--PAGE_BREAK--
Аудиторская организация может быть создана в любой организационно-правовой форме, за исключением открытого акционерного общества. Не менее 50% ее кадрового состава должны составлять граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории России, а в случае, если руководителем аудиторской организации является иностранный гражданин, — не менее 75%.
При проведении аудита аудиторская организация, индивидуальный аудитор вправе:
1) самостоятельно определять формы и методы проведения аудита на основе федеральных стандартов аудиторской деятельности, а также количественный и персональный состав аудиторской группы, проводящей аудит;
2) исследовать в полном объеме документацию, связанную с финансово-хозяйственной деятельностью аудируемого лица, а также проверять фактическое наличие любого имущества, отраженного в этой документации;
3) получать у должностных лиц аудируемого лица разъяснения и подтверждения в устной и письменной форме по возникшим в ходе аудита вопросам;
4) отказаться от проведения аудита или от выражения своего мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности в аудиторском заключении в случаях:
а) непредоставления аудируемым лицом всей необходимой документации;
б) выявления в ходе аудита обстоятельств, оказывающих либо способных оказать существенное влияние на мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица;
5) осуществлять иные права, вытекающие из договора оказания аудиторских услуг.
При проведении аудита аудиторская организация, индивидуальный аудитор обязаны:
1) предоставлять по требованию аудируемого лица обоснования замечаний и выводов аудиторской организации, индивидуального аудитора, а также информацию о своем членстве в саморегулируемой организации аудиторов;
2) передавать в срок, установленный договором оказания аудиторских услуг, аудиторское заключение аудируемому лицу, лицу, заключившему договор оказания аудиторских услуг;
3) обеспечивать хранение документов (копий документов), получаемых и составляемых в ходе проведения аудита, в течение не менее пяти лет после года, в котором они были получены и (или) составлены;
4) исполнять иные обязанности, вытекающие из договора оказания аудиторских услуг.
5) хранить тайну об операциях аудируемых лиц и лиц, которым оказывались сопутствующие аудиту услуги.
Аудиторские организации и их руководители, индивидуальные аудиторы, аудируемые лица и лица, подлежащие обязательному аудиту, несут уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством РФ.
Цель аудита – это выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ. Данное определение приведено и в Законе об аудиторской деятельности, и в ФПСАД, оно является полным и исчерпывающим. Исходя из этого, целью аудита не является:
— поиск ошибок и злоупотреблений;
— проверка правильности налоговых расчетов или налоговые консультации;
— разоблачение мошеннических действий.
Глава 2. Аудит учета операций с денежными средствами на примере ОАО «Вяземский хлебокомбинат»
2.1 Организация аудиторской проверки операций с денежными средствами
Аудиторская проверка операций с денежными средствами предполагает проверку кассовых, банковских и валютных операций.
Основная цель аудиторской проверки — формирование мнения о достоверности бухгалтерской отчетности по разделу «Денежные средства» и соответствии применяемой методики учета денежных средств действующим в Российской Федерации нормативным документам. Для достижения данной цели необходимо установить законность, достоверность и целесообразность совершения операций с денежными средствами на предприятии, правильность их отражения в учете и отчетности.
В ходе аудита операций с денежными средствами решаются следующие задачи:
— ознакомление с условиями хранения наличных денег, ценных бумаг и других денежных документов в кассе;
— изучение фактического порядка документального оформления операций по приходу и расходу денежных средств, ведения кассовой книги, учета кассовых операций;
— проверка соблюдения кассовой дисциплины (своевременности и полноты оприходования наличных денег в кассе и возврата в банк сверхлимитных остатков денежных средств, установленных правил расчетов наличными деньгами с юридическими лицами, порядка выдачи и возврата в кассу подотчетных сумм целевого использования, полученных из банка по чекам денежных средств (в том числе валютных) и другие;
— установление количества открытых в банках рублевых и валютных счетов, определение законности и целесообразности операций по поступлению и списанию средств с банковских счетов предприятия (в том числе валютных), правильности их отражения в учете;
— проверка состояния платежно-расчетной дисциплины.
В процессе аудиторской проверки операций с денежными средствами следует руководствоваться следующими нормативными документами:
— Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ (в ред. Федерального закона от 23.07.98 г. № 123-ФЗ);
— Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ (с изменениями от 13 декабря 2010 г.);
— Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное Приказом МФ РФ от 29 июля 1998 г. № 34н (в ред. Приказа МФ РФ от 30 декабря 1999 г. № 107н);
— Положение «О безналичных расчетах в Российской Федерации», утвержденное ЦБ РФ 3 октября 2002 г. № 2-П;
— План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и Инструкция по его применению, утвержденные Приказом МФ РФ от 31 октября 2000 г. № 94н;
— Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденный Письмом ЦБ РФ от 4 октября 1993 г. № 18 (в ред. Письма ЦБ РФ от 26 февраля 1996 г. № 247);
Информационная база, используемая аудитором при проверке денежных операций, включает:
— основные нормативные документы, регулирующие порядок проведения кассовых, банковских и расчетных операций, а также бухгалтерский учет этих операций;
— приказ об учетной политике организации;
— бухгалтерскую отчетность — Бухгалтерский баланс (ф. № 1), Отчет о прибылях и убытках (ф.№2) и Отчет о движении денежных средств (ф. № 4);
— налоговую отчетность (сведения о рублевых счетах и счетах в иностранной валюте);
— регистры синтетического учета денежных операций: журналы-ордера, ведомости, машинограммы по счетам 50, 51, 52, 55, 57); журналы регистрации приходных и расходных кассовых ордеров, платежных поручений; кассовую книгу; Главную книгу;
— первичные документы, оформляющие операции с денежными средствами — отчеты кассира с приложенными первичными документами (приходные и расходные кассовые ордера, платежные ведомости, квитанции и др.); чековые денежные книжки; выписки банков по рублевым и валютным счетам с приложенными первичными документами (счета, платежные поручения, платежные требования-поручения, авизо) и др.
По приказу об учетной политике аудитор знакомится:
— с рабочим планом счетов, используемых предприятием для отражения в учете операций с денежными средствами;
— применяемой формой бухгалтерского учета и перечнем регистров по учету денежных средств;
— документооборотом (графиком документооборота) первичных документов, связанных с учетом денежных средств;
— перечнем лиц, которым предоставлено право подписи денежных и расчетных документов.
Рассмотрим основные этапы проведения аудиторской проверки, операций с денежными средствами.
1) Определение цели и основных задач аудита, подборка нормативных актов.
2) Составление аудиторской программы проверки денежных средств. Возможный вариант программы проверки на примере ОАО «Вяземский хлебокомбинат» приведен ниже (табл. 1).
3) Определение возможности использования результатов работы внутреннего аудита, посредством тестирования средств контроля и процедур по существу.
Программа тестов средств контроля представляет собой перечень совокупности действий, предназначенных для сбора информации о функционировании системы внутреннего контроля и учета. Программы помогают выявить существенные недостатки, являясь составной частью рабочей документации аудита, способствуют документальному оформлению процесса аудита и его результатов. Один из возможных вариантов тестов, составленный на примере ОАО «Вяземский хлебокомбинат» приведен в таблице 2.
В практической деятельности большинство аудиторских фирм имеют собственные, самостоятельно разработанные тесты оценки системы внутреннего контроля, которые лишь несколько модифицируются исходя из специфики организации деятельности и структуры предприятия.
4) Установление соответствия данных бухгалтерской отчетности данным счетов бухгалтерского учета денежных средств.
5) Проверка организации материальной ответственности.
6) Документальное оформление движения денежных средств.
7) Выявление существенных нарушений ведения учета денежных средств, подготовки отчетности и соблюдения законодательства. Выявив существенные вопросы, требующие профессионального суждения аудитора, вместе с выводами, сделанными по этим вопросам, аудитор отражает их в рабочей документации в соответствии с федеральным стандартом аудиторской деятельности № 2 «Документирование аудита».
8) Выражение мнения о достоверности отчетности в части учета денежных средств.
Таблица 1 .
Программа аудиторской проверки операций с денежными средствами
Проверяемая организация
Период аудита
Количество человеко-часов
Руководитель аудиторской группы
Состав аудиторской группы
Планируемый аудиторский риск
Планируемый уровень существенности
ОАО «Вяземский хлебокомбинат»
с 01.01.10 по 31.12.10
280
Нежданов Г.В.
Нежданов Г.В., Иванов П.П.
4%
1%
№
Перечень процедур
Источники информации
А. Кассовые операции
1
Проведение внезапной проверки кассы (при необходимости)
Кассовые документы, наличные денежные средства, кассовая книга, регистры по счету 50
2
Проверка оборотов и остатков по счету 50 «Касса» и их соответствия данным Главной книги
Кассовая книга, ведомости, журналы-ордера, машинограммы по счету 50, Главная книга
3
Выборочная проверка целевого использования денежных средств, полученных из банка, соблюдения лимита кассы и установленного лимита расчетов между юридическими лицами наличными деньгами
Выписки банка, кассовые документы, ведомости, журналы-ордера, машинограммы по счетам 50,51 и др.
4
Выборочная проверка правильности оформления кассовых документов и соответствия их данных записям в Кассовой книге и учетных регистрах по счету 50. Проверка правильности корреспонденции счетов
Кассовые документы, кассовая книга, ведомости, журналы-ордера, машинограммы по счетам 50, 51, 76 и др.
Б. Банковские операции
5
Установление количества банковских счетов у предприятия и законности их открытия
Договоры с банками на расчетно-кассовое обслуживание
6
Проверка оборотов и остатков по счетам учета средств на расчетном и других счетах предприятия и их соответствия данным Главной книги
Ведомости, журналы-ордера, машинограммы по счетам 51, 55, 57, выписки банка. Главная книга
7
Выборочная проверка соответствия первичных платежно-расчетных документов выпискам банка по расчетному и другим счетам предприятия
Выписка банка, расчетно-платежные документы, договоры
8
Выборочная проверка точности отражения в учетных регистрах операций по поступлению и списанию средств с расчетного и других счетов предприятия
Выписки банка, расчетно-платежные документы, машинограммы, Главная книга
В. Валютные операции
9
Установление количества валютных банковских счетов у предприятия и законности их открытия
Договоры с банками на расчетно-кассовое обслуживание
10
Проверка оборотов и остатков по счету 52 «Валютный счет» и их соответствия данным Главной книги
Ведомости, журналы-ордера, машинограммы по счету 52, 57, выписки банка. Главная книга
11
Проверка законности осуществления и правильности оформления валютных операций
Контракты, расчетно-платежные документы, выписки банка по валютному счету
12
Проверка соответствия первичных платежно-расчетных документов выпискам банка по валютному счету
Выписки банка, расчетно-платежные документы, договоры
13
Проверка правильности налогообложения валютных операций
Учетная политика, машинограммы, расчетно-платежные документы
14
Проверка точности отражения в учетных регистрах валютных операций по поступлению и списанию средств с валютного счета
Выписки банка по валютному счету, расчетно-платежные документы, машинограммы, Главная книга
продолжение
--PAGE_BREAK--
Таблица 2.
Тесты проверки состояния систем внутреннего контроля и бухгалтерского учета операций с денежными средствами
№
Содержание вопроса или объекта исследования
Содержание ответа (результат проверки)
Выводы и решения аудитора
А.Внутренний контроль
1
Заключен договор о материальной ответственности с кассиром?
Имеется приказ и договор
Приказ и договор отвечают установленным требованиям
2
Созданы ли условия, обеспечивающие сохранность денежных средств?
Помещение кассы оборудовано сигнализацией, денежные средства хранятся в сейфе
Надлежащие условия хранения денежных средств обеспечены
3
Допускаются ли случаи подписания незаполненных чеков и платежных поручений?
Нет
Риск низкий
4
Регистрируются ли кассовые ордера, банковские платежные документы в журналах регистрации?
Журналы регистрации ведутся
Риск низкий
5
Полностью ли заполняются необходимые реквизиты в кассовых документах?
На некоторых документах отсутствует дата, имеются исправления, повторы номеров
Риск высокий. Обратить внимание на оформление документов
6
Снимаются ли ежедневно остатки денежных средств в кассе?
Да
Необходимо провести внезапную проверку кассы
7
Насколько регулярно отчеты кассира передаются в бухгалтерию и проверяются главным бухгалтером?
Отчеты кассира передаются в бухгалтерию и проверяются главным бухгалтером в конце недели
Ослаблен текущий контроль. Риск высокий
8
Проводятся ли внезапные проверки кассы?
В отчетном году не проводились
Риск высокий
9
Подписывает ли расходные кассовые документы руководитель предприятия?
Да
Риск низкий
10
Проверяется ли полнота оприходования поступивших денежных средств?
Выборочно, нерегулярно
Следует проверить полноту оприходования денежных средств
11
Соблюдается ли установленный лимит кассы?
Да
Контроль удовлетворительный
12
Проверяется ли целевое использование денежных средств, полученных в банке?
Да
Контроль удовлетворительный
13
Нарушаются ли установленные сроки обязательной продажи части валютной выручки?
Не нарушаются
Контроль удовлетворительный
14
Насколько регулярно проверяет главный бухгалтер соответствие данных первичных банковских документов и учетных регистров?
Еженедельно
Контроль удовлетворительный
15
Проверяется ли соответствие проведенных банковских операций договорам?
Ежемесячно
Следует проверить порядок расчетов по договорам
Б. Система учета
16
Разработаны ли схемы отражения на счетах операций с денежными средствами?
Определен только рабочий план счетов, схем нет
Возможно наличие ошибок в корреспонденции счетов
17
С какой периодичностью сверяются данные кассовой книги с данными учетных регистров и первичных документов?
Ежеквартально
Существует вероятность ошибок в учетных регистрах внутри отдельных месяцев
18
Как регулярно обрабатываются и отражаются в учете выписки банка?
Данные выписок банка отражаются в учете на 3-4 день
Возможны ошибки в корреспонденции счетов
19
Соответствуют ли данные учетных регистров Отчету о движении денежных средств?
Соответствуют
Система учета удовлетворительная
20
Проверяется ли соответствие данных регистров по учету движения денежных средств?
Ежемесячно
Система учета удовлетворительная
2.2 Аудит учета денежных средств в кассе организации
Аудиторская проверка кассовых операций является одной из важных и необходимых процедур в начальной стадии аудита. Освоение методики аудита кассовых операций представляется важной по нескольким причинам:
— денежные средства принадлежат к числу наиболее подвижных и легко реализуемых активов предприятия;
— денежные операции носят массовый и распространенный характер;
— подвижность денежных средств и массовость денежных операций делают этот участок хозяйственной деятельности экономического субъекта наиболее уязвимым с точки зрения различных нарушений.
В составе денежных средств наиболее подвижный характер имеют наличные деньги. Движение их совершается посредством кассовых операций, основными из которых являются:
— выдача средств на оплату труда;
— выдача средств на оплату административно – хозяйственных расходов;
— выдача средств подотчетным лицам.
Аудит кассовых операций должен проводиться в соответствии с разработанной программой по следующим направлениям: проверка правильности документального оформления операций по кассе; оценка полноты и своевременности оприходования денежных средств; анализ правильности списания денежных средств в расход; проверка соблюдения кассовой дисциплины; выяснение правильности отражения кассовых операций в учете.
Составлению программы проверки предшествует оценка состояния системы внутреннего контроля движения и сохранности денежных средств и других ценностей в кассе, которая проводится путем тестирования. Тестирование производится посредством вопросника, составленного аудитором. По полученным ответам аудитор определяет состояние внутреннего контроля на предприятии, дает предварительную оценку соблюдения кассовой дисциплины, выделяет «узкие» места и планирует состав контрольных процедур.
Вопросник тестов контроля кассовых операций может выглядеть как представлено на примере ОАО «Вяземский хлебокомбинат» в таблице 3.
Таблица 3.
Тесты контроля кассовых операций
Вопрос
Вариант ответа
Информация или документ, который следует запросить
Кому было предоставлено право подписи приходных и расходных кассовых ордеров в качестве главного бухгалтера
Только главному бухгалтеру
Образец подписи главного бухгалтера
Уполномоченному лицу
Имеются ли письменные распоряжения предприятия о назначении уполномоченного лица ставить подписи на приходных кассовых ордерах в качестве главного бухгалтера
Нет
Да
Письменное распоряжение руководителя
Сроки действия полномочий
Образцы подписей
Кому предоставлено право подписи приходных и расходных кассовых ордеров в качестве руководителя организации
Только главному бухгалтеру
Образец подписи руководителя организации
Уполномоченному лицу
Имеются ли письменные распоряжения руководителя организации о назначении уполномоченного лица ставить подписи на расходных кассовых документах в качестве руководителя организации
Нет
Да
Письменное распоряжение руководителя
Срок действия полномочий
Образцы подписей уполномоченных лиц
Ведется ли в организации журнал регистрации приходных кассовых ордеров
Нет
Да
Журнал регистрации приходных кассовых ордеров
Ведется ли в организации журнал регистрации расходных кассовых ордеров
Нет
Да
Журнал регистрации расходных кассовых ордеров
В каком размере банком установлен лимит денег в кассе
Лимит остатка денег в кассе организации, установленный банком
Установлены ли руководителем организации сроки внезапной ревизии кассы приказом организации
Нет
Да
Приказ об установлении сроков внезапной проверки
Сменялись ли кассиры в организации в проверяемом периоде
Нет
Да
Была ли проведена ревизия при смене кассира
Нет
Да
Акт ревизии кассы
Назначена ли приказом руководителя организации комиссия для производства ревизии кассы
Нет
Да
Приказ о начислении комиссии по ревизии кассы
Соблюдались ли установленные сроки внезапной ревизии кассы
Нет
Да
Акт внезапных ревизий кассы
Заключен ли договор с кассиром о полной материальной ответственности
Нет
Да
Договоры о полной материальной ответственности с кассирами
Производит ли организация реализацию готовой продукции, товаров, работ, услуг населению за наличные
Нет
Да
Имеются ли в организации ККМ
Нет
Да
Договоры о полной материальной ответственности с кассирами
Зарегистрирован ли ККМ в налоговых органах
Нет
Да
Карточки регистрации ККМ в налоговых органах
Имеет ли организация договор с каким-либо центром технического обслуживания и ремонта ККМ
Нет
Да
Договор с центром технического обслуживания и ремонта
Ведется ли в организации кассовая книга
Нет
Да
Кассовая книга
Получают ли сотрудники организации деньги от сторонних организаций по доверенности
Нет
Да
ККМ
Ведется ли журнал выданных доверенностей
Нет
Да
Журнал учета выданных доверенностей
Ведется ли журнал регистрации платежных ведомостей
Нет
Да
Журнал регистрации платежных ведомостей
Имеется ли в организации список лиц, которым разрешено выдавать деньги на хозяйственные нужды, утвержденный приказом по организации
Нет
Да
Список лиц, которым разрешено выдавать деньги на хоз. Нужды
При выдаче денег на хозяйственные нужды устанавливается ли срок, на который они выдаются
Нет
При проверке кассовых операций аудитор использует все методы получения аудиторских доказательств, чтобы составить свое мнение о постановке бухгалтерского учета на данном предприятии, достоверности и объективности учетных данных, эффективности системы внутреннего аудита. Основными методами сбора аудиторских доказательств являются: участие в инвентаризации; наблюдение за выполнением хозяйственных или бухгалтерских операций; устный опрос; получение письменных подтверждений; проверка документов; проверка арифметических расчетов.
Приступая к проверке кассовых операций, следует проверить правильность их документального оформления, при этом обращают внимание на полноту заполнения реквизитов приходных и расходных документов; обязательную регистрацию приходных и расходных ордеров, платежных ведомостей и др.; наличие подписей ответственных лиц и получателей денежных средств; отсутствие исправлений, подчисток и т.п. — для этого следует изучить отчеты кассира и все приложенные к ним первичные документы (приложение).
Контролируя соблюдение порядка осуществления кассовых операций и их отражение в учете целесообразно применить метод взаимного контроля, при котором сравнивают отражение одной кассовой операции в различных учетных регистрах (по корреспондирующим счетам). Например, поступление денежных средств, отраженное в ведомости №lпо дебету счета 50, сопоставляют с данными журналов-ордеров № 2,7, учетными регистрами по счетам 62, 76, 90,91 и др. Эти суммы должны совпадать.
продолжение
--PAGE_BREAK--
В ходе проверки выясняется также соблюдение установленного лимита расчета наличными деньгами между юридическими лицами, а также соблюдение лимита остатка кассы, установленного банком. Следует установить причины наличия превышения остатков над лимитом, так как оно допускается лишь в течение трех рабочих дней в период выплаты заработной платы работникам предприятия. В остальных случаях несоблюдение лимита остатка кассовой наличности расценивается как нарушение порядка ведения кассовых операций.
При проверке обязательно контролируют правильность указанной в учетных регистрах по счету 50 «Касса» корреспонденции счетов, подсчета оборотов и остатков по данному счету. Для этого сверяют данные кассовой книги, отчета кассира и учетного регистра за соответствующий месяц проверяемого периода по датам.
Как свидетельствует опыт аудиторских проверок, наиболее распространенными ошибками, которые выявляются в ходе проверки кассовых операций, являются следующие:
— отсутствие первичных кассовых документов или оформление их с нарушением установленных требований;
— не оприходование и присвоение поступивших денежных средств;
— излишнее списание денег по кассе с повторным использованием одних и тех же документов или подложных документов;
— несоблюдение установленного лимита расчетов наличными деньгами между юридическими лицами;
— осуществление расчетов с населением за готовую продукцию, товары, услуги без применения контрольно-кассовых машин;
— некорректное отражение кассовых операций в учетных регистрах;
— арифметические ошибки при подсчете оборотов и остатков в учетных регистрах при ручном ведении учета;
— формальное проведение инвентаризаций кассы.
2.3 Аудит операций по движению денежных средств на расчетном и специальных счетах в банках
При аудиторской проверке банковских операций особое внимание обращается на соблюдение действующего законодательства при их осуществлении. В соответствии с которым организации обязаны хранить свои денежные средства (сверх наличного лимита) в обслуживающих учреждениях банков. Расчеты с учреждениями банка возникают в связи с хранением денежных средств на расчетном, текущем и других счетах, получение краткосрочных и долгосрочных ссуд, их погашением и переоформлением, претензиями к банку по ошибочным записям на счетах. Расчеты через учреждения банков между организациями осуществляются по безналичным формам расчета.
Порядок открытия и режим банковских счетов, а также осуществления операций, связанных с безналичными расчетами, регулируются специальными инструктивными указаниями Центрального банка России.
Самостоятельное регулирование банковских операций не допускается, и поэтому большого внимания требует проверка этих операций последовательно, согласно соответствующему разделу аудиторской программы. Данный раздел аудиторской программы должен включать:
— установление наличия расчетных, текущих, валютных и прочих счетов организации в банках (в каких учреждениях банка открыты эти счета);
— проверку законности совершаемых по банковским счетам хозяйственных операций, правильности их документального оформления;
— проверку полноты и своевременности оприходования поступивших на счета денежных средств;
— проверку полноты и своевременности оплаченных средств по предъявленным счетам;
— проверку своевременности перечисления налогов в бюджет и обязательных платежей во внебюджетные фонды;
— проверку полученных в банке средств и оприходованных в кассу, а также целевого использования этих средств;
— определение платежеспособности организации и причин просрочек расчетов с разными кредиторами, в том числе с банками по ссудам и бюджетом по налогам;
— проверку соответствия по каждому безналичному расчету с организациями их договорным взаимоотношениям;
— контроль достоверности и экономической целесообразности проведения отдельных банковских операций;
— проверку соответствия данных о наличии и движении денежных средств, отраженных в документах и записях;
— проверку правильности корреспонденции счетов по банковским операциям.
Источниками информации для аудирования данных вопросов являются: договоры с юридическими и физическими лицами, исполнительные листы и претензионные иски; выписки банка с приложенными к ним денежно-расчетными документами; Главная книга; листки расшифровки, журналы-ордера №1,2, 3, ведомость №1,2 журнально-ордерной формы учета или машинограммы оборотов по соответствующим счетам 51 «Расчетный счет», 52 «Валютный счет» и 55 «Специальные счета в банках» и др.
Наиболее полно выявляется соблюдение действующего законодательства при совершении банковских операций в ходе документальной проверки. Однако до начала документальной проверки целесообразно еще раз оценить состояние внутреннего контроля и системы учета банковских операций, а уже потом решить, каким способом их проверять — сплошным или выборочным. Это можно сделать путем устного или письменного тестирования (табл. 4).
Таблица 4.
Вопросник тестов контроля банковских операций
№
Направления и вопросы контроля
Ответы
Нет ответа
Да
Нет
1
2
3
4
Условия:
Открыты ли в других банках незарегистрированные счета?
Заключен ли с банком договор о банковском счете?
Лишены ли доступа к бланкам чеков, платежных поручений, не отвечающие за них лица?
Запрещено ли подписывать чистые чеки?
Х
х
х
х
5
6
7
Подтверждение:
Проверяет ли главный бухгалтер выписки банка, счета-фактуры, накладные?
Проверяют ли внутренние аудиторы соответствие проведенных операций договорным взаимоотношениям?
Осуществляется ли ежемесячная сверка с банком и подтверждение сальдо средств на счетах?
Х
х
х
8
9
10
11
Полнота:
Нумеруются ли выписанные банковские документы?
Регистрируются ли платежные документы в специальном журнале?
Отражается ли поступление выручки от реализации продукции на расчетный счет согласно учетной политике?
Обрабатываются ли и отражаются ежедневно выписки банка в учете?
Х
х
х
х
12
13
Реальность:
Осуществляет ли банк контроль за соблюдением платежно-расчетной дисциплины?
Проверяют ли внутренние аудиторы подлинность банковских документов?
Х
х
14
Разрешение:
Подписываются ли банковские документы руководителем и главным бухгалтером?
Х
15
Точность:
Проверяют ли внутренние аудиторы точность отражения операций по оприходованию и списанию денег на банковских счетах?
Х
16
Проверяет ли главный бухгалтер соответствие данных о наличии и движении денежных средств, отраженных в документах и записях?
Х
17
Классификация:
Разработан ли примерный проект отражения банковских операций на счетах бухгалтерского учета?
Х
18
19
Учет:
Проверяет ли главный бухгалтер своевременность и правильность отражения данных выписок банка в регистрах бухгалтерского учета?
Верно ли отражаются в учете аккредитивы и расчеты по чекам из (не) лимитированных чековых книжек?
Х
х
20
Периодизация:
Датируются ли платежные документы в журнале регистрации по дате указанной в документе?
Х
Из данных вопросника аудитор делает вывод о состоянии системы бухгалтерского учета и внутреннего аудита банковских операций и определяет основные направления и методы проверки.
Проверка проводится по всем счетам, открытым предприятием в банках, и прежде всего по расчетному счету. В первую очередь аудитору необходимо ознакомиться с корреспонденцией счетов, указанной в Главной книге. Это позволит выявить наиболее часто встречающиеся операции и проверить правильность бухгалтерских проводок. Особое внимание следует обратить на корреспонденцию счетов по записям, не типичным для проверяемой организации.
При аудите операций по расчетному счету аудитор также проверяет:
— порядок ведения учетных регистров;
— ведутся ли регистры синтетического учета по каждому расчетному счету, открытому в банке, составляется ли сводный регистр;
— своевременность отражения в регистрах синтетического учета операций по движению денежных средств на расчетном счете;
— производятся ли записи в учетные регистры по каждой выписке банка.
В начале проверки обязательно сверяют остатки на счетах по выпискам банка и по учетным регистрам, а также обороты и остатки по счетам 51 «Расчетные счета», 55 «Специальные счета в банках», 57 «Переводы в пути» в учетных регистрах и в Главной книге.
Аудит операций, совершенных в отчетном периоде, осуществляется путем тщательного изучения выписок банка с приложенными к ним платежными документами. При этом банковские документы изучаются по существу, т.е. аудиторам следует установить: обоснованность всех перечислений с расчетного счета (договора, расчеты платежей и т.п.). Также аудиторам следует изучить полноту и своевременность оприходования оплаченных товарно-материальных ценностей; достоверность документов на получение ссуд или предоставление займов; правильность и законность операций с аккредитивами, векселями и др. Особое внимание следует уделить выявлению случаев совершения незаконных банковских операций, т.е. операций, осуществленных без договоров между предприятиями или по бестоварным счетам.
При проверке поступивших на счета денежных средств устанавливается правильность их учета и полнота зачисления. Перечисленную покупателями выручку сверяют с записями в учетных регистрах по счетам учета реализации (90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы») и по счетам учета расчетов с покупателями и заказчиками (62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» и 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»). Поступление денежных средств от прочих дебиторов (по договорам аренды, простого товарищества, штрафных санкций и др.) проверяют по данным выписок и приложенным к ним документам. Аудиторы должны проверить наличие договоров, подтвердить обоснованность и полноту зачисления денежных средств.
В ходе проверки выясняют также правильность указания корреспонденции счетов по зачислению денежных средств на счета в банках, своевременность выделения НДС по поступившим суммам выручки, авансов и др.
Аналогично осуществляется контроль операций по списанию денежных средств с расчетного и других банковских счетов. Особое внимание обращают на своевременность и полноту оприходования в кассу полученных из банка наличных денег, законность перечисления средств по счетам поставщиков и прочих кредиторов. Такие операции должны быть подтверждены документально (договорами, актами сдачи-приемки выполненных работ, накладными на материальные ценности и др.).
Правильность корреспонденции счетов по списанию денежных средств с расчетного и других счетов проверяют по данным учетных регистров по счетам 51 и 55. При этом уточняют правомерность отнесения на издержки отдельных видов расходов. Средства, списанные с расчетного и других счетов в банках, не могут относиться непосредственно на счета учета издержек (20, 26, 44 и др.), предварительно они должны быть отражены на счетах учета расчетов с поставщиками и подрядчиками, разными дебиторами и кредиторами — 60 и 76. Исключения составляют отдельные расходы по операционным, внереализационным и чрезвычайным операциям, которые сразу списываются на счет 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы», 99 «Прибыли и убытки» по мере их оплаты. Поэтому следует сначала убедиться, что под видом текущих затрат предприятием не списаны расходы на капитальные вложения, на научно-исследовательские работы, на оплату социально-бытовых и других услуг, которые должны финансироваться за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после налогообложения. Для этого проводится сплошная проверка документов и взаимная сверка регистров учета по указанным счетам. Тем самым обеспечивается необходимая аналитичность учета и возможность контроля отдельных видов затрат.
Особое внимание аудитор должен уделить операциям по бесспорному (безакцептному) списанию банком денежных средств. Это возможно лишь на основании решения суда, прямого указания закона, договора клиента с банком.
Операции по счетам в банке могут быть приостановлены согласно статье 76 Налогового кодекса РФ для обеспечения решения о взыскании налога или сбора. Указанное ограничение не распространяется на платежи, очередность исполнения которых в соответствии с гражданским законодательством РФ предшествует исполнению обязанности по уплате налогов. Приостановление операций по счетам действует с момента получения банком решения налогового органа о приостановлении таких операций и до момента отмены этого решения.
В ходе проверки устанавливают, предусмотрена ли договором банковского счета выплата банком процентов за пользование денежными средствами и как они отражаются в учете организации (ежемесячно или по факту зачисления процентов на расчетный счет). Неправильное отражение причитающихся процентов может привести не только к искажению финансового результата за отчетный период, но и к налоговым санкциям.
Кроме расчетных счетов организации могут иметь и прочие счета в банках, на которых учитываются денежные средства, подлежащие обособленному хранению. Открытие специальных счетов в банках вызвано также спецификой ведения отдельных форм расчетов между организациями. Аудиторская проверка проводится по каждому специальному счету в банке.
Бухгалтерский учет операций, связанных с расчетами по аккредитиву, по чекам, иным платежным документам, ведется на счете 55 «Специальные счета в банках». К нему могут быть открыты следующие субсчета; 55-1 «Аккредитивы», 55-2 «Чековые книжки», 55-3 «Депозитные счета» и др. В зависимости от целевого предназначения денежных средств к счету 55 могут быть открыты и другие субсчета, например:
— для учета денежных средств целевого финансирования;
— для аккумулирования средств на финансирование капитальных вложений;
— специальный карточный счет в банке, предназначенный для хранения денежных средств при осуществлении расчетов с использованием банковских карт.
Аудиторская проверка операций по специальным счетам проводится по общей методике, изложенной выше, при этом аудитору необходимо дополнительно проверить:
— правильность и законность применения аккредитивной формы расчетов;
— соблюдение сроков действия аккредитивов;
— правильность документального оформления операций, оплаченных чеками из лимитированных и не лимитированных чековых книжек;
— наличие депозитных сертификатов, приобретенных у банка (если такие операции были);
— полноту и правильность документального оформления операций по движению средств целевого финансирования, поступивших от родителей и из прочих источников на содержание социальных учреждений (детского сада, яслей и т. д.);
— предоставлены ли балансы и другие необходимые документы от структурных подразделений, выделенных на самостоятельный баланс;
— правильность составления бухгалтерских проводок;
— соответствие записей в выписках банка по операциям счета 55 данным журнала-ордера № 3 и Главной книге.
На заключительном этапе проверки данного блока операций устанавливалась реальность и законность операций по счету 57 «Переводы в пути». На который иногда необоснованно относят просроченную дебиторскую задолженность, искажая тем самым бухгалтерскую отчетность. По счету 57 выяснялось реальное отражение средств, направленных для зачисления на расчетный счет или предназначенных для продажи валютных средств.
Основанием для записей по счету 57 «Переводы в пути» являются копии квитанций банка или почты, копии сопроводительных ведомостей на сдачу выручки инкассаторам и т.п.
Аудитору необходимо проверить:
— наличие первичных документов;
— правильность составления бухгалтерских проводок по операциям со средствами в пути;
— правильность ведения аналитического учета по счету 57.
Опыт аудиторских проверок показывает, что типичными ошибками, которые выявляются в ходе проверки банковских операций, являются следующие:
— отсутствие платежных документов, подтверждающих факт совершения операций, или оформление их ненадлежащим образом;
— отсутствие приложений к платежным документам, послужившим основанием для совершения операций;
— перечисление авансов по бестоварным счетам без предварительного оформления договора и по другим сомнительным операциям;
— несоответствие данных в платежных поручениях данным выписки банка;
— некорректная корреспонденция счетов по учету банковских операций
2.4 Аудит учета денежных средств на валютных счетах
Каждая организация имеет право открывать валютные счета в банке, имеющем разрешение ЦБ РФ на выполнение данной операции.
Банк должен осуществлять строгий контроль за соблюдением расчетно-платежной дисциплины. Аудит таких операций целесообразно проводить методами сплошного контроля и поручать высококвалифицированным специалистам.
В качестве источников получения информации аудитор использует:
1) контракты;
2) выписки банка с приложенными первичными документами;
3) документы, подтверждающие отгрузку или получение товара;
4) таможенные документы.
В ходе проверки аудитору необходимо:
1) выяснить число валютных счетов открытых в РФ или за рубежом;
2) установить объем, интенсивность и характер операций по валютным счетам;
3) классифицировать хозяйственные операции на текущие и связанные с движением капитала;
4) изучить выписки банка и приложенные к ним платежные документы;
5) проверить соответствие проведенных операций договорным взаимоотношениям;
6) сделать вывод о соблюдении законодательства при выполнении операций по зачислению валютных средств;
7) проверить полноту и своевременность зачисления валютной выручки и других средств на счетах;
8) установить юридическую обоснованность списания денежных средств;
9) определить на какие цели были потрачены наличные деньги в иностранной валюте (разрешается использовать только на командировочные расходы);
10) выяснить ведутся ли записи одновременно в двух оценках: в иностранной валюте и рублях по официальному курсу ЦБ РФ;
11) выразить мнение о правильном пересчете валюты в рубли;
12) определить правильность сумм курсовых разниц;
13) правильность корреспонденций по счету 52 «Валютные счета»;
продолжение
--PAGE_BREAK--14) проверить правильность отражения движения валюты в отчете о движении денежных средств;
15) соответствие данных аналитического, синтетического учета и показателей отчетности.
Для аудита операций по учету денежных средств рекомендует аудиторские процедуры: просмотр и сравнение документов, арифметический пересчет, опрос, подтверждение и т.д.
2.5 Оформление протокола выявленных в ходе аудиторской проверки нарушений и ошибок
Выявленные в ходе аудиторской проверки нарушения оцениваются аудитором с точки зрения их влияния на финансовые (отчетные) показатели организации и на исчисление налогооблагаемой базы соответствующих налогов. Последствия выявленных нарушений существенный или несущественный характер, что определяется с помощью установленного аудитором уровня существенности. Аудитор по возможности определяет величину ущерба в стоимостном выражении.
Нарушения и выявленные из-за них суммы ущерба рекомендуется оформить в виде следующего протокола нарушений (таблица 5). Сумма ущерба определяется по каждому нарушению в зависимости от вызванных им последствий и заносится.
План, программа аудита, вопросники, протокол выявленных нарушений являются рабочими документами аудитора. Наряду с другими рабочими документами они являются собственностью аудитора и их содержание представляет аудиторскую тайну.
Таблица 5.
Протокол нарушений, установленных в ходе аудиторской проверки
2.6 Аудиторское заключение
Аудиторское заключение — официальный документ, предназначенный для пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых лиц, содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица.
2. Аудиторское заключение должно содержать:
1) наименование «Аудиторское заключение»;
2) указание адресата (акционеры акционерного общества, участники общества с ограниченной ответственностью, иные лица);
3) сведения об аудируемом лице: наименование, государственный регистрационный номер, место нахождения;
4) сведения об аудиторской организации, индивидуальном аудиторе: наименование организации, фамилия, имя, отчество индивидуального аудитора, государственный регистрационный номер, место нахождения, наименование саморегулируемой организации аудиторов, членами которой являются указанные аудиторская организация или индивидуальный аудитор, номер в реестре аудиторов и аудиторских организаций;
5) перечень бухгалтерской (финансовой) отчетности, в отношении которой проводился аудит, с указанием периода, за который она составлена, распределение ответственности в отношении указанной бухгалтерской (финансовой) отчетности между аудируемым лицом и аудиторской организацией, индивидуальным аудитором;
6) сведения о работе, выполненной аудиторской организацией, индивидуальным аудитором для выражения мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица (объем аудита);
7) мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица с указанием обстоятельств, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на достоверность такой отчетности;
8) указание даты заключения.
Сбор аудиторских доказательств осуществляется путем проведения аудиторских процедур, которые осуществляются в 3 этапа:
1. Процедуры подготовки и планирования аудита.
1.1. Проверка начальных остатков.
1.2. Проверка соответствия остатков аналитического и синтетического учета и бухгалтерской отчетности.
1.3. Оценка применимости выбранной учетной политики организации и анализ правильности и последовательности ее применения.
1.4. Тестирование системы внутреннего контроля.
1.5. Выявление приоритетных направлений проверки исходя из особенностей деятельности организации-клиента.
Завершаются процедуры подготовки и планирования аудита построением аудиторской выборки.
2. Процедуры, выполняемые в ходе проверки по существу.
Процедуры, перечисленные в данном разделе, выполняются раздельно для каждой из групп МПЗ (материалы, тара, готовая продукция, товары).
2.1. Проверка правильности проведения организацией инвентаризации МПЗ и отражения результатов инвентаризации в бухгалтерском учете.
2.2. Наблюдение за проведением инвентаризации, а при невозможности — участие в проведении контрольной выборочной инвентаризации.
2.3. Проверка документального подтверждения прав собственности на МПЗ.
2.4. Анализ документов, подтверждающих обременение прав собственности на МПЗ.
2.5. Анализ движения МПЗ.
2.6. Проверка документального подтверждения операций по движению МПЗ, отраженных в бухгалтерском учете: проверка правильности оформления документов; проверка полноты документального подтверждения хозяйственных операций.
2.7. Проверка полноты отражения операций с МПЗ в бухгалтерском учете.
2.8. Проверка правильности оценки МПЗ.
2.9. Проверка правильности формирования стоимости МПЗ при их приобретении (изготовлении).
2.10. Проверка правильности оценки МПЗ при их выбытии.
2.11. Проверка правильности отражения операций с МПЗ в бухгалтерском учете.
2.12. Проверка полноты раскрытия информации об МПЗ в бухгалтерской отчетности.
3. Заключительные процедуры.
3.1. Анализ ошибок, выявленных в ходе проверки и их влияния на достоверность бухгалтерской отчетности.
Ликвидность предприятия – это достаточность денежных и других средств для оплаты долгов в текущий момент. Уровень ликвидности зависит от сферы деятельности, соотношения оборотных и внеоборотных активов, величины и срочности оплаты обязательств. Чем больше степень способности исполнения обязательств по платежам, тем выше уровень ликвидности предприятия.
Для оценки текущей платежеспособности предприятия используются относительные коэффициенты ликвидности, на основе которых определяется степень и качество покрытия краткосрочных обязательств ликвидными активами.
В отечественной и мировой практике исчисляют три относительных показателя ликвидности по данным бухгалтерского баланса.
Алгоритм расчета относительных коэффициентов ликвидности и их экономический смысл представлен в таблице 6.
Таблица 6.
Алгоритм расчета коэффициентов ликвидности
Показатели
Норматив
Расчет по балансу
1
2
3
Коэффициент абсолютной ликвидности
0,2-0,25
стр.250+стр.260/стр.610+
+стр.620+стр.630+стр.650+стр.660
Коэффициент критической ликвидности
0,7-0,8
стр.290-стр.210-стр.220-стр.230/стр.610+стр.620+
+стр.630+стр.650+стр.660
Коэффициент текущей ликвидности
2
Стр.290-стр.230/стр.610+
+стр.620+стр.630+стр.650+стр.660
Коэффициент абсолютной ликвидности определяется отношением наиболее ликвидных активов к сумме краткосрочных заемных средств и показывает, какая часть краткосрочной задолженности может быть погашена немедленно за счет денежных средств и краткосрочных финансовых вложений.
Коэффициент критической ликвидности (промежуточного покрытия) определяется отношением суммы наиболее ликвидных и быстрореализуемых активов к сумме краткосрочных заемных средств и показывает, какую часть краткосрочной задолженности предприятие сможет погасить при условии реализации дебиторской задолженности. Достоверность выводов по результатам расчетов данного коэффициента зависит от качества дебиторской задолженности: сроков ее образования, финансового положения должника и др.
Коэффициент текущей ликвидности характеризует, насколько текущая задолженность обеспечена оборотными активами. Он равен отношению суммы оборотных активов к краткосрочным заемным средствам.
В мировой практике оптимальным считается соотношение 2:1, т.е. для обеспечения минимальной гарантии инвестиции на каждый рубль краткосрочных долгов приходится два рубля оборотного капитала. Смысл данного соотношения состоит в том, чтобы предприятие могло не только полностью ликвидировать все свои краткосрочные долги, но также иметь запас оборотных средств для продолжения текущей деятельности.
Анализ коэффициентов ликвидности ОАО «Вяземский хлебокомбинат» представлен в таблице 7.
Таблица 7.
Анализ коэффициентов ликвидности ОАО «Вяземский хлебокомбинат»
Показатели
На начало года
На конец года
Изменение за год
1
2
3
4
Оборотные активы –всего, тыс. ру.
20369
44041
23672
В том числе:
-запасы, тыс. руб.
9711
12045
2334
-налог на добавленную стоимость
558
388
-170
-Дт задолженность(платежи по кот ожидаются более чем через12мея после отчетной даты)
-
-
-
-краткосрочные финансовые вложения
-
-
-
-денежные средства
1272
2637
1365
Займы и кредиты
-
-
-
Кт задолженность
47663
70849
23186
Задолженнлость перед участниками по выплате дохода
-
-
-
Резервы предстоящих расходов
-
-
-
Прочие краткосрочные обязательства
-
-
-
Коэффициент абсолютной ликвидности
0,02
0,03
0,01
Коэффициент критической ликвидности
0,21
0,44
0,23
Коэффициент текущей ликвидности
0,43
0,62
0,19
По данным таблицы 7 можно сделать следующие выводы:
Коэффициент абсолютной ликвидности увеличился с 0,02 на 0,01 пункта и показывает, что к концу года 3% краткосрочных обязательств может быть погашено за счет денежных средств предприятия. Если сравнить значение показателя с рекомендуемым уровнем, можно отметить, что предприятие имеет дефицит наличных денежных средств для покрытия текущих обязательств.
Коэффициент критической ликвидности показывает, что краткосрочные обязательства на 43% покрывались денежными средствами. К концу отчетного года значение коэффициента увеличилось на 0,23 пункта. В нашем случае уровень коэффициента критической ликвидности ниже рекомендуемого значения и указывает на то, что сумма ликвидных активов предприятия не соответствует требованиям текущей платежеспособности.
Коэффициент текущей ликвидности за отчетный период увеличился на 0,19 пункта, достигнув к концу года 0,62 пункта. Несмотря на определенный запас оборотных средств, значение коэффициента на много ниже рекомендуемого уровня.
Таблица 8.
Анализ ликвидности баланса ОАО «Вяземский хлебокомбинат» по состоянию на 31 декабря 2010 года
Показатели
На начало года
На конец периода
Показатели
На начало года
На конец периода
Платежный излишек (+), недостаток (-)
На начало года
На конец периода
1
2
3
4
5
6
7
8
1. А/1 – наиболее ликвидные активы
1272
2637
1. П/1 – наиболее срочные обязательства
47663
70849
(46391)
1365
2. А/2 – быстро реализуемые активы
8828
28971
2. П/2 – краткосрочные пассивы
-
-
8828
20143
3. А/3 – медленно реализуемые активы
10269
12433
3. П/3 – долгосрочные пассивы
-
12
10269
2164
4. А/4 – трудно реализуемые активы
27712
28080
4. П/4 – постоянные пассивы
418
1260
27294
368
5. Баланс
48081
72121
5. Баланс
48081
72121
-
-
продолжение
--PAGE_BREAK--