Реферат по предмету "Культура и искусство"


История и теория культуры

Министерствообразования Российской Федерации
Государственноеобразовательное учреждение высшего профессионального образования
Таганрогскийгосударственный радиотехнический университет
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по курсу«Культурология»
Для студентов всехспециальностей
Таганрог 2003

ББК 87.66я73
Рецензент
Титаренко И.Н., кандидат философских наук, доцент кафедрыистории и философии Таганрогского государственного радиотехническогоуниверситета.
Ороев Н.А., Папченко Е.В. Методические рекомендации покурсу «Культурология». Для студентов всех специальностей. Таганрог: Изд-воТРТУ, 2003. 60 с.
В данном пособии определяется круг вопросов,предполагающих получение необходимых знаний по курсу «Культурология» всоответствии с требованиями государственного стандарта РФ.

Введение
С целью упорядочения системы контроля и оценки знанийстудентов и максимальной реализации государственного образовательного стандартав ТРТУ с 1994 г. введена система РИТМ, предусматривающая следующие видыконтроля усвоения знаний студентами: промежуточный рейтинг-контроль, рубежныйрейтинг-контроль (зачет) и итоговый рейтинг-контроль (экзамен), направленные настимулирование учебной работы студентов над изучаемым материалом,способствующей усвоению знаний и обеспечивающей функционирование оперативнойобратной связи в процессе обучения.
Степень усвоения материала по курсу «Культурология»оценивается по пятибалльной системе:
5 баллов
Знание основных идей, концепций. Умение обосновать ту илииную концепцию. Знание категориального аппарата.
4 балла
Знание основных идей, концепций. Знание категориальногоаппарата.
3 балла
Поверхностное знание основных идей и категориальногоаппарата.
2 балла
Отсутствие знаний идей и полное отсутствие знанийкатегориального аппарата.
Курс «Культурология» изучается 1 семестр, включающий 2промежуточных рейтинг-контроля и итоговый контроль – экзамен. На изучениевыделяется 112 часов, из которых: лекции – 60 часов, практические занятия – 18часов, индивидуальные занятия – 18 часов, самостоятельная работа – 40 часов.
Промежуточный рейтинг по лекционно-практическим занятиямна каждом этапе обучения определяется следующим образом:
Количество возможных баллов за один модуль:
практические занятия – 0–15 баллов;
рейтинг – 0–20 баллов;
поощрительный рейтинг – 2 балла (поощрительный рейтингмогут получить студенты, проявившие творческий подход к изучению курса«Культурология». На него могут претендовать студенты, выступавшие с докладамина студенческих конференциях, участвовавшие в выставках или конкурсахстуденческих научных работ по тематике, связанной с предметом, а такжестуденты, выполнявшие нестандартные задания, и проявившие особую активность припроведении всех видов занятий по курсу «Культурология»).
Итого: 20–25 баллов – удовлетворительно, 26-30 баллов –хорошо, 31-37 баллов – отлично.
Таким образом, учитывая, что семестр состоит из трехмодулей, в целом за семестр при суммарных значениях промежуточного рейтинга ирейтинга по результатам экзамена итоговая оценка по курсу «Культурология»выставляется следующим образом:Отлично 91 – 112 баллов; Хорошо 76 – 90 баллов; Удовлетворительно 60 – 75 баллов; Неудовлетворительно менее 60 баллов.
Формы контроля знаний по курсу «Культурология»№ Формы контроля Количество баллов 1. Работа на семинарских занятиях: 1 Выступление на семинарских занятиях 1-3 2 Реферат (с защитой) 1-3 3 Рецензирование студентом реферата 2-3 4 Ответы на тесты 1-2 5 Контрольные работы на занятии 2 Итого (количество возможных баллов за одно семинарское занятие): 5 2. Поощрительный рейтинг 6 Выступление с докладом на студенческой конференции 6 7 Анализ текста по первоисточнику 2 8 Конспектирование журнальной статьи 2 9 Рецензирование монографии 2 10 Выполнение индивидуального задания повышенной трудности 2

I. ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ
Тема 1. Предмет, структура и метод культурологии
1. У истоков культурологии.
2. Возникновение культурологи и становление ее предмета.
3. Основные методы и подходы к изучению культуры.
Приступая к изучению данных вопросов, следует иметь ввиду, что культурология является одной из социально-гуманитарных дисциплин, иосновная ее задача – осмыслить сущность культуры и многообразие форм еепроявления. Как и другие системы научного знания, она располагает своимпонятийным аппаратом, структурой, методами исследований.
Хотя термин «культурология» был введен в научный оборот вначале XIX в., осмысление и разработка отдельных аспектов культуры относятся кболее раннему периоду. Первые попытки выявить сущность культурных феноменов иих влияние на социальный организм можно встретить у мыслителей античной Грециии Рима (Протагор, Гиппий, Критий, Диоген Синопский, Платон, Аристотель, Цицерони др.).
В средние века попытки осмысления феномена культуры тесносвязаны с теологическими представлениями, где культурное развитие человекапонималось как преодоление греховности и приближение к «Царству Божию». УчениеАвгустина Блаженного стало наиболее полным выражением древней идеи о теснойсвязи общего состояния культуры с этическими ценностями человека, с еговнутренним миром.
Новое осмысление феномена культуры происходит в Новоевремя и эпоху Просвещения. Европейские просветители были убеждены внеограниченных возможностях человеческого разума (Ф. Бэкон, Р. Декарт, Дж. Локк,Т. Гоббс и др.) и тем самым отвергли средневековую идею о божественностизаконов, управляющих развитием культуры.
Другой важной характерной чертой Просвещения выступалавера в неизбежность поступательного развития человеческого общества. Именно вэто время начал складываться комплекс собственно культурологических проблем. Кним можно отнести следующие: 1) противопоставление природного и неприродного (искусственногои естественного /Т. Гоббс, Д. Юм, Ж.Ж. Руссо/); 2) вопросы, связанные спроблемами исторического процесса, в ходе которого осуществляются необратимыеобщественные преобразования (Вольтер, А. де Кондорсе).
В это время формируется идея европоцентризма и наряду с «линейными»представлениями развития общества выдвигается идея исторического круговорота(Дж. Вико).
Продолжением теоретических взглядов на осмыслениекультурно-исторического процесса явилась теория И.Г. Гердера (1744–1803),ставшая по существу первой культурологической концепцией. Согласно его учению,именно культура отличает людей от животных. Это то начало, благодаря которомуформируется человеческое общество. История культуры – это история различных,уникальных культурных образований. За каждым взлетом культуры следует ееупадок, поскольку и культура, и люди историчны, меняются во времени и никогдане остаются неизменными.
На формирование культурологии как науки существенное влияниеоказало становление этнографии (Г. Спенсер, Э. Тайлор, Л. Морган и др.). Так,американский этнограф Л. Морган (1818–1883) высказывал мысль о едином путиразвития человечества и взаимосвязи культур. На историческую связь культуробращал внимание английский этнограф, один из основоположников эволюционизма Э.Тайлор (1832–1917). Он прослеживал историю культуры как единый процесс, вкотором сама культура выступает своеобразным критерием общественного прогресса.
Развитие этнографии положило начало возникновению новойнауки – антропологии существенным образом повлиявшей на становлениекультурологии. Один из представителей школы социальной антропологии Б. Малиновский(1884–1942) полагал, что культура порождена человеческими потребностями, акритерием ее развития выступает способ удовлетворения этих потребностей. Каждыйэлемент культуры выполняет определенную функцию, а культура в целом выступает ввиде системы социальных институтов.
Одной из наиболее влиятельных социально-антропологическихконцепций является учение А. Радклиффа-Брауна (1881–1955), основой которогостал структурно-функциональный анализ. Общество – единая система, живойорганизм, все элементы которого выполняют определенные функции, и между нимиимеют место определенные связи.
Другой антрополог – Ф. Боас (1858–1942) объектом своегоисследования ставил психологию и историю изучаемого народа.
Американский теоретик культуры и антрополог Л. Уайт(1900–1975) сосредоточил свое внимание на изучении природы культурногофеномена. Он считал, что должна существовать специальная наука – культурология,изучающая культуру как специфическое социальное явление. Объектом этой наукидолжно стать осмысление взаимосвязи таких культурных явлений, как обычай,традиция, идеология.
Существенный вклад в становление культурологи внеслисоциологические взгляды таких мыслителей, как Э. Дюркгейм, А. Вебер, М. Вебер,О. Конт и др. (Так, французский социолог О. Конт (1798–1857) считал, чтоглавным аспектом культурного творчества является процесс становлениячеловеческого разума. Человечество существует потому, что существуют традиции,т.е. преемственность поколений. Язык же – это место хранения имущества разума.Получая язык, мы получаем культуру, созданную нашими предками.
Важный вклад в постановку и решение культурологических проблемвнесли представители романтизма. Немецкий философ, языковед и эстетик В. фон Гумбольдт(1767–1835) явился, по существу, основоположником философии языка, утверждая,что творческая природа языка есть форма выражения национального духа.
В XIX в. немецкий философ А.Г. Мюллер вводит специальныйтермин «культурфилософия» для обозначения соответствующего раздела философии,изучающего культуру. Культурфилософия сосредоточила внимание на изученииисторических типов культуры. Наиболее влиятельными концепциям в этой области являютсятеории Г. Зиммеля, О. Шпенглера, А. Тойнби, Н.Я. Данилевского и др.
Развиваясь в лоне философии, культурология должна былаопределить свой предмет исследования и отмежеваться от ряда наук, изучающихкультуру (философия и семиотика культуры, эстетика, этнография, искусствознаниеи др.). В конечном итоги контуры этой науки определились, хотя до сих пор онанаходится в стадии своего становления и уточнения своего предмета. В общихчертах под культурологией понимают науку о сущности и формах проявлениякультуры как специфического способа человеческой жизнедеятельности, закономерностяхее возникновения и функционирования. Ее задачей является как изучение отдельныхсфер, составляющих культуру, так и постижение ее сущности в целом.
Приступая к изучению вопроса о подходах в культурологии,следует иметь в виду, что универсального метода познания для решения любыхзадач просто не существует. Поскольку проблемы культурологии многообразны,постольку она использует разнообразные пути к осмыслению сущности культуры.
Решение культурологических проблем предполагаетиспользование системно-структурного подхода, который дает возможностьрассмотреть объект с точки зрения взаимодействия целого и части и позволяетпонимать культуру как сложное системное образование. Такой подход требуетприменения одного из принципов системного исследования – это структурно-функциональныйанализ. Осмысление сущности культуры связано с применением принципа историзма,то есть чтобы понять современное состояние культуры, – её строение и функции,надо знать истоки культуры и процесс её исторического развития. В историиучений о культуре не сложилось единого мнения по вопросу о её сущности.Выделяют следующие основные подходы в понимании культуры:
семиотический (Ч. Моррис, Р. Карнам, Ю. Лотман и др.);
социологический (М. Вебер, Г. Парсонс, Л. Уайт и др.);
аксиологический (Г. Риккерт, Н. Гартман, В. Виндельбанд идр.);
деятельностный (М. Каган, Ю. Жданов, Э. Маркарьян и др.);
диалоговый (М. Бахтин и др.).
Вопросы для самоконтроля:
Выделите основные идеи в учении о культуре на разныхэтапах становления культурологии как науки.
Почему исследования Л. Уайта можно рассматривать какпринципиально новый этап в становлении культурологического знания?
Что нового вносит в культурологию философский анализпонимания культуры?
Обозначьте круг проблем, которыми занимаетсякультурология.
Назовите основные методы и подходы культурологии кизучению феномена культуры.
Рекомендуемая литература
Баткин Л.М. О некоторых условиях культурологическогоподхода//Античная культура и современная наука. М., 1985.
Баткин Л.М. Два способа изучать культуру//Вопросыфилософии. 1986. №12.
Введение в культурологию/Отв. редактор Е.В. Попов. М.,1995. Разд. 1. Гл. 1.
Гуревич П.С. Философия культуры. М., 1994. Гл. 2.
Иконникова С.Н. Культурология в системе гуманитарныхнаук: междисциплинарные взаимосвязи//Гуманитарий. Ежегодник, №1, СПб., 1995.
Культура, культурология и образование (материалы«круглого стола»)//Вопросы философии. 1997. №2.
Левит С.Я. Культурология как интегративная областьзнаний//Культурология. XX век. М., 1995.
Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. М.,1983.
Флиер А.Я. Современная культурология: объект, предмет,структура//Общественные науки и современность. 1997. №2.
Тема 2. Феномен культуры. Многообразие дефиниций
1. Генезис и сущность понятия «культура».
2. Основные подходы к определению понятия «культура».
3. Культура и цивилизация.
Раскрывая вопросы данной темы, целесообразно начинать сопределения понятия и сущности этого сложного и многогранного явления. Помнению российского философа и культуролога П.С. Гуревича, трудно назвать другоеслово, которое имело бы такое множество смысловых оттенков, как слово «культура».Для того чтобы разобраться в этом сложном явлении, следует рассмотреть самыйобщий его элемент – этимологию слова «культура».
Термин «культура» появился в Древнем Риме и применялсядля обозначения целенаправленного воздействия человека на природу. С однойстороны, под культурой понималось возделывание почвы, обработка земли, а сдругой, оно восходит к слову «культ», т.е. поклонение, почитание (отсюда –культ богов, культ предков и т.д.). В дальнейшем значение этого понятиярасширяется. Уже у Цицерона (106–43 гг. до н.э.) можно встретить мысль о том,что он подразумевал под культурой развитие и совершенствование духовностичеловека. Такое понимание культуры можно найти в синтезе более ранних древнегреческихпонятий «пайдейя», «мимесис» и «калокагатия».
В эпоху европейского средневековья (V – XIV вв.) подкультурой понималась восприимчивость человека божественному влиянию на егодушу. Поэтому слово «культ» употреблялось чаще, чем слово «культура».
В эпоху Возрождения (XIV – XVI вв.) культурарассматривалась как средство духовного раскрепощения личности и состояние души,ориентированное на гуманистический идеал.
В Новое время (XVII в.) культура понималась как нечто,созданное общественным человеком и противопоставляемое природе. Именно в этовремя данное понятие включаются не только жизненные блага и ценности, созданныечеловеком в результате преобразования природы, но и достижения в духовнойобласти, которые были результатом образования и просвещения.
В эпоху Просвещения (XVIII в.) культура понимается какуровень развития человеческого разума и прежде всего достижения в науке и искусстве,справедливости в обществе и государственном устройстве. Свою задачупросветители видели в том, чтобы сделать человека счастливым.
В немецкой классической философии (1-ая пол. XIX в.)культура отождествлялась с различными формами духовного саморазвития общества ичеловека – моралью, эстетикой, философией (Г. Гегель, И. Кант, Л. Фейербах).
В русской научной мысли XIX в. культура понималась какпреобразование природного объекта, как критерий нравственного поведениячеловека, его образования и интеллектуальных способностей.
Обратите внимание на то, что в современной научнойлитературе имеют место многочисленные дефиниции культуры, отражающиемногозначность данного феномена. К ним можно отнести определения описательные,антропологические, аксиологические, исторические, семиотические,функциональные, социологические, психологические и др. Каждое из них пытаетсядать определение культуры, исходя из специфики своего предмета и своегособственного понимания. Тем не менее, несмотря на это многообразие определений,можно выделить основные качества, присущие культуре: 1) антропоцентризмкультуры и всех ее процессов; 2) творческий характер всех культурных процессов;3) ее ценностная ориентация.
Приступая к вопросу о соотношении понятий «культура» и«цивилизация», обратите внимание на то, что это один из актуальных вопросовкультурологии.
Понятие «цивилизация» было введено в научный оборот вэпоху Просвещения. Первоначально оно тесно связывалось с концепциейобщественного прогресса и понималось как процесс (П. Гольбах), но в дальнейшемоно становится таким же многозначным, как и понятие «культура». В XIX – XX вв.цивилизация нередко определялась через ее сопоставление с культурой, начиная сих отождествления до полного их противопоставления. Остановимся кратко нахарактеристике некоторых из них.
Первый подход связан с тем, что культура и цивилизациямогут выступать в качестве синонимов. Такая точка зрения имеет место в учении окультурно-исторических типах русского ученого Н.Я. Данилевского и частично уанглийского историка А. Тойнби. Так, например, по мнению А. Тойнби, цивилизациявыступает как феномен, тождественный культуре, поскольку последняя представляетсобой душу цивилизации.
Сторонники второго подхода культуру связывают сгуманитарными ценностями (религией, моралью, искусством), а цивилизацияпредставляет собой техническую и технологическую стороны жизни общества. Приданном подходе культура и цивилизация не противопоставляются, а дополняют другдруга. Такую точку зрения можно встретить в трудах западных социологов М. Вебера,Г. Спенсера, А. Тоффлера и других.
Третий подход связан с пониманием цивилизации какопределенного уровня развития культуры (Л. Морган, Ф. Энгельс, В. Мак-Нил).Так, например, Ф. Энгельс считал началом цивилизации возникновение товарногопроизводства, а В.Мак-Нил – изобретение письменности и признание авторитетноститекстов о нравственных нормах (Библия, Коран и др.).
Цивилизация как социальный феномен противостоит культуре.Подобную точку зрения высказывали сторонники четвертого подхода (И. Кант, Ф. Ницше,О. Шпенглер, Н. Бердяев и др.). Немецкий философ И. Кант полагал, что в своейоснове культура нравственна, поскольку нравственный поступок основывается начувстве долга, а цивилизация – на внешнем соблюдении благопристойногоповедения. Другой немецкий философ – О. Шпенглер утверждал, что в основекультуры лежит гуманистическое начало, а в основе цивилизации – прагматизм,поэтому, достигнув стадии цивилизации, культура неизбежно погибает.
Завершая изучение вопроса о соотношении понятий «культура»и «цивилизация», обратите внимание на то, что цивилизация как социокультурныйфеномен ограничена в пространстве и времени, поэтому для ее анализа можноприменять как диахронный, так и синхронный подходы.
Вопросы для самоконтроля
Почему термин «культура» обрел статус научного понятия повремени значительно позже своего возникновения?
Чем обусловлено множество определений культуры?
Чем отличается частнонаучный подход в понимании культурыот общенаучного?
В чем состоит различие между культурой и цивилизацией,цивилизацией и формацией?
Рекомендуемая литература
Баткин Л.М. Два способа изучать культуру//Вопросыфилософии. 1986. №12.
Гуревич П.С. Философия культуры. М., 1994.
Ковалев А. Еще раз о формационном и цивилизационномподходах//Общественные науки и современность. 1996. №1.
Мамонтов С.П. Основы культурологии. М., 2001.
Новикова Л.И. Понятие цивилизации и его познавательныефункции//Философия и культура. М. ,1987.
Тема 3. Сущностные аспекты культуры
1. Онтологический статус бытиякультуры.
2. Социальные институты культуры.
3. Полифункциональность культуры.
Приступая к изучению данной темы, необходимо уяснитьосновные формы бытия культуры, которые можно свести к следующим основным типам:культура и природа, культура и человек, культура и общество. Решая проблемусоотношения природы и культуры, обратите внимание на то, что на всем протяжениистановления и развития культурологической мысли имели место разные тенденции впротивопоставлении «естественного» и «искусственного». Так, например, софисты икиники в античное время отдавали предпочтение природному состоянию человека ивидели лишь отрицательные последствия культуры. Главную цель воспитания ониусматривали в том, чтобы помочь человеку вернуться к природе. В эпохусредневековья религиозные воззрения подчеркивали дуализм между человеческим иприродным, сознательным и стихийным, но переносили эту противоположность вметафизические основы вселенского бытия. В XVII – XVIII вв. противопоставлениеприродного и надприродного (Г. Гоббс, Д. Юм, Ж.-Ж. Руссо) привело к тому, чтоначинают складываться представления о человеке как существе, совмещающем в себекак природное, так и искусственное, а общество есть надприродное образование,дополняющее природный мир. По мнению основоположников марксизма, культура, еслиона развивается стихийно, может оставить после себя пустыню.
Венский психиатр З. Фрейд утверждал, что культура созданачеловеком для защиты себя от природы. Точка зрения о неразрывной связи междукультурой и природой имеет место в учении выдающегося российского естествоиспытателяи мыслителя В.И.Вернадского. С этими и другими подходами к соотношению природыи культуры необходимо ознакомиться при рассмотрении данного вопроса.
Параллельно с процессом преобразования человеком природы идетесто процесс культурного развития самого человека. Потребности и умениепроизводить орудия труда связаны с дальнейшим совершенствованием технологии производстваи трудовых навыков, что породило потребности в познании. Сформировавшаяся впроцессе общественной практики система культурных ценностей и потребностей втворчестве, красоте, общении и выработанные соответствующие им способностисоставляют культурное начало в человеке, позволившее ему выделиться из мираживотных. Соотношение в человеке природного и культурного породило в науке проблему,над которой вам стоит задуматься. Для того чтобы более подробно разобраться вней, следует обратить внимание на постановку названного вопроса в ученияхПлатона и Аристотеля, Ж.-Ж. Руссо, Ф. Ницше, З. Фрейда и других.
Рассматривая вопрос о соотношении культуры и общества,обратите внимание на то, что культура возникает вместе с обществом, и в данномслучае она социальна в той же мере, в какой общество есть культурный феномен.Особенность социальной системы определяется ее культурной основой, то естьсложившимися в обществе моральными нормами, традициями и обычаями, религиознымиверованиями, уровнем образованности, менталитетом и пр.
Приступая к изучению вопроса о социальных институтахкультуры, обратите внимание на понятие «социальный институт». Социальныеинституты организуют и координируют деятельность людей в каждой сфере.Социологи утверждают, что социальный институт характеризуется формализацией истандартизацией общественных отношений. Это касается и культуры. В зависимостиот степени дифференциации общественной жизни, соотношение социальныхинститутов, поддерживающих и распространяющих культуру, менялось. Тем не менеев разные эпохи выделялись следующие социальные институты, поддерживающие ираспространяющие культуру. К ним относят: государственный, подчиненныйцентрализованному аппарату власти; церковный, опирающийся на поддержку религии;меценатский, при котором материально состоятельные люди поддерживают творцовэлементов культуры; ремесленный, когда предметы материальной и духовной культурыизготавливаются на заказ или продажу на рынке. Особым институтом культурыявляется праздник, выступающий как событие торжественного характера, проводимоев свободное от работы время.
Помимо названных институтов культуры в самой культуресуществуют структуры ее самообеспечения. Они содержат некоторые общие элементы.Среди них можно выделить такие, как 1) творцы элементов культуры (писатели,композиторы, ученые); 2) потребители культуры (люди, для которых предназначенокультурное творчество); 3) люди, являющиеся посредниками между потребителями итворцами (продюсеры, менеджеры, издатели).
Выполняя свои функциональные роли, некоторые социальныеинституты порождают ряд культурных учреждений и организаций, которые можносгруппировать следующим образом: организации, осуществляющие духовноепроизводство (издательства, киностудии, театры, кружки, творческие объединения,коллективы); организации, планирующие культурную деятельность(правительственные организации культуры, творческие союзы и т.д.); организации,осуществляющие распространение культуры (кинотеатры, лектории, концертные игастрольные объединения и др.). Нужно иметь в виду, что в последнее времявозникают такие учреждения культуры, которые одновременно производят ираспространяют культурные ценности. Это учреждения, связанные с индустриейкультуры и шоу-бизнесом.
Приступая к изучению третьего вопроса данной темы,обратите внимание на то, что культура, как социальный феномен должна выполнятьопределенные социальные функции, чтобы обеспечить не только само существованиечеловека, но все формы его самореализации, как биологические, так социальные идуховные. Поэтому осмысление феномена культуры связано с попыткамиклассифицировать те роли, которые она играет в обществе. При рассмотренииданного вопроса постарайтесь применить системный подход, ибо простым методомперечисления невозможно охватить многообразие ее социальных ролей. Выдающийсянемецкий философ Г. Гегель считал, что социальная роль культуры выражается вобразовании человека. Она ведет его от незнания к знанию. А немецкийпросветитель Я. Аделунг утверждал, что культура увеличивает роль сознания иразума, смягчает нравы, воспитывает вкус. По мнению российского культуролога Б.С.Ерасова, культура выступает важным фактором регуляции хозяйственной деятельности,социальных отношений, политики, без которых она не может полноценно функционировать.
Используя системный подход, можно сказать, что культуракак социальный феномен выполняет такие функции, как познавательно-преобразующая,которая связана с потребностью обеспечения человеком своего биологическогосуществования, однако в процессе взаимодействия с природой у людей формируютсяпотребности надбиологического порядка – духовные потребности, в том числе ипотребность в творчестве. В результате чего в процессе преобразования природычеловек начинает преобразовывать себя самого. Помимо этого процесс становлениячеловека не мыслим без его познавательной деятельности. Процесс познания мирасвязан с определенными формами мировоззрения, в которых отражались представлениячеловека об окружающей действительности. К таким формам можно отнестимифологическое, теологическое и рациональное мировоззрение.
По мере усложнения мира культуры формируютсявспомогательные функции, такие как защитная функция, (ограждение человека от неблагоприятныхусловий воздействия окружающей среды); проективная функция (обеспечениепсихологической и эмоциональной защиты и разрядки через систему социокультурныхинститутов – семья, церковь и т.д.); нормативная функция (воспроизведение некихсоциальных норм, по которым живут люди).
Культура выполняет трансляционно-коммуникативную функцию(представляет собой передачу во времени и пространстве социокультурного опыта,обеспечивает преемственность и развитие мира культуры). Важно отметить двааспекта этой функции; общение, коммуникация, трансляция социокультурнойинформации, а также социализация культурного процесса. Специфически культурнойформой общения является коммуникация, т.е. обмен информацией между людьмипосредством знаков и символов, при котором информация передаетсяцеленаправленно и принимается избирательно, а взаимодействие осуществляется всоответствии с определенными правилами и нормами. Трансляция же социокультурнойинформации существует в форме социальной памяти и различных типов и видов социализациииндивидов.
Семиотическая функция культуры тесно связана скоммуникативной. Коммуникация предполагает наличие средств кодирования,хранения и распространения информации. Такую функцию в культуре выполняет знак.
В культуре знак определяется как материально-чувственно-воспринимаемыйпредмет, указывающий на другой предмет. Связь между предметом и знакомопосредована культурой.
Игровая функция культуры. Игра представляет собой особуюформу культурной деятельности, оказывающей влияние на многие стороны социальнойрегуляции. Исходя из понимания игры как свободного творчества, Ф. Шиллервозводил к ней эстетическую деятельность. Голландский культуролог Й. Хейзингаусматривал в игре наиболее полное проявление человеческой сущности. Элементыигры используются в таких важных социальных сферах, как политика, религия,образование, художественная культура. К тому же в каждой культуре формируетсясобственные игровые сферы.
Рассмотренные функциональные сферы культуры находятся втесной взаимосвязи. В обществе одну и ту же социальную функцию выполняют каждыйпо-своему, различные культурные институты и один и тот же институт культуры –например, искусство, религия, исполняют ряд социальных ролей.
Вопросы для самоконтроля
В чем заключается взаимосвязь и различие между природой икультурой?
Как рассматривалась проблема соотношения природного икультурного в человеке в истории европейской мысли?
Назовите основные социальные институты культуры и дайтеим характеристику.
Какие социальные функции выполняет культура?
Рекомендуемая литература
Брудный А. Природа и культура: Великоепротивостояние//Общественные науки и современность. 1996. №4.
Волков Г.Н. Три лика культуры. М., 1986.
Гуревич П.С. Философия культуры. М., 1994.
Давидович В.Е., Жданов Ю.А. Сущность культуры. Ростов-на-Дону.1979.
Каган М.С. О соотношении содержания понятий «природа»,«общество», «человек», «культура»// Мировоззренческое содержание категорий изаконов диалектики. Киев, 1981.
Каган М.С. Философия культуры. СПб., 1996.
Мильдон В. Природа и культура//Вопросы философии. 1996.№12.
Маркарян Э.С. Культура как система//Вопросы философии.1984. №1.
Проблемы философии культуры. М., 1984.
Руссо Ж.-Ж. Способствовало ли возрождение наук и искусствочищению нравов?//Руссо Ж.-Ж. Избранное. М., 1976.
Фрейд З. Недовольство в культуре//Философские науки.1989. №1.
Тема 4. Культурная картина мира
1. О соотношении научной, религиозной, художественной и культурной картинмира.
2. Сущность понятий «менталитет» и «архетип», их влияние на культурнуюкартину мира.
3. Особенности российской ментальности и решение современныхсоциокультурных и экономических проблем.
Раскрывая вопросы данной темы, уясните себе, чтосуществуют определенные отличия между понятиями «научная картина мира»,«религиозная картина мира», «художественная картина мира» и «культурная картинамира».
Научную картину мира понимают как некую идеальную модельдействительности, созданную на основе научных идей и принципов, являющихсябазой для построения научных теорий. Особенность ее в том, что она практическилишена ценностного отношения к миру.
В отличие от научной картины мира, религиозная картинапредставляет модель действительности в фантастических образах. Её основусоставляет вера в некий Абсолют, которому следует поклоняться.
Художественная картина мира связана с представлением о действительности,выраженным через смысловое значение и субъективное ее восприятие художником.
Культурная же картина мира – это мир, представленный всмысловом значении для определенной социальной общности. Поэтому культурная ихудожественная картины мира во многом схожи, что можно обнаружить в смысловомаспекте, т.е. мир представляется не таким, какой он есть на самом деле, а какимон видится данной социальной общности. Можно сказать, что содержательнойосновой культурной картины мира является система ценностных ориентаций даннойсоциальной общности, ее понимания добра и зла, эстетического идеала, счастья,справедливости и т.д. Все это делает возможным отличить одну культуру отдругой.
Ядром культурной картины мира является менталитет (отлатинского – мышление, образ мыслей, духовный склад). Понятие «менталитет» быловведено в научный оборот французскими психологами и этнологами Л. Леви-Брюлем,Л. Февром, М. Блоком и другими. Оно фиксировало наличие у представителейэтнических и социокультурных общностей своего рода психологическихособенностей, позволяющих по своему воспринимать и осознавать природный икультурный мир, в том числе и самих себя. В силу этого французские ученыесвязывали изучение истории любого народа с изучением его менталитета,являющегося ядром культуры.
Менталитет оказывает самое существенное влияние на образжизни каждого человека, поскольку ему сложно избавиться от тех стереотиповмышления и психологии, которые накладывает на него определенная социальная иэтническая среда. По мнению российского философа В. Барулина, менталитетпредставляет такое глубинное качество духовности человека, котороеобусловливает не только характер духовного отражения им общества, его адаптациик общественным условиям, но и активную форму преобразования человеком себя,своей общественной жизни.
Понятие близкое по значению «менталитету», можновстретить у представителей психологических концепций Э. Фромма, К.Г. Юнга, З. Фрейдаи др. Так, швейцарский психолог и психиатр К.Г. Юнг, пытаясь постичь глубинныеосновы коллективной психологии употребил понятие «архетип».
Архетип представляет психические структуры коллективногобессознательного, которое является не личным приобретением человека, аунаследовано от наших далеких предков. Архетипы – это своеобразные формыпостижения мира, в соответствии с которыми формируются мысли и чувства людей,обусловливают все психические процессы, связанные с их поведением.
Изучив данный вопрос, попытайтесь выявить единство иразличие между понятиями «менталитет» и «архетип».
Приступая к изучению третьего вопроса, обратите вниманиена то, что менталитет порождает соответствующую ему культурную картину мира.Это означает, что для всех народов, живущих на нашей планете, воспринимаемыймир един, но воспринимается он ими по-разному.
В этой связи в истории как западной, так и отечественноймысли предпринимались попытки дать характеристику русскому менталитету ирусской ментальности. Вспомните Ф.И. Тютчева: «Умом Россию не понять…» и Н.А. Бердяева,который подчеркивал зависимость склада русской души от строя ландшафта ихарактера русской природы. Рекомендуем познакомиться с его работой «Истоки исмысл русского коммунизма», а также с рядом работ из списка рекомендуемойлитературы. На этой основе попытайтесь самостоятельно дать характеристикуособенностей российской ментальности и ее роли в решении современныхсоциокультурных и экономических проблем.
Вопросы для самоконтроля
В чем особенности культурной картины мира? Чем онаотличается от других картин мира?
В чем единство и отличие менталитета и архетипа?
Есть ли отличие между европейской и восточнойментальностью?
Рекомендуемая литература
Ануфриев Е.А., Лесная Л.В. Российский менталитет каксоциально-политический и духовный феномен//Социально-политический журнал, 1997,№6.
Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. В3-х т. Т.1., М., 1995.
Бердяев Н.А. Русская идея. Гл. 1//Вопросы философии:1990, №1.
Бердяев Н.А. Психология русского народа//Бердяев Н.А.Судьба России. М., 1990.
Бутенко А.П., Колесниченко Ю.В. Менталитет россиян иевразийство//Социологические исследования. 1996. №5.
Кондаков И.В. Менталитет русской культуры//Кондаков И.В.Введение в историю русской культуры. М., 1997.
Менталитет и аграрное развитие России (XIX – XX в.). М.,1996.
Тема 5. Культура во времени и пространстве
1. Понятие культурной статики и культурной динамики.
2. «Циклические» взгляды на динамику культуры.
3. «Линейные» представления о культурно-историческом процессе.
Культуру можно разделить на две части – культурнуюстатику и культурную динамику. К культурной статике относят внутреннее строениекультуры, то есть совокупность базисных элементов, их сочетания, а такжеосновные черты и формы культуры.
Так, например, основными элементами культуры являются материальнаяи духовная культура. Материальная культура включает физические объекты,созданные человеком в процессе взаимодействия с природой. Иногда эти объектыназывают артефактами. Артефакты – это жилой дом, орудия труда, книга и др. Духовнуюже культуру образуют нематериальные объекты, существующие в нашем сознании иподдерживаемые человеческим общением. К многообразным элементам духовнойкультуры мы относим мифы, знания, идеи, ценности, символы, обычаи и традиции,ритуалы, язык и многое другое.
Понятно, что материальная и духовная культуры существуютне в отрыве друг от друга, а в прямом взаимодействии. Так, ношение галстукаесть часть светского этикета и выражает символичное действие. Но в то же времясам галстук (или церемония захоронения) являются артефактом.
В зависимости от того, кто является творцом культурыразличают следующие ее основные формы: элитарная, массовая, народная, а такжеосновные ее разновидности – субкультуру и контркультуру.
Культура находится в динамике, это значит, что онавозникает, развивается и деградирует. Поэтому культурная динамика описываетизменение или модификацию черт культуры во времени и пространстве.
В теории культуры сложились различные подходы кобъяснению динамики культуры, ее источников и факторов.
Для того чтобы ответить на вопрос: как и почему меняетсякультура необходимо обратиться к историческим учениям о развитии и типологиикультур. В европейской науке XIX – XX вв. сложилась определенная традиция,благодаря которой основные тенденции изменения культурно-исторического процессарассматриваются либо как циклические, либо как линейные. Из пройденного курсамы знаем, что циклические концепции трактуют культурную историю человечества вкачестве совокупности истории отдельных культур, где каждая из них проходитсвой цикл развития от рождения до смерти. Особенность циклических изменений втом, что они повторимы. В некоторых случаях, как пишет Б.С. Ерасов, ониопределяются как волнообразные. «Под их воздействием общество движется посходным циклам бытия, повторяя себя на протяжении многих поколений». В качествепримера можно вспомнить индийскую «сансару». «Сансара» в индуизме представленав качестве своеобразного «колеса» жизни и смерти, которое воспроизводит и вновьуносит жизнь каждого человека. Представления о цикличности мы можем встретитьеще и первого греческого историка Геродота, который утверждал, что нет единойистории, а существуют лишь отдельные истории. В Ветхом завете в книгеЭкклезиаста мы находим интересную фразу древнеиудейского пророка: «Нет ничегонового под солнцем». Это говорит о том, что в мире совершаются постоянные уходи возвращение.
В рамках циклических теорий часто используется вариантинверсии. В инверсии изменения идут не по кругу, а совершают маятниковыекачания – от одного полюса культурных значений к другому. Она возможна в томслучае, если в культуре не сложилось устойчивого ядра или прочной структуры.Инверсия во временном отношении может охватывать разные периоды – отдесятилетий до нескольких веков. (Переход от язычества к монотеизму, отмонотеизма к атеизму, от атеизма к возрождению монотеизма). Иногда инверсияможет привести к реставрации прошлого и восстановлению некоторых существенныхкомпонентов духовной жизни. Например, эпоха Возрождения связана с возвращением культурногонаследия Античности, однако в ходе Реформации и Контрреформации происходитчастичное восстановление идей монотеизма.
В отличие от циклических теорий, «линейная» модельинтерпретирует развитие истории и культуры общества как прямолинейноепоступательное движение. Еще древнегреческий историк Полибий в жизни отдельныхнародов усматривал общие черты, составляющие единую для всех историючеловечества. Линейная модель всемирной истории зародилась на Ближнем Востокена рубеже VI – V вв. до н.э. в учении зороастризма.
В истории культуры выделяют ряд источников, формирующих иподдерживающих изменения в культуре. К основным из них относят: инновации,обращения к культурному наследию, диффузию и синтез.
Инновация представляет изобретение или выработку новыхидей, образов, моделей или принципов действия, направленных как на изменениеобщественного бытия, так и на выработку нового типа мышления, мироощущения и миропонимания.Носители инноваций – это ученые и мудрецы, деятели культуры, правители,творческие коллективы и т.д. Как правило, источником инноваций являются людилибо социальные группы, неудовлетворенные сложившимися нормативными принципамии ищущие пути самоутверждения.
Под культурным наследием понимают сумму всех культурныхдостижений данного общества, переходящую от поколения к поколению. Несмотря наразную давность этих достижений, они представляют собой вневременную ценность.
В культуре каждого общества имеется та сфера, в которой наследиене подвержено никаким политическим и социальным изменениям. Это опредмеченнаякультура, представленная в памятниках, картинах, текстах, изобретениях и т.д.Русский былинный эпос, сказки, полотна Рубенса и Репина, скульптура Мирона иПраксителя, музыка Бетховена и Чайковского, поэзия Петрарки и Есенина служатнаглядным примером культурного наследия.
Культурное наследие выполняет очень важную функцию – этоподдержание стабильности и постоянства общественной регуляции. К тому жеобращение к культурным традициям способствует внедрению в сознание масс новыхидей в привычных для них формах сознания.
Действительно, в рамках культурного наследия можновыделить так называемые культурные универсалии – своеобразные инвариантыразвития элементов культуры. Под культурными универсалиями понимают такиенормы, ценности, правила, традиции, которые присущи всем культурам независимоот географических, исторических, социальных особенностей того или иногообщества. Еще в 1959 г. Джордж Мердок выделил более 70 таких универсалий. К нимотносятся: спорт, нательные украшения, календарь, соблюдение чистоты и личнойгигиены, приготовление пищи, ухаживание, свадьба, сексуальные ограничения,религиозные ритуалы, гостеприимство, музыка, мифология, торговля, хождение вгости, похоронные ритуалы, игры и многое другое.
Диффузия представляет собой взаимное проникновениекультурных черт и комплексов из одного общества в другое при ихсоприкосновении. В социальной антропологии этот процесс часто называютаккультурацией.
Еще в 50-х – 70-х гг. в русле «теорий модернизации»приоритет принадлежал концепции аккультурации, т.е. постепенного приобщениянаселения слаборазвитых стран к достижениям западной культуры череззаимствование ее внешних образцов. Так, проникновение американской культуры наевропейский континент во второй половине XXв. породило особый феномен,получивший название «вестернизации». Данный процесс мы и сейчас отчетливоощущаем на себе, во многом благодаря средствам массовой информации. Навязчиваяпропаганда и диктат западного образа жизни приводит, к сожалению, к утратемногих национальных ценностей.
Среди основных факторов, влияющих на культурную диффузию,можно назвать следующие:
Степень интенсивности контактов разных культур. Благодаряактивному взаимодействию культур происходит относительно быстроевзаимопроникновение инородных элементов;
Диффузия может осуществляться как насильственным, так иненасильственным взаимопроникновением культур;
В первом случае осуществляется диктат одной культуры,который может привести к ее отторжению.
Степень дифференцированности общества и степень егоготовности к заимствованию элементов другой культуры.
Синтез как источник культурной динамики представляет собойвзаимодействие и соединение разнородных элементов, образующих качественно новоесодержание или форму. Он имеет место в тех случаях, когда социокультурнаясистема осваивает достижения иных культур в тех сферах, где собственныеэлементы оказываются недостаточно развиты, но при этом в целом сохраняет своюсобственную основу.
В качестве примера можно привести элементы материальной идуховной культуры Японии или исламскую цивилизацию на рубеже VII – IX вв., выступающуюв форме синтеза монотеизма, античных ценностей и политической культурыперсидской цивилизации.
/>


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.