Реферат по предмету "Государство и право"


Формирование советской культуры: основные направления

Cоюзветеранов органов внутренних войск
АКАДЕМИЯ ПРАВА И УПРАВЛЕНИЯ
Рязанский филиал

Реферат по истории Отечества на тему:
«Формирование советской культуры: основные направления»
 
Выполнил: студент 1 курса
Государственного и
Муниципального управления
Группы УО-22
Колоницкий Никита
Проверил: к. и. н.
Попова А.Д.
г. Рязань 2002
Содержание:
Введение…………………………………………………………….3
1.Развитие образования. …………………………………………5
2.Развитие советской науки. ……………………………………7
3.Формирование советского искусства. ……………………..11
Заключение…………………………………………………………21
Список литературы……………………………………………….22
 
Введение.
 Революция кореннымобразом изменила жизнь российского общества, открывшей новый этап отечественнойистории – советский. По масштабу и глубине произошедших перемен Октябрь 1917 г.следует поставить в один ряд с принятием Русью христианства, образованиемрусского государства и реформами Петра. Глобальная трансформация культуры сталанеотъемлемой частью изменений в политической и социальной сферах. Резкий сломтрадиции всегда имеет как положительные, так и отрицательные последствия. По данной теме существует две различные точки зрения отраженныев советской и современной литературе.
 В литературе изданной в советские времена, например уЗезиной[1]  выделено такое мнение Ленина– «Пролетарскаякультура, должна явиться закономерным развитием тех запасов знания, которыечеловечество выработало под гнетом капиталистического общества, помещичьегообщества»[2]. Главный упор книг того времени был на то,что социалистическая культура должна выражать интересы трудящихся и служить«задачам классовой борьбы пролетариата за социализм»[3]. Политикой жесткого давления,удалением «левацких мелкобуржуазных взглядов»[4]. Все действия партии рассматриваются, какнеобходимой политикой для становления нового государства. Удаление ненужныхэлементов должно было способствовать развитию коммунизма в молодомгосударстве. 
 В современной литературе, например в учебнике Орлова[5] или у Георгиевой[6] считается, что политикасоветского государства по отношению к культуре была неоднозначной, с однойстороны воодушевление масс, духовный подъем людей, «вдохновленных идеаламикоммунизма»[7], а с другой: классовая борьба, выселения,нарушения прав человека, утечка мозгов (число убитых и подверженных сталинскимрепрессиям исчисляется от 70 до 120 миллионов, а это- половина нации)[8]. Очень интересно разобран этот вопрос в книгеСеменниковой — она делает упор не на эмпирический материал, как многие, а насобственное осмысливание.
Развитие образования
 Сразу после революции партия большевиков и советскоеправительство берут под контроль развитие системы образования. В конце1917–начале 1918 г. были приняты декреты об отделении церкви от государства ишколы от церкви[9]. Руководство народным просвещением декретомВЦИК и СНК РСФСР было возложено на Государственную комиссию по просвещению воглаве с А. В. Луначарским.
  Главным достижением молодого советского государстваявилось создание системы по-настоящему всеобщего начального образования. Впервые послереволюционные годы издаются декреты об обязательном обученииграмоте. Несмотря на тяжелое материальное, положение повсеместно создаютсяшколы. В 1923 г. было организовано добровольное общество «Долой неграмотность!»[10]. Развернулось всенародноедвижение за ликвидацию безграмотности. По переписи 1926 г. число грамотногонаселения в РСФСР увеличилось в два раза и составило 51 процент[11].
  Массовыми стали школы фабрично-заводского ученичества(ФЗУ), школы крестьянской молодежи (ШКМ) и техникумы. Для облегченияпоступления в ВУЗ рабочих и крестьян при институтах и университетах с 1919 г.создаются рабочие факультеты («рабфаки»), «подтягивавшие» их знания донеобходимого уровня. Быстро возрастает количество вузов.
 Многие из преподавателей в годы революции былиуничтожены или изгнаны из страны как «буржуазный элемент». Решить проблемупризван был Институт красной профессуры, созданный в 1921 г. в Москве. Тем не менее,качество преподавания упало.
  Школа стала могучим идеологическим оружием в руках большевистскогогосударства. Кардинальному изменению подверглись учебные программы, из которыхбыли исключены закон божий, философия, история. Вместо них были введеныпредметы, призванные сформировать марксистское (скорее даже большевистское)мировоззрение: исторический материализм, экономическая политика диктатурыпролетариата и пр.
    Важным мероприятием, была реформа правописания,проведенная в 1918 г. Из алфавита были исключены многие буквы употреблениекоторых регламентировалось сложными правилами, затруднявшими обучение чтению иписьму. Было также отменено написание «Ъ» в конце слов, оканчивавшихся насогласные.
 Доля грамотного населения в России неуклонно росла. К1939 г. количество грамотных в РСФСР составляло уже 89 процентов[12]. С 1930/31 учебного годавводилось обязательное начальное образование. Кроме того, была восстановленаклассно-урочная система, в расписание были возвращены предметы, преждеисключенные из программы как «буржуазные» (прежде всего история, всеобщая иотечественная).
Развитие советской науки.
 Советское руководство понимало необходимость сохраненияи развития научного потенциала страны. Видным ученым, предоставлялись условиядля работы. Им прощалось поначалу некоторое политическое вольнодумство, правда,до известных пределов. Они продолжали исследования, начатые еще до революции.Один из основоположников русской научной школы физиологов растений,член-корреспондент РАН, естествоиспытатель-дарвинист К. А. Тимирязев, автортрудов по фотосинтезу, агрономии, истории науки, был депутатом Моссовета.Большую роль в развитии сельского хозяйства сыграла деятельность академика И.В. Мичурина, селекционера, автора более чем 300 сортов плодово-ягодных культур.Продолжали работу отечественные авиаконструкторы. В 1918 г. был основан Центральныйаэрогидродинамический институт (ЦАГИ)[13]. Создателями его были Н. Е. Жуковский и С.А. Чаплыгин.
  Значительных достижений удалось достичь в физике.Основоположником современной полупроводниковой физики стал академик А. Ф.Иоффе, по инициативе которого были открыты Физико-технический институт,Институт полупроводников АН СССР и др. В 20-е гг. начинал своюисследовательскую деятельность П. Л. Капица, впоследствии академик, основательИнститута физических проблем АН СССР, лауреат Нобелевской премии (1978 г.)[14].
  Продолжают работу физиолог И. П. Павлов; теоретикракетной техники К. Э. Циолковский; химик, изобретатель синтетического каучукаС. В. Лебедев; изобретатель реактивного двигателя конструктор Ф. А. Цандер;биогеохимик, автор учения о ноосфере В. И. Вернадский.
  Неоценимый вклад в развитие отечественной науки былсделан братьями Вавиловыми. Н. И. Вавилов – биолог, основоположник современногоучения о биологических основах селекции, академик, первый президент ВАСХНИЛ(Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук им. Ленина) и С. И. Вавилов –физик, основатель научной школы физической оптики, академик, президент АН СССР.[15]
  Лидирующую роль в развитии отечественной наукипо-прежнему играла Петербургская академия наук, переименованная сначала вРоссийскую, а затем в АН СССР (1925 г.) В ее составе организуются новыенаучно-исследовательские институты. По всей стране открываются филиалы, а сначала 30-х гг. начинают открываться академии наук в союзных республиках.
  Сложно складывались отношения с властью большевиковученых, работавших в области гуманитарных и общественных наук, из-за ихнеразрывной связи с идеологией и политикой. Многие из них оказались за границей(историк, организатор партии кадетов П. Н. Милюков, экономист П. Б. Струве,социолог и философ, лидер правых эсеров П. А. Сорокин, философ Н. А. Бердяев имногие, многие другие). Видную роль в отечественной гуманитарной науке сталииграть те ученые, которые еще до революции придерживались марксистскихвзглядов. Среди них наиболее заметной является фигура М. И. Покровского,историка и политического деятеля. Он один из первых применил теорию К. Марксадля исторического исследования, основателем целой исторической школы.  
 В целом интеллигенция, со временем примирилась сосложившейся ситуацией и вынуждена была вступить во взаимодействие с новойвластью. В начале 20-х гг. ХХ в., когда в России набирает обороты НЭП, вэмигрантской среде возникает движение сменовехства, получившее название отлитературно-политического сборника «Смена вех», издававшегося в Париже в1921–1922 гг. Идеологи сменовехства (Н. В. Устрялов и др.) призывали перейти отконфронтации с большевиками к сотрудничеству с ними.[16]
В СССР разворачиваются масштабные исследовательскиепрограммы, создаются новые научно-исследовательские институты: в 1934 г. С. И.Вавилов основал Физический институт АН, тогда же создан Институт органическойхимии, в Москве П. Л. Капица создает Институт физических проблем, в 1937 г.создан Институт геофизики. Продолжают работу физиолог И. П. Павлов, селекционерИ. В. Мичурин.[17] Результатом работы советских ученых былимногочисленные открытия. Возрождается историческая наука. В 30-е г. работаютвыдающиеся советские историки: академик Б. Д. Греков – автор трудов по историисредневековой России («Киевская Русь», «Крестьяне на Руси с древнейших времендо XVIII в.» и др.); академик Е. В. Тарле – знаток новой истории стран Европы ипрежде всего Наполеоновской Франции («Рабочий класс во Франции в эпохуреволюции», «Наполеон» и др.).
  В то же время тоталитаризм создавал серьезныепрепятствия для нормального развития научного знания. Была ликвидированаавтономия Академии наук. В 1934 г. она была переведена из Ленинграда в Москву иподчинена Совнаркому. Жертвами репрессий стали такие видные ученые, как биолог,основоположник советской генетики академик и президент ВАСХНИЛ Н. И. Вавилов,ученый и конструктор ракетной техники, в будущем академик и дважды ГеройСоциалистического Труда С. П. Королев и многие другие.
Репрессии нанесли тяжелый урон интеллектуальномупотенциалу страны. История партии и революционного движения была искажена: настраницах ученых трудов и периодических изданий превозносились несуществующиезаслуги Вождя. В стране утверждался культ личности Сталина.
Формирование советскогоискусства.
  Октябрьская революция оказала огромное воздействие и наразвитие искусства. Лидирующей сферой развития литературы в 20-е гг.несомненно, является поэзия. По форме литературная жизнь во многом осталасьпрежней. Как в начале века тон ей задавали литературные кружки, многие изкоторых пережили кровавое лихолетье и продолжали действовать в 20-е гг.:символисты, футуристы, акмеисты и пр. Возникают новые кружки и объединения.Однако соперничество между ними теперь выходит за пределы художественной сферыи часто приобретает политическую окраску. Наибольшее значение для развитиялитературы имели объединения РАПП, «Перевал», «Серапионовы братья» и ЛЕФ.[18]
  РАПП (Российская ассоциация пролетарских писателей)оформилась на I Всесоюзной конференции пролетарских писателей в 1925 г. В еесостав входили писатели (из наиболее известных А. Фадеев и Д. Фурманов) илитературные критики. Предшественником РАПП был «Пролеткульт»[19] – одна из самых массовыхорганизаций, основанная в 1917 г. Они третировали как «классовых врагов»практически всех писателей, не входивших в их организацию. Среди авторов,которые подвергались нападкам со стороны РАППовцев[20], были не только А.Ахматова, З. Гиппиус, И. Бунин, но даже такие признанные «певцы революции», какМ. Горький и В. Маяковский. Идейную оппозицию РАПП составила литературнаягруппа «Перевал».
  Группа «Серапионовы братья», созданна в 1921 г. впетроградском Доме искусств. В группу входили такие известные писатели, как Вс.Иванов, М. Зощенко, К. Федин и др.
  ЛЕФ – левый фронт искусств. Позиции членов этойорганизации (В. Маяковский, Н. Асеев, С. Эйзенштейн и др.) весьмапротиворечивы. Сочетая футуризм с новаторством в духе пролеткульта, онивыступали с весьма фантастической идеей создания некого «производственного»искусства, которое должно было выполнять в обществе утилитарную функциюобеспечения благоприятной атмосферы для материального производства. Искусстворассматривалось как элемент технического строительства, без всякого подтекста,вымысла психологизма и т. д.[21]
 Большое значение для развития русской литературы ХХ в.сыграло поэтическое творчество В. Я. Брюсова, Э. Г. Багрицкого, О. Э.Мандельштама, Б. Л. Пастернака, Д. Бедного, «крестьянских» поэтов, ярчайшимпредставителем которых был друг Есенина Н. А. Клюев. Особую страницу в истории отечественнойлитературы составляет творчество поэтов и писателей, не принявших революцию ивынужденных покинуть страну. Среди них такие имена как М. И. Цветаева, З. Н.Гиппиус, И. А. Бунин, А. Н. Толстой, В. В. Набоков. Некоторые из них, осознавневозможность для себя жить вдали от Родины, впоследствии вернулись (Цветаева,Толстой). Модернистские тенденции в литературе проявились в творчестве Е. И.Замятина, автора фантастического романа-антиутопии «Мы» (1924 г). Сатирическаялитература 20-х гг. представлена рассказами М. Зощенко; романами соавторов И.Ильфа (И. А. Файнзильберга) и Е. Петрова (Е. П. Катаева) «Двенадцать стульев»(1928 г.) и «Золотой теленок» (1931 г.) и др.[22]
 В начале 30-х гг. пришел конец существованию свободныхтворческих кружков и групп. В 1934 г. на I Всесоюзном съезде советскихписателей был организован «Союз писателей», в который вынуждены, были вступатьвсе люди, занимавшиеся литературным трудом. Союз писателей стал инструментомтотального контроля власти над творческим процессом. Не быть членом Союза былонельзя, т. к. в таком случае писатель лишался возможности публиковать своипроизведения и, более того, мог быть привлечен к уголовной ответственности за«тунеядство». У истоков этой организации стоял М. Горький, однако егопредседательство в ней продолжалось недолго. После его смерти в 1936 г. председателемстал А. А. Фадеев. Помимо «Союза писателей» были организованы другие«творческие» союзы: «Союз художников», «Союз архитекторов», «Союзкомпозиторов». В советском искусстве наступал период единообразия.
 В 20-е гг. переживает период расцвета русскоеизобразительное искусство. Революционные потрясения, гражданская война, борьбас голодом и разрухой, которые, казалось бы, должны были снизить активностьхудожественного творчества, в действительности дали ему новый импульс.Блестящими успехами ознаменовалось развитие русского авангарда, признанныемастера которого (П. Н. Филонов, К. С. Малевич) продолжают плодотворно работатьи в советское время.
  Возникают новые творческие объединения. В 1922 г.сложилась самая массовая организация в советском искусстве 20-х гг. –«Ассоциация художников революционной России» (АХРР), возникшая на основеТоварищества Передвижников, «Союза русских художников» и др. Художники АХРРвыступали против лозунга «искусство для искусства», боролись с левыминаправлениями в искусстве и главную задачу свою видели в том чтобы запечатлетьжизнь революционной России. Основоположником советского пейзажа считают А. А.Рылова. Широкую известность получила его картина «В голубом просторе» (1918 г.).Мастером пейзажа так же был К. Ф. Юон, живописец, график и театральный художник.
  Создателем живописной «Ленинианы» был И. И. Бродский («В.И. Ленин в Смольном» 1930 г.). Творчество Бродского воплощает официальноенаправление в советском искусстве. Основоположником советской батальнойживописи стал М. Б. Греков («Тачанка», «Трубачи Первой Конармии» 1934 г.).
  В 1924 г. из числа бывших членов объединений «Голубаяроза» и «Мир искусства» сложилась творческая группа «4 искусства», в которую входилиживописцы, графики, архитекторы и скульпторы. Членом этой группы былзамечательный живописец К. С. Петров-Водкин он использовал обычную вдревнерусских иконах так называемую «обратную» перспективу и смелыеколористические решения («Купание красного коня» 1912 г., «Смерть комиссара»1928 г.). 
  Большую популярность в качестве орудия идеологическойборьбы приобрел плакат. Лаконичная плакатная графика позволяла вести агитацию вформе, доступной для понимания даже неграмотному человеку. Замечательнымсоветским графиком был Д. С. Моор (Орлов). Ему принадлежат поразительные посиле воздействия плакаты[23]: «Ты записался добровольцем?» 1920 г. и«Помоги» 1921 г. Маяковский показал себя не только гениальным поэтом, но италантливым художником. Вместе с другими художниками Маяковский изготавливал«Окна сатиры РОСТА» (Российского телеграфного агентства) в виде графическихрисунков, тиражируемых через трафарет, и стихотворного сатирического текста до народадоносилась самая оперативная информация о положении на фронтах, веласьреволюционная агитация.[24]
  Большое значение для развития скульптуры сыгралленинский план монументальной пропаганды, принятый в 1918 г. В соответствии сэтим планом по всей стране должны были устанавливаться памятники,пропагандирующие новые революционные ценности. Для работы были привлеченывидные скульпторы: Н. А. Андреев (ставший впоследствии создателем скульптурнойленинианы), А. Т. Матвеев, В. И. Мухина. Выдающимся советским скульптором былИ. Д. Шадр. В начале 20-х гг. им были созданы образы людей новой советскойэпохи: «Крестьянин», «Сеятель», «Рабочий», «Красноармеец».
  Господствующим стилем в архитектуре 20-х годов сталконструктивизм. Конструктивисты старались использовать новые техническиевозможности для создания простых, логичных, функционально оправданных форм,целесообразных конструкций. Примером архитектуры советского конструктивизмамогут служить проекты братьев Весниных. Наиболее грандиозный из них – Дворецтруда так и не был воплощен в жизнь, но оказал значительное влияние на развитиеотечественного зодчества.[25]
  К сожалению, также разрушались памятники архитектуры:только в 30-е гг. в Москве были уничтожены Сухарева башня, Храм ХристаСпасителя, Чудов монастырь в Кремле, Красные ворота и сотни безвестныхгородских и сельских церквушек, многие из которых представляли историческую ихудожественную ценность.
 Революция высвободила мощные творческие силы. Сказалосьэто и на развитии отечественного театрального искусства. Наряду с актерамистаршего поколения (М. Н. Ермолова, А. М. Южин, А. А. Остужев, В. И. Качалов,О. Л. Книппер-Чехова), возникает новый революционный театр. Поиски новых формсценической выразительности характерны для театра, работавшего под руководствомВ. Э. Мейерхольда (ныне театр им. Мейерхольда).[26] На сцене этого театра былипоставлены пьесы В. Маяковского «Мистерия-буфф» (1921 г.), «Клоп» (1929 г.) идр. Крупный вклад в развитие театра был сделан режиссером 3-й студии МХАТ Е. Б.Вахтанговым; организатором и руководителем Камерного театра, реформаторомсценического искусства А. Я. Таировым.(9)
  Одним из самых важных и интересных явлений в историикультуры 20-х гг. было начало развития советского кинематографа. Ленин понялогромные его возможности воздействия на широкие народные массы: «Важнейшим изискусств для нас является кино», – писал он. Развивается кинодокументалистика,ставшая одним из самых эффективных инструментов идеологической борьбы иагитации наряду с плакатом. Важной вехой в развитии художественного игровогокино стал фильм Сергея Михайловича Эйзенштейна (1898 – 1948) «БроненосецПотемкин» (1925 г.), вошедший в число мировых шедевров.[27]
 Под шквал критики попали символисты, футуристы,импрессионисты, имажинисты и пр. Их обвиняли в «формалистических вывертах», втом, что их искусство не нужно советскому народу, что оно враждебно социализму.В число «чуждых» попали композитор Д. Шостакович, режиссер С. Эйзенштейн,писатели Б. Пастернак, Ю. Олеша и др. Многие деятели искусства былирепрессированы.
  Определяющим стилем в литературе, живописи и другихвидах искусства стал так называемый «социалистический реализм». Стиль этот имелс настоящим реализмом мало общего. Он  стремился выдать за реальность то, чтолишь должно было быть с точки зрения официальной идеологии. Искусству быланавязана функция воспитания общества в строгих рамках коммунистической морали.Трудовой энтузиазм, всеобщая преданность идеям Ленина-Сталина, большевистскаяпринципиальность – вот чем жили герои произведений официального искусства тоговремени. 
 Тем не менее, в 30-х гг. появляется несколько крупныхпроизведений, вошедших в историю русской культуры. Шолохов создает  романы«Тихий Дон», «Поднятая целина». Творчество Шолохова получило мировое признание:за писательские заслуги он был удостоен Нобелевской премии.
 В тридцатые годы завершает свой последний роман-эпопею«Жизнь Клима Самгина» М. Горький. Огромную популярность имело творчество Н. А.Островского, автора романа «Как закалялась сталь» (1934 г.). Классикомсоветского исторического романа стал А. Н. Толстой («Петр I» 1929–1945 гг.).Двадцатые-тридцатые годы время расцвета детской литературы. Несколько поколенийсоветских людей выросло на книгах К. И. Чуковского, С. Я. Маршака, А. П.Гайдара, С. В. Михалкова, А. Л. Барто, В. А. Каверина, Л. А. Кассиля, В. П.Катаева.
   В 1928 г. затравленный советской критикой М. А.Булгаков безо всякой надежды на публикацию начинает писать свой лучший роман«Мастер и Маргарита». Работа над романом продолжалась до самой смерти писателяв 1940 г. Произведение это было издано только в 1966 г. В конце 80-х, увиделисвет произведения А. П. Платонова (Климентова) «Чевенгур», «Котлован»,«Ювенильное море». «В стол» работали поэты А. А. Ахматова, Б. Л. Пастернак.Трагична судьба Мандельштама (1891–1938). Поэт необыкновенной силы и большойизобразительной точности, оказался в числе литераторов, которые, приняв в своевремя Октябрьскую революцию, не смогли ужиться в сталинском обществе. В 1938 г.он был репрессирован.
  В 30-е гг. Советский Союз постепенно начинает отгораживатьсяот остального мира. За «железным занавесом» остались многие русские литераторы,которые, несмотря не на что продолжают работать. Писателем первой величины былпоэт и прозаик Иван Алексеевич Бунин (1870–1953). Бунин с самого начала непринял революцию и эмигрировал во Францию (повесть «Митина любовь», роман«Жизнь Арсеньева», сборник рассказов «Темные аллеи»). В 1933 г. он был удостоенНобелевской премии.
  Классикой соцреализма в изобразительном искусстве сталиработы Б. В. Иогансона (1933 г. «Допрос коммунистов», «На старом уральскомзаводе» и «Выступление В. И. Ленина на 3-м съезде комсомола»). В 30-е годапродолжают работать К. С. Петров-Водкин, П. П. Кончаловский, А. А. Дейнека,серию прекрасных портретов современников создает М. В. Нестеров, пейзажиАрмении в живописи М. С. Сарьяна.
 Вершиной развития скульптуры социалистического реализмастала композиция «Рабочий и колхозница» Веры Игнатьевны Мухиной (1889–1953).Скульптурная группа была изготовлена В. И. Мухиной для советского павильона навсемирной выставке в Париже в 1937 г.[28]
 В архитектуре в начале 30-х гг. ведущим продолжаетоставаться конструктивизм, широко использовавшийся для строительстваобщественных и жилых зданий. Эстетика простых геометрических форм, свойственнаяконструктивизму, повлияла на архитектуру Мавзолея Ленина, построенного в 1930г. по проекту А. В. Щусева. К концу 30-х гг. функциональная простота конструктивизманачинает сменяться неоклассикой. В моду входит пышная лепнина, огромные колонныс капителями, проявляется гигантомания и склонность к богатству убранства,часто граничившему с безвкусицей. Стиль этот иногда именуют «сталинским ампиром».Вульгарное порой великолепие сталинской неоклассики призвано было выразить силуи мощь тоталитарного государства.
  Быстро развивается кинематограф. Новые возможностиокрылись с появлением звукового кино. В 1938 г. на экраны выходит фильм С. М.Эйзенштейна «Александр Невский. В кино утверждаются принципы социалистическогореализма. Снимаются фильмы на революционную тематику: «Ленин в Октябре» (реж.М. И. Ромм), «Человек с ружьем» (реж. С. И. Юткевич), «Юность Максима»,«Возвращение Максима», «Выборгская сторона» (реж. Г. М. Козинцев); комедии:«Веселые ребята», «Волга-Волга» (реж. С. А. Герасимов), «Свинарка и пастух»(реж. И. А. Пырьев). Огромной популярностью пользовался фильм Г. Н. и С. Д.Васильевых – «Чапаев» (1934 г.).[29]
 

Заключение
 Годы советской власти значительно изменили облик России.Произошедшие изменения нельзя оценивать однозначно. С одной стороны, нельзя непризнать, что в годы революции и после нее культуре был нанесен большой урон:многие видные писатели, художники, ученые вынуждены были покинуть страну илипогибли. Все труднее было пробиться к зрителю, читателю, слушателю тем деятелямкультуры, которые не уехали, но так и не смогли найти общего языка сустановившейся властью. Несомненно, существовали и плюсы: огромный ростграмотных людей, создание различных учебных заведений, более 40 народов обрелисвою письменность, женщина была уравнена во всех правах с мужчиной, необычайныйтрудовой энтузиазм. 
Но, к сожалению минусов, было гораздо больше и до сих поррусский народ не может восстановить тот утерянный потенциал.

Список литературы
1.Георгиева Т.С. История русской культуры. М.,1998.
2.Главацкий М.Е. Хрестоматия по истории России 1917-1940.М.,1995.
3.Добрынина М.Р. История культуры России. М., 1993.
4.Зезина М.Р. История русской культуры. М.,1990.
5.Колосков А.Г. История Отечества в документах,1917-1993.М.,1994.
6.Орлов А.С. История России. М.,2002.
7.Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществецивилизаций. Брянск, 2002.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Маркетинг товаров народного потребления
Реферат Судебное доказывание 3
Реферат A Parents Responsibility Essay Research Paper A
Реферат Субъекты трудового права 5
Реферат Организация и методика проведения общего аудита
Реферат Burden Of Responsibility Essay Research Paper
Реферат Основные порты Северо-Западного федерального округа
Реферат In Vitro Fertilization Essay Research Paper Vincent
Реферат Судебный приказ 2
Реферат Рецензия на повесть В.Г. Распутина "Последний срок"
Реферат The Characters From A Tale Of Two
Реферат Socrates Psychic Harmony Is The Greatest Good
Реферат Підсумки визвольної війни середини ХVII ст., її значення
Реферат Айшаева Фердаус Сулеймановна учитель математики моу сош с. Карасу Выступление на августовском совещании учителей математики Использование информационно-коммуникационных технологий и Интернет -ресурсов на урок
Реферат MegaSeo Pro: повышение эффективности поискового продвижения сайтов