестационной комиссии делает одно из следующих заключений: служащий соответствует должности, заслуживает повышения, подлежит переаттестации через год, занимаемой должности не соответствует. [10]
продолжение
--PAGE_BREAK--