Реферат по предмету "Литература и русский язык"


Повесть Куприна "Поединок"

Повесть Куприна «Поединок»
БиографияКуприна была насыщена разнообразными событиями, которые давали писателю богатуюпищу для его литературных трудов. Повесть «Поединок» уходит корнями в тотпериод жизни Куприна, когда он приобретал опыт военного человека. Желаниеслужить в армии было в юности страстным и романтическим. Куприн закончилкадетский корпус и Московское Александровское военное училище. Со временемслужба и показная, нарядная сторона офицерского бытия обернулась своейизнанкой: утомительно однообразными занятиями «словесностью» и отработкойружейных приемов с отупевшими от муштры солдатами, попойками в клубе да пошлымиинтрижками с полковыми распутницами. Однако именно эти годы дали возможностьКуприну всесторонне изучить провинциальный военный быт, а также познакомиться снищей жизнью белорусской окраины, еврейского местечка, с нравами «заштатной»интеллигенции. Впечатления этих лет явились как бы «запасом» на много летвперед (материал для ряда рассказов и в первую очередь повести «Поединок»Куприн почерпнул именно в пору своей офицерской службы). Работа над повестью«Поединок» в 1902 – 1905 годах была продиктована желанием осуществить давнозадуманный замысел – «хватить» по царской армии, этому сосредоточению тупости,невежества, бесчеловечности.
Всесобытия повести происходят на фоне армейской жизни, ни разу не выходя за еерамки. Возможно, это сделано для того, чтобы подчеркнуть важность и реальнуюнеобходимость хотя бы задуматься над теми проблемами, которые показаны вповести. Ведь армия – это оплот самодержавия, и если в ней есть недостатки, тоих надо стремиться устранять. Иначе вся важность и образцовость существующегостроя – это блеф, пустой звук, и нет никакой «Великой державы».
Осознатьвесь ужас армейской действительности предстоит главному герою подпоручикуРомашову. Выбор автора не случаен: ведь Ромашов во многом очень близок Куприну:оба они окончили военное училище, поступили на службу в армию. С самого началаповести автор резко погружает нас в атмосферу армейского быта, рисуя картинуротных учений: отработка несения службы на посту, непонимание того, что от нихтребуется, некоторыми солдатами (Хлебников, исполняющий приказанияарестованного; Мухамеджинов, татарин, слабо понимающий по-русски и, какследствие, неверно исполняющий приказания). Осознать причины этого непониманиянесложно. Хлебников, русский солдат, просто не имеет хоть кого-либообразования, и потому для него все произнесенное ефрейтором Шаповаленко – это неболее чем пустой звук. Кроме того, причиной такого непонимания служит резкаясмена обстановки: подобно тому, как резко нас погружает автор в такого родаобстановку, так и многие новобранцы не имели до этого никакого представления овоенном деле, не общались с военными людьми, для них все ново: «они еще неумели отделить шутки, примера от настоящих требований службы и впадали то водну, то в другую крайность». Мухамеджинов же ничего не понимает в силу своейнациональности, и это тоже большая проблема для русской армии – всех пытаются«подвести под одну гребенку», не учитывая особенности каждого народа. Ведь этиособенности, врожденные и не могут быть устранены никакой выучкой, тем болеекриком, физическими наказаниями.
Вообщепроблема «рукоприкладства» очень отчетливо фигурирует в данной повести. Этоапофеоз социального неравенства. Конечно же, не надо забывать, что телесныенаказания для солдат были отменены только в 1905 г. Но в данном случае речь ужеидет не о наказании, а об издевательстве: «Унтер-офицеры жестоко били своихподчиненных за ничтожную ошибку в словесности, за потерянную ногу примаршировке, – били в кровь, выбивали зубы, разбивали ударами по уху барабанныеперепонки, валили кулаками на землю». Разве станет так себя вести человек снормальной психикой? Моральный мир каждого, кто попадает в армию, кореннымобразом меняется и, как замечает Ромашов, далеко не в лучшую сторону. Так дажекапитан Стельковский, командующий пятой ротой, лучшей ротой в полку, офицер,который всегда «обладал терпеливой, хладнокровной и уверенной настойчивостью»,как оказалось, тоже бил солдат (в пример Ромашов приводит то, как Стельковскийвыбивает вместе с рожком зубы солдату, неверно подавшему сигнал в этот самыйрожок). То есть завидовать судьбе таких людей, как Стельковский, не стоит.
Ещеменьше зависти вызывает участь простых солдат. Ведь у них нет дажеэлементарного права выбора: «Нельзя бить человека, который не может тебеответить, не имеет права поднять руку к лицу, чтобы защититься от удара. Несмеет даже отклонить голову». Солдаты должны все это терпеть и не могут дажепожаловаться, ведь они прекрасно знают, что тогда им будет: «Но солдаты дружногаркали, что они «точно так, всем довольны». Когда спрашивали первую роту,Ромашов слышал, как сзади него фельдфебель его роты, Рында говорил шипящим иугрожающи голосом: – Вот объяви мне кто-нибудь претензию! Я ему потом такуобъявлю претензию!» Вдобавок к тому, что рядовые подвергаются систематическомуизбиению, их еще и лишаются средств к существованию: то малое жалование,которое они получают, они почти все отдают своему командиру. И эти самые деньгирасходуются господами офицерами на всякие посиделки в барах с выпивкой, грязнойигрой (опять-таки на деньги), к тому же в компании развратных женщин.Безусловно, каждый человек имеет право на отдых. Но этот отдых сильно затянулсяи принял очень извращенную форму.
Уйдяофициально от крепостнического строя 40 лет назад и положив на это огромноеколичество человеческих жизней, Россия в начале века имела модель такогообщества в армии, где офицерство – это эксплуататоры-помещики, а простыесолдаты – это рабы-крепостные. Армейская система разрушает сама себя изнутри.Она не выполняет в достаточной степени ту функцию, которая на нее возложена.Ведь если мы посмотрим на тех людей, которые нас защищают, то есть на простыхсолдат, то наверняка в глазах большинства из них мы увидим отражение тех жеслов, что сказал о себе солдат Хлебников: «Не могу больше, … … не могу я,барин, больше… Ох, Господи… Бьют, смеются… взводный денег просит, отделенныйкричит… Где взять?… Ох, Господи, Господи!» Тех же, кто пытается пойти противэтой системы ожидает очень не легкая судьба. Фактически, в одиночку бороться стакой «машиной» бесполезно, она «поглощает всех и вся». Даже попытки осознатьпроисходящее повергают людей в шок: Назнанский, постоянно болеющий и ушедший взапой (очевидно, пытаясь тем самым скрыться от довлеющей действительности),наконец, сам герой повести Ромашов. Для него с каждым днем все более заметнымистановятся вопиющие факты социальной несправедливости, все уродство системы.Он, со свойственной ему самокритичностью, находит и в себе также причиныподобного положения вещей: он стал частью «машины», смешался с этой общей сероймассой ничего не понимающих и потерянных людей. Ромашов пытается от нихотгородиться: «Он стал уединяться от общества офицеров, обедал большею частьюдома, совсем не ходил на танцевальные вечера в собрание и перестал пить». Он«точно созрел, сделался старше и серьезнее за последние дни». Далось ему такое«взросление» не легко: он прошел через общественный конфликт, борьбу с самимсобой (ведь Ромашов очень любил говорить о себе в третьем лице), ему даже былаблизка мысль о самоубийстве (он ясно представлял себе картину, на которойизображено его мертвое тело, с запиской в руках и толпа людей, собравшихсявокруг него).
Анализируяположение хлебниковых в русской армии, образ жизни офицерства и ища пути выходаиз подобной ситуации, Ромашов приходит к мысли, что армия без войны – этоабсурд, и, следовательно, для того, чтобы не было этого чудовищного явления«армия», а его не должно быть, надо, чтобы люди поняли ненужность войны:“Положим, завтра, положим, сию секунду эта мысль пришла в голову всем: русским,немцам, англичанам, японцам… И вот уже нет больше войны, нет офицеров исолдат, все разошлись по домам”. Я также близок к подобной мысли: для решениятаких глобальных проблем в армии, для решения глобальных проблем вообщенеобходимо, чтобы потребность в осуществлении перемен поняло большинство людей,так как небольшие группы людей, и уж тем более единицы, неспособны переменитьход истории.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.coolsoch.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.