Министерство образования Российской Федерации Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Государственный Университет Управления Институт Заочного Обучения Реферат по дисциплине Политэкономия и история экономических учений на тему Экономическая роль государства Выполнил студент группы Студенческий билет Москва - 2006 г. Содержание Введение 1.Причины огосударствления экономики 2.
Механизм государственного вмешательства. Как государство проникает в экономику 3. Государственные финансы 4. Финансы федерального правительства Заключение Выводы Литература Введение Любое государство в разные периоды исторического развития имеет воздействие на экономику. Либо оно способствует экономическому развитию, либо тормозит его. Исторически сложились два основных взгляда на экономическую роль государства фритредерство свободный
рынок, невмешательство государства в хозяйственную сферу и протекционизм требующий от государства активного вмешательства, всемерной помощи производителям. В ходе исторического развития изменялись социально-экономические функции государства по пути большей универсализации методов и форм воздействия па хозяйственную жизнь. Масштабы огосударствления различны в разных странах и в разнос время и зависят от конкретных обстоятельств. Государство, обладая значительной собственностью, стало субъектом хозяйствования самым крупным продавцом
и покупателем. Общепризнано, что современная рыночная экономика не может существовать без государственной хозяйственной деятельности. Дискутируются лишь масштабы вмешательства государства в экономику. Так, классики экономической теории А. Смит, Д. Рикардо считали, что рыночная экономика должна развиваться на основе саморегулирования, т. е. без участия каких-либо внешних сил, в том числе и государства. Однако разразившийся в 1929-1933 гг. кризис капиталистической экономики ознаменовал конец эры свободного
предпринимательства, показал неспособность рыночной системы развиваться без вмешательства государства. Необходимость государственного регулирования рыночной экономики теоретически обосновал английский экономист Дж. М. Кейнс в книге Общая теория занятости, процента и денег 1946. Эта теория получила практическое применение в экономике США в 50-е годы и принесла определенные положительные результаты в хозяйственной деятельности.
В дальнейшем теория государственного регулирования Кейнса легла в основу экономической политики почти всех развитых капиталистических стран. Экономическая роль государства в той или иной стране определяется долей национального дохода, сосредоточенного в руках государства. Если государству принадлежит почти весь национальный доход, то это чисто государственная экономика. В таком случае управление осуществляется из единого центра, а экономическую систему называют
административно-командной, или тоталитарной. Подобная экономика имела место в Советском Союзе, в других социалистических странах. В экономике социалистических стран свободный рынок отсутствовал. Переход к рыночной системе означает, грубо говоря, отъем национального дохода национального пирога у государства и передачу его в частное индивидуальное или групповое владение, распоряжение и использование.
Этот переход государственной собственности в частную может происходить или насильно революционным путем, или добровольно эволюционным путем, например, как это произошло в результате приватизации государственной собственности в России через ваучеры. Таким образом, исторический процесс развития экономики зависит от решения вопроса какова доля государства в экономической деятельности Если государство распоряжается 10-50 национального дохода, то такая экономика является смешанной, т.
е. одна часть национального дохода сосредоточена в руках государства, а другая - в руках частных владельцев. Доля национального дохода, которой распоряжается государство, может колебаться под влиянием внешних обстоятельств, например войны. Так, в США в 1929-1940 гг. доля государства в национальном доходе колебалась в пределах 10-13 , затем стремительно выросла во время второй мировой войны до 45 . Однако с начала 50-х годов эта доля колебалась на уровне 15- 30 национального дохода.
Заметим в США в отличие от других промышленно развитых стран размер государственного сектора невелик. В Швеции, Норвегии, Франции, Великобритании и ФРГ он значительно больше и достигает 40-50 . Почему растет государственный сектор Главными причинами являются рост расходов на оборону и военно-космические исследования рост народонаселения решение проблем окружающей среды и инфраструктуры решение социальных проблем безработицы, медицинской помощи, продовольственного кризиса, жилищного обеспечения,
нищеты. Таким образом, вмешательство государства в экономику вызвано стремлением правительства смягчить неэффективность и несправедливость, связанные с функционированием рыночной экономики. В 70-80-х годах нашего столетия наблюдался как бы обратный процесс усилился интерес к рыночному механизму. Причиной явилось снижение эффективности государственного сектора. Однако это не означает, что происходит полное свертывание государственного вмешательства.
Государство всегда будет иметь свою долю в рыночной экономике. Регулирование государством рынка частного капитала направлено на достижение следующих экономических целей 1. Экономический рост. Эта цель предполагает увеличение объемов производства материальных благ, улучшение их качества, обеспечение более высокого уровня жизни. 2. Экономическая эффективность. Эта цель требует получения наибольших наилучших результатов при минимальных
затратах имеющихся ограниченных производственных ресурсов. 3. Полная занятость трудоспособного населения. Реализация этой цели позволит обеспечить всех, кто может и желает работать, занятием рабочим местом в соответствии с их потребностями и квалификацией. 4. Стабильный уровень цен. Значительное повышение или снижение общего уровня цен дестабилизирует экономику в целом, возникают напряжение, различного рода сложности в экономической деятельности инфляция и дефляция,
которых крайне важно избегать. 5. Экономическая свобода. Предприниматели, хозяйствующие субъекты рыночной экономики должны обладать в своей экономической деятельности высокой степенью свободы. 6. Справедливое распределение доходов. С позиции рыночной экономики доходы, полученные в результате конкурентной борьбы, справедливы. Принцип На равный капитал - равная прибыль действует как тенденция.
Уравнительное распределение недопустимо. В то же время ни одна группа граждан в цивилизованном обществе не должна пребывать в нищете, когда другие купаются в роскоши. 7. Экономическая обеспеченность. В обществе, к сожалению, существуют хронически больные, нетрудоспособные, престарелые и другие иждивенцы. Необходимо обеспечить их нормальное существование за счет средств государственного бюджета и различных социальных и благотворительных фондов.
8. Торговый баланс. Предполагается поддержание разумного соотношения экспорта и импорта внешней торговли национальной экономики, а также баланс международных финансовых сделок. Этот перечень можно дополнить и другими целями, например улучшением охраны окружающей среды и т. д. Анализ перечисленных целей позволяет отметить, что некоторые из них могут противоречить другим или взаимно исключать друг друга. Например, экономический рост и полная занятость могут вызвать повышение
цен и породить инфляцию. Стремление обеспечить равенство в распределении может снизить мотивацию к творческому, рискованному труду и тем самым замедлить экономический рост. Следовательно, общество вынуждено разработать систему приоритетов в осуществлении задач, которые будут различны для разных периодов времени, для отдельных стран и регионов. Выработка конкретных программ достижения крупных экономических целей общества лежит в основе экономической
политики того или иного государства. Эти цели реализуются, если государство правительство выполняет как минимум следующие экономические функции 1 создание правовой базы и общественной атмосферы, способствующей нормальному функционированию рынка 2 защиту конкуренции 3 производство социально значимых товаров услуг 4 защиту населения от вредных побочных последствий предпринимательства 5 перераспределение доходов и ресурсов 6 стабилизацию экономики. Государственное вмешательство в рыночную экономику может быть двух видов прямое
косвенное. Прямое регулирование предполагает непосредственное вмешательство государства в национальное производство в следующих формах 1 создание новых промышленных объектов 2 национализация убыточных частных предприятий 3 покупка акций частных предприятий. Прямое регулирование приводит к созданию государственного сектора производства товаров и услуг. Исторически обусловлено, что прямое вмешательство государства в экономику происходит, прежде всего, в отраслях, которые создают общественные блага, т. е. блага, нужные
всем без исключения для нормальной повседневной жизни. Эти отрасли, или сфера деятельности, называются инфраструктурой. Инфраструктура - это основа любой экономики. Выделение инфраструктуры как крупной сферы народного хозяйства базируется на различии между особенными и общими условиями производства. К особенным условиям относятся конкретные формы технологического процесса, присущие каждому виду производства,
будь оно промышленным или сельскохозяйственным. Общие условия охватывают те, без которых не может функционировать никакое производство, точнее, эффективно функционировать. Иначе говоря, общие условия не связаны с технологией конкретного вида производства, они существуют независимо от нее. Общие условия производства создаются в результате производственной деятельности таких отраслей народного хозяйства, как информатика, транспорт, связь, электроэнергетика, коммунальное хозяйство,
и некоторых других. Все эти отрасли в совокупности образуют производственную инфраструктуру. Они обладают единым свойством - обеспечивать взаимосвязь всех фаз воспроизводственного процесса производства, обмена, распределения и потребления. Поскольку функцией инфраструктуры является обеспечение всего процесса воспроизводства, то ее можно рассматривать на трех уровнях микро мезо- и макро На микроуровне инфраструктуру понимают как совокупность материально-вещественных условий, или инженерно-
технических сооружений, необходимых для функционирования отдельного предприятия либо отрасли. В этом случае речь идет об инфраструктуре сельского хозяйства, транспорта, связи, материально-технического снабжения, науки и т. д. На транспорте, например, к инфраструктуре относятся сооружения, обслуживающие движение транспортных средств насыпи, траншеи, подземные тоннели, дорожные станции, портовые сооружения, системы сигнализации и т. п. Инфраструктура науки и образования - это разного рода сооружения, необходимые
для осуществления научной и общеобразовательной деятельности, накопленные фонды научной информации, а также средства, служащие для их передачи, и т. д. На мезоуровне инфраструктура анализируется применительно к определенному району или региону. Она представляет собой системы сооружений, материально-вещественных элементов, обеспечивающих непрерывную и эффективную связь предприятий основного производства в пределах данной территории и нормальную жизнедеятельность
населения данного региона. Региональная инфраструктура призвана способствовать формированию и развитию крупных территориально-производственных комплексов. На макроуровне инфраструктура представляет собой совокупность общих экономических и социальных условий, обеспечивающих эффективное развитие материального производства страны в целом и удовлетворяющих коллективные потребности всех членов общества. Эти общие условия и создаются за счет функционирования отраслей общего
назначения, специфика которых состоит в том, что они нужны всем без исключения видам производств и человеку. Инфраструктуру на макроуровне обычно подразделяют на производственную и социально-бытовую. К производственной инфраструктуре относятся те отрасли, которые непосредственно связаны с производством материально-вещественного продукта и функционально создают ему общие условия. Это транспорт, связь, электроэнергетика, наука и научно-техническая информационная служба, другие виды
подобных производств. Развитие производственной инфраструктуры должно ориентироваться не на любую отраслевую структуру, а только на прогрессивную, обеспечивающую благоприятные условия интенсификации воспроизводства. На первом месте в системе производственной инфраструктуры стоит научная и информационная инфраструктура. Совокупность же отраслей, которые непосредственно связаны с созданием общих условий для воспроизводства рабочей силы и обеспечением нормальной жизнедеятельности населения, представляет собой социально-бытовую
инфраструктуру. К ней относятся прежде всего образование, здравоохранение, социальное обеспечение, жилищно-коммунальное хозяйство и некоторые другие отрасли. Подобное разграничение инфраструктуры на производственную и социально-бытовую важно для практики развития как всего народного хозяйства, так и отдельных его регионов. Чтобы экономическое развитие происходило согласованно во всех звеньях, нельзя допускать отставания
ни одного из них. Если это происходит, то образуется диспропорция в развитии экономики, что приводит к потерям в народном хозяйстве. Например, если активно развивается автомобильная промышленность, но недостаточно шоссейных дорог с твердым покрытием, отсутствуют оптимальные условия для использования автомобилей. Или другой пример построены промышленные предприятия, но мало жилья, школ, детских садов. Отсюда возникают трудности с привлечением рабочей силы как важнейшего условия процесса производства.
Как видим, формирование производственной и социально-бытовой инфраструктуры имеет важное значение в повышении эффективности общественного производства, его интенсификации, в создании всех предпосылок для обеспечения высокого жизненного уровня населения страны. В зависимости от времени формирования инфраструктуры и отраслей промышленного производства выделяют три ее типа опережающий инфраструктурные сооружения создаются до возведения объектов промышленного или
сельскохозяйственного производства, и часть инфраструктурных мощностей остается в резерве на случай роста спроса на них в будущем одновременный, или синхронный степень развития инфраструктуры соответствует уровню индустриального развития запаздывающий, когда степень насыщенности инфраструктурными отраслями и объектами отстает от потребностей экономики. В чем же специфика инфраструктуры Каковы ее признаки Во-первых, инфраструктура - это сектор экономики общего назначения.
Во-вторых, инфраструктура предполагает коллективное потребление. В-третьих, инфраструктура непосредственно влияет на процесс производства, хотя находится за его технологическими пределами. Перечень отраслей и объектов инфраструктуры не может быть абсолютно неизменным, жестко регламентированным для всех этапов экономического развития страны. Круг инфраструктурных отраслей и элементов достаточно гибок, он в значительной степени изменяется под влиянием научно-технического прогресса.
В результате исследований установлено, что во всех развитых странах вмешательство государства в экономику начиналось и прочно удерживается в сфере инфраструктуры, как производственной, так и социальной. Государственные расходы на отрасли инфраструктуры возрастают быстрее, чем на другие отрасли национального производства. Так, американский экономист Д. Ашауэр утверждает, что замедление роста производительности труда в 70-80-е годы главным образом объяснялось недостаточностью государственных капиталовложений в
инфраструктуру экономики США. Он показал связь значительных государственных капиталовложений в инфраструктуру с высокой нормой прибыли в частном секторе. Например, в 1965-1969 гг. ежегодные инвестиции в инфраструктуру составляли 2,3 ВНП, а норма прибыли в частном секторе достигала 13,3 . В 1980-1984 гг. после снижения доли инвестиций до 0,4 ВНП норма прибыли упала до 7,9 . Д. Ашауэр также приводит данные, показывающие тесную взаимосвязь капиталовложений
в инфраструктуру и динамики производительности труда. По его мнению, такие страны, как Япония, направляющие значительную часть ВНП на развитие инфраструктуры, отличаются высокими темпами роста производительности труда. В тех же странах, где, как в США, в инфраструктуру вкладывается сравнительно мало средств, производительность труда падает. Жизнь показывает, что государство должно активно вмешиваться в экономику через создание
и развитие инфраструктуры. Косвенное, или административное, государственное регулирование происходит через распределение законодательной и исполнительной власти, создание законов декретов по регулированию экономической деятельности. Такое регулирование осуществляется без инвестиций, без денег. Косвенное регулирование охватывает бюджетно-налоговую, денежно-кредитную и валютную сферы. Государственное регулирование в долгосрочном аспекте выступает как экономическое программирование или
прогнозирование развития отдельных экономических систем например, энергетических или транспортных либо экономики в целом. Большой опыт программирования был накоплен в странах с национализированным сектором экономики. Это прежде всего Франция, Италия, Англия. Позже программирование и особенно прогнозирование стало широко применяться в Японии и США. Например, в США была составлена программа развития американской экономики после ядерных
взрывов. Государственное вмешательство в экономику может осуществляться через государственный бюджет. Государственный бюджет состоит из двух частей доходов и расходов. Основными источниками формирования доходов являются следующие налоги личный подоходный на прибыль на заработную плату поимущественный на добавленную стоимость акцизы или налоги на продажу и т. д. Основные статьи расходов государственного бюджета - это расходы на национальную оборону государственные
закупки товаров и услуг образование здравоохранение социальное обеспечение общественную безопасность и т. д. Если расходы бюджета больше доходов, возникает дефицит бюджета. Как избавиться от дефицита государственного бюджета Для этого необходимо увеличить доходы или сократить расходы. Увеличить доходы можно следующим образом 1 изменить налоговую систему увеличить налоговые ставки 2
обеспечить выпуск ценных государственных бумаг облигаций 3 увеличить выпуск эмиссию денег. Увеличение ставок налогов может лишь временно повысить доход государства, так как рост налоговой ставки уменьшает доход предпринимателя и потребителя, а следовательно, возможности дальнейшего расширения производства. А если сократится производство, то уменьшится прибыль и, следовательно, поступления в бюджет. Сокращение налоговых поступлений при высоких ставках налогов называется эффектом
Лаффера. Разберем государственные финансы на примере США. Рассмотрим их составные части - федеральные финансы и финансы штатов и местных органов власти для того, чтобы сопоставить характер расходов и доходов налоговых поступлений. Федеральный бюджет состоит из бюджета федерального правительства, штатов и местных органов власти. Федеральное правительство финансирует свою деятельность за счет личных подоходных налогов, налогов
на прибыль корпораций и на заработную плату, а правительство штатов и местное в основном получают средства за счет продаж и поимущественных налогов. Расходы федерального правительства в основном составляют затраты на поддержание уровня доходов и на национальную оборону, тогда как расходы на образование, здравоохранение, строительство автомагистралей и т. д. преобладают на уровне правительства штатов и на уровне местных органов власти. Анализ федерального бюджета и бюджета штатов и органов местной власти позволяет утверждать
следующее 1. Основные статьи федеральных доходов - это личный подоходный налог, налог на прибыль корпораций и заработную плату, а федеральных расходов - поддержание уровня доходов, национальная оборона, выплата процента по государственному долгу. 2. Основные источники доходов правительства штатов - налоги с продаж и акцизные налоги. 3. На уровне местных органов власти большая часть доходов поступает через поимущественные налоги основная статья расходов - образование. 4. Налоговые поступления правительств штатов и органов
местной власти дополняются значительными субсидиями федерального правительства. 5. Более четверти расходов федерального бюджета США составляют затраты на поддержание боеготовности, т. е. на национальную оборону. Таким образом, важнейшими принципами, лежащими в основе налогового обложения США, являются принцип выгоды и принцип пожертвований или перераспределения. Около 34 доходов федерального бюджета составляют личный подоходный налог и налог на прибыль корпораций.
Налог на имущество, как и раньше, составляет наиболее крупный источник доходов местных органов власти США. Налоги на продажи и акцизные сборы играют важную роль в штатах. После второй мировой войны расходы штатов и местных органов власти США увеличились основные статьи их расходов - образование, строительство шоссейных дорог, социальное обеспечение, а также расходы на обычные функции государства по поддержанию порядка и безопасности.
Федеральное правительство США предоставляет значительные субсидии штатам в основном для строительства шоссейных дорог и нужд социального обеспечения и оказания общественной помощи. Заключение Выводы Экономическая роль государства в рыночной экономике достаточна значима. Рост государственного вмешательства в экономику в промышленно развитых странах не предполагает возникновения устойчивой тенденции перехода средств производства в собственность государства.
С помощью налогов государство получает в свое распоряжение ресурсы, необходимые для выполнения своих хозяйственных и социальных функций. Через механизм налогообложения и государственные расходы на социальное обеспечение все большая доля национального дохода перераспределяется от относительно богатых к относительно бедным. Литература 1. Поршнев А.Г Денисов Б.А. и др. Политическая экономия и история экономических учений.
М 2202. 2. Современная экономика. Ростов-на-Дону, издательство Феникс, 1995. 3. Денисов Б.А Богачва Г.Н. и др. Десять очерков по политической экономии. М 2001. 4. Лебедев О.Т Каньковская А.Р Филиппова Т.Ю. Основы экономики. СПб. ИД МиМ, 1997.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |