Реферат по предмету "География"


От богатства к упадку и вновь к процветанию, или История залива Зуин и портов Брюгге

Р.Чарлиер, (Roger H.Charlier), профессор Свободногоуниверситета г.Брюсселя
Морскиезаливы очень разные — и по глубине, и по площади, и по происхождению. Некоторыеиз них возникли в результате чисто геологических событий: таковы, например,залив Сан-Франциско, американские и европейские фьорды. Другие сформировалисьпри изменяющихся гидрологических условиях — это эстуарии Шельды, Мааса ипритоков Амазонки. Существование большинства заливов зависит от перемещающихсяосадков и ограничено во времени, поскольку накапливающиеся наносы, если ихрегулярно не удалять драгированием, в конце концов могут полностью заполнитьэти заливы. Так и случилось с нашим главным героем — заливом, который носитназвание Зуин (Zwin, флам.) *.
*Здесь и далее некоторые географические названия, которых нет на картах,изданных в России, приводятся по фонетическому звучанию. — Примеч. ред.
Понему сегодня проходит граница, разделяющая Бельгию и Нидерланды. Очертаниязалива, его рукавов и расположение главного канала менялись несколько раз.Поэтому надпись на указателе на современной набережной Зуина гласит: “Менясносили несколько раз, но воздвигали всякий раз вновь”. Очевидно, что надписьбыла сделана после 1830 г., когда Бельгия, наконец, получила независимость играница была установлена совместной голландско-бельгийской комиссией.
/>
СовременныйЗуин.  
/>
Картарайона Зуин XIII в.
СегодняЗуин невелик и практически не судоходен. Однако карта XIII в. показывает совсемдругую картину: в районе залива существовала обширная сеть водотоков, многие изкоторых носят название Зуин: здесь и Старый Зуин, Первый и Второй ОбманныйЗуины, Новый Зуин, Зуин Черный Омут, который близко подходит к Западной Шельде.Все эти рукава свидетельствуют о частых и масштабных миграциях главной протоки.
Вто время широчайшим из Зуинов был тот, что поворачивал к западу напротивсовременного города Слёйса и направлялся к Дамме (Damme) и Брюгге — городам,судьбы которых во многом определялись судоходностью канала. Мы вернемся к этомупозже, а сейчас обратимся к береговой линии Северного моря.
Передвигающаяся береговая линия
Атлантическоепобережье Франции и побережье Северного моря (Франции, Бельгии, Голландии)претерпели существенные изменения за историческое время. В середине 60-х годовпри сильных отливах у Сен-Мало в Бретани отступающая на мили вода обнажаламножество кораблей, утонувших во время Второй мировой войны, а также остаткигалльских поселений, поглощенные некогда морской пучиной.
Наличиев осадках побережья торфосодержащих слоев, находки в них старинных монет иартефактов, датируемых неолитом, свидетельствуют о том, что здесь происходилонесколько повышений и понижений уровня моря. Эти слои простираются на днесовременного моря на довольно большое расстояние и вновь обнаруживаются близпобережья Англии.
Прибрежныеостровные барьеры и дюны обрисовывают голоценовую береговую линию. При этомсовременные приливные и лагунные отложения окружают “молодые” дюны, которыеиногда покрывают верхушки старых, разрушенных после галло-романского периода,когда море наступало на берег.
Наатлантическом побережье Франции голоценовая трансгрессия местами стерлаплейстоценовые пляжи; они, пожалуй, сохранились лишь там, где ныне находитсятерминал туннеля под проливом Ла-Манш. Большинство отмелей здесь, как и вдругих местах побережья, возникало в периоды низких приливов — именно онинамывают бары и косы на побережье, в эстуриях рек и в заливах, покрывая всенаносами, иногда значительной мощности, как, например, в бухте р.Соммы.
/>
Среднеголоценоваятрансгрессия на побережье Фландрии и в эстуарии р.Шельды:
1- современная береговая линия;
2- береговая линия эпохи Кале;
3- граница распространения приливных отложений;
4- старое направление течения р.Шельды;
5- современные выходы осадков эпохи Кале, обнажившиеся после добычи торфа;
6- остатки барьерных островов этого времени.
Расположенноенапротив побережий Фландрии и Пикардии юго-восточное побережье Англии вдревности подвергалось жесточайшему размыву. Хотя сильный шторм 1953 г. унесоколо 2000 жизней, а наводнение 1978 г. привело к значительному разрушениюпобережья, таких катастроф, как в предшествующие века, здесь не случалось. Вовремя одной из них утесы близ Холдернесса (Holderness) отступили почти на 200м. (Пожалуй, столь же серьезно повлияли на всю систему распределения осадков вСеверном море построенные у его берегов в течение двух последних вековволнорезы и молы, и везде с негативным результатом.)
Берегаразмывались неравномерно, иногда сельскохозяйственные угодья и даже городаотступали в глубь суши. Так случилось в XIV в. с Данвичем (Dunwich), портом вСаффолке, а в XX в. Селсей Бил (Selsey Bille), например, удалился от берега на116 м с 1955-го по 1975 г.
Бельгийскоепобережье Западной Фландрии имеет все признаки современного поднятиятерритории. Пологий песчаный пляж примыкает к цепи дюн, распространенных наприбрежной равнине шириной от 5 до 10 км, где много речушек с песчанымиберегами и небольших водоемов, ограничивающих линию распространения голоценовойтрансгрессии. Эти озера часто становятся прибежищем для птиц.
Взападной части этого района в торфяниках располагается несколько неглубокихпонижений, заполненных соленой водой. Такие водоемы недолговечны и становятсячастью суши. В восточной преобладают польдеры. Этот созданный руками человекавид ландшафта представляет собой окультуренные глинистые земли — марши, которыеформировались в зонах, отгороженных косами и отмелями, или вдоль эстуариев, подзащитой барьерных островов. Основное значение голландско-фламандского термина“польдер” — земляная стена, примитивная дамба, защищающая землю от затопления;еще одно — заиленная земля, территория, отвоеванная у моря или у рек. Первыенастоящие польдеры датируются XI или XII в. Наш “герой” Зуин располагалсяименно на той территории, которую называют страной польдеров.
Некоторыеархеологические находки показывают, что область, которая стала в дальнейшемназываться Фландрией, заселялась уже в эпоху неолита. Представления о племенах,которые захватили нынешние территории Голландии, Бельгии и Северной Франции, иприроде того времени достаточно расплывчаты. Но известно, что береговая зона,занятая лесами и маршами, причинила много неприятностей римлянам.Действительно, этот ландшафт представлял из себя настоящий лабиринт измаленьких водотоков, во время отлива обнажались глинистые берега, накрываемыепотом высокой приливной волной.
Впериод от III до VIII в. береговые равнины были полностью залиты (кромеэстуария Шельды) и впоследствии преобразованы в защищенную островными барьерамиприливно-отливную низину, прослеживаются также следы трансгрессий XI в. (в товремя была затоплена территория от Диксмуда и Ньивпорта в эстуарии р.Изер доканала Зуин) и XIII в., во время которой оз.Флево соединилось с Северным мореми стало заливом Зейдер-Зе.
Посколькунаводнения постоянно угрожали эстуариям Рейна, Мааса и Шельды, а также морскимпобережьям района, известного как Фламандская Зеландия (ныне Нидерланды), ихприходилось ограждать искусственными сооружениями — дамбами. Не потому ли издешние дюны кажутся современнику творением рук человека XII-XIII вв.?(Впрочем, большая часть заливов и каналов была защищена дамбами по плану“Дельта”, который был осуществлен после шторма и катастрофического наводнения1953 г. Открытым остался только один канал, связывающий гавани Антверпена иРоттердама.)  
/>/>
Фрагменткарты 1641 г. с изображением Земли Саафтинген.
Справасовременный взгляд на эту же землю с р.Шельдой на заднем плане. Фото М.Диклеера
Рождение и зрелость
В1134 г. шторм небывалой силы опустошил побережье Фландрии, а к востоку отсовременного г.Кнокке-Хейст сформировался Зуин. (Заметим, что хотя этот заливчасто относят к приливно-отливным бухтам, иногда именуют рекой, а еще чащеканалом, на самом деле это протока, характеризующаяся двусторонним переносом водыи осадков. Когда перемещение наносов во время отлива в Зуине становится меньше,чем во время прилива, он начинает заиливаться. Зуин не образует барьерных лагуни не запруживает эстуарии Северного моря, но дренирует берега.)
Вту пору Зуин доходил почти до Брюгге, расположенного примерно в 20 км отбереговой линии. Получив выход к морю, горожане немедленно построили на концеканала поперечную дамбу. Наряду с этим плотины возводили жители рыбацкихдеревень.
Хотяпоселение на месте г.Брюгге существовало и раньше, его развитие обязано нетолько каналу и связи с морем, но и строительству здесь в IX в. замка графовФландрии. Один из них, Филипп Алзасский (1165?-1191), пожаловал в 1180 г.статус города и Дамме, также расположенному на берегу Зуина, но в 5 км севернее,где водный поток в канале начинал ослабевать. Здесь морские суда перегружалитовары на плоскодонные речные, следовавшие затем в Брюгге. Дамме получил праваскладировать бордоские вина и копченую сельдь, что по тем временам было высокойпривилегией
Вовремена этого правителя Фландрии в береговом районе от Брескенса (Breskens) доДюнкерка не было настоящих городов, но при его содействии было созданонесколько, из которых Ньивпорт в устье р.Изер стал важным морским портом. Зуинже оставался центром района польдеров.
Брюггев средние века приобрел широкую известность. Его называли городом мостов(“брюгге” по-фламандски — мост) и даже Северной Венецией, впрочем не толькоиз-за каналов, а скорее по причинам экономическим, финансовым и политическим, атакже до некоторой степени благодаря международным связям. В XIII в., когдагород стал главным морским портом Фландрии, дружба графов с английским королемЭдуардом III (1284-1327) позволила удачно торговать текстилем (в основномсукном из английской шерсти). Брюгге было даровано немало привилегий, средикоторых права на рыбную ловлю (их и в XX в. поддерживал британский королевскийдвор). С колокольни, которая и сегодня возвышается над главной рыночнойплощадью, принимали сигналы о прибытии кораблей через Зуин и посылали за нимибаркасы. В XV в. в Брюгге располагалась резиденция могущественных герцоговБургундских.
Областьмежду Брюгге и Северным морем в XIII в. была насыщена дамбами. Некоторые из нихдо сих пор играют первоначальную роль, другие стали дорогами и даже улицами.
Сооружениедамб было в средние века тяжелым делом. Сотни рабочих копали землю лопатами,собирали ее в корзины, перетаскивали на место, где создавалась “стена”, котораястановилась защитой для польдеров, пересекаемых сетью естественных иискусственных каналов, либо предохраняла от вторжения моря. Польдеры иограждающие их дамбы сооружались также на р.Шельде и даже более чем в 60 км отпобережья.
Врайоне Зуина не было водяных мельниц, на которых энергию приливов превращали вмеханическую и использовали в процессе осушения польдеров, хотя онифункционировали на Шельде, в Дюнкерке, в Зеландии.
Еслинаводнения приносили процветание Дамме и Брюгге, то в эстуарии Шельды ониприводили к значительным потерям земли. Один из примеров — так называемаяЗатопленная Земля Саафтинген (Saafthingen, флам.), которая оказывалась подводой не один раз. Но около 1600 г. была затоплена площадь в 3500 га, в центрекоторой в середине XIII в. располагалась деревня, ее жители занималисьпастбищным животноводством, а также ткачеством, добычей соли и торфа.
Дваждыв день приливная волна средней высоты около 4.5 м накрывает, а затем, отступая,обнажает полосу земли, которая могла бы использоваться как пастбища. Однаковелик риск катастрофического затопления, поскольку вода может набегать соскоростью 7 км/ч. Повсюду здесь болота, неисчислимые ручейки и маленькиеканалы. Основной геоморфологический фактор — приливная волна, но и человеческаядеятельность сыграла свою роль. Плотины в этом районе, например, уничтожались,чтобы не допустить испанские войска к осажденному Антверпену. Теперь здесь дажерастениям трудно бороться за существование, выживают только солянковые. В этоместественном заповеднике находят приют перелетные птицы.
Новернемся к нашим главным действующим лицам.
Закат и новое начало
Справедливостиради нужно сказать, что упадок Брюгге и Дамме произошел не только из-зазаиливания Зуина, начавшегося после очередной трансгрессии моря в XIII в., но ив результате упадка текстильной промышленности в XVI в. В то время как этигорода теряли свои промышленные и торговые позиции, Антверпен, расположенный в87 км от устья р.Шельды, перехватил их функции. Брюгге стали называть мертвымгородом.
Случайзаиливания Зуина на протяжении XIII-XVI вв. — не самый масштабный на берегуСеверного моря (этот процесс начался здесь приблизительно 7 тыс. лет назад).Так, за последние 400 лет бухта р.Соммы в Северной Франции сократилась с 400 до70 км2.
ПобережьеФландрии пострадало и в XX в., во время крупного наводнения 1921 г., а в 1953 г.Зуин был наполнен опять и вода достигла окрестностей Дамме. Это наводнение,однако, положило начало гигантским работам в дельте Шельды, был даже отрезанодин из рукавов реки. Правда, несмотря на блестящие технические решения, этимероприятия имели негативные последствия для течения самой реки, до сих пор непреодоленные.
В1908 г. Леопольд II (1835-1909), король Бельгии (1865-1909), способствовалсооружению на берегу Северного моря порта в 15 км к северу от Брюгге и примернов 10 км к востоку от Зуина. Он получил название Зебрюгге и входит в составмуниципалитета Брюгге. Были прорыты каналы, построены шлюзы, и в конце концовморской путь связал обе части города. В течение последних десятилетий XX в.порт значительно расширился и стал использоваться как паромный и контейнерныйтерминал, возвратив Брюгге и всей Западной Фландрии былое процветание.Провинция, которая включает район современного Зуина, — второй производительковров в мире, поставщик кормов для скота в Ливию, производитель льна для США.
/>
Видна порт Зебрюгге.
Главныйтуристический “полюс” — Брюгге с его многочисленными памятниками. Архитектурноесвоеобразие города, который и сегодня нередко называют Северной Венецией,обусловлено искусственно сохраняемым средневековым обликом, старинными узкимидомами, готическими зданиями, церквами и башнями в сочетании с большимколичеством каналов (из которых поднимаются стены домов) и горбатыми мостами.На главной площади Гроте-аркт — Суконные ряды XIII в., на площади Бург — ратушаи капелла Святой крови XIII-XIV вв. Среди церквей — собор Синт-Салвадор(XII-XIII вв.), Онзе-ливе-Врауэкерк (1276-1549 гг.; с Мадонной Микеланджело ибронзовыми гробницами Марии Бургундской и Карла Смелого, XVI в.). В городерасполагается несколько музеев нидерландского искусства, и в том числеизвестного живописца Х.Мемлинга (1440-1495). Дамме же привлекает туристов какцентр легендарной земли благородного Тиля Уленшпигеля, символа борьбы противиспанского правления XVI-XVII вв.
Менеечем за сто лет бельгийское побережье, включая Зебрюгге, преобразилось кореннымобразом. Традиционные направления экономики здешней береговой зоны — рыболовство, охота на китов (вошедшая ныне в предания), а позже сельскоехозяйство. Многочисленные рыболовецкие хозяйства пришли в упадок в XX в., в товремя как туризм стал основным источником жизни местного населения. Вместовереницы рыбачьих деревень, расположенных между дюнами и польдерами, оченьблизко к береговой линии, появились фешенебельные места отдыха на воде, апозднее, вслед за возникновением порта и промышленным развитием береговой зоны,- города-курорты. Привлекательность местного туризма возросла, когда в 1912 г.параллельно побережью была построена узкоколейная железная дорога, впоследствииэлектрифицированная. К тому же к середине XX в. количество туристовувеличилось, поскольку появились оплаченные отпуска, и теперь отдых на моремогут позволить себе не только богатые люди. В последние годы прибавился такназываемый туризм выходного дня — поездки на побережье на собственныхавтомобилях. В целом, если население Бельгии за 1860-1970 гг. выросло примернов 1.5 раза, то население прибрежной зоны — почти в 3 раза, а самый близкий кЗуину город — Кнокке-Хейст — увеличился в 10 раз.
Изскромной гавани с единственным молом длиной менее километра Зебрюгге сталкрупным портом с несколькими причалами и, вопреки ожиданиям, курортом,поскольку вдольбереговой поток наносов перегородили, и образовался болееширокий, чем до строительства порта, устойчивый пляж. Правда, с другой стороныгавани он практически исчез — песок использовали при строительстве порта; в товремя это был крупнейший в мире проект такого типа.
Однаков конце XX в. из-за расширения порта была создана грандиозная программавосстановления песчаных пляжей на соседних с ним участках. Дело в том, что приуглублении акваторий порта и навигационных каналов добывается песок, которыйиспользуется для подсыпки пляжей.
Брюгге,чей морской берег переместился в Зебрюгге, входит в когорту девяти бельгийских иголландских портов в так называемой “дельте” Рейна-Шельды. Они отличаются поразмерам, важности, интенсивности перевозок и значению. На бельгийской сторонеэто Ньивпорт, Остенде, также соединенный каналом с Брюгге, Брюгге-Зебрюгге иречные порты Гент и Антвепрен. На голландской стороне — два морских порта и триречных. Роттердам и Антверпен, расположенные в середине “дельты”,соответственно первый и второй по величине из крупнейших портов Европы, первыйи третий — мира. Через них проходят 300 млн т грузов в год, они обеспечиваютзанятость 250 тыс. человек.
Фламандские банки
Параллельнопобережью Бельгии располагаются большие песчаные отмели-Фламандские банки.Обсуждается возможность создания на них искусственных участков суши, но местадля них подобрать нелегко. Так, например, четыре варианта были предложены для“полуострова” близ Остенде, на котором должно было быть построено новое казино.Защитники окружающей среды энергично выступили против этих планов, и они небыли реализованы из-за близости поселений (менее 10 км), а также строительстваморского курорта. (Сам Зебрюгге, правда, построен на молах и являетсяпрекрасным местом для развития яхтенного спорта, а также базой Бельгийскогоморского флота.)
Ближайшиек берегу банки — широкие, плоские и протяженные, дальше от берега — более узкиеи крутые, поскольку поступление сюда песка ограничено. Некоторые, хотя инезначительные, изменения берегов происходят и здесь из-за переноса осадков рекСеверной Франции и размываемых кайнозойских отложений, перемещающихся в зонубанок. В тихую погоду эти отложения, состоящие в основном из песка, гальки иракушечника, откладываются в проливах между банками, а при волнении моря чащевсего находятся во взвешенном состоянии. На некоторых банках возможна добычапеска. Такое месторождение, как, например, Аппельзак, находится в конечномпункте переноса осадков, и добыча песка позволяет избежать заиливания ближайшейбухты.
/>
Схемарасположения Фламандских банок.
Существуетмнение, что некоторые банки подходят даже для строительства атомнойэлектростанции (примерно в 7 км от берега на глубине от 3 до 6 м), поскольку достаточностабильны, и около них тоже добывают песок. Еще один вариант — банка,расположенная в бельгийских территориальных водах, но вдали от маршрутов судов.Устойчивые слои глин толщиной от 120 до 180 м составляют здесь верхнюю частькайнозойских осадков, перекрытых четвертичными отложениями, местами существуети слой голоценовых глин от 1 до 10 см.
Однакосоздание искусственных островов недалеко от побережья связано со множествомпроблем. Прежде всего эволюция берега должна быть рассчитана по крайней мере на40 лет вперед. К тому же неизбежный размыв приведет к тому, что каждые пять летпонадобится около 40 тыс. м3 песка, чтобы искусственно поддерживать этиискусственные берега. Но, по мнению некоторых специалистов, создание вблизиберега атомной электростанции и связанных с ней теплоемких производств пошло бына пользу и Бельгии, и Великобритании
Европейскаякомиссия поддерживает также идею расширения порта Зебрюгге на 282 га, но, ксожалению, эти мероприятия явно затронут заповедные территории. Пока что нетникакой информации о том, как будет компенсироваться возможный ущерб.
Чтокасается главного героя нашего повествования, приливно-отливного залива Зуин,то ныне это практически стоячий водоем в 2 км от прибрежного городкаКадзанд-Бада, который вдается в сушу всего на 2-3 км. Он судоходен только привысоком приливе, но более всего подходит для лодок — каноэ и каяков (больше жевсего здесь пловцов, берега оккупировали туристы из Кадзанд-Бада). Залив иокружающая его территория по соглашению Бельгии с Нидерландами объявленызаповедником, часть которого служит прибежищем для птиц (в основном перелетных)и морских животных. Он очень похож на национальной парк в бухте р.Соммы вСеверной Франции, хотя побережье Фландрии не несет на себе следов зеленых приливов,которые так сильно проявляются на пляжах Бретани. Однако нельзя сказать, что набельгийском побережье нет следов цветения воды. Еще одна экологическая проблема- создание настоящей охраняемой территории для диких птиц во Фландрии, накоторую у правительства не хватает средств.
Нынешняясвязь между Брюгге и Зуином не так значительна, как в средние века, посколькупорт Зебрюгге обслуживает не только пассажиров, но и выполняет функциюторгового порта, обладая всеми современными инфраструктурами. Воспоминания остаром Зуине остаются — они становятся культурной и исторической ценностью.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Colours Of The Great Gatsby Essay Research
Реферат Анализ показателей доходности предприятий
Реферат Слово о "бессловесных"
Реферат Економічні погляди К. Родбертуса. Концепція "державного соціалізму"
Реферат Brown Vs Board Of Education Essay Research
Реферат Был ли у Вас кризис и сколько раз?
Реферат Философское миропонимание: исходные принципы и категориальные основания
Реферат Інтонаційне співвідношення як проблема віршованого перекладачу
Реферат Оценка эффективности маркетинговой политики предприятия на примере ОАО "Нефтекамский хлебокомбинат"
Реферат Статистистический анализ туризма и отдыха в Краснодарском крае
Реферат Методика самостійної роботи студентів
Реферат Материально-финансовая основа местного самоуправления
Реферат Влияние сказки на развитие словесно-логического мышления у детей старшего дошкольного возраста
Реферат Методы и принципы учета лизинговых операций компании
Реферат Организация транспортного хозяйства на предприятии