Реферат по предмету "Бухгалтерский учет и аудит"


Учетная политика и управленческий учет ОАО ОЗМК

Содержание
Введение
Глава 1 Учетная политика для целей финансового учета
1.1 Общие требования к формированию учетной политики
1.2 Формирование учетной политики
1. 3 Допущения и требования при формировании учетнойполитики
1.4 Характеристика (содержание) традиционных системуправленческого учета
Глава 2. Практические основы учетной политики иуправленческого учета на примере ОАО «ОЗМК»
2.1 Краткая характеристика предприятия ОАО «ОЗМК»
2.2 Учетная политика и управленческий учет на предприятии
Глава 3 Пути совершенствования учетной политики иуправленческого учета ОАО «ОЗМК»
Заключение
Список литературы
Приложения

Введение
В экономическую жизньнашей страны управленческий учёт вошёл вместе с возникновением и ростомпредприятий, ориентированных на рынок. В конкурентной среде от правильных,адекватных этой среде управленческих решений зависит зачастую не толькопроцветание бизнеса, но и само его существование. Под воздействием различныхобъективных факторов, вызываемых новыми технологиями, государственнымрегулированием и ростом предприятий, усложняется структура бизнеса, возникаетпотребность в его дроблении на множество юридических лиц, в одновременномразвитии многих направлений деятельности, в формировании значительногоколичества структурных подразделений (отделов, служб) как на уровне отдельныхюридических лиц, так и на уровне холдингов.
Задачу предоставлениянеобходимой информации руководству подобных предприятий решает управленческийучёт – система сбора и анализа данных о финансовой деятельности предприятия,ориентированная на потребности высшего руководства и владельцев предприятия винформации, необходимой для принятия стратегических и тактическихуправленческих решений.
Процесс внедренияэффективной системы управленческого учёта является длительным (несколькомесяцев), процесс его ведения должен быть непрерывным, а параметры и методикадолжны постоянно корректироваться вслед за изменениями структуры и характерабизнеса.
Существует три основныхвида учёта, так или иначе присутствующие на всех крупных предприятиях:бухгалтерский, налоговый и управленческий. Они тесно связаны между собой, нокаждый имеет свои особенности. Так, бухгалтерский учёт действует в интересахсторонних пользователей. Поэтому бухгалтерский баланс, в принципе, не являетсязакрытым документом, а в случае с ОАО (открытые акционерные общества) он дажепубликуется в средствах массовой информации. Государственные органы иобщественные организации разрабатывают стандарты бухгалтерского учёта,обязательные для всех предприятий. В России такими стандартами являются ПБУ(Правила бухгалтерского учёта). А если предприятие стремится выйти на мировойрынок инвестиций, оно вынуждено составлять свою отчётность и по правилам IAS(International Accounting Standards – международные стандарты бухучёта) илиGAAP (Generally Accepted Accounting Principles – общепринятые принципыбухучёта, действующие в США).
Налоговый учёт тесносвязан с бухгалтерским, но отличается от него тем, что он вводит правила поначислению и уплате налогов, а его главным нормативным источником являетсяНалоговый Кодекс. К слову сказать, проблема несовпадения налоговых ибухгалтерских норм является в последнее время проблемой всех российскихбухгалтеров, так как им приходится составлять отчётность по бухгалтерскимправилам, а начислять налоги – по налоговым, в то время как расхождения междуэтими правилами растут.
Бухгалтерский и налоговыйвиды учёта привязаны к юридическим лицам. Однако бизнес может состоять как изодного, так и из нескольких юридических лиц, когда владельцу бизнеса важнознать результаты в разрезе именно совокупности предприятий. Кроме того,специфика каждого отдельного бизнеса требует различных подходов к финансовойинформации. Например, руководству предприятия может быть важно для принятияуправленческих решений знать себестоимость реализованной продукции по отдельнымеё видам, в то время как для фискальных и бухгалтерских целей вполне достаточноиметь общую цифру.
Таким образом, местоуправленческого учёта в финансовой системе предприятия – совершенно особенное,и его постановка и ведение требуют других подходов и других специалистов, чемте, которые обслуживают бухгалтерский и налоговый секторы.

Глава 1 Учетная политика для целей финансового учета
1.1  Общие требования к формированиюучетной политики
Из п. 1 ПБУ 1/98 следует,что процесс составления учетной политики как внутреннего документа организациисостоит из двух этапов — формирование (выбор и обоснование) и раскрытие(придание гласности) учетной политики.
Первый этап обязателендля всех организаций, имеющих статус юридического лица. Исключение сделанотолько для кредитных организаций, находящихся на территории РоссийскойФедерации (которые могут формировать учетную политику, исходя из правил,установленных в стране нахождения иностранной организации, при условии, что этиправила не противоречат Международным стандартам финансовой отчетности).Раскрывать учетную политику обязаны только организации, публикующие своюбухгалтерскую отчетность полностью или частично согласно законодательствуРоссийской Федерации, учредительным документам либо по собственной инициативе.К числу таких организаций относятся, например, открытые акционерные общества,публичность отчетности которых устанавливается законодательно.
Учетная политикаорганизации – этопринятая организацией совокупность способов ведения бухгалтерского учета:
— первичного наблюдения;
— стоимостного измерения;
— текущей группировки;
— итогового обобщения фактовхозяйственной деятельности.
К способам ведениябухгалтерского учета (в соответствие с п. 3 ПБУ1/98) относятся способыгруппировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов,организации документооборота, инвентаризации, способы применения счетовбухгалтерского учета, системы регистров бухгалтерского учета, обработкиинформации и иные соответствующие способы и приемы.
Еще один переченьспособов ведения бухгалтерского учета приведен в п. 12 ПБУ 1/98. Разница междуними состоит в том, что перечень, изложенный в п. 3 применяется приформировании учетной политики, т.е. оформление соответствующегораспорядительного документа, а перечень приведенный в п. 12, обязателен наэтапе обеспечения гласности учетной политики, то есть доведения ее дозаинтересованных пользователей.
В соответствии с п. 9 ПБУ1/98 принятая организацией учетная политика подлежит оформлению соответствующейорганизационно-распорядительной документацией (приказами, распоряжениями ит.п.) организации. Так как вид организационно-распорядительного документажестко не определен, наиболее целесообразным представляется оформления принятияучетной политики приказом руководителя организации, в котором должны бытьизложены её основные элементы, а те элементы, которые требуют подробнойразработки и занимают сравнительно большой объем, следует помещать в приложенияк данному приказу. В число таких приложений могут входить:
— формы первичной учетнойдокументации, не предусмотренные альбомами форм;
— структура и состав структурногоподразделения организации, занимающегося бухгалтерским учетом и отчетностью, атакже основные функции, выполняемые этим подразделением;
— график документооборота и т.п.
Способы ведениябухгалтерского учета, избранные организацией при формировании учетной политики,применяются с первого января года, следующего за годом утверждениясоответствующего организационно-распорядительного документа (п. 10 ПБУ 1/98). Этозначит, что приказ (или распоряжение), утверждающий при пятне учетной политики,должен быть подписан руководителе организации не позднее 31 декабря года,предшествующего тому в котором данная учетная политика будет применяться.
Данное требование можетпоказаться невыполнимым, если вспомнить, что некоторые документы системынормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности утверждаются«задним числом». Однако ПБУ 1/98 предусмотрена возможность внесения изменений вучетную политику в течение отчетного года – в случае если появляются новыенормативные документы. Этим правом можно воспользоваться и тогда, когдаопубликование вновь утвержденного документа не позволяет учесть его требованияпри разработке учетной политики на очередной год.
Вновь созданнаяорганизация оформляет избранную учетную политику в соответствии с настоящимпунктом до первой публикации бухгалтерской отчетности, но не позднее 90 дней содня приобретения прав юридического лица (государственной регистрации). Принятаявновь созданной организацией ученая политика считается применяемой со дняприобретения прав юридического лица (государственной регистрации) (п.10 ПБУ1/98).
В соответствие с ПБУ 1/98учетная политика основной организации применяется всеми филиалами,представительствами и иными подразделениями организации (включая выделенные наотдельный баланс), независимо от их места нахождения. А Методическиерекомендации по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности,утвержденные приказом Минфина России от 30.12.1996 № 112, допускаютиспользование различных учетных политик головной и дочерней организаций:
«Если присоставлении бухгалтерской отчетности какого-либо дочернего обществаиспользована учетная политика, отличная от используемой для составления своднойбухгалтерской отчетности, то до объединения такой бухгалтерской отчетности сбухгалтерской отчетностью головной организации других дочерних обществ всводную бухгалтерскую отчетность она приводится в соответствии с учетнойполитикой, используемой для составления сводной бухгалтерской отчетности”.
Иначе говоря, в первомслучае речь идет о структурных подразделениях одного юридического лица, а вовтором — о разных юридических лицах.
1.2Формирование учетной политики
Учетная политикаорганизации, начиная с 1999 года, формируется главным и бухгалтером(бухгалтером) организации на основе ПБУ 1/98 и утверждается руководителеморганизации.
При этом утверждается:
— рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащийсинтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерскогоучета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета иотчетности;
— формы первичных учетныхдокументов, применяемыхдля оформления фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены типовыеформы первичных учетных документов, а также формы документов для внутреннейбухгалтерской отчетности – в соответствии с Порядком поэтапного введения в организациях независимоот формы собственности, осуществляющих деятельность на территории РоссийскойФедерации, унифицированных форм первичной учетной документации, утвержденнымсовместным постановлением Госкомстата России по согласовании с Минфином России,Минэкономики России и другими заинтересованными федеральными органамиисполнительной власти по следующим разделам учета:
1.  сельскохозяйственной продукции исырья;
2.  труда и его оплаты;
3.  основных средств и нематериальныхактивов;
4.  материалов;
5.  малоценных и быстроизнашивающихсяпредметов;
6.  работ в капитальном строительстве;
7.  работы промышленных машин имеханизмов;
8.  работ в автомобильном транспорте;
9.  результатов инвентаризации;
10.  кассовых операций;
11.  торговых операций.
— порядок проведенияинвентаризации активов и обязательств организации: Общие требования к порядку и срокампроведения инвентаризации определены ст. 12 Закона о бухгалтерском учете и п.26 – 28 Положения по ведению бухгалтерского учета. Детализация требований осуществленав Методических указаниях № 49.
В соответствии сперечисленными документами целью инвентаризации является обеспечение доверенностиданных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации. В ходеинвентаризации имущества и обязательств проверяются и документальноподтверждаются их наличие, состояние и оценка. Порядок и сроки проведенияинвентаризации определяются руководителем организации. За исключением случаев,когда проведение инвентаризации обязательно.
Следовательно, указыватьв учетной политике организации обязательность проведения инвентаризации вперечисленных случаях (кроме проведения инвентаризации перед составлениемгодовой отчетности) необязательно. Однако в учетной политике должен бытьопределен список материально ответственных лиц, при смене которыхинвентаризация обязательна. Кроме того, в учетной политике на каждый год долженопределяться состав инвентаризационных комиссий по видам инвентаризаций (повидам инвентаризируемого имущества).
Инвентаризацию отдельныхвидов имущества и обязательств проводится в разные сроки, например основныхсредств — не ранее 1 ноября отчетного года; капитальных вложений – не менееодного раза в год перед составлением годовых отчетов и балансов, но не ранее 1декабря отчетного года и т.д. В настоящее время не существует нормативногодокумента, который бы директивно определял сроки начала и окончанияинвентаризации отдельных видов имущества и обязательств.
Методы оценки активов иобязательств – основные принципы оценки активов иобязательств приведены в ст. 11 Закона о бухгалтерском учете. В нем говорится,что оценка имущества и обязательств производится организацией для их отраженияв бухгалтерском учете и отчетности в денежном выражении; оценка приобретенногоза плату имущества осуществляется суммированием фактически произведенныхрасходов на его покупку.
Правила оценки статейбухгалтерской отчетности, правила документооборота и технология обработкиучетной информации, порядокконтроля за хозяйственными операциями, другие решения, необходимые дляорганизации бухгалтерского учета – в данном разделе учетной политики должны раскрыватьсявопросы, не нашедшие отражения в других разделах, но необходимы для организациибухгалтерского учета в организации.
1.3Допущения и требования при формировании учетной политики
Допущение имущественнойобособленности – активыи обязательства организации существуют обособленно от активов и обязательствсобственников этой организации и активов и обязательств других организаций.
Допущение непрерывностидеятельности – организация будет продолжать свою деятельность в обозримомбудущем и у нее отсутствуют намерения и необходимость ликвидации илисущественного сокращения деятельности и, следовательно, обязательства будутпогашаться в установленном порядке.
Допущениепоследовательности применения учетной политики – принятая организацией учетнаяполитика применяется последовательно от одного отчетного года к другому.
Допущение временнойопределенности фактов хозяйственной деятельности – факты хозяйственнойдеятельности относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место,независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств,связанных с этими фактами.
Требование своевременности– своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерскомучете и отчетности.
Требованиеосмотрительности – большую готовность к признанию в учете расходов иобязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытыхрезервов.
Требование приоритета содержанияперед формой – отражениев бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности, исходя не столько изправовой формы, сколько из экономического содержания фактов и условий хозяйственнойдеятельности.
Требование непротиворечивости – тождество данных аналитическогоучета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарныйдень каждого месяца.
Требование рациональности – рациональное ведениебухгалтерского учета, исходя из условий хозяйственной деятельности и величиныорганизации.
1.4 Характеристика(содержание) традиционных систем управленческого учета
Ваналитическом учете организаций нет никаких препятствий для внедрения уже внастоящее время всех оправдавших себя приемов управленческого учета в частиучета затрат, выпуска продукции и калькулирования себестоимости. Как известно,аналитический учет затрат организуется в соответствии с отраслевымиметодическими рекомендациями по планированию, учету и калькулированиюсебестоимости продукции (работ, услуг). Но ведь даже в пределах одной отрасликаждое предприятие имеет существенные особенности в технологии и организациипроизводства, и это не может не учитываться в управленческом учете припостановке аналитического учета затрат.
Снашей точки зрения, в современных условиях представляется нецелесообразнымсохранять централизованную систему учета затрат на производство. В однихорганизациях оправдывает себя выделение таких комплексных статей затрат, как»содержание основных средств" или «работы и услуги». Однакодля других организаций такое укрупнение просто противопоказано и обязателенучет по конкретным составляющим этих комплексных статей: например, по статье«содержание основных средств» — амортизация основных средств, затратына ремонт, горючее и смазочные материалы; а вместо статьи «работы иуслуги» — конкретные расходы по каждому вспомогательному производству(автотранспорт, электроснабжение и т.д.).
Централизованноевыделение статей затрат нужно было для сведения отчетности по отрасли, но внастоящее время, когда в управленческом учете каждая организация должнавыделять затраты в соответствии с их значимостью, это становится анахронизмом.Децентрализация учета затрат внутри подразделений (по центрам ответственности иместам формирования затрат) дает большой эффект, так как всегда можно видетьконкретные резервы производства: виновников перерасходов, пути снижения иэкономии затрат. Такая организация аналитического учета затрат обеспечиваетиндивидуальную персональную ответственность каждого должностного лица иработника за результаты производства на своем конкретном участке и рабочемместе.
Вуправленческом учете важнейшими составными частями аналитического учета затрати калькулирования себестоимости должны стать системы «стандарт — кост» (в отечественной практике — нормативный метод учета затрат икалькулирования себестоимости) и «директ — костинг».
Всовременных условиях, на наш взгляд, все более очевидной становитсянеобходимость повышения действенности и оперативности контроля за издержкамипроизводства, организации учета затрат по местам их возникновения, видампродукции и центрам ответственности.
Эффективнаяорганизация контроля издержек производства обеспечивается применением системынормативного учета. Основными ее слагаемыми являются:
— предварительное составление нормативных калькуляций на основе техническиобоснованных действующих норм расхода по основным статьям издержек производствав натуральном и денежном выражении и использование их в учете;
— учет изменений действующих текущих норм по мере внедрения организационно — технических мероприятий и определение влияния этих изменений на уровеньсебестоимости продукции;
— учет отклонений фактических расходов от действующих норм по местам ихвозникновения, объектам учета (видам продукции, работ, услуг или однородныхизделий), статьям расходов, причинам и виновникам (инициаторам);
— учет фактических затрат на производство с подразделением затрат по нормам,отклонениям от норм и изменениям норм.
Такаяорганизация учета позволяет осуществлять текущий контроль за затратами напроизводство, поскольку фактические затраты в текущем учете сопоставляются снормативными и выявляются отклонения от норм. Использование этой информациидает возможность принимать в оперативном порядке необходимые решения вуправлении себестоимостью продукции.
Нормативныйучет на отечественных предприятиях, как показывает практика, применяется восновном в качестве способа калькулирования себестоимости продукции. Вкалькуляционных ведомостях затраты подразделяются, как правило, по изделиям илигруппам однородных изделий в разрезе калькуляционных статей расходов сподразделением затрат по нормам, изменениям норм и отклонениям от норм. Приэтом нормативная себестоимость отдельных выпускаемых изделий определяется наосновании нормативных калькуляций и количественных данных о выпуске этихизделий. Суммируя затем нормативные затраты по всем выпускаемым изделиям,определяют нормативную себестоимость всего товарного выпуска продукции постатьям расходов. В калькуляционной ведомости записывают также по итогам суммыизменений норм и отклонений от норм и устанавливают фактическую себестоимостьтоварной продукции.
Фактическаясебестоимость каждого изделия исчисляется алгебраическим сложением нормативнойсебестоимости и учтенных по данному изделию сумм отклонений и изменений норм вразрезе статей расходов с помощью формулы:
Ин    Он
Сф = Сн + — +-----,
n       n
гдеСф — фактическая себестоимость изделий; Сн — нормативная себестоимость изделия;Ин — изменения норм; Он — отклонения от норм; n — количество выпущенных заводомизделий.
Еслиотклонения от норм и изменения норм учитываются по группам однородных изделий,то они распределяются с помощью индексов между отдельными изделиями внутригруппы (по заработной плате — пропорционально нормативной заработной плате и порасходу материальных ценностей — пропорционально нормативному расходу по каждойгруппе материалов). Данные калькуляционной ведомости используются длязаполнения форм отчетных калькуляций.
Снашей точки зрения, основное достоинство системы нормативного учета и контроля- выявление в оперативном порядке отклонений фактических затрат от действующихнорм расхода сырья и материалов, заработной платы и других производственныхзатрат, их причин и влияния на себестоимость продукции. Организация наотдельных участках производства систематического наблюдения за отклонениями отдействующих норм позволяет в оперативном порядке устранять недостатки. Практикапоказывает, что система нормативного учета и контроля является универсальной.Она не противоречит сложившимся методам учета затрат и калькулированиясебестоимости, а наоборот, предполагает необходимость группировки затрат поопределенным объектам учета (переделам, процессам, заказам, изделиям и группамоднородных изделий). В зависимости от этого можно различать отдельные вариантыметодов учета затрат и калькулирования себестоимости продукции: попередельный,попроцессный, позаказный и др.
Применениесистемы нормативного учета и контроля и на ее основе оперативное выявлениеотклонений от норм расхода является основным средством повышения действенностиконтроля за снижением издержек производства. При этом учет отклоненийорганизуется таким образом, чтобы можно было выявить отклонения по местам ихвозникновения, изделиям, причинам и виновникам.
Результатнаяинформация, формируемая в системе нормативного учета и контроля затрат напроизводство, используется в управлении руководителями соответствующих уровнейуправления для постановки перечня заданий (команд) отдельным подразделениям,установления периодичности заданий и сроков их доведения до исполнителей — должностных лиц, а также корректировки принятых управленческих решений.
Результатнаяинформация об отклонениях от норм затрат формируется по местам возникновениязатрат (цех, склад, участок, автоматизированная линия), а также в несколькихвременных разрезах (смена, сутки, неделя и др.). Поэтому объем и составрезультатной информации не может быть идентичным для всех уровней управления:чем выше уровень, тем обобщеннее показатели результатной информации. Важноиспользовать принцип предоставления результатной информации в распоряжениеуправляющего персонала в зависимости от уровня управления (руководствопредприятия, цеха, участка, отделов, заводоуправления, складов и других подразделений).Представление избыточных учетных данных управляющему персоналу ведет кинформационной перегрузке и усложняет поиск необходимой информации.
Эффективнаяразработка информации об отклонениях от норм затрат и своевременное еепредоставление для использования в управлении производством позволяютреализовать преимущества системы нормативного учета и контроля затрат напроизводство, обеспечивающей действенный оперативный контроль за снижениемсебестоимости продукции.
Перейдемтеперь к рассмотрению вопроса об экономическом обосновании применения вуправленческом (производственном) учете калькулирования неполнойпроизводственной себестоимости продукции (работ, услуг). Такой подход ккалькулированию носит название «директ-костинг». Само понятие “директ-костинг”,(или “директ-кост” (direct costing), означающее учет прямых затрат, быловведено американцем Д. Харрисом в 1936 г. Учет переменных затрат он называл “вэриэйбл-костинг” (variable costing). Постепенно понятие “директ-костинг”расширялось, и в настоящее время основной характеристикой этой системы являетсяразделение затрат на прямые и накладные. На русский язык “директ-костинг”переводят как управленческий учет, оставляя за ним функции: разделения затратна прямые и накладные, оценки эффективности деятельности компании в целом, ееструктурных подразделений, каждого сотрудника, а также создания системы оплатытруда, стимулирующей деятельность работников в нужном для компании направлении.При использовании системы «директ-костинг» себестоимость может включать толькопрямые затраты; только переменные, то есть зависящие от изменения объемовпроизводства затраты; себестоимость можно калькулировать на основе толькопроизводственных расходов, связанных с изготовлением данной продукции,выполнением работ или оказанием услуг, даже если они носят косвенный характер.
Нонесмотря на различную полноту включения в себестоимость объекта калькулированияразличных видов расходов, общим для этого подхода является то, что другие видызатрат, которые по своей экономической сущности составляют часть текущихиздержек, связанных с этим объектом, не включаются в калькуляцию, а возмещаютсяединой суммой из выручки (или валовой прибыли).
Рыночныепроцессы с их колебаниями цен, объемов производства, разнообразнымиконъюнктурными изменениями, существенно сказываются на «поведении»себестоимости изделий, а значит, и на прибыли. Поэтому чрезвычайно великапотребность в информации о затратах на изготовление изделий и их реализацию, неискаженных в результате распределения косвенных расходов и относительнонеизменных затрат. Такую информацию в виде данных о неполной производственнойсебестоимости (в части прямых, переменных или всех производственных затрат) имаржинальном доходе (сумме покрытия) — разнице между ценой продажи (выручкой отреализации) и неполной себестоимостью изделия или реализованной продукции вцелом, дает система «директ-костинг».
Вообщесегодня в теории и практике управления себестоимостью и прибылью на Западенередко декларируется и применяется следующий принцип: самая точная калькуляцияизделия — не та, которая наиболее полно после многочисленных расчетов ираспределений включает в себя все виды расходов предприятия, а та, в которуювключены только затраты, непосредственно связанные с выпуском данной продукции,выполнением работ и услуг.
Важно,что, применяя систему «директ-костинг», можно оперативно изучать взаимосвязимежду объемом производства, затратами (себестоимостью, выручкой, прибылью,маржинальным доходом). Эту взаимосвязь реально изучать и графически, ианалитически.
Основноедостоинство системы «директ-костинг» в том, что на основе информации,получаемой в ней, можно принимать различные оперативные решения по управлениюпредприятием. В первую очередь это касается возможности проводить эффективнуюполитику цен.
Внастоящее время в российской практике находят применение и система«стандарт-кост», и «директ-костинг». Выбор в пользу одной из вышеперечисленныхсистем организация осуществляет самостоятельно, исходя из особенностей своей хозяйственнойдеятельности.
учетный политика финансовый управленческий

Глава2. Практические основы учетной политики и управленческого учета на примере ОАО«ОЗМК»
2.1Краткая характеристика предприятия ОАО «ОЗМК»
Уже более 70 лет заводработает на благо и процветание своего города, области и Российскогогосударства. География поставок широка и разнообразна и на сегодняшний деньосновная задача — максимально полная реализация пожеланий партнеров.
В течение2007 года с вхождением в состав ООО «Управляющая компания «Объединенные заводыметаллоконструкций» у ОАО «ОЗМК» появилось еще больше возможностей в сферестроительства.
Основные видыдеятельности:
— Изготовление зданий изметаллоконструкций.
— Изготовление опор длявысоковольтных линий электропередач.
— Проектирование иразработка зданий на уровне чертежей марки КМ и КМД.
— Разработка проектнойдокументации на фундаменты.
— Оформление техническойдокументации на упаковку и транспортировку металлоконструкций.
— Комплектация зданий покооперации с другими предприятиями.
— Шефмонтаж зданий изметаллоконструкций.
— Сушка пиломатериалов.
— Изготовлениецилиндрических сосудов.
— Антикоррозийноепокрытие металлоконструкций.
— Съемные грузозахватныеприспособления.
Результаты работыпредприятия приведены в таблице 2.1.

Таблица 2.1
Технико-экономическиепоказатели деятельности за 2005-2007 гг.№ п/п
/>Показатель Ед. изм. 2005 г. 2006 г. 2007 г.
/>Темп роста, %
2006 /
2005
2007 /
2006 1 Товарная продукция тыс.руб. 28794 39081 56430 135,7 144 2 Себестоимость товарной продукции тыс.руб. 22827 33000 49936 144 151 3 Прибыль от реализации продукции тыс.руб. 5967 6081 6494 102 106 4 Затраты на 1 руб. товарной продукции руб. 0,79 0,84 0,88 106 104 5 Балансовая прибыль тыс.руб. 5706 5996 7264 105 121 6 Сумма налога на прибыль тыс.руб. 1642 914 2344 56 256 7 Прибыль к распределению тыс.руб. 4064 5082 4920 125 97 7.1 Фонд потребления тыс.руб. 2438,4 3049,2 2952 125 97 7.2 Фонд накопления тыс.руб. 1625,6 2032,8 1968 125 97
Данные таблицы 2.1 показывают, что наблюдается значительныйрост объемов производства и реализации продукции. Наблюдается улучшение стоимостныхпоказателей, характеризующих эффективность деятельности предприятия за период2005-2007 гг. Увеличение себестоимости продукции за анализируемый периодсвязано в первую очередь с изменением цен на такие статьи затрат, как топливо,электроэнергия, тепловая энергия. Существенные положительные измененияпроизошли по налогу на прибыль в 2006 году. Предприятие получило льготу поналогу на прибыль, это позволило снизить налог на 727 тыс. руб. В целом всеанализируемые показатели по предприятию стали выше уровня 2005 г. Затраты нарубль товарной продукции увеличились с 79 коп. до 88 коп., что являетсянегативным фактом, однако при этом предприятие получило прибыли больше на 25%,чем в 2004 г. и на 3% меньше, чем в 2006 г.
Фонд накопления снизилсяв 2007 г. на 3%, хотя в 2006 г. было увеличение на 25%. Та же картинанаблюдается по фонду потребления. Фонд потребления является источником средствхозяйствующего субъекта, зарезервированный для осуществления мероприятий посоциальному развитию (кроме капитальных вложений) и материальному поощрениюколлектива. Это обусловлено соответствующим снижением прибыли в ОАО «ОЗМК» в2007 г.
2.2Учетная политика и управленческий учет на предприятии
ОАО «ОЗМК» организует и ведет бухгалтерский учет, составляет бухгалтерскуюотчетность в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 1996г. № 129-ФЗ «Обухгалтерском учете» и иными нормативными документами в области бухгалтерскогоучета.
Бухгалтерский и налоговыйучет ведется структурным подразделением Общества — Департаментом бухгалтерскогои налогового учета и отчетности, возглавляемым Главным бухгалтером.
Департаментбухгалтерского и налогового учета Общества осуществляет методологическоеруководство бухгалтерскими службами филиалов, представительств и обособленныхподразделений.
Филиалы,представительства и обособленные подразделения Общества имеют собственныебухгалтерские службы, составляют отдельные бухгалтерские балансы и другуюотчетность.
Документами учетнойполитики Общества являются настоящее положение, рабочий план счетовбухгалтерского учета и график (правила) документооборота, утверждаемыесоответствующими распорядительными документами Общества.
Для ведениябухгалтерского учета используется рабочий план счетов, который утверждаетсяруководителем Общества. Рабочий план счетов бухгалтерского учета Обществаприменяется в процессе ведения бухгалтерского учета в Исполнительном аппарате,в филиалах Общества. Рабочий план счетов Общества составлен в соответствии сПланом счетов бухгалтерского учета, утвержденным приказом Министерства ФинансовРФ от Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н (ред. от 07.05.2003) и с учетомфункциональности программного обеспечения, используемого для ведениябухгалтерского учета в Обществе.
Для оформления фактовхозяйственной деятельности ОАО «ОЗМК» применяет типовые формы первичных учетныхдокументов, установленные Государственным комитетом РФ по статистике, МинфиномРФ и другими уполномоченными органами исполнительной власти, а также фирменныеформы первичных учетных и иных документов, утверждаемые соответствующимираспорядительными документами Общества.
Основные правила ведениябухгалтерского учета и документирования хозяйственных операций соответствуютПоложению по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РоссийскойФедерации с учетом отдельных отраслевых особенностей, принятых и отраженных внастоящем документе и иных распорядительных документах Общества.
Годовая бухгалтерскаяотчетность Общества рассматривается и утверждается общим собранием акционеров ипредставляется в сроки и адреса, установленные статьей 15 Федерального законаот 21 ноября 1996г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».
Финансовая отчетностьОбщества по МСФО формируется на основании консолидационных таблиц –расшифровок, разрабатываемых для каждого отчетного периода и заполняемыхИсполнительным аппаратом, филиалами Общества.
Годовая бухгалтерскаяотчетность Общества публикуется не позднее 1 июня года, следующего за отчетным.
Содержание регистровбухгалтерского и налогового учета, форм внутренней бухгалтерской отчетностиявляется коммерческой тайной. Лица, получившие доступ к информации,содержащейся в этих документах, обязаны хранить коммерческую тайну. За ееразглашение они несут ответственность, установленную внутренними приказамиобщества и законодательством Российской Федерации.
Право подписи первичныхучетных документов имеют руководители Общества в соответствие сраспорядительными документами Общества. Руководители филиалов и отделений имеютправо подписи первичных учетных документов на основании доверенностей, выданныхОАО «ОЗМК», а также имеют право подписи иной внутренней документации Общества,если это следует из исполнения ими должностных обязанностей.
Инвентаризация имуществаи обязательств проводится в соответствии со статьей 12 Федерального закона от21.11.1996г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» и Методическими указаниями поинвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными приказомМинистерства финансов РФ от 13.06.1995г. № 49.
Инвентаризация имущества,в том числе переданного по договорам аренды, проводится на месте филиалами,дочерним ОАО «ОЗМК», осуществляющими эксплуатацию соответствующих объектов.
Проведение инвентаризацииобязательно в случаях, предусмотренных законодательством.
Учет основных средств вОбществе ведется в соответствии с ПБУ 6/01, утвержденным приказом Минфина РФ от30.03.01. № 26н.
Объекты основных средствстоимостью не более 10 000 рублей за единицу (а также приобретенные книги,брошюры и т.п. издания, не входящие в библиотечный фонд) списываются на расходыпо мере отпуска их в производство или эксплуатацию. В целях обеспечениясохранности этих объектов в производстве или при эксплуатации в организацииорганизуется контроль за их движением.
Расходы от списанияосновных средств при авариях, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуацияхотносятся в состав чрезвычайных расходов.
На основании ПриказаРуководителя ОАО «ОЗМК» может один раз в год переоценивать группы однородныхобъектов основных средств по текущей (восстановительной) стоимости путем прямогопересчета по документально подтвержденным рыночным ценам.
Учет финансовых вложений осуществляется в соответствии с ПБУ 19/02,утвержденным Приказом Минфина РФ от 10.12.02 г. № 126Н.
Аналитический учет по счету учета финансовых вложений ведетсяпо видам финансовых вложений и объектам, в которые осуществлены эти вложения(организациям-продавцам ценных бумаг; другим организациям, участником которыхявляется организация; организациям-заемщикам и т.п.). Построение аналитическогоучета должно обеспечить возможность получения данных о краткосрочных идолгосрочных активах. При этом учет финансовых вложений в рамках группывзаимосвязанных организаций, о деятельности которой составляется своднаябухгалтерская отчетность, ведется на счете 58 «Финансовые вложения»обособленно.
Бухгалтерский учетматериальных запасов осуществляется в соответствии с ПБУ 5/01 утвержденнымприказом Минфина РФ от 09.06.01г. № 44н.
При отпуске материально — производственных запасов в производство, их использовании для ремонтно-восстановительныхработ, капитального строительства, и ином выбытии их оценка производится посредней себестоимости.
Аналитический учетматериалов ведется оперативно-бухгалтерским (сальдовым) методом.
Формирование фактическойсебестоимости материалов и оборудования к установке осуществляется сприменением счетов № 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и№ 16 «Отклонения в стоимости материальных ценностей».
На счете № 10 «Материалы»и счете № 07 «Оборудование к установке» учет ведется по учетным ценам. Заучетную цену принимается цена поставки, в соответствии с заключеннымидоговорами с поставщиками.
Отклонения фактическихрасходов на приобретение материально-производственных запасов от их учетнойцены списываются пропорционально стоимости списанных в производство (проданных)материальных ценностей.
К расходам, произведенным в данном отчетном периоде, но потребляемым ОАО«ОЗМК» в своей деятельности в течение определенного периода, относятсяследующие расходы:
— платежи подобровольному и обязательному страхованию имущества и работников;
— затраты по приобретениюкопий программных продуктов для ЭВМ;
— расходы по приобретениюлицензий на осуществление отдельных видов деятельности;
— расходы по оплате отпусков,относящиеся к будущим отчетным периодам;
— иные расходы, которыеотвечают критериям расходов будущих периодов.
Расходы будущих периодовсписываются равномерно в течение периода, к которому они относятся.Продолжительность такого периода определяется в момент принятия расходовбудущих периодов к бухгалтерскому учету.
Дебиторская задолженностьпокупателей учитывается по сумме счетов- фактур, предъявленных к оплате, пообоснованным ценам и тарифам. Расчеты с прочими дебиторами и по претензиямотражаются в учете и отчетности исходя из цен, предусмотренных договорами.
Резерв сомнительныхдолгов создается один раз в год после проведения ежегодной инвентаризации передсоставлением годовой отчетности организации. Размер резерва определяется исходыиз каждого конкретного случая на основании объективной информации оплатежеспособности дебитора.
Прочие активы Общества,его филиалов и отделений оцениваются по фактическим затратам на момент ихпринятия к учету.
Кредиторскаязадолженность по полученным кредитам и займам учитывается и отражается вотчетности с учетом причитающихся на конец отчетного периода процентов,кредиторская задолженность поставщикам и другим кредиторам — по сумме принятыхк оплате счетов и величине начисленных обязательств.
Задолженность организацииперед заимодавцами, обеспеченная выданными собственными векселями, учитываетсяна счете 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам»- краткосрочная, насчете 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам»- долгосрочная.
Перевод долгосрочнойзадолженности по полученным займам и кредитам в краткосрочную не производится,даже если по условиям договора займа и (или) кредита до возврата основной суммыдолга остается 365 дней.
ОАО «ОЗМК» исчисляет и уплачивает налоги сборы в соответствиис законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, законодательствомсубъектов Российской Федерации о налогах и сборах, нормативными правовымиактами органов местного самоуправления о налогах и сборах.
Формирование налогооблагаемой базы, ведение регистровналогового учета, составление налоговой отчетности по налогам и сборам вотношении налогов и сборов, уплачиваемых централизованно Исполнительнымаппаратом ОАО «ОЗМК», осуществляет отдел налогового учета и планирования ОАО«ОЗМК» на основании данных, предоставляемых Управлением бухгалтерского учета идругими обособленными подразделениями (филиалами, представительствами,структурными подразделениями) ОАО «ОЗМК».
Исчисление и составление отчетности по налогу на доходыфизических лиц, единому социальному налогу, взносу на обязательное страхованиеот несчастных случаев в части, уплачиваемой Исполнительным аппаратом,осуществляет Управление бухгалтерского учета ОАО «ОЗМК».
В отношении налогов и сборов субъектов Российской Федерации иместных налогов и сборов, исчисляемых и уплачиваемых обособленнымиподразделениями ОАО «ОЗМК» по месту их нахождения, формирование налоговой базыи составление налоговой отчетности производится непосредственносоответствующими обособленными подразделениями.
Порядок составления налоговой отчетности, формы регистровналогового учета и порядок их ведения, порядок формирования налоговой базы,расчет и уплата налогов и сборов регулируется настоящим Положением об учетнойполитике, а также внутренними документами ОАО «ОЗМК» о порядке исчисления иуплаты отдельных налогов и сборов. Регистры налогового учета могут вестись ввиде специальных форм на бумажных носителях, в электронном виде и (или) любыхмашинных носителях.
Изменения в налоговую часть учетной политики ОАО «ОЗМК»вносятся при изменении порядка учета отдельных хозяйственных операций и (или)объектов в целях налогообложения в случае изменения законодательства илиприменяемых методов учета, а также, если ОАО «ОЗМК» начало осуществлять новыевиды деятельности.
Инвентаризация обязательств, связанных с расчетами по налогами сборам, и сверка задолженности с налоговыми органами производитсяИсполнительным аппаратом ОАО «ОЗМК» и обособленными подразделениями в частиплатежей по месту исполнения обязанностей налогоплательщика.
Филиалы и отделения Общества производят начисление, уплату исоставление отчетности по следующим налогам и сборам:
- налог на доходыфизических лиц;
- единый социальныйналог;
- взнос наобязательное страхование от несчастных случаев;
- единый налог навмененный доход;
- налог с продаж;
- налог на землю;
- налог наимущество;
- транспортныйналог;
- плата запользование водными объектами.
Исполнительный аппарат Общества исчисляет и уплачивает:
¾ централизованно –налог на прибыль и налог на добавленную стоимость;
¾ по отделениям,расположенным в г. Орске – налог на имущество, налог на землю.
Ответственность за ведение налогового учета и составлениеналоговой отчетности:
Ответственность за правильность исчисления налогов и сборов вчасти, исчисляемой Исполнительным аппаратом ОАО «ОЗМК» несет главный бухгалтерОбщества.
Ответственность за уплату вышеуказанных налогов несетначальник Казначейства ОАО «ОЗМК». Ответственность за правильность исчисленияналогов и сборов, исчисляемых и уплачиваемых обособленными подразделениями ОАО«ОЗМК», несут руководители соответствующих обособленных подразделений.
Ответственность за правильность исчисления подоходногоналога, единого социального налога, взноса на обязательное страхование отнесчастных случаев в части, исчисляемой и уплачиваемой Исполнительным аппаратомОАО «ОЗМК», несет Главный бухгалтер ОАО «ОЗМК».
Для обеспечения правильного и полного формированияналогооблагаемых баз по всем налогам и сборам подразделения Исполнительногоаппарата ОАО «ОЗМК», филиалы, представительства и иные обособленныеподразделения представляют необходимую информацию в сроки, установленныеграфиком документооборота, в формах и объемах, утвержденных отдельнымивнутренними распорядительными документами.

Глава 3 Путисовершенствования учетной политики и управленческого учета ОАО «ОЗМК»
Эффективная работа современного предприятия ОАО«ОЗМК» невозможна без хорошо налаженной системы управленческого учета иотчетности на всех уровнях управления.
Основным критерием действенности системы управленияявляется эффективное использование финансовых, материальных и людских ресурсов.Управленческий учет обеспечивает для этого необходимый механизм, позволяякомплексно рассмотреть вопросы планирования, оперативного контроля и учетаотдельных видов деятельности.
Для эффективного решения задач управленческого учетаважное значение имеет регламентация правил формирования нормативно-справочнойинформации. Ее основу составляют данные государственных стандартов наматериально-технические ресурсы, готовую продукцию, выполненные работы, а такжеданные справочников норм, расценок и нормообразующие элементы — нормы инормативы производственных запасов и их потребления на нужды производства.
Нормы и нормативы потребления материалов и ихразнообразных запасов направлены на то, чтобы за определенный период временисократить удельное потребление природных, сырьевых и материальных ресурсов внатуральном, стоимостном и количественно-стоимостном выражении, уменьшитьзапасы до оптимального уровня при обеспечении непрерывности хода производства.Нормой затрат (потребления) материалов являются планируемые показателидеятельности предприятий, включая расход на их упаковку, подготовкупроизводства и т.п. Они разрабатываются самими предприятиями с учетом спецификиих технико-экономических условий, а работа с нормами и нормативами являетсячастью управленческой деятельности по уменьшению расхода этих фондов.
Формирование норм и нормативных запасов должногарантировать более высокую оборачиваемость оборотных средств, оптимизациюцикла поставки, транспортного и складского оборотов на основе рациональных(оптимальных) связей между поставщиками и потребителями, а также обеспечиватьнадежную базу долгосрочных прогнозов технического развития предприятия.
Исходя из практики внедрения управленческого учета,можно сказать, что основная проблема заключается в отсутствии четкихстратегических целей. Если цели не определены, это приводит к неверномуопределению решаемых задач. Часто встречаются случаи не только отсутствияединой нормативной базы в компании, но даже единой терминологии. Необходим правильныйвыбор менеджера проекта. Большой проблемой является неправильное распределениеролей. Очень важна грамотная работа с персоналом, так как внедрениеуправленческого учета приводит к появлению дополнительных функций и должностныхобязанностей, что вызывает недовольство персонала.
Разработка рекомендаций по оптимизации учетнойполитики с точки зрения:
— соблюдения действующих нормативных документов побухгалтерскому учету и налогообложению;
— повышения надежности внутреннего контроля;
— эффективности информационного обеспечения аппаратауправления;
— соответствия проводимой финансовой и налоговойполитике;
— снижения трудоемкости учета;
— обеспечения достоверности финансовой информации,предоставляемой заинтересованным пользователям.
Внедрение измененной учетной политики в практикубухгалтерского учета:
— согласование изменений в учетной политике сруководством организации;
— подготовка всей внутренней нормативнойдокументации по учетной политике;
— проведение обучения сотрудников по новым способамучета;
— разработка мероприятий по автоматизации учетногопроцесса;
— контроль эффективности измененной учетнойполитики.

Заключение
Итак, в данной курсовойработе была раскрыта такая сложная и многогранная, на мой взгляд, тема: учетнаяполитика и управленческий учет.
Одна из основных причинтакого положения в отсутствии на многих российских предприятиях нового,соответствующего современным требованиям подхода к организации учета. Судя позарубежному опыту в первую очередь речь должна идти о создании ифункционировании системы управленческого учета.
Предприятие фактическибессильно перед неопределенностью внешней среды. Все, что оно может сделать, —это попытаться предвидеть будущее, создав надежную систему мониторинга —слежения за ключевыми факторами, к которым первичный спрос особенночувствителен. Нестабильность на рынке систематически заставляет предприятияразрабатывать альтернативные сценарии своих действий и не ограничиваться лишьнаиболее вероятным вариантом. Эти сценарии тем точнее соответствуют рыночнойситуации, чем достовернее положенная в их основу информация. Многие предприятияуже на своем опыте осознали справедливость известной фразы: «Кто владеетинформацией — владеет миром».
Основным критерием действенности системы управленияявляется эффективное использование финансовых, материальных и людских ресурсов.Управленческий учет обеспечивает для этого необходимый механизм, позволяякомплексно рассмотреть вопросы планирования, оперативного контроля и учетаотдельных видов деятельности.
Под системой управленческого учета на предприятии,на наш взгляд, нужно понимать наблюдение, оценку, регистрацию, измерение,обработку, систематизацию и передачу информации преимущественно о затратах ирезультатах хозяйственной деятельности в интегрированной системе учета,нормирования, планирования, контроля и анализа с целью формирования достаточнойинформационной базы внутренним пользователям с целью принятия оперативных(тактических) и прогнозных (стратегических) управленческих решений.

Список литературы
1.  Б.А. Керимов. Управленческий учет:Учебник. – М.: Маркетинг,2005.
2.  С.А. Николаева. Управленческий учет:Учебное пособие. – М.: ИПБ России ИПБ-БИНФА, 2004.
3.  Управленческий учет: Учебноепособие/Под ред. А.Д.Шеремета. – 2-е издание, исправленное. – М.: ИД ФБК-ПРЕСС,2005.
4.  Вахрушина М.А. Бухгалтерскийуправленческий учет: Учебник для вузов. 2-е изд., доп. И пер. – М.: ИКФОмега-Л; Высш.шк., 2006. – 528 с.
5.  Карпова Т.П. Управленческий учет:Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ, 2005. – 350 с.
6.  Кондраков Н.П., Иванова М.А.Бухгалтерский управленческий учет: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 368с. – (Высшее образование).
7.  Палий В.Ф., доктор экономическихнаук. Управленческий учет – система внутренней информации.// «Бухгалтерскийучет». – 2006г. — № 2 – с.57-59.
8.  Парасоцкая Н.Н., Петров Д.С.,Финансовая академия при Правительстве РФ. Как составить бюджет.//«Бухгалтерский учет». – 2007г. — № 17 – с.47-49.
9.  Раметов А.Х., МГУ им. М.В.Ломоносова. Управленческий учет по сегментам деятельности предприятия.//«Бухгалтерский учет». – 2006г. — № 15 – с.58-59.
10. Шарков Г.М.,преподаватель-консультант ММФБШ, Шилкин С.А., эксперт журнала «Главбух». Какуправленческий учет меняет работу бухгалтерии.// «Главбух». – 2007г. – июнь — №12. – с.69-74.
11. Шигаев А.И.,ассистент кафедры управленческого учета КГФЭИ. Распределение затрат по видамвнутрихозяйственной деятельности.// «Бухгалтерский учет». – 2007г. — № 8 –с.50-52.
12. Шилкин С.А.,эксперт журнала «Главбух». Что скажут банку цифры вашего баланса.// «Главбух».– 2007г. – апрель – №8 – с.72-77.
13. Абрамова И.Правильное решение как строить систему управленческого учета//Бухгалтер икомпьютер-2006.-N10.-с.14-20.
14. Бурцев В.Управленческий учет//Аудит и налогообложение-2006.-N1.-с.31-34.
15. Бухгалтерскийучет: Учебник. / А.Д. Ларионова–М.: Проспект,2005.-392с.
16. Вахрушина М.А.«Бухгалтерский управленческий учет» М.: ЗАО Финстатинформ.-2006.-365с.
17. Вещунова Н.Л,Фомина Л.Ф. Бухгалтерский учет, М.-2000.-387с.
18. Каверина О.Д.Управленческий учет: система, методы, процедуры-М.: Финансы истатистика.-2007.-350с.
19. Керимов В.Э. Управленческийучет.-М.-2006.- 413с.
20. Козлова Е.П.,Бабченко Т.Н., Галанина Е.Н. Бухгалтерский учет в организациях-М.: Финансы и статистика.-2003.-751с.
21. Медведко К.А.Система управленческого учета и анализа: западная и российская практика,перспективы трансформации зарубежного опыта//Менеджмент в России и зарубежом.-2006.-N6.-с.106-112 .
22. Рахметов А.Х.Управленческий учет по центрам ответственности//Экономика перерабатывающих предприятий.-2006.-N1.-с.23


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.