Реферат по предмету "Государство и право"


Конституционное право Чехии

Конституционное право Чехии
Содержание
§ 1 Конституция Чехии
§ 2 Конституционно-правовой статусличности
§ 3 Органы государственной власти
§ 4 Территориальное устройство и местноесамоуправление
Список литературы

§ 1 Конституция Чехии
В Чехии действует Конституция, основнаячасть которой была принята 16 декабря 1992 г. и вступила в силу 1 января 1993г. В ней отсутствуют главы, посвященные правовому статусу личности, гражданина,за исключением некоторых общих норм. Соответствующие положения содержатся вХартии основных прав и свобод, которая считается составной частью КонституцииЧешской Республики. Этот документ был принят в форме конституционного закона 9января 1991 г. Федеральным собранием ЧСФР и переопубликован чешскимНациональным советом в 1993 г.
В соответствии со ст.112 КонституцииЧехии Конституционную систему Чешской Республики составляют: Конституция,Хартия основных прав и свобод, конституционные законы, принятые в соответствиис настоящей Конституцией, конституционные законы Национального собранияЧехословацкой Республики, Федерального собрания Чехословацкой СоциалистическойРеспублики и Чешского национального совета о государственной границе ЧешскойРеспублики и конституционные законы Чешского национального совета, принятыепосле 6 июня 1992. Отсюда видно что Конституция Чехии не являетсяконсолидированным документом, в то время как сама конституция включает разделыпосвященные территориальному устройству и органам власти, в хартии перечисленыправа и свободы граждан Чехии.
Во многом такое положение делобусловлено происходящими в то время в Чехии процессами. Так как ЧешскаяРеспублика как самостоятельное государство образовалась 1 января 1993 г. врезультате распада Чешской и Словацкой Федеративной Республики (ЧСФР), то приобразовании нового государства потребовалось принятие новой конституции. Но вто же время совсем недавно была принята хартия основных прав и свобод. И чтобыне отменять недавно принятый документ законодательная власть пошла на такойшаг.
По форме правления в соответствии сдействующей конституцией Чехия является парламентской республикой. Политическийрежим — демократия.
Конституция Чехии Состоит из преамбулы и8 глав (113 статей). Провозглашает Чехию «домом свободных и равныхграждан» и «членом семьи демократических наций Европы и мира».Подчеркивает роль партий в жизни страны, декларируя, что политическая система страныоснована на их «свободном и добровольном создании и свободномсоперничестве». Требует от партий уважать основные демократическиепринципы и не прибегать к насилию для отстаивания своих интересов. Хартиявольностей включает в себя 6 глав и 44 статьи, в которой перечислены личные,политические, экономические, культурные права и свободы граждан, праванациональных и этнических меньшинств, а также право граждан на судебную защиту.
Дополнение и изменение Конституции можетосуществляться только конституционными законами, которые принимаются поусложненной системе, в отличии от остальных законов. Изменения основныхатрибутов демократического правового государства в соответствии с Конституцией недопускаются, в то же время в конституции не перечисляются эти самые атрибуты,толкование этой нормы возложено на Конституционный суд.
Орган конституционного контроля —Конституционный суд. Поправки вносятся конституционными актами, принимаемыми3/5 голосов депутатов каждой из палат парламента. Всего принималось пять такихактов.
§ 2 Конституционно-правовой статусличности
В Чехии гарантируются следующие права исвободы граждан:
— право на жизнь;
— неприкосновенность личной жизни;
— личная свобода;
— право на уважение своего человеческогодостоинства, личной чести,
доброй репутации и на охрану имени;
-право собственности;
— неприкосновенность жилища;
— свобода передвижения и переживания;
— свобода мысли, совести,вероисповедания.
Отдельно в Хартии основных прав и свободвыделяются политические права:
— свобода слова;
— право петиций;
— право на собрания;
— право на участие в публичных делах;
Помимо этого в Хартии выделяются права:
1) национальных и этнических меньшинств,под этим правом подразумевается, что принадлежность к какому-либо национальномуили этническому меньшинству не должна никому причинять ущерб. Представителивсех наций равны и имеют одинаковый объем прав и свобод.
2) экономические социальные и культурныеправа, в них включают следующие права:
— свобода выбора профессии;
— право объединяться с другими лицамидля защиты своих экономических и социальных прав и свобод;
— право на справедливое вознаграждениеза труд;
— право на материальную помощь (длянезащищенных слоев населения);
— право на охрану здоровья;
— материнство, отцовство и семьянаходятся под особой защитой;
— право на образование;
— право на благоприятную окружающуюсреду;
— права на интеллектуальнуюсобственность охраняются законом.
3) право на судебную защиту. В этомразделе устанавливается право граждан обратиться в суд для восстановления своихнарушенных прав и свобод, при этом гарантируется равенство участников процесса.Также подчеркивается, что только суд может вынести решение о виновности лица иназначении ему наказания.
Исходя из исследования основных прав исвобод можно однозначно сказать о том, что конституция Чехии отвечаетсовременным требованиям, предъявляемым к современным конституциям. В Хартиигарантируется широкий перечень гарантированных прав и свобод, особенно важносреди них право на судебную защиту всех этих прав в случае их нарушения.
Обязанности в Конституции прямо непрописаны, но о них можно судить по одной из статей, в которой написано, чтоосуществлять свои права и свободы гражданин может в той степени, в какой это непротиворечит закону или правам и свободам других граждан.
В соответствии с действующимзаконодательством о гражданстве ходатайствовать о получении гражданства Чехиимогут иностранцы, проживающие в этой стране на основании разрешения напостоянное пребывание не менее пяти лет.
Пятилетний срок проживания не являетсяобязательным, если:
1) заявитель родился на территорииЧехии;
2) заявитель на законных основанияхнепрерывно провел на территории Чехии не менее десяти лет ;
3) в прошлом заявитель являлсягражданином Чехии или Чехословакии;
4) заявитель был усыновлен гражданиномЧехии;
5) супруг или супруга заявителя являетсягражданином Чехии;
6) хотя бы один из родителей заявителяявляется гражданином Чехии;
7) заявитель переселился на территориюЧехии до 31 декабря 1994 года по приглашению правительства Чехии;
8) заявитель является лицом безопределенного места жительства или официально получил статус беженца в Чехии. Заявительобязан предоставить документы о выходе из предыдущего гражданства и онесовершении за последние пять лет противоправных действий на территории Чехии.
Подтверждение о выходе из предыдущегогражданства предоставлять необязательно, если:
1) заявитель прожил в Чехии на законныхоснованиях не менее пяти лет и не в состоянии получить подтверждение о выходеиз прежнего гражданства (законы его страны не позволяют получить такойдокумент) либо выход из гражданства может привести к преследованиям наполитической, национальной почве заявителя или членов его семьи.
2) заявитель на законных основанияхпрожил на территории Чехии не менее 20 лет.
Одним из условий получения гражданстваЧехии является сдача экзамена по чешскому языку. От экзамена могут освободитьпо уважительным причинам: преклонный возраст, серьезные проблемы со здоровьем ит.д.
§ 3 Органы государственной власти
Законодательная власть в Чехиипринадлежит Парламенту, который состоит из двух палат: нижней — Палатыдепутатов и верхней — Сената. В нижнюю палату входят 200 депутатов, в верхнюю — 81 сенатор. Палата депутатов избирается на 4 года, Сенат — на 6 лет, причемкаждые 2 года переизбирается 1/3 сенаторов. Выборы в обе палаты проводятся наоснове всеобщего, равного и прямого избирательного права. При этом Палатадепутатов формируется в соответствии с принципами пропорциональной системыпредставительства, а Сенат — по мажоритарной системе (ст.18 Конституции).
Конституция предусматривает возможностьдосрочного роспуска нижней палаты Президентом Республики и указывает, по какимоснованиям он вправе это осуществить (невыражение доверия вновь назначенномуправительству при условиях, установленных Конституцией; непринятие палатойпостановления по правительственному законопроекту, если с его обсуждениемправительство связывает вопрос о доверии, и др.).
Палаты вправе принимать решения, еслиприсутствует по крайней мере 1/3 их членов. Законопроекты вносятся в нижнююпалату, право законодательной инициативы принадлежит депутату, группедепутатов, Сенату, правительству, а также представительству территориальнойсамоуправляемой единицы более высокого уровня. Законопроект о государственномбюджете и проект закона о его исполнении может внести только правительство.
Проект закона, принятый Палатойдепутатов, незамедлительно передается в Сенат, который вправе утвердить илиотклонить его либо возвратить в палату депутатов со своими поправками, причемКонституцией установлен для этого срок в 30 дней. Сенат также вправе принятьпостановление не обсуждать законопроект; в этом случае он считается принятым.
Принятый Парламентом закон передаетсяПрезиденту Республики, который вправе вернуть его (за исключением конституционногозакона) в срок 15дней с момента поступления; в таком случае Палата депутатовпроводит новое голосование (причем внесение поправок в текст не допускается), иесли простое большинство голосов всех депутатов будет подано за принятие, закондолжен быть обнародован.
Глава государства — ПрезидентРеспублики, избираемый на совместном заседании палат Парламента сроком на 5 лет.Выдвигать кандидата на должность президента республики имеют право не менеедесяти депутатов
или не менее десяти сенаторов.
Президентом республики считаетсяизбранным кандидат, за которого проголосовало более половины от общего числадепутатов и более половины от общего числа сенаторов.
В соответствии с конституцией он можетсовершать следующие действия:
назначает и отзывает председателя идругих членов правительства и принимает их отставку, отзывает правительство ипринимает его отставку;
созывает сессию Палаты депутатов;
распускает Палату депутатов;
 уполномочивает правительство, отставкукоторого он принял или которое отозвал, временно осуществлять свои функции доназначения нового правительства;
назначает судей Конституционного суда,его председателя и заместителей председателя;
назначает председателя и заместителейпредседателя Верховного суда из числа его судей;
осуществляет помилование, смягчаетнаказание, назначенное судом; дает указание не начинать производство поуголовному делу, или приостановить начатое производство по уголовному делу;снимает судимость;
имеет право возвратить Парламентупринятый закон, за исключением
конституционного закона;
подписывает законы;
назначает президента и вице-президентаВерховного контрольного управления;
назначает членов Банковского советаЧешского национального банка;
представляет государство во внешнихотношениях;
заключает и ратифицирует международныедоговоры; заключение международных договоров он может поручить правительствуили, с его
согласия, отдельным членамправительства;
— является верховным главнокомандующимвооруженными
силами;
— принимает глав дипломатических миссии
— назначает и отзывает главдипломатических миссий;
— назначает выборы в Палату депутатов иСенат;
— присваивает генеральские звания;
— принимает решение о награждении ивручает государственные награды, если не уполномочит на это иной орган;
— назначает судей;
— имеет право объявлять амнистию.
Согласно Конституции никто не может бытьизбран Президентом более 2 раз подряд. Ответственности за выполнение своихполномочий Президент не несет, его нельзя задержать, подвергнуть уголовномупреследованию или преследовать за проступок либо административное нарушение.Президент может быть подвергнут преследованию только за государственную изменупо обвинению Сената в Конституционном суде.
Высший орган исполнительной власти — правительство, которое состоит из председателя правительства, заместителейпредседателя правительства и министров. Председателя правительства назначаетПрезидент Республики; по предложению председателя он назначает остальных членовправительства и уполномочивает их руководить министерствами либо ведомствами. В30-дневный срок после назначения правительство должно предстать перед Палатойдепутатов и попросить ее о выражении доверия.
Правительство принимает своипостановления коллегиально. Председатель правительства организует его работу,руководит заседаниями правительства, выступает от его имени и т.д.
В соответствии с Конституцией (ст.68)правительство ответственно перед Палатой депутатов, оно вправе просить Палату овыражении доверия (ст.71). Палата депутатов может выразить недовериеправительству. Предложение об этом должно быть подано в письменной форме неменее чем 50 депутатами; для принятия решения о недоверии требуется согласиеболее половины всех депутатов.
Судебную власть в Чехии, согласноКонституции, осуществляют независимые суды (ст.81). Систему судов составляютВерховный суд, высшие, областные и районные суды, Верховный административныйсуд. В соответствии с законом о судах и судьях в эту систему входят такжевысшие воинские суды, окружные воинские суды, и в период военного положениявозможно создание полевых судов. В не системы судов общей юрисдикции находятсяобластные торговые суды.
Верховный суд является высшим судебныморганом в делах, относящихся к компетенции судов, за исключением вопросов,решения по которым выносит Конституционный суд или Верховный административныйсуд.
Судьи назначаются ПрезидентомРеспублики. Конституция устанавливает, что судьей может быть только безупречныйгражданин, имеющий высшее юридическое образование; срок деятельности судей неограничен (ст.93).
Решения принимают судьи как коллегиально(в составе сената), так и единолично; предусмотрена возможность участия гражданв отправлении правосудия (ст.94). Суд присяжных в Чехословакии существовал в1867-1923 гг.
Конституционный контроль осуществляетсяКонституционным судом (КС), который состоит из 15 судей, назначаемыхПрезидентом Республики с согласия Сената на срок 10 лет. Процедура деятельностиКС определена Законом о Конституционном суде 1993 г.
КС полномочен принимать решения: оботмене законов, противоречащих Конституции и (в ряде случаев) международнымдоговорам; об отмене иных правовых предписаний или их отдельных положений, еслиони противоречат Конституции, закону или международному договору; поконституционным жалобам органов территориального самоуправления на незаконное вмешательствогосударства; по конституционным жалобам на неправомочное решение и иноевмешательство органов публичной власти в конституционно гарантированныеосновные права и свободы; по жалобам на правильность избрания депутата илисенатора, о соответствии Конституции и законам решения о роспуске политическойпартии; по конституционному обвинению Сената против Президента Республики; омерах, необходимых для исполнения решения международного суда, имеющегообязательный характер для Чешской Республики, если это нельзя осуществить инымспособом, и т.д.
Решения КС носят общеобязательныйхарактер.
В соответствии с Конституцией прежняяпрокуратура была заменена (с 1 января 1994 г.) новой структурой, котораяосуществляет уголовно-процессуальные действия от имени государства. Слово«прокурор» заменено словами «государственный заступник»,генеральная прокуратура называется теперь «верховное государственноезаступничество», а генеральный прокурор — «верховный государственныйзаступник».
Верховное контрольное управлениеявляется независимым органом. Оно осуществляет контроль за хозяйственнымиспользованием государственного имущества и исполнением государственногобюджета. Президента и вице-президента Верховного контрольного управленияназначает на 9-летний срок Президент Республики по предложению Палатыдепутатов. 15 членов Управления назначаются Палатой депутатов по предложениюпрезидента управления. В структуру Управления (помимо президента ивице-президента) входят совет, сенаты и дисциплинарная палата.
В 1999 г. Парламент принял закон осоздании в Чехии института омбудсмана (публичного защитника прав), избираемогоПалатой депутатов. Первый омбудсман был избран в декабре 2000 г. Это был важныйшаг в становлении демократического государства, так как во многих европейскихстранах институт омбудсмана уже давно существовал и занимал в в них почетноеместо, находясь на защите прав и свобод граждан.
§ 4 Территориальное устройство и местноесамоуправление
Чехия — унитарное государство.Территория страны делится на области, районы и города. В соответствии с ст.8Конституции Чехии гарантируется самоуправление территориальныхсамоуправляющихся единиц. Органами территориальных самоуправляемых единицявляются представительства — представительные органы; совет, управление илимагистрат (в городе), приматор (в городах), староста (в селах) исполнительныеорганы.
Территориальному устройству Чехиипосвящена глава 7 Конституции, в ней говориться, что Чешская Республика делитсяна общины, которые являются основными территориальными самоуправляющимисяединицами. Территориальными самоуправляющимися единицами более высокого уровняявляются земли или области.
Территориальные самоуправляющиесяединицы являются территориальными объединениями граждан, которые имеют право насамоуправление. Община всегда является составной частью территориальнойсамоуправляющейся единицы более высокого уровня.
Создание или ликвидация территориальной самоуправляющейся единицы болеевысокого уровня осуществляется только конституционным законом.
Община самостоятельно управляется своимпредставительством.
 Территориальная самоуправляющаяся единица более высокого уровня самостоятельноуправляется своим представительством.
Территориальные самоуправляющиеся единицы являются публично-правовымикорпорациями, которые могут иметь собственное имущество и хозяйствовать наоснове собственного бюджета.
Государство может вмешиваться в деятельность территориальных самоуправляющихсяединиц, только если это необходимо в целях охраны закона, и только в порядке,установленном законом.
Члены представительств избираются тайным голосованием на основе всеобщего,равного и прямого избирательиого права.
Срок полномочий представительства составляет четыре года.
Представительства в пределах своейкомпетенции могут принимать
общеобязательные постановления.

Список литературы:
1) Конституция Чехии
2) Закон Чехии о гражданстве
3) Конституционное право государствЕвропы. под ред. Д.А. Ковачева. — М.: Волтерс Клувер, 2005.
4) Правовые системы стран мира:Энциклопедический справочник. — 3-е изд.(под ред. А.Я. Сухарев.). — М:Издательство НОРМА, 2003 г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Trisomy 21
Реферат Виды топлива Перспективы развития новых видов топлива
Реферат The Role Of The Witches Essay Research
Реферат Воздействие газообразных промышленных выбросов
Реферат Русская православная церковь история и современность
Реферат Программно-управляемый генератор прямоугольных импульсов инфранизких частот
Реферат Используемые и создаваемые обществом объекты в качестве изучаемых в системе географических знаний
Реферат Римская литература
Реферат Dantes Inferno Essay Research Paper Johnson Brad
Реферат Доклад Хрущева. Разоблачения и умолчания
Реферат Організаційні аспекти медико-соціальної реабілітації дітей-сиріт та дітей позбавлених батьківського
Реферат Управління комунікаціями на промисловому підприємстві.
Реферат Rainforest Destruction Essay Research Paper name
Реферат Воспитание музыкально-эстетической культуры школьников на уроках музыки
Реферат Роль ценных бумаг в системе расчетов предприятия