Реферат по предмету "Политология"


Ирано-израильское противостояние в аспекте Ближневосточной проблемы

Реферат: Ирано-израильскоепротивостояние в аспекте Ближневосточной проблемы
 

Создание ГосударстваИзраиль в 1948 г. неоднозначно было воспринято международной общественностью ипривело к первой арабо–израильской войне 1948–1949 гг.поскольку арабские страны негативно отнеслись ксамому факту существования в этом регионе еврейского государства.
С первых дней своего существования Государство Израиль столкнулось с фактомнеобходимости добиться политического признания своейнезависимости. В этих условиях сравнительно положительнаяпозиция в этом вопросе монархического Ирана,имевшего древнейшую историю и вес в регионе, представляладля Израиля большое значение. США решили оказать определенное давление на рядазиатских стран, которые находились от США в тесной зависимости, чтобы побудить ихк дипломатическому признанию Израиля и установлениюс ним нормальных деловых отношений. Нажим такого рода был оказан и на Тегеран. В результате Иран признал Израиль "де–факто" вначале 1950 г. и стал после Турции вторым мусульманским государством,выступившим, хотя и не за полное юридическое, а за фактическое признаниенезависимости Израиля1.
В Израиле этот шаг Ирана был встречен с удовлетворением, посколькуеще одна мусульманская страна, несмотря на призывыарабских государств, отказалась бойкотировать Израиль и тем самым расширилабрешь в блокаде страны на международной арене.
В марте 1960 г, Иран иИзраиль установили прямое воздушное сообщение,чтобы лучше обслуживать начавшиеся контакты двух стран, в частности, в области торгово–экономическихотношений2.
Контакты между Ираном и Израилем постепенноразвивались, охватывая все новые и новые сферы сотрудничества, включая ивоенное. Так, началось сотрудничество в областиразведки, подготовки иранских военных кадров, атакже по линии Багдад/>скогопакта, согласно документам которого Израильчислился«его секретной базой»3.
Израильская разведка Моссад приняла самое активное участие в создании вИране службы безопасности САВАК, с которой онаустановила и вплоть до исламской революции 1978–1979 гг.поддерживала близкие контакты.
Следует отметить, что после Суэцкогокризиса 1956 г., когда ряд нефтедобывающих стран, втом числе и Советский Союз, прекратили поставки нефти в Израиль в знак протестапротив его внешней политики, Иран стал единственной страноймусульманского мира, которая решиласьнепосредственно продавать нефть Израилю. В частности в 1956 г. Иран единовременно поставилИзраилю 8 млн. т нефти4. В последующиегоды Иран наладил в Израиль регулярные поставки нефтив объеме до 3 млн.т, чтона 75% удовлетворяло потребности этой страны в жидкомтопливе, которые составили в 1967 г. около 4млн. т5.
Следует отметить, что единственным разногласиемполитического характера того периода между Израилеми Ираном была палестинская проблема. Дело в том, что Иран стал выступать взащиту прав палестинского народа и даже воспользовался для этого трибуной ООН6. Это было вызвано тем, что Иран не хотелокончательно портить свои отношения со странамиарабского мира, особенно с теми, где у власти стояли консервативные монархические режимы, в частности с СаудовскойАравией, Кувейтом, Иорданией и др.
Иран в принципе поддерживал резолюцииООН и арабские страны в арабо–израильскомконфликте. Это касалось и резолюции 242 ООН. Шахпотребовал возвращения арабских территорий, оккупированных Израилем в 1967 г. Это требование он неоднократно повторял и опирался нато, что «эра оккупации и узурпации землидругих силой ушла в прошлое»7.Представляется, что реальные мотивы позиции Ирана заключались в убежденности, что мирные переговоры не могут реально привести к уходу Израиля с оккупированных территорий.
В отношении Иерусалима позиция Ирана оставалась неизменной с войны 1967 г. Иран основное внимание уделялнеобходимости обеспечить контроль мусульманскихсвятых мест.
Тем не менее после войны 1967 г., когда в ряде арабскихстран стали раздаваться призывы уничтожить Израиль,как государство, Иран выступил против и заявил о своейподдержке Израиля в качестве независимой сувереннойстраны, подчеркнув, что он не разделяет экстремистские планы арабских стран по ликвидации Израиля. Министриностранных дел Ирана в интервью американскому агентству «Ассошиэйтед Пресс» вмае 1970 г., подчеркнул, что "Иран признает существование Израиля, каксуверенного государства"8.
Иран во время октябрьской войны 1973 г. продолжал,хотя и секретно, поддерживать прежние отношения и сотрудничество с Израилем.В частности, бесперебойно осуществлялись поставки иранской нефти Израилю, что имело израильскойармии и экономики исключительноважное значение, посколькудобыча на промыслах Синайского полуострова,составлявшая значительную часть нефтедобычи Израиля, была фактическипрекращена из–за боевых операций9.
Сравнительно тесные отношенияИзраиля и Ирана были обусловлены в рассматриваемыегоды рядом факторов – обе страны быстро развивалисьв экономическом плане, отдаваяпредпочтение капиталистическому пути развития, тесносотрудничали с Западом, особенно США; выступали против коммунистических режимов; инаконец, стали серьезной в военном плане силой в регионе Ближнего и СреднегоВостока, в основном благодаря получению из СШАсамого современного и мощного оружия.
Одновременно Иран не мог не учитывать изменившуюся ситуацию в регионе послеоктябрьской войны 1973 г.
Позиция Ирана по палестинскому вопросу быладостаточно сложна, Иран поддерживал позицию о "законных правах палестинскогонарода", что подразумевало: во–первых,репатриацию палестинцев; во–вторых, самоопределениепалестинского народа отраженную, например, в резолюцииООН 2535 B (XXIV)от 10 декабря 1969 г, и поддержанную Ираном и всовместном ирано–египетском коммюнике от 12 января1975 г.10
После конференции в РабатеИран подтвердил, что участие ООП существенно для продвижения мирных переговоров. Шах заявил после визита президента А.Садата в Тегеран в июне1976 г.: «Мывсегда говорили и все еще говорим, что палестинцыявляются реальностью, которую нельзя игнорировать. Они также должны иметь место, в котором объединившись вместе могут иметь свою государственность послетого как они были беженцами и эта нация должна иметь активную страну в этомрегионе»11.
Даже если это означало,что Иран признал проблему создания палестинского государства, в то время ещетрудно было выяснить тип государства, который Иран мог иметьв виду.
В результате выборов 1977 г.в Израиле к власти пришел правый блок Ликуд во главе с М.Бегином.Для правления Ликудабыло характерно: усиление связей светскихсионистских кругов с клерикалами, новые подходы к решению ближневосточного конфликта, а именнозаключение сепаратного мирного договора с Египтом в 1979 г., который был воспринят арабскими странами как "предательство"Египтом дела арабских стран и палестинского народа.
Существенные перемены, которые произошли и в Иране, по существу определилиразвитие взаимоотношений между двумя странами напротяжении почти десяти лет.Именно в начале 80–х годов Иран приступил к осуществлению своей главной задачиво внешней политике – «экспорту исламской революции».И хотя официально Исламскаяреспублика Иран широко распропагандировалаутверждение о том, что этот «экспорт» восновном направлен против империализма, сионизма и коммунизма, многие мусульманские страны, особенно те, где у властинаходились суннитские представители, с большимподозрением встретили этот курс шиитского Ирана, полагая, что его революциядолжна ограничиваться рамками самого Ирана и не затрагивать другие исламскиестраны12.
После победы революции в Иране в 1979 г. и провозглашения страны Исламской Республикой Иран, Тегеран разорвал отношения с Израилем, выслал изстраны израильских дипломатов,технических и военных специалистов, а такжеэкспертов по культурному и идеологическому сотрудничеству. Здание израильской миссии было передано представительствуООП13.
В октябре 1979 г. аятолла Р.Хомейни объявил «священнуювойну» Израилю и призвал все другие исламскиестраны поддержать его призыв14.
Такая жесткая линия исламского Ирана по отношению к Израилю проистекала восновном из теоретических взглядов лидера ИРИ аятоллы Хомейни, которыебыли изложены им еще до революции 1978–1979 гг. В этих трудах Израиль и вообще евреи были отнесены к основным врагам ислама, ибо "еврейский народ подрывает мусульманство и стоитза всеми антиисламскими происками и интригами". Цель евреев и тех, кто поддерживает их, подчеркивал аятолла, – «разрушение ислама исоздание всемирного еврейского правительства»15.
И не случайно, что когда в 1981 г. появился план Фахда поурегулированию ближневосточного кризиса, Иран отверг его лишь потому, что саудовский король признавал существование Израиля. Этогони в коем случае нельзя было допустить, как считалисламский Иран16.
После начала ирано–иракскойвойны взаимоотношения между Израилем и Ираном нуждались в определенном, если непрямом, то в косвенном восстановлении.
Как сообщила английская "Таймс", в марте 1982 г. израильское правительство М.Бегина уже вскоре посленачала войны между Ираном и Ираком и возникших в связи с этим потребностямиТегерана в оружии, стало поставлять Ирану почти половинуимпортируемогооружия, запасных частейи амуниции, поскольку сама израильская армия такжеоснащена американским оружием, а израильскаяоборонная промышленность выпускает по американским лицензиям боеприпасы изапасные части, которые вполне подходят для нужд иранской армии17.
Экспорт оружия в Ираносуществлялся Израилем в секретном порядке, часто через третьи страны или подставные фирмы имеждународные посредническиеорганизации. По данным американской печати, Израильв разное время поставлял в Ираноружие на сумму от 500млн. до 1 млрд. долл. вгод18.
Во второй половине 80–х годов получив предложение Иранапродавать нефть в обмен на оружие, Израиль сумелрешить одну из своих важных и сложных проблем засчет Ирана и более дешевым с финансовой точкизрения путем, поскольку ранее Израиль вынужден был ввозить нефть из странЛатинской Америки. Одновременно война Ирана сИраком была воспринята как передышка для Израиля в его противостоянии арабскому миру. За это время Израильпланировал укрепить свои вооруженные силы и экономику.
Когда Израиль начал поставкиоружия в Иран, там произошли большие перемены. О «джихаде» против Израиля в Иране стали забывать и уже не вспоминали о нем впечати или при других удобных случаях. В октябре1985 г. Иран снял в ООН свое собственное предложение об исключении Израиля изэтойорганизации19.
Следует отметить, что в рассматриваемые года Иран давал ясно понять, что он не горит желанием начать войну против Израиляпосле победы над Ираком или окончания войны с этой страной, а его первейшей задачей будет восстановлениеразрушенной экономики ипреодоление других кризисных явлений послевоенного периода, что он фактически и начал делать послепринятия резолюции 598 и примирения 20 августа 1988 г. с Ираком.
В то же время в рассматриваемые годы существовали существенные разногласиямежду двумя странами. Это прежде всего относилось к проблеме Ливана. Израиль и Иран активно вмешивались во внутренниедела Ливана: Иран на стороне мусульман–шиитов, Израиль на стороне христианскихгруппировок, которые провозгласили своей целью достижение "подлинной независимости и суверенитета" Ливана. При этом ИРИ стремилась увидеть Ливан исламской республикой,Израиль, поддерживая христиан, предполагал, что таким образом Ливан мог статьгосударством, которое не представляло бы никакойугрозы безопасности Израилю.
Важным моментом во взаимоотношениях Израиля и Ирана стало начало в декабре 1987 г. восстания палестинского народа наконтролируемых Израилем землях. В тот момент позиции Ирана и Израиля попалестинской проблеме совпали в том плане, что ИРИ,как и Израиль не захотела и не стала признаватьведущей роли в этом восстании ООП и ее лидера Ясира Арафата. Причины кнепризнанию ООП у ИРИ и Израиля были различными: у Ирана потому, что ИРИвыступала против создания арабского государстваПалестины, у Израиля потому, что он считал ООП не политической, а террористической организацией, однаков целом сам факт такого совпадения был весьмапримечателен.
Позиции Ирана и Израиля совпали и по вопросу созданного 15 ноября 1988 г. арабскогоПалестинского государства в изгнании. Его не признал ни Иран, ни Израиль. Этоне осталось незамеченным в арабском и мусульманском мире, где местная печать не преминула подчеркнуть "общность" Ирана и Израиля по такому коренному вопросу, как признаниеПалестинского государства, являющегося важной составной частью всего ближневосточного конфликта20.
В конце 80–х годов Израиль и Иран продолжали поддерживать экономические связи.Важно отметить то, что с конца 1989 г. Израиль начал закупки нефти в Иране, что было с удовлетворением встреченоопределенной частью иранскогоруководства, ибо Иран нуждался в иностранной валюте21.
Соглашения Израиля и Ирана о поставках нефтиозначали также стремление Израиля восстановитьполитические связи с Ираном, которые были разорваныпосле скандала Иран–контрас, разыгравшегося в 1985 г.22.
Одновременно в Израиле были чиновники, которые критиковалилица в "правительственных и разведывательныхслужбах" в Израиле, находившихся в оппозиции кулучшению связей с Ираном23.
В рассматриваемые годы Иран начал разработку своейсобственной программы по созданию ядерного оружия.Некоторые иранские политики открыто поддерживалисоздание "исламской"ядерной бомбы. Ряд иранских деятелей публично заявляли,что поскольку Израильобладает ядерным арсеналом, исламские страны должнысовместно работать над созданием ядерного оружия.Вице–президент Ирана аятолла Мохаджерани в интервью заявил: "Исламские страны должны коллективно использоватьсвои ресурсы, чтобы добиться ядерной мощи".
Сложные взаимоотношениясохранялись у Ирана с ООН. Иранские государственные деятели критиковали Совет Безопасности,называя его "послушным инструментом в руках США", поскольку резолюцииСовета безопасности, касавшиеся Ливии и отменыформулировки "сионизм – форма расизма",как и результаты встреч глав государств – членов СБ противоречилиидеологическим основам внешней политики ИРИ.
В июне 1992 г. Иранвновь подтвердил свое негативное отношение к Израилю. В ответ на обвинения, чтоИран закупает оружие у Израиля, высшие должностныелица Ирана назвали «эти слухи измышлениемизраильской пропаганды, поскольку Иран не признает это государство и даже выступает против мирных переговоров с ним».
Иранне только сам не поддерживал дипломатическиеотношения с Израилем, но и осуждал какие–либо связи с Израилем другихмусульманских государств, например, Саудовской Аравии за поддержку прямыхпереговоров с Израилем. израиль иран палестинскийпроблема
Еще более жесткиепозиции занимали религиозные лидеры Ирана, которые считали Иран единственнымоплотом борьбы за исламские ценности и права угнетенных масс во всем мире. Один из лидеров ИРИ аятолла Ахмад Джаннати прямоподчеркивал, что Иран никогда не признаетдействительными какие–либо соглашения с Израилем, которые могут заключить арабскиестраны, в том числе Иордания или Сирия. В противном случае, сказал он, "справедливая борьбапалестинцев против Израиля может быть расценена кактерроризм". С точки зрения Джаннати нелепо предлагать палестинцам вестипереговоры с сионистским режимом.
Тем не менее Иран осознавал перемены в мировой расстановке сил, переход от системы противостояния двухсупердержав к их сотрудничеству. Прямая конфронтацияс США в подобной обстановке тегеранским руководителям явно не была на руку. Похоже, что Хашеми–Рафсанджани,который из–за внутренних причин не особенно рекламировал свою точку зрения,исходил из того, чтодля Ирана выгодней всего было бы как можно скорее восстановить отношения с Вашингтоном.
Со своей стороны Израиль, поддерживавшийхорошие отношения с США, Турцией пытался отмежеваться от иранских фундаменталистов, тем более что последние занималиоткрыто антиизраильскую позицию.
Премьер–министр Израиля Ицхак Рабин и министриностранных дел Шимон Пересотвергли обвинения, выдвинутые против Израиля по делу об «ирангейте»и содержащиеся в опубликованном в январе 1994 г. отчете Лоренса Уолша24.
Как уже говорилось, скандал разразилсяв середине 80–х годов– выяснилось, что США продавали оружие Ирану, а вырученныесредства шли на поддержку никарагуанских контрас. Тень подозрений пала на администрацию Рейгана и Буша. 14 человек были преданы суду, видные политические деятелиоказались под следствием.Федеральный апелляционный суд поручил Л.Уолшу расследовать обстоятельстваскандального дела. Итоги осуществленного им дознания были преданыгласности в январе 1994 г. – через семь лет посленачала следствия25.
Ранее отчет Л.Уолша был передан И.Рабину и Ш.Пересу для ознакомления. "Отчетизвращает факты, – такова была реакция Израиля. – Из него следует, что американская операция былапроведена по израильской инициативе.… Между темпричастные к этому делу израильтяне действовали искренне, выполняя свойдолг перед государством"26.
Вместе с тем правительство И.Рабинастало занимать все более гибкую позицию по проблемеближневосточного урегулирования. Соглашение Израиляи ООП в сентябре 1993 г. «Газа–Иерихон –сначала» об уходе с части оккупированныхтерриторий – подтвердило намерение израильтян и палестинцев решать вопросымирным путем, а не военными средствами. Такой подход противоречил иранской позиции – решение проблем с позиции силы.
Иран продолжал занимать жесткую позицию в отношении арабо–израильских переговоров и не намерен был менятьсвою позицию относительно переговоров, которые вели сИзраилем представители ряда арабских стран и ООП.Тегеран и впредь намерен был отказываться присоединиться к мирному процессу. Об этом заявил 20 апреля 1994 г. иранский посол вБейруте Хамаюр Ализаде27.
Информация, собранная израильской разведкой оядерной программе Ирана и переданная США, заставилаадминистрацию Белого дома отнестись к этой проблемес большей серьезностью, чем в прошлом. Осенью 1994 г.Израиль представил США данные, доказывающие, чтоТегеран предпринимает значительные усилия для приобретения в Германии и Швейцарии необходимых компонентов технологии, предназначенной для получения обогащенного плутония.
Тем не менее, как и в прежние годы, Израиль поддерживал экономические связи с Ираном. Здесь явно налицобыла политика "двойного стандарта" – "враждебные" политические отношения иодновременно заинтересованность в экономических связях.
Не существует никаких официальных израильскихдокументов, которые определяли бы Иран как «враждебное государство», а также нет закона, ограничивающего возможность инвестиций в Иран. Равным образомИзраиль не ограничивает деловые связи с зарубежными фирмами,действующими в Иране. Такие выводы были получены в результате журналистскогорасследования, проведенного газетой «Гаарец»в связи с подписанием президентом США Б.Клинтоном закона о санкциях против компаний, сотрудничавших сИраном28.
Израиль оказал значительное давление на США, чтобыдобиться принятия закона о санкциях, не объявляя,тем не менее, Иран "враждебным государством".В свое время И.Рабин воздержался от такого родаопределения Ирана из опасений, что это может нанести вред иранским евреям.
Действовавший в Израиле закон,запрещавший торговлю с враждебными государствами, остался со времен британскогомандата; он запрещает любые деловые связи со странаминаходящимися с Израилемв состоянии войны, а также с организациями илифирмами, которые министр финансов определял каквраждебные.Имуществоэтих стран или организаций подлежит конфискации29.
Юридическая проверка, произведенная Министерствомфинансов Израиля с целью определить Иран как страну, находящуюся в состояниивойны с Израилем, показала, что это невозможно. Тогда было предложено объявить Иран "враждебным государством",но и это сделано не было. Между тем иранскийзакон предусматривал смертную казнь и конфискациюимущества для всякого, ктомог быть уличен всвязях с Израилем30.
Представителиизраильского МИДа сообщали, что, по мнениюевропейских дипломатов, ожидалось «потепление»в ирано–израильских отношениях. Известно, чтоевропейские дипломаты обратили внимание Ирана натот факт, что в отличие от И.Рабина и Ш.Переса Б.Нетаньяху воздерживался от каких бы то ни было антииранских заявлений31.
Однако председатель меджлисаИрана Али Акбар НатекНури заявлял, что он готов поддерживать добрыеотношения со всеми странами, за исключениемИзраиля32.
Тем временем наметились контуры возможного сближения США и Ирана, на чтоповлияли три фактора:
В результате выборов президента Ирана в мае 1997 г. к власти пришелменее консервативный,по мнению избирателей, МохаммадХатами33.
Важным фактором стал форум Организации исламской конференции (ОИК),который прошел в Тегеране в декабре 1997 г. Форум доказал, что обращения к США арабских стран, в первую очередьгосударств Персидского залива, о нормализации американо–иранскихотношений – не просто пустые слова.
Еще одним фактором, заставляющим Вашингтон изменить своюпозицию, стало мощное давление на администрацию состороны американских компаний. Бизнес есть бизнес,и корпорации в США не испытывали большой радости,когда их конкуренты из Европы и России, не взираяна закон Д’Амато, делили иранский рынок34.
Тем не менее наметившиеся признаки сближения между США иИраном – пока еще дело будущего.
В действительности проблемы были и остаются. Так, газета «ДжерузалемПост» утверждала,что новый посол США в Израиле Эдвард Уокер поведализраильскому министру иностранных дел Давиду Леви о причастности Ирана к вылазке экстремистов вегипетском городе Луксор 17 ноября 1997 г., стоившей жизни 58 иностранным туристам. «Джерузалем пост» добавляла, что Э.Уокерупомянул Иран, выражая обеспокоенность СШАотношениями между Дамаском и Тегераном. Характерно, что пресс–служба посольстваСША в Тель–Авиве отказалась комментировать «информацию газеты,основывающуюся на анонимномисточнике»35.
В последние годы руководство Израиля серьезно былообеспокоено значительнымростом военного потенциала Ирана как вколичественном, так и качественном отношении. Так, Тегеран увеличилчисленность своих войск до 1,5 млн. человек и планирует довести численность членов народного ополчения до 20 млн. человек36. Иран тратитна свои военные нужды 30% своего бюджета, или около 35–40 млрд. долл. в год, но никак не 2 млрд. долл., как это официальноутверждается Тегераном. Участились военные маневры,особенно в зоне Персидского залива. Примечательно, что такие маневры в апреле 1997 г. проходили под кодовымназванием «Тарик эль–Кудс»(путь кИерусалиму)37.
К тому же в Израиле не могли не услышать призыва духовного лидера ИРИ аятоллы С.А.Хаменеи, который неоднократно обращался к мусульманам всего мира «уничтожить Израиль», сионистскийрежим которого он считал «расистским, тираническим, отвратительным и беспощадным»38.
Израиль обеспокоен также тем, что в Иране усиленноразрабатываются новые виды оружия массового поражения, в том числе химическогои бактериологического.Характерно, что в создании иранских видовхимического оружия былзамешан крупный израильскийбизнесмен Н.Манбар, продавший Ирану материалы для производства газа и другого химическогооружия, за что он и был арестован39.
О возросшем влиянииИрана в регионе свидетельствует тот факт, что VIIIсессия глав государств и правительств (ОИК)состоялась в начале декабря 1997 г. в Тегеране. Вней приняло участие 55 исламских стран, тогда как на Iсессии их было всего 25.
Как и прежде, на сессииОИК поднимались проблемывнешней политики Израиля, который, по мнению членов ОИК, не желал решить самыйзлободневный вопрос дляарабов – создание Палестинского государства.Этомувопросу была отдана приоритетность из всех 139 проблем поднятых на этом форуме.Но какого–либо существенного прорыва в этом плане не произошло. Из кругов близких к Я.Арафатураздавались угрозы, что, если Тель–Авив не пойдетна переговоры, то ООП сама создаст в мае 1998 г.независимое Палестинское государство.
Остро стоял вопрос и об Иерусалиме, который Израильпровозгласил своей столицей. Исламский мир непризнал этого решения и продолжает настаивать на том, чтобы столицей будущегоПалестинского государства стал именно Иерусалим.
ОИК отметила, что продолжается раскол в исламскоммире, и все больше мусульманских стран (Турция, Катар, Оман и др.) идут на тесныесвязи с Израилем.
Тем не менее характерны высказывания недавноизбранного в ИРИ президента И.Хатами по внешнейполитике страны. Онзаявил, что «Ирану нужнаактивная и свежаявнешняя политика». И.Хатами обещал, что его правительство "будетсодействовать ликвидации напряженности в международных отношениях, а также стремиться кустановлению дружественных связей с различными странами"40. Онтакже подчеркнул, что "Инструментом нашейреволюции были слова, а не сила и оружие. Мы не верим в конфликтцивилизаций. Мы верим в диалог между ними"41.
Таким образом, отношения Израиля и Ирана включают сложныйкомплекс проблем, где геополитическая ситуация врегионе занимала одно из первостепенных значений.Фактически в регионе сложился новый расклад сил, в котором было достаточнооснований и для сотрудничества, и для соперничества. С точки зрения Израиля,Иран долгие годы был экономическим и, главное, политическим конкурентом в регионе. Тем не менее, несмотря на жесткую позицию Ирана в отношении ближневосточного урегулирования, какие–то экономические контакты между Израилеми Ираном осуществлялись – это неплохой задел для улучшения в будущем ситуации в регионе.
В Израиле за нормальные связи с Ираном выступали и выступаютбизнесмены, экономисты, торговцы, военные, научные и журналистские круги. Всеони тем или иным образом были ранее связаны подолгу службы или научной деятельностью с Ираном, долго прожили там и общались с иранцами, успелиустановить деловые контакты и совсем не противвозобновить их в условияхобострившейся конкуренциина международном экономическом рынке и рынке оружия. Тем более, что нефтеперерабатывающиезаводы Израиля ориентированы на переработку иранской нефти./>
В самомИране многие слои, начинаяот еврейской общины и кончая высшими должностнымилицами, настроены на то, чтобы улучшить отношения междуИраном и Израилем.Это, конечно, прежде всего нефтебизнесмены,которые «секретно» поставляют в Израиль нефть и нефтепродукты и получают взамен «нужныеим товары», передовую технологию, вплоть дооружия американского и израильского производства.
Оставив в стороне разногласия, существующие междуИзраилем и Ираном, напомним о тех факторахглобального, регионального и локального значения, которые в той или иной меремогли способствовать снятию напряженности междуИзраилем и Ираном, нормализацииотношений между ними и, возможно, восстановлениюдипломатическихсвязей между двумя государствами в обозримомбудущем.
Окончилась "холоднаявойна", распался СССР, кончилось противостояние США – СССР и начали развиватьсяотношения: Север – Север, Север – Юг, Юг– Юг и т.д. Это, в определеннойстепени, затрагивает отношения между Израилем и Ираном в плане их официального сближения на фонеуже имеющихся неофициальных контактов, особенно в области экономики и военной сфере.
В региональном масштабе: кончиласьвойна между Ираном и Ираком, между Ираком и Кувейтом, между бывшим СССР и Афганистаном. Учитывая хорошие отношенияРоссии и Израиля, России и Ирана в будущем возможен диалог между Израилем и Ираном.
В локальном плане: возникла палестинская автономия –прообраз будущего Палестинскогогосударства, улажены отношения Ирана с Бахрейном, налажены связи Израиля сКатаром, Иорданией, Оманом, Египтом. Иран улаживает свои проблемы с ОАЭ. Ясир Арафат, лидерООП, примирился с ИРИ и т.д.
"Примирению" двухстран в настоящее время может послужитьизраильско–палестинское (ООП) сближение, с одной стороны, и ИРИи ООП, с другой (приезд делегации ООП впервые за 18 летв Иран на сессию ОИКв 1997 г. имел важноеполитическое значение), а также ослабление (возможное) связей с другимирадикальными палестинскимиорганизациями типа – ХАМАС, Хезболлах и т.д. Это может выглядеть реальным вслучае, если обе стороны придут к единому мнению о создании Палестинскогогосударства.
Важно отметить, что и вИзраиле, и в Иране есть силы, которые понимают, что ближневосточную проблемувоенным путем решить невозможно. То, что Тегеран заявил, что он не стремится решить ближневосточнуюпроблему военным путем открыло новые возможностидля переговоров, а значит и для сближения Ирана сИзраилем. В Израиле в определенной мере смирились с Я.Арафатом,который долгое время был "предателем" и «врагом»исламского Ирана. Теперь Я.Арафат – друг ИРИ.Израиль не протестовал против создания ОЭС. Даже более того пытается сотрудничать с этой чисто исламскойэкономической организацией, принял участие в экономическо–финансовойконференции в Катаре в ноябре 1997 г.
Существует, как это нипарадоксально, и религиозный фактор сближения, аименно бехаизм, который исповедуют как в Израиле,так и в Иране. Например, в Иране бехаистами были высокопоставленные иранскиегосударственные деятели – премьер–министр Ховейда,председатель сената Шариф Имами и т.д. Неофициальный, мягкий шиизмИрана более устраивает Израиль, нежели суровый ваххабизм суннитского толка, исповедуемый вСаудовской Аравии.
В Израиле имеется значительнаяеврейская община, которая вышла из Ирана и не хочет терять свои связи с ИРИ, где продолжает проживатьеврейская община, которая, естественно, тянется ксвоим землякам в Израиле и не желает в силу целогоряда причин выезжатьиз Ирана.
Хотя воинственная риторика все еще раздается с обеих сторон, тем неменее здравый смысл подсказывает, что решать спорные вопросы необходимо на основе мира и взаимовыгодности национальныхинтересов, а не на поле боя.

Литература
1 Е.А.Орлов. Внешняяполитика Ирана после второй мировой войны. – Международные отношения на Ближнеми Среднем Востоке после второй мировой войны. М.,1974, с.101.
2Iran Almanac 1962. Tehran, 1962, c. 155.
3Modern Iran. By Peter Avery, L., 1965, c. 492.
4The Foreign Relations of Iran: A Developing State in a Zone of Great PowerConflict, By Shahram Chubin and Sepehr Zabih. Los Angelos – London, 1974, c.159.
5Кейхан.31.05.1967.
6World Politics and The Arab–Israeli Conflict, N.Y., 1971, c. 141.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.