Реферат по предмету "Макроэкономика"


Информационный сервис в рыночной экономике

Министерство образования Российской Федерации Архангельский государственный технический университет Кафедра экономической теории Доклад на тему Информационный сервис в рыночной экономике Выполнил студент СФ III-10 Ершов И.С. Проверил Суханова Е.В. Архангельск 2004 Введение 3 Информационный рынок 4 Технологии коммерческого распространения информации 6


Информационные продукты и услуги 6 Интернет 8 Спрос, предложение и ценообразование на рынке информации. 10 Заключение 13 Список использованной литературы 15 Введение В рыночном хозяйстве принято выделять четыре макросектора потребительских благ, средств производства, труда, денег и ценных бумаг. Современное производство немыслимо без функционирования пятого сектора - рынка информации. В рыночной экономике независимые, самостоятельные производители товаров и услуг,


а также все те, кто обеспечивает непрерывность цикла наука - техника - производство - сбыт - потребление не смогут успешно действовать на рынке, не имея информации. Предпринимателю нужна информация о других производителях, о возможных потребителях, о поставщиках сырья, комплектующих и технологии, о ценах, о положении на товарных рынках и рынках капитала, об общей экономической и политической конъюнктуре не только в собственной стране, но и во всем мире, о долгосрочных тенденциях


развития экономики, перспективах развития науки и техники и т.д. Сегодня во всех странах независимо от уровня экономического и социального развития происходит структурная перестройка, связанная с ростом информационного сектора экономики и соответственно влекущая за собой значительные социальные, политические и культурные изменения в обществе. Ярким проявлением этих тенденций является значительное увеличение числа занятых информационной деятельностью,


т.е. деятельностью, связанной с производством, обработкой, хранением и распространением информации. Рынок информационных товаров и услуг является сегодня самым динамично развивающимся. В развитых странах, прежде всего в США, доля работников информационного сектора экономики в общем числе занятых уже превышает 50 . Вклад информационного сектора в ВНП развитых стран, по разным оценкам, составляет 10-25 .


Но все же, не смотря на широкое развитие автоматизации, потребители не отказываются от дешевых и удобных печатных изданий с коммерческими предложениями. Например, фирма Мобил получает в 10 раз больше прибыли от печатного бюллетеня с налаженной несколько лет назад технологией выпуска, чем от всех других своих электронных изданий. До прихода в Россию сети Интернет телекоммуникационные проекты не оказывали значительного влияния на


развитие российского рынка информационных продуктов и услуг. Но опыт многих развивающихся стран показывает, что приоритетное развитие информационного производства в силу стратегического характера информационных ресурсов в развитии современного общества позволяет многим государствам преодолеть огромный разрыв в уровне экономического и социального развития по сравнению с развитыми странами. В связи с этим изучение информационного производства, и, в частности, рынка информации


и его особенностей, представляет сегодня значительный теоретический и практический интерес. Информационный рынок В развитых странах значительная часть информационной деятельности в течение последних двух десятилетий вовлечена в рыночные отношения и выступает в качестве одного из важнейших элементов рыночной инфраструктуры по обслуживанию, реализации и развитию рыночных отношений, а также как самостоятельный специализированный сектор рынка, на котором предлагаются особые продукты и услуги.


Современный информационный рынок включает три взаимодействующих области - информацию - электронные сделки - электронные коммуникации. В области электронных сделок рынок информации выступает непосредственным элементом рыночной инфраструктуры, область электронной коммуникации находится на стыке с отраслью связи, а информация, относится к нематериальному производству. Рынок электронных сделок включает системы резервирования билетов и мест в гостиницах, заказа, продажи


и обмена товаров и услуг, банковских и расчетных операций. На рынке электронных коммуникаций можно выделить различные системы современных средств связи и человеческого общения сети передачи данных, электронную почту, телеконференции, электронные доски объявлений и бюллетени, сети и системы удаленного диалогового доступа к базам данных и т.п. На мировом рынке информации принято различать следующие основные сектора, которые также характерны


и для России 1. Сектор деловой информации 2. Сектор информации для специалистов 3. Сектор массовой, потребительской информации Предпринимателю нужна информация из всех 3-х секторов, но успех его деятельности определяется прежде всего своевременным использованием деловой информации. В связи с этим информационный бизнес привлекает все больше и больше фирм. Информационные потребности разных уровней растут быстрыми темпами, что расширяет возможности информационного


обмена, ведет к появлению все новых информационных продуктов, стимулирует развитие всех видов информационной деятельности. Технологии коммерческого распространения информации Результатом применения новых информационных технологий является предоставление пользователю интересующих его данных в виде информационных услуг на базе информационных продуктов. При этом данные определяются как события, записи или инструкции, представленные в любой конвенциональной


форме, выражающие любую информацию и поддающиеся компьютерной обработке. Информационные продукты и услуги Совокупность данных, сформированная их производителями для дальнейшего распространения, представляет собой информационный продукт, или продукт информационной деятельности, который может существовать как в вещественной, так и в невещественной форме. Отметим основные особенности информационного продукта, которые кардинально отличают информацию от других


товаров. Во-первых, информация не исчезает при потреблении, а может быть использована многократно. Информационный продукт сохраняет содержащуюся в нем информацию, независимо от того, сколько раз она была использована. Это свойство информации можно проиллюстрировать известной притчей Б.Шоу Если у вас есть яблоко и у меня есть яблоко и если мы обмениваемся этими яблоками, то у вас и у меня останется по одному яблоку. А если у вас есть идея и у меня есть идея и мы обмениваемся идеями,


то у каждого из нас будет по две идеи. Во-вторых, информационный продукт со временем подвергается своеобразному моральному износу. Хотя информация и не изнашивается при употреблении, но она может терять свою ценность по мере того, как предоставляемое ею знание перестает быть актуальным процесс старения информации может длиться от пяти до пятнадцати лет. В-третьих, разным потребителям информационных товаров и услуг удобны разные способы предоставления информации, ведь потребление информационного продукта требует усилий.


В этом состоит свойство адресности информации. Кстати, благодаря этому свойству, так же как и свойству старения, потребность в информационном продукте никогда не может быть удовлетворена раз и навсегда. В - четвертых, производство информации, в отличие от производства материальных товаров, требует значительных затрат по сравнению с затратами на тиражирование. Копирование того или иного информационного продукта обходится, как правило, намного дешевле его производства.


Информационный продукт отражает информационную модель производителя, в которой воплощены в первую очередь его собственные представления о некоторой предметной области. Однако ценность информационного продукта для пользователей, а следовательно, и его коммерческий успех зависят от того, насколько он сможет удовлетворить потребности пользователей. При этом получаемая информация воспринимается как первичные данные, которым еще только предстоит стать


информацией, будучи воспринятой в рамках информационных моделей пользователей представлений пользователей об интересующей их предметной области. Разумеется, производители коммерческих продуктов стараются учесть в своих моделях также и модели пользователей. Тем не менее информационные модели производителей и пользователей никогда не могут полностью совпасть, так как 1. пользователи часто не оформляют явно или неявно свои достаточно смутные представления о том, какая информация им нужна, в четкие информационные модели, что


препятствует учету этих представлений в концепции продукта 2. если даже такие модели существуют, то, во-первых, производитель может о них не знать иили неверно их воспринимать и, во-вторых, эти модели у разных пользователей могут не совпадать друг с другом, делая тем самым построение абстрактной информационной модели пользователя вообще трудноразрешимой, а нередко и не имеющей практического смысла задачей. Несовпадения информационных моделей производителей и пользователей проявляются главным образом в том,


что пользователю нужны данные в другом объеме и в другой структуре по сравнению с тем, как это сделано в информационном продукте. Новые информационные технологии, в отличие от традиционных, предполагают предоставление пользователю не только информационного продукта, но и средств доступа к нему средств поиска, обработки, представления и т. п Эти средства позволяют пользователю не просто визуализировать содержание компьютерных файлов, в которых воплощен информационный продукт, но и получить информацию


в объеме и формате, которые соответствуют именно его потребностям. В идеальном случае средства доступа должны обеспечить поиск и представление информации, соответствующей потребностям пользователя, где бы она ни находилась. Подобная возможность традиционно связывается с понятием информационной услуги. Большой интерес в качестве технологического средства получения информации представляет


Интернет. Интернет Интернет - глобальная компьютерная сеть, охватывающая весь мир. Сегодня Интернет имеет несколько десятков миллионов абонентов в более чем 150 странах мира. Ежемесячно размер сети увеличивается на 7-10. Интернет образует как бы ядро, обеспечивающее связь различных информационных сетей, принадлежащих различным учреждениям во всем мире, одна с другой. Если ранее сеть использовалась исключительно в качестве среды передачи файлов и сообщений электронной


почты, то сегодня решаются более сложные задачи распределенного доступа к ресурсам. Несколько лет назад были созданы оболочки, поддерживающие функции сетевого поиска и доступа к распределенным информационным ресурсам, электронным архивам. То есть, если раньше глобальная сеть использовалась больше в области электронных коммуникаций, то за последнее время она широко используется в области электронных сделок и производства информации. Не смотря на бурное развитие


Сети, темпы преобразований в области маркетинга и рекламы в Интернете очень высоки. За последнее время и в мире, и в России Интернет-реклама стала заметным и самостоятельным бизнесом. Но в силу того, что Интернет российский далеко не во всем похож на Интернет США или Европы, и реклама в нашем Интернет существенно отличается от рекламы в иных странах,


полноценное использование Интернет как маркетингового инструмента в России еще и не началось. Объем мирового рынка Интернет-рекламы достиг почти 2 млрд. долларов в 1998 году что близко к объему всего рынка рекламы в России в том же году, оформилась структура этого рынка и четко проявились взаимопроникновение и интеграция рекламы в Сети. Во-первых, это происходит из-за большого числа пользователей, что делает


Интернет-рекламу не менее эффективной по сравнению со СМИ, а стоимость делает их выгодными для занимающихся ими агентств. Во-вторых, Интернет стал каналом в первую очередь продаж, а не распространения одной лишь информации. В очень большом числе случаев интерес компаний к рекламе в Интернет, к маркетинговым исследованиям Сети связан с интенсификацией продаж там же в


Сети. Появление успешных рекламных кампаний Интернете в совокупности с интересом к относительно дешевым рекламным технологиям является очень перспективным направлением в деятельности большинства фирм. Уже сегодня мы видим по-настоящему профессиональное и комплексное использование Интернета в серьезных маркетинговых мероприятиях. Спрос, предложение и ценообразование на рынке информации. По оценкам экспертов, мировое потребление информационных продуктов в 1986 г. превысило триллион долларов


с двукратным увеличением к 1990 г. Несмотря на тенденцию снижения цен на многие виды информационных товаров и услуг, информационный бизнес растет быстрыми темпами, что свидетельствует о значительном потенциале спроса на продукцию информационного сектора. Многообразие видов информации предопределяет широкий круг потребителей информационных товаров и услуг. В силу того, что на информацию предъявляется и потребительский и производственный спрос, она является предметом как индивидуального, так и производственного потребления.


Но сегодня основную массу информационных продуктов потребляют именно фирмы, а не индивидуальные пользователи. Технология производства, оперативная управленческая информация, маркетенговые исследования, деловые консультации - вот примеры использования информационных продуктов предприятиями. В свою очередь в структуре потребительского спроса информационные товары и услуги занимают вс большее место из-за происходящих в обществе социальных и культурных изменений при переходе на информационную


стадию развития. На потребительском рынке информационных продуктов четко проявляется зависимость уровня спроса, от наличия товаров субститутов. Существующая сегодня жесткая конкуренция между кино теле- и видеопродукцией ярко иллюстрирует тот факт, что один и тот же информационный продукт может быть представлен на различных материальных носителях, т.е. содержание информация будет одинаковым, а форма подачи различна. Использование такого свойства информации, как адресность позволяет находить новых потребителей определенной


информации, представленной в новой форме. При высоком уровне развития современных информационных технологий потребитель имеет возможность делать выбор между традиционными и нетрадиционными способами предоставления информации. Например, в библиотеке можно использовать ручной или электронный каталог, запрашивать ксерокопии необходимых журнальных статей или проводить поиск в полнотекстовых базах данных и т.п. Практика маркетинговых исследований в развитых странах говорит о том, что фирмы-производители информационных


продуктов используют несколько основных подходов при установлении цен на информационные товары и услуги. Продуктовый подход основан на особенностях конкретных информационных продуктов. Институциональный подход концентрирует внимание на производителях информационных товаров и услуг. Управленческий подход сочетает в себе некоторые черты предыдущих двух подходов и используется в выработке ценовой стратегии той или иной фирмы. В процессе формирования цен на информационные товары и услуги


каждый производитель решает целый ряд вопросов насколько уникальны данные товар или услуги, какова платежеспособность потребителей, какова структура рынка данного продукта и т. д. Информационные службы часто делают ставку на уникальность продукта. Например, на рынке баз данных многие из них не имеют аналогов, что, естественно, дает преимущество при определении уровня цен. Ценность информационного продукта характеризуется десятками свойств, таких,


как значимость, полезность, полнота, своевременность, доступность, форма подачи, достоверность и т.д. Это качественное разнообразие информационных продуктов обуславливает такую особенность ценообразования на рынке информации, как широкое использование договорных цен, наценок за новизну, уценок, скидок, ценовых льгот, т.е. всех доступных способов придания гибкости ценам. Следует обратить особое внимание на то, что при производстве определенных видов информации научно-технические


изобретения, произведения искусства и т. п. отсутствует полная взаимозаменяемость производителей информационного продукта. В таких случаях возникает эффект абсолютной ренты. Так, цена билета в театр на постановку известного режиссера или стоимость картин известного художника зависят в конечном счете только от уровня спроса. Особое значение имеет тот факт, что стоимость информации постоянно и заметно снижается, что вызвано в первую очередь совершенствованием и широким распространением


информационных технологий. В то же время стоимость традиционных средств распространения информации книг, газет и т. д. значительно возросла, так как материалы и энергоносители обходятся все дороже в отличие от информационных ресурсов. В отношении многих видов информационных продуктов, в первую очередь тех, которые производятся бесприбыльными организациями или же которые относятся к общественным товарам, возникает проблема платности. С одной стороны, настойчивая ориентация на принцип бесприбыльности, нежелание


выходить на информационный рынок могут иметь сегодня катастрофические последствия для традиционных государственных и бесприбыльных информационных организаций. С другой стороны, полный перевод информационной деятельности на коммерческие рельсы может поставить под угрозу общедоступность информации. В качестве основных аргументов против платности ряда информационных продуктов выдвигаются такие отрицательные последствия применения принципов рынка, как невозможность учесть общественные затраты и выгоды, опасность


массового производства дешевых услуг ухудшенного качества и меньшего значения, усиление социального неравенства потребителей, деление общества на информационно бедных и информационно богатых. С другой стороны, применение принципа платности побуждает информационные службы и поставщиков информации активнее подстраиваться под структуру спроса, повышает понимание реальной ценности информации у пользователей, устраняет излишние запросы, выявляет полезность служб благодаря их оценке через рынок.


Так или иначе, рассматривая особенности ценообразования на информационном рынке, мы снова видим особый характер информации как товара, что в свою очередь неизбежно накладывает отпечаток на принципы установления цен на рынке информационных продуктов. В ряде случаев информация распределяется минуя сферу рынка, и потребители получают ее бесплатно. Заключение Информация, в наше время, занимает огромное место в экономике всех стран. С каждым днем разрабатываются все новые и новые компьютерные программы, которые облегчают


получение, обработку и работу с новой информацией. Одним из наиболее перспективных технологий в этой области является Интернет. Очевидно подтверждено статистикой, что на данном этапе своего развития Интернет становится все более и более массовым, и это делает возможным и даже необходимым его использование в целях бизнеса. Ресурсы Интернет, а также описание имеющихся источников информации позволяют наметить


пути использования Интернет в маркетинговом цикле на стадиях сбора информации, ее систематизации и анализа, разработки стратегии и тактики, проведения рекламной кампании, принятия поступающих заказов, расчетов с клиентами, осуществления послепродажного сервиса и др. Как глобальная телекоммуникационная система Интернет представляет собой удобное средство для оперативного обмена деловой корреспонденцией, включая обмен внутренними документами компаний с филиалами, с высокой


степенью надежности и конфиденциальности. Признание роли информации и информационной деятельности в современном экономическом и социальном развитии является первым, но самым важным шагом на пути становления информационного рынка и информационной экономики в целом. Список использованной литературы 1. Маркетинг Учебник А.Н. Романов, Ю.Ю. Корлюгов, С.А. Красильников и др.


Под ред. А.Н. Романова. М. Банки и биржи, ЮНИТИ, 1996 560с. ил. 2. Майоров С.И. Информационный бизнес коммерческое распространение и маркетинг М.Финансы и статистика, 1993 128с. 3. Информационный рынок в России Ю.М. Арский, Р.С. Гиляревский, В.С. Егоров и др М.ВИНИТИ,1996 293с.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.