--PAGE_BREAK--1.4 Аналитический учет кассовых операций
Для осуществления расчетов наличными деньгами каждое предприятие должно иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме. Все поступления и выдачи наличных денег предприятия учитывают в кассовой книге по форме КО-4. Записи в кассовой книге производятся кассиром сразу же после получения или выдачи денег по каждому ордеру или заменяющему его документу.
Каждое предприятие ведет только одну кассовую книгу, которая должна быть пронумерована, прошнурована и опечатана сургучной или мастичной печатью. Количество листов в кассовой книге заверяется подписями руководителя и главного бухгалтера данного предприятия[3].
Записи в кассовой книге ведутся в 2 экземплярах через копировальную бумагу чернилами или шариковой ручкой. Вторые экземпляры листов должны быть отрывными и служат отчетом кассира. Первые экземпляры листов остаются в кассовой книге. Первые и вторые экземпляры листов нумеруются одинаковыми номерами. Подчистки и неоговоренные исправления в кассовой книге не допускаются. Сделанные исправления заверяются подписями кассира, а также главного бухгалтера предприятия или лица, его заменяющего.
Ежедневно в конце рабочего дня кассир подсчитывает итоги операций за день, выводит остаток денег в кассе на следующее число и передает в бухгалтерию в качестве отчета кассира второй отрывной лист (копию записей в кассовой книге за день) с приходными и расходными кассовыми документами под расписку в кассовой книге.
Выдача денег из кассы, не подтвержденная распиской получателя в расходном кассовом ордере или другом заменяющем его документе, в оправдание остатка наличных денег в кассе не принимается. Эта сумма считается недостачей и взыскивается с кассира. Наличные деньги, не подтвержденные приходными кассовыми ордерами, считаются излишком кассы и зачисляются в доход предприятия.
Оформленный отчет кассира подлежит проверке бухгалтерами. Она заключается в тщательной проверке правильности оформления приходных и расходных документов, соответствия записей в отчете данным приложенных к ним документов, подсчетов итогов операций за день и остатков на начало и конец рабочего дня. Должны быть сверены и суммы полученных и сданных наличных денег в учреждения банка по расчетному и другим счетам. После проверки кассового отчета в специальной его графе проставляют номера корреспондирующих счетов.
1.5 Синтетический и аналитический учет основных средств
К основным средствам бюджетной организации относятся активы, имеющие материально-вещественную форму, используемые в качестве средств труда при выполнении работ, оказании услуг, производстве продукции либо для целей управления организацией, действующие в неизменной натуральной форме в течение нормативного срока службы продолжительностью свыше 12 месяцев
К основным средствам не относятся:
• предметы, служащие менее одного года, независимо от их стоимости;
• предметы стоимостью до 30 базовых величин включительно за единицу (комплект) на дату приобретения независимо от срока их службы (кроме ковров и ковровых изделий, лимит по которым установлен в пределах 10 базовых величин). Исключение составляют сельскохозяйственные машины и орудия; строительные механизированные инструменты; рабочий, племенной и продуктивный скот; библиотечный фонд и др., которые относятся к основным средствам независимо от их стоимости. Организация в соответствии с учетной политикой имеет право понижения предельной стоимости объектов для отнесения их к основным средствам;
• отдельные предметы независимо от их стоимости и срока службы (учитываемые в составе МБП): посуда, кухонный и столовый инвентарь и принадлежности; орудия лова; постельные принадлежности, специальная одежда и специальная обувь; форменная одежда и обувь; бензопилы, кусторезы, сплавной трос, усы и временные ветки лесовозных дорог, временные здания в лесу сроком службы до двух лет (передвижные обогревательные домики, бензозаправки и др.); временные (нетитульные) сооружения, выставочные стенды, приспособления и устройства, возводимые при осуществлении строительно-монтажных работ; специальные инструменты, специальные приспособления, сменное оборудование; технологическая тара;
• животные на выращивании и откорме, птица, кролики, пушные звери, семьи пчел, служебные собаки, подопытные животные;
• многолетние насаждения, выращиваемые в питомнике, в качестве посадочного материала и/или не достигшие эксплуатационного возраста;
• машины и оборудование, требующие монтажа, а также законченные монтажом, но не введенные в эксплуатацию;
• не законченные строительством или не оформленные актами ввода в эксплуатацию объекты капитального строительства
Внутри отдельных видов основных средств выделяются группы.
Основные средства поступают в организацию в результате: приобретения за плату у других организаций и лиц; капитальных вложений (строительства объектов основных средств); получения от других организаций и лиц безвозмездно; изготовления отдельных объектов собственными силами; оприходования излишков, выявленных инвентаризацией.
Увеличение основных средств по стоимости происходит в случае их дооценки при проведении ежегодной переоценки.
Поступление объектов основных средств отражается в бухгалтерском учете на основании Актов приемки-передачи основных средств (форма ОС-1) и иных документов. Движение основных средств отражается в бухгалтерском учете на активном счете 01 «Основные средства» по первоначальной (восстановительной) стоимости [5].
По основным средствам начисляется амортизация. Для обобщения информации об амортизации предназначен счет 02 «Амортизация основных средств» — регулирующий (пассивный) счет.
Записи по счетам 01 и 02 должны быть увязаны с записями по счету 25 «Фонд в основных средствах». Счет 25 — пассивный. Кредитовый остаток счета показывает остаточную стоимость основных средств. Если из дебетового остатка по счету 01 вычесть кредитовый остаток по счету 02, получим остаточную стоимость основных средств, т. е. кредитовый остаток по счету 25.
Учет арендованных основных средств ведется на забалансовом счете 01 «Арендованные основные средства».
Приобретение основных средств осуществляется за счет средств бюджета; средств, полученных от предпринимательской деятельности; целевых средств.
В бухгалтерском учете операции по поступлению основных средств отражаются следующим образом.
На первоначальную стоимость приобретенных за плату объектов основных средств одновременно составляются две бухгалтерские записи [9]:
1. Д-т сч. 01 «Основные средства» (субсч. 010-019)
К-т субсч. 100 'Текущий счет по бюджету", 101 'Текущий валютный счет по бюджету", 111 'Текущий счет по внебюджетным средствам", 118 'Текущий валютный счет по внебюджетным средствам", 130 «Аккредитивы», 131 «Чековые книжки», 178 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами», 179 «Расчеты в порядке плановых платежей».
2. Д-т субсч. 200 «Расходы по бюджету» — при приобретении основных средств за счет бюджетных средств
Д-т субсч. 211 «Расходы по внебюджетным средствам», 246 «Фонд производственного и социального развития» — при приобретении основных средств за счет доходов от предпринимательской деятельности
К-т субсч. 250 «Фонд в основных средствах».
При приобретении основных средств за счет доходов от предпринимательской деятельности сумма НДС, указанная в документах поставщиков, а также сумма НДС, уплаченная при ввозе на территорию Республики Беларусь, относится в дебет субсч. 175 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам (работам, услугам)».
Основные средства, при ввозе которых предоставлялись льготы по налогам и таможенным платежам, приходуются с учетом предоставленных льгот на соответствующих субсчетах счета 01 «Основные средства».
Аналитический учет основных средств ведется в разрезе источников их приобретения (средства бюджета, средства предпринимательской деятельности, целевые средства, безвозмездно), материально ответственных лиц, мест нахождения (эксплуатации) по каждому инвентарному объекту
Под инвентарным объектом понимается законченное конструктивное устройство со всеми относящимися к нему приспособлениями и принадлежностями, или конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и совместно выполняющих определенную работу.
Каждому инвентарному объекту основных средств, кроме библиотечных фондов, присваивается инвентарный номер. Инвентарный номер должен состоять из восьми знаков, из которых первые три — это код субсчета, четвертый — код группы основных средств по данному субсчету, а остальные четыре знака — порядковый номер предмета в группе, присвоенный ему по мере поступления в организацию. По тем субсчетам, по которым не выделены группы, четвертый знак обозначается нулем. Например, инвентарный номер 01630125 обозначает субсчет 016 «Инструменты, производственный и хозяйственный инвентарь», группу 3 «Хозяйственный инвентарь», порядковый номер объекта — 0125.
Причинами выбытия основных средств из организации могут быть безвозмездная передача их организациям внутри министерства (ведомства), реализация, недостачи, выявленные инвентаризацией, перевод в МБП, а также списание объектов по разным причинам
• пришедшие в негодность вследствие физического износа, аварий, стихийных бедствий, пожара, нарушения нормальных условий эксплуатации и по другим причинам;
• морально устаревшие объекты, т. е. объекты основных средств, применение которых становится экономически невыгодным в связи с созданием более совершенных и экономичных видов основных средств;
• в связи с реконструкцией, техническим перевооружением.
Уменьшение основных средств по стоимости происходит в случае их уценки при проведении ежегодной переоценки.
Объекты основных средств, утратившие свое назначение, но пригодные для использования в народном хозяйстве, даже если по ним начислена амортизация в размере 100%, не уничтожаются, а должны быть реализованы или переданы безвозмездно организациям своей системы. При передаче объектов другим организациям (за плату или безвозмездно) оформляются товарно-транспортная накладная ТТН-1 (товарная накладная ТН-2) и Акт ф. ОС-1.
В зависимости от стоимости основных средств, подлежащих списанию, организации списывают их с баланса самостоятельно или с разрешения вышестоящего органа [5]:
объекты стоимостью до 60 базовых величин включительно списываются организациями самостоятельно;
свыше 60 базовых величин до 160 базовых величин — с разрешения вышестоящей организации;
свыше 160 базовых величин — с разрешения министерств, других органов государственного управления, а организации, состоящие на местных бюджетах, — с разрешения исполнительных комитетов.
В случаях выбытия основных средств в результате безвозмездной передачи; реализации; списания пришедших в негодность объектов; списания недостающих при инвентаризации объектов; перевода предметов из состава основных средств в состав малоценных и быстроизнашивающихся предметов составляются две бухгалтерские записи [9].
1. На первоначальную стоимость:
Д-т субсч. 250 «Фонд в основных средствах»
К-т сч. 01 «Основные средства» (субсч. 010-019).
2. На сумму амортизации:
Д-т субсч. 020 «Износ основных средств»
К-т субсч. 250 «Фонд в основных средствах».
В соответствии с Положением о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов по основным средствам бюджетных организаций начисляется амортизация. Объектами начисления амортизации не являются земля и отдельные объекты природопользования (вода, недра и другие природные ресурсы), а также отдельные виды и группы основных средств, в частности: библиотечные фонды; фильмофонды, музейные и художественные ценности, сценические средства, здания, сооружения, являющиеся памятниками архитектуры и искусства, включенными в Государственный список историко-культурных ценностей; основные средства государственных организаций, находящихся за границей; вооружение, военная и специальная техника, других войсках и воинских формированиях.
Для обобщения информации об амортизации используется субсчет 020 «Амортизация основных средств».
Начисление амортизации прекращается при достижении нулевой остаточной стоимости основных средств. Такой порядок вызывает необходимость постоянного контроля за остаточной стоимостью каждого объекта.
Чтобы основные средства преждевременно не выходили из строя, необходимо содержать их в исправности и периодически производить ремонт.
Следует заметить, что в соответствии с действующим в республике Планом счетов бухгалтерского учета исполнения смет расходов организаций, финансируемых из бюджета, в отличие от России, в составе основных средств учитываются также нематериальные активы.
К нематериальным активам для целей бухгалтерского учета относятся активы, не имеющие материально-вещественной (физической) формы, способные приносить будущие экономические выгоды. К ним относятся принадлежащие обладателю имущественные права [7]:
■ на объекты промышленной собственности;
■ на произведения науки, литературы и искусства;
■ на объекты смежных прав;
■ на программы для ЭВМ и компьютерные базы данных;
■ на использование объектов интеллектуальной собственности, вытекающих из лицензионных и авторских договоров;
■ на пользование природными ресурсами, землей;
■ прочие (лицензии на осуществление вида деятельности, на осуществление внешнеторговых и квотируемых операций, на использование опыта специалистов, права доверительного управления имуществом).
Прикладные программы для ЭВМ, компьютерные базы данных, приобретаемые и используемые для собственного потребления, в составе нематериальных активов не учитываются. Затраты по их приобретению относятся на расходы организации (при приобретении за счет доходов от предпринимательской деятельности — на расходы будущих периодов) или учитываются в составе основных средств (как составная часть приобретенного компьютера).
К нематериальным активам не относятся также экземпляры произведений, содержащихся на материальных носителях, в которых выражены произведения науки, литературы, искусства. Затраты на их приобретение отражаются в составе текущих информационных расходов, если они содержат деловую, научно-техническую и потребительскую информацию на любых носителях, включая экземпляры периодических и непериодических изданий, в том числе методическую, справочную литературу, нормативные документы. Отдельные экземпляры произведений могут учитываться в составе основных средств (как библиотечные фонды).
В бюджетных организациях нематериальные активы учитываются в составе основных средств на субсчете 019 «Прочие основные средства» в оценке по первоначальной стоимости [9].
Учет нематериальных активов ведется в соответствии с Инструкцией по бухгалтерскому учету нематериальных активов организациями, финансируемыми из бюджета, утвержденной Постановлением Министерства финансов №26 от 20 декабря 2001г.
Нематериальные активы принимаются к бухгалтерскому учету на основании Акта приемки-передачи основных средств (ф. ОС-1).
Аналитический учет нематериальных активов ведется по их видам по каждому инвентарному объекту в инвентарных карточках учета основных средств (ф. ОС-6). Инвентарные карточки регистрируются в описи инвентарных карточек (ф. ОС-10).
Порядок отражения на счетах операций по поступлению, выбытию нематериальных активов, по начислению амортизации аналогичен порядку отражения на счетах этих операций по основным средствам.
Таким образом, учет основных средств бюджетных организаций осуществляется на синтетическом счете 01, к которому открываются субсчета. В Республике Беларусь нематериальные активы учитываются в составе основных средств.
2Аналитический учёт в кредитных организациях.
Аналитический учет – это подробный, детализированный учет, отражающий операцию кредитной организации во всех её аспектах. Аналитический учет ведется на счетах, называемых лицевыми. Данные счета открываются в разрезе счетов второго порядка. Цель аналитического учета состоит в следующем:
· Полное, подробное и оперативное отражение банковских и хозяйственных операций на бухгалтерских счетах
· Контроль этих операций по форме и по существу, на основе данных первичных документов, служащих основанием для бухгалтерских записей в аналитическом учёте.
Правилами определено, что аналитический бухгалтерский учет ведется на лицевых счетах (карточках, книгах, журналах или в электронных базах), открываемых по каждому виду учитываемых средств и ценностей, с указанием их назначения и владельца. К каждому балансовому счету второго порядка открываются лицевые счета аналитического учета.
2.1 Лицевые счета.
Лицевым счетам присваиваются наименования и номера. Лицевой счет имеет 20 знаков. Схема обозначения лицевых счетов представлена в Приложении к Положению Банка России №205-П. В обозначении счета указывается словами: по кредитным (депозитным) счетам — цель, на которую выдан (получен) кредит (депозит), номер и дата договора, размер процентной ставки, срок погашения кредита (депозита), цифровое обозначение группы кредитного риска, по которой начисляется резерв на возможные потери по кредитам; по кредитным и другим счетам — другие данные по решению кредитной организации. В следующей таблице приведена схема нумерации лицевых счетов в соответствии со структурой Плана Счетов.
Знаки в номере лицевого счета располагаются, начиная с первого разряда, слева. Нумерация лицевого счета начинается с номера раздела. Для расчета защитного ключа по счетам с кодами клиринговых валют и драгоценных металлов необходимо руководствоваться нормативными актами Банка России. Если четыре (менее четырех) знака номера филиала (структурного подразделения) излишни, то свободные знаки могут использоваться кредитной организацией по потребности. Свободные знаки в номере филиала (структурного подразделения) и в порядковом номере лицевых счетов обозначаются нулями и располагаются в неиспользуемых разрядах слева перед номером филиала (структурного подразделения) или порядковым номером лицевого счета. При нумерации лицевых счетов межфилиальных расчетов в разрядах 10—13 (4 знака) указывается уникальный номер подразделения кредитной организации как участника расчетов, в котором открыт счет; в разрядах 14—16 (3 знака) — нули — резервная позиция; в разрядах 17—20 (4 знака) — уникальный номер подразделения кредитной организации как участника расчетов, для которого открыт счет.
Последние три знака номера корреспондентского счета, открытого в учреждении Банка России (18-й, 19-й, 20-й разряды), содержат 3-значный условный номер участника расчетов, соответствующий 7-му, 8-му, 9-му разрядам БИК.
Первые знаки слева в порядковом номере лицевого счета (разряды 14, 15, 16...) используются для обозначения символов и шифров отчетности (отчет о прибылях и убытках, бюджетная и другая отчетность). Кредитные организации могут использовать первые знаки слева в порядковом номере лицевого счета (разряды 14, 15...) для обозначения признака счета (например, транзитный) и на другие цели для внутренних потребностей.
Транзитные счета по учету валютной выручки, подлежащей обязательной продаже, средств государственных внебюджетных фондов, подлежащих перечислению в соответствующие фонды, и других средств открываются на тех балансовых счетах второго порядка, на которых ведутся расчетные (текущие) счета.
2.2 Документы аналитического учета.
Рассмотрим более детально документы аналитического учета. К ним относятся лицевые счета, ведомость остатков по счетам и ведомость остатков размещенных (привлеченных) средств.
Согласно Положению Банка России №205-П, порядок отражения операций по лицевым счетам определен при характеристике каждого счета. Лицевым счетам присваиваются наименования и номера.
Номер лицевого счета должен однозначно определять его принадлежность конкретному клиенту и целевому назначению. По истечении отчетного года (после 31 декабря) разрешается новым счетам клиентов присваивать номера лицевых счетов, закрытых в отчетном году. В лицевых счетах показываются: дата предыдущей операции по счету, входящий остаток на начало дня, обороты по дебету и кредиту, отраженные по каждому документу (сводному документу), остаток после отражения каждой операции (по усмотрению кредитной организации) и на конец дня. Лицевые счета ведутся на отдельных листах (карточках), в книгах либо в виде электронных баз данных (файлов, каталогов), сформированных с использованием средств вычислительной техники. В реквизитах лицевых счетов отражаются: дата совершения операции, номер документа, вид (шифр) операции, номер корреспондирующего счета, суммы — отдельно по дебету и кредиту, остаток и другие реквизиты.
Допускается ведение учета взносов акционеров, вкладов физических лиц, расчетов с работниками кредитной организации, учета основных средств, материальных запасов и других операций по отдельным программам с отражением на соответствующих счетах в балансе итоговыми суммами.
В соответствии с Федеральным законом “О банках и банковской деятельности” порядок открытия, ведения и закрытия кредитной организацией счетов клиентов — как в рублях, так и в иностранной валюте — устанавливается Банком России. Для открытия счета клиент представляет необходимые документы юридической службе кредитной организации, которая проверяет правильность оформления документов, оформляет договор банковского счета. Сформированное юридическое дело хранится в юридической службе. Иной порядок и место хранения юридического дела могут устанавливаться внутренним регламентом кредитной организации.
Для открытия счета в бухгалтерию (главному бухгалтеру, его заместителю, начальнику отдела — в зависимости от порядка, установленного в кредитной организации) представляется распоряжение руководства кредитной организации об открытии счета с приложением карточки с образцами подписей и оттиска печати, заверенной в установленном порядке. В распоряжении указываются владелец счета, номер и дата договора банковского счета, порядок и периодичность выдачи выписок счета. Распоряжение после открытия счета с отметкой должностных лиц бухгалтерии, указанных выше, передается в юридическую службу для помещения в юридическое дело клиента.
Необходимое количество экземпляров карточек с образцами подписей и оттиска печати для использования в работе ксерокопирует кредитная организация. Ксерокопии заверяет своей подписью главный бухгалтер кредитной организации или его заместитель.
Открытые счета клиентам регистрируются в книге регистрации открытых счетов. В этой книге должны быть следующие данные:
· дата открытия счета;
· дата и номер договора об открытии счета;
· наименование клиента;
· наименование (цель) счета;
· номер лицевого счета;
· порядок и периодичность выдачи выписок счета;
· дата сообщения налоговым органам, фондам об открытии счета;
· дата закрытия счета;
· примечание.
В книге для каждого номера и наименования счета второго порядка открываются отдельные листы, которые пронумеровываются, прошнуровываются и опечатываются. Книга заверяется подписью главного бухгалтера или его заместителя и хранится у главного бухгалтера в несгораемом шкафу (сейфе).
Счета физических лиц по вкладам (депозитам) открываются с соблюдением требований гражданского законодательства Российской Федерации. Открытые физическим лицам счета по вкладам (депозитам) отражаются в книге регистрации открытых счетов на общих основаниях.
Если законодательством Российской Федерации не предусмотрено сообщать налоговым органам, внебюджетным фондам об открытии счета, то в книге регистрации счетов в графе “дата сообщения налоговым органам, фондам об открытии счета” делается надпись “не требуется”.
Лицевые счета, открываемые для учета имущества, расчетов, участия, капитала, доходов, расходов, результатов деятельности и т.п., также регистрируются в книге регистрации открытых счетов по внутрибанковским операциям.
Учетной политикой кредитной организации может быть предусмотрено ведение книги регистрации лицевых счетов в электронном виде и подписание ее аналогами собственноручной подписи главного бухгалтера или его заместителя, при этом должны быть обеспечены меры защиты информации от несанкционированного доступа. В этом случае из ЭВМ ежедневно распечатываются отдельные ведомости вновь открытых и закрытых счетов, которые подшиваются в отдельное дело и хранятся у главного бухгалтера или его заместителя. На каждое первое число года, следующего за отчетным, а при необходимости — в другие сроки в течение года, ведущаяся в ЭВМ книга регистрации счетов выводится на печать. Отдельные листы книги сшиваются, пронумеровываются, скрепляются печатью и подписываются главным бухгалтером. Сформированная книга регистрации счетов сверяется с ведомостями открытых и закрытых счетов, прошнуровывается, опечатывается, подписывается главным бухгалтером или его заместителем и сдается в архив. При необходимости кредитная организация может вести несколько книг регистрации счетов с обязательной сквозной нумерацией каждого листа по всем книгам.
Внесение изменений в книгу учета лицевых счетов клиентов осуществляется только с разрешения главного бухгалтера либо его заместителя.
После открытия счета завизированные главным бухгалтером или его заместителем либо другим лицом, которому предоставлено это право, карточки с образцами подписей и оттиска печати с указанием на них порядка и периодичности выдачи выписок счета (распорядителям счета по доверенности, которая хранится вместе с карточкой образцов подписей и оттиска печати, почтой, через специальные абонентские ящики, ежедневно, один раз в 3, 5, 10 и т.д. дней) передаются соответствующим работникам кредитной организации.
При временной замене документов (карточек с образцами подписей и оттиска печати и других) по действующим счетам клиентов документы принимаются главным бухгалтером или — по его поручению — заместителем главного бухгалтера либо начальником отдела, которые проверяют документы и заверяют их своей подписью.
В случае закрытия счета, а также при изменении наименования организации либо номера счета владелец счета обязан возвратить кредитной организации чековые книжки с оставшимися неиспользованными чеками и корешками при заявлении, в котором указываются номера возвращаемых неиспользованных чеков. Если счет закрывается, то в этом заявлении должно содержаться подтверждение остатка средств на счете на день закрытия и указание по перечислению остатка средств.
Лицевые счета клиентов печатаются применительно к действующим формам бланков в двух экземплярах и передаются в бухгалтерию. Второй экземпляр является выпиской из лицевого счета и предназначается для выдачи или отсылки клиенту.
Лицевые счета, выписки из которых клиентам не выдаются, печатаются в одном экземпляре. Лицевые счета, ведущиеся в виде электронных баз данных, распечатываются для выдачи клиенту в виде выписки, если иное не предусмотрено договором с клиентом.
Выписки из лицевых счетов, распечатанные с использованием средств вычислительной техники, выдаются клиентам без штампов и подписей работников кредитной организации. Если по каким-либо причинам счет велся вручную или на машине, кроме ЭВМ, то выписки этих счетов, выдаваемые клиентам, оформляются подписью бухгалтерского работника, ведущего счет, и штампом кредитной организации. В таком порядке оформляется каждый лист выписки.
Выписки на бумажных носителях выдаются в порядке и сроки, указанные в карточках с образцами подписей и оттиска печати. На лицевом счете (первом экземпляре) бухгалтерским работником ставится штамп “Выписка выдана за “___” _________ _____ г. в порядке _________________________________________________
Подпись работника кредитной организации _________________________
Дата “____” _______________ ______ г.”
Изменение порядка выдачи выписок может быть допущено только в случаях, если выписку желают получить распорядители счетом (один из них). В других случаях отступление от согласованного с клиентом порядка может разрешить главный бухгалтер, его заместитель, начальник отдела.
По суммам, проведенным по кредиту, к выпискам из лицевых счетов должны прилагаться документы (их копии), на основании которых совершены записи по счету.
На документах, прилагаемых к выпискам, должны проставляться штамп и календарный штемпель даты провода документа по лицевому счету. Штамп проставляется только на основном приложении к выписке. На тех дополнительных документах, которые поясняют и расшифровывают содержание и общую сумму операций, обозначенных в основном приложении, штамп не ставится. В случае если прилагаемые к выпискам документы, на основании которых совершены записи по счету, предъявляются клиенту в электронном виде, то указанные документы:
· подписываются аналогами собственноручной подписи уполномоченного лица;
· содержат дату провода документа по лицевому счету.
Не заверяются оттиском указанного штампа лишние экземпляры оплаченных расчетных документов, прилагаемые к выпискам из счетов клиентов, уже снабженные штампом кредитной организации на ранней стадии их обработки, а также документы по приходным кассовым операциям.
Владелец счета обязан в течение 10 дней после выдачи ему выписок письменно сообщить кредитной организации о суммах, ошибочно записанных в кредит или дебет счета. При непоступлении от клиента в указанные сроки возражений совершенные операции и остаток средств на счете считаются подтвержденными.
Письменные и устные справки о совершаемых операциях по счетам выдаются только в случаях, предусмотренных Федеральным законом “О банках и банковской деятельности” и другими законодательными актами.
В случае утери клиентом выписки из лицевого счета ее дубликат может быть выдан клиенту только с письменного разрешения руководителя кредитной организации или его заместителя по заявлению клиента, в котором он обязан указать причины утраты выписки, подписанному руководителем и главным бухгалтером организации, физическим лицом — владельцем счета. На титульной части дубликата делается надпись:
“Дубликат выписки за “____” ____________ ______ г.”.
Дубликаты выписок из лицевых счетов составляются на бланках лицевых счетов с защитной сеткой. Если имеется техническая возможность, дубликаты выписок из лицевых счетов могут составляться на ЭВМ или получаться посредством ксерокопии.
Дубликат выписки подписывается бухгалтерским работником и главным бухгалтером, или его заместителем, или начальником отдела, скрепляется оттиском печати кредитной организации и выдается представителю клиента под расписку на заявлении.
На титульной части лицевого счета, по которому составлен дубликат, делается надпись:
“____” ____________ ______ г. Выдан дубликат выписки.”
Эта надпись скрепляется подписями главного бухгалтера или его заместителя.
После выдачи (высылки) выписок клиентам лицевые счета за отчетный месяц брошюруются в пачки в возрастающем порядке номеров счетов по балансовым и внебалансовым счетам и сдаются в архив. База данных лицевых счетов в ЭВМ ведется с обязательным дублированием как минимум на двух различных носителях и должна обеспечивать сохранение информации в течение срока, установленного для хранения соответствующих документов;
Ведомость остатков по счетам первого, второго порядков, лицевым счетам, балансовым и внебалансовым счетам составляется ежедневно. По решению руководства кредитной организации ведомость остатков в разрезе лицевых счетов по счетам, требующим конфиденциальности, составляется отдельно. В общую ведомость остатков включаются итоги по этим счетам.
Ведомость остатков размещенных (привлеченных) средств.ведется по счетам, по которым определены сроки размещения (привлечения) средств, по форме, приведенной в Приложении 7 к настоящим Правилам, программным путем ежедневно и выдается на печать из ЭВМ по мере необходимости. продолжение
--PAGE_BREAK--