Реферат по предмету "Мировая экономика"


Экономические блага экономическая ценность и альтернативная стоимость

--PAGE_BREAK--┌────┴──────┐
«ограничиваемые» ® чистые
Схема 1.2. Экономические блага
Частные блага — те, которые идут строго определенному покупателю, как, например, буханка хлеба. Остальные блага относятся к совместно потребляемым (товары общественного пользования). Их потребление каждым, происходит только совместно. При этом некоторые блага доступны только определенному количеству потребителей, например, общественный транспорт. До определенного предела потребление каждым не уменьшает возможности потребления остальных, а сверх определенного предела потребление каждого становится препятствием их потребления другими.
Более сложной формой благ являются такие, потребление которых беспредельно, «не перегружается». В то же время интересы производителей могут быть обеспечены на основе установления ограничений на их потребление, например, введением платы за пользование определенными благами. Тот, кто не платит, благ не получает. Так организованы частные школы, платная медицина и другие. Например, в телевизионных сетях возможно установление кодов для просмотра определенных передач только теми, кто уплатил за их просмотр. Хотя смотреть могли бы все, но просмотр ограничивают только теми, кто платит. Исключением могут быть, т.н. «социальные блага» или «социальные товары». Свежий пример – трансляции футбольных матчей чемпионата России 2007 г. Права на их показ выкупил платный канал НТВ+, что вызвало негативный общественный резонанс, и потребовалось вмешательство президента для восстановления бесплатных трансляций на общедоступных каналах.
Высшей формой благ являются чисто общественные, за которые нельзя установить никакой ограничивающей платы, например, любование фейерверком. Чисто общественные блага — это такие, которые потребляются всеми людьми независимо от того, платят они за них или нет: национальная оборона, обеспечение внутренней безопасности.
С технико-экономической точки зрения частные блага можно подразделить на простые и сложные, а также выделить группу благ, создаваемых в условиях определенной динамики предельных издержек. Простые блага – это такие, структура и свойства которых непосредственно не аккумулируют в себе новейшие достижения научно-технического прогресса. Таковыми можно считать питьевую воду, зерно, многие виды продуктов питания и т.д. Несомненно, что если способ труда и организации производства ряда благ данной категории под силу одному человеку (домохозяйству), то процесс создания блага осуществляется частным образом, то есть в рамках экономической формы частной собственности.
Сложными считаются блага, создание которых не просто фокусирует в себе достижения прогресса науки и техники, что совсем необязательно, а в любом случае является результатом коллективного, то есть общего труда. В этом случае частное благо создается в условиях экономической формы общей собственности. При этом важно отметить, что традиционно понимаемая частная капиталистическая собственность есть не более чем один из видов общей собственности, поскольку конечный продукт в данном случае создается совместным, именно общим трудом собственников средств производства и собственников рабочей силы.
Способ труда, организации и управления производством по созданию сложных благ обусловливает экономическую общую собственность (частнокапиталистическую, акционерную, коллективную долевую и коллективную недолевую, государственную, муниципальную, смешанную и т.д.). Способ труда, создающего простые блага, может осуществляться как в рамках экономической общей, так и в условиях экономической частной формы собственности.
1.3 Экономические блага в народнохозяйственном кругообороте.
Совокупность обращающихся в народнохозяйственном кругообороте экономических благ принято называть национальным продуктом (НП). Национальный продукт может быть представлен как:
·        сумма произведенных в стране товаров и услуг;
·        сумма распределенных (перераспределенных) благ или, что то же самое, сумма доходов всех субъектов экономики;
·        сумма всех направлений по использованию (потреблению) благ.
Национальный продукт – это всегда текущий объем производства, распределения, потребления, а не накопленный за предыдущие периоды размер богатства.
Существуют экономические блага, не поступающие на рынок. Речь идет, прежде всего, о трех категориях экономических благ:
·        продукция, производимая натуральными хозяйствами;
·        промежуточные продукты, находящиеся во внутрифирменном обороте;
·        экономические блага, производимые при самообслуживании.
Не попадая на рынок, такого рода продукция, тем не менее, может составлять значительную часть НП страны. При этом натуральное хозяйство представляет собой замкнутую саму на себя цепочку. Она производит и потребляет производимый продукт. Но если такие хозяйства не замыкаются сами на себя, хотя бы частично, то они уже включаются в единый кругооборот производства НП.
Большой спецификой отличаются и разнообразные полуфабрикаты и приспособления, находящиеся во внутрифирменном обороте. Они не только не поступают на рынок, но, как правило, и не имеют точных рыночных аналогов.
Крайне широка и разнообразна также сфера самообслуживания. В нее входят приготовляемая дома пища, уборка жилищ, стирка и многое, многое другое, что принято называть «домашней работой» и т.п. Чтобы понять, насколько большая часть национального продукта изготовляется в процессе самообслуживания, достаточно спросить себя, во сколько обошлась бы каждой семье ее замена покупными продуктами и услугами.
Очевидно, что это тоже некоторая разновидность натурального хозяйства, связанная с обслуживанием самого себя, т.е. это разновидность натурального хозяйства в большей степени связанная с производством услуг.
Поэтому в том случае, когда цепочка самообслуживания оказывается не замкнутой, то услуги по самообслуживанию включаются в производство услуг НП.
Большой вклад благ, не поступающих на рынок, в создание национального продукта сочетается со столь же большими трудностями в их учете.
Национальное богатство учитывает все имеющиеся в стране экономические блага по состоянию на определенную дату, представляет собой не измеритель потока экономических благ в ходе народнохозяйственного оборота, а мерило его результатов, так сказать, «сухой остаток», возникший в результате многих циклов производства внутреннего валового продукта (ВВП).
Значительную часть национального богатства составляют природные блага (земля, полезные ископаемые и т.п.), не являющиеся результатом хозяйственной деятельности человека. Несмотря на «нерукотворный» характер этих богатств, их стоимость связана с уровнем развития экономики, причем эта взаимосвязь имеет очень сложный характер. Стоимость одних природных благ растет, а других падает в ходе технического прогресса. Скажем, стоимость залежей урановых руд после изобретения атомной бомбы и появления атомных электростанций резко выросла, в то же время стоимость дров как энергоносителя упала.

2. Ценность и альтернативная стоимость
2.1 Товар и его свойства
Центральной категорией товарного производства является товар. Следует четко различать содержание категорий «благо», «продукт», «товар».
Прежде всего, товар нельзя отождествлять с благами, которые выступают как желаемые вещи, удовлетворяющие человеческие потребности. Во-первых, не все блага являются товарами, хотя в условиях рыночного хозяйства большая часть благ становится товаром. Во-вторых, если благо не является продуктом труда – это не товар. В-третьих; если блага не удовлетворяют потребности и никому не нужны – это тоже не товар. В-четвертых, когда благо создано для потребления внутри хозяйства, а не для обмена – оно также не является товаром. Таким образом, товар – это специфическое экономическое благо, произведенное для обмена в целях удовлетворения потребностей людей.
От продукта товар принципиально отличается тем, что его путь от производства к потреблению обязательно пролегает через рынок. Товар – продукт труда, изготовленный не для собственного потребления, а с целью обмена на другие продукты. В этом смысле в качестве товара выступают и услуги, но они имеют специфику: не имеют материальной формы, их нельзя непосредственно накопить, потребить их можно только в момент производства. Продукт становится товаром не в силу естественных свойств, его делают товаром общественные свойства (потребительная стоимость; общественный труд, воплощенный в товаре; способность обмениваться на другие продукты).
Рассматривая свойства товаров, следует учитывать соотношение категорий «ценность», «стоимость», «полезность».
Первоначально немецкое слово «der Wert» обычно переводилось как «ценность». В переводах трудов К. Маркса и Ф. Энгельса вместо этого термина стали использовать «стоимость». Подобное разграничение было обусловлено тем, что стоимость стала увязываться с овеществленным в товаре общественным трудом, а сторона полезности при таком подходе исключалась из рассмотрения.
В современной экономической литературе по отношению к благам формулируется понятие ценности, имеющее два аспекта:
·         оценку благ с точки зрения их полезности, способности удовлетворять определенные потребности человека;
·         оценку благ с точки зрения того, что стоит (во что обходится) их получение, т.е. с позиции вклада человека в процесс производства.
Таким образом, ценность (стоимость) представляет собой синтез результатов и затрат, где первые (результаты) определяются как единство конкретной и абстрактной полезности, а вторые (затраты) – как единство конкретного и абстрактного труда (шире: всех воспроизводимых и невоспроизводимых ресурсов, имеющих альтернативные возможности применения).
К товару и его свойствам каждая научная школа подходила со своей методологией. В историческом плане можно выделить два подхода к анализу товара: на основе трудовой теории стоимости и с позиции теории предельной полезности (иначе – нетрудовой теории стоимости).
Прежде всего, рассмотрим основные положения трудовой теории стоимости. Ее разработка осуществлялась представителями классической буржуазной политической экономии (У. Петти, А. Смит, Д. Рикардо). Большой вклад в развитие трудовой теории стоимости внес К. Маркс, который систематизировал труды своих предшественников, изложил ее последовательно и всесторонне раскрыл ее узловые элементы в их единстве и взаимосвязи.
В рамках трудовой теории стоимости четко различаются два свойства товара: потребительная стоимость и меновая стоимость.
Потребительная стоимость – это совокупность полезных свойств товара, благодаря которым он обладает способностью удовлетворять какую-либо потребность общества или отдельного человека (может служить пищей, быть одеждой или иным полезным предметом). Товар должен иметь не просто потребительную стоимость, а общественную потребительную стоимость, когда он призван удовлетворять потребности не самого производителя, а других членов общества, к которым поступает в процессе обмена. Значение потребительной стоимости заключается в том, что она составляет вещественное содержание богатства любого общества. С потребительной стоимостью связаны качество продукции, конкурентоспособность, значение которых возрастает в современных условиях.
Не всякая общественная потребительная стоимость является товаром, поскольку товар должен обладать еще одним свойством – свойством обмениваться на другой товар. Это свойство товаров называется меновой стоимостью. Меновая стоимость – это свойство товара обмениваться в определенных пропорциях на другие товары. То, что товары обмениваются в определенной пропорции, означает, что в них, независимо от их конкретной формы, имеется нечто общее. Общим объективным свойством товаров является то, что на их производство затрачен общественный труд: как потребительные стоимости товары различны, но как воплощение общественного труда они однородны. Общественный труд, воплощенный в товаре, составляет стоимость товара. Таким образом, меновая стоимость является внешним проявлением стоимости и лежит в основе обмена товаров.
Стоимостью может обладать только вещь, представляющая собой потребительную стоимость, однако не всякая полезная вещь, не каждая потребительная стоимость обладает стоимостью (предметы, к которым не был приложен труд человека, стоимости не имеют). С другой стороны, сами по себе затраты труда еще не делают продукт стоимостью (продукты труда, произведенные для собственного потребления, свойство стоимости не приобретают).
Согласно теории предельной полезности (будет рассмотрена в 2.2.) ценность каждого из благ зависит от двух факторов:
·        от важности удовлетворения потребности;
·        от степени ее насыщения.
На языке торговли, часто бессознательно смешивают цену и ценность, ибо на самом деле указание цены заключает в себе и указание ценности. Но, тем не менее, это понятия, которые важно различать.
В политической экономии категория стоимость характеризует затраты труда на присвоение благ (путем освоения природных ресурсов или производства с их помощью новых продуктов). Согласно этому определению природные блага, не тронутые трудом, не имеют стоимости. Но они имеют, как и блага, созданные людьми, потребительную стоимость, которая характеризует способность блага удовлетворять ту или иную человеческую потребность
Ценность же, является одной из важнейших категорий экономики, выражающей степень полезности благ, как созданных трудом, так и природных, внутреннюю меру значительности товара.
Относительно эволюции слова ценность составлены эволюционные ряды на русском и ряде главных иностранных языков, прежде всего английском.
Utility ® value ® cost ® price
Полезность ® значимость ® стоимость ® цена ® ценность[3]
Согласно теории трудовой стоимости, только на рынке при обмене выявляется общественно необходимый уровень затрат труда.
Стоимость создается в процессе производства, а проявляется на рынке. Покупатель, приобретая на рынке товар, оценивает его полезный эффект, а не затраты труда на его производство. Ценность полезного эффекта категория во многом субъективная, а отсюда ни как не может быть свойством, объективно присущим вещам. Ценность имеет лишь то, что ценно в глазах покупателя. Людьми ценятся самые различные материальные и духовные блага и услуги не в результате того, что на их производство затрачен общественно необходимый труд, а потому, что эти блага имеют полезность.
Ценность блага двойственна: производитель (продавец) измеряет его издержками производства (затраченным живым и прошлым трудом), потребитель (покупатель) – степенью полезности. Ценности блага не противостоят друг другу.
Члены различных социальных групп имеют свои приоритеты, т.е. наборы благ, поэтому ценность каждого блага зависит от того, в каком наборе оно находится. Таким образом, ценность блага не определяется заранее, она определяется положением потребителя в социальной группе.
Рассмотрим ценность блага с точки зрения потребителя и с точки зрения производителя.
2.2 Проблемы соизмерения благ
Потребительские предпочтения можно описать, используя концепции полезности и предельной полезности. В экономическом анализе термин «полезность» используется для обозначения того удовольствия или удовлетворения, которое получают люди от потребления товаров или услуг. Можно предложить еще одно определение. Полезность выражает степень удовлетворения, получаемого субъектом от потребления товара или выполнения какого-либо действия. Эта категория включает и психологический компонент, потому что люди ощущают полезность, получая вещи, приносящие им удовлетворение, и, отказываясь от вещей, не доставляющих такого же удовольствия. Если от покупки книги человек более счастлив, чем от приобретения буханки хлеба, то мы говорим, что книга имеет для него большую полезность, чем буханка хлеба. Основы теории полезности разработаны такими крупными экономистами XIX в., как Г. Госсен, У.С. Джевонс, К. Менгер, О. Бем-Баверк и Ф. Визер. Названные экономисты создали особое направление в экономической науке, получившее название «маржинализм» («предельность»). Ключевая идея маржиналистского подхода состояла в следующем: стоимость (или, на современном экономическом языке – ценность) товара определяется не затратами труда на его производство, а полезным эффектом, который он способен принести потребителю.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Классификация источников найма Внешние источники найма персонала
Реферат The best of all possible worlds Проект:Соединенное Королевство Британии
Реферат Personality and his socialization
Реферат Постгастрорезекционные осложнения болезни оперированного желудка
Реферат Маркетинговые исследования в рекламе и их назначение
Реферат Структурные особенности экономических терминов и способы их перевода
Реферат Поиски смысла бытия в лирике Ф. И. Тютчева
Реферат Маркетинговый анализ деятельности АО "Пролетарский завод"
Реферат Маркетинговые исследования и информация
Реферат Маркетинговый анализ строительной компании
Реферат Маркетинговый анализ положения фирмы ЗАО "Новый звук" на рынке
Реферат Экономическая психология, модели экономического поведения, стратегический альянс
Реферат Маркетинговый план "Кафе-чебуречная"
Реферат Calcium Transport Essay Research Paper Calcium Transport
Реферат Співвідношення церкви і держави у правовому вимірі