Реферат по предмету "Государство и право"


Финансово-правовые нормы и их структура

Введение
Финансовое правоРеспублики Беларусь — наука и отрасль в современных условиях становлениярыночной экономики, замены прежнего механизма управления экономическимипроцессами новыми методами хозяйствования — выдвигается в число ведущихотраслей отечественного права, играя все более значительную роль в реализацииэкономической, социальной, национальной политики государства.
Финансовые отношениявыступают неотъемлемой частью рыночных отношений и одновременно являются важныминструментом в механизме их регулирования государством. Их развитиесопровождается расширением сферы финансовой деятельности государства:формируются новые специализированные государственные органы игосударственно-кредитные учреждения с отдельными властными полномочиями(Министерство по налогам и сборам, Фонд социального страхования и др.),обновляются методы финансовой деятельности, появляются новые виды финансовых отношений;растет массив финансового законодательства и потребность в специалистах свысоким уровнем компетентности в этой сфере. Этим определяется значениеизучения дисциплины финансового права.
В настоящей контрольнойработе автор считает основной целью анализ структуры финансовых правоотношений,круга субъектов данных правоотношений, сущности и содержания финансово-правовыхнорм.
При написании контрольнойработы для достижения поставленной цели автор производит анализ учебных пособийпо финансовому и гражданскому праву, а также научных трудов некоторых авторов,нормативно-правовую базу, на основании чего было определено понятие исодержание финансово-правовых норм, их структура, проведена классификация такихнорм по различным основаниям. Кроме того, для достижения цели контрольнойработы был определен круг субъектов финансового права, их отличие от субъектовфинансовых правоотношений, а также содержание и особенности таких отношений.

1. Понятие ивиды финансово-правовых норм
Финансово-правоваянорма — это установленное и охраняемое государством правило поведенияучастников финансовых отношений, заключающееся в наделении их определеннымизаконом юридическими правами и обязанностями.
Еслибыть точнее, то финансово-правовая норма — это установленное государством и обеспеченное мерамигосударственного принуждения правило поведения в отношениях, возникающих впроцессе образования, распределения и использования денежных фондов государстваи муниципальных образований.[1]
Финансово-правовыенормы содержат как признаки, общие для любых правовых норм, так и,специфические, характерные только для норм финансового права. К общим признакамфинансово-правовой нормы относятся следующие:
— нормуустанавливает государство, а поэтому ее исполнение обеспечиваетсяпринудительной силой государства;
— нормаесть правило поведения общего характера, обращенное ко всем участникамрегулируемых ею общественных отношений;
— нормавозлагает на участников отношений юридические обязанности и предоставляет имсубъективные права;
— нормавсегда выражена в каком-либо правовом нормативном акте — законе, указе,постановлении, приказе, инструкции, принятом компетентным государственныморганом или органом местного самоуправления.
Специфическиепризнаки финансово-правовой нормы обусловлены в конечном итоге особенностямипредмета и метода финансово-правового регулирования.[2]
Преждевсего, финансово-правовые нормы отличаются от всех иных норм национальногоправа по своему непосредственно целевому назначению, которое определяетсяпредметом финансово-правового регулирования, т.е. отношениями, возникающими впроцессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований.
Финансово-правовыенормы — это исходные элементы, из которых состоит финансовое право как отрасльправа. Им свойственны все общие черты правовой нормы, но присущи и особенности,характерные именно для данной отрасли:
а)      содержанияфинансово-правовых норм;
б)      характераустановления в них предписаний;
в)      мерответственности за нарушение предусмотренных правил;
г)       способовзащиты прав участников финансовых отношений.[3]
Содержаниефинансово-правовых норм составляют правила поведения в общественных отношениях,возникающих в процессе финансовой деятельности государства и выражающихся впредоставлении участникам данных отношений таких юридических прав и возложениина них юридических обязанностей, осуществление которых обеспечивает планомерноеобразование и использование централизованных и децентрализованных денежныхфондов (доходов) государства и органов местного самоуправления соответственноих задачам в каждый конкретный период времени, вытекающим из политики посоциально-экономическому развитию страны.
Содержаниефинансово-правовых норм обусловило их в основном императивный (повелительный)характер.
Поспособу воздействия на участников финансовых отношений финансово-правовые нормыклассифицируются на следующие виды:
а)обязывающие;
б)уполномочивающие;
в)запрещающие.
Обязывающиефинансово-правовые нормы устанавливают, что участники финансовых отношенийдолжны совершать определенные действия. Так, Правительство обязано ежегоднодоводить до всех участников бюджетного процесса особенности составлениядоходной и расходной частей бюджета. Парламент обязан рассмотреть и утвердитьпредставленный Правительством проект республиканского бюджета. Юридические ифизические лица обязаны приобретать иностранную валюту только в учрежденияхбанков. Предприятия-экспортеры должны в установленный законом срок перевестивалютную выручку с транзитных счетов в иностранных банках на валютные счета вуполномоченных банках Республики Беларусь. Здесь находит отражение одна изсторон основного метода, используемого в финансовом праве.
Уполномочивающиефинансово-правовые нормы устанавливают компетенцию участников финансовыхотношений. Уровень компетенции различных государственных органов в финансовойдеятельности различен. Законодательство определяет верхний и нижний пределыкомпетенции, в рамках которых они могут принимать самостоятельные решения вобласти финансов. Это может быть, например, ограничение суммы, выдаваемойодному получателю бюджетной ссуды. Коммерческие банки, получившие лицензию насовершение валютных операций, уполномочиваются осуществлять контроль завалютными операциями своих клиентов, т.е. становятся агентами валютногоконтроля.
Соотношениеобязывающих и уполномочивающих финансово-правовых норм в общей совокупностинорм финансового права зависит от общего подхода государства к управлениюэкономикой. При командно-административной системе преимущественными былиобязывающие нормы. Развитие рыночных отношений должно сопровождаться болееширокой сферой применения уполномочивающих финансово-правовых норм.
И,наконец, запрещающие финансово-правовые нормы содержат запрет на совершениеопределенных действий. Запрещающие нормы в основном распространяются напредприятия и определенных лицах в связи с их участием в налоговых, валютных, денежныхотношениях, но они могут использоваться при регулировании отношений междуотдельными органами государственной власти. Так, запрещается вмешательствовышестоящих органов и организаций в бюджетный процесс на местах. Предприятиямзапрещается иметь в своих кассах наличные деньги сверх установленных лимитов.Предприятиям торговли и частным предпринимателям запрещается осуществлятьрозничную торговлю без применения кассовых аппаратов. Запрещающие нормы, какправило, устанавливают и меры ответственности за их нарушения. Банкамзапрещается, в частности, задерживать исполнение поручений на перечислениеналогов в бюджет. На руководителя кредитного учреждения, нарушившего этотзапрет, постановлением налогового органа может быть наложен штраф вустановленном размере.
Посодержанию финансово-правовые нормы подразделяются на следующие виды:
а)материальные;
б)процессуальные. [4]
Материальныенормы закрепляют виды доходов, зачисляемых в бюджеты разных уровней,направления расходов по республиканскому и местным бюджетам. Сюда же относятсяи налоги, которые предприятия и население должны уплачивать в бюджет иливнебюджетные фонды. К материальным относятся и нормы, устанавливающие праваРеспублики Беларусь, органов местного самоуправления по их участию в финансовойдеятельности государства.
Процессуальныефинансово-правовые нормы устанавливают порядок, процедуру осуществленияопределенного направления финансовой деятельности органов государственнойвласти и государственного управления. Недостаточная разработанность финансовогоправа как науки и отрасли права пока не позволяет четко разграничитьматериальные и процессуальные нормы. В то же время процессуальные нормы, хотя ипроизводны от материальных норм, играют важную роль в финансовой деятельности.Пока в отличие от других отраслей права финансовое право интегрирует в общейсовокупности материальные и процессуальные нормы. В этом отношении выделяютсятакие финансово-правовые институты, как бюджетное право и налоговое право, вкоторых нормы, устанавливающие права и обязанности, четко отграничены от норм,регулирующих бюджетный процесс, порядок осуществления процессуальных действийпо взиманию налогов.
Структурафинансово-правовых норм состоит из трех основных элементов: гипотезы,диспозиции и санкции, каждый из которых отражает особенности этой отрасли права.
Гипотезауказывает на условия действия финансово-правовой нормы.
Диспозицияустанавливает содержание самого правила поведения, т.е. предписывает совершениеопределенных действий по образованию, распределению или использованиюгосударственных финансовых ресурсов, выражает содержание прав и обязанностейучастников финансовых отношений.
Санкцииопределяют меры ответственности, применяемые к нарушителям финансово-правовыхнорм. Финансово-правовые санкции соединяют в себе правовосстановительные иштрафные (карательные) элементы.[5]
2. Финансовыеправоотношения
Финансовые правоотношения- это урегулированные нормами финансового права общественные отношения,участники которых выступают как носители юридических прав и обязанностей,реализующие содержащиеся в этих нормах предписания по образованию,распределению и использованию государственных денежных фондов и доходов.
Финансовые правоотношенияотличаются тем, что они:[6]
а) возникают в процессефинансовой деятельности государства;
б) одним из субъектов вэтих правоотношениях всегда является управомоченный орган государства(финансовый орган, кредитное учреждение) или высший или местный органгосударственной власти;
в) всегда возникают поповоду денег, денежного платежа в доход государства, государственного расхода ит.д.
В финансовыхправоотношениях, как правило, отчетливо выступают два правовых элемента:государственно-властный и имущественный.
Правоваяурегулированность этих отношений необходима для достижения целей, поставленныхгосударством и органами местного самоуправления в области финансовойдеятельности. Урегулированные нормами финансового права, они становятсяфинансово-правовыми отношениями: возникают на основе норм финансового права, ихучастники находятся во взаимной связи через субъективные юридические права иобязанности, такие связи (отношения) охраняются принудительной силой государства.
Следует иметь в виду, чтов процессе финансовой деятельности государства возникают также отношения, ненуждающиеся в правовой регламентации (при осуществлении организационной,подготовительной, информационной, аналитической, массово-разъяснительной и инойдеятельности государственных органов и органов местного самоуправления). Однакоименно финансово-правовые отношения выражают основное содержание этойдеятельности, придают ей целенаправленность и четкую организованность.[7]
Лучшему представлению офинансовых правоотношениях, пониманию их содержания и особенностей помогает их классификацияпо разным основаниям: по кругу участников, по способам государственной защиты,по длительности и др.
Наиболее полно раскрываетсодержание финансовых правоотношений их классификация на виды в зависимости отструктуры финансовой системы Республики Беларусь. При такой классификациивыделяются финансовые правоотношения, возникающие в связи с функционированиемсоответствующего звена финансовой системы: бюджетные; налоговые; по поводуфункционирования финансов государственных и коммунальных предприятий,организации страхового дела и т.д.
Такие виды финансовыхправоотношений соответствуют систематизации норм финансового права по этому жепризнаку.
В связи с существованиемматериальных и процессуальных норм финансового права, выделяемых в зависимостиот объекта правового регулирования, финансовые правоотношения также могут быть материальнымии процессуальными.
В материальных финансовыхправоотношениях реализуются права и обязанности субъектов по получению,распределению и использованию определенных финансовых ресурсов. Эти финансовыересурсы выражены в конкретном размере или определенном виде доходов и расходов.Основное содержание субъективных материальных финансовых прав и обязанностейзаключается в возможности или необходимости получения, уплаты, распределения,расходования, перераспределения, изъятия и т.п. этих конкретно определенныхобъемов финансовых средств. В результате реализации данных прав и обязанностейв конечном итоге регулярно образуются и используются государственные имуниципальные денежные фонды.
В процессуальныхфинансовыхправоотношениях выражается юридическая форма, в которой происходит получениегосударством или органами местного самоуправления в свое распоряжениефинансовых ресурсов, их распределение и использование. Поэтому процессуальныесубъективные права и обязанности (полномочия) направлены на использованиеопределенной юридической формы и порядка финансовой деятельности. Например, настадии составления проекта бюджета к ним относится обязанность ПравительстваРеспублики Беларусь представить в установленный срок в Национальное собраниепроект государственного бюджета по определенному перечню показателей.Процессуальные финансовые правоотношения осуществляются путем использованияустановленных форм и видов актов государственных органов и органов местногосамоуправления, соблюдения определенной последовательности и сроков тех илииных действий.
Между процессуальными иматериальными финансовыми правоотношениями существует неразрывная связь.Процессуальные финансовые правоотношения имеют значение именно как формареализации материальных прав и обязанностей в области финансов. Правильноизбранная процессуальная форма способствует наилучшему осуществлениюматериальных прав и обязанностей в области финансов.[8]
Важнейшим элементомфинансового правоотношения являются его субъекты, т.е. лица, участвующие вконкретном правоотношении и являющиеся носителями финансовых обязанностей иправ. Субъект финансового правоотношения связан с субъектом финансового права,который, реализовав свою правосубъектность, становится субъектом финансовогоправоотношения.
Вопрос о субъектахфинансового правоотношения связан с вопросом об объекте финансовогоправоотношения. В этом проявляется философская взаимосвязь категорий «субъект»и «объект».[9]
Вопрос об объектеправоотношения в теории права долгое время являлся одним из наиболеедискуссионных. На различных этапах развития теории права и отраслевыхюридических наук проблема объекта правоотношения имела различные акценты. Сегодняв связи с достаточно обширным исследованием этого вопроса как в теории права,так и в отраслевых юридических науках научные взгляды на объект правоотношенияболее или менее определились.
Как известно, одной изсторон финансового правоотношения является всегда государство илиуполномоченный государственный орган, финансово-правовые обязанности которыхнередко сливаются с правами, выражаясь в едином полномочии (Н.И. Химичева)[10].Более того, в ряде случаев, как показывает анализ законодательства, правогосударственного органа одновременно есть и его обязанность.
Таким образом, подобъектом финансового правоотношения следует понимать то, на что направленоповедение участников финансового правоотношения, детерминированное ихинтересами в рамках принадлежащих им субъективных прав и обязанностей.
Объекты финансовыхправоотношений в силу разнообразия этих правоотношений также разнообразны. Чащевсего о них можно судить исходя из анализа финансово-правовых норм, ибо онирегулируют поведение субъектов относительно определенных объектов, о которыхидет речь в самой правовой норме. Однако в ряде случаев объект правоотношениянепосредственно не зафиксирован в финансово-правовой норме и может быть выделенлишь в абстракции, т.е. логически. В последнем случае речь идет о такназываемых неотделимых от материального содержания объектах правоотношения,которые специально в законодательстве не регламентируются (С.С. Алексеев)[11].В связи с этим, все объекты финансовых правоотношений могут быть подразделенына две группы: отделимые и неотделимые от материального содержанияправоотношения.
Отделимые объекты — это такие, которые с той или инойстепенью конкретности зафиксированы или вытекают из анализа финансово-правовыхнорм и существуют как явления (предметы) окружающего нас мира.
Неотделимые объекты — те, которые не зафиксированы вфинансово-правовых нормах, а могут быть выделены лишь в процессе научногоабстрагирования и представляют собой результат деятельности субъектовфинансового правоотношения, неотделимый от его материального содержания.
К отделимым объектамфинансовых правоотношений относятся: а) налоги; б) сборы; в) бюджетныеассигнования; г) субсидии; д) бюджетные кредиты; е) бюджетные ссуды; ж)дотации; з) субвенции; и) свободный остаток прибыли государственныхпредприятий; к) штрафы, недоимки, пени; л) проекты бюджетов РеспубликиБеларусь; м) бюджеты (законы и плановые акты) и т д.
К неотделимым объектамфинансовых правоотношений относятся: государственный финансовый контроль,деятельность по поводу установления государственному предприятию порядкараспределения прибыли и т.д.
Все вышеперечисленныеотделимые объекты финансового правоотношения могут быть подразделены на двегруппы:
а) финансовые ресурсыгосударства и административно-территориальных единиц;
б) законы(постановления), плановые акты и их проекты.
В финансовые ресурсыгосударства как объекты финансовых правоотношений включаются всевышеперечисленные отделимые объекты финансовых правоотношений за исключениемпроектов бюджетов и самих бюджетов как законов (постановлений) и плановыхактов. Последние включены во вторую группу.
Для возникновения,изменения или прекращения финансовых правоотношений необходимо наличие четкоопределенных условий — юридических фактов. В финансовых правоотношениях самиучастники договариваться о юридических фактах не вправе. К юридическим фактам вфинансовом праве относятся действия (бездействие) или события.
Действия — это юридические факты, которыеявляются результатом волеизъявления лиц. Они могут быть правомерными, т.е.отвечать требованиям закона, и неправомерными — не соответствующими им. Вфинансовых правоотношениях возможные действия их участников определены заранеегосударственными законодательными и нормативными актами.
События — это обстоятельства, не зависящиеот воли людей (смерть и рождение человека, стихийное бедствие).Финансово-правовые нормы учитывают влияние событий на возникновение, изменениеили прекращение финансовых правоотношений.
финансовыйправовой норма процессуальный
3. Субъектыфинансового права
Финансовоеправо, регулируя относящиеся к его предмету общественные отношения, определяеткруг участников или субъектов этих отношений, наделяет их юридическими правамии обязанностями, которые обеспечивают планомерное образование, распределение ииспользование государственных денежных фондов и доходов. Носители этих прав иобязанностей являются субъектами финансового права. Следует различать понятие«субъект финансового права» и «субъект (или участник) финансовогоправоотношения», хотя они во многом совпадают.
Субъектфинансового права — это лицо, обладающее правосубъектностью, т. е. потенциальноспособное быть участником Финансовых правоотношений, поскольку оно наделенонеобходимыми правами и обязанностями.
Асубъект финансового правоотношения — это реальный участник конкретныхправоотношений[12].
Юридическиеправа и обязанности в сфере финансовой деятельности принадлежат субъектамфинансового права в силу действия финансово-правовых норм, независимо отучастия в конкретных правоотношениях. Но нельзя и противопоставлять данныепонятия. Ведь субъект финансового права, вступая в конкретные правоотношенияпри реализации своих прав и обязанностей, приобретает новые свойства — онстановится субъектом (участником) финансового правоотношения. Но при этом онсохраняет свои качества, которыми обладал до вступления в них, т. е. остаетсясубъектом финансового права.
Такимобразом, субъект финансового права — понятие более широкое, чем субъект(участник) финансового правоотношения.[13] В данный момент носителифинансовых прав и обязанностей могут еще не вступить в конкретныеправоотношения. Кроме того, какая-то часть прав и обязанностей может остатьсянереализованной. Однако ее объем гораздо меньший, чем по другим отраслям права,в силу особенностей финансовых правоотношений, обусловленных возникновениемэтих отношений в процессе финансовой деятельности государства. Участие в нихгосударственных органов (или органов местного самоуправления) с определеннойкомпетенцией в принципе предполагает необходимость полного осуществлениявходящих в нее прав и обязанностей в области финансов. Но и в этой области всвязи с действием уполномочивающих финансово-правовых норм и другими факторамисубъекты могут не проявить волю к реализации некоторых своих прав.
Особенностькруга субъектов финансового права состоит в том, что в него входят три основныегруппы, на которые подразделяются субъекты национального права:
а)государство и его административно-территориальные единицы;
б)коллективные субъекты;
в) индивидуальныесубъекты.
Каждаяиз них отличается своеобразием. Возможно подразделение субъектов финансовогоправа и на две группы:
а) организации,куда входят две первые из названных выше групп;
б) граждане(или физические лица) в качестве индивидуальных субъектов.[14]
Такаяклассификация также целесообразна и имеет значение при рассмотрении рядавопросов (например, об ответственности, о способах защиты субъектов финансовогоправа). Однако подразделение на три группы полнее раскрывает особенности кругасубъектов финансового права.
В первуюгруппу субъектов финансово-правовых отношений (государство и его административно-территориальныеединицы) входят:
— РеспубликаБеларусь;
— административно-территориальные единицы.
Такойкруг субъектов свойствен, в частности, бюджетным правоотношениям.Законодательство закрепляет право на государственный или местный бюджет именноза этими субъектами, а не за государственными органами, что выражает принципнародовластия, закрепленный в Конституции Республики Беларусь. Принадлежностьбюджета государству и его территориальному подразделению является и необходимыматрибутом, отражающим их организованность в соответствующую единицу —государство, административную единицу. В связи с правом на самостоятельныйбюджет они обладают целым комплексом прав на получение определенных бюджетныхдоходов и использование их для социально-экономического развитиясоответствующей территории.
РеспубликаБеларусь, ее административно-территориальные единицы выступают субъектами праваи в других финансовых отношениях: например, в отношениях, связанных сгосударственным долгом при выпуске облигаций государственных займов, прииспользовании банковского кредита для покрытия недостатка бюджетных средств.Соответствующие органы государственной власти и местного самоуправления в этомслучае выступают от имени и в интересах в целом Республики Беларусь, области,района и т.д., которые и являются носителями прав и обязанностей. Выполнениефинансовых обязанностей перед другими субъектами обеспечивается при этом засчет средств государства или его территориальных подразделений, то естьсоответствующего государственного или местного бюджета.
Широкийкруг субъектов финансового права представляют предприятия и иные коммерческиеорганизации различных организационно-правовых форм и форм собственности – тоесть коллективные субъекты. В качестве основной цели своей деятельности онипреследуют извлечение прибыли и действуют на праве хозяйственного ведения.Такие организации вступают в финансовые правоотношения в связи с внесением вказну налогов и других обязательных платежей, получением из нее ассигнований,распределением прибыли и т.д. Для вступления в такие правоотношения предприятиядолжны обладать юридической самостоятельностью, иметь свой финансовый план.Однако законодательством предусматривается возможность филиалам, другимобособленным подразделениям предприятий исполнять обязанности последних, вчастности по уплате налогов по месту своего нахождения.
Вусловиях перехода к рыночным отношениям развиваются различные организационныеформы объединений предприятий, причем предприятия сохраняют своюсамостоятельность и права юридического лица. Такими объединениями являютсясоюзы, ассоциации, компании, гильдии, холдинги, межотраслевые, региональные идругие объединения. Они создаются на договорной основе, действуют на принципахкоммерческого расчета, самофинансирования и самоуправления и вступают всоответствующих случаях в финансовые отношения.
Вусловиях рыночной экономики развилась сеть малых предприятий, которые такжевступают с государством в финансовые правоотношения, отличающиеся от другихсвоей спецификой.
Учреждения,которые являютсянекоммерческими организациями (не имеющими своей основной целью получениеприбыли), создаваемые для осуществления социально-культурной, научной иуправленческой деятельности, являются субъектами финансового права главнымобразом в связи с использованием для выполнения своих задач средств, выделяемыхим из государственного или местного бюджета.
Однаковсе большее значение приобретают права и обязанности учреждений, связанные сиспользованием внебюджетных средств, получаемых ими в результатепредпринимательской и иной деятельности, (оказания дополнительных услуг ит.п.), приносящей доходы.
Индивидуальныесубъекты финансового права,или физические лица, — это граждане Республики Беларусь, иностранные граждане илица без гражданства. Их права и обязанности связаны большей частью сналоговыми и другими обязательными платежами, поступающими в государственнуюили местную казну.
Законодательствоустанавливает в качестве основных условий привлечения гражданина к уплатеналогов наличие у него дохода, превышающего установленный необлагаемый минимум,или определенного имущества, подлежащего налогообложению (строения,транспортные средства, земельный участок и др.). Граждане также могут вступатьв финансовые правоотношения в области государственного и банковского кредита,государственного страхования. Законодательство определяет, в таких случаяхсубъектами финансового права Республики Беларусь могут быть не только граждане нашегогосударства, но и иностранцы и лица без гражданства.
Средифизических лиц — субъектов финансового права выделяются граждане, занимающиесяиндивидуальной предпринимательской деятельностью без образования юридическоголица, в том числе главы крестьянского (фермерского) хозяйства.[15]

Заключение
Финансово-правовая норма —это установленное государством и обеспеченное мерами государственногопринуждения правило поведения в отношениях, возникающих в процессе образования,распределения и использования денежных фондов государства и муниципальныхобразований.
Финансово-правовые нормысодержат как признаки, общие для любых правовых норм, так и, специфические,характерные только для норм финансового права. К общим признакамфинансово-правовой нормы относятся следующие:
— норму устанавливаетгосударство, а поэтому ее исполнение обеспечивается принудительной силойгосударства;
— норма есть правилоповедения общего характера, обращенное ко всем участникам регулируемых еюобщественных отношений;
— норма возлагает научастников отношений юридические обязанности и предоставляет им субъективныеправа;
— норма всегда выражена вкаком-либо правовом нормативном акте — законе, указе, постановлении, приказе,инструкции, принятом компетентным государственным органом или органом местногосамоуправления.
Финансовое правоотношениеопределяется как общественное отношение, возникающее при создании,распределении, использовании фондов денежных средств и урегулированное нормамифинансового права, участники которого обладают соответствующими юридическимиправами и обязанностями. Как и любое другое правовое отношение, финансовоеправовое отношение возникает между определенными субъектами по поводуконкретного объекта и имеет содержание, раскрывающееся через соответствующиеправа и обязанности его участников. Отражая общий характер, присущий любомуправовому отношению, финансовое правовое отношение имеет и специфическиепризнаки, обусловленные особенностью сферы их возникновения.
Финансовое правовоеотношение возникает в связи с тем, что соответствующие субъекты осуществляютфинансовую деятельность, то есть деятельность, направленную на создание, распределениеи использование определенных фондов денежных средств, и эта деятельностьрегламентируется нормами финансового права. Указанный признак являетсяопределяющим при отграничении финансового правового отношения от смежныхправовых отношений, в частности от административных правовых отношений.
Субъектами финансовыхправовых отношении могут быть физические лица (граждане), юридически лица (иорганизации, не наделенные правами юридического лица), государство иадминистративно-территориальные единицы.
Особенностью финансовыхправовых отношений является то, что одним из субъектов этих отношенийобязательно должно быть государство в целом либо орган государственной властиили местного самоуправления.
Финансовое правоотношениене может возникнуть между физическими лицами (гражданами), между физическимилицами (гражданами) и юридическими лицами, имеющими организационно-правовуюформу, базирующуюся на частной собственности, а также между даннымиюридическими лицами. Субъектный состав финансового правоотношения определяетсявидом финансового правоотношения.
Финансовое правоотношениевозникает только по поводу денежных средств (финансовых ресурсов), внезависимости от их формы выражения. Оно относится к имущественным отношениям,основанным на властном подчинении одной стороны другой.

Списокиспользуемой литературы
1. КонституцияРеспублики Беларусь 1994г. с изменениями и дополнениями, принятыми нареспубликанских референдумах 24.11.1996г. и 17.10.2004г.;
2. Банковский кодексРеспублики Беларусь. Закон Республики Беларусь от 25 октября 2000 г. № 441-3 в редакции Закона от08.07.2008г. №372-З (Национальный реестр правовых актов РеспубликиБеларусь, 2008 г., № 172, 2/1469).
3. Алексеев С.С. Государство и право. М., Проспект,1994.
4. Алексеев С. С.Общая теория права: Курс в 2т. том 1. — М., Юристъ, 2002.
5. Бойко Т.С.,Лещенко С.К. Финансовое право: учеб. пособие. – Мн.: Книжный Дом, 2006.
6. Востриков Л.Г.Финансовое право. Учебник. – М., Юстицинформ, 2007.
7. Гражданскоеправо: Учебник. В 2ч… ч.2 /под ред. проф. В.Ф. Чигира. – Мн.: Амалфея, 2000.
8. Крохина Ю.А.Финансовое право России: Учебник. – М.: Норма, 2004.
9. Пилипенко А.А.Финансовое право: Учебно-методический комплекс. – Мн.: ФУСТ БГУ, 2003.
10. Финансовое право:Учебник / Отв. ред. М.В. Карасева — М.: Юристъ, 2004.
11. Финансовое право/ Отв. ред. Н.И. Химичева. 2-е издание, доп. и перераб. — М., Юристъ, 1999.
12. Финансовое право: Учебник /Отв. ред. Н.И.Химичева. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристъ, 2004.

Приложение
 
1. Возможно ли возникновениефинансовых правоотношений между физическими лицами:
1) да;
2) нет.
Ответ: нет, т.к. финансовые правоотношенияотличаются тем, что одним из субъектов в этих правоотношениях всегда являетсяуправомоченный орган государства (финансовый орган, кредитное учреждение) иливысший или местный орган государственной власти.
2. Когда физическиелица являются участниками финансовых правоотношений:
1) если получаютзаработную плату за счет бюджетных источников;
2) если являютсяплательщиками подоходного налога;
3) если являютсяплательщиками налога на недвижимость;
4) если получаютбюджетную ссуду на строительство жилья.
Ответ: 2,3,4. Законодательство устанавливает вкачестве основных условий вступления граждан в финансовые правоотношения ихпривлечение к уплате налогов, поступающих в государственную или местную казну,т.е. наличие у них дохода, превышающего установленный необлагаемый минимум, илиопределенного имущества, подлежащего налогообложению (строения, транспортныесредства, земельный участок и др.). Граждане также могут вступать в финансовыеправоотношения в области государственного и банковского кредита,государственного страхования.
3. Финансовоеправоотношение, как правило, является:
1) перманентными;
2) срочными;
3) бессрочными.
Ответ: 1. Финансовые правоотношения, какправило, являются перманентными, т.к. финансовое правоотношение является формойреализации публичных интересов, в связи с чем оно должно рассматриваться какпублично-правовое отношение. Это определено тем, что финансовое правоотношениевозникает на основе нормы финансового права, которая является средствомреализации интересов всего общества, различных классов, социальных групп ит.д., а также интересов самого государства, т.е. возникают и развиваются всфере финансовой деятельности государства, следовательно носят непрерывный(перманентный) характер.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Сонет 162 Щасливі квіти й благовісні трави... з Книги пісень
Реферат Эмоциональная отзывчивость трехлетних детей
Реферат Использование принудительного труда немецкого гражданского населения в СССР
Реферат Косвенно-предикативные конструкции с неличными формами глагола в латинском и в испанском языках
Реферат Охота на царя: Шесть покушений на жизнь Александра II
Реферат British Pregnancy Advisory Service, Страфорд-на-Эвоне, Великобритания Эл почта: patricia lohr@bpas org реферат
Реферат Ирано-израильское противостояние в аспекте Ближневосточной проблемы
Реферат Динамика развития человечества
Реферат Расчет лановых экономических показателей работы магазина
Реферат Самоубийство Катерины сила или слабость
Реферат Анализ и оценка финансового состояния ПСК (колхоз) "Ленинский путь" и обоснование направлений повышения устойчивости его экономического роста
Реферат Особенности правового регулирования аренды зданий и сооружений
Реферат Разработка объектно-ориентированной модели информационной системы учебной библиотеки
Реферат Совершенствование и оценка психологической подготовленности юных футболистов
Реферат Анализ финансовой деятельности предприятия и пути её совершенствования