--PAGE_BREAK--
2. Учет основных средств по МСФО и РСБУ (Российские стандарты бухгалтерского учета)
Проблема оценки и учета основных средств является наиболее важной для российских организаций при подготовке отчетности, соответствующей международным стандартам (IFRS), что вызвано высокой долей основных средств в составе активов для большинства российских организаций. Таким образом, от правильной оценки основных средств, в конечном счете, в наибольшей степени зависит балансовый отчет организации. Для учета основных средств в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности (далее — МСФО) следует использовать несколько стандартов, главным образом МСФО 16 «Основные средства» (IAS 16 «Property, Plant and Equipment»). Согласно одному из подходов указанного стандарта основные средства должны оцениваться исходя из исторической стоимости: после первоначального признания в качестве актива объект основных средств должен учитываться по его первоначальной стоимости за вычетом накопленной амортизации и накопленных убытков от обесценения. В соответствии со вторым подходом основные средства должны учитываться по переоцененной стоимости. Организация, придерживающаяся второго подхода, понесет дополнительные затраты на обязательную ежегодную переоценку основных средств, а также в любом случае обязана будет исчислить стоимость основных средств и по первому подходу (историческая стоимость минус накопленная амортизация и накопленные убытки от обесценения). Поэтому второй подход представляется менее привлекательным для российских организаций.
2.1 Общие положения
Рассмотрим общие положения МСФО 16 «Основные средства» и Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденного Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н.
МСФО 16 применяется для учета основных средств, кроме случаев, когда другой Международный стандарт финансовой отчетности требует или разрешает другой порядок учета.
МСФО 16 не применяется к:
— лесам и другим аналогичным восстанавливаемым объектам природопользования;
— правам на минеральные ископаемые, к поиску и добыче минеральных ископаемых, нефти, природного газа и аналогичных невосстанавливаемых ресурсов.
Однако стандарт применяется к основным средствам, используемым для развития или обеспечения деятельности или связанных с использованием активов, которые, тем не менее, могут быть отделены от этой деятельности или активов (§ 2 МСФО 16).
В соответствии с МСФО 16 основные средства — это материальные активы, которые используются компанией для производства или поставки товаров и услуг, для сдачи в аренду другим компаниям или для административных целей, которые предполагается использовать в течение более чем одного периода (§ 6 МСФО 16).
Критерии признания активов:
— с большой долей вероятности можно утверждать, что компания получит связанные с активом будущие экономические выгоды;
— себестоимость актива для компании может быть надежно оценена.
По первому условию признания компания должна оценить степень вероятности получения будущих экономических выгод на основе фактов, имеющихся на момент первоначального признания, и рисков, которые она на себя берет. Такая определенность обычно имеется только тогда, когда блага и риски перешли к компании.
Второе условие признания обычно легко удовлетворяется, потому что в результате операции обмена, свидетельствующей о покупке актива, выявляется его стоимость. В случае создания актива своими силами надежная оценка его стоимости может производиться на основании операций с внешними сторонами по приобретению материалов, рабочей силы и другим затратам в процессе строительства.
Согласно МСФО стоимостный критерий не является определяющим при отнесении имущества (ресурсов) к основным средствам. Как правило, компания устанавливает лимит, выше которого расходы капитализируются, а ниже — списываются на текущие расходы. Величина такого лимита зависит от размера компании, от области ее деятельности и от других факторов.
В соответствии с ПБУ 6/01 оно не применяется в отношении:
— машин, оборудования и иных подобных предметов, числящихся как готовые изделия на складах организаций-изготовителей, как товары — на складах организаций, осуществляющих торговую деятельность;
— предметов, сданных в монтаж или подлежащих монтажу, находящихся в пути;
— капитальных и финансовых вложений.
Согласно ПБУ 6/01 при принятии к бухгалтерскому учету активов как основных средств необходимо единовременное выполнение следующих условий:
— использование в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации;
— использование в течение длительного времени, т.е. срока полезного использования продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;
— организацией не предполагается последующая перепродажа данных активов;
— способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.
Не относятся к основным средствам и учитываются организацией в составе средств в обороте:
— предметы, используемые в течение периода менее 12 месяцев, независимо от их стоимости;
— предметы стоимостью на дату приобретения менее стократного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда за единицу независимо от срока их полезного использования;
— иные предметы, устанавливаемые организацией исходя из правил положений по бухгалтерскому учету.
2.2 Документальное оформление
В российском учете на признание объекта основным средством может влиять и момент документального оформления права собственности. МСФО таких ограничений не предусматривают.
Имеется в виду ситуация, когда организация использует приобретенные объекты недвижимости, еще не получив на них свидетельства о праве собственности. Методические указания по учету основных средств допускают учитывать такие объекты на счете 01 «Основные средства» (п. 52 Указаний).
Условия, при которых объекты можно перевести со счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» на счет 01:
— по объекту недвижимости закончены капитальные вложения;
— оформлены первичные учетные документы по приемке-передаче;
— документы переданы на государственную регистрацию;
— объект фактически эксплуатируется.
В МСФО объект считается основным средством, когда он приведен в рабочее состояние для использования по назначению.
Главные критерии признания основных средств в сравнении российских правил и МСФО приведены в приложении 1.
3. Учет основных средств на предприятии ООО «Си-Айс»
3.1 Характеристика предприятия
Основным видом деятельности предприятия является оптовая торговля свежемороженой продукцией, сопутствующим видом деятельности является оказание услуг по хранению товаров. Необходимое условие для ведения такого рода деятельности – это наличие специализированных складских помещений с низкой температурой. С целью создания собственных складских помещений предприятие приобретало и сооружало объекты основных средств, то есть осуществляло капитальные вложения в основные средства. Наряду с этим для восстановления объектов основных средств проводился капитальный и текущий ремонт.
В настоящее время основные средства на предприятии ООО «Си-Айс» представлены следующими группами:
1. Здания. В эту группу основных средств входят: здание склада и здание офиса. Основное предназначение здания склада – это обеспечение сохранности товарно-материальных ценностей, оборудования, защита их от неблагополучных воздействий окружающей среды. Здание офиса предназначено для осуществления управленческих функций, создания условий труда для работников предприятия.
2. Сооружения. В качестве сооружений в ООО «Си-Айс» в составе основных средств учитывается забор из железобетонных панелей, назначением которого является ограждение помещений и территории предприятия.
3. Машины и оборудование. К этой группе основных средств относятся холодильные камеры, компьютер, факсовый аппарат. Холодильные камеры обеспечивают хранение мороженой продукции в течение длительного времени. Компьютер и факсовый аппарат используются управленческим персоналом для осуществления торговой деятельности.
4. Производственный и хозяйственный инвентарь. Данная группа основных средств на предприятии представлена офисной мебелью: шкафы для одежды, шкафы для книг, письменные столы, кресла.
Для целей налогового учета в соответствии с классификацией основных средств, включающих в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 года № 1. Основные средства предприятия включаются в следующие амортизационные группы:
— третья группа – имущество со сроком полезного использования свыше 3 лет до 5 лет включительно. В эту группу входит электронно-вычислительная техника;
— четвертая группа — имущество со сроком полезного использования свыше 5 лет до 7 лет включительно. К этой группе относятся: холодильные камеры, факсовый аппарат, офисная мебель;
— восьмая группа — имущество со сроком полезного использования свыше 20 лет до 25 лет включительно. К этой группе относится здание офиса и забор;
— десятая группа — имущество со сроком полезного использования свыше 30 лет. В эту группу входит здание склада.
В соответствии с Законом о бухгалтерском учете все хозяйственные операции предприятия должны документироваться, а записи в регистрах бухгалтерского учета должны производиться на основании первичных документов. Для фиксирования и учета операций с основными средствами на предприятии ООО «Си-Айс» применяются унифицированные формы первичных документов: Акт (накладная) приемки-передачи основных средств формы № ОС-1 (см. Приложение 2), Акт приемки-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов формы № ОС-3 (см. Приложение 3), Акт о приемке оборудования формы № ОС-14 (см. Приложение), Акт приемки-передачи оборудования в монтаж формы № ОС-15 (см. Приложение), Инвентарная карточка учета основных средств формы № ОС-6 (см. Приложение). Первичные документы составляются в момент совершения операции ответственными лицами: заместитель директора, менеджер, главный бухгалтер, кладовщик. Схематично порядок документирования операций можно представить так:
Поступление основных средств
Поступление оборудования
Приемка-передача оборудования в монтаж
Передача объектов основных средств из ремонта, реконструкции, модернизации
↓
↓
↓
↓
Акт (накладная) приемки-передачи основных средств форма № ОС-1
Акт о приемке оборудования форма № ОС-14
Акт приемки-передачи оборудования в монтаж форма № ОС-15
Акт приемки-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов формы № ОС-3
↓
↓
↓
↓
Подпись акта главным бухгалтером
→
Утверждение документов директором
↓
Принятие к учету бухгалтерией, составление карточки формы №ОС-6 или внесение в нее соответствующих записей
Рис.1 Документирование операций с основными средствами
После утверждения руководителем первичные документы поступают в бухгалтерию и отражаются в регистрах аналитического, синтетического и налогового учета.
Аналитический учет объектов основных средств ведется в инвентарных карточках формы № ОС-6 (см. Приложение). В них указываются сведения об объектах основных средств (первоначальная стоимость, счет синтетического учета, инвентарный номер, норма амортизации, год выпуска и другие данные), дается краткая характеристика объекта.
Синтетический учет основных средств ведется на счете 01 «Основные средства», к которому открыты субсчета: 01-1 «Здания», 01-2 «Сооружения», 01-3 «Машины и оборудование», 01-4 «Производственный и хозяйственный инвентарь», 01-8 «Выбытие объектов основных средств». Для учета сумм начисленной амортизации объектов основных средств используется счет 02 «Амортизация, основных средств». Капитальные вложения в основные средства учитываются на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы» на отдельном субсчете 08-4 «Приобретение объектов основных средств».
Регистром синтетического счета капитальных вложений в основные средства является журнал-ордер № 16 (см. Приложение), основных средств и их амортизации – журнал-ордер № 13 (см. Приложение).
Налоговый учет объектов основных средств и операций с ними ведется в регистрах налогового учета, утвержденных приказом руководителя об учетной политике для целей налогообложения:
— регистр расчет стоимости объекта учета;
— регистр учета амортизируемого имущества;
— регистр учета амортизационных отчислений;
— регистр учета расходов на ремонт основных средств;
— регистр учета операций реализации основных средств;
— регистр учета доходов и расходов от выбытия имущества;
— регистр учета расходов будущих периодов.
Регистр-расчет стоимости объекта учета предназначен для расчета первоначальной стоимости приобретенного объекта основных средств. В нем указывается наименование объекта, дата приобретения, первоначальная стоимость и порядок расчета стоимости с указанием видов расходов по приобретению.
Регистр учета амортизируемого имущества предназначен для учета объектов основных средств в течение налогового периода. В нем указываются наименования объектов основных средств, инвентарный номер, первоначальная стоимость, срок полезного использования, дата приобретения, дата ввода в эксплуатацию, амортизационная группа, способ начисления амортизации, сумма амортизации в месяц и другие данные.
Регистр учета амортизационных отчислений предназначен для учета амортизационных отчислений в налоговом периоде. В нем указывается наименование амортизируемого объекта основных средств, сумма начисленной амортизации на начало года, сумма амортизации основных средств за каждый месяц налогового периода и сумма начисленной амортизации нарастающим итогом с начала года.
Регистр учета расходов на ремонт основных средств предназначен для учета таких расходов. В нем указывается наименование расходов, объект основных средств, группа амортизации и другие данные.
Регистр учета операций реализации основных средств предназначен для учета операций реализации и определения финансового результата от реализации. В нем указывается наименование объекта основных средств, инвентарный номер, первоначальная стоимость объекта, сумма начисленной амортизации, цена реализации по договору, расходы по реализации и результат от реализации (прибыль, убыток).
Регистр учета доходов и расходов от выбытия имущества предназначен для учета операций по списанию объектов основных средств. В нем указывается дата операции, суммы доходов и расходов по списанию объекта основных средств, а также определяется результат от выбытия.
Регистр учета расходов будущих периодов предназначен для учета расходов будущих периодов, к которым относятся и убытки, полученные от операций по реализации амортизируемого имущества. В нем указывается наименование расхода, дата и номер документа (регистра налогового учета), сумма расхода, срок списания, сумма расхода в месяц, подлежащая включению в состав прочих расходов.
Учетная политика предприятия разрабатывается главным бухгалтером и утверждается приказом директора. Учетная политика ООО «Си-Айс» в части основных средств для целей бухгалтерского учета предусматривает следующие положения: амортизация объектов основных средств начисляется линейным методом, расходы на ремонт основных средств включаются в издержки обращения периода, в котором были произведены такие расходы. Учетной политикой для целей налогообложения так же предусматривается начисление амортизации линейным методом, и не предусмотрено образование резервов для проведения ремонта основных средств.
Амортизация объектов основных средств, как в бухгалтерском учете, так и в налоговом, рассчитывается исходя из сроков полезного использования объектов. Срок полезного использования объектов основных средств на предприятии устанавливается на момент ввода объекта в эксплуатацию отдельным приказом. В бухгалтерском учете предприятия приняты следующие сроки полезного использования основных средств: здания — 15 лет, сооружения — 10 лет, офисная мебель, факсовый аппарат, компьютер — 5 лет, холодильные камеры — 10 лет. Для целей налогового учета срок полезного использования основных средств определяется исходя из принадлежности объектов основных средств к группам амортизируемого имущества, установленным главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации: здание склада — 10 лет, здание офиса — 10 лет, забор — 8 лет, офисная мебель, факсовый аппарат, холодильные камеры — 5 лет, компьютер — 4 года.
На предприятии уделяется внимание контролю за сохранностью и надлежащей работой основных средств. Контроль за сохранностью объектов основных средств осуществляется путем проведения инвентаризации имущества, которая в соответствии с учетной политикой предприятия должна проводиться один раз в год. Дата проведения инвентаризации и состав инвентаризационной комиссии устанавливаются приказом руководителя о назначении проведения инвентаризации. Для оформления инвентаризации и ее результатов используются унифицированные формы документов: инвентаризационная опись основных средств формы № ИНВ-1 (см. Приложение 9) и сличительная ведомость результатов инвентаризации основных средств, нематериальных активов формы № ИНВ-18 (см. Приложение 10).
Контроль за работой оборудования осуществляет менеджер предприятия, путем ежедневного наблюдения за работой оборудования и внесения соответствующих записей в журнал регистрации температур. Основные требования, которые предъявляются к работе холодильных камер – это поддержание стабильного заданного температурного режима и безопасность эксплуатации. Сбой в работе оборудования могут привести к порче товарно-материальных ценностей хранящихся в камерах, и как следствие к убыткам предприятия.
Журнал регистрации температур нумеруется, шнуруется, скрепляется печатью и подписями руководителя и главного бухгалтера предприятия. На первых листах журнала указывается характеристика камер хранения. На последующих листах журнала ежедневно фиксируются данные измерения температуры воздуха по всем холодильным камерам два раза в день: в 8 и 16 часов. В конце месяца выводятся средние значения температуры воздуха по каждой камере в отдельности. В случае колебания температуры в камерах хранения в графе «Примечание» указываются причины технического или организационного порядка, вызвавшие колебание температурного режима в камерах. По истечении месяца записи в журнале проверяются заместителем директора, что подтверждается его подписью в журнале.
3.2 Отражение операций с основными средствами в бухгалтерском и налоговом учете предприятия
Приобретение объектов основных средств ООО «Си-Айс» осуществляло за плату, по договорам купли – продажи. В марте 2001 года предприятие приобрело у ОАО «Норд» два здания: здание склада и здание офиса. Договорная стоимость здания склада составила 540000 рублей включая налог на добавленную стоимость, здание офиса 330000 рублей включая налог на добавленную стоимость. По договору купли-продажи в собственность ООО «Си-Айс» также перешла часть железобетонного забора протяженностью 340 метров. Договорная стоимость забора составила 12000 рублей включая налог на добавленную стоимость. Плата за регистрацию права собственности на здания составила 6700 рублей. В этом же месяце была произведена оплата по договору купли-продажи в сумме 882000 рублей.
Ввод объектов основных средств в эксплуатацию оформляется комиссией с составлением акта (накладной) приемки-передачи основных средств формы № ОС-1 (см. Приложение 2). На основании утвержденного акта приемки- передачи бухгалтером открыты инвентарные карточки учета основных средств формы № ОС-6 (см. Приложение 4) по каждому объекту основных средств.
Кроме того в журнале-ордере № 16 за март 2001 года произведены соответствующие записи по кредиту счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» на сумму первоначальной стоимости объектов основных средств, в которую вошла и сумма платы за регистрацию права собственности на здания. Первоначальная стоимость основных средств составила 744200 рублей.
В 2002 году предприятие приобрело по договору купли-продажи холодильное оборудование. В феврале 2002 года согласно заключенного договора произведена предоплата фирме «Нико» в сумме 150000 рублей. В марте 2002 года получено оборудование на сумму 237000 рублей включая налог на добавленную стоимость. Кроме того, в марте для сооружения холодильной камеры приобретены материалы общей стоимостью 138167 рублей без налога на добавленную стоимость. Так же произведены работы подрядной организацией по сооружению камеры, стоимость которых согласно счету-фактуре подрядчика составила 76107 рублей включая налог на добавленную стоимость. В конце месяца составлен акт на списание израсходованных материалов, стоимость которых по данным учета составила 119506 рублей.
В апреле 2002 года также проводились работы по сооружению холодильной камеры. Стоимость израсходованных материалов без учета налога на добавленную стоимость составила 131243 рубля. Стоимость услуг подрядной организации по сооружению камеры согласно предъявленному счет-фактуре составила 54600 рублей включая налог на добавленную стоимость. Поставщик оборудования фирма «Нико» произвела работы по монтажу холодильного оборудования в камере и его испытанию, стоимость которых согласно выставленному счету-фактуре составила 41000 рублей включая налог на добавленную стоимость. Поставщику оборудования перечислены денежные средства в сумме 128000 рублей за оборудование и монтажные работы.
При получении оборудования от поставщика комиссией был составлен акт о приемке оборудования формы № ОС-14 (см. Приложение 5) в одном экземпляре. В апреле 2002 года передача оборудования для монтажа представителем фирмы «Нико» осуществлялась с составлением акта приемки – передачи оборудования в монтаж формы № ОС-15 (см. Приложение 6) в двух экземплярах. По окончании монтажных работ ввод холодильной камеры в эксплуатацию был оформлен актом (накладной) приемки – передачи основных средств формы № ОС-1 (см. Приложение 2).
На основании утвержденного акта (накладной) приемки – передачи основных средств бухгалтером предприятия открыта инвентарная карточка формы № ОС-6 (см. Приложение 4).
Кроме того, в журнале – ордере № 16 за апрель 2002 года сделаны соответствующие записи по кредиту счета 07 «Оборудование к установке» на сумму 197500 рублей и кредиту счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» на сумму первоначальной стоимости холодильного оборудования, которая составила 591338,17 рублей.
В налоговом учете предприятия за апрель 2002 года составлен регистр «Регистр – расчет стоимости объекта учета» и внесены записи в регистр учета амортизируемого имущества.
В учете предприятия поступление объектов основных средств отражено следующими проводками:
№ п/п
Содержание хозяйственной операции
Корреспонденция счетов
Сумма
Д
К
Март 2001 года
1
Приобретение здания склада
08-4
60
450000
2
НДС по зданию склада
19
60
90000
3
Приобретение здания офиса
08-4
60
275000
4
НДС по зданию офиса
19
60
55000
5
Приобретение забора
08-4
60
12500
6
НДС по забору
19
60
2500
7
Плата за регистрацию права собственности на здания
08-4
60
6700
8
Оплата по договору купли-продажи
60
51
885000
9
Оприходованы в составе основных средств здания склада и офиса
01-1
08-4
731700
10
Оприходован в составе основных средств забор
01-2
08-4
12500
11
Отнесен на возмещение из бюджета НДС по приобретенным основным средствам
68-2
19
147500
Февраль 2002 года
1
Произведена предоплата за оборудование фирме «Нико»
60
51
150000
Март 2002 года
1
Получено оборудование от фирмы «Нико»
07
60
197500
2
НДС по оборудованию
19
60
39500
3
Услуги подрядной организации по сооружению камеры
08-4
60
63422-50
4
НДС по услугам подрядчика
19
60
12684-50
5
Стоимость материалов, израсходованных на сооружение камеры
08-4
10
119506
Апрель 2002 года
1
Стоимость материалов, израсходованных на сооружение камеры
08-4
10
131243
2
Передано оборудование в монтаж
08-4
07
197500
3
Стоимость услуг подрядной организации по сооружению камеры
08-4
60
45500
4
НДС по услугам подрядчика
19
60
9100
5
Стоимость монтажных работ
08-4
60
34166-67
6
НДС по монтажным работам
19
60
6833-33
7
Перечислены денежные средства фирме «Нико»
60
51
128000
8
Оплачены услуги подрядной организации
60
51
130707
9
Введена в эксплуатацию холодильная камера
01
08-4
591338-17
10
Отнесен на возмещение из бюджета НДС по приобретенному оборудованию и услугам подрядчика
68-2
19
68117-83
Амортизация по основным средствам, поступившим на предприятие, как в бухгалтерском, так и в налоговом учете начисляется ежемесячно, начиная с месяца следующего за месяцем приобретения или сооружения объектов основных средств.
Амортизация начисляется исходя из сроков полезного использования объектов основных средств, которые определяются на момент ввода объектов основных средств в эксплуатацию.
По приобретаемым объектам основных средств, бывшим в эксплуатации, организации вправе определять норму амортизации с учетом срока полезного использования, уменьшенного на количество лет (месяцев) эксплуатации данного имущества предыдущими собственниками.
Исходя из принятых сроков полезного использования объектов основных средств, суммы амортизации в бухгалтерском учете определились следующим образом:
№ п/п
Наименование объекта основных средств
Первоначальная стоимость, руб.
Срок полезного использования, лет
Норма амортизации в год 100: гр.4, %
Сумма амортизации в месяц гр.3×гр.5:12, руб.
1
2
3
4
5
6
1
Здание склада
454159
15
6,67
2524
2
Здание офиса
277541
15
6,67
1543
3
Забор
12500
10
10
104
4
Холодильная камера
591338,17
10
10
4928
Для целей налогового учета срок полезного использования по объектам основных средств, введенным в эксплуатацию до 1 января 2002 года установлен организацией по состоянию на 1 января 2002 года с учетом Классификации, утвержденной постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 года № 1, сроков полезного использования по амортизационным группам и времени их эксплуатации до 1 января 2002 года.
Срок полезного использования по состоянию на 1 января 2002 года установлен: по зданию склада – 10 лет, по зданию офиса – 10 лет, по забору – 8 лет.
Суммы амортизационных отчислений в налоговом учете предприятия определились следующим образом:
№ п/п
Наименование объекта основных средств
Восстановительная стоимость на 1.01.2002 г., руб.
Срок полезного использования на 1.01.2002 г., мес
Норма амортизации в месяц, % К=1/гр.4×100%
Сумма амортизации в месяц, руб гр.3×гр.5:100
1
2
3
4
5
6
1
Здание склада
431443
120
0,83
3581
2
Здание офиса
263654
120
0,83
2188
3
Забор
11564
96
1,04
120
По объектам основных средств приобретенных после 1 января 2002 года срок полезного использования установлен исходя из их принадлежности к группам амортизируемого имущества и сроков полезного использования, определенных для этих групп.
№ п/п
Наименование объекта основных средств
Первоначальная стоимость, руб.
Срок полезного использования, мес.
Норма амортизации в месяц, % К=1/гр.4×100%
Сумма амортизации в месяц, руб гр.3×гр.5:100
1
2
3
4
5
6
1
Холодильная камера
591338-17
60
1,67
9875
2
Холодильная камера
432603
60
1,67
7224
В бухгалтерском учете предприятия на суммы начисленной амортизации за месяц производятся записи по кредиту счета 02 «Амортизация основных средств» в журнале – ордере № 13.
В налоговом учете суммы начисленной амортизации за месяц отражаются в регистре учета амортизационных отчислений по объектам основных средств за соответствующий налоговый период и выводятся суммы начисленной амортизации по объектам основных средств за период их эксплуатации.
Приобретенные объекты основных средств находились длительное время в эксплуатации у предыдущего собственника, в связи с чем для восстановления объектов основных средств в 2001 – 2002 годах предприятие проводило ремонтные работы: ремонт кровли, наружных стен, производилась замена напольных покрытий, дверных и оконных блоков, восстановление водопровода, канализации, электропроводки и другие ремонтные работы.
Работы осуществлялись подрядными организациями, материалы для проведения ремонта частично приобретались предприятием.
Ежемесячно на законченный объем работ составлялся Акт выполненных работ, на использование в ходе ремонта материалы, Акт на списание израсходованных материалов.
Произведенные предприятием расходы на капитальный ремонт основных средств, в соответствии с учетной политикой предприятия, в бухгалтерском учете включались в полном объеме в состав издержек обращения, в налоговом учете – в состав прочих расходов отчетного периода.
Операции по проведению ремонтных работ в июне 2001 года в бухгалтерском учете отражены следующими проводками:
№ п/п
Содержание хозяйственной операции
Корреспонденция счетов
Сумма
Д
К
1
Стоимость ремонтных работ, выполненных подрядной организацией, согласно счета-фактуры
44
60
51775
2
НДС по ремонтным работам
19
60
10355
3
Стоимость материалов, использованных при проведении ремонта
44
10-6
11307
4
Оплачены услуги подрядной организации
60
51
62130
5
Отнесен на возмещение из бюджета НДС по ремонтным работам
68-2
19
10355
3.3 Отражение информации об основных средствах в отчетности организации
ООО «Си-Айс» в соответствии с положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99, утвержденным приказом Минфина РФ от 6 июля 1999 года № 48-Н, составляет промежуточную бухгалтерскую отчетность за квартал и годовую бухгалтерскую отчетность. В состав годовой отчетности предприятия входят: Бухгалтерский баланс формы № 1; Отчет о прибылях и убытках формы № 2; Отчет об изменениях капитала формы № 3; Отчет о движении денежных средств формы № 4; Приложения к бухгалтерскому балансу формы № 5 и пояснительная записка.
Рассмотрим отражение информации об основных средствах в отчетности 2002 года. В бухгалтерской отчетности за 2002 год представлены данные о первоначальной стоимости объектов основных средств, их амортизации. Данные представлены по группам основных средств на начало и конец отчетного года. В отчетности также приводится информация о движении основных средств в течении отчетного года.
Показатели бухгалтерской отчетности формируются на основании данных бухгалтерского учета.
В бухгалтерском балансе формы № 1 за 2002 год по строке 120 показана остаточная стоимость основных средств принадлежащих ООО «Си-Айс» на начало года и конец года (см. приложение 16). Показатели сформировались так:
Сальдо счета 01 «Основные средства» на конец года – 1789469-98
Сальдо счета 02 «Амортизация основных средств» на конец года – 149094-40
Стр. 120 гр.3 = стр. 120 гр.4 баланса за 2001 год = 713 тыс. рублей.
Стр. 120 гр.4 = 1789469-98 – 149094-40 = 1640375-58 рублей.
По строке 122 показана остаточная стоимость зданий, машин и оборудования. На начало года она составила 697 тыс. рублей, на конец года – 1628 тыс. рублей. Данные на начало года выбираются из предыдущего баланса за 2001 год, а на конец года – из аналитического учета основных средств, т. е. инвентарных карточек формы № ОС-6 (см. Приложение 4).
В Приложении к бухгалтерскому балансу формы № 5 основные средства, принадлежащие организации показываются в разделе 3 «Амортизируемое имущество подраздел 2 «Основные средства».
В этом разделе приведены данные об основных средствах предприятия по первоначальной стоимости в разрезе групп: здания, сооружения, машины и оборудование и производственный и хозяйственный инвентарь.
По строке 361 формы, показана стоимость здания на начало и конец года, которая в соответствии с данными субсчета 01-1 «Здания» составила 732 тыс. рублей.
По строке 362 формы приведена первоначальная стоимость сооружений, которая в соответствии с данными субсчета 01-2 «Сооружения» составила 12 тыс. рублей на начало и конец года.
По строке 363 в графе 3 и 6 показана стоимость машин и оборудования на начало года – 6 тыс. рублей и конец года – 1030 тыс. рублей. В графе 4 показана стоимость введенного в эксплуатацию оборудования – 1024 тыс. рублей. Показатели приведены на основании данных субсчета 01-3 «Машины и оборудование».
По строке 365 формы приведена стоимость хозяйственного инвентаря на начало и конец года, которая в соответствии с данными субсчета 01-4 «Производственный и хозяйственный инвентарь» составила 15 тыс. рублей.
По строке 370 приведена первоначальная стоимость всех основных средств, принадлежащих предприятию, на начало года – 765 тыс. рублей, введенных в эксплуатацию в отчетном году – 1024 тыс. рублей и на конец года – 1789 тыс. рублей.
По строке 371 формы приводится стоимость производственных основных средств и она совпадает с данными строки 370.
В справке к разделу 3 по строке 394 показана сумма начисленной амортизации основных средств на начало года – 52 тыс. рублей и на конец года – 149 тыс. рублей. По строкам 395-397 приводятся данные об амортизации по отдельным группам основных средств. Данные приводятся на основании синтетического и аналитического учета амортизационных отчислений. продолжение
--PAGE_BREAK--