Реферат по предмету "Культура и искусство"


Нумизматика как наука

Контрольнаяработа по культурологии на тему:
Нумизматика какнаука

План
 
1.Что такое монета?
2.Понятие о нумизматике как науке о монетах
3.История нумизматики
4.Список литературы

1.Что такое монета?
Монета (лат. moneta) —денежный знак, изготовленный из металла, либо из другого материала определённойформы, веса и достоинства. В настоящее время выпускаются разменные,коллекционные, памятные и инвестиционные монеты. Чаще всего монетыизготавливаются из металла методом чеканки и имеют форму правильного круга.
Древние грекиприписывали изобретение монеты героям своих мифов, римляне — богам Янусу илиСатурну. Согласно их воззрениям, древнейшие монеты с головой двуликого бога иносом корабля (ростром) выбил Янус в честь бога времени Сатурна, которыйприплыл в Италию с острова Крит на корабле. Само слово «монета» в переводе слатыни означает «предостерегающая» или «советница». Такой титул имела римскаябогиня Юнона — супруга громовержца Юпитера; считалось, что она неоднократнопредупреждала римлян о землетрясениях, нападениях врагов. На римском Капитолиивозле храма Юноны Монеты размещались мастерские, где чеканились и отливалисьметаллические деньги. От того же латинского корня произошло слово «мантия» —символ «предсказывания / предрешения» судьбы человека судьями; в некоторыхстранах в судах в мантию облачаются также прокуроры (обвинители) и адвокаты(защитники).
По месту ихизготовления продукция мастерских также получила название «монета», котороезатем попало в большинство европейских языков. Геродот и некоторые другиеавторы древности писали о том, что первые монеты были отчеканены в малоазийскомгосударстве Лидии. В наше время точно установлено, что древнейшие монетыпоявились именно там около 685 год до н.э., при царе Ардизе. Изготовлялись онииз электрума — природного сплава серебра и золота. На одной стороне монетыстоит проба, на другой-голова ассирийского льва. Через несколько десятилетиймонеты начали изготовлять в греческом городе Эгине. Они чеканились из серебра иотличались по форме от лидийских. Предполагают, что в Эгине монета былаизобретена хотя и позже, но независимо от Лидии. Из Лидии и Эгины монеты быстрораспространились по всей Греции, по колониям, и далее в Иране. Затем онипоявились и у римлян и у многих варварских племён. Самостоятельно монеты былиизобретены в Индии и Китае. Причём в Китае первые монеты из бронзы отливалисьещё в XII веке до н. э, но они имели только региональное значение.
Основной монетнойформой является монетный кружок, но монеты могут быть четырёхугольными,многоугольными, неправильной формы.
Почти каждая монетаимеет лицевую сторону, или аверс, и оборотную сторону, или реверс. Исключениесоставляют односторонние монеты, в том числе брактеаты (монеты из тонкойсеребряной пластинки XII—XV веков). Но их по сравнению с огромной массойдвусторонних монет сравнительно немного.
В определении понятийлицевой и оборотной сторон монет нет единства. В старой нумизматической литературелицевая сторона — с изображением правителя. Сейчас принято при практическойработе лицевой стороной монеты следует считать ту, которая своим изображениемили легендой определяет её государственную принадлежность. Если об этом говоряти изображение, и легенда, то при определении сторон предпочтение отдаётсялегенде.
Каждая монета имеетгурт — боковую (или, как иногда говорят, образующую) поверхность монетногокружка, расположенную между плоскостями лицевой и оборотной сторон. Гуртоформлялся для того, чтобы предупредить злонамеренное обрезывание ценногометалла в обращении.
Хотя вне кругаспециалистов не делается различия между указанными терминами, нумизматы обычнопод фальшивыми подразумевают незаконно изготовленные с целью пуска их вобращение монеты, внешне почти ничем не отличающиеся от других современных иммонет того же типа и номинала. Поддельные — монеты, изготовленные значительнопозже тех образцов, которым они следуют, с целью продажи их в качествеантикварных вещей.
Некоторые подделки посвоему типу отличаются от современных им монет и являются плодом фантазии ихизготовителя. Фальшивые монеты отличаются обычно низкой пробой золота и серебраили заменой последних медью или бронзой с последующей позолотой илисеребрением. Иногда ядро из меди или свинца плакировано золотом, серебром. Вобоих случаях для установления фальшивости монеты важно определить её пробу иудельный вес.
Фальшивые монеты обычноизготавливались либо путем чеканки новым штемпелем, сделаннымфальшивомонетчиком, либо путем отливки.
Изготовление поддельныхмонет осуществляется путем:
отливки,
применения новогоштемпеля,
незаконногоиспользования старого штемпеля с внесением в него некоторых изменений,
созданиягальванопластической копии,
соединения лицевой иоборотной сторон двух подлинных монет разных типов (и получения таким способоммонеты якобы неизвестного образца),
перегравировкиподлинной монеты,
спиливания отдельныхбукв или знаков с последующей припайкой других.
2.Понятие о нумизматике как науке о монетах
Нумизматика — наука омонетах. Это вспомогательная историческая дисциплина, изучающая историюмонетной чеканки и денежного обращения. В основе этого слова лежит греческоеимя существительное «номос» — закон, законное платежное средство ипроизводное от него «номизма» — монета. В Европе коллекционированиемонет зародилось в эпоху Возрождения сначала в Италии, а затем в другихстранах. Тогда же стали пояляться первые труды, объясняющие изображения инадписи на монетах.
 Монета — слитокметалла определенной формы, веса, пробы и достоинства, который служитузаконенным средством обращения. Название «монета» происходит отимени богини Юноны Монеты (наставницы), храм которой находился на Капитолии вРиме. Металлические деньги, чеканившиеся на монетном дворе при храме Юноны Монеты,стали называться в Риме, а позднее — и в других странах, монетами. Первыемонеты появились на рубеже VIII — VII веков до новой эры на побережье МалойАзии. Монеты чеканились не только для регулярного обращения как платежныесредства, но и «на память». Были монеты «на смерть»,«отпущения грехов» папы римского, «на день рождения»,«пфенниг палача Гамбурга» — монета, которую вручал палач судье приуходе в отставку, «на посещение монетных дворов». Примеры последних — серебряные монеты королевства Саксония достоинством 2 марки на посещениекоролями монетного двора Мюльденхюттен в 1892, 1903 и 1905 годах и польскиебронзовые 2 и 5 грошей 1926 и 1923 годов на посещение Варшавского монетногодвора президентами Польши.
В России началоколлекционированию монет положил Петр I, купивший в 1721 году в Гамбургенумизматическую коллекцию Модерса для кунсткамеры. Первое нумизматическоесочинение в России было напечатано академиком Байером в Санкт-Петербурге в 1734году.
КоллекцияГосударственного Эрмитажа сегодня включает 63360 античных, 220000 восточных,360000 западноевропейских и 300000 русских монет, охватывая период с VII векадо н.э. по наши дни. Из известных на сегодня древних коллекций монет наибольшаябыла найдена в Китае. Общий вес монет — около полутонны. Самая старая из нихотчеканена в 206 г. до н.э. Ее хозяин жил в XIII веке.
Первые русские монеты — златник и сребреник (X-XI века). Их чеканка началась в Киевской Руси приВладимире Святославовиче. Своим внешним видом и весом златник был подобенвизантийскому солиду. Сребреники первых видов тоже напоминали византийскиемонеты. Первый известный сребреник был найден в 1792 году в Киеве средипривесок к иконам.
Отцом нумизматикисчитается аббат И. Экель (I. Eckhel, род. в 1737 г.): и до него существовала ужецелая литература, посвященная исследованию греческих и римских монет, но онпервый дал систему для их классификации и правильного изучения. Его«Doctrina Numorum Veterum» послужила краеугольным камнем для всехпоследующих сочинений по древней Нумизматика и даже теперь еще не утратиласвоего значения. Экель разделил все известные в его время античные монеты начеканенные автономными городами, отдельными народами и царями (numi urbium,populorum, regum). Римские монеты, в свою очередь, он делит на два главныеотдела, республиканских и императорских, а последние еще на два класса — зап. ивост. римской империи. При расположении автономных монет им принят порядокгеографический, начиная с крайней западной части Европы, Португалии(Лузитании), идя на В, через Азию, и кончая наиболее западной частью Африки,Мавританией. Города каждой провинции расположены в алфавитном порядке; монеты,выбитые на островах, описаны тотчас же за монетами близлежащих материков. Загородскими автономными следуют монеты царей, властвовавших в тех же городах; нопоследние расположены уже в хронологическом порядке. Римские монетыреспубликанские, или так наз. консульские, расположены у Экеля по фамилияммонетных триумвиров, ставивших у римлян, во время республики, свои имена нагосударственной монете. Наконец, монеты императоров зап. и вост. римскойимперий расположены в хронологическом порядке. Монеты, выбитые греческимигородами под римским владычеством, хотя бы и с портретами цезарей, отнесеныЭкелем к классу греческих. Эта система, заканчивающая отдел античных монетримских последним императором Византии, чеканившим монету — Иоанном VIII (ум.1448), а прочих стран Азии и Африки и отчасти Европы — завоеванием их арабами вVII — VIII вв. от Рождества Христова, была принята известным нумизматом Мионнев его классическом описании всех древних монет, известных в его время. Той жесистемы придерживается нумизматика и в настоящее время.
СредневековаяНумизматика обнимает монеты, выбитые в Зап. Европе со времени падения зап.римской империи и до реформации, а на Востоке — со времени началасамостоятельного мусульманского чекана монеты халифом Абдул-Меликом в 694 г. отРождества Христова до Чингиз-хана (1206). Монетами нового времени считаются всепозднейшие. Средневековыми монетами России принято считать те, которые выбитыбыли со времени Владимира святого до принятия Иоанном IV царского титула(1547).
В монете различаютлицевую сторону, оборотную и обрез. Металлические монеты обозначается внумизматике знаками: AN (слитно) для золота, EL для электрона, AR (слитно) длясеребра и Æ для меди или бронзы. Другие металлы, очень редкоупотребляемые для монеты, означаются знаками, принятыми в химии, напр. Ni =никель, Рb = свинец и т.д.
Степеньраспространенности или редкости монеты означается знаками: С (= commune,обыкн.), R 1 (часто встречающаяся), R 2 (несколько более редкая), R 3 (довольноредкая), R 4 (редкая), R 5 (очень редкая), R 6 (весьма редкая), R 7(чрезвычайно редкая), R 8 (в высшей степени редкая) и R* — уник, т. е.известная в одном экземпляре только. Торговая ценность древней монетыобусловливается, кроме редкости, ее историческим значением, художественнымдостоинством и сохранностью. В настоящее время особенно ценятся коллекционерамив древней монете два последние качества. Часто на аукционах цена довольнообыкновенной по редкости монеты превосходит в десять раз и более обычную еецену, если она сохранилась в таком виде, в каком вышла из-под штемпеля, и приэтом отличается худож. работой. Чаще всего в плохой сохранности являются медныемонеты, благодаря легкой окисляемости их металла; лучше сохранились серебряные,еще лучше — золотые, благодаря мало изменяющемуся от действия среды металлу, атакже и тому, что они менее других находились в обращении. Ценность древнихмонет весьма разнообразна и изменяется от 1 франка (37 коп.) до 30000 фр.(11100 руб.), которые были заплачены парижским государственным мюнцкабинетом, в1867 г., за одну золотую монету царя Бактрии Евкратида (II в. до РождестваХристова) в 20 статеров. Менее ценятся монеты средневековые и зап.-европейские,еще менее — восточные. Выгодная продажа древних монет породила подделку их вбольшом количестве, и часто весьма искусную. По роду выделки монеты бываютчеканенные с обеих сторон (громадное большинство) и чеканенные только с однойстороны. Последние встречаются среди античных этрусских и кипрских монет. В XIVв. в Германии распространена была чеканка монеты с одной лишь стороны, на оченьтонком серебряном листке, на котором тип монеты на оборотной сторонеотпечатывался вогнутым. Такие монеты носили название брактеатов.
При описании монетпринято означать ее величину и ее вес. Для этого употребляется в древнейнумизматике шкала Мионне, состоящая из концентрических занумерованных кругов,из которых самый малый представляет величину наименьшей древней монеты, а самыйбольшой — величину наибольшей. Для средневековых и новых монет принятоупотреблять шкалу Рейхеля, в которой самый большой круг значительно более, чемв шкале Мионне. Теперь, впрочем, все более входит в обычай у нумизматовозначать величину монеты ее диаметром, в миллиметрах. Вес монеты показывается внумизматических сочинениях в граммах, за исключением только английскихсочинений, где принято определять монетный вес английскими гранами. Правилом вНумизматика является отделение медалей одного государя от его монет. В прежнихсочинениях монеты описывались обыкновенно по металлам, причем впереди шлозолото, затем серебро, наконец медь; но теперь общим правилом сделалосьрасположение монет в хронологическом порядке по царствованиям, сохраняя,однако, внутри каждого года ту же последовательность металлов. ПреподаваниеНумизматика с кафедры университетов, как отдельной науки, началось в Зап.Европе только с конца прошлого века (Упсала). В настоящее время она читается вомногих университетах Зап. Европы, напр. Берлинском, Геттингенском, Цюрихском,парижской Сорбонне, Высшем училище во Флоренции и т. д., а в России — навосточном факультете в СПб. унив. и в Археологическом институте.
 
3.История нумизматики
Монеты в изучении античности.Монеты иллюстрируют наши знания о прошлом. Они дополняют записи древнихписателей, данные археологических раскопок — ведь изображения на монетахсопоставимы с древними памятниками искусства. В итоге перед нами возникаетправдивая картина прошлого, в которой каждый факт и каждая деталь занимают своеместо, проверяют и подтверждают друг друга.
На монетах Римскойимперии очень часто изображали празднества, спортивные игры, сцены из мифов.Эти монеты помогают изучать древний быт и религию, часто превращаясь впрекрасные иллюстрации истории Древнего Рима. Знаменитые исторические илегендарные события, описанные древними писателями, оживают на монетном поле.Есть денарий, 129 г. до н. э., иллюстрирующий легенду об основании Рима. Дваблизнеца — Ромул и Рем и волчица, их вскормившая, изображены на этих монетах.Рядом стоит пастух Фавстул, нашедший близнецов. Мы можем любоваться сценами,изображающими голосование в одном из учреждений Древнего Рима, или бегстволегендарного Энея из Трои, или похищение сабинянок. Сын знаменитого диктатораСуллы в память о своем отце приказал изобразить на монетах сцену передачимавританским царем Бокхом пленного нумидийского царя Югур-ты, восставшегопротив власти Рима. Эта сцена рассказывает о блестящей победе Суллы в борьбе с Югур-той.
Исторические событиячасто изображались в виде аллегорий. Например, разрушение римским императоромИерусалима на монетах символизировалось фигурой женщины Иудеи, плачущей подпальмой.
Часто монеты говорят отом, что завоеванные Римом и безжалостно эксплуатируемые им провинциивосставали и пытались сокрушить Рим. В 90—88 гг. до н. э. так называемыесоюзники Рима — подчиненные ему племена на Италийском полуострове — подняливойну против своего поработителя и отчеканили монеты, на которых изображен италийскийбык, бодающий римскую волчицу.
Наивно, но красноречивопоказали на монетах враги Рима свои цели.
В имперском правлении,в мобилизации под единой власть всех сил в государстве видел Цезарь путь ксохранению и умножению мощи Рима. Он выпустил монеты с своим портретом, именеми изображением слона кап символа силы. А его убийца — один из вождейпротивоположного лагеря, сторонников старых республиканских аристократическихсвобод, — Брут отчеканил такую монету: фригийский колпак с двумя кинжалами означалисвбоду и напоминали об убийстве Цезаря. И чтобы не оставалось ни у когосомнений, здесь же была надпись «Иды марта», т. е. день, когда пал Цезарь.
Монеты ярко показывают,что римляне очень хорошо понимали агитационное, пропагандистское значениемонет, в сотнях и тысячах экземпляров расходящихся среди населения. Этоиспользовали императоры, чтобы; всюду распространять сведения о своих титулах идолжностях, показывать народу, что они сосредоточили в своих руках всеверховные религиозные и гражданские посты, в том числе и старыереспубликанские. Мы читаем на монетах: «Тиберий Клавдий Цезарь Август,верховный жрец, трибун, император» или «Император Цезарь Нерва Траян АвгустГерманский, верховный Понтифик (т. е. глава религии), обладающий трибунскойвластью, консул в четвертый раз, отец отечества».
Откуда появилось слово«монета»? Ответ дают римские серебряные монеты. На монете магистрата ТитаКаризия (45 г. до н. э.) на лицевой стороне изображена голова богини и написано«Монета». Это слово было сначала одним из прозвищ богини Юноны. Означало оно«богиня-предупредительница». В ее храме распо­ложился монетный двор. В честьего и богини Юноны чеканные деньги стали называться монетой. На оборотнойстороне денария изображали набор инструментов монетного двора: клещи, которымидержали раскален­ный слиток, и четырехгранный столбик — нижний штемпель. Здесьже изображена и остроконечная шапка с лавровым венком — принадлежность богаВулкана, покровителя кузнечного ремесла.
Изучение монетных типовдает много сведений не только по политической истории. Нумизматы оказываютбольшую помощь историкам искусства.
Хорошо известна статуявеликого греческого скульптора Праксителя (IV в. до н. э.), изображающаяГермеса с Дионисом на левой руке. В какой позе стоял Гермес, в каком положениинаходилась его отбитая правая рука и что он держал в ней? Вопросы, казалосьбыли неразрешимы, пока не стала известна монета фракийского города Анхиала. Наней изображена статуя Гермеса в первоначальном виде. Гермес в высоко поднятойруке держал виноградную кисть, показывая ей мальчишке Дионису.
Посетителей Лувравстречает знаменитая Ника Самофракийская — мраморная богиня Победы. Какоговремени эта статуя и в честь какого события она поставлена? Находка монетымакедонского царя IV в. до н. э. Деметрия Полиоркета ответила на эти вопросы.На монете изображена такая же Ника, стоящая на корабле. Стало ясно, чтолуврская богиня Победы — памятник в честь морской победы Деметрия над ПтолемеемI при кипрском Саламине в 306 г. до н. э. Это событие было хорошо известноисторикам, но связывать его] с луврской Никой до находки монеты никому неприходило в голову.
Нумизматика сыгралабольшую роль в изучении истории архитектуры. Как ни миниатюрны изображениядревних зданий, встречающихся на монетах, все же они помогают архитекторамвосстановить некоторые черты разрушенных древних построек.
На одной монете Римскойимперии, чеканенной в Афинах, изображен театр Диониса на фоне афинскогоАкрополя. Когда археологи исследовали холм Акрополя, они обратили внимание наэту монету. По тому, как расположены здания на холме Акрополя, можноопределить, с какой стороны холма нужно искать и театр Диониса. Монеты помоглиотыскать этот замечательный памятник древнего искусства и культуры.
Английский историкXVIII в. Э. Гиббон писал, что если все письменные источники о путешествияхримского императора II в. н. э. Адриана были бы утрачены, то о его поездкахможно было бы рассказать на основании данных нумизматики и сохранившихсямонументов. Не лучшее ли это признание информационной ценности древних монет?
По тонкости исполнения,выразительности рисунка, простоте и изяществу композиции некоторые монетыявляются шедеврами изобразительного искусства. Особенно славятся монеты СицилииV в. до н. э. На них обычно изображали колесницы на беговых состязаниях.Наиболее знамениты два резчика монетных штемпелей — Кимон и Евэнет. Каждаямонета, вышедшая из-под штемпеля этих мастеров, была замечательнымпроизведением искусства. Сицилийским и другим греческим монетами восхищалсяМикеланджело, а Гете сказал о них: «Эти чудесные монеты представляют собойбесконечную весну цветов и плодов искусства!».
От коллекционирования кнауке
Коллекционированиемонет явилось первым шагом к научной нумизматике. В руках некоторых оченьбогатых людей постепенно накапливалось большое количество древних вещей.Владельцы коллекций занимались ими сами, но чаще приглашали ученых, которыетщательно изучали и описывали монеты, составляли каталоги, подбиралианалогичные экземпляры среди монет других собраний.
В Италии, на родине Возрождения,в XIV—XV вв., в период увлечения античностью, было весьма распространенособирание античных монет. Прекрасные коллекции имели знаменитый поэт Петрарка(1304— 1374) и флорентийский меценат Козимо Медичи (1389—1464). Каждыйправитель в Европе хотел иметь при своем дворе собрание монет. Возникали такназываемые мюнц-кабинеты (хранилища монет, где они изучались). Специалистыимели дело уже не только со своими коллекциями, но хорошо знали собрания идругих нумизматов.
Одним из первыхнумизматов был уроженец Падуи Джованни Кавини (1499—1570) — резчик печатей. Онхорошо знал старинные монеты. Но деятельность его служила далеко не научныминтересам. Он резал новые штемпели по старым монетам и чеканил подделки,прозванные падуанцами.
Что больше всего интересовалопервых нумизматов? Посмотрим названия их книг. В 1517 г. в Риме появилась книгаФульвио «Изображения знаменитых людей». В 1553 г. в Лионе вышел в свет трудГильома Рулля под заголовком «Беглый обзор монет наиболее знаменитых лиц,существовавших с сотворения мира, с кратким описанием их жизни и деяний,заимствованным у классиков». Книга Гильома Рулля, изданная на многих языках,имела огромный успех. Автор ухитрялся находить на монетах не только цезарейРима, но и средневековых королей, и пап, и библейских пророков. Ему казалось,что он нашел портрет Ахилла: иллюстрируя свою книгу, Рулль под изображениемодной из античных монет с головой бога войны Арея в шлеме поставил имя этогогероя Гомера.
Таковы были первыенумизматы. Только с XVIII в. можно говорить о научной нумизматике. К этомувремени среди коллекций постепенно выделяются некоторые особенно богатыесобрания. В Вене из коллекций императора Максимилиана I вырос большойимператорский мюнцкабинет; в Берлине образовался обширный королевский нумизматическийкабинет; в Париже из собраний Генриха IV и Людовика XIV составился знаменитыйкоролевский кабинет медалей. В XVIII в. крупные коллекции монет поступили вБританский музей.
В Петербурге Петр Iосновал музей — Кунсткамеру (так называли в XVIII в. музей, где хранилисьразличные редкости). Там помимо естественнонаучных экспонатов была собранабольшая коллекция монет и медалей. Петр заботился о ее пополнении, скупая иотдельные монеты, и целые коллекции. В Кунсткамере велась работа по ихсистематизации. Составленный каталог предвосхитил некоторые принципы болеепоздней научной классификации русских монет. Позднее коллекцию из Кунсткамерыпередали в Эрмитаж. Сейчас собрание монет Эрмитажа — одно из самых больших вЕвропе. Одна только систематическая коллекция, без дублетов, насчитывает более300 тыс. монет.
Итак, в пяти городахЕвропы — в Париже, Лондоне, Петербурге, Вене и Берлине — в XVIII в.образовались большие коллекции древних монет, намного превосходившие всечастные собрания. Эти мюнцкаби-неты стали местом рождения нумизматики: при нихимелись хорошие библиотеки, нумизматический материал находился в одном месте.
Главной задачейнумизматики XVIII в. стала борьба против всякого рода фантастических выдумок иподделок. Требовалось противопоставить безудержным поискам портретов древнихгероев и определениям «на глаз» строгую научную классификацию накопленногобольшого нумизматического материала.
Одним из первых ученыхвзялся за этот труд венский нумизмат Иосиф-Иларий Эккель (1737—1798). Оноставил большой восьмитомный труд «Наука о древних монетах». Это сочинениепринесло ему славу отца античной нумизматики.
Монеты, относимые поволе отдельных собирателей-дилетантов то к одному древнему городу, то кдругому, Эккель поставил по городам чеканки, в порядке их географическогорасположения: по северному побережью Средиземного моря от Испании до Сирии изатем обратно, на запад, по южному — африкан­скому побережью. Онклассифицировал более 70 тыс. видов монет.
В восточной нумизматикеоснователем научной классификации монет был выходец из Германии академикРоссийской академии наук, профессор Казан­ского университета Христиан МартинФрен (1782— 1851). До него заметный след в нумизматике оставили егосоотечественник Олуф-Гергард Тихсен, француз де Саси, петербургский академикКер и другие востоковеды.
В 1807 г. Френапригласили в Россию читать лекции в Казанском университете. Первое егонапечатанное здесь сочинение «Описание некоторых саманидских и бувейхидскихмонет» из-за отсутствия латинского шрифта издали на арабском языке. Коллекциизолотоордынских монет, которых очень много находили в Поволжье, дали емупрекрасный материал для изучения эпохи Золотой Орды. Он описал более 400 видовмонет, на которых значились имена ханов — властителей Золотой Орды. Многие ханывообще не были известны по письменным источникам. Френу предлагали вернуться народину и занять место в Ростокском университете. Но ученый не мог расстаться слюбимыми монетами, которые только-только начали «говорить», и остался вПетербурге. Восточные монеты связали судьбу Френа с Россией. Он даже имя своепеределал на русский манер, став Христианом Даниловичем.
Его ученик П. С.Савельев писал, что «для России он открыл исторические источники как влетописях, так и в монетах Востока».
В 1834 г. появиласькнига А. Д. Черткова, которая называлась «Описание древних русских монет». Этакнига положила начало научной классификации древнерусских монет. Замечательнымрусским нумизматом был Алексей Васильевич Орешников (1855—1933), прославившийсясвоими работами по античным монетам Северного Причерноморья и по нумизматикеДревней Руси. Тщательно сопоставляя монеты с другими источниками — рукописями,надписями, известиями древних авторов, он утверждал, что монета не забава, аважный исторический источник. Много сил отдал Орешников изучению монет БоспораКиммерийского — древнего государства, созданного греками в районе современныхКерчи и Тамани, а также Херсонеса (близ Севастополя). В 1896 г. вышла в светего книга «Русские монеты до 1547 г.». Он заново распределил рус­ские монеты покняжествам, городам и князьям. Многие тысячи монет нашли себе постоянное местов каталоге и получили исторические комментарии. Так возникла научнаянумизматика.

4.Список литературы
 
1.КарышковскийП. О. Монетное дело и денежное обращение Ольвии (VI в. до н. э. — IV в. н. э.)
2.Потин В. М. Монеты. Клады. Коллекции: Очерки нумизматики
3.Словарь нумизмата: Пер. с нем. /Х.Фенглер, Г.Гироу, В.Унгер/ 2-е изд.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.