Реферат по предмету "Музыка"


Танеев Сергей Иванович

Танеев
Сергей Иванович
 (1856—1915)

Русский
композитор, пианист, педагог, учёный, музыкально-общественный деятель. Сын
магистра словесности, музыканта-любителя И. И.Танеева. В 1875 окончил Московскую
консерваторию у Н. Г. Рубинштейна (фортепьяно) и П. И. Чайковского
(композиция). Выступал в концертах как пианист-солист и ансамблист (в 1876
совершил концертное турне совместно с Л.С.Ауэром по городам Центральной и Южной
России, впоследствии играл с Г. Венявским, А. В. Вержбиловичем. с «Чешским
квартетом», в фортепьянных дуэтах с А. И. Зилоти, П. А. Пабстом и др.). Первый
исполнитель многих фортепьянных произведений Чайковского, участвовал в
исполнении собственных сочинений (в России и за рубежом). В 1878—-1005
деятельность Танеева была неразрывно связана с Московской консерваторией (с
1881 профессор), где он вёл классы гармонии, инструментовки, а также фортепьяно
(1881—88), свободного сочинения (композиции, 1883—88), контрапункта и фуги
(полифонии), музыкальной формы (с 1897), в 1885—89 директор. В 1905, в знак
протеста против консервативных методов руководства и реакционного произвола
дирекции, Танеев демонстративно покинул консерваторию, куда, несмотря на
просьбы профессоров и студентов, больше не возвратился. Однако Танеев продолжал
заниматься с учениками (безвозмездно, частным образом). Он оставался видной
фигурой в музыкальной жизни Москвы: был одним из основателей и педагогов
Народной консерватории (1906), одним из учредителей и активных членов общества
«Музыкально-теоретическая библиотека» (1908), участвовал в работе Пречистенских
курсов для рабочих, ряда концертных организаций. Большое внимание уделял Танеев
изучению музыкального фольклора. В 1880-х гг. записал от А. А. Гатцука и
обработал 27 украинских песен, позднее гармонизовал 8 малорусских песен из
собрания Н. А. Янчука, во время путешествия по Сванетии (1885) записал много
песен и инструментальных наигрышей народов Северного Кавказа. Ему принадлежит
первое историко-теоретическое исследование фольклора народов Кавказа ( [О
музыке горских татар], «Вестник Европы», 1886, кн. 1, с. 94—98).

Убеждённый
последователь классики (в его музыке нашли претворение традиции М. И. Глинки,
П. И. Чайковского, а также И. С. Баха, Л. Бетховена), Танеев предвосхитил
многие тенденции музыкального искусства 20 века . Его творчество отмечено
глубиной и благородством замыслов, высокой этичностью и философской
направленностью, сдержанностью высказывания, мастерством тематического и
полифонического развития. Полифония приобрела особое значение в произведениях
Танеева , однако увлечение сложными полифоническими приёмами приводило порой к
рационализму, рассудочности. В своих сочинениях он тяготел к
нравственно-философской проблематике. Такова, напремер , его единственная опера-трилогия
«Орестея» (по Эсхилу, 1894) — образец претворения античного сюжета в русской
музыке. Особое значение в творчестве Танеева приобрели камерно-инструментальные
произведения (его трио, квартеты, квинтеты принадлежат к лучшим образцам этого
жанра в русской музыке). Он явился одним из создателей лирико-философской
кантаты в русской музыке («Иоанн Дамаскин», «По прочтении псалма»). Он возродил
популярный в отечественной музыке 17—18 вв. жанр — хоры a cappella (автор более
40 хоров). В инструментальной музыке особое значение придавал Танеев
интонационному единству цикла. Этот музыкально-драматургический принцип в
значительной мере связан с монотематизмом и воплощён прежде всего в 4-й
симфонии , а также в ряде камерно-инструментальных ансамблей.

Велик вклад
Танеева - учёного в развитие музыкальной теории. Он создал уникальный труд —
«Подвижный контрапункт строгого письма» (1889—1906) и его продолжение— «Учение
о каноне» (конец 1890-х гг. — 1915).

Большое
историческое значение имела педагогическая деятельность Танеева (А. К. Глазунов
назвал его «мировым учителем»). Он боролся за высокий уровень
музыкально-теоретической подготовки учащихся консерватории всех специальностей.
Танеев создал композиторскую школу, а также воспитал много музыковедов,
дирижёров, пианистов (в фортепьянной педагогике Танеев явился продолжателем
традиций Н.Г.Рубинштейна). Среди учеников: С.В.Рахманинов, А. Н. Скрябин, Н. К.
Метнер, Р. М. Глиэр, К. Н. Игумнов, Г. Э. Конюс, Б. Л. Яворский.

Сочинения:

опера

Орестея (без
ор., 1894, поставлена 1895, Мариинский театр, Петербург);

кантаты -

Cлавa H. Г.
Рубинштейнy (слова И. В. Самарина, для солистов, xoрa и оркестра, без op.,
1874), Я памятник себе воздвиг (слова A. С. Пушкина, для xорa и оркестра, без
ор., 1880), Иоанн Дамаскин (слова A. К. Толстогo, для xорa и оркестра, op. 1,
1884), Пo прочтении псалмa (слова A. С. Хомяковa, для солистов, xоpa и
оркестра, оp. 36, 1915);

для opкестра-

симфонии (1-я,
е-moll, без ор., 1874; 2-я, В-dur, без ор., 1877-78, не окончена, зaвеpшена В.
M. Блоком, l974; 3-я, d-moll, без op., 1884; 4-я, с-moll, op. 12, 1898),
увертюры (g-moll, без op., 1874; d-moll, без op.. 1875; Увертюра на русскую
тему, без oр., l882; Орестея, op. 6, 1889), Adagio C-dur (без op., 1874);

для инструмента
с оркестром-

концерт для фортепьно
Еs-dur (1-я часть, без op., l875- 76, завершен П. A. Ламмом, 1957), Канцона для
кларнета (со струнным оркестром, без ор., 1883), Концертная сюита для скpипки
(op. 28, 1909);

камерно-инструментальные
ансамбли-

соната для
cкpипки и фортепьно a-moll (без ор., 1911), трио (для cкpипки, альта и
виолончели D-dur, без ор., 1880, и h-moll, без ор., 1913; для 2 скрипок и
альта, D-dur, ор. 21, 1907; фортепьянное, D-dur, ор. 22, 1908; для cкpипки,
альта и тенор-виолы, Es-dur, ор. 31, l911), струнные квартеты (Еs-dur, без ор.,
1880; C-dur, без ор., 1883; A-dur, без ор., 1883; d-moll, без ор., 1886, по 2-й
редакции- 3-й, ор. 7, 1896: 1-й, b-moll, ор. 4, 1890; 2-й, C-dur, ор. 5, 1895;
4-й, a-moll, ор. 11, 1891; 5-й, A-dur, op. 13, 1903: 6-й, B-dur, op. l9, 1905; G-dur,
без op., 1905), фортепьянный квартет E-dur (op. 20, 1906), квинтеты (1-й
струнный-для 2 скрипок, альта и 2 виолончелей, C-dur, op. 14, 1901, 2-й
струнный- для 2 скрипок, 2 альтов и виолончели, C-dur, ор. 16, 1904;
фортепьянный, g-moll, ор. 30, 191l), Andante для 2 флейт, 2 гобоев, 2
кларнетов, 2 фаготов и 2 валторн (без ор., 1883);

для фортепьно-

соната Еs-dur
(1-я ч., без ор., 1873-74), 5 скерцо (еs-moll, d-moll, C-dur, F-dur, g-moll;
без op., 1874-75), тема с вариациями c-moll (без ор., 1874) 3 прелюдии
(сохранилась 1-я, F-dur, 1891), Прелюдия и фуга gis-moll (ор. 29, 1910);

хоры а саррellа
(свыше 40)-

в том числе 3
для мужских голосов, слова А. А. Фета, А. В. Кольцова (без ор., 1877, 1880),
Нидерландская фантазия (без ор., 1880), Восход солнца и Из края и край (слова
Ф. И. Тютчева, ор. 8, 1897 и op. 10, 1899), 2 на слова A. С. Хомякова (ор. 15,
1900), 12 на слова Я. П. Полонского (ор. 27, 1909), 16 на слова К. Д. Бальмонта
(ор. 35, 1913);

камерно-вокальные
ансамбли с фортепьно (свыше 10) -

дуэты на слова
В. А. Жуковского, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Тютчева, Фета, терцет (ор.
25, 1881, 2-я редакция 1908);

камерно-вокальные
ансамбли а саррellа (свыше 10) -

терцеты на
cлова Г. Р. Державина, Пушкина, Тютчева;

для голоса с
фортепьяно-

10 романсов на
слова П. Б. Шелли (в переводе К. Бальмонта), А. К. Толстого, Фета и др. (ор.
17, разные гг., издано 1905), Иммортели (10 стихотворений из сборника переводов
Эллиса, ор. 26, 1908), 4, 5 и 7 стихотворений, слова Полонского (ор. 32, 33 и
34, 1911-1912), романсы (на слова Жуковского, А. А. Курсинского, собственные);

обработки
народных песен-

русская и 27
украинских народных песен (запись и обработка, 1880-е гг.), 8 малорусских песен
из собрания Н. А. Янчука (гармонизация, 1912);

доработка,
редакция, инструментовка, и переложение для фортепьно произведений других
авторов-

3-й концерт для
фортепьно с оркестром и Экспромт (доработка), Andante и финал для фортепьно с
оркестром и вокальный дуэт Ромео и Джульетта (доработка и инструментовка),
романсы (в том числе "Ни слова, о друг мой", "Страшная
минута") и вокальные ансамбли (инструментовка) Чайковского (1890-е гг.),
баллада "Лecной царь..." и кантата "Гимн искусству"
Аренского, балет "Щелкунчик" и опера "Иоланта" Чайковского
и др. (клавираус-цуги), переложение для фортепьно в 4 руки симфоний - Аренского
(1-я), Глазунова (5-я), Чайковского (4-я, 5-я).
Список
литературы

Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://cl.mmv.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Оптимизация сетевой модели комплекса производственных работ 2
Реферат Учебно-ознакомительная практика по психологии
Реферат Развитие мотивации игровой деятельности у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью
Реферат Представление новых технологий фортепианной школы
Реферат Антропонимы в художественных текстах д. Хармса: структурно-семантический аспект 10. 02. 01 русский язык
Реферат Финансы предприятий
Реферат Nuclear Fusion Essay Research Paper Fusion reactions
Реферат Орграфы теория и применение
Реферат Оптимальный план перевозок
Реферат Творческая история комедии Горе от ума
Реферат Повышение экономической роли США в межвоенный период
Реферат Методы продвижения туристического продукта на рынке тур услуг
Реферат Педагогическая деятельность по предупреждению рисков социализации посредством работы с лидерами малых групп
Реферат Щит Енея уривок з Енеїди
Реферат Использование корпоративных информационных систем в управлении организацией: необходимость, проблемы, перспективы