ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«АСТРАХАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
Кафедра «Конституционное и административное право»
КУРСОВАЯРАБОТА
поконституционному праву России
РОССИЙСКАЯФЕДЕРАЦИЯ – ДЕМОКРАТИЧЕСКОЕ ГОСУДАРСТВО
ВЫПОЛНИЛА:
студентка группы ЭЮФ
Научный руководитель:
АСТРАХАНЬ — 2006
СОДЕРЖАНИЕ
Введение… 3
1.Демократическое государство… 4
1.1.Понятие демократического государства, признаки. 4
1.2.Отличие демократического государства от тоталитарного и авторитарного. 5
2.РФ – демократическое государство… 9
2.1.РФ как федеративное государство с республиканской формой правления. 9
2.2.Идеологическое и политическое многообразие. 13
3.Разграничение государственной власти и местного самоуправления 16
Заключение… 28
Списоклитературы… 30
Введение
Демократическое государство не отрицает принуждения, а предполагает егоорганизацию в определенных формах. К этому побуждает сущностная обязанностьгосударства защищать права и свободы граждан, устраняя преступность и другиеправонарушения. Демократия – это не вседозволенность. Однако принуждение должноиметь четкие пределы и осуществляться только в соответствии с законом.Правозащитные органы не только вправе, но и обязаны применять силу вопределенных случаях, однако при этом всегда действуя только законнымисредствами и на основании закона. Демократическое государство не может допустить«разрыхления» государственности, т.е. невыполнения законов и других правовыхактов, игнорирования действий органов государственной власти. Это государствоподчинено закону и требует законопослушания от всех своих граждан.
Статья 1 Конституции РФ устанавливает, что Российская Федерация являетсядемократическим государством.
Демократическое государство – важнейший элемент демократии гражданскогообщества, основанного на свободе людей. Источником власти и легитимации всехорганов этого государства является суверенитет народа.
Все вышеназванные вопросы требуют дальнейшего рассмотрения и изучения,что является целью данной курсовой работы.
1.Демократическое государство1.1. Понятиедемократического государства, признаки
Статья 1 Конституции РФ устанавливает, что Российская Федерация являетсядемократическим государством. Демократия — такая форма организациигосударства, которая соответствует воле народа этого государства Основныехарактеристики демократического государства:
1) единственным источником власти и носителем суверенитета являетсямногонациональный народ Российской Федерации, которыйосуществляет ее непосредственно (непосредственная демократия), а также черезорганы государственной власти и местного самоуправления (представительнаядемократия);
2) высшим непосредственным выражением власти народа являютсяреферендум исвободные выборы. Референдум —это всенародное голосование граждан по законопроектам, действующим законам идругим вопросам государственного значения. Выборы — процесс формирования органов власти путем голосования за выдвинутыхпредставителей народа. Две эти формы волеизъявления считаются высшим выражениемвласти народа, так как волеизъявление ничем не опосредуется, народ имеетвозможность сам выразить свое решение по наиболее важным вопросамгосударственной жизни (референдум), вопросам функционирования государственнойвласти (выборы);
3) Легитимность государственной власти. Легитимностьвласти означает ее формирование и осуществление в соответствии с волей народа.Легитимность как свойство власти может иметь разные основания (харизма лидера,традиционное подчинение власти, страх, рациональное подчинение законносформированной власти). В современных демократических государствах легитимностьвласти устанавливается прежде всего в процессе выборов, когда населениевыражает свои политические предпочтения, вручая государственно-властныеполномочия определенным лицам;
4) демократические процедуры формирования и осуществлениягосударственной власти. Данная характеристика означает,во-первых, наличие в государстве демократического избирательногозаконодательства, гарантирующего осуществление всеобщего и равногоизбирательного права, периодическое проведение свободных, подлинных,нефальсифицированных выборов. Во-вторых, в законодательстве и прежде всего вКонституции должны быть закреплены демократические процедуры осуществлениягосударственной власти, такие как порядок принятия законов, компетенция иполномочия государственных органов, порядок издания ими актов, иерархияразличных актов в правовой системе государства и т. д.;
5) запрет присвоения власти и преследование такого присвоения(захвата) по закону. Конституция РФ устанавливает данный принципв ч. 4 ст. 3. Обладание властными полномочиями может быть правомерно только вслучае приобретения их в установленном законом порядке. Выборные органыгосударственной власти формируются посредством демократических выборов, иныеорганы — в результате определенной законом процедуры назначения, конкурса, другимиспособами. Получение властных полномочий незаконным способом влечетустановленную ответственность.
С принципом демократического государства тесно связаны и являются егопроявлениями другие принципы, возведенные Конституцией Российской Федерации восновы конституционного строя: разделение властей, идеологическое иполитическое многообразие, наличие наряду с системой государственной властисистемы местного самоуправления.1.2. Отличиедемократического государства от тоталитарного и авторитарного
Таким называется государство, устройство и деятельность которогосоответствует воле народа, общепризнанным правам и свободам человека игражданина. Демократическое государство – важнейший элемент демократиигражданского общества, основанного на свободе людей. Источником власти илегитимации всех органов этого государства является суверенитет народа.
Недостаточно только провозгласить государство демократическим (это делаюти тоталитарные государства), главное – обеспечить его устройство и деятельностьсоответствующими правовыми институтами, реальными гарантиями демократизма.Понятие демократического государства неразрывно связано с понятиямиконституционного и правового государства, в известном смысле можно говорить осинонимичности всех трех терминов Демократическое государство не может не бытьодновременно конституционным и правовым[1].
Государство может соответствовать характеристике демократического тольков условиях сформировавшегося гражданского общества Это государство не должностремиться к этатизму, оно должно строго придерживаться установленных пределоввмешательства в экономическую и духовную жизнь, которые обеспечивают свободупредпринимательства и культуры. В функции демократического государства входитобеспечение общих интересов народа, но при безусловном соблюдении и защите прави свобод человека и гражданина. Такое государство является антиподомтоталитарного государства, эти два понятия взаимно исключают друг друга.
Важнейшие признаки демократического государства:
а) реальная представительная демократия;
б) обеспечение прав и свобод человека и гражданина.
а) Представительная демократия – осуществление народом власти черезвыборные учреждения, которые представляют граждан и наделены исключительнымправом принимать законы. Представительные органы (парламенты, выборные органыместного самоуправления) наделяются правом решения наиболее важных вопросовжизни народа (объявление войны, принятие бюджета, введение чрезвычайного ивоенного положения, разрешение территориальных споров и др.). Конституции вразличных странах наделяют представительные органы различными полномочиями, нообязательными и важнейшими среди них являются функции законодательной власти ипринятия бюджета. Представительные органы не обязательно призваны напрямуюконтролировать исполнительную власть – это признается только в государствах спарламентской формой правления, но при любой системе данные органы все женаделяются отдельными конституционными полномочиями в этой области.Эффективность деятельности представительных органов в огромной, если не врешающей, степени зависит от сотрудничества с исполнительной властью. Другое неменее важное условие – независимость представительного учреждения в пределахсвоих полномочий, отсутствие конкурирующей законодательной власти,невмешательство исполнительной власти в прерогативы представительныхучреждений.
В Российской Федерации представительная демократия обеспечиваетсявыборностью Государственной Думы и конституционно обусловленным формированиемСовета Федерации, а также законодательных учреждений субъектов Федерации иорганов местного самоуправления. На каждом уровне представительные учрежденияобладают определенными полномочиями, которые исключают возможностьвмешательства со стороны кого бы то ни было. И в то же время эта система носитцелостный характер, характеризует одно суверенное государство – РоссийскуюФедерацию. Единство системы государственной власти закреплено в ч. 3 ст. 5 КонституцииРФ[2].
б) Обеспечение прав и свобод человека и гражданина – другой важнейший признакдемократического государства. Именно здесь проявляется тесная связь формальнодемократических институтов с политическим режимом. Только в условияхдемократического режима права и свободы становятся реальными, устанавливаетсязаконность и исключается произвол силовых структур государства. Никакиевозвышенные цели и демократические декларации не способны придать государствуподлинно демократический характер, если не обеспечиваются общепризнанные праваи свободы человека и гражданина. Конституция Российской Федерации закрепила всеизвестные мировой практике права и свободы, однако для реализации многих из нихеще необходимо создать условия.
2. РФ –демократическое государство2.1. РФ как федеративноегосударство с республиканской формой правления
Федерация представляет собой одну из форм государственного устройства. Формагосударственного устройства — это территориальная организациягосударственной власти, соотношение государства как целого с его частями.Различаются две основные формы государственного устройства: унитарноегосударство и федеративное государство. Унитарное государство представляетсобой государство с централизованной систему государственной власти, в нем несуществует разделения предметов ведения и полномочий между центральнымиорганами и органами составных частей государства(административно-территориальных единиц), составные части не обладаютсамостоятельностью в решении каких-либо государственно-правовых вопросов. Федеративноегосударство — форма государственного устройства, при которой составныечасти государства (субъекты Федерации) обладают самостоятельностью иполномочиями в рамках разграничения предметов ведения между Федерацией и еесубъектами. Федерация может быть образована на основе договора междунесколькими государствами (договорно-правовая федерация) либо путемпровозглашения государства федеративным (конституционно-правовая федерация).
Конституция РФ в ст. 5 закрепляет в числе основ конституционного строяосновные принципы федеративного устройства Российской Федерации:
1) Российская Федерация -конституционно-правовая, то естьпровозглашенная федерация, ее субъектами являются республики, края, области,города федерального значения, автономная область и автономные округа;
2) субъекты Российской Федерации равноправны.Конституция РФ в ч. 1 ст. 5 провозглашает равноправие субъектов Федерации,однако оно является лишь формальным. Уже в ч. 2 ст. 5 республики называютсягосударствами и им предоставляется привилегия иметь конституции в отличие отдругих субъектов, которые могут принимать уставы. В дополнение к объявленномуравенству ч. 4 ст. 5 Конституции РФ устанавливает, что во взаимоотношениях сфедеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерациимежду собой равноправны. Равноправие в отношениях с федеральными органами означаетравенство возможностей получения полномочий в сфере разграничения предметовведения и полномочий между Федерацией и ее субъектами. Формальность равноправиясубъектов Федерации заключается в том, что реально разделение полномочийпроисходит на основе не только Конституции РФ (ст. 71-73), не толькомногостороннего Федеративного договора, участниками которого являются почти всесубъекты Российской Федерации, но и двусторонних договоров между субъектом иФедерацией, которые могут предусматривать различный объем полномочий дляразличных субъектов Федерации;
3) государственная целостность — принцип федеративногоустройства, при котором субъекты Федерации не обладают правом выхода из составаФедерации. Вопросы своей территории Российская Федерация может решать толькосама. Выражением государственной целостности являются единое правовое иэкономическое пространство, единое гражданство;
4) единство системы государственной власти. Этотпринцип означает, что система государственной власти в Российской Федерациистроится в соответствии с общими принципами ее организации на всехтерриториальных уровнях: федеральном и региональном. Из данного принципа такжевытекает необходимость проведения общей государственной политики всемисубъектами государственной власти;
5) разграничение предметов ведения и полномочий между органамигосударственной власти Российской Федерации к органами государственной властисубъектов Федерации. Данное положение является механизмомреализаций федеративного устройства государства, в нем заключается сущностьэтой формы государственного устройства. Конституция выделяет и перечисляетпредметы исключительного ведения Российской Федерации (ст. 71), а такжепредметы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72). Врамках не указанных в Конституции РФ предметов ведения субъекты Федерацииобладают всей полнотой государственной власти (ст. 73 Конституции РФ);
6) равноправие и самоопределение народов как принцип такжеположен в основание федеративного устройства. Принцип равноправия исамоопределения народов как принцип федерализма относится к народам (населению)субъектов Российской Федерации, их праву осуществлять государственную власть насоответствующей территории. Данный принцип не означает права выхода субъектовиз Российской Федерации[3].
Форма правления - категория, выражающая способ организации верховнойгосударственной власти, порядок образования и срок полномочий ее органов, ихвзаимодействия между собой и населением, степень участия населения в ихформировании.
Различают две основные формы правления — монархию и республику. Монархия — такая форма правления, при которой высшая государственная власть принадлежитединоличному главе государства (монарху) и передается по наследству, при этоммонарх не несет ответственности перед населением. В республикеверховную государственную власть осуществляют выборные органы, избираемые наопределенный (ограниченный) срок и несущие ответственность перед народом(избирателями).
Существуют две основные формы республики: президентская и парламентарная,а также их смешанные формы. Президентская республикахарактеризуется следующими основными чертами:
1) президент избирается всем народом на прямых выборах, независимо отпарламента;
2) президент по своему усмотрению назначает и отправляет в отставкуминистров, для этого не требуется согласия парламента;
3) президент юридически и фактически руководит правительством (даже приналичии номинальной должности премьер-министра);
4) правительство не несет ответственности перед парламентом, парламент неможет выразить правительству вотум недоверия.
Основные характеристики парламентарной республики:
1) Президент, как правило, избирается не народом, а парламентом (непрямыевыборы);
2) Правительство формально формируется президентом, но из представителейпобедившей на парламентских выборах партии (блока партий) либо из лиц,пользующихся доверием парламентского большинства;
3) для начала своей работы правительство получает от парламента вотумдоверия;
4) Правительство несет ответственность только перед парламентом,парламент может выразить правительству вотум недоверия, после чегоправительство обязано уйти в отставку.
Полупрезидентская республика:
1) Президент назначает и увольняет министров, часть из которыхподчиняются непосредственно президенту;
2) Президент издает указы по широкому кругу вопросов, а также обладаетправом вето в отношении принятых парламентом законов;
3) главой правительства является премьер-министр;
4) ответственность правительства перед парламентом, парламент можетвынести правительству вотум недоверия, но процедура его принятия усложнена посравнению с парламентарной республикой;
5) при выражении вотума недоверия правительству президент может отправитьего в отставку или распустить парламент.
Российская Федерация существует в форме полупрезидентской республики, чтовыражается в нескольких признаках:
1) верховную государственную власть в России осуществляют Президент РФ,Федеральное Собрание, Правительство Российской Федерации и суды РоссийскойФедерации (ст. 11 Конституции РФ);
2) выборность высших органов государственной власти. Президент РФ иГосударственная Дума избираются населением Российской Федерации. Невозможностькакого-либо наследственного или иного недемократического порядка полученияполномочий высших государственных органов. Кроме того, Конституция РФустанавливает, что одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФболее двух сроков подряд (ст. 81);
3) Правительство РФ возглавляет Премьер-министр, который назначаетсяПрезидентом РФ с согласия Государственной Думы;
4) Правительство РФ ответственно перед Президентом РФ, а также передГосударственной Думой, которая может выразить ему вотум недоверия, которыйможет не повлечь никаких юридических последствий при несогласии с нимПрезидента РФ. Для того, чтобы отправить Правительство РФ в отставку, вотумнедоверия должен быть «двойным»: Государственная Дума должна в течение трехмесяцев повторно выразить недоверие Правительству РФ. В этом случае передПрезидентом РФ встает альтернатива: он может либо отправить в отставкуПравительство РФ, либо распустить Государственную Думу[4]./>2.2.Идеологическое и политическое многообразие
Принцип идеологического и политического многообразия (ст. 13 КонституцииРФ) — одна из важнейших сторон закрепленного в Конституции РФ демократическогохарактера Российского государства[5].
Основные характеристики данного принципа:
1) идеологическое многообразие означает возможностьнормального сосуществования в обществе различных (в том числе прямо противоположных)философских, политических, правовых, экономических, религиозных взглядов, идей,теорий.
Каждый вправе (самостоятельно или совместно с другими лицами) свободносоздавать, распространять, защищать свои взгляды и идеи.
Принцип идеологического многообразия является развитием неотъемлемых правчеловека на свободу мысли, слова, информации, совести, вероисповедания;
2) невозможность установления никакой идеологии в качествегосударственной или обязательной — необходимая гарантия принципаидеологического многообразия.
Эта гарантия означает, во-первых, что государство не должно вмешиваться всферу идеологии путем подчинения какому-либо идеологическому направлению, в томчисле политическому, и, во-вторых, государство не вправе устанавливатькакую-либо идеологию в качестве общеобязательной, то есть ограничивать правачеловека на свободу совести, мысли и слова;
3) принцип политического многообразия, или многопартийность, — свобода образования и деятельности политических партий.
Политические партии являются важнейшими субъектами политическихотношений, а также правовых отношений по формированию органов государственнойвласти.
Основное назначение партий — выражение воли населения или отдельных его групп (слоев). В политически развитом обществе партии занимают про межуточноеположение между индивидом и государством, выступая в качестве соединительногозвена между ними.
Принцип многопартийности означает, что не допускаются ограничения насоздание партий по признаку выражаемых ими идей, не допускается существованиеодной (или ограниченного числа) партий и запрещение (ущемление) других.
Невозможно также объявление одной из партий «руководящей», занимающейпреимущественное положение по сравнению с другими;
4) свобода общественных объединений. Общественныеобъединения — это добровольные формирования граждан, объединившихся на основеобщности интересов для реализации общих целей.
К общественным объединениям относятся и политические партии. Статья 13закрепляет равенство общественных объединений перед законом;
5) пределы принципа идеологического и политического плюрализма.
Свобода идеологической и политической, а также иной общественнойдеятельности не может быть безграничной.
Пределы такой свободы Конституция РФ устанавливает через запрет созданияи деятельности общественных объединений, цели или действия которых направленына:
— насильственное изменение основ конституционного строя и нарушениецелостности Российской Федерации;
— подрыв безопасности государства;
— создание вооруженных формирований;
— разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.
/>3. Разграничение государственной власти и местногосамоуправления
Статья 12 Конституции РФ закрепляет, что в Российской Федерациипризнается и гарантируется местное самоуправление. «В соответствии сФедеральным законом от 28 августа 1995 г. «Об общих принципах местногосамоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление — этопризнаваемая и гарантируемая Конституцией РФ, самостоятельная и под своюответственность деятельность населения по решению непосредственно или черезорганы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересовнаселения, его исторических и иных местных традиций. Принцип разграничениягосударственной власти и местного самоуправления имеет следующие основныехарактеристики:
1) правовая природа местного самоуправления. Конституция РФговорит о признании местного самоуправления, а не о его установлении.Следовательно, Конституция РФ предполагает, что местное самоуправлениеотносится к сфере естественного права, хотя перечень конституционных прав исвобод, данный в гл. 2 Конституции РФ, не содержит права на местноесамоуправление. Однако этот перечень не является закрытым, поэтому право наместное самоуправление должно быть признано за населением муниципальныхобразований (поселений, в пределах территорий которых осуществляется местноесамоуправление). Правом на местное самоуправление, точнее на его существование,обладает не только население, но и каждый человек, проживающий на территориимуниципального образования;
2) местное самоуправление — форма осуществления власти народа.В отличие от государственной власти, субъектом которой выступает весь народ, субъектом власти в местном самоуправлении является население муниципальногообразования;
3) местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населениемвопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальнойсобственностью (ст. 130 Конституции РФ). Таким образом, в рамках местного самоуправлениянаселение решает только вопросы местного значения,
4)отграничение системы органов государственной власти и органовместного самоуправления. Конституция РФ закрепляет, что местноесамоуправление не входит в систему государственной власти. Полномочия местногосамоуправления ограничены сферой местных бюджетов, управления муниципальнойсобственностью, строительства, жилищного хозяйства, коммунального, бытового иторгового обслуживания населения, транспорта и связи, социальной защитынаселения, охраны общественного порядка;
5) самостоятельность органов местного самоуправления в пределахсвоих полномочий означает, что, осуществляя свои права, они неподотчетны органам государственной власти, не подчиняются им;
6) между системой государственной власти и местным самоуправлениемсуществует тесная связь. Во-первых, органы местного самоуправления могутнаделяться законом отдельными государственными полномочиями с обязательнойпередачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств (ч.2 ст. 132 Конституции РФ), и, во-вторых, государство санкционирует (возводит вранг источников права) акты органов местного самоуправления, принятые впределах их предметов ведения (ст. 19 Федерального закона «Об общих принципахорганизации местного самоуправления в Российской Федерации»)[6].
Рассмотрим постановление от 3 ноября 1997 г. N 15-П по делу о проверкеконституционности пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 26 ноября 1996 года«Об обеспечении конституционных прав граждан российской федерации избиратьи быть избранными в органы местного самоуправления» в связи с запросомТульского областного суда.
Конституционный Суд Российской Федерации в составе председательствующегоО.С. Хохряковой, судей Э.М. Аметистова, М.В. Баглая, Н.Т. Ведерникова, Ю.М.Данилова, В.Д. Зорькина, В.О. Лучина, В.И. Олейника, с участием представителяТульского областного суда Г.В. Печкиной, представителя Государственной ДумыФедерального Собрания С.С. Митрохина, представителей Совета ФедерацииФедерального Собрания И.Н. Шумского и Ю.С. Пилипенко, руководствуясь статьей125 (часть 4) Конституции Российской Федерации, пунктом 3 части первой, частямивторой и третьей статьи 3, пунктом 3 части второй статьи 22, статьями 36, 74,102, 104 и 86 Федерального конституционного закона «О Конституционном СудеРоссийской Федерации», рассмотрел в открытом заседании дело о проверкеконституционности пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 26 ноября 1996 года«Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избиратьи быть избранными в органы местного самоуправления».
Поводом к рассмотрению дела явился запрос Тульского областного суда опроверке конституционности указанной нормы, подлежащей применению в конкретномделе.
Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность ввопросе о том, соответствует ли оспариваемая в запросе норма КонституцииРоссийской Федерации.
Заслушав сообщение судьи — докладчика Э.М. Аметистова, объясненияпредставителей сторон, выступление приглашенного в заседание специалиста,исследовав имеющиеся документы и иные материалы, Конституционный Суд РоссийскойФедерации установил:
1. Пункт 1 статьи 2 Федерального закона от 26 ноября 1996 года «Обобеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и бытьизбранными в органы местного самоуправления» предусматривает, что всубъектах Российской Федерации, не установивших в своих законах норм,регулирующих порядок образования, объединения, преобразования и упразднениямуниципальных образований, муниципальными образованиями являются в соответствиис существующим административно — территориальным делением субъектов РоссийскойФедерации районы, города, районы в городах, имеющих районное деление, поселки,сельские округа (сельсоветы), иные населенные пункты или территории, в которыхна день вступления в силу Федерального закона «Об общих принципахорганизации местного самоуправления в Российской Федерации» местноесамоуправление осуществлялось в соответствии с законами и иными нормативнымиправовыми актами Российской Федерации.
Указанная норма подлежала применению в деле, рассматривавшемся Тульскимобластным судом по заявлениям прокурора города Тулы, прокуроров районов городаТулы, а также по жалобе гражданина Э.А. Пащенко, о назначении даты выборов ворганы местного самоуправления в городе Туле и его районах. Тульский областнойсуд, придя к выводу о несоответствии данной нормы Конституции РоссийскойФедерации, 24 декабря 1996 года вынес определение об обращении вКонституционный Суд Российской Федерации и приостановил в связи с этимпроизводство по делу.
В своем запросе в Конституционный Суд Российской Федерации от 22 января1997 года заявитель утверждает, что, приняв оспариваемую норму, федеральныйзаконодатель взял на себя функцию определения муниципальных образований, вкоторых должны быть назначены выборы в органы местного самоуправления, исходяпри этом из существующего административно — территориального деления субъектовРоссийской Федерации; между тем данный вопрос может быть урегулирован толькосубъектом Российской Федерации, поскольку принятый в соответствии со статьей 72(пункт «н» части 1) Конституции Российской Федерации Федеральныйзакон от 28 августа 1995 года «Об общих принципах организации местногосамоуправления в Российской Федерации» относит установление и изменениепорядка образования, объединения, преобразования или упразднения муниципальныхобразований, установление и изменение их границ и наименований к полномочияморганов государственной власти субъектов Российской Федерации; кроме того,установление муниципальных образований в соответствии с существующимадминистративно — территориальным делением противоречит вытекающему из статьи131 Конституции Российской Федерации принципу организации местногосамоуправления в городских, сельских поселениях и на других территориях и непозволяет учитывать исторические и иные местные особенности и традиции, а такжемнение населения при решении данного вопроса. Таким образом, по мнению заявителя,оспариваемая норма не соответствует статьям 72 (пункт «н» части 1) и131 (часть 1) Конституции Российской Федерации.
2. Содержащиеся в Конституции Российской Федерации положения о местномсамоуправлении конкретизируются в законах, принимаемых как ФедеральнымСобранием Российской Федерации, так и органами законодательной власти субъектовРоссийской Федерации в рамках установленного разграничения предметов ведения иполномочий между Российской Федерацией и ее субъектами.
Согласно Конституции Российской Федерации установление общих принциповорганизации системы органов государственной власти и местного самоуправлениянаходится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (статья 72,пункт «н» части 1); по предметам совместного ведения РоссийскойФедерации и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые всоответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектовРоссийской Федерации (статья 76, часть 2).
Исходя из этого в Федеральном законе от 28 августа 1995 года «Обобщих принципах организации местного самоуправления в РоссийскойФедерации» предусмотрено, что установление и изменение порядкаобразования, объединения, преобразования или упразднения муниципальныхобразований, установление и изменение их границ и наименований относится кполномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации(пункт 11 статьи 5); порядок образования, объединения, преобразования илиупразднения муниципальных образований, установления и изменения их границ инаименований определяется законом субъекта Российской Федерации (пункт 3 статьи13).
Вопросы местного самоуправления, согласно статье 72 (пункт «н»части 1) Конституции Российской Федерации, относятся именно к совместномуведению Российской Федерации и ее субъектов, поэтому их решение не можетнаходиться ни в исключительной компетенции Российской Федерации (осуществляемойна основании статей 71 и 76 (часть 1) Конституции Российской Федерации), ни висключительной компетенции ее субъектов (реализуемой в соответствии со статьями73 и 76 (части 4 и 6) Конституции Российской Федерации). В данном случаесовместное ведение, которое предполагает разделение полномочий между органамигосударственной власти Российской Федерации и ее субъектов в порядке статьи 76(часть 2) Конституции Российской Федерации, означает, что при отсутствииФедерального закона субъект Российской Федерации вправе самостоятельноурегулировать соответствующий вопрос; с принятием Федерального закона законсубъекта Российской Федерации должен быть приведен в соответствие с ним. В своюочередь, если субъект Российской Федерации не принял закона по вопросу,отнесенному к его компетенции федеральным законодателем в порядке осуществленияполномочий, закрепленных статьями 72 (пункт «н» части 1) и 76 (часть2) Конституции Российской Федерации, то федеральный законодатель в случаенеобходимости сам может осуществить правовое регулирование в этой сфере. Такоерегулирование посредством Федерального закона осуществляется в целях реализацииконституционных положений о местном самоуправлении и обеспеченияпредусмотренного статьей 15 (часть 1) Конституции Российской Федерациипринципа, согласно которому Конституция Российской Федерации имеет высшуююридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РоссийскойФедерации.
3. Наличие установленного законодателем порядка образования, объединения,преобразования или упразднения муниципальных образований — существенный элементих правового статуса и статуса их органов, имеющий также принципиальноезначение для реализации конституционного права граждан на осуществлениеместного самоуправления, в том числе права избирать и быть избранными в органыместного самоуправления.
Поэтому из смысла статей 72 (пункт «н» части 1) и 76 (часть 2)Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 3 (части 2 и 3),32 (часть 2), 71 (пункт «в»), 72 (пункт «б» части 1), 130 и131 следует, что на случай, когда законом субъекта Российской Федерации неустановлен порядок образования, объединения, преобразования и упразднениямуниципальных образований, федеральный законодатель вправе предусмотреть норму,в соответствии с которой определение территории местного самоуправленияосуществлялось бы так, как это предписано в пункте 1 статьи 2 Федеральногозакона «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерацииизбирать и быть избранными в органы местного самоуправления». Тем самымобеспечивается реализация конституционных принципов и иных положений о местномсамоуправлении, гарантируются конституционное право граждан на осуществлениеместного самоуправления и конституционное право граждан избирать и бытьизбранными в органы местного самоуправления.
Как следует из содержания рассматриваемого Федерального закона, пункт 1его статьи 2 носит временный характер, то есть действует в том или иномсубъекте Российской Федерации постольку, поскольку им не принятысоответствующие законы.
Следовательно, оспариваемая норма не препятствует субъекту РоссийскойФедерации самостоятельно устанавливать и изменять порядок образования,объединения, преобразования и упразднения муниципальных образований всоответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «Обобщих принципах организации местного самоуправления в РоссийскойФедерации».
4. Согласно статье 131 (часть 1) Конституции Российской Федерации местноесамоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на другихтерриториях с учетом исторических и иных местных традиций. Конкретизируя этоположение, Федеральный закон «Об общих принципах организации местногосамоуправления в Российской Федерации» определяет, что муниципальноеобразование — это городское, сельское поселение, несколько поселений,объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория,предусмотренная данным Федеральным законом, в пределах которых осуществляетсяместное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет ивыборные органы местного самоуправления (абзац второй пункта 1 статьи 1);местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации вгородских, сельских поселениях и на иных территориях; территории муниципальныхобразований — городов, поселков, станиц, районов (уездов), сельских округов(волостей, сельсоветов) и других муниципальных образований — устанавливаются всоответствии с законами субъектов Российской Федерации с учетом исторических ииных местных традиций (пункт 1 статьи 12).
Отсюда следует, что территориальное устройство местного самоуправленияжестко не связано с административно — территориальным делением, переченьтерриторий муниципальных образований является открытым и эти территорииустанавливаются в соответствии с законами субъектов Российской Федерации сучетом исторических и иных местных традиций.
Пункт 1 статьи 2 Федерального закона «Об обеспечении конституционныхправ граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местногосамоуправления» не устанавливает какого-либо нового территориальногоделения, а связывает формирование местного самоуправления с уже существующимтерриториальным делением субъекта Российской Федерации, то есть с установленнойим самим и существовавшей на день вступления в силу Федерального закона«Об общих принципах организации местного самоуправления в РоссийскойФедерации» системой местного самоуправления в субъекте Российской Федерации.
Никакого иного порядка определения территорий местного самоуправления,формирования муниципальных образований в Тульской области не установлено.Согласно части второй статьи 5 Устава (Основного Закона) Тульской областивопросы административно — территориального устройства области решаются впорядке, установленном законодательным актом Тульской области; при этом всостав области входят районы, города областного и районного подчинения,поселки, сельские и иные населенные пункты. В соответствии со статьей 70 Уставаместное самоуправление осуществляется в пределах территорий, определенныхобластной Думой: в городских, районных, сельских поселениях, а также иныхтерриториях с учетом исторических и иных местных традиций.
Однако Тульская областная Дума до настоящего времени не приняласоответствующего закона о порядке определения территорий местногосамоуправления, формирования муниципальных образований, который заменил бывременные правила, установленные федеральным законодателем. Более того, статья53 Закона Тульской области от 18 декабря 1996 года «О местномсамоуправлении в Тульской области», вступившего в силу еще до обращенияТульского областного суда с запросом в Конституционный Суд РоссийскойФедерации, предписывает определять территории муниципальных образований впериод формирования местного самоуправления в Тульской области именно всоответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона «Об обеспеченииконституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными ворганы местного самоуправления».
Необходимо учесть и то, что лица, обратившиеся в Тульский областной суд,требовали назначить выборы в органы местного самоуправления в соответствии ссуществующим территориальным делением, не ставя при этом вопрос о каком-либообъединении, преобразовании или упразднении муниципальных образований.
Оспариваемые положения пункта 1 статьи 2 Федерального закона «Обобеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и бытьизбранными в органы местного самоуправления» необходимо рассматривать всистемной связи с предписанием его статьи 1, согласно которой данныйФедеральный закон применяется лишь в части, не урегулированной законамисубъектов Российской Федерации и принятыми в соответствии с уставамимуниципальных образований нормативными правовыми актами органов местногосамоуправления (пункт 2), и только в определенных случаях: если законодательным(представительным) органом субъекта Российской Федерации не принят закон,устанавливающий порядок проведения муниципальных выборов; представительныморганом местного самоуправления или на местном референдуме не принят уставмуниципального образования; в муниципальном образовании отсутствует выборныйпредставительный орган местного самоуправления; полномочия органов местногосамоуправления осуществляются должностными лицами, назначенными органамигосударственной власти; законом субъекта Российской Федерации не установленпорядок образования, объединения, преобразования и упразднения муниципальныхобразований; истекли установленные сроки полномочий выборных органов местногосамоуправления и должностных лиц местного самоуправления (пункт 1).
Проведение муниципальных выборов позволит сформировать систему выборныхорганов местного самоуправления. В результате этого они смогут в полном объемеосуществлять свои полномочия, права и обязанности, в том числе и те, которыетребуют урегулирования законами субъектов Российской Федерации, если даже такиезаконы и не приняты. Это вытекает как из статьи 2 рассматриваемого Федеральногозакона, так и из статьи 57 (часть 1) Федерального закона «Об общихпринципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»,согласно которой впредь до принятия субъектами Российской Федерации законов,предусмотренных данным Федеральным законом, вопросы, подлежащие регулированиюзаконами субъектов Российской Федерации, могут регулироваться уставамимуниципальных образований, принятыми в соответствии с Конституцией РоссийскойФедерации и данным Федеральным законом.
В сложившихся условиях, когда не принят соответствующий закон Тульскойобласти о порядке определения территорий местного самоуправления, не проведенывыборы в органы местного самоуправления в законные сроки, а сроки полномочийдействующих органов и соответствующих должностных лиц истекли, неприменениеоспариваемых положений рассматриваемого Федерального закона фактически сделалобы невозможным реализацию конституционных положений о местном самоуправлении, втом числе содержащихся в статье 131 Конституции Российской Федерации, а такжеконкретизированных в Федеральном законе «Об общих принципах организацииместного самоуправления в Российской Федерации».
На основании изложенного и руководствуясь частями первой и второй статьи71, статьями 72, 75, 104 и 100 Федерального конституционного закона «ОКонституционном Суде Российской Федерации», Конституционный Суд РоссийскойФедерации постановил:
1. Признать пункт 1 статьи 2 Федерального закона от 26 ноября 1996 года«Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избиратьи быть избранными в органы местного самоуправления» соответствующимКонституции Российской Федерации.
2. Согласно частям первой и второй статьи 79 Федеральногоконституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»настоящее Постановление является окончательным, не подлежит обжалованию,вступает в силу немедленно после его провозглашения и действуетнепосредственно.
3. Согласно статье 78 Федерального конституционного закона «ОКонституционном Суде Российской Федерации» настоящее Постановлениеподлежит незамедлительному опубликованию в «Собрании законодательстваРоссийской Федерации», «Российской газете», официальных изданияхорганов государственной власти Тульской области. Постановление должно бытьтакже опубликовано в «Вестнике Конституционного Суда РоссийскойФедерации».
Заключение
В заключении курсовой работы сформулируем основные тезисы работы.
Итак, на основании изученного материала можно кратко изложить принципыдемократического государства.
Государственный суверенитет — признак государства, выражающийся вверховенстве и независимости государственной власти на всей своей территории, атакже в международных отношениях.
Суверенитет Российской Федерации закреплен в ст. 4 Конституции РФ.Федерация представляет собой одну из форм государственного устройства. Формагосударственного устройства — это территориальная организация государственнойвласти, соотношение государства как целого с его частями. Различаются двеосновные формы государственного устройства: унитарное государство ифедеративное государство.
Форма правления - категория, выражающая способ организации верховнойгосударственной власти, порядок образования и срок полномочий ее органов, ихвзаимодействия между собой и населением, степень участия населения в ихформировании. Различают две основные формы правления — монархию и республику.
Правовое государство — такой способ организации государства, при которомоно подчинено праву, а главной целью его деятельности является обеспечение прави свобод человека.
Принцип социального государства закреплен в ст. 7 Конституции РФ.Назначение социального государства, согласно Конституции РФ, состоит впроведении политики, направленной на создание условий, обеспечивающих достойнуюжизнь и свободное развитие человека.
Смысл принципа социального государства состоит в том, что оно стремится кнекоторому уравнению людей в их социальном положении за счет перераспределениягосударственных доходов (прежде всего, поступлений от налогов), сглаживаниюнегативного эффекта от имеющегося в обществе социального расслоения.
Конституция РФ в ст. 14 объявляет Российскую Федерацию светскимгосударством. В соответствии со ст. 10 Конституции РФ государственная власть вРоссийской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную,исполнительную и судебную.
Принцип разделения властей является одной из основных характеристикправового государства и выступает в качестве гарантии реализации принципаприоритета человека, его прав и свобод как высшей ценности.
Конституция РФ закрепляет принцип экономической свободы (рыночнойэкономики) в государстве как основы конституционного строя. В закреплении этогопринципа видна либеральная направленность российской Конституции в отличие отпрежних конституций советского периода. Принцип идеологического и политическогомногообразия (ст. 13 Конституции РФ) — одна из важнейших сторон закрепленного вКонституции РФ демократического характера Российского государства. Статья 12Конституции РФ закрепляет, что в Российской Федерации признается игарантируется местное самоуправление.
С принципом демократического государства тесно связаны и являются егопроявлениями другие принципы, возведенные Конституцией Российской Федерации восновы конституционного строя: разделение властей, идеологическое иполитическое многообразие, наличие наряду с системой государственной властисистемы местного самоуправления.
Списоклитературы
1. КонституцияРоссийской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.)
1. Баглай М.В.Конституционное право российское право Российской Федерации. Учебник дляюридических вузов и факультетов. Изд. группа: ИНФРА. М-НОРМА, 1999 г.
2. Белкин А.А.Конституционная охрана: три направления российской идеологии и практики. СПб.,1995.
3. Козлова С.Е.,Кутафин О.П. Конституционное право Российской Федерации. М.: 2000 г.
4. Комментарий кКонституции Российской Федерации (под общ. ред. Карповича В.Д.)
5. Конституционныйстрой России. Вып. III / Отв. ред.А.Е. Козлов. М.,1996.
6. Постатейныйкомментарий к Конституции Российской Федерации (под ред. Окунькова Л.А.)
7. Румянцев О.Г.Основы конституционного строя России (понятие, содержание, вопросыстановления). М., 1994.
8. Становление новойРоссийской государственности: реальность и перспективы (Открытый доклад). М.,1996.
9. Четвернин В.А.Демократическое конституционное государство: Введение в теорию. М., 1993.
10. Эбзеев Б.С.Конституция. Правовое государство: Учебное пособие для вузов. М., 1996.