Реферат по предмету "Философия"


Тупик или выход. Молодежные субкультуры

Филянова В. Н.
Субкультурамолодежи – при этом словосочетании в уме возникают картины подвалов с граффити,цветные ирокезы, кожаные куртки с металлическими клепками, запах табака иличего покрепче и тяжелая музыка. Среди всего этого дикий смех, жаргон и грубыеманеры глотающих пиво из горла каких-то чудовищ, некогда бывших нашими детьми.Как избежать этого зловонного дыхания бездны, проникающего не только в домарабочих, офисных сотрудников, учителей и врачей, но и в респектабельные семьичерез ТВ, интернет, радио, журналы? Субкультуры – это семейные трагедии, когдародители бьют себя в грудь с криком «Не уберегли! Плохо воспитали!» или некаясила, разрушающая социум посредством молодежи?
Бунт молодежи
Субкультура– это своего рода детская республика, где бунтом свергнут диктат правительств, родителей,учителей и вообще взрослых. Но бунт порой агрессивный, уничтожающий не тольковсе окружающее, но и самих бунтарей, а двигатель этого бунта – отчасти жаждасправедливости, а отчасти, как ни прискорбно, гордыня.
Началсяэтот бунт в шестидесятых годах ХХ века, когда молодежь Франции вышла набаррикады с лозунгом Альбера Камю: «Бунтую – значит существую!». Те событиябыли вызваны кризисом западного сознания – крахом веры в земной прогресс, внауку, которая как оказалось, наоборот, поставила мир на грань гибели, Кризисявил разочарование в политической сфере, так как ХХ век ознаменовался страшнымивойнами и ядерной угрозой, а демократическое устройство общества показало всесвое несовершенство. В западной жизни христианская католическая ипротестантская этика стала частью буржуазной мирской морали, утратив своесакральное измерение, а рациональная секулярная наука лишила человека права наэту сферу жизни. Разочарование в старом порядке вызвало свержение норм морали, сохранявшейсвязи с христианством и дало право обратиться к сфере дохристианской языческойчувственности и новым формам иррационального опыта. Бунт молодежи сопровождалсясексуальной и рок революциями, на волне которых в поисках полноты жизненныхощущений стали популярны психоделическая музыка, ритуальные ритмы Африки, разнообразныенаркотики как средство «расширения» сознания и т.д. Все это воспринималось итрактовалось как средство возвращения к истинной природе человека, утраченной сразвитием цивилизации, и как метод преодоления политических и гражданскихпроблем.
Напервый взгляд бунт молодежи шестидесятых годов кончился ничем – капитализм непошатнулся, многие лидеры рок-движения сгинули молодыми, хиппи оказалисьцветами, не несущими плода, часть романтиков вернулась в «нормальную жизнь». Ноэти революции сделали свое дело: плотина рухнула, были открыты барьеры дляпроникновения в широкие круги таких норм, которые адекватно воспринималисьранее лишь в субкультурах: всесторонняя распущенность и мнение о том, чточеловек может делать со своим телом и душей все, что захочет.
Уровеньсовременной нравственности тесно связан с тем, что происходило всего лишь сороклет назад. Современные субкультуры – остатки некогда мощного движения, продолжающиеначатую тогда разрушительную работу. Бунт шестидесятых продолжается, нопроявляется он не в уличных сражениях, не в бое витрин, а во внешнем виде – вкостюме и поведении. Своим внешним видом молодые люди заявляют, что они родомиз другого мира с совершенно иными ценностями и понятиями о норме, что ихсубкультура – зерно, способное прорасти при благоприятных условиях и разрушитьвсе то, с чем она не согласна. В этой манифестации есть вызов общепринятымценностям, немой крик с угрозой: «Эй, ты, там на том берегу!».
Теория субкультур
Событияшестидесятых заставили ученых всерьез заняться проблемой молодежных субкультур.Их интересовал вопрос: как получается, что дети вполне благонадежных буржуа ирабочих становятся бунтарями и разрушителями порядка? И было открыто, чтосубкультуры молодежи – порождение нового технократического общества. Их не было,когда общество было более патриархальным, простым и понятным, когда передчеловеком не стояли сложные и искусственные задачи длительного полученияобразования. Молодой человек в крестьянской семье, освоив сызмальства у отцавсе необходимые навыки хозяина и главы семейства, входил в общество естественнои незаметно, а будучи в подмастерьях он мог обрести достаточную квалификацию инужный опыт.
Системасовременного образования породила некоторый искусственный процесс социализациичеловека: выйдя из семьи, он должен в течение длительного времени обретатьобщепринятый уровень знаний, профессию для того чтобы стать полноправным членомобщества. И чем более сложным становится общество, тем более трудным иболезненным становится этот процесс, который имеет тенденцию удлиняться вовремени.
Именнов промежутке между детством и взрослостью, когда ребенок становится школьником,или молодой человек – студентом, и возникают субкультуры как механизмбезболезненной социализации. Ведь жизнь недавнего ребенка во взрослом миреневероятно трудна (она трудна и для взрослых). К тому же в связи с интенсивнымразвитием общества опыт отцов зачастую неприменим для детей. У молодогочеловека нет необходимых знаний, духовных и моральных сил, а если к тому же унего нет четких нравственных ориентиров, заложенных в семье, то жизнь можетстать плаванием по безбрежному океану на утлом судне без управления и знанияцели. Выжить в этих сложных условиях, выработать смысловую и мировоззренческуюструктуру, совместными усилиями разрешить стоящие перед молодым человеком задачипомогает субкультура. Это своего рода тихая заводь и бухта среди вод океана, вкоторой он спасается, когда семья родителей не может помочь решать егопроблемы. Здесь удовлетворяется его потребность в формировании представлений омире, в выработке ценностей.
Носубкультура — это еще и альтернативная система координат, выполняющая ролькомпенсации: молодые люди, совершенно не успешные и слабые в большом мире, всубкультуре могут стать героями или получить признание. Общность сединомышленниками дает молодому человеку ощущение силы, которого он не имеет водиночестве.
Итак,субкультура с научной точки зрения – всего форма социализации молодежи.Разрушительной или созидательной для общества ее делает система ценностей, образующаяее структуру. До шестидесятых годов ХХ века субкультуры воспринимались какявление сугубо положительное на фоне все уменьшающейся в обществе роли семьи ввоспитании человека. Считалось, что в субкультуре молодежь сможет воспринять«моральный код общества».
Волненияшестидесятых годов показали, что молодежь усвоила не «моральный код»буржуазного общества, а нечто иное. С этого времени субкультура сталавосприниматься как разрушающее общество элемент, как противостоящая материнскойкультуре контркультура.
Современные формы бунта
Существуеттеория «сопротивления посредством ритуалов», которая утверждает, чтосубкультуры сопротивляются ценностям доминирующей культуры не активнымдействием, а специфическими символами, знаками, которые несут смысловую иценностную нагрузку. «Ритуалами» – стилем, одеждой, жаргоном, представителисубкультур нарушают коды поведения и общепринятые законы, тем самым выражаяпротест против не устраивающей их действительности.
Одеждас древнейших времен была культурным средством идентификации, чаще всего она отражаласоциальный статус человека, принадлежность его к тому или иному социальномуслою, была признаком религиозной ориентации человека. Вспомним, что иудеи вРимской империи сильно отличались своим внешним видом, вызывая раздражениеримлян. В современности мы также можем отличить мусульманина от иудея, христианинаот мусульманина, поскольку одежда по-прежнему выполняетсимволически-опознавательную роль. Ничем иным не являются стили одеждымолодежных субкультур – это средство идентификации, то есть отличия «своих» от«чужих». Кроме того, одежда субкультуры во многом есть средство бунта, непрямого, но скрытого, на уровне «пощечины общественному вкусу».
«Хиппи»,как известно, одеваются в свободные одежды, рваные джинсы, которые отражают ихсвободу от общепринятых норм, тяготение к природе. Для «панков» характернабольшая акцентуация, эпатаж, тяготение к девиантному поведению как протесту;для «готов» – больший эстетизм и лиризм, что в какой-то мере является реакциейи отторжением набившей оскомину грубости панков и металлистов. Представителикультуры «New Age» носят яркие одежды, но часто это яркость и дисгармоничностькрасок есть отражение культуры искусственных наркотиков – экстази и ЛСД;черно-розовый стиль «эмо» тоже есть игра в неуравновешенных подростков, ориентированныхна сверхчувственность и депрессивность. «Растаманы» с львиными гривами-дреддаминосят одежду в гамме эфиопского флага (красный, желтый, зеленый), взглянув наних, мы вспоминаем ритмы рэгги и листья конопли. Брутальные молодчики с бритымичерепами и массивными ботинками заставляют сразу занять оборонительную позу.Любители культуры индейцев заставляют задуматься о несправедливости проявленнойевропейцами к коренному населению Америки. Все они предлагают свои средствапреодоления несовершенств современного мира, одни – силой, другие – ничегонеделаньем и трубкой мира с марихуаной, третьи – возвратом к ценностямальтернативных культур.
Водежде членов субкультуры проявляется разделение мира на «добро – зло», «мы –они», «свои – чужие». И маркировочной полосой этого разделения являютсяценности субкультуры. «Своими» являются те, кто принимает ценности субкультуры,«чужими» – весь оставшийся мир. Разделение мира на «героев» и «толпу», на«критически» и «не критически мыслящие» личности – это типичные примерыразделения мира на «мы» и «они», известные в России еще с ХIХ века. Тогдаюноши-революционеры написали:
«Да,не поймем мы никогда друг друга.
Онидля нас практичные дельцы,
Амы для них рушители порядка,
Мечтатели,наивные юнцы…»
Тогдамолодежь, верившая в революцию, тоже отличалась своим внешним видом.Обыкновенный вид молодого представителя революционного кружка был протестногосвойства – клетчатые плед, синие очки, сухость и мрачность, вызывающаянеопрятность, стрижка в кружок и т.д.
Бунтпротив пошлости или против Бога?
Одежда– внешний признак бунта, но что же стоит за наружной оболочкой, чем движим этотбунт? Анализируя современные субкультуры молодежи, мы видим, что многие из нихдвижимы стремлением преодолеть заданность времени и пространства, социальногоположения, способностей, которые выпали человеку от рождения. Например, некоторыеребята учатся прыгать по стенам и крышам и таким образом перемещаются по городу,некоторые живут в виртуальной реальности, в компьютерных играх, где у нихпоявляются невероятные возможности – командовать армиями, расстреливатьмногочисленных врагов, в очередной раз спасать мир; другие, изготовивсредневековый костюм, присваивают себе имя и образ какого-то героя извыдуманной страны, получают возможность проявить свою мужественность, ловкостьи смекалку в бою на мечах, в ориентировании в лесу, обрести аристократическоедостоинство, которого они лишены в реальности, являясь всего лишь жителямиодного из спальных районов. Все это – способ получить то, чего лишаютсовременного подростка каменные джунгли городов-мегаполисов, что совершенно неценится учителями и одноклассниками в школе. В таких субкультурах молодые людипытаются вспомнить что-то архаичное, взрастить в себе нечто забытое отцами, ведьзачастую у них отнята необходимость быть мужественным и сильным. И таковыесубкультуры есть бунт против социальных несуразностей, использование фантазиидля украшения своей жизни. Для многих подростков ценности их субкультурыгораздо выше тех, что может предложить им семья, особенно если онанеблагополучная… Еще в ХIХ веке девицы бежали из семей в революционные общины, посколькуничего дельного в своих семьях не видели, но горели жаждой посвятить себяслужению обществу. Можно только надеяться, что современные искатели приключенийобретут то, к чему действительно стремится их душа и не заплутают насредневековых дорогах, крышах мегаполисов или во всемирной сети.
Ноесть молодежные сообщества другого рода, которые делают все, чтобы поругатьчеловеческое достоинство, принизить его, культивируя нормальное восприятиепороков. И это уже не только бунт против общепринятых норм, но сопротивлениеБогу. Ряд молодежных субкультур с презрением относится к своей человеческойприроде, к тому, что им дано от рождения. Такие проявления мы встречаем всубкультуре «киборгов» или «кибер-панков», в которых степень «крутости»определяется количеством металлических предметов, вживленных в тело, ящерообразноразрезанным на половинки языком, многочисленными и шокирующими татуировками.Цель – минимизировать свою человеческую сущность, стереть образ Божий, которыйдан человеку и зримо проявить личину чего-то иного. Интересно, что «киборги»стремятся преодолеть болевые рефлексы, так как представители этих субкультурмогут познавать «Абсолют» лишь будучи подвешенным за кожу на крюках. Как нистрашно, но в этом изменении своего облика и обретении привычки к мукам накрюках можно угадать подготовку к будущему, которое уготовано в вечности.
«Готов»по названию можно принять за субкультуру, ориентированную на память огерманских племенах готов, которые пройдя через наш Крым, заселились в Европе истали основой германской нации. Но на деле мы видим в этой субкультуре лишьигру в вампиров-полумертвецов, пришельцев преисподней, самым дорогим местом длякоторых являются кладбища, а торжества сопровождаются пригублением бокала скровью вместо вина. Не редки в этой субкультуре самоубийства, которые вполнелогичны, ведь ценности этой субкультуры ориентированы не на жизнь, а на смерть,на ожидание ее пришествия. «Готы» соответственно ненавидят мир как Божиетворение и готовятся ко встрече с демонами, так как уже при жизни согласилисьотчасти принять их природу, изображая из себя вампиров. Опасным в этойсубкультуре является эстетика, которая и заманивает многих романтичных молодыхлюдей – строгие красивые одежды, философская направленность, благородство иаристократизм. Но это лишь эстетичная форма, сутью является тупик.
Нужносказать, что эстетика погибельных вещей привлекает не только молодежь, но ивзрослых. И в данном случае ответственность за погибшие души лежит на авторахмузыкальных произведений, на литераторах и кинорежиссерах, которые эстетизируютзаведомо ложные ценности. Некоторые становятся поклонниками немецкого нацизмаиз-за красоты и элегантности эсесовской формы: много поклонников фашизмапоявилось после фильма «Ночной портье». «Готы» возрастают на английской готскойлитературе и красиво снятых фильмах о вампирах, «кибер-панки» – на впечатленияхдетского сознания от фильмов про терминаторов и киборгов. Нужно сказать, чтодля России – это пройденный урок, в ХIХ веке огромное число молодых людейстановилось революционерами и метало бомбы под влиянием беллетристики иклассических литературных произведений того же И.С.Тургенева и других авторов, героизирующихреволюционеров и молодых убийц, приносящих себя в жертву обществу и революции.
Теперьлитературу вытесняет кино, и его всходы мы пожнем через некоторое время. Можнопредположить, какие субкультуры появятся в ближайшие годы – не так давно были оченьпопулярны фильмы про киллеров, чего же ожидать в будущем?
Такимобразом, есть субкультуры, уводящие человека в виртуальность, есть субкультуры,разрушающие лишь их адептов («готы», «эмо» чрезвычайно склонны к самоубийствам)и субкультуры, нацеленные на разрушение мира или общества. Последние, какправило, являются политическими субкультурами и в основе их ценностной системыстоят политические понятия. Это профашистски настроенные группы, которым нечужды фашистская эстетика и стремление к брутальности, идеология расизма иприменения насилия для разрешения социальных проблем. Здесь проявление силыозначает протест потребительскому миру, превращающему человека в бессильнуюпустую оболочку, принижающему его до уровня машины желаний.
Вполнеочевидно, что цель человека, попадающего в субкультуры – приобрести некоторыекачества, отсутствующие у толпы. Он хочет возвыситься над ней, гордо иневозмутимо стоять на вершине, над морем людей, копошащихся в суете: родителей,одноклассников, учителей – всех, кто не смог стать сверхчеловеком.
Печально,что все эти субкультуры есть побирание по чужим землям – в ХIХ веке итогомпобирания по западным интеллектуальным полям стала копилка революционных идей.«Готы», «скинхеды», «панки» и другие – все это западные проекты, выросшие напочве капиталистических проблем, искусственно внедренные в наше общество.Грустно, что мы потребляем их как ширпотреб, не имея ни собственного вкуса, низнания своих древних корней.
Инельзя не признать в этом наш проигрыш в войне за сознание русского народа, вкотором появились теперь «готы», тяготеющие к кладбищам Европы и туманногоАльбиона, «скинхеды», бодрым маршем пришедшие из рабочих кварталов Англии, нации фаши, боготворящие Германию и т.д. Молодежь не думает о том, чьей пешкой вэтой игре жизни и смерти, а также в политической шахматной игре она является.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.portal-slovo.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Нейроны как проводники электричества. Физиология синапсов
Реферат Совершенствование деятельности культурно - досуговых центров по организации досуга молодежи
Реферат Discrimination Up Close Essay Research Paper SubjectPersonal
Реферат Забезпечення обвинуваченому права на захист
Реферат Елизавета - королева английская
Реферат Составление анкеты
Реферат Із планом проведення семінару познайомила учасників завідуюча рмк хронік Тетяна Євгеніївна
Реферат Навыки руководителя
Реферат In The Penal Colony By Franz Kafka
Реферат Прямое налогообложение в бюджетной системе Российской Федерации
Реферат Hamlet Revised Essay Research Paper Chani Nissenbaum
Реферат Silas Marner Essay Research Paper Silas MarnerSilas
Реферат «Тюменская государственная медицинская академия Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»
Реферат Реализация проекта "Сахалин-2"
Реферат Конфликт литературного произведения. На материале драмы М. Ю. Лермонтова "Маскарад"