ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ТВЕРСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИНСТИТУТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВОМ
Курсовой проект по дисциплине: Учет и анализ банкротств
на тему:
«Основные особенности ведения бухгалтерского учета нанесостоятельных предприятиях»
Выполнил студент группы
ТБА — 1з-424-06
Васильева Оксана Сергеевна
Проверил:
преподаватель, доцент кафедры
«Экономика и управлениепроизводством»
Глебова Анна Геннадьевна
г. Тверь, 2010
Содержание
Введение
1. Основные особенности ведения бухгалтерского учета на несостоятельных предприятиях
1.1 Порядок подготовки передаточного акта и разделительногобаланса при реорганизации предприятия
1.2 Бухгалтерский учет расходов должника, связанный спроцедурой наблюдения
1.3 Бухгалтерский учет операций, связанных с процедуройфинансового оздоровления
1.4 Бухгалтерский учет в ходе процедуры внешнего управления
1.5 Мировое соглашение
1.6 Конкурсное производство
2. Федеральный закон «О несостоятельности(банкротстве)» №127-ФЗ от 26 октября 2002 г.
2.1 Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом
2.2 Основные понятия, используемые в настоящем Федеральномзаконе
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Банкротство предприятия — результатсовместного действия внешних и внутренних неблагоприятных факторов. В развитыхстранах с устойчивой политической и экономической системой на финансовоесостояние предприятия в большей степени воздействуют внутренние факторы. Умениепредприятия приспособиться к изменению технологических, экономических исоциальных факторов служит гарантией не только выживания, но и его процветания.
В случае, когданеплатежеспособность все-таки возникла, бухгалтер предприятия должен уметьграмотно отражать хозяйственные операции, связанные с процедурами банкротства,в бухгалтерском учете организации, иметь навыки формирования такойбухгалтерской отчетности, как разделительные, объединительные, ликвидационныебалансы, передаточные акты и т.п., представлять информацию и участвовать ванализе финансового состояния организации с целью восстановления ееплатежеспособности.
1. Основные особенности ведения бухгалтерскогоучета на несостоятельных предприятиях1.1 Порядок подготовки передаточного акта иразделительного баланса при реорганизации предприятия
В ходе реорганизацииподготавливается передаточный акт или разделительный баланс.
Передаточный акт иразделительный баланс — это не только бухгалтерские документы, позволяющиеточно установить, кому конкретно и какое имущество передано, но это такжедокументы, имеющие большое правовое значение. В них определяется, на коговозложено выполнение определенных обязанностей (например, выполнение договоровпоставки, оплата определенной продукции и т.п.), кто получил соответствующиеправа (например, право требовать уплату задолженности, арендной платы, расходовпо доставке товара и т.п.).
Перед составлением передаточногоакта или разделительного баланса на предприятии проводится полная и сплошнаяинвентаризация. Проверке подлежат абсолютно все позиции активов и пассивов.
В ходе инвентаризациипроверяются наличие, состояние и оценка имущества и обязательств, составляютсяакты сверки расчетов с каждым дебитором и кредитором. Выявленные приинвентаризации расхождения между фактическим наличием имущества и даннымибухгалтерского учета отражаются на счетах.
Основанием для составленияпередаточного акта или разделительного баланса служит бухгалтерская отчетность,сформированная на последнюю дату перед составлением указанных документов.
Передаточный акт — документ,который служит основанием для передачи имущества и обязательств юридических лицпри реорганизации в форме слияния, присоединения и преобразования. Он состоитиз нескольких частей.
В первой части передаточногоакта указывается общая информация о реорганизации юридических лиц, а именно:
^ полное наименованиеюридических лиц, участвующих в реорганизации, а также ихорганизационно-правовая форма;
^ вид реорганизации;
^ наименование иорганизационно-правовая форма правопреемников;
^ дата принятия решения ореорганизации;
^ список прилагаемых формотчетности;
^ список прилагаемыхинвентаризационных описей, сличительных ведомостей;
^ список другихприлагаемых документов (приказ об учетной политике организации, аналитическиеданные по дебиторской и кредиторской задолженности и т.п.).
Вторая часть передаточного актапредставляет собой бухгалтерский баланс, содержащий сведения об имуществе,обязательствах и собственном капитале реорганизуемого юридического лица на датусоставления передаточного акта. Бухгалтерский баланс, который включается впередаточный акт, называют передаточным. В нем приводятся только данные посостоянию на отчетную дату. Показатели на начало отчетного года не указываются.
Третья часть передаточного актасодержит подробные расшифровки по всем статьям передаточного баланса. Например,в статье «Основные средства» приводится полный перечень всех основныхсредств, передаваемых в ходе реорганизации: наименование, количество,стоимостная оценка. Пояснения к передаточному балансу необходимы для того,чтобы после проведения реорганизации бухгалтер мог отразить в бухгалтерскомучете переданное имущество и обязательства.
Если реорганизация юридическоголица проводится в форме выделения или разделения, необходимо составитьразделительный баланс.
Разделительный баланс состоит изтрех частей. Первая часть содержит информацию о реорганизации юридических лиц (полноенаименование реорганизуемого юридического лица и его правопреемников,организационно-правовая форма, дата и форма реорганизации, правопреемство).
Вторая часть представляет собойбухгалтерский баланс, содержащий данные об активах, обязательствах исобственном капитале реорганизуемого юридического лица, а также о распределениибалансовых статей между бухгалтерскими балансами правопреемников.
Третья часть разделительногобаланса содержит пояснения к разделительному балансу, расшифровывающие статьиактивов, обязательств и собственного капитала, а также особенностираспределения балансовых статей между правопреемниками1.2 Бухгалтерский учет расходов должника, связанныйс процедурой наблюдения
В процессе проведения процедурбанкротства у организации-должника возникают расходы, напрямую не относящиеся кее основной деятельности. В общем виде их можно разделить на государственнуюпошлину и судебные издержки, связанные с рассмотрением дела.
Расходы на опубликование этихсведений в СМИ оплачивает должник. В бухгалтерском учете организации при этомбудут сделаны записи: Дебет счета Кредит счета Хозяйственная операция 60 51 Перечислена предоплата за публикацию объявления о введении на предприятии наблюдения 26 60 Отражены расходы на публикацию объявления в день выхода печатного издания 19 60 Учтен НДС 68 19 Предъявлен к налоговому вычету НДС на основании полученного счета-фактуры
Расходы на выплатувознаграждения арбитражному управляющему отражаются в бухгалтерском учетеорганизации-должника записями: Дебет счета Кредит счета Хозяйственная операция
26
76
76
50
Начислено вознаграждение внешнему управляющему
Выплачено вознаграждение внешнему управляющему
Расходы по вознаграждениюспециалистов будут отражены в учете записями: Дебет счета Кредит счета Хозяйственная операция 26 70 Начислена заработная плата штатному юристу организации 60 50,51 Выдан аванс организации, оказывающей юридические. услуги 26 60 Принято по акту выполнение юридических услуг 19 60 Выделен по счету-фактуре НДС 68 19 Произведен налоговый вычет по НДС
1.3 Бухгалтерский учет операций, связанных спроцедурой финансового оздоровления
Для реализации плана финансовогооздоровления организации-должнику потребуется и может быть оказана финансоваяпомощь в виде:
кредитов и займов;
выпуска и размещения облигаций,векселей;
государственной помощи;
безвозмездно полученныхценностей;
увеличения уставного капитала засчет увеличения номинальной стоимости акций или дополнительного выпуска акций идр.
Для учета операций по получениюи погашению кредитов и займов используют пассивные счета 66 «Расчеты пократкосрочным кредитам и займам» и 67 «Расчеты по долгосрочнымкредитам и займам». Долгосрочные кредиты и займы в зависимости от учетнойполитики могут учитываться либо все время на счете 67, либо сначала на счете67, а затем, когда до погашения долга остается меньше 365 дней, переводиться вкраткосрочную задолженность следующей записью: «Дебет счета 67 Кредитсчета 66 — на оставшуюся сумму задолженности».
Зачисление на расчетный счетполученного кредита оформляется бухгалтерской записью по дебету счета 51 «Расчетныесчета» и кредиту счета 66, 67, а погашение с расчетного счета — обратнойзаписью.
На сумму начисленных процентовпо полученным кредитам дебетуются счета издержек производства и обращения ииспользованной прибыли и кредитуются счета 66 и 67. При этом в аналитическомучете по счетам 66 и 67 суммы кредита и процент по нему учитываются обособленно.Задолженность по кредитам и займам отражается в отчетности с учетомпричитающихся на конец отчетного периода процентов к уплате.
Затраты на оплату процентов покредитам поставщиков (производителей работ, услуг) за приобретенныематериальные ценности или выполненные работы и оказанные услуги относятся насебестоимость материальных ценностей, выполненных работ и оказанных услуг.1.4 Бухгалтерский учет в ходе процедуры внешнегоуправления
В плане внешнего управленияможет быть предусмотрено повышение эффективности деятельности предприятия засчет прекращения какого-либо убыточного или нерентабельного вида деятельности.
Вопросы учета такой деятельностирегламентируются ПБУ 16/02 «Информация о прекращаемой деятельности». Вэтом случае создается резерв по прекращаемой деятельности по каждому видуобязательств. Общие правила его формирования регламентируются ПБУ 8/01 «Условныефакты хозяйственной деятельности». Куда относится данный резерв — красходам по обычным видам деятельности или к прочим расходам. — зависит от видаобязательств. Например, резерв на оплату расходов по увольнению работниковотносится к расходам по обычным видам деятельности, а резерв на выплату штрафовза нарушение хозяйственных договоров — к прочим расходам организации иучитывается на счете 96 «Резервы предстоящих расходов». При продажеимущественного комплекса резерв создается только после заключениясоответствующего договора. Дебет счета Кредит счета Хозяйственная операция 20 96 Сформирован резерв на сумму выходного пособия работникам по прекращаемой деятельности 96 70 Начислено выходное пособие 70 50 Выплачено выходное пособие
Резерв формируется по состояниюна конец года в сумме предполагаемых затрат (расходов на увольнение работников,сумм штрафов, неустоек и т.д.). Использование резерва осуществляется только напогашение обязательств, для которых он был создан. На конец года, начиная спризнания деятельности прекращаемой до завершения прекращения этойдеятельности, бухгалтер должен скорректировать сумму резерва. Еслизарезервированных сумм недостаточно для погашения обязательств, то непокрытаясумма расходов списывается в общем порядке. При избыточности резерванеиспользованная сумма признается внереализационным доходом организации. Вслучае отмены программы прекращения деятельности должны быть восстановленысуммы ранее созданных резервов.
После принятия решения опрекращаемой деятельности в соответствии с ПБУ 16/02 необходимо снизитьстоимость активов, связанных с прекращаемой деятельностью. Убыток от снижениястоимости отражается по состоянию на конец года, в котором деятельностьпризнана прекращаемой, и является операционным расходом.
Данные о прекращаемойдеятельности обязательно должны быть отражены в годовой отчетности. Однакорезерв по прекращаемой деятельности создается только в бухгалтерском учете,поскольку для целей налогового учета понятия «прекращаемая деятельность»не существует. Налоговый кодекс не предусматривает создания аналогичногорезерва, следовательно, расходы на его создание в целях налогообложения прибылине учитываются.
После того как сформированаконкурсная масса, составляется промежуточный ликвидационный баланс, а послепогашения предъявленных кредиторами требований — окончательный ликвидационныйбаланс.
В промежуточном балансеотражается фактическая стоимость имущества должника, за счет которого будутпогашены требования кредиторов. Промежуточный ликвидационный баланс отражаетвеличину реальной конкурсной массы предприятия (актив), суммы предъявленных инепредъявленных требований кредиторов, а также собственный капитал предприятия(пассив).
Основой для составления промежуточноголиквидационного баланса предприятия служит бухгалтерский баланс на последнююдату, которая предшествовала открытию конкурсного производства.
Выделим основные особенностиформирования ликвидационных балансов в сравнении с операционными бухгалтерскимибалансами.
Ликвидационный баланс как любойзаключительный баланс относится к инвентарным, т.е. формируется по данныминвентаризации.
Учетные регистры, на основекоторых формируется баланс, не должны содержать остатков по регулирующим (02,05, 14, 16, 59, 63) и бюджетно-распределительным (96,97,98) счетамбухгалтерского учета ввиду ограниченности периода существования организации.
Способы оценки статей активаликвидационного баланса могут отличаться от установленных в ст.11 Федеральногозакона «О бухгалтерском учете», поскольку в процессе ликвидацииопределяется та стоимость имущества (рыночная, ликвидационная и т.п.), котораяпозволит пользователям отчетности — участникам, инвесторам, кредиторам — смаксимальной точностью рассчитать наиболее вероятное изменение собственныхфинансовых результатов вследствие ликвидации экономически связанного с нимилица.
В ликвидационном балансе должнаприменяться иная группировка статей актива и пассива, соответствующаяфактической степени ликвидности имущества и установленному законом илинормативным документом (уставом организации, договором) порядку удовлетворениятребований кредиторов.
По форме промежуточныйликвидационный баланс как любой инвентарный баланс, является сальдовым. Егоможно построить (без детализации убытков, полученных до и после открытияконкурсного производства, и раскрытия результатов оценки) при отсутствиивзаимосвязи с последним периодическим бухгалтерским балансом. Для этогоопределяются общий размер требований кредиторов, наличие, состояние и рыночнаястоимость имущества.1.5 Мировое соглашение
Мировое соглашение междудолжником и кредиторами может предусматривать следующие условия: отсрочку илирассрочку исполнения обязательств, уступку права требования должника, исполненияобязательств должника третьими лицами, скидку долга, обмен требований на акциии др.
Отсрочка или рассрочкаисполнения обязательств в бухгалтерском учете отражается только в аналитическомучете. Скидка долга в бухгалтерском учете у должника представляет собойбезвозмездные поступления. Порядок отражения в учете сделок по переуступке правтребования был рассмотрен нами в предыдущих главах.
В процессе мирового соглашениявозможен обмен требований на акции. Обменять требования можно как на акции, ужевыкупленные у акционеров, так и на акции, выпущенные в связи с увеличениемуставного капитала. Операции, связанные с первой ситуацией, отражаются в учетеследующим образом: Дебет счета Кредит счета Хозяйственная операция 76 84 На сумму обмена акций на требования по договору 84 91
На сумму разницы между номинальной
стоимостью и стоимостью обмена акций на требования по договору в случае превышения номинальной стоимости 84 81 На сумму номинальной стоимости 60 76 На сумму обмена акций на требования по договору 84 91 На сумму разницы между суммой обмена и суммой требований в случае превышения суммы требований
Операции, связанные сувеличением уставного капитала и обменом требований на вновь выпущенные акции,отражаются записями: Дебет счета Кредит счета Хозяйственная операция
75
60
80
75
На сумму увеличения уставного капитала
На сумму обмена требований на акции
Обмен требований на акцииозначает, что бывшие кредиторы получают возможность участвовать в управлениидолжника, становясь его акционерами.1.6 Конкурсное производство
Конкурсное производство — ликвидационнаястадия развития конкурсных отношений, стадия, когда о спасении должника речьуже не идет. Мероприятия конкурсного производства направлены на достижениеследующих целей:
поиск и аккумулированиеимущества должника;
реализацию этого имущества;
распределение средств междукредиторами;
ликвидацию должника — юридическоголица.
На осуществление всехмероприятий конкурсного производства предоставляется один год. Этот срок можетбыть продлен судом на шесть месяцев.
Решение о признании должникабанкротом и об открытии конкурсного производства выносит арбитражный суд. В немдолжна содержаться следующая информация:
^ о признании должникабанкротом;
^ открытии конкурсногопроизводства;
^ назначении конкурсногоуправляющего;
^ признании утратившейсилу регистрации должника.
Открытие конкурсногопроизводства влечет возникновение для должника и кредиторов определенныхпоследствий:
Наступление срока исполнениявсех денежных обязательств должника, а также отсроченных обязательных платежей.
Прекращение режимаконфиденциальности любых сведений, касающихся финансового состояния должника.
Совершение определенных действийи сделок (включая предъявление требований) только в соответствии с нормамиЗакона о банкротстве, регулирующими проведение конкурсного производства. Речьидет о сделках, связанных с отчуждением имущества должника либо апекущих егопередачу в пользование третьим лицам; вве введении (наложении) арестовимущества должника или иных ограничений по распоряжению им имуществом; предъявлениилюбых требований к должнику; исполнении любых обязательств должника.
Отстранение руководителя иорганов управления должника от выполнения функций по управлению и распоряжениюимуществом, прекращение полномочий собственника имущества должника — унитарногопредприятия.
Прекращение всех финансовыхсанкций по всем видам задолженности должника.
Конкурсный управляющий действуетс момента его утверждения арбитражным судом до даты завершения конкурсного производства.К нему переходят все полномочия по управлению делами должника, в том числеполномочия по распоряжению имуществом должника.
Конкурсным управляющимосуществляется опубликование сведений о признании должника банкротом и оботкрытии конкурсного производства за счет средств должника в «Российскойгазете» не позднее 10 дней с момента назначения конкурсного управляющего.
В течение месяца с даты введенияконкурсного производства управляющий должен предупредить всех работниковдолжника о предстоящем увольнении.
После того как управляющийпримет в ведение имущество должника, он должен провести инвентаризацию этогоимущества и пригласить независимого оценщика для его оценки. В ходе конкурсногопроизводства управляющий принимает меры для сохранения имущества должника, атакже для выявления и возврата его имущества, находящегося у третьих лиц.
Кроме того, управляющий долженвести реестр требований кредиторов, настаивать на возврате третьими лицамизадолженности организации-должника, а также, в случае необходимости, возражатьпротив требований кредиторов, предъявленных должнику.
Когда расчеты с кредиторамизавершены, конкурсный управляющий представляет в арбитражный суд отчет опроведении конкурсного производства.
К отчету конкурсный управляющийдолжен приложить:
документы, подтверждающиепродажу имущества должника;
реестр требований кредиторов суказанием размера погашенных требований;
документы, подтверждающиепогашение требований кредиторов.
Поскольку конкурсный управляющийобязан действовать в интересах кредиторов, то контроль за его деятельностьюосуществляют кредиторы и арбитражный суд. По требованию как суда, так икредиторов управляющий обязан в любое время предоставить отчет о ходеконкурсного производства. Особо регламентирован контроль за использованиемфинансов должника. Отчеты об использовании денежных средств представляютсяуправляющим по требованию, но не чаше чем раз в месяц.
В случае неисполнения илиненадлежащего исполнения конкурсным управляющим возложенных на негообязанностей арбитражный суд может отстранить конкурсного управляющего от ихисполнения.
Как видим, в ходе конкурсногопроизводства полномочия управляющего складываются из двух составляющих:
^ полномочияотстраненного руководства, связанные с хозяйственной деятельностью иуправлением юридического лица;
^ полномочия,свойственные только арбитражному управляющему, связанные с достижением целейконкурса.
Полномочия конкурсногоуправляющего весьма обширны, их цель — осуществление ликвидации должника смаксимальным учетом интересов кредиторов.
Ликвидация предприятия, т.е. прекращениедеятельности юридического лица без правопреемника, — это длительный процесс,который состоит из двух этапов:
формирования конкурсной массыпредприятия-должника и определения всей совокупности предъявляемых к предприятиютребований кредиторов;
продажи имущества должника ипогашения предъявленных претензий кредиторов за счет конкурсной массыпредприятия-банкрота.
Конкурсная масса — понятие, вкоторое Закон вкладывает вполне определенный смысл: в соответствии с п.1 ст.131Закона все имущество, имеющееся на момент открытия конкурсного производства ивыявленное в ходе конкурсного производства, составляет конкурсную массу.
Недостаток данного Закономопределения в том, что не дифференцируется статус имущества должника сразупосле открытия конкурсного производства и к моменту начала распределениясредств между кредиторами. Между тем состояние имущества должника можетпретерпеть в течение этого периода значительные изменения. В связи с этимпредставляется более целесообразным использовать другой термин — имущественнаямасса — для обозначения имущества, имеющегося у должника на моментпризнания его банкротом и открытия конкурсного производства. Далее производятсяопределенные добавления и изъятия из имущественной массы. Все этоосуществляется в целях формирования конкурсной массы.
Таким образом, конкурсной массойпредлагается называть имущество, готовое к распределению между кредиторами, т.е.денежные средства, полученные от реализации имущественной массы, и неликвидноеимущество.
В целях формирования конкурсноймассы в имущественную массу осуществляют определенные дополнения и изъятия. Выделимсначала виды имущества, добавляемые в имущественную массу:
Имущество должника, без правовыхоснований находящееся у третьих лиц.
Имущество, полученное врезультате реализации дебиторской задолженности.
Денежные средства, полученные врезультате осуществления субсидиарной ответственности — имущество субъектов,своими действиями доведших должника до банкротства.
Имущество, являющееся предметомзалога, переданным кредитору-залогодержателю (заклад).
Денежные средства, полученные врезультате истребования управляющим средств на содержание определенных объектов,которые должны были, но не были приняты третьими лицами, названными в Законе.
Из имущественной массы изымаются:
Имущество, исключенное изгражданского оборота.
Имущественные права, связанные сличностью должника, в том числе и права, основанные на разрешении (лицензии) наосуществление определенных видов деятельности.
Жилищный фонд социальногоиспользования, а также социально значимые объекты, не проданные по конкурсу. Ксоциально-значимым объектам относят дошкольные образовательные учреждения,общеобразовательные, лечебные учреждения, спортивные сооружения, объектыкоммунальной инфраструктуры, связанные с системами жизнеобеспечения региона.
Имущество третьих лиц,находящееся у должника без правовых оснований.
Одна из обязанностей конкурсногоуправляющего, связанных с формированием конкурсной массы и ее распределениеммежду кредиторами, заключается в ведении реестра кредиторов. В настоящее времяведение реестра может осуществляться не только самим управляющим, но иреестродержателем, статус которого определен п.1 ст.16 Закона. Решение опривлечении реестродержателя принимается собранием кредиторов.
При ведении реестрареестродержателем управляющий передает ему необходимые сведения, подлежащиевнесению в реестр. Сам реестродержатель исполняет функции техническогохарактера. Очередность удовлетворения требований кредиторов установлена ст.134Закона о банкротстве:
в первую очередь производятсярасчеты по требованиям граждан, перед которыми должник несет ответственность запричинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующихповременных платежей, а также компенсации морального вреда;
во вторую очередь производятсярасчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих илиработавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений поавторскимдоговорам;
в третью очередь производятсярасчеты с другими кредиторами.
Из состава кредиторов третьейочереди выделяются требования:
^ обеспеченные залогомимущества организации, которые удовлетворяются за счет стоимости предметазалога преимущественно перед иными кредиторами, за исключением обязательствперед кредиторами первой и второй очередей, права требования которых возниклидо заключения договора залога;
^ по возмещению убытков вформе упущенной выгоды, взысканию неустоек (штрафов, пеней), иных финансовыхсанкций, в том числе за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности поуплате обязательных платежей, которые подлежат удовлетворению после погашенияосновной суммы задолженности и причитающихся процентов.
Вне очереди погашаются следующиеобязательства:
судебные расходы, в том числе наопубликование предусмотренной Законом информации;
расходы, связанные с выплатойвознаграждения управляющему и реестродержателю:
текущие коммунальные иэксплуатационные платежи, необходимые для осуществления деятельности должника;
требования кредиторов изадолженность по заработной плате, которые возникли в период после принятияарбитражным судом заявления о признании должника банкротом и до вынесениясоответствующего решения о признании, а также входе конкурсного производства.
Требования кредиторов, а такжеуполномоченных органов, заявленные после закрытия реестра (кроме требованийкредиторов первой и второй очередей) и признанные в установленном порядке,удовлетворяются из имущества ликвидируемой организации, оставшегося послерасчетов с кредиторами, требования которых включены в реестр.
Федеральный закон «Онесостоятельности (банкротстве)» №127-ФЗ от 26 октября 2002 г.
За последнее десятилетиеГосударственная Дума РФ, учитывая важность для экономики страны законодательнойбазы такого регулирования, трижды занималась разработкой и принятиемФедерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» (от 19 ноября1992 г. № 3929-1, от 8 января 1998 г. № 6-ФЗ, от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ).
Следует отметить, чтоцеленаправленность действия нового Закона претерпела принципиальные изменения. Так,если Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»прежде всего был направлен на защиту интересов кредиторов, то цель Федеральногозакона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»существенно изменена. Реализация его положений позволяет решить более широкий изначимый круг задач:
^ по оздоровлениюэкономики путем банкротства неэффективно работающих предприятий;
^ защите интересовкредиторов, которые так и не получили от заемщика ожидаемых доходов навложенный капитал в связи с его нерациональным использованием;
^ защите интересовинвесторов;
^ восстановлениюфинансовой устойчивости несостоятельных предприятий, оказавшихся не по своейвине в трудном финансовом положении, хотя многих из них можно отнести кпотенциально перспективным хозяйствующим субъектам.
Федеральным законом № 127-ФЗ«О несостоятельности (банкротстве)» понятие банкротства определеноследующим образом: "Несостоятельность (банкротство) — признаннаяарбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворитьтребования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанностьпо уплате обязательных платежей" (ст.3).
В названном Законе установленыпризнаки банкротства: должник считается несостоятельным (банкротом), еслисоответствующие обязательства не исполнены им в течение трех месяцев с даты,когда они должны были быть исполнены. Для определения наличия признаковбанкротства должника учитываются размеры денежных обязательств и обязательныхплатежей. В размер денежных обязательств включают:
размер задолженности запереданные товары, выполненные работы и оказанные услуги;
суммы займа с учетом процентов,подлежащих уплате должником;
размер задолженности, возникшейвследствие неосновательного обогащения;
размер задолженности, возникшейвследствие причинения вреда имуществу кредиторов.
К обязательным платежам относятналоги, сборы и иные обязательные взносы в бюджет соответствующего уровня игосударственные внебюджетные фонды в порядке и на условиях, определенных законодательствомРоссийской Федерации. Размер обязательных платежей исчисляется без учеташтрафов (пеней) и иных финансовых санкций.
Дела о банкротстверассматриваются арбитражным судом. Дело о банкротстве может быть возбужденоарбитражным судом при условии, что требования к должнику — юридическому лицу всовокупности составляют не менее 100 тыс. руб., к должнику — гражданину неменее 10 тыс. руб., а также имеются признаки банкротства.
В Законе определены составучастников и их функции в процедурах банкротства. Закон состоит из 12 глав исодержит 233 статьи.
В нем регулируются порядок иусловия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) предприятий,определяются следующие процедуры банкротства (ст.27):
наблюдение применяется кдолжнику в целях обеспечения сохранности имущества должника, проведения анализафинансового
состояния должника, составленияреестра требований кредиторов и проведении первого собрания кредиторов;
финансовое оздоровлениеприменяется к должнику в целях восстановления его платежеспособности ипогашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности;
внешнее управление применяется кдолжнику с целью восстановления его платежеспособности;
конкурсное производствоприменяется к должнику, признанному банкротом, с целью соразмеренногоудовлетворения требований кредиторов:
мировое соглашение представляетсобой процедуру банкротства, которая может быть применена на любой стадиирассмотрения дела о банкротстве в целях прекращения производства по делу обанкротстве путем достижения соглашения между должником и кредиторами.
С экономической точки зрения всистеме предложенных процедур важную роль играет финансовое оздоровлениеорганизаций, оказавшихся в столь затруднительном финансовом положении. Такаяпроцедура на законных основаниях в систему банкротства российских предприятийвведена впервые. В финансовом оздоровлении заинтересован прежде всего самдолжник, поскольку он продолжает свою деятельность, но с ограничениями органовуправления должника. У него появляется реальная возможность избежатьбанкротства, продолжая удовлетворять требования кредиторов, не доводя дело доконкурсного производства и продажи имущества.
В Законе раскрывается системамер по восстановлению платежеспособности должника.
Как видим, законодательство обанкротстве предприятий основывается на принципе их неплатежеспособности. Руководствопредприятия, столкнувшись с финансовыми затруднениями, должно дать оценкусложившейся ситуации и, оценив степень своих финансовых проблем, принятьрешение о его дальнейшем функционировании, своевременно выработать меры попредупреждению банкротства либо принять решение о ликвидации предприятия,распродаже его по частям.
Процедуры банкротства начинаютсяс анализа финансового состояния предприятия с целью прогнозирования вероятностибанкротства. В результате анализа выявляются формальные и неформальные признакибанкротства.
Правом на обращение варбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом обладают должник,конкурсный кредитор, уполномоченные органы.
С целью предупреждениябанкротства предприятия учредители (участники) должника, собственник имуществадолжника — унитарного предприятия до момента подачи в арбитражный суд заявленияо признании должника банкротом принимают меры, направленные на восстановлениеплатежеспособности предприятия. Эти меры могут быть приняты кредиторами илииными лицами на основании соглашения с должником. В рамках мер попредупреждению банкротства должнику может быть оказана финансовая помощь вразмере, достаточном для погашения денежных обязательств и обязательныхплатежей и восстановления платежеспособности должника, т.е. проведенадосудебная санация предприятия. Предоставление финансовой помощи можетсопровождаться принятием должником или иными лицами обязательств в пользу лиц,предоставивших финансовую помощь.
Должник вправе подать варбитражный суд заявление должника в случае предвидения банкротства при наличииобстоятельств, явственно свидетельствующих о том, что он не в состоянии будетисполнить денежные обязательства и (или) обязанность по уплате обязательныхплатежей в установленный срок.
В заявлении должника должны бытьуказаны:
наименование арбитражного суда,в который подается указанное заявление;
сумма требований кредиторов поденежным обязательствам в размере, который не оспаривается должником;
сумма задолженности повозмещению вреда, причиненного жизни и здоровью граждан, оплате трудаработников должника и выплате им выходных пособий, сумма вознаграждения,причитающегося для выплаты вознаграждений по авторским договорам;
размер задолженности пообязательным платежам;
обоснование невозможностиудовлетворить требования кредиторов в полном объеме или существенногоосложнения хозяйственной деятельности при обращении взыскания на имуществодолжника;
сведения о принятых к производствусудами обшей юрисдикции, арбитражными судами, третейскими судами исковых заявленияхк должнику, исполнительных документах, а так же об иных документах,предъявленных для списания денежных средств со счетов должника в безакцептномпорядке;
сведения об имеющемся у должникаимуществе, в том числе о денежных средствах, и о дебиторской задолженности;
номера счетов должника в банкахи иных кредитных организациях, адреса банков и иных кредитных организаций;
наименование и адрессаморегулируемой организации, из числа членов которой арбитражный судутверждает временного управляющего;
размер вознагражденияарбитражного управляющего.
Конкурсные кредиторы вправеобъединить свои требования к
должнику и обратиться в суд содним заявлением кредитора. Такое заявление подписывается конкурснымикредиторами, объединившими свои требования.
К заявлению уполномоченногооргана по обязательным платежам должно быть приложено решение налогового илитаможенного органа о взыскании задолженности за счет имущества должника, а такжесведения о размере задолженности по обязательным платежам.
При возбуждении дела обанкротстве на основании заявления должника арбитражный суд вводит процедурунаблюдения и утверждает временного управляющего. Определение о введениинаблюдения выносится судьей арбитражного суда единолично. В случае, еслиневозможно сразу определить кандидатуру временного управляющего, вопрос о егоутверждении может быть рассмотрен в течение 15 дней с момента вынесенияопределения о введении процедуры наблюдения.
При подготовке дела к судебномуразбирательству арбитражный суд рассматривает заявление, жалобы и ходатайствалиц. участвующих в деле о банкротстве, устанавливает обоснованность требованийкредиторов. Арбитражный суд может назначить экспертизу в целях выявления признаковфиктивного или преднамеренного банкротства. В случае, если выявлено отсутствиепризнаков банкротства или в ходе экспертизы установлено фиктивное банкротство,арбитражный суд выносит решение об отказе в признании должника банкротом.
Временный управляющий припроведении процедуры наблюдения осуществляет анализ финансового состояниядолжника, инвентаризацию его имущества, формирует реестр требований кредиторов,готовит предложения о возможности или невозможности восстановленияплатежеспособности должника. Кроме того он определяет дату первого собраниякредиторов, которое должно состояться не позднее чем за 10 дней до датыокончания процедуры наблюдения, и организует его проведение. К компетенциипервого собрания кредиторов относится:
принятие решения о введениипроцедуры финансового оздоровления или внешнего управления и об обращении варбитражный суд с соответствующим ходатайством;
принятие решения об обращении варбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытииконкурсного производства;
образование комитета кредиторов;
определение требований ккандидатуре административного управляющего, внешнего управляющего, конкурсногоуправляющего;
определение саморегулируемойорганизации, которая должна представить в арбитражный суд кандидатуруарбитражного управляющего;
выбор реестродержателя.
Арбитражный суд на основаниирешения первого собрания кредиторов выносит определение о введении финансовогооздоровления или внешнего управления, либо принимает решение о признаниидолжника банкротом и об открытии конкурсного производства и начинаетосуществление ликвидационных процедур, либо утверждает мировое соглашение ипрекращает производство по делу о банкротстве.
Суд может вынести определение овведении финансового оздоровления, даже если первое собрание кредиторов принялодругое решение, при условии предоставления ходатайства учредителей (участников)должника, собственника имущества должника — унитарного предприятия,уполномоченного государственного органа, а также третьих лиц и предъявлениябанковской гарантии в качестве обеспечения исполнения обязательств должника всоответствии с графиком погашения задолженности. Сумма, на которую выданабанковская гарантия, должна превышать размер обязательств должника, включенныхв реестр требований кредиторов, не менее чем на 20%. График погашениязадолженности должен предусматривать начало погашения задолженности не позднеечем через месяц после вынесения арбитражным судом определения о введениифинансового оздоровления и погашение требований кредиторов пропорциональноравными долями в течение одного года с даты начала удовлетворения требованийкредиторов.
С даты введения финансовогооздоровления, внешнего управления, признания арбитражным судом должникабанкротом и открытия конкурсного производства или утверждения мировогосоглашения наблюдение прекращается.
При введении процедурыфинансового оздоровления по инициативе первого собрания кредиторов арбитражныйсуд утверждает срок проведения финансового оздоровления (не более двух лет),график погашения задолженности, административного управляющего.
В ходе финансового оздоровленияорганы управления должника осуществляют свои полномочия с определеннымиограничениями. Должник не вправе без согласия собрания кредиторов совершатьсделки, связанные:
^ с приобретением,отчуждением или возможностью отчуждения прямо либо косвенно имущества должника,балансовая стоимость которого составляет более 5% балансовой стоимости активовдолжника;
^ с выдачей займов (кредитов).
Должник не может самостоятельнопринимать решения о своей реорганизации (слиянии, присоединении, разделении,выделении, преобразовании).
Не позднее чем за месяц доистечения установленного срока финансового оздоровления должник обязанпредоставить административному управляющему отчет о результатах проведения финансовогооздоровления. К отчету прилагаются:
баланс должника на последнююотчетную дату;
отчет о прибылях и убыткахдолжника;
документы, подтверждающиепогашение требований кредиторов.
В случае, если требованиякредиторов не удовлетворены, административный управляющий созывает собраниекредиторов, которое полномочно принять одно из решений об обращении сходатайством в арбитражный суд:
^ о введении внешнегоуправления;
^ признании должникабанкротом и об открытии конкурсного производства.
Внешнее управление вводитсяарбитражным судом на срок до 18 месяцев, который может быть продлен не болеечем на шесть месяцев. С даты введения внешнего управления прекращаютсяполномочия руководителя должника, управление делами должника возлагается навнешнего управляющего. Вводится мораторий на удовлетворение требованийкредиторов по денежным обязательствам и по уплате обязательных платежей, срокиисполнения которых наступили до введения процедуры внешнего управления.
Не позднее чем через месяц послесвоего утверждения внешний управляющий обязан разработать план внешнегоуправления и представить его на утверждение собранию кредиторов.
Планом внешнего управления могутбыть предусмотрены следующие меры по восстановлению платежеспособности должника:
перепрофилирование производства;
закрытие нерентабельныхпроизводств;
взыскание дебиторскойзадолженности;
продажа части имущества должника;
уступка прав требования должника;
исполнение обязательств должникасобственником имущества должника — унитарного предприятия, учредителями (участниками)должника либо третьими лицами;
увеличение уставного капиталадолжника за счет взносов участников и третьих лиц;
размещение дополнительныхобыкновенных акций должника;
продажа предприятия должника;
замещение активов должника;
иные меры по восстановлениюплатежеспособности должника.
Внешний управляющий обязанпредставить на рассмотрение
собрания кредиторов свой отчетпо результатам проведения внешнего управления, при наличии оснований длядосрочного прекращения внешнего управления, в случае накопления денежныхсредств, достаточных для удовлетворения всех требований кредиторов, включенныхв реестр, а также по требованию лиц, имеющих право на созыв собрания кредиторов.
В отчете внешнего управляющегодолжно содержаться одно из предложений:
^ о прекращении внешнегоуправления в связи с восстановлением платежеспособности должника и переходе красчетам с кредиторами;
^ продленииустановленного срока внешнего управления:
прекращении производства по делув связи с удовлетворением всех требований кредиторов в соответствии с реестром;
^ прекращении внешнегоуправления и об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должникабанкротом и об открытии конкурсного производства.
По результатам рассмотренияотчета внешнего управляющего собрание кредиторов вправе принять одно из егопредложений в качестве своего решения и обратиться в арбитражный суд ссоответствующим ходатайством.
В случае, если арбитражный судпринимает решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсногопроизводства, внешний управляющий обязан передать дела конкурсному управляющемуне позднее чем через три дня с даты утверждения конкурсного управляющего.
В случае, если внешнееуправление завершается заключением мирового соглашения или погашениемтребований кредиторов, внешний управляющий продолжает исполнять своиобязанности в пределах компетенции руководителя должника до даты избрания (назначения)нового руководителя предприятия.
Принятие арбитражным судомрешения о признании должника банкротом влечет за собой открытие конкурсногопроизводства. Конкурсное производство вводится сроком на год и можетпродлеваться не более чем на шесть месяцев. Одновременно с открытиемконкурсного производства арбитражный суд утверждает конкурсного управляющего.
Конкурсный управляющий обязан:
принимать в ведение имуществодолжника, проводить его инвентаризацию;
привлекать независимого оценщикаимущества должника;
уведомлять работников должника опредстоящем увольнении не позднее месяца с даты введения конкурсногопроизводства;
принимать меры по обеспечениюсохранности имущества должника;
анализировать финансовоесостояние должника:
предъявлять требования к третьимлицам, имеющим задолженность перед должником, о ее взыскании;
заявлять в установленном порядкевозражения относительно требований кредиторов, предъявленных к должнику;
вести реестр требованийкредиторов;
принимать меры, направленные напоиск, выявление и возврат имущества должника, находящегося у третьих лиц;
исполнять иные обязанности,установленные законом.
Конкурсный управляющий вправе:
распоряжаться имуществомдолжника;
увольнять работников должника;
заявлять отказ от исполнениядоговоров и иных сделок;
передавать на хранение документыдолжника;
предъявлять иски о признаниисделок недействительными;
осуществлять иные права,предусмотренные законом.
В ходе конкурсного производстваконкурсный управляющий проводит инвентаризацию и оценку имущества должника, длячего привлекает независимых оценщиков и иных специалистов с оплатой их услуг засчет имущества должника.
Все имущество должника, имеющеесяна момент открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсногопроизводства, составляет конкурсную массу. С целью правильного веденияее учета конкурсный управляющий может привлекать бухгалтеров, аудиторов и иныхспециалистов.
Конкурсный управляющий должениспользовать только один счет должника в банке или иной кредитной организации (основнойсчет должника), а в случае его отсутствия обязан открыть такой счет в ходеконкурсного производства. На основной счет должника зачисляются денежныесредства должника, поступающие в ходе конкурсного производства, с него жеосуществляются выплаты кредиторам. Отчет об использовании денежных средствдолжника конкурсный управляющий представляет в арбитражный суд, собраниюкредиторов не чаще одного раза в месяц.
Вне очереди за счет конкурсноймассы погашаются следующие текущие обязательства:
судебные расходы должника;
расходы, связанные с выплатойвознаграждения арбитражному управляющему, реестродержателю;
текущие коммунальные иэксплуатационные платежи, необходимые для осуществления деятельности должника;
требования кредиторов;
задолженность по заработнойплате;
иные связанные с проведениемконкурсного производства расходы.
Требования кредиторовудовлетворяются в следующей очередности:
^ в первую очередь производятсярасчеты по требованиям граждан, перед которыми должник несет ответственность запричинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующихповременных платежей, а также компенсация морального вреда;
^ во вторую очередьпроизводятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц. работающихили работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений по авторскимдоговорам;
^ в третью очередьпроизводятся расчеты с другими кредиторами.
В течение месяца с датыокончания проведения инвентаризации и оценки имущества должника конкурсныйуправляющий обязан представить собранию кредиторов на утверждение предложения опорядке, сроках и об условиях продажи имущества должника. Условия продажиимущества должны предусматривать получение денежных средств за проданноеимущество не позднее чем через месяц с даты заключения договора купли-продажиили семь дней с момента возникновения права собственности у покупателя.
После утверждения порядкапродажи имущества должника конкурсный управляющий приступает к его продаже наоткрытых торгах.
Требования кредиторов каждойочереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований кредиторовпредыдущей очереди. При недостаточности денежных средств должника дляудовлетворения требований кредиторов одной очереди денежные средствараспределяются между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммамих требований, включенных в реестр требований кредиторов.
Конкурсный управляющийпредставляет собранию кредиторов отчет о своей деятельности, информацию офинансовом состоянии должника и его имуществе на момент открытия конкурсногопроизводства и в ходе конкурсного производства, а также иную информацию не режеодного раза в месяц.
В случае, если в отношениидолжника не вводились финансовое оздоровление и внешнее управление, а в ходеконкурсного производства у конкурсного управляющего появились достаточныеоснования полагать, что платежеспособность должника может быть
восстановлена, конкурсныйуправляющий обязан созвать собран не кредиторов с целью рассмотрения вопроса обобращении в арбитражный суде ходатайством о прекращении конкурсногопроизводства и переходе к внешнему управлению. Такое решение принимаетсябольшинством голосов от общего числа голосов кредиторов, требования которыхвключены в реестр и не погашены на дату проведения собрания.
После завершения расчетов скредиторами, а также при прекращении производства по делу о банкротствеконкурсный управляющий обязан представить в арбитражный суд отчет о результатахпроведения конкурсного производства. К отчету прилагаются:
документы, подтверждающиепродажу имущества;
реестр требований кредиторов суказанием размера погашенных требований кредиторов;
документы, подтверждающиепогашение требований кредиторов.
После рассмотрения арбитражнымсудом отчета конкурсного управляющего суд выносит определение о завершенииконкурсного производства, а в случае погашения требований кредиторовопределение о прекращении производства по делу о банкротстве. Определениеарбитражного суда о завершении конкурсного производства служит основанием длявнесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидациидолжника.
2. Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)»№127-ФЗ от 26 октября 2002 г.2.1 Отношения, регулируемые настоящим Федеральнымзаконом
/>
1. В соответствии с Гражданским кодексомРоссийской Федерации настоящий Федеральный закон устанавливает основания дляпризнания должника несостоятельным (банкротом), регулирует порядок и условияосуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства), порядок иусловия проведения процедур, применяемых в деле о банкротстве, и иныеотношения, возникающие при неспособности должника удовлетворить в полном объеметребования кредиторов.
/>2. Действиенастоящего Федерального закона распространяется на юридические лица, которыемогут быть признаны несостоятельными (банкротами) в соответствии с Гражданским кодексомРоссийской Федерации.
/>3. Отношения,связанные с несостоятельностью (банкротством) граждан, в том числеиндивидуальных предпринимателей, регулируются настоящим Федеральным законом. Нормы,которые регулируют несостоятельность (банкротство) граждан, в том числеиндивидуальных предпринимателей, и содержатся в иных федеральных законах, могутприменяться только после внесения соответствующих изменений и дополнений внастоящий Федеральный закон.
/>4. Еслимеждународным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те,которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правиламеждународного договора Российской Федерации.
/>5. Крегулируемым настоящим Федеральным законом отношениям с участием иностранныхлиц в качестве кредиторов применяются положения настоящего Федерального закона,если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.
/>6. Решения судовиностранных государств по делам о несостоятельности (банкротстве) признаются натерритории Российской Федерации в соответствии с международными договорамиРоссийской Федерации.
/>При отсутствиимеждународных договоров Российской Федерации решения судов иностранныхгосударств по делам о несостоятельности (банкротстве) признаются на территорииРоссийской Федерации на началах взаимности, если иное не предусмотренофедеральным законом.
/>2.2 Основные понятия, используемые в настоящемФедеральном законе
/>
Для целей настоящегоФедерального закона используются следующие основные понятия:
/>несостоятельность(банкротство) (далее также — банкротство) — признанная арбитражным судомнеспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов поденежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательныхплатежей;
/>должник — гражданин,в том числе индивидуальный предприниматель, или юридическое лицо, оказавшиесянеспособными удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или)исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение срока,установленного настоящим Федеральным законом;
/>денежное обязательство- обязанность должника уплатить кредитору определенную денежную сумму погражданско-правовой сделке и (или) иному предусмотренному Гражданским кодексомРоссийской Федерации, бюджетным законодательством Российской Федерацииоснованию;
/>обязательныеплатежи — налоги, сборы и иные обязательные взносы, уплачиваемые в бюджетсоответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственныевнебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяютсязаконодательством Российской Федерации, в том числе штрафы, пени и иные санкцииза неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налогов,сборов и иных обязательных взносов в бюджет соответствующего уровня бюджетнойсистемы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные фонды, атакже административные штрафы и установленные уголовным законодательствомштрафы;
/>руководительдолжника — единоличный исполнительный орган юридического лица или руководительколлегиального исполнительного органа, а также иное лицо, осуществляющее всоответствии с федеральным законом деятельность от имени юридического лица бездоверенности;
/>кредиторы — лица,имеющие по отношению к должнику права требования по денежным обязательствам ииным обязательствам, об уплате обязательных платежей, о выплате выходныхпособий и об оплате труда лиц, работающих по трудовому договору;
/>конкурсныекредиторы — кредиторы по денежным обязательствам (за исключением уполномоченныхорганов, граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинениевреда жизни или здоровью, морального вреда, имеет обязательства по выплатевознаграждения авторам результатов интеллектуальной деятельности, а такжеучредителей (участников) должника по обязательствам, вытекающим из такогоучастия);
/>уполномоченныеорганы — федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный ПравительствомРоссийской Федерации на представление в деле о банкротстве и в процедурах,применяемых в деле о банкротстве, требований об уплате обязательных платежей итребований Российской Федерации по денежным обязательствам, а также органыисполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местногосамоуправления, уполномоченные представлять в деле о банкротстве и впроцедурах, применяемых в деле о банкротстве, требования по денежнымобязательствам соответственно субъектов Российской Федерации, муниципальныхобразований;
/>орган поконтролю (надзору) - федеральный орган исполнительной власти, уполномоченныйПравительством Российской Федерации на осуществление функций по контролю (надзору)за деятельностью арбитражных управляющих и саморегулируемых организацийарбитражных управляющих;
/>регулирующийорган — федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный ПравительствомРоссийской Федерации на осуществление функций по выработке государственнойполитики и нормативно-правовому регулированию в сфере несостоятельности (банкротства)и финансового оздоровления;
/>санация — меры,принимаемые собственником имущества должника — унитарного предприятия,учредителями (участниками) должника, кредиторами должника и иными лицами вцелях предупреждения банкротства и восстановления платежеспособности должника,в том числе на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве;
/>наблюдение — процедура,применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях обеспечения сохранности егоимущества, проведения анализа финансового состояния должника, составленияреестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов;
/>финансовоеоздоровление — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целяхвосстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствиис графиком погашения задолженности;
/>внешнееуправление — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целяхвосстановления его платежеспособности;
/>конкурсноепроизводство — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику,признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требованийкредиторов;
/>мировоесоглашение — процедура, применяемая в деле о банкротстве на любой стадии егорассмотрения в целях прекращения производства по делу о банкротстве путемдостижения соглашения между должником и кредиторами;
/>представительучредителей (участников) должника — председатель совета директоров (наблюдательногосовета) или иного аналогичного коллегиального органа управления должника, либолицо, избранное советом директоров (наблюдательным советом) или иныманалогичным коллегиальным органом управления должника, либо лицо, избранноеучредителями (участниками) должника для представления их законных интересов припроведении процедур, применяемых в деле о банкротстве;
/>представительсобственника имущества должника — унитарного предприятия — лицо, уполномоченноесобственником имущества должника — унитарного предприятия на представление егозаконных интересов при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве;
/>представителькомитета кредиторов — лицо, уполномоченное комитетом кредиторов участвовать варбитражном процессе по делу о банкротстве должника от имени комитетакредиторов;
/>представительсобрания кредиторов — лицо, уполномоченное собранием кредиторов участвовать варбитражном процессе по делу о банкротстве должника от имени собраниякредиторов;
/>арбитражныйуправляющий — гражданин Российской Федерации, являющийся членомсаморегулируемой организации арбитражных управляющих;
/>временныйуправляющий — арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом дляпроведения наблюдения в соответствии с настоящим Федеральным законом;
/>административныйуправляющий — арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом дляпроведения финансового оздоровления в соответствии с настоящим Федеральнымзаконом;
/>внешний управляющий- арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведениявнешнего управления и осуществления иных установленных настоящим Федеральнымзаконом полномочий;
/>конкурсныйуправляющий — арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом дляпроведения конкурсного производства и осуществления иных установленныхнастоящим Федеральным законом полномочий;
/>мораторий — приостановлениеисполнения должником денежных обязательств и уплаты обязательных платежей;
/>представительработников должника — лицо, уполномоченное работниками должника представлять ихзаконные интересы при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве;
/>саморегулируемаяорганизация арбитражных управляющих (далее также — саморегулируемая организация)- некоммерческая организация, которая основана на членстве, создана гражданамиРоссийской Федерации, сведения о которой включены в единый государственныйреестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих и целямидеятельности которой являются регулирование и обеспечение деятельностиарбитражных управляющих;
/>национальноеобъединение саморегулируемых организаций арбитражных управляющих (далее также — национальное объединение саморегулируемых организаций) — некоммерческаяорганизация, которая основана на членстве, создана саморегулируемымиорганизациями, объединяет в своем составе более чем пятьдесят процентов всехсаморегулируемых организаций, сведения о которых включены в единыйгосударственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, ицелью деятельности которой является формирование согласованной позицииарбитражных управляющих по вопросам регулирования осуществляемой имидеятельности;
/>контролирующеедолжника лицо — лицо, имеющее либо имевшее в течение менее чем два года допринятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом праводавать обязательные для исполнения должником указания или возможность инымобразом определять действия должника, в том числе путем принужденияруководителя или членов органов управления должника либо оказания определяющеговлияния на руководителя или членов органов управления должника иным образом (вчастности, контролирующим должника лицом могут быть признаны членыликвидационной комиссии, лицо, которое в силу полномочия, основанного надоверенности, нормативном правовом акте, специального полномочия моглосовершать сделки от имени должника, лицо, которое имело право распоряжатьсяпятьюдесятью и более процентами голосующих акций акционерного общества илиболее чем половиной долей уставного капитала общества с ограниченной (дополнительной)ответственностью);
(абзац введен Федеральным закономот 28.04.2009 N 73-ФЗ)
/>вред,причиненный имущественным правам кредиторов, — уменьшение стоимости или размераимущества должника и (или) увеличение размера имущественных требований кдолжнику, а также иные последствия совершенных должником сделок или юридическизначимых действий, приводящие к полной или частичной утрате возможностикредиторов получить удовлетворение своих требований по обязательствам должниказа счет его имущества;
(абзац введен Федеральным закономот 28.04.2009 N 73-ФЗ)
/>недостаточностьимущества — превышение размера денежных обязательств и обязанностей по уплатеобязательных платежей должника над стоимостью имущества (активов) должника;
(абзац введен Федеральным закономот 28.04.2009 N 73-ФЗ)
/>неплатежеспособность- прекращение исполнения должником части денежных обязательств или обязанностейпо уплате обязательных платежей, вызванное недостаточностью денежных средств. Приэтом недостаточность денежных средств предполагается, если не доказано иное.
Заключение
В рыночных условиях хозяйствованияпредприятия должны быть уверены в надежности и экономической состоятельностисвоих партнеров, в противном случае они имеют возможность использовать механизмбанкротства как средство возврата долга неплатежеспособными партнерами. В связис этим руководители предприятий, менеджеры различных уровней управления должныуметь своевременно определить неблагоприятное финансовое положениепредприятий-контрагентов на основе результатов проведенного финансовогоанализа, и при необходимости воспользоваться своим правом, в судебном порядкеприменить процедуры банкротства к должнику.
Вместе с тем руководителипредприятий должны проводить антикризисную диагностику финансового состояниясобственного предприятия с целью избежать возможного банкротства, а при угрозебанкротства изыскать возможности его финансового оздоровления. Информационнойбазой анализа служат данные бухгалтерского учета организации.
Список использованной литературы
1. Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» №127-ФЗот 26 октября 2002 г.
2. Постановление Правительства РФ от 25 июня 2003 г. №367 «Обутверждении Правил проведения арбитражным управляющим финансового анализа»
3. «Учет и анализ банкротств» Учебное пособие, 2-е издание, Г.В. Федорова,Омега-Л, 2008г.
4. www.bankrotstvo.ru