ВВЕДЕНИЕ
Преддипломная практика, как и производственная практика,имеет своей целью углубление и закрепление знаний, полученных в процессетеоретического обучения. В ходе данной практики, студенты приобретаютнеобходимые навыки, умения и представление о работе в правоохранительныхорганах, организациях и учреждениях. Однако, кроме этого, целью преддипломнойпрактики также является сбор эмпирических материалов для проведения дипломногоисследования в соответствии с выбранной темой и заданием научного руководителя.И соответственно, выбор места прохождения преддипломной практики определяетсясодержанием программы дипломного исследования.
Моя преддипломная практика проходила с 08.02.2010 года по12.03.2010 года, в Отделе по борьбе с экономическими преступлениямикриминальной милиции УВД по г. Кирову.
Отдел по борьбе с экономическими преступлениями входит вструктуру криминальной милиции.
На практике в УВД я ознакомилась с работой ОБЭП – отделапо борьбе с экономическими преступлениями. Изучала нормативную базу ОБЭП (Закон«О милиции» от 18.04.91.г., Федеральный Закон Российской Федерации «Обоперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации» от 12.08.95 г.,Уголовный Кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный КодексРоссийской Федерации и др.), принимала участие в мероприятии «контрольнаязакупка», присутствовала при проведении обыска и выемки документов в качествепонятого. Кроме того, за время прохождения практики в отделе по борьбе сэкономическими преступлениями я ознакомилась с уголовными делами, возбужденнымиОБЭП за 2009 — 2010 год, изучала различную процессуальную документацию. Такжеработала с банком данных.
1. Система криминальной милиции и её подчиненность в РФ.Организационное построение криминальной милиции
Закон впервые подразделил милицию на 2 вида: криминальнуюи милицию общественной безопасности. Такой шаг законодателя был предопределенобстоятельствами двоякого рода.
С одной стороны, задачи обеспечения надежной защиты прави свобод граждан, обеспечения общегосударственных интересов на фоне разрастанияпреступности объективно требовали усиления централизованных начал в управлениитеми милицейскими подразделениями, которые занимаются оперативно-розыскнойработой, ведут борьбу с тяжкими преступлениями, а с другой стороны приближениемилиции к населению путем включения отдельных ее подразделений в состав местнойвласти, позволило бы адекватно и своевременно учитывать в работе милицииместные условия, обеспечивать ее необходимыми ресурсами.
В основу разделения милиции на криминальную иобщественной безопасности положены несколько критериев:
1) круг решаемых задач;
2) объем реализуемых полномочий;
3) подчиненность и подконтрольность;
4) порядок назначения на должность и освобождения отдолжности руководителей;
5) источники финансирования и содержания.
При этом криминальная милиция и милиция общественнойбезопасности не являются автономными структурами в системе органов внутреннихдел. Они – часть единого милицейского аппарата.
Криминальная милиция строится по вертикали, то естьподчиняется только вышестоящему органу МВД, вплоть до Министерства внутреннихдел РФ. Это отражает единые общегосударственные интересы в деле борьбы спреступность.[1]
Закон возлагает на криминальную милицию три основныезадачи: 1) борьбу с преступностью; 2) розыск лиц в случаях, установленныхзаконом; 3) оказание помощи (содействие) милиции общественной безопасности.
Борьба с преступностью ведется путем предупреждения,пресечения, выявления и раскрытия преступлений, по делам о которыхпредварительное следствие обязательно. Иными словами, это та категорияуголовных дел, которая расследуется следователями органов внутренних дел и следователямиорганов прокуратуры. В числе таких преступлений тяжкие и особо тяжкиепреступления:
— против личности (убийство, умышленное причинениетяжкого вреда здоровью, истязание, похищение человека, изнасилование, торговлянесовершеннолетними и т.д.);
— против собственности (кража, мошенничество, грабеж,разбой, вымогательство, хищение предметов, имеющих особую ценность, обман илизлоупотребление доверием и др.);
— в сфере экономической деятельности (незаконноепредпринимательство, лжепредпринимательство, незаконная банковскаядеятельность, легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества,приобретенных незаконным путем, незаконное получение кредита, заведомо ложнаяреклама, изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг, контрабанда,незаконный оборот драгоценных металлов, преднамеренное банкротство и т. д.);
— против интересов службы в коммерческих и иныхорганизациях (злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп, превышениеполномочий служащими частных охранных и детективных служб и т. д.);
— против общественной безопасности (терроризм, захватзаложников, организация незаконных вооруженных формирований, бандитизм,организация преступного сообщества, массовые беспорядки, хулиганство сприменением оружия, незаконное обращение с радиоактивными материалами,незаконный оборот оружия, совершенный организованной группой, хищение оружия,пиратство и т. д.);
— против здоровья населения и общественной нравственности(незаконный оборот наркотических средств или психотропных веществ, их хищение,склонение к потреблению наркотических средств, организация либо содержаниепритонов для потребления наркотических средств, незаконный оборотсильнодействующих или ядовитых веществ в целях сбыта, вовлечение в занятиепроституцией, незаконное распространение порнографических материалов илипредметов и т.д.);
— против экологической безопасности (незаконная охота,незаконная порубка деревьев в крупном размере и т. д.);
— против безопасности движения и эксплуатации транспорта;
— в сфере компьютерной информации (неправомерный доступ ккомпьютерной информации, создание, использование и распространение вредоносныхпрограмм для ЭВМ, нарушение правил эксплуатации ЭВМ);
— против государственной власти, интересовгосударственной службы и службы в органах местного самоуправления(злоупотребление должностными полномочиями, получение или дача взятки,служебный подлог, халатность);
— против правосудия (посягательство на жизнь лица,осуществляющего правосудие или предварительное следствие, незаконноеосвобождение от уголовной ответственности, побег из места лишения свободы,из-под ареста или из-под стражи и т. д.);
— против порядка управления (посягательство на жизньсотрудника правоохранительного органа, подделка, изготовление или сбытподдельных документов, самоуправство).
Розыскная функция криминальной милиции реализуется подвум направлениям: а) непосредственный розыск лиц соответствующих категорий; б)организация такого розыска.
Объектом розыска и установления личности для криминальноймилиции являются:
а) обвиняемые, подсудимые и осужденные:
скрывшиеся от дознания, следствия и суда, а также когдапо иным причинам не установлено их местонахождение;
совершившие побег из изоляторов временного содержания(ИВС), из-под конвоя милиции;
совершившие побег из исправительных и воспитательныхколоний, тюрем, лечебных исправительных учреждений, следственных изоляторов(СИЗО), из-под конвоя подразделений уголовно-исполнительной системы;
уклонившиеся от исправительных работ — после принятиясудом решения о замене исправительных работ другим видом наказания;
б)лица, пропавшие без вести (без вести пропавшимсчитается лицо, исчезнувшеевнезапно, без видимых к тому причин, местонахождениеи судьба которого остаются неизвестными);
в)несовершеннолетние, ушедшие из дома, школ-интернатов,детских домов, также бежавшие из центров временной изоляции длянесовершеннолетних правонарушителей, специальных школ и специальных училищ;
г)психически больные лица, в том числе признанные вустановленном порядкесоциально опасными, ушедшие из дома или учреждения, гдеони содержались;
д)лица, утратившие связь с близкими родственниками, атакже супруги, утратившиесвязь между собой (утратившими связь считаютсяродственники, супруги, отказавшиесяили не желающие поддерживать родственные илибрачные отношения);
е)лица, которые по состоянию здоровья или возрасту немогут сообщить о себе сведения;
ж)погибшие (умершие) граждане по неопознанным трупам.
Как организующий центр розыскной работы, криминальнаямилиция изучает и оценивает состояние розыскной работы, подготавливает проектыуправленческих решений по вопросам организации и осуществления розыска,осуществляет планирование розыскной работы, оказывает методическую ипрактическую помощь службам и подразделениям в постановке розыскной работы,распространяет положительный опыт, готовит информацию по розыску длянаправления в другие органы, поддерживает с ними взаимодействие.
Содействие милиции общественной безопасности в исполнениивозложенных на нее обязанностей осуществляется криминальной милицией поразличным направлениям. Силы и средства криминальной милиции привлекаются крешению задач охраны правопорядка при массовых мероприятиях, для пресечениягрупповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков, в целяхспасения людей при авариях, катастрофах, пожарах, стихийных бедствиях и другихчрезвычайных обстоятельствах. Оперативно-розыскные возможности криминальноймилиции используются для контроля за соблюдением установленных правилосуществления частной детективной и охранной деятельности, оборота служебного игражданского оружия и для решения других задач, возложенных на милициюобщественной безопасности.
Названный перечень задач криминальной милиции не являетсяисчерпывающим. В ее компетенцию входит также принятие мер безопасности вслучаях и порядке, предусмотренных федеральным законом, в отношении судей,должностных лиц контролирующих и правоохранительных органов, участниковуголовного судопроизводства, оказание помощи гражданам, пострадавшим отпреступлений, участие в проводимых контртеррористических операциях по борьбе стерроризмом, осуществление контроля за оборотом наркотических средств,проведение экспертиз по уголовным делам и выполнение ряда других обязанностеймилиции.
Для решения возложенных задач криминальная милицияиспользует широкий арсенал полномочий, предоставленных Законом о милиции.Вместе с тем можно отметить, что определяющей для нее являетсяоперативно-розыскная деятельность. Криминальная милиция – это, прежде всего, оперативнаяслужба милиции. Основное содержание ее работы составляют меры, осуществляемыена основе и во исполнение Федерального закона " Об оперативно-розыскнойдеятельности".[2]
2. Краткий исторический очерк создания Отдела по борьбе сэкономическими преступлениями
16 марта 1937 года считается днем рождения службы поборьбе с экономической преступностью.
В первом положении об отделе БХСС указывалось, что «ОБХССсоздается для обеспечения борьбы с хищениями социалистической собственности ворганизациях и учреждениях государственной торговли, потребительскойпромысловой и инвалидной кооперации, в заготовительных органах и сберкассах, атакже для борьбы со спекуляцией». На аппараты БХСС возлагалась и такая,казалось бы, несвойственная функция, как оперативное руководство комендатурамизаготовительных пунктов системы Заготзерно. Отделу БХСС ГУРКМ НКВД СССР иподразделения БХСС на местах в обязанность также вменялось и ведение следствияпо делам, возникавшим на основании материалов БХСС и передаваемым отделам ГУГБ.
На первоначальном этапе подразделения БХСС наряду сактивным участием в работе по борьбе с расхитителями государственнойсобственности решали актуальные для того времени задачи по разоблачению ипресечению преступной деятельности спекулянтов, способствуя тем самымнормальной деятельности государственных предприятий.
Основной задачей аппаратов ОБХСС в предвоенный периодстала организация специальных мероприятий, направленных на сокращение растрат ихищений в организациях, на предприятиях государственной торговли ипотребительской кооперации.
Вновь созданные специальные подразделения милиции внеслизначительный вклад в укрепление экономической основы государства. Уже напервоначальном этапе аппараты БХСС, представлявшие собой по существу новый родмилицейской службы, на практике доказали преимущества специализации борьбы спреступностью.
Предвоенное время.
В предвоенное время шло совершенствование форм и методовработы по борьбе с хищениями социалистической собственности, спекуляцией ифальшивомонетничеством. С 1941 года к компетенции ОБХСС была отнесена борьба свалютчиками и контрабандистами.
В последние предвоенные годы происходит организационноеукрепление аппаратов БХСС. В частности, увеличиваются штаты почти всехпериферийных подразделений: в 1940 году они возросли более чем на 30% по сравнениюс 1939 годом. Создаются специальные отделения по борьбе со спекуляцией.
Великая отечественная война поставила перед службой новыезадачи. Многие сотрудники БХСС ушли на фронт, а также воевали в составе сводныхмилицейских оперативных отрядов в тылу врага. Оставшиеся сотрудники решалинаиважнейшую задачу – в условиях острой нехватки продовольственных и другихматериальных ресурсов уберечь их от преступных посягательств. Так, усиленияконтроля за сохранностью социалистического имущества потребовала эвакуацияпредприятий и материальных ценностей. Переход на карточную системураспределения также повлек массовые хищения продовольственных и промышленныхтоваров, спекуляцию ими, обмен на валюту и драгоценности.
В годы Великой Отечественной войны резко возрослоколичество хищений, спекуляции, мародерства. Самым распространенным видомпреступлений стали злоупотребления при отпуске предметов первой необходимости.Во исполнение решения ГКО «Об усилении борьбы с расхищением и разбазариваниемпродовольственных товаров» от 22 января 1943 года НКВД издал соответствующийприказ. Расследование по таким преступлениям рекомендовалось проводить в10-дневный срок.
Сотрудники ОБХСС достаточно эффективно противостоялиэкономической преступности. Охрана социалистической собственности стала важнымфактором, способствующим наращиванию объемов выпуска оборонной продукции.
Период Великой Отечественной войны.
За годы войны аппаратами БХСС были обезврежены крупныегруппы расхитителей и спекулянтов, у которых изъяты и возвращены государству вфонд обороны ценностей на миллиарды рублей — огромная сумма в те времена.
Начиная с 1946 года, служба БХСС претерпеламногочисленные переименования и реорганизации, но суть ее работы осталасьпрежней – борьба с хищениями собственности и спекуляцией.
В январе 1947 года приказом МВД СССР № 0078 Отдел БХСС ГУВМ был реорганизован в Управление БХСС МВД с широкими функциями по организацииборьбы с экономическими преступлениями.
Цеховой период.
Всплеск экономической преступности отмечается в 1965-1985годы, когда значительно увеличилось как число зафиксированных экономическихправонарушений, так и их доля в общем количестве преступлений. Стали изменятьсяих формы: если до 1970-х годов большинство среди зарегистрированныхэкономических правонарушений составляли хищения социалистической собственностии «приписки» (искажение данных в отчетах о деятельности предприятий, чтобы онисоответствовали плановым нормам), то теперь появились новые виды правонарушений(в частности, спекуляция), число которых увеличилось даже в донесениях органовмилиции. Усложнились и способы совершения преступлений. Так, по мнениюветеранов БХСС, в практике «приписок» применялись все более совершенные методы.С начала 1960-х годов заметно стала развиваться деятельность организованных сетейпо расхищению промышленного сырья (дерева, минералов, металлов), а с 1970-хгодов увеличилось подпольное производство товаров и услуг.
В 1970-х годах с принятием ряда мер по повышениюпрофессионализма аппарата БХСС, противостоящего правонарушениям, которые«совершаются технически грамотными и по-своему талантливыми лицами, хорошознающими производство не только в целом, но и тонкости его функционирования вконкретных областях народного хозяйства и действующими не только в одиночку, нои в составе организованных, хорошо замаскированных групп», становиласьочевидной необходимость внедрять новаторские методы, основанные на глубокомзнании советской экономики.
В 1983 году было принято новое Положение о подразделенияхБХСС, определившее приоритетные направления их деятельности: борьба схищениями, взяточничеством, незаконными валютными операциями и спекуляцией. Приэтом особый акцент делался на выявлении прежде всего крупных, замаскированныхпреступлений и усилении оперативной работы.
С каждым витком экономического развития страны, вусловиях изменяющихся экономических отношений и уголовного законодательстваменялись приоритеты деятельности службы БХСС.
С началом перестроечных процессов все большее влияние наработу службы оказывает формирование новых экономических структур, изменениепроизводственных отношений и связей. Характерной особенностью того временистала кампания по борьбе с пьянством и алкоголизмом. Службе была порученаорганизация борьбы со спекуляцией спиртными напитками и самогоноварением.
В 1986 г. усилена административная ответственность занетрудовые доходы, и подразделения БХСС ориентированы на активизацию работы повыявлению таких фактов.
В то же время существовало указание не вмешиваться впроцессы нарождающегося кооперативного движения. Это препятствовалоустановлению контроля за соблюдением законности в данной сфере и во многомспособствовало дальнейшей криминализации экономики.
Из-за отсутствия четкого нормативного регулирования,разбалансированности в распределении и реализации продукции резко возрослоколичество нарушений финансовой дисциплины. Распространились факты массовойотправки за рубеж сырья, оборудования, металла. Все чаще стали заключатьсябартерные сделки, наносящие ущерб государственным интересам. Бесхозяйственностьи расточительство охватывают все большее число отраслей. Все это способствовалораспространению экономической преступности, приобретающей организованныйхарактер. Поэтому и для службы БХСС МВД РСФСР основной задачей становитсяохрана экономических интересов РСФСР на основе Закона о суверенитетереспублики.
Реорганизация в БЭП.
Исчезновение социалистического сектора экономики кактакового потребовало и реорганизации структуры БХСС. С принятием «Закона омилиции» в 1991 году служба БХСС МВД РСФСР становится структурнымподразделением криминальной милиции по борьбе с преступлениями в сфереэкономики (БЭП КМ МВД РСФСР). В это же время в МВД СССР функционировало ГУБХССМВД СССР, которое 6 декабря 1991 года реорганизовано в Бюро по преступности вэкономике службы криминальной милиции МВД СССР.
После распада СССР в феврале 1992 года МВД СССР и МВДРСФСР были объединены в МВД Российской Федерации, а Бюро по преступности вэкономике МВД СССР и БЭП МВД РСФСР слиты. Новое подразделение МВД подучило наименование- Главное управление по экономическим преступлениям (ГУЭП МВД РФ).
Настоящее время.
На современном этапе деятельность МВД России по борьбе сэкономической преступностью как угрозой безопасности Российской Федерацииоснована на выполнении государственной стратегии экономической безопасностиРоссийской Федерации. С 2004 года руководство службой осуществляет Департаментэкономической безопасности.
На всех этапах развития нашего общества сотрудники службыпо борьбе с экономической преступностью занимали активную жизненную позицию взащите интересов государства и личности от преступных посягательств. И внастоящее время обеспечение экономической безопасности нашей Родины являетсяодной из основных задач службы.[3]
3. Понятие, цели, задачи и функции ОБЭП
ОБЭП — (аббревиатура) Отдел по Борьбе с ЭкономическимиПреступлениями при управлении МВД России.
Отдел находится под юрисдикцией департаментаэкономической безопасности Министерства внутренних дел Российской Федерации(ДЭБ МВД России), является самостоятельным структурным подразделениемцентрального аппарата Министерства внутренних дел Российской Федерации,обеспечивающим и осуществляющим функции Министерства по выработке и реализациигосударственной политики и нормативному правовому регулированию в областиэкономической безопасности государства, а также выполняющим иные функции всоответствии с Положением о Департаменте экономической безопасности МВД России,нормативными правовыми актами МВД России.
Департамент выполняет функции головного оперативногоподразделения в системе МВД России по организации борьбы с экономическими иналоговыми преступлениями.
Основные функции ОБЭП
— определение угроз экономической безопасностигосударства в пределах компетенции МВД России, выработка мер по ихнейтрализации;
— участие в формировании федеральных целевых программ,текущем и перспективном планировании в установленной области деятельности;
— организация выявления, предупреждения, пресечения ираскрытия наиболее опасных межрегиональных, международных экономических иналоговых преступлений в приоритетных сферах экономики, преступлений противгосударственной власти, интересов государственной службы и службы в органахместного самоуправления, предварительное следствие по которым обязательно;
— организация выявления, предупреждения, пресечения ираскрытия наиболее опасных экономических и налоговых преступлений, вызывающихбольшой общественный резонанс;
— организация профилактических и оперативно-розыскныхмероприятий по защите всех форм собственности от преступных посягательств вцелях обеспечения благоприятных условий для развития предпринимательства иинвестиционной деятельности;
— организация документальных проверок и ревизий в целяхвыявления, пресечения и раскрытия экономических и налоговых преступлений,носящих международный и межрегиональный характер;
— организация в рамках своей компетенции борьбы слегализацией денежных средств или иного имущества, полученных преступным путем;
— участие в пределах своей компетенции в организацииборьбы с финансированием терроризма, экстремизма и иной противоправнойдеятельности.
Основные задачи ОБЭП:
а) участие в формировании основных направленийгосударственной политики в области экономической безопасности;
б) участие в совершенствовании нормативного правовогорегулирования в области экономической безопасности;
в) принятие в пределах компетенции мер по организацииборьбы с налоговыми и экономическими преступлениями;
г) организационно-методическое руководство деятельностьюподразделений по борьбе с экономическими преступлениями и по налоговымпреступлениям главных управлений МВД России по федеральным округам, министерстввнутренних дел, главных управлений, управлений внутренних дел субъектовРоссийской Федерации, подразделений по борьбе с экономическими преступлениямиуправлений (отделов) внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушномтранспорте, управлений (отделов) внутренних дел в закрытыхадминистративно-территориальных образованиях, на особо важных и режимныхобъектах. В своей деятельности Департамент руководствуется КонституциейРоссийской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральнымизаконами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации,постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации,международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актамиМВД России и Положением о Департаменте.
Департамент является оперативным подразделениемкриминальной милиции и осуществляет оперативно-розыскную деятельность в соответствиис законодательством Российской Федерации.
Работа Департамента организуется на основе планирования,сочетания единоначалия в решении вопросов служебной деятельности иколлегиальности при их обсуждении, персональной ответственности каждогосотрудника, федерального государственного служащего и работника за состояниедел на порученном участке и выполнение отдельных поручений.[4]
4. Особенности деятельности ОБЭП
Оперативно-служебная деятельность ОБЭП КМ УВД по г.Кирову в сфере противодействия коррупции строится в соответствии с Национальнымпланом противодействия коррупции, утверждённого Президентом РоссийскойФедерации Д.А. Медведевым 31 июля 2008 г. № ПР-1568 и указания МВД России от 09.09.2008 г. № 1/6734, а также планом УБЭП УВД по Кировской области на 2008-2010 г.г.
Деятельность ОБЭП в целом, регулируется различныминормативно-правовыми актами, Конституцией РФ, Постановлениями Правительства иУказами Президента.
Согласно Закону об «Оперативно-розыскной деятельности» от12.08.1995 года, подразделение по борьбе с экономическими преступленияминаделяется правом проведения оперативно-розыскных мероприятий. Соответственно,деятельность ОБЭП регулируется не только Законом «о милиции» и ПостановлениемПравительства РФ «О криминальной милиции» от 7.12.2000 г., но и Законом об ОРД.
Исходя из Закона об «Оперативно-розыскной деятельности»,при решении задач оперативно-розыскной деятельности, работники ОБЭП имеютправо:
1. Проводить гласно и негласно определенные оперативно-розыскныемероприятия, производить при их проведении изъятие документов, предметов,материалов и сообщений, а также прерывать предоставление услуг связи в случаевозникновения непосредственной угрозы жизни и здоровью лица, а также угрозыгосударственной, военной, экономической или экологической безопасностиРоссийской Федерации.
В случае изъятия документов, предметов, материалов припроведении гласных оперативно-розыскных мероприятий должностное лицо,осуществившее изъятие, составляет протокол в соответствии с требованиямиуголовно-процессуального законодательства Российской Федерации.
Если при проведении гласных оперативно-розыскныхмероприятий изымаются документы, то с них изготавливаются копии, которыезаверяются должностным лицом, изъявшим документы, и передаются лицу, у которогоизымаются документы, о чем делается запись в протоколе.
2. Устанавливать на безвозмездной либо возмездной основеотношения сотрудничества с лицами, изъявившими согласие оказывать содействие наконфиденциальной основе органам, осуществляющим оперативно-розыскнуюдеятельность.
3. Использовать в ходе проведения оперативно-розыскныхмероприятий по договору или устному соглашению служебные помещения, имущество,а также жилые и нежилые помещения, транспортные средства и иное имуществочастных лиц.
4. Использовать в целях конспирации документы,зашифровывающие личность должностных лиц, ведомственную принадлежностьпредприятий, учреждений, организаций, подразделений, помещений и транспортныхсредств органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а такжеличность граждан, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе.
5. Создавать в установленном законодательством РоссийскойФедерации порядке предприятия, учреждения, организации и подразделения,необходимые для решения задач, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Законные требования должностных лиц органов,осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, обязательны для исполненияфизическими и юридическими лицами, к которым такие требования предъявлены.
Неисполнение законных требований должностных лиц органов,осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, либо воспрепятствование еезаконному осуществлению влекут ответственность, предусмотреннуюзаконодательством Российской Федерации.[5]
Заключение
Работа ОБЭП отличается от работы уголовного розыска иметодами, и задачами, и подходом к их постановке. Если в уголовном розыскеработу ведут «от преступления» (от совершенного убийства, ограбления, кражи ит. д.), то в ОБЭП, как правило, приходится «идти к преступлению», отыскивая егопо малозаметным признакам.
Работникам этой службы приходится проверять жалобыграждан на злоупотребления в системе торговли, об обмане покупателей, офальсификации товаров, пересортице, фактах вымогательства, фактах дачи иполучения взятки и т.д. Все эти разрозненные факты представляют собой фрагментыцелой картины, и надо обладать большим запасом разносторонних знаний, большимопытом и терпением, чтобы из перечисленных выше признаков была воссозданацельная картина сложного, замаскированного хищения государственнойсобственности или совершенного преступления против интересов государственнойслужбы, государственной власти.
Работа сотрудников ОБЭП кропотливая, внешне неэффектная.Но зато никто другой, пожалуй, не возвращает народу и государству такогобольшого количества материальных ценностей, как работники этого отдела.Преступники, с которыми им приходится иметь дело, по-своему грамотные,квалифицированные и изворотливые люди, которыми на постоянно меняются иусложняются схемы совершения экономических преступлений, в связи с чем, результатыих преступной деятельности не всегда заметны.
Для успешной борьбы с лицами, совершающими экономическиепреступления, сотрудники ОБЭП должны превосходить их во всем, в первую очередьв общей культуре и профессиональной квалификации. В настоящее время ОБЭПприходится распутывать преступления в самых различных областях промышленности,городского и сельского хозяйства, в торговле, в сфере коррумпированнойгосударственной власти, где уровень совершенных преступлений все возрастает и,конечно, можно представить, какими широкими и разнообразными познаниями должныобладать сотрудники ОБЭП.
Инспекторы органов ОБЭП должны хорошо знать бухгалтерскийучет, товароведение, технологию изготовления продукции, особенностипереработки, должны руководствоваться в работе морально-этическими основами,принятыми в обществе, с тем, чтобы использовать эти знания для раскрытиясложных, замаскированных хищений.
Для деятельности инспектора ОБЭП характерна борьба сзамаскированными преступлениями и преступниками, что еще более усложняет работусотрудников данного подразделения.
Список использованной литературы
1. Конституция РФ, принята всенародным голосованием 12.12.1993 г., РГ25.12.1993 г.
2. ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» № 144-ФЗ от 12.08.1995 г.,(принят ГД РФ 5.07.95, с изм., внесенными Федеральным законом от 22.12.2008 N272-ФЗ), РГ № 160, 18.08.95 г.
3. Закон «О милиции» № 1026-1 от 18.04.1991 г. (с изм. внесеннымиПостановлениями ВС РФ от 18.04.1991 N 1027-1, от 23.05.1992 N 2826-1, от17.02.1993 N 4496-1, Федеральными законами от 30.12.2001 N 194-ФЗ, от25.07.2002 N 116-ФЗ, от 23.12.2003 N 186-ФЗ, от 22.12.2008 N 272-ФЗ), «ВедомостиСНД и ВС РСФСР» 18.04.91, № 16, ст. 503.
4. Постановление Правительства РФ «О подразделениях криминальной милиции»от 7.12.2000 г. № 925, (в ред. Постановлений Правительства РФ от 26.07.2001 N 558,от 16.12.2002 N 892, от 06.02.2003 N 60, от 24.06.2003 N 362, от 29.05.2006 N334, от 14.02.2009 N 127), РГ № 237, 15.12.2000 г.
5. Зубач А.В., Кокорев А.Н., Русакова Р.А. Основные направлениядеятельности милиции. Учебное пособие. – М.: Мос У МВД России, Изд-во «Щит-М»,2005. – 382 с.
6. История, задачи и функции ОБЭП, URL obep-vao.ru/info.php?category=4,Дата обращения 1.03.2010.
7. Комментарий к Закону РФ «О милиции», Кондрашов Б.П., Соловей Ю.П.,Черников В.В., URL financepro.ru/, Дата обращения 3.03.2010.
8. Отдел по борьбе с экономическими преступлениями, URL ru.wikipedia.org/wiki/ОБЭП,Дата обращения 11.03.2010 г.
Приложение № 1.
Статистика выявленных преступлений по г. Кирову.
За 2 месяца 2010 года городу Кирову выявлено должностныхпреступлений по гл. 30 УК РФ:Характеристика преступлений Период Текущий период АППГ Гл.30 24 8 Ст.290 (получение взятки) 1 ст.291 (дача взятки) 21 7 ст.292 (служебный подлог) 3 ст.293 (халатность)
Несмотря на проделанную организационную и методическуюработу, как с отрицательной стороны можно отметить отсутствие преступленийпредусмотренных ст. 285 УК РФ «Злоупотребление должностными полномочиями» и ст.286 УК РФ «Превышение должностных полномочий».
Приложение 2.
Схема построения УВД г. Кирова
/>