Реферат по предмету "Биология и химия"


Задачи и техника биологического рисунка

С.М. Глаголев
Малышвновь огляделся по сторонам.
—Ну а где твои картины с петухами?
Оничто, тоже взорвались? —
язвительноспросил он Карлсона.
—Нет, они не взорвались, — ответил Карлсон.
—Вот, гляди. — И он указал на пришпиленный
кстене возле шкафа лист картона.
Набольшом, совершенно чистом листе в нижнем углу был нарисован крохотный красныйпетушок.
—Картина называется: «Очень одинокий петух»,
—объяснил Карлсон.
А.Линдгрен
Зачемнужно рисовать объекты
Напрактических занятиях по зоологии всегда важная роль отводится рисунку. Какучебное средство, рисунок развивает умение наблюдать объект, выделятьсущественные его черты и в то же время подмечать детали. Изображение объекта ивыполнение подписей к рисунку способствуют прочному усвоению знаний о строенииобъекта.
Научнаяроль рисунка сводится к тому, что он служит иллюстрацией к таксономическому илиморфологическому описанию (так, не сопровождающееся иллюстрацией описаниенового вида считается недействительным).
Казалосьбы, в этом качестве предпочтительнее фотография — тем более что в последнеевремя техника фотографирования вместе с компьютерными технологиями позволяетполучать качественные фотографии практически любых зоологических объектов. Темне менее рисунок сохраняет (и будет, видимо, всегда сохранять) свою роль внаучном исследовании.
Преимуществорисунка состоит прежде всего в том, что он позволяет создать обобщенный образобъекта и выделить его существенные черты, отказавшись от второстепенныхдеталей. Кроме того, рисунок позволяет отразить на одном изображении деталистроения, которые на одной фотографии показаны быть не могут (например, потому,что не попадают в плоскость изображения и получаются размытыми). Отметим, чтоумение фотографировать объекты также очень важно для исследовательской работы.
Советы преподавателю
Используярисунок как средство обучения, преподаватель должен руководствоватьсяследующими соображениями.
Начинатьученик должен с более простых объектов. Как правило, это объектымакроскопические (например, среди беспозвоночных это раковины моллюсков иликрупные ракообразные), так как использование оптики само по себе составляеттрудности для начинающего (объекты давятся покровным стеклом, пропадают из полязрения, высыхают). Движущееся животное, естественно, рисовать сложнее, поэтомуработать нужно с фиксированным материалом.
Таккак главное затруднение бывает связано с верной передачей пропорций, сначаласледует отработать именно это умение. Поэтому первые рисунки могут бытьконтурными, без передачи большого количества деталей и объемности. В то жевремя нужно с самого начала обращать внимание учеников на детали, предупреждаяобычную склонность к излишней схематизации.
Выполнениерисунка начинающими требует постоянных консультаций преподавателя: исправитьзаконченную работу гораздо труднее, чем внести исправления по ходу дела. Этонужно объяснить ученикам, чтобы они сами вовремя обращались за консультацией.Преподаватель может показать технику изображения на чистом листе, а принеобходимости вносить небольшие исправления в рисунок ученика (не выполняя приэтом за него всю работу).
Оченьважно, чтобы работа над рисунком и ее результаты доставляли ученикуудовольствие. Поэтому при работе со школьниками нужно уметь определить тотпредел, когда новые «придирки» к данному рисунку данного ученика уже неприведут к его улучшению (этот предел может быть связан с потолкомизобразительных способностей, усталостью, слабостью учебной мотивации). Еслипреподаватель чувствует, что этот предел достигнут — работу следует либопринять как она есть, либо (при полной неудовлетворительности) забраковать идать школьнику после перерыва другой объект.
Предпочтительнымнам кажется давать при рисовании задание небольшого объема без ограничениявремени. На изготовление одного качественного рисунка может уйти весь рабочийдень — и это даст гораздо больший учебный результат, чем сделанные за то жевремя пять рисунков, но халтурных. Однако на учебной практике рисунки служатвсе-таки в основном средством закрепления знаний о строении объектов; поэтомусо временем объем задания можно увеличить. Реально за рабочий день (6 чзанятий) большинство школьников без потери качества могут выполнить не более 3рисунков.
Взавершение практики целесообразно дать задание сделать тщательный рисунок«зачетного объекта» в туши. На его изготовление может уйти 2–3 дня работы.
Врядли есть смысл ставить оценки за отдельные рисунки. Качество (а иногда иколичество) выполненных рисунков можно учитывать при выставлении итоговойоценки за практику.
Советы начинающему рисовальщику
Правиланаучного изображения. Главное в научном рисунке — его достоверность. Поэтомуосновной принцип — «рисую то, что вижу». Исключение составляют артефакты(двойное изображение, создаваемое микроскопом при неправильном освещении, пузырькивоздуха и другие посторонние объекты, попавшие на препарат). Достоверностьрисунка состоит в соблюдении всех пропорций, в верном изображении деталей, видныхпри данном увеличении, в точной передаче цвета в случае цветного рисунка.
Особенноевнимание следует обращать на линии как элемент графического изображения. Каждаялиния на контурном рисунке что-то означает. Например, границы тела животного(или границы клеток на препарате) замкнуты. Линии, обозначающие их на рисунке, должныбыть сплошными.
Большинствонаучных журналов в качестве иллюстраций к научным статьям принимает черно-белыеизображения, выполненные в туши и пригодные для воспроизведения типографскимспособом. Это означает, что на рисунок не накладываются тени путем тонирования(например, размазывания карандаша): элементами рисунка могут быть только точкии линии. С помощью этих элементов показывается и объемность, когда этонеободимо.
Техническоеоснащение. Успех рисования во многом зависит от технического оснащения. Оченьважную роль играет бумага. Для рисования лучше использовать не альбом, аотдельные листы в папке. Бумага должна быть плотной, гладкой и выдерживающейнесколько стираний ластиком. Из имеющейся в продаже обычно наиболее отвечаетэтим требованиям бумага для черчения. Хорошего качества листы бумаги могут бытьнарезаны из больших листов ватмана. У большинства сортов бумаги две сторонылиста несколько различаются по фактуре: одна сторона более гладкая, другая —шершавая. Рисунок следует выполнять на гладкой стороне. Обычно используютсялисты формата А4, но для некоторых рисунков (например, членистоногих с длиннымипридатками) более подходит формат АЗ.
Неменее важную роль играют карандаши. Большинство рисунков зоологическогопрактикума выполняется простым карандашом. Карандаш должен быть среднейжесткости («М» или «ТМ», по европейской системе обозначений — «В» или «НВ») иобязательно остро заточенным (под углом 20–25 градусов). Подтачивать карандашследует постоянно; многие дефекты рисунков возникают именно из-за пользованиятупым карандашом. Годятся для рисования и автоматические карандаши с диаметромстержня 0, 5 мм, которые в заточке не нуждаются.
Начинающемурисовальщику часто приходится пользоваться ластиком. Чтобы рисунок при этом небыл безнадежно испорчен (особенно для последующего перевода его в тушь), ластикдолжен быть мягким (хорошо подходят доступные сейчас ластики фирмы«Коh-i-nооr»).
Частьрисунков во время практикума выполняется тушью. Подходит любая черная тушь, нолучшее качество дают специальные сорта туши для заправки рапидографов. Основнойинструмент при рисовании тушью — обычное перо («вставка»). К сожалению, впоследнее время перья для туши почти исчезли из продажи. Для научных рисунковлучше всего подходят наиболее тонкие перья. Иногда целесообразно использоватьдва пера разной толщины — для наружных контуров и внутренних линий.
Заменойперьям могут служить рапидографы, дающие линию определенной толщины. Достаточноиметь набор из трех таких рапидографов с толщиной линии 0, 2, 0, 3 и 0, 4 мм. Главный их недостаток — высокая цена. Худшая замена — капиллярные ручки. Изображение хорошегокачества могут давать лишь ручки с толщиной линии не более 0, 2 мм, желательно с несмываемой тушью. С помощью роллеров (гелиевых ручек) выполнить рисунок обычно неудается.
Частьрисунков может быть выполнена также в акварели. Акварель должна быть полумягкая,в ванночках (а не в тюбиках). Желательно иметь набор красок не менее 24 цветов.Для рисования акварелью годятся только мягкие (беличьи) кисти, причемнеобходимо иметь кисти как минимум двух номеров — тонкую (для прорисовкидеталей) и более толстую (для заливки).
Оченьважно позаботиться о сохранности уже выполненной работы. Рисунки следуетхранить только в папке, причем не на рабочем месте, где их легко можно залитьводой. Чистовые рисунки удобно хранить в прозрачной папке.
Методические и технические приемы рисования
Дляполучения рисунка хорошего качества важно учитывать множество факторов.
Одиниз главных — размер изображения. Он определяется прежде всего количествомдеталей, которые должны быть показаны на рисунке, и их размерами. Так, домикраковинной амебы, лишенный структуры или состоящий из песчинок, вряд линеобходимо рисовать во весь лист: обычно достаточно 1/4 листа формата А4 (наболее мелком рисунке трудно будет показать реальное соотношение размеровпесчинок и всего домика). А вот личинку насекомого (у которой разных деталейстроения всегда хватает) обычно целесообразно изображать размером во весь лист.Обычная ошибка начинающих состоит в том, что они «мельчат», а на маленькомрисунке невозможно показать все необходимые детали.
Второйнемаловажный фактор — размещение рисунка на листе. Необходимо прежде всегоследить за тем, чтобы изображение не вылезло за край. Это часто случается приизображении членистоногих с длинными придатками (антеннами, церками и т.п.).Более того — у краев листа нужно оставлять поля не менее 1, 5–2 см шириной. Вто же время на листе нежелательно оставлять много пустого места. Как правило, объектрасполагают так, чтобы его длинная сторона располагалась вдоль длинной сторонылиста (от этого правила возможны отступления, если на лист помещаются несколькорисунков). Если объект не занимает весь лист (например, из-за сильно вытянутойформы), то на свободном месте целесообразно поместить изображенные крупнымпланом его части. Это необходимо еще и потому, что излишнее количество деталейна изображении общего вида часто портит рисунок (хотя еще больше его портитнедостаточное число деталей, то есть излишняя схематизация). Более мелкие, новажные детали часто невозможно изобразить на рисунке общего вида с соблюдениемпропорций. В этом случае изображение отдельных частей тела животного простонеобходимо.
Учебныйрисунок всегда снабжается подписями. Для них на листе тоже нужно оставитьместо. Обычно указывается таксономическое положение объекта (начиная с классаили типа и заканчивая видом). Эти подписи делаются в углу рисунка (лучше дляних провести линии по линейке). Кроме того, подписываются части объекта, имеющиедиагностическое значение детали его строения, и т.п. Эти подписи можно делатьна горизонтальных линиях, от которых проведены (по линейке) указывающие линии ксоответствующим частям рисунка. Указывающие линии не должны пересекаться.
Приизготовлении подписей важно учитывать, что в расположении объекта на листе длякаждой группы организмов сложились определенные традиции. Так, большинствобеспозвоночных, как правило, размещаются передним концом тела вверх, еслиизображаются со спинной или брюшной стороны тела, и передним концом направо, еслиони изображены сбоку (ветвистоусых ракообразных семейств Daphniidае и Sididaeпринято изображать передним концом тела вверх и при виде сбоку).
Еслиподписей много, их можно заменить цифрами. В этом случае в нижнем углу рисункасоставляется «легенда», в которой цифры расшифровываются. Делать подписи наобратной стороне листа нецелесообразно; однако там могут быть записаны какие-тосведения об объекте, если они нужны для исследовательских целей. На оборотеследует также подписать рисунок и указать дату его выполнения. Все подписи клюбому рисунку (в том числе тушевому) нужно выполнять только простым карандашом,чтобы можно было при необходимости внести исправления.
Начинатьрисунок следует с общего наброска. На нем должны быть прорисованы внешниеконтуры объекта и намечены пропорции между основный частями тела. Приизготовлении наброска и при проработке рисунка до завершающей стадии все линиидолжны быть очень тонкими, рисовать нужно без всякого нажима на карандаш — ведьизображение почти наверняка придется многократно стирать для исправлений.Карандашный рисунок практически всегда предшествует и чистовому рисунку тушью, поэтомувсе карандашные линии предстоит удалить. В этом случае особенно важно рисоватьтак, чтобы его можно было стереть, не испортив бумагу.
Правильноеотображение пропорций — одна из наиболее сложных задач для начинающего. Приизображении макроскопических обектов (например, раковин моллюсков) можноизмерить пропорции (соотношение длины и высоты раковины и т.п.) линейкой затемсделать на рисунке разметку, а по ней рисовать контуры объекта. При изображениимикроскопических объектов с использованием микроскопа или бинокуляра чаще всегоприходится использовать глазомер. Полезный прием — определение соотношенийчастей тела (например, усики длиннее груди, но не достигают конца брюшка; грудьв наиболее широком месте примерно вдвое шире головы и т.п.).
Заметнооблегчает задачу соблюдения пропорций использование окуляров с мерной линейкойили сеточкой (последние имеются в наборе многих бинокулярных луп). В этомслучае пропорции объекта можно измерить, а на рисунке проверить их с помощьюлинейки. При наличии окуляра с сеточкой может применяться рисование «поклеточкам». В этом случае на лист наносится (очень тонкими линиями!) разметка ввиде клеточек с помощью линейки, а затем контуры объекта врисовываются поразметке.
Лишьпосле того, как общие пропорции намечены, можно приступать к прорисовкедеталей. При этом часто бывает полезно сменить увеличение микроскопа илибинокуляра на большее, чтобы детали были лучше различимы.
Завершающаястадия работы над рисунком, если он выполняется карандашом, — придание линиямразной толщины и нанесение точечной или линейной штриховки (если онанеобходима). Перед этим все лишнии линии нужно стереть. линиями большей толщиныи четкости обводятся внешние контуры рисунка (слишком сильно нажимать накарандаш не нужно!).
Пририсовании тушью главная сложность — невозможность исправить проведенную линию.Поэтому для рисунка тушью делается карандашный набросок, который затем «переводитсяв тушь». При этом карандашом наносятся все контурные линии, но как можно болееслабые. Ластиком нужно пользоваться как можно реже: на разлохмаченной бумагетушь расплывется, и рисунок будет испорчен.
Линиина тушевом рисунке должны быть ровными, равномерной толщины. Этого труднодостичь без опоры, поэтому рука с пером опирается на стол. Необходимаятвердость руки достигается только с опытом, но важную роль играет и техническаясторона. На перо нужно набирать небольшое количество туши, иначе легко посадитькляксу (вообще тушь почему-то легко проливается на рисунки и столы, поэтомулучше не держать открытым весь пузырек, а отлить немного туши в маленькую чашкуПетри или другой маленький устойчивый сосуд). Перо должно быть чистым:прилипший к нему волосок может вызвать расплывание туши. Поэтому после каждогообмакивания в тушь перо необходимо протирать чистой тканью. Чтобы перо хорошопрочерчивало линию, им необходимо провести 1–2 пробных линии на черновике(бумаге того же сорта, что используется для рисования). Толщина линиирегулируется изменением нажима и угла наклона пера. Для черных частей рисунка(например, глазных пятен) может использоваться заливка с помощью тонкойкисточки или сплошной линейной штриховки пером.
Приизготовлении научных рисунков микроскопических объектов обычно используетсярисовальный аппарат. Современный рисовальный аппарат (типа РА-6) привинчиваетсяпод тубус микроскопа. Он позволяет видеть одновременно объект в поле зрениямикроскопа и лист бумаги, на котором рисовальщик карандашом обводит контурыобъекта. С помощью встроенных в рисовальный аппарат колец осуществляетсянаводка на резкость и регулируется размер изображения.
Применениерисовального аппарата позволяет, как правило, сделать лишь набросок объекта:для проработки де-талей рисовальный аппарат снимается с микроскопа. Однако этопозволяет наиболее правильно отразить пропорции объекта и экономит (при наличииопыта) много времени.
Дляуспешного использования рисовального аппарата очень важно наладить освещение.Лист бумаги должен быть освещен достаточно яркой лампой; освещение же объекта(на малом увеличении), как правило, приходится уменьшать, чтобы кончиккарандаша был хорошо виден на фоне изображения.
Второеусловие — неподвижность листа бумаги и микроскопа. Если лист бумаги сдвинулся, аккуратносовместить начатое изображение с контурами объекта сложно, и часто рисунокприходится выполнять заново. Лист можно приклеить скотчем к поверхности стола(если стол деревянный и его не очень жалко, лучше прикрепить кнопками).
Спомощью рисовального аппарата легко одновременно с объектом зарисовать деленияшкалы окуляр-микрометра и, зная цену деления, показать на рисунке масштабнуюлинейку.
Использоватьрисовальный аппарат есть смысл лишь после того, как освоены общие навыкирисования «на глаз».
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта bio.1september.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.