Реферат по предмету "Мировая экономика"


Экономическая теория шпоры к ГОСУ

--PAGE_BREAK--  отличается от полного тем, что наряду с участниками, отвечающими по обязательствам товарищества всем своим имуществом, есть лица, ответственность которых ограничивается размерами их вкладов. Товарищество с ограниченной ответственностью — объединение, формируемое на основе вкладов участников, которые несут ответственность только в пределах своих вкладов. Акционерное общество — см. вопрос 17. Кооператив — представляет собой вариант предпринимательства, когда средства производства являются собственностью членов коллектива производителей. Государственное предприятие — вид хозяйственной деятельности, в которой активным предпринимателем выступает государствл, в собственности которого находится весь основной капитал. Подразделяются на: бюджетное предприятие — деятельность которого полностью финансируется из государственного бюджета; государственные корпорации — предприятия, акции которых полностью принадлежат государству; смешанные предприятия — которые образуются в виде акционерных обществ или товариществ, акции которых принадлежат и государству, и частным владельцам.

16 Признаки, преимущества и недостатки партнерства и единоличного владения

В соответствии с экономическим законом частнособственнического трудового присвоения при единоличной собственности на средства производства работнику достаются все плоды его хозяйствования. Этим обеспечивается полная свобода труженика от каких-либо форм угнетения и порабощения со стороны других людей. Неимущая часть общества попадает в полную зависимость от собственников и подвергается прямой эксплуатации — работает на их пользу. Все плоды трудовой деятельности неимущих и зависимых работников, применяющих чужие средства производства, достаются их частным собственникам. Партнерство предполагает наличие общей долевой собственности: этот тип присвоения образуется путем совместного объединения частных вкладов (долей), которые вносят все участники в общее имущество; общая долевая собственность используется в общих интересах владельцев и под единым контролем и управлением; конечные результаты экономической реализации общей собственности распределяются между участниками. Общая долевая собственность существенно отличается от частного (единоличного) присвоения более значительными масштабами., то есть сильно расширяющееся поле взаимодействия физических и юридических лиц по владению, пользованию и распоряжению коллективным имуществом, в котором имеется доя каждого. Таким образом, органически соединяются личные и общие экономические интересы.

17 Акционерное общество: признаки, преимущества и недостатки

Акционерное общество является добровольным объединением лиц (физических или юридических). Обязательным условием является внесение некоторого материального вклада в уставной фонд общества. Непременным принципом акционерного общества является ограниченная ответственность его участников. Это означает, что акционеры не несут никакой личной и имущественной ответственности по обязательствам общества. Акционеры имеют право на получение ежегодного дохода — дивиденда. В акционерных обществах личное участие может быть сведено к участию в управлении или присутствию на общих собраниях В Украине акционерным признается общество, которое имеет уставный фонд, разделенный на определенное количество акций равной номинальной стоимости, и несет ответственность по обязательствам только имуществом общества. Акционеры отвечают по обязательствам общества только в пределах принадлежащих им акций. Преимущества: объединение их членами функций собственника, предпринимателя и наемного работника. Недостаток: перераспределение долей собственности в пользу тех, кто функции собственника и предпринимателя предпочтет наемному труду и сумеет их реализовать. Сохраняется постоянная угроза дележа не по индивидуальным долям и в соответствии с трудовым вкладом, а по «справедливости», то есть по уравнительным критериям, что может вызвать потенциальные конфликты.

18 Организационно-правовые формы предприятий в Украине

государственные предприятия (вопрос 15), акционерные общества (вопрос 17), общества с ограниченной ответственностью (вопрос 15).

19 Рынки факторов производства и факторные доходы

К факторам производства относятся экономические ресурсы, используемые в процессе производства товаров и услуг. К ним относятся: естественные ресурсы (земля, недра, водные и лесные ресурсы); трудовые ресурсы — люди с их способностью производить продукцию и услуги; средства производства (здания, сооружения, станки, оборудование, сырье, материалы, и т.п.), которые называются также инвестиционными ресурсами или производственным капиталом; предпринимательские способности людей к организации производства; финансовые ресурсы, которые в долгосрочном периоде превращаются в другие виды ресурсов. В условиях рынка цены на все виды ресурсов формируются через взаимодействие спроса и предложения. Факторные доходы включают: доходы от использования природных ресурсов, например, земли — рента; труд — заработная плата; средства производства — прибыль и т.п. Предельная доходность ресурса определяется как прирост выпуска продукции в натуральном выражении, обеспеченный за счет увеличения данного ресурса на единицу. Прирост дохода фирмы за счет дополнительной единицы данного ресурса называется предельной доходностью ресурса или доходом от предельного продукта.

20 Цикличный характер рыночной экономики. Промышленный цикл и его фазы. Антициклическое регулирование

Экономический рост в условиях рыночной экономики не является постоянным. Развитие народного хозяйства в этих условиях неравномерно, оно характеризуется периодами подъема и спада производства — увеличения или уменьшения темпов экономического роста. Это явление называется цикличностью развития. Цикличность — это всеобщая форма движения экономики в условиях рыночного хозяйства, отражающая неравномерность его развития, движение от одного устойчивого состояния к другому через периоды спада, кризиса и подъема. Причины цикличности развития заложены в самом механизме рыночной экономики и состоят в нарушении равновесия совокупного спроса, совокупного предложения, системы ценообразования производимых товаров и вызываемыми этим нарушением перепроизводстве или дефиците товаров, расстройстве денежно-финансовой системы. Производственный цикл включает: Деньги (Д) — Товар (Т) — Средства производства (СП) и рабочая сила (Р) — процесс создания новых товаров (П…) — произведенные товары с возросшей стоимостью (Т1) — сумма денег после продажи товара на рынке (Д1), которая превышает первоначальную величину денежных средств. Первым фактором, повлиявшим на весь ход расширенного воспроизводства общественного продукта, стала научно-техническая революция. Под ее воздействием изменилось течение кризисов и развились их новые виды. С одной стороны, НТР породила наукоемкие отрасли производства, которые наиболее устойчивы к кризисным спадам. С другой стороны, НТР стала причиной структурных кризисов в тех отраслях промышленности, в которых преобладает простая (механическая) технология по переработке природных веществ. Вторым фактором антициклического регулирования столо активное вмешательство государства в ход макроэкономического роста с тем, чтобы уменьшить разрушительное воздействие кризисов и добиться большей стабилизации хозяйственного развития. Запад накопил большой опыт проведения антициклической и антикризисной политики. (см. вопрос 24)

21Типы экономических циклов. Теория «длинных волн» Н. Кондратьева. Структурные кризисы

Типы экономических циклов: краткосрочные — характерны отклонением равновесного состояния рынка, охватывающим отдельные предприятия или отрасли. Равновесие восстанавливается в относительно короткие сроки путем регулирования переменными издержками производства, объемами производимой продукции и ценовой политикой; среднесрочные или промышленные циклы (циклы перепроизводства) — периодичность которых составляет 1-12 лет, преодолеваются путем перелива капиталов из отрасли в отрасль, замены части устаревшего оборудования, перепрофилирования производства; длительные цикла связаны с исчерпыванием возможностей существующей технологии и организации производства. Здесь требуется переход к новым технологиям, новым способам производства, требующего полного обновления оборудования, подготовки и переподготовки кадров. Периодичность «кризиса длинной волны» составляет 5-7- лет. Базируясь на статистических данных трех ведущих стран (США, Англии и Франции) Н.Д. Кондратьев высказал предположение о существовании наряду с обычными (периодически возникающими циклами в 7-11 лет) иных циклов динамики продолжительностью 48-55 лет, определенных им как «большие циклы конъюнктуры». Их материальную базу он видел в обновлении той части основного капитала, которая функционирует в течение ряда десятилетий. Структурные кризисы, охватывающие отдельные отрасли народного хозяйства, и промышленные кризисы, охватывающие все отрасли хозяйства в целом.

22 Безработица: причины, типы и социально- экономические последствия. Закон Оукена. Полная занятость.

Безработица — это социально-экономическое явление, при котором часть рабочей силы (экономически активного населения) не занята в производстве товаров и услуг.  Безработица выступает как превышение предложения рабочей силы над спросом на нее. Причинами безработицы являются: Различают: естественную безработицу, отражающую структурные диспропорции на рынке труда (между структурой спроса и предложения рабочей силы по квалификации, по демографическим, географическим и другим критериям), Она подразделяется на фрикционную безработицу, связанную главным образом с добровольным переходом трудящихся с одной работы на другую и с сезонными колебаниями в спросе на рабочую силу; структурная, циклическая безработица. Закон Оукена — закон, в соответствии с которым при небольшом ежегодном росте реального внутреннего национального продукта (ВНП), не превышающем 2.5 проценов, уровень безработицы сохраняется практически постоянным, а при более глубоком изменении ВНП, его изменения на 2 процента порождают сдвиг безработицы в обратную сторону на 1 процент. Полной занятостью называется полное использование всех пригодных для целей экономики ресурсов или факторов производства, в том числе рабочей силы. 

23 Инфляция: причины, типы и социально-экономические последствия. Антиинфляционная политика. Денежное правило М. Фридмена

Инфляция — это обесценение денег, снижение их покупательной способности. Причины инфляции — несоответствие денежного спроса и товарной массы — спрос на товары и услуги превышает размеры товарооборота, что создает условия длоя того, чтобы производители и поставщики поднимали цены независимо от уровня издержек. Диспропорции между спросом и предложением, превышение доходов над потребительскими расходами могут порождаться дефицитом госбюджета; чрезмерным инвестированием; опережающим ростом заработной платы по сравнению с ростом производительности труда; произвольным установлением государственных цен; другими факторами. Типы инфляции: инфляция покупателей (инфляция спроса) и инфляция продавцов (инфляция издержек). Инфляция спроса порождается избытком совокупного спроса, за которым не успевает производство. Избыточный спрос приводит к взлету цен. Инфляция издержек начинает раскручиваться в силу того, что растут издержки или в результате повышения заработков, или в силу удорожания сырья и топлива. Ползучая инфляция — характеризуется относительно невысокими темпами роста цен. Галопирующая инфляция характеризуется высокими темпами роста, как правило, выражающийся двузначными цифрами. Гиперинфляция — характеризуется ежемесячным ростом цен более 50 процентов. Особенностью гиперинфляции является таким образом, что она практически неуправляема. Для антиинфляционного регулирования используют: политика, направленная на сокращение бюджетного дефицита, ограничение кредитной экспансии, сдерживание денежной эмиссии; политика регулирования цен и доходов, имеющая целью увязать рост заработков с ростом цен. Денежное правило Фридмана гласит, что с помощью грамотной денежной политики возможно не допустить затяжной депрессии или чрезмерного разогрева в экономике. Чтобы деньги не мешали циклическому развитию экономики, они не должны подстраиваться под цикл, так как это происходит со временным лагом и не дает ожидаемых результатов, а зачастую дает даже обратный эффект.

24 Основные методы и инструменты государственного регулирования рыночной экономики

Государственное регулирование экономики (ГРЭ) в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного им контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям. Методы ГРЭ — экономический — средства денежно-кредитной и бюджетной политики; административный — меры запрета, разрешения и принуждения. Прямое вмешательство — формирование смешанной экономики с наличием существенного государственного сектора в отраслях, наиболее оснащенных основным капиталом; издание законов и правовых актов и осуществления государственного контроля за их исполнением. Косвенное вмешательство — путем реализации положений финансовой, фискальной налоговой, денежно-кредитной, внешнеэкономической и социальной политики. В помощью реализации экономической политики осуществляется: перераспределение доходов и ресурсов; стимулирование инвестиционной деятельности и развитие приоритетных направлений экономики; стимулирование занятости; поддержание цен и воздействие на их уровень; устранение отрицательного влияния побочных эффектов предпринимательской деятельности.

25 Денежная система и ее типы

Денежная система обеспечивает нормальное функционирование общества, обуславливает его развитие. Денежная система — форма организации денежного обращения в стране, закрепленная национальным законодательством. В мире существуют различные системы денежного обращения. Обязательными компонентами каждой из денежных систем являются: национальная денежная единица; система бумажных денег и разменных монет; система эмиссии, то есть порядок выпуска денег в обращение; государственные органы, регулирующие денежное обращение. Системы денежного обращения и платежный механизм включают: систему золотого стандарта, когда существовал более или менее свободный размен банкнот на золото, устанавливалась зависимость между размерами денежной эмиссии и запасом благородного металла в центральных банка. В странах с рыночной экономикой  основной формой денег становятся деньги безналичного расчета. Промежуточная система предполагает использование как наличных, так и безналичных денег в обращении.

26 Денежная масса и ее агрегаты. Предложение денег и спрос на деньги

Денежная масса — это весь объем выпущенных в обращение бумажных денег и металлических монет. Расширение финансовых инструментов, способных так или иначе выполнять платежные функции, вызывает необходимость переклассификации показателей денежной массы. К настоящему времени выделяют 5 основных показателей денежной массы по степени их ликвидности (то есть скорости превращения в наличные деньги): М1 — данный агрегат включает наличные деньги вне банковской системы, а также безналичные деньги, используемые для текущих расчетов — денежные чеки, депозиты до востребования, прочие чековые депозиты; М2 — это агрегат М1 плюс нечековые сберегательные депозиты, часть срочных вкладов, однодневные соглашения о выкупе ценных бумаг, однодневные евродолларовые депозиты и суммы на счетах взаимных фондов денежного рынка; М3 — агрегат М2 плис займы в евродолларах, срочные сберегательные счета, взаимные обязательства финансовых институтов; М4 — этот денежный агрегат, охватывающий ликвидные ценные бумаги — казначейские сберегательные облигации, краткосрочные государственные обязательства, коммерческие бумаги и банковские акцепты, размещенные вне банковской системы; М5 — данный агрегат охватывает свободно конвертируемую валюту. Главное отличие понятия спроса на деньги состоит в том, что деньги представляют собой ститистическую и экономическую величину, запас. Когда речь идет о спросе на деньги, таким образом имеется в виду размеры запаса денег, которые субъекты желают иметь в определенный момент времени. Спрос на деньги удовлетворяется их предложением, которое регулируется правительством и центральным банком на рынке денег с помощью денежно-кредитной политики, то есть когда банковская система может предложить необходимое для юридических и физических лиц количество денег.

27 Сущность, источники и формы кредита (см. вопрос 124 (34), 152 (62))

Ссудным капиталом называется капитал в денежной форме (денежный капитал), предоставляемый в ссуду его собственниками на условиях возвратности за плату в виде процента. Движение этого капитала называется кредитом. Источники: денежные средства, предназначенные для восстановления основного капитала и накапливаемые по мере перенесения его стоимости по частям на создаваемые товары в виде амортизации; часть оборотного капитала, высвобождаемая в денежной форме в связи с несовпадением времени продажи изготовленных товаров и покупки сырья, топлива, материалов, необходимых для продолжения процесса производства; капитал, временно свободный в промежутках между поступлением денежных средств от реализации товаров и выплатой заработной платы; предназначенная для капитализации стоимость, накапливаемая при расширенном воспроизводстве до определенной величины, зависящей от масштабов предприятий и их технического уровня; денежные доходы и сбережения частных лиц, включая все общественные слои населения. Кредит выступает в двух основных формах: коммерческий кредит — является отсрочкой платежа за товары и услуги, предоставленные покупателю продавцом. Цель коммерческого кредита — ускорить реализацию товаров и заключенной в них прибыли. Процент по нему входит в цену товара. Банковский кредит — предоставляется владельцам денежных средств, банками, специальными кредитными учреждениями заемщикам в виде денежных ссуд. Объект банковского кредита — денежный капитал. (виды банковского кредита — см. 8). Потребительский кредит предоставляется частным лицам. Его объектом являются товары длительного пользования, разнообразные услуги. Государственный кредит — совокупность кредитных отношений, в которых заемщиками, или кредиторами выступают государство и местные органы власти. Международный кредит — движение и функционирование ссудного капитала между странами.

28 Банки и основные банковские операции

Банк — кредитное учреждение, осуществляющее посредничество в платежах и кредитах Операции банков по привлечению средств в свою кассу называются пассивными, а операции по предоставлению денежных средств в кредит — активными. Плата за пассивные операции ниже платы за предоставление денег взаймы, что позволяет банку получать прибыль. Кроме этого различают операции: банковские услуги и собственные операции банков. К фондовым операциям относятся разнообразные операции банков с ценными бумагами: покупка ценных бумаг для собственного портфеля (инвестиции), первичное размещение вновь выпущенных ценных бумаг, покупка и продажа ценных бумаг по поручению клиента (обслуживание вторичного оборота ценных бумаг), ссуды под ценные бумаги. Банковские услуги включают: инкассовые, аккредитивные, переводные и торгово-комиссионные; доверительные (трастовые), лизинговые операции. 

29 Налоги. Принципы, формы и системы налогообложения (вопросы 162(72), 173 (83))

Под налогом, сбором, пошлиной и другим платежом понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определенных законодательными актами. Совокупность взимаемых в государстве налогов, сборов, пошлин и других платежей, а также форм и методов их построения образует налоговую систему. Объектами налогообложения являются: доходы (прибыль), стоимость определенных отваров, отдельные виды деятельности налогоплательщиков, операции с ценными бумагами, пользование природными ресурсами, имуществом юридических и физических лиц, передача имущества, добавленная стоимость продукции, работ, услуг и другие объекты, установленные законодательными актами. Принципы налогообложения: уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом возможностей налогоплательщика, то есть уровня доходов; необходимо прилагать все усилия, чтобы налогообложение носило однократный характер; обязательность уплаты налогов. Налоговая система не должна оставлять сомнений у налогоплательщика в неизбежности платежа; система и процедура выплаты налогов должны быть простыми, понятными и удобными; налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к меняющимся общественно-политическим потребностям. Основные формы налогов: налоги на имущество: подоходный налог с граждан и налог на прибыль предприятиий; на социальное страхование и на фонд заработной платы и рабочую силу (социальные налоги, социальные взносы); поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность, включая налоги на землю; налоги на перевод прибыли и капиталов за рубеж и т.п. Эти налоги называются прямым налогами. Налоги на товары и услуги: налог с оборота (или налог на добавленную стоимость); акцизы; на наследство; на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и т.п. Это косвенные налоги. Налоги делятся также на центральные и местные.

30 Доходы населения и источники их формирования. Потребительская корзина. Неравенство доходов и социальная политика государства. Трансферты

Доходы населения складываются из: заработной платы, которая является ценой, выплачиваемой за использование труда, то есть трудовые услуги, предоставляемые работниками при реализации их деловой активности. Номинальная заработная плата — это сумма денег, полученная за определенный промежуток времени. Реаьная заработная плата — это номинальная заработная плата, очищенная от инфляции, ее характеризует количество товаров и услуг, которое можно приобрести на номинальную заработную плату. Предпринимательских доход — это часть прибыли, остающаяся в распоряжении предпринимателя после уплаты процента за взятый им кредит. Предпринимательский доход (прибыль) приходится на предпринимательскую способность, или предприимчивость. Доход, который приносит земля, называется рентой. Экономическая рента — это цена, уплачиваемая за использование земли и других природных ресурсов, количество которых ограничено. Доходом на капитал является процент. При определении ставки процента учитывают различия между номинальной ставкой и реальной, очищенной от инфляции. Таким образом, доход на факторы производства — землю, включая все естественные ресурсы, капитал, или инвестиционные ресурсы, труд, то есть все физические и умственные способности людей, предпринимательскую способность, в соответствии с теорией равен предельному вкладу этого фактора в полученный предприятием доход после реализации продукции. Такое распределение дохода можно было бы считать справедливым по отношению к рабочим, и к владельцам имущественных ресурсов. В действительности распределение приводит к значительному неравенству, в первую очередь, из-за неравенства в распределении производственных ресурсов. Поэтому в условиях современного общества необходима государственная политика доходов, направленная на смягчение этого неравенства. Государство непосредственно вмешивается в первичное распределение денежных доходов и устанавливает верхний предел увеличения номинальной заработной платы. Наиболее эффективным средством государственного регулирования заработной платы является установление гарантированного минимума. Потребительская корзина — расчетный набор, ассортимент товаров, характеризующий типичный уровень и структуру месячного (годового) потребления человека или семьи. Такой набор используется для расчета минимального потребительского бюджета (прожиточного минимума), исходя из стоимости потребительской корзины в действующих ценах. Потребительская корзина служит также базой сравнения расчетный и реальных уровней потребления. Трансферты — это перевод иностранной валюты из одной страны в другую, банковские операции по встречным переводам валют двух или нескольких стран; передача одним лицом другому лицу правка владения ценными бумагами; перенос оплаты по сделке с одного счета на другой; переезд граждан из одной страны в другую.    продолжение
--PAGE_BREAK-- 

31 Кривые индивидуального спроса. Связь между ценой и спросом. Эффект дохода и эффект замещения

Спросом называется количество товара или услуги, которое будет куплено по определенной цене за определенный период. Закон спроса: при прочих равных условиях спрос на товары в количественном выражении изменяется в обратной зависимости от цены. Это происходит: 1 при снижении цены потребитель хочет приобрести больше товара (эффект дохода); 2 товар при снижении цены на него дешевеет по отношению к другим товарам и приобретать его становится относительно выгоднее (эффект замещения). Закон спроса не действует: при ажиотажном спросе, вызванном ожидаемым повышением цен; для редких и дорогостоящих товаров, являющихся средством помещения денег (золото, драгоценности и т.п.); при переключении спроса на более качественные и дорогостоящие товары.

32 Факторы спроса. Влияние доходов на спрос. Нормальные и низшие блага

Факторы спроса: цена товара; изменение уровня доходов; изменения в структуре населения (например, увеличение удельного веса пенсионеров увеличивает спрос на лекарства); изменение цен на другие товары, особенно товары-заменители; экономическая политика правительства; изменение потребительских предпочтений под воздействием рекламы, моды и т.п. Влияние доходов на спрос: чем выше доходы, тем выше спрос на нормальные блага, при низких доходах — повышается спрос на низшие блага. Нормальные блага — когда рост доходов приводит к росту спроса. Основная масса потребительских товаров относится к нормальным — с ростом доходов мы больше покупаем одежды и обуви, высококачественных продуктов питания и т.п. Низшие блага — если с ростом доходов спрос падает, сюда относятся все уцененные товары, а также крупы, сахар, хлеб и т.п.

33 Производственная функция двух переменных факторов. Изокванты. Техническое замещение факторов и предельный продукт

Производственная функция двух переменных факторов — это экономико-математическая зависимость в форме связи между количеством произведенной продукции и факторами производства, в качестве которых в этой функции рассматриваются труд и капитал. Производственная функция чаще всего используется в виде степенной зависимости между объемом производства (Q) и факторами производства в виде капитала (K) и труда (L), имеющей вид Q = A * KA * LB; где  A -  постоянный коэффициент; a, b — показатели степени, характеризующие отдачу, использование каждого из двух видов ресурсов. Изокванта — линия, представляющая собой различные степени затрат, при которых может быть произведен заданный объем выпуска продукции. Техническое замещение факторов осуществляется с помощью сравнительного экономического анализа взаимозаменяемых и взаимодополняемых факторов производства и их рыночных цен. Удовлетворительным будет такой вариант, в котором комбинация факторов производства и заданный объем выпуска продукции соответствует критерию наименьших издержек производства. Предельный продукт — дополнительный продукт, произведенный при использовании дополнительной единицы ресурса. Рассчитывается как отношение изменения количества продукта к обусловившему его изменение количеству используемого ресурса.

34 Понятие издержек. Вмененные (альтернативные) издержки

Издержками называются любые затраты фирмы на производство и реализуцию продукции, товаров, работ, услуг. К явным издержкам относятся все издержки фирмы на оплату используемых факторов производства — труд, естественные ресурсы, капитал. Вмененными называются альтернативные издержки использования ресурсов, являющихся собственностью фирмы. Эти издержки не входят в платежи фирмы другим организациям или лицам. Экономисты называют количество одного товара, которым необходимо пожертвовать для увеличения другого товара на единицу, вмененными (альтернативными) издержками, или затратами упущенных возможностей. Они определяют вмененные издержки как потери других, альтернативных товаров и услуг, которые могли бы быть произведены с помощью тех же производственных ресурсов. Бухгалтер регистрирует в качестве затрат расход самих ресурсов (их стоимость).           

35 Эластичность спроса по цене. Точечная, дуговая и перекрестная эластичность. Факторы эластичности

Мера реакции одной величины на изменение другой называется эластичностью. Эластичность показывает, на сколько процентов изменится одна переменная экономическая величина при изменении другой на 1 процент. Эластичность спроса по цене, или ценовая эластичность спроса, которая показывает, на сколько изменится в процентном отношении величина спроса на товар при изменении его цены на 1 процент. Она определяется отношением прироста величины спроса (в процентах) к приросту цены (в процентах). При коэффициенте эластичности = 1 говорят о единичной (точечной)эластичности. Изменение цены в этом случае приводит к такому же количественному изменению величины спроса. Перекрестная эластичность спроса используется для определения степени влияния на величину спроса на данный товар изменения цены другого товара. Коэффициент перекрестной эластичности — это отношение процентного изменения спроса на товар А к процентному изменению цены товара Б. Факторы, влияющие на эластичность спроса: наличие товаров-заменителей. Чем больше на рынке товаров, призванных удовлетворять одну и туже потребность, тем больше возможности для покупателя отказаться от приобретения данного конкретного товара в случае повышения его цены, тем выше эластичность спроса; фактор времени, В краткосрочном периоде спрос имеет тенденцию быть менее эластичным, чем в долгосрочном. Такая тенденция изменения эластичности во времени объясняется тем, что с течением времени потребитель имеет возможность изменить свою потребительскую корзину, найти товары-заменители; значимость того или иного товара для потребителя. Спрос на товары первой необходимости неэластичен, спрос на товары, не играющие важной роли для потребителя, обычно эластичен.

36 Эластичность спроса по доходу. Эластичности предложения

Эластичность спроса по доходу измеряется как отношение изменения спроса на товар к изменению доходов потребителей. Измерив эластичность по доходу, можно определить, относится ли данный товар к категории нормальных (когда рост доходов приводит к росту спроса) или низших (когда реакция обратная). Измерив эластичность предложения по цене, устанавливают — на сколько производство той или иной продукции реагирует на изменение цены. Коэффициент ценовой эластичности предложения рассчитывается отношением прироста величины предложения (в процентах) к приросту цен (в процентах). При оценке эластичности предложения рассматривают временные периоды: краткосрочный — слишком короткий для осуществления фирмой каких-либо изменений в объеме выпускаемой продукции; среднесрочный — достаточен для расширения или сокращения производства на существующих производственных мощностях; и долгосрочный — предполагает расширение или сокращение производственных мощностей, а также приток новых фирм на рынок в случае расширения спроса или уход при условии его сокращения.

37 Равновесие между спросом и предложением. Цена равновесия — смотри вопрос 13Теория А. Маршала. Равновесие между спросом и предложением — состояние экономической системы, рынка, характеризуемое наличием сбалансированности, уравновешиванием двух разнонаправленных факторов (спроса и предложения). Равновесие может быть неустойчивым, кратковременным, устойчивым, длительным. Цена равновесия (равновесная цена) — цена товара, устанавливающаяся на рынке при уравновешивании спроса и предложения на этот товар.

38 Производственная функция одного переменного. Общий, средний и предельный продукт. Закон убывающей отдачи

Производственная функция (вопрос 33) одного переменного отражает изменяющуюся техническую оснащенность труда (изменение объема производства при увеличении капитала) при неизменной численности работников, или изменение объема производства при увеличении численности работников (труда) при неизменной количестве капитала. Общий продукт — результат человеческого труда, хозяйственной деятельности, представленный в материально-вещественной форме (материальный продукт), информационной форме (интеллектуальный продукт), в виде выполненных работ и услуг. Предельный продукт — добавочный продукт или выпуск продукции, созданный добавочной единицей какого-либо фактора производства при условии, что другие факторы производства остаются постоянными. Закон убывающей отдачи — закон, в соответствии с которым сверх некоторых фиксированных значений факторов производства предельный продукт при изменении любого из переменных факторов, влияющих на объем производства сверх некоторого уровня использования фактора, будет уменьшиться по мере роста масштабов вовлечения этого фактора.

39 Три аксиомы потребительского выбора. Кривые безразличия. Выпуклость кривых безразличия. Предельная норма замещения

Главным фактором потребительского выбора является полезность того или иного товара. Полезность — понятие сугубо индивидуальное. Ограничителями в приобретении даже полезного товара являются доход и цена. Таким образом, три аксиомы потребительского выбора определяются как полезность, доход и цена. При фиксированном личном бюджете и низменных текущих ценах товаров потребитель руководствуется своеобразным правилом здравого смысла: при убывающей предельной полезности любого товара он стремится максимизировать суммарный потребительский эффект от всех осуществленных покупок. Количество товара Х, от которого потребитель готов отказаться ради увеличения потребления товара У на единицу, называется предельной нормой замещения товара У товаров Х. Предельная норма замещения определяется по формуле: MRS = —  X /  Y. Графическая интерпретация выбора потребителем того или иного набора товаров может быть представлена с помощью кривых безразличия. Кривая безразличия потребителя — это кривая, построенная в координатах «количество товара А — количество товара Б», точки которой отражают сочетание товаров, выбираемое потребителем. Кривая отражает возможный набор вариантов, комбинаций этих товаров (благ), обладающих одинаковой полезностью для потребителя, вследствие чего ему безразлично, какой выбрать набор из двух товаров, находящихся в количественном сочетании, соответствующем положению точек на кривой безразличия. Выпуклость кривых безразличия определяются: они имеют отрицательный наклон, поскольку характеризуют соотношение равноценных и взаимно замещаемых товаров; наклон кривой безразличия достаточно определенно показывает соотношение предельной полезности ассортимента набора, из которого одни товары отмечены на горизонтальной, а другие — на вертикальной оси; наклон кривой безразличия в разных точках неодинаков, каждая точка на кривой — это соотношение предельной полезности товаров в каждом варианте потребительских предпочтений; каждая кривая безразличия соответствует только одному уровню потребления, ранжированного в различных вариантах товарных наборов.

40 Издержки в коротком периоде. Общие, средние и предельные издержки. Общие постоянные и общие переменные издержки (вопрос 55)

Издержками  называется стоимость ресурсов (факторов), используемых для производства и сбыта продукции. Классическими факторами производства являются земля, труд и капитал. Если у предприятия осталось неоплаченным хоть одно обязательство из ряда постоянных, таким образом предприятие находится в краткосрочном периоде и не может выйти из дела, то есть прекратить деятельность.  Когда погашено последнее обязательство по самому длительному виду постоянных издержек, краткосрочный период деятельности превращается в долгосрочный и предприниматель может решать, заключать ему новые долгосрочные обязательства, то есть продолжать дело или прекратить его. Средними называются издержки на единицу производимой продукции. Средние издержки определяются путем деления издержек на объем произведенной продукции, таким образом можно рассчитать средние постоянные, средние переменные и средние валовые (общие) издержки. Валовые (общие) издержки определяются суммой постоянных и переменных издержек. Издержки, связанные с возмещением производственных факторов, размеры которых не зависят от объема производимой продукции, называются постоянными издержками. Основу постоянных издержек составляют издержки, связанные с использованием основных фондов (основного капитала). К переменным издержкам относят возмещение затрат на сырье, материалы, топливо, заработную плату персоналу, начисляемую в зависимости от выработки. Если производство прекратится, таким образом переменные издержки сократятся до 0. Основу переменных издержек составляют издержки, связанные с использованием оборотного капитала.   

41 Потребительское удовлетворение или полезность. Ординальная и кардинальная полезность

Потребительское удовлетворение или полезность — это удовольствие, удовлетворение потребностей, исполнение запросов, которое получают люди от потребления товаров и пользования услугами. Полезность представляет субъективную категорию, ибо у каждого человека есть свое восприятие удовольствия, удовлетворения и свой круг потребностей. Однако в оценке степени удовлетворенности разных людей от потребления благ и услуг и зависимости меры удовлетворенности от количества потребляемых благ есть и много общего, обнаруживаются закономерности, которые служат предметом изучения теории полезности, представляющей современную ветвь экономической науки. В теории полезности вводится понятие об условных единицах полезности — юрилях, выражающих меру удовольствия, получаемого от потребления единицы блага. В маржиналистской теории важное место занимала проблема количественного измерения абсолютных величин предельной полезности. Существовало два направления: кардиналисты были заняты поиском измерителя абсолютных величин предельной полезности (У. Джевонс, А. Маршалл). Однако эти поиски не увенчались успехом и чаще всего при сравнении использовались денежные оценки полезности. Ординалисты в принципе отказались от поиска такой универсальной единицы и предложили вместо абсолютных измерений предельной полезности перейти к анализу относительному: определить предпочтение одних комбинаций товаров покупателей другим комбинациям или наборам товаров. Инструментом такого анализа явились кривые безразличия.

42 Функции полезности. Предельная полезность. Соотношение предельной нормы  замещения и предельной полезности

Функция полезности — это график, отражающий потребительское поведение, соотношение предельной нормы замещения и предельной полезности. Предельная полезность — это приращение полезности, дополнительная, добавочная полезность, которую получает потребитель блага при увеличении количества потребляемого блага на одну единицу в предположении, что все прочие условия потребления, потребление других благ остаются неизменными. Предельная норма замещения — это мера, показывающая максимальное количество товара, от которого потребитель отказывается ради получения одной дополнительной единицы другого товара. Соотношение предельной нормы замещения и предельной полезности определяется тем, что увеличение полезности от потребления одного товара должно уравновесить снижение потребления другого товара. В конечном итоге такие замещения обеспечивают одинаковый уровень полезности на равновеликую единицу денежных затрат личного бюджета.  Предельная норма замещения одного товара другим должна быть равна соотношению цен взаимно замещаемых товаров. Максимизация полезности достигается при таком распределении его личного бюджета, когда предельная полезность каждой денежной единицы затрат одинакова по каждому покупаемому товару.

43 Предпосылки совершенной конкуренции. Спрос и цена в условиях совершенной конкуренции. Спрос и цена в условиях совершенной конкуренции. Кривая спроса фирмы и доход фирмы

Предпосылками совершенной конкуренции являются: существование множества мелких фирм, предлагающих на рынке однородную продукцию; потребителю при это безразлично, у какой конкретно фирмы он приобретает эту продукцию; доля каждой фирмы в общем объеме рыночного предложения данной продукции настолько мала, что любое ее решение об изменении цены не отразится на цене рыночного равновесия; вступление новых фирм в отрасль не встречает каких-либо ограничений; вход и выход из отрасли абсолютно свободен; нет ограничений на доступ фирмы к информации о состоянии рынка, ценах на товары и ресурсы, о затратах, качестве товара, технике производства. Спрос на продукцию отдельной фирмы является абсолютно эластичным, поскольку объем продаж составляет только малую долю и сокращение или увеличение объема производства не будет влиять на цену продукции. График рыночного спроса представляет собой наклонную линию, отражая готовность потребителей приобрести различное количество товара при всех возможных уровнях цен. Поскольку цена продукции конкурентной фирмы задана извне и не зависит от объема производства, общий валовых доход фирмы будет равен произведению цены на количество продукции. При этом предельный доход (прирост дохода, связанный с выпуском каждой дополнительной единицей продукции) будет равен цене продукции. Средний доход (валовой доход, деленный на количество проданных товаров) также будет равен цене.

44 Бюджетное ограничение

Бюджетное ограничение — финансовые ограничения на расходование денежных средств из бюджета, выражаемые  в форме предельно допустимых расходов. Бюджетные ограничения обусловлены наличием ограниченного количества денежных средств в бюджете («денежной сумке»)государства, региона, предприятия, семьи. Ограниченный ресурс денежного дохода может быть распределен между текущим и будущим потреблением; между товарами длительного пользования и сиюминутного потребления, между малым количеством дорогостоящих и большим количеством дешевых товаров. Ограниченность денежных доходов, в пределах которых могут быть осуществлены расходы на потребление, называют бюджетными ограничениями. Количество товаров, или потребительских благ, которое может быть куплено на фиксированную сумму из личного бюджета, ограничено по сравнению с потребностью и доходами. Товары, покупаемые на денежные доходы, являются ресурсом потребления, ограниченным по сравнению с безграничной потребностью в нем. Ограниченность товарных ресурсов потребления не позволяет сделать их бесплатными даже для малодоходных групп населения. По этой причине каждый товар имеет свою, выраженную в деньгах, цену. Потребительские цены, как и денежные доходы, ограничивают набор товаров и уровень жизни, увязывая их с личным бюджетом покупателя.

45 Оптимизация потребительского выбора. Свойства цен оптимального набора благ

Увеличение полезности от затрат на приобретение товара У должно уравновесить снижение закупок товара Х. В конечном итоге такие замещения обеспечивают одинаковый уровень полезности на равновеликую единицу денежных затрат. Увеличивая потребительский эффект, рациональный потребитель соизмерит не только полезность товаров, но и их цены. Точнее, именно цены и позволяют соизмерить пропорции закупаемых товаров. В данном случае покупатель действует по так называемому закону равных предельных полезностей на единицу своих денежных расходов. Руководствуясь этим правилом, покупатель перераспределит свои денежные расходы в пользу большей закупки товаров У, отказавшись от последней единицы товара Х. Цена Х позволит купить дополнительно более полезного товара У, что даст более высокий полезный эффект. Таким образом, при фиксированном личном бюджете и низменных текущих ценах товаров потребитель руководствуется правилом здравого смысла. Правило максимизации потребительского эффекта достигается при условии: равная предельная полезность товара — на равновеликую единицу денежных затрат. В случае когда один из товаров имеет сравнительно большую предельную полезность на единицу денежных затрат, покупатель будет увеличивать его закупку, стремясь максимизировать суммарный потребительский эффект именно этими закупками.

46 Поведение фирмы в коротком периоде при совершенной конкуренции. Максимизация прибыли. Кривая предложения фирмы

При совершенной конкуренции в краткосрочном интервале поведение фирмы может определятся двумя путями: 1. фирма сравнивает полученный ею валовой доход при различных объемах выпуска с валовыми издержками, соответствующими каждому из возможных объемов. Фирма выберет вариант, при котором разница между валовым доходом и валовыми издержками будет максимальной, то есть будет достигнут максимальный объем прибыли. Фирма будет сравнивать предельные доход и предельные издержки. До тех пор, пока расширение производства будет обеспечивать более быстрый рост дохода по сравнению с ростом издержек, фирма будет наращивать производство. Когда дополнительная продукция будет больше добавлять к издержкам, чем к доходу, фирма прекратит расширять объем выпуска. Объем производства, при котором предельный доход равен предельным издержкам, называется точкой оптимального выпуска. Кривая предложения фирмы предполагает выбор объема производства путем сопоставления валовых и предельных дохода и издержек

47 Реакция потребителя на изменение цен. Кривая «цен-потребления»

Кривая «цен-потребления» — это иллюстрация влияния частичного снижения цен при неизменных дохода. Например, если произошло понижение цены только одной группы товаров из потребительского набора, таким образом смещение линии бюджетных ограничений право произойдет только вдоль той оси, где представлены подешевевшие товары. Равновесие устанавливается в точке по касательной двух кривых: линии бюджетных ограничений и кривой безразличия. Если через все полученные точки равновесия провести соединительную линию, таким образом получим новую кривую под названием «цена-потребление». Она показывает влияние изменения цен на замещение одного товара другим, служит важным инструментом для определения кривой индивидуального спроса.

48 Реакция потребителя на изменения в денежных доходах. Кривая «доход-потребление»

Смещение бюджетной линии вправо и вверх происходит в двух случаях: либо когда растут реальные доходы при неизменных ценах; либо когда реальные доходы неизменны, а цены снижаются. При этом каждой сместившейся вправо линии бюджетных ограничений соответствует кривая безразличия более высокого порядка. Точка касания этих кривых соответствует покупательскому равновесию, установившемуся на более высоком уровне потребления. Если реальные доходы вновь будут возрастать, равновесие бюджетного ограничения и потребления товаров вновь сместиться в сторону более высокого уровня потребления. Это должно быть отмечено новой касательной точкой кривых бюджетного ограничения и безразличия, где установилось потребительское равновесие более высокого уровня. Все точки, показывающие последовательный рост потребления под влиянием возрастающего реального дохода, будучи соединенными в единую линию, называются кривой «доход — потребление».

49 Социально-экономические последствия монополизации. Антимонопольное регулирование

Современные экономисты считают, что распространение монополии снижает экономическую эффективность по крайней мере по трем основным причинам. Во-первых, объем производства, максимизирующий прибыль монополиста, ниже, чем в условиях совершенной конкуренции, а цена — выше. Это приводит к тому, что ресурсы общества используются не в полном объеме, и при этом часть продукции, необходимая обществу, не производится. Количество выпускаемой продукции не доходит до точки минимальных средних выловых издержек, тем самым производство осуществляется не с минимально возможными при данном уровне технологии издержками. Иными словами, максимальная производственная эффективность не достигается. Во-вторых, являясь единственным продавцом на рынке, монополист не стремится к снижению производственных издержек. У него не существует стимула использовать наиболее прогрессивную технологию. Обновление производства, снижение издержек, гибкость не являются для него вопросами выживания. По тем же причинам монополист слаба заинтересован в научно-исследовательских разработках и использовании новых достижений НТР. В-третьих, барьер для вступления новых фирм в монополизированные отрасли, а также огромные силы и средства, которые монополисты тратя на сохранение и укрепление собственной рыночной власти, оказывают сдерживающее воздействие на экономическую эффективность. Мелким фирмам с новыми идеями трудно пробиться на монополистические рынки. Поэтому во всех странах с рыночной экономикой действуют антимонопольные законодательства, контролирующие и ограничивающие монопольную власть. Антимонопольное регулирование проводится по 4 направлениям: 1. ограничивается монополизация рынка; 2. запрещается слияние конкурирующих компаний; 3. запрещается установление монопольных цен; 4. сохранение и поддержание конкуренции в ее цивилизованных формах.    продолжение
--PAGE_BREAK--

50 Построение кривой спроса из кривой «цен-потребления». Кривая «цен-потребления» и ценовая эластичность

Кривая спроса покупателя получается, если  все точки кривой «цен-потребление» поместить на координатах обычного графика с ценами по вертикальной оси и количеством покупок — по горизонтальной оси. Полученная кривая спроса не только повторяет линию «цена-потребление», но и показывает также важную особенность закона спроса — убывающую полезность любого товара и обратную зависимость между движением цен и закупок по этой цене. Если предположить, что индивидуальный спрос каждого покупателя имеет смысл столь детально вычислять, таким образом совокупный рыночных спрос по каждому данному товару можно получить агрегированием индивидуальных кривых спроса на каждый конкретный товар.

51 Эластичность спроса и общий доход

Эластичность спроса — см. вопрос 35, 36. Общий доход — это произведение количества проданного товара на среднюю цену единицы продаваемого товара, денежная выручка от продажи. Таким образом, общий доход зависит от эластичности спроса, которое определяется отношением изменения объема продаж товаров к изменению цены. Различают пять вариантов ценовой эластичности спроса: спрос эластичный, когда при незначительных понижениях цены объем продаж существенно возрастает; спрос имеет единичную эластичность, когда 1 процентное изменение цены вызывает 1 процентное изменение продаж; спрос неэластичен, если при весьма существенных снижениях цены объем продаж изменяется незначительно; спрос бесконечно эластичен, когда имеется только одна цена, по которой потребители покупают товар; спрос совершенно неэластичен, когда потребители приобретают фиксированное количество товаров независимо от их цены.

52 Долгосрочная максимизация прибыли при совершенной конкуренции. Долгосрочное равновесие фирмы (вопрос 61)

В долгосрочном периоде, когда могут меняться все виды затрат (в том числе и то есть, которые в краткосрочном периоде были постоянными), решение фирмы об объеме выпускаемой продукции будет приниматься иначе, поскольку можно изменять все производственные факторы, в том числе размеры предприятия. Если при существующей рыночной цене несколько фирм терпят убытки и прекращают производство, предложение на рынке сокращается. Результатом сокращения предложения (при постоянном спросе) является повышение цены. Возросшая цена позволит фирмам, оставшимся в отрасли, получить экономическую прибыль. В условиях совершенной конкуренции, когда нет ограничений доступа на рынок, появятся новые фирмы, привлеченные возросшей прибыльностью дела. В результате предложение возрастет, а цена снизится. При совершенной конкуренции такие колебания носят постоянный характер. Равновесие на рынке будет достигнуто, когда у фирм не будет стимулов как для входа в отрасль, так и для выхода из нее. Это достигается при условии, если рыночная цена устанавливается на уровне минимума средних валовых издержек и экономическая прибыль, таким образом, исчезает. (вопрос 61)

53 Долгосрочное равновесие в совершенной конкурентной отрасли — см. вопрос 61Отрасли с постоянные издержками и с возрастающими издержками

Отрасль — совокупность предприятий и производств, обладающих общностью производимой продукции, технологии и удовлетворяемых потребностей.

54 Оптимизация потребления во времени. Предпочтение времени и норма дисконтирования — 113(24), 115(25)
55 Переменные и постоянные факторы производства. Краткосрочный и долгосрочный период — см. вопрос 40

56 Чистая монополия. Монополистический спрос и доход. Соотношение между средним и общим доходом. Предельный доход

Понятие чистой монополии является чистой абстракцией.  Даже полное отсутствие конкурентов внутри страны не исключает их наличие за рубежом. Монополия предполагает, что одна фирма является единственным производителем какой-либо продукции, не имеющей аналогов. Покупатели при этом не имеют возможности выбора. Они вынуждены приобретать такую продукцию у фирмы-монополиста. Для монополиста кривая среднего дохода и цены совпадает с кривой рыночного спроса, а кривая предельного дохода лежит ниже нее, потому что поскольку монополист — единственный производитель и представляет собой всю отрасль, снижая цену продукции для увеличения объема продаж, он вынужден снижать цену на все единицы продукции, а не только на последующую. Предельный доход меньше цены, кривая спроса на продукцию фирмы является наклонной, что позволяет фирме, обладающей монопольной властью, получать дополнительную прибыль. Имея информацию об эластичности спроса, а также данные, характеризующие предельные издержки фирмы, руководитель может рассчитать цену продукции. При неэластичном спросе у монополии создается больше возможностей взвинчивать цены и получать монопольные доходы.

57 Минимизация издержек производства при заданном объеме производства. Оптимальная комбинация факторов производства

На долгосрочном этапе, если осуществляется увеличение производственных мощностей, перед фирмой встает проблема соотношения факторов производства. Суть этой проблемы состоит в том, чтобы обеспечить заранее заданный объем производства продукции с минимальными издержками. Для исследования этой проблемы принимается, что имеются только два фактора производства: капитал и труд. Цена труда, определяемая на конкурентных рынках, равна ставке заработной платы. Цена капитала равна арендной плате за оборудование.  Издержки производства могут быть представлены в виде изокост. Под ними понимаются все возможные сочетания труда и капитала, которые имеют одинаковую общую стоимость, или сочетание факторов производства с равными валовыми издержками. Предельная норма технологического замещения — это таким образом количество, на которое за счет использования дополнительной единицы труда могут быть сокращены затраты капитала при неизменном объеме производства. Норма технологического замещения равна угловому коэффициенту изокванты с обратным знаком. Таким образом, при минимальных издержках каждая дополнительная денежная единица, затраченная на производственные факторы, дает равное количество производимой продукции. Отсюда, при вышеуказанных условиях фирма может выбирать между факторами производства и покупать более дешевый фактор, чему будет соответствовать определенная структура факторов производства.

58 Связь между ценой и предложением. Факторы предложения. Рыночное предложение

Предложением называется количество товара или услуги, которое производители готовы продать по определенной цене за определенный период. Закон предложения: предложение, при прочих равных условиях, изменяется в прямой зависимости от изменения цены, то есть по мере роста цен производители предлагают к продаже большие количества товара, а по мере их падения — меньшие. Реакция предложения на цену объясняется тем, что: фирмы, занятые в отрасли, при повышении цены задействуют резервные или быстро вводимые новые мощности, что приводит к увеличению предложения; в случае продолжительного и устойчивого повышения цены в эту отрасль устремятся другие производители, что еще более увеличит производство и предложение. Рыночное предложение изменяется под влиянием неценовых факторов: изменение издержек производства в результате технических нововведений, изменение источников ресурсов, налоговой политики, стоимости факторов производства. Повышение издержек сдвинет кривую предложения влево, снижение — вправо; выход на рынок новых фирм увеличит предложение вне зависимости от цен; изменение цен на другие товары, приводящие к переливу ресурсов (уход фирм из отрасли) уменьшит предложение; природные катастрофы, политические действия, войны, разрушая экономику, влияют на сокращение предложения и повышение цены.

59 Монополистическая конкуренция. Равновесие при монополистической конкуренции в краткосрочном периоде. Экономическая концепция Э. Чемберлена

Монополистическая конкуренция характеризуется: на рынке присутствует относительно большое число мелких фирм. Эти фирмы производят разнообразную продукцию, и, хотя продукт каждой фирмы в чем-то  специфичен, потребитель легко может найти товары-заменители и переключить свой спрос на них; вступление новых фирм в отрасль не является сложным. Чтобы открыть новую фирму не требуется значительных первоначальных капитальных вложений. Спрос на продукцию фирм не является абсолютно эластичным. В краткосрочном периоде фирмы будут выбирать цену и объем выпуска, максимизирующие прибыль и минимизирующие убытки исходя из принципа равенства предельного дохода и предельных издержек. Равновесие будет достигнуто — см. вопрос 46. Разница состоит только в том, что спрос на продукцию фирм не является абсолютно эластичным. Э. Чемберлин предложил теорию монополистической конкуренции, в которой обосновал идею синтеза конкуренции и монополии.Монополия как рыночная категория означает контроль единоличного продавца над предложением какого-либо товара и тем самым над ценой. В условиях чистой конкуренции такой контроль полностью отсутствует. Но контроль над ценой полностью исключен только тогда, когда все производители создают идентичный продукт, то есть при полной стандартизации товаров, услуг, продавцов, спроса. Чемберлин привлек внимание к той роли, которую играет в условиях рыночной экономики дифференциация продукта, причем не только свойства продукта, но и условия его реализации, пространственное нахождение продавцов и т.п. Там, где продукт дифференцирован, каждый продавец выступает и монополистом, и конкурентом.

60 Олигополия. Определение цены и объема производства

Олигополией называют тип рынка, на котором несколько фирм контролируют его основную часть. При этом номенклатура продукции может быть как невелика (нефть), так и достаточно обширна (автомобили) Для олигополии характерно ограничение вступления новых фирм на рынок. Ограничения связаны с эффектом масштаба, большими расходами на рекламу, существующими патентами и лицензиями. Высокие барьеры являются и следствием предпринимаемых ведущими фирмами отрасли действий, с тем, чтобы не допустить в отрасль новых конкурентов. Особенностью олигополии является взаимозависимость решения фирм по ценам и объему производства. Ни одно решение не может быть принято без учета и оценки возможных ответных действий со стороны конкурентов. Действия фирм-конкурентов — это дополнительное ограничение, которое фирмы должны учитывать при определении оптимальных цен и объема производства. Не только издержки и спрос, но и ответная реакция конкурентов, обуславливают принятие решения.

61 Долгосрочное равновесие в условиях совершенной конкуренции (вопрос 52)

62 Долгосрочное равновесие в условиях монополистической конкуренции

Долгосрочным девизом фирм, действующих в условиях монополистической конкуренции, является безубыточность. Отсутствие экономической прибыли лишает новые фирмы стимула для вступления в отрасль, а старые — для выхода из нее. Однако в условиях монополистической конкуренции стремление к безубыточности является скорее тенденцией. В реальной жизни фирмы могут получать экономическую прибыль достаточно длительный период. Это связано с дифференциацией продукции. Некоторые виды продукции, выпускаемые фирмами, трудно воспроизвести. С другой стороны, барьеры для входа в отрасль хоть и не высоки, но все же существуют.

63 Общие издержки в долгосрочном периоде. Средние и предельные издержки. Эффект масштаба. Естественная монополия — см. вопрос 40

В долгосрочном временном интервале фирма может менять все используемые факторы производства, то есть все издержки будут выступать как переменные. Анализ изменения долгосрочных издержек важен для выбора стратегии фирмы в области масштабов своей деятельности. Нивелировать действие закона убывающей отдачи можно только расширив масштабы производства, открыв новый цех с новым оборудованием. При новом, более крупном предприятии (кривая средних валовых издержек) закон убывающей отдачи начнет действовать при большем объеме выпуска и будут достигнуты минимальные средние издержки. Дуга АС, описывающая кривые средних валовых издержек при разных объемах выпуска продукции, представляет собой кривую долгосрочных средних валовых издержек фирмы при разных масштабах производства. Эффект масштаба будет положительным, если при увеличении размеров предприятия средние издержки уменьшаются, и отрицательным — если средние издержки — увеличиваются. Естественная монополия — ею обладают собственники и хозяйственные организации, имеющие в своем распоряжении редкие и свободно не воспроизводимые элементы производства. Сюда также относятся некоторые отрасли и виды производства, в которых из-за особой технологии недопустимо создавать конкуренцию.

64 Организованная олигополия. Максимизация прибыли картеля. Неустойчивость картелей

Олигополией называют тип рынка, на котором несколько фирм контролируют его основную часть. При этом номенклатура продукции может быть как невелика, так и достаточно обширна. Для олигополии характерно ограничение вступления новых фирм на рынок. Ограничения связаны с эффектом масштаба, большими расходами на рекламу, существующими патентами и лицензиями. Картель — это союз нескольких предприятий одной отрасли промышленности, в котором его участники сохраняют свою собственность на средства и продукты производства, а созданные изделия сами реализуют на рынке, договариваясь о квоте — доли каждого в общем выпуске продукции, о продажных ценах, распределении рынков и т.п. Таким образом, максимизация прибыли картеля зависит от взаимной зависимости решений отдельных предприятий, входящих в него, в области количества выпускаемой продукции и цены на нее. Вступление новых фирм в отрасль существенно затруднено, а эффект масштаба делает неэффективным существование большого количества производителей. Существуют разные модели, описывающие поведение картелей и олигополистов, в том числе модель Курно и модель изогнутой кривой спроса. Цель создания картеля — увеличение прибыли посредством устранения, ограничения и регламентации конкуренции внутри объединения и подавления внешней конкуренции со стороны фирм, не участвующих в данном соглашении, что обуславливает их неустойчивость. В ряде стран заключение картельных соглашений запрещено антимонопольным законодательством или ограничено узкими рамками отдельных отраслей и видов производств, или особых условий.

65 Продуктивность обмена. Диаграмма Эджуорта. Парето-оптимальное распределение

Обмен — широко распространенная экономическая операция, одна из стадий воспроизводственного цикла, состоящая в том, что одно лицо передает другому вещь, товар, получая взаимен деньги либо другую вещь. Продуктивность обмена определяется уровнем удовлетворения потребностей обеих сторон, участвующих в обмене. Диаграмма Эджуорта — геометрический прием, демонстрирующий взаимоотношения в экономике двух контрагентов: двух потребителей      или двух производителей на рынке двух благ (товаров), производимых из двух ресурсов. Представляет собой прямоугольник, как бы составленный из двух обычных диаграмм, изображающих первый квадрант производственного пространства. Нулевые точки для каждого контрагента А и В помещены в «юго-западном» и в «северо-восточном» углах. По осям координат отложены количества ресурсов или благ. Кривые 1а, 11а, 11а, и 1в,11в, 111в — соответственно изокванты для производителей А и В. Кривая Р, Р1 — договорная кривая, соединяющая точки взаимовыгодного обмена между потребителями и эффективного замещения ресурсов: точки касания кривых безразличия и изоквант. В. Парето сформулировал один из самых распространенных критериев оптимальности, предназначенный для того, чтобы проверить, улучшает ли предложенное изменение в экономике общий уровень благосостояния. Критерий Парето формулируется «следут считать, что любое изменение, которое никому не причинит убытков и которое приносит некоторым людям пользу, является улучшением». Он применяется при решении таких задач, когда оптимизация означает улучшение одних показателей при условии, чтобы другие не ухудшались, а также таких, когда реализуется композиционный подход к построению плана развития экономической системы, учитывающий интересы составляющих ее подсистем.

66 Рынок ценных бумаг и его финансовые инструменты (вопрос 99)

На рынке ценных бумаг обращаются средне- и долгосрочные ценные бумаги. Под ценной бумагой понимается продаваемый и покупаемый финансовый документ, дающий право его владельцу на получение в будущем денежной наличности. К ценным бумагам относятся: вексель, чек, акция, облигация, депозитный сертификат, казначейское обязательство и другие аналогичные документы. Существуют различные ценные бумаги. Ценные бумаги с фиксированным доходом (долговые обязательства) представлены облигациями, депозитными сертификатами, векселями. Облигации — долговые обязательства корпораций, выпускаемые обычно большими партиями. Они являются свидетельством того, что выпустившая их компания обязуется выплатить владельцу облигаций в течение определенного времени проценты по ней, а по наступлению срока выплаты — погасить свой долг перед владельцем облигации. В любом случае облигация представляет собой долг, а ее держатель — кредитором. Депозитный сертификат — финансовый инструмент, выпускаемый кредитными учреждениями. Он является свидетельством о депонировании денежных средств, удостоверяющая право вкладчика на получение депозита. Различаются депозитные сертификаты до востребования и срочные, на которых указан срок изъятия вклада и размер причитающегося процента. Вексель — необеспеченное обещание корпорации-должника выплатить в определенный срок долг и процент по нему. Он стоит на последнем месте среди долговых обязательств фирмы. Государственные ценные бумаги — это долговые обязательства правительства. Они отличаются по датам выпуска, срокам погашения, по размерам процентной ставки. Ценные бумаги с нефиксированным доходом. Это прежде всего акции, то есть ценные бумаги, удостоверяющие право владения паем в капитале акционерного общества и дающие право на получение прибыли в виде дивиденда. Конверсионные долговые обязательства и опционные займы, которые обладают сходством с промышленными облигациями и представляют собой переходную к акиям форму ценной бумаги с фиксированным доходом.   

67 Институциональная структура фондового рынка. Биржа и внебиржевой рынок. Фондовый рынок и макроэкономическое равновесие

Институциональная структура фондового рынка включает проводимые государством меры, действия по формированию новых, устранению старых или трансформации имеющихся структур фондового рынка, его экономических институтов (элементов структуры), характеризующих устройство, формы организации и регулирования фондового рынка. Биржа — регулярно функционирующий, организационно определенный оптовый рынок определенных товаров, ценных бумаг, на котором заключаются сделки купли-продажи крупных партий ценных бумаг. Биржа, играя роль посредника в торговых операциях, способствует установлению контактов между продавцами и покупателями и формированию оптовых рыночных цен посредством биржевых торгов. Внебиржевой рынок — неорганизованный рынок ценных бумаг, на котором их котировка осуществляется не в результате действия рыночных факторов, а самой компанией (самокотировка). Экономическое равновесие фондового рынка — это состояние экономической системы, рынка, характеризуемое наличием сбалансированности, уравновешиванием двух разнонаправленных факторов, например спроса и предложения ценных бумаг.

68 Потребление и сбережения

Потребление — это использование, употребление, применение продукции, вещей, благ, товаров в целях удовлетворения потребностей. Различают производственное потребление — расходование, использование ресурсов в процессе производства и непроизводственное, конечное потребление благ людьми, населением для удовлетворения жизненных потребностей. Потребление представляет конечную стадию воспроизводственного процесса. Величина получаемого каждым экономическим агентом дохода далеко не всегда равна величине его личного потребления. Как правило, при низком уровне доходов расходуются сбережения предыдущих периодов (сбережение отрицательно). При некотором уровне доходов они полностью расходуются на потребление. Наконец, с ростом доходов у хозяйственных агентов появляются все более широкие возможности увеличивать как потребление, так и свои сбережения. Обычно эти характеристики обозначают: MPS =  S /  D;  MPC =  C /  D; и соответственно называются предельной склонностью к сбережениям и предельной склонностью к потреблению.

69 Инвестиции и их роль в экономике. Мультипликатор инвестиций

Инвестициями называются капитальные вложения, осуществляемые в процессе хозяйственной деятельности ее владельцами. По финансовому определению, инвестиции — это все виды активов (средств), вкладываемых в хозяйственную деятельность с целью получения дохода. Экономическое определение — это расходы на создание, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение основного капитала, а также связанные с этим изменением оборотного капитала. Инвестиции играют большую роль в экономике. Без обновления, расширения и реконструкции основных фондов невозможен экономический рост как отдельного предприятия, так и страны в целом. Инвестиции способствуют повышению конкурентоспособности продукции, производства, предприятия, укрепляют его финансовую устойчивость и платежеспособность.  Инвестиционный мультипликатор — коэффициент, выражающий соотношение между приростом дохода и вызывающим этот прирост увеличением объема инвестиций. Он показывает зависимость прироста национального дохода от прироста инвестиций.

70 Система национальных счетов

Для анализа экономических событий, сложных хозяйственных взаимосвязей необходима система надежных, взаимодополняющих показателей. Система национальных счетов дает ступенчатую картину экономических процессов в стране, включая информацию по стандартному набору (для всех секторов экономики) счетов, в которых регистрируются операции, относящиеся к основным фазам экономического процесса. Такими фазами являются: производство и образование доходов; распределение и перераспределение доходов; образование располагаемого дохода и его использование на потребление и накопление; формирование источников финансирования капитальных затрат; инвестиции; приобретение финансовых активов и принятие финансовых обязательств; изменения в активах, не связанные с нормальными экономическими процессами (в результате стихийных бедствий, катастроф, войн); формирование активов и пассивов. Данные счета обобщаются и анализируются по секторам. Секторы экономики — это однородые институциональные единицы, группирующиеся по признаку выполняемых ими функций. Основными секторами экономики в Украине являются: нефинансовые корпоративные предприятия, занятые производством товаров и услуг, реализуемых на рынке; финансовые учреждения; органы государственного управления; частные некоммерческие организации; домашние хозяйства (как потребители и как предприниматели); остальные, включая внешнеэкономические связи.  

71 Частные и общественные блага. Кривая рыночного спроса и эффективное количество общественных благ. Теория общественного выбора    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат 75-летию со дня рождения
Реферат Значимые отношения личности как фактор обращения к Интернет-коммуникации
Реферат Финансовая структура
Реферат Женский образ Маши в повести Капитанская Дочка А. С. Пушкина.
Реферат Комплексный физико гоеграфическая характеристика Ундоровского пал
Реферат Методика проведения занятий по гимнастике у детей дошкольного возраста
Реферат Ж.-Ф. Лиотар Ответ на вопрос что такое постмодерн
Реферат Учёт движения поездов по железной дороге
Реферат Роль квалиметрии и оценки товара в управлении качеством
Реферат Особенности клинического течения инфаркта миокарда
Реферат Андалусия
Реферат Толстой Волга и Вазуза
Реферат Лаосско-тайский пограничный конфликт
Реферат Изображение русского национального характера в произведениях Н.С. Лескова
Реферат Государственный Комитет Обороны