Реферат по предмету "БЖД"


Алкоголизм как фактор виктимизации личности подростка профилактика алкоголизма в подростковой среде

Аксёнова Наталья Валериевна
Социально-педагогический центр «Орлёнок» (филиал) Сочинского государственного университета туризма и курортного дела
За основу нашего исследования мы взяли определение, данное А.В. Мудриком: «виктимизация – процесс и результат превращения человека или группы людей в тот или иной тип жертв неблагоприятных условий социализации», и определили, что факторы виктимизации человека можно разделить на объективные, к которым относятся природно-климатические условия, общество и государство, специфические особенности поселения, семья, группы сверстников, и субъективные – индивидуальные особенности человека, особенности его самовосприятия и восприятия окружающей действительности. На основе классификации Г.М. Андреевой мы добавили к вышеперечисленным факторам следующие: особенности социального контроля, экологическая ситуация, уровень адаптивности человека к изменяющимся условиям.
Изучив условия поселка курортного типа Новомихайловский Туапсинского района Краснодарского края, в котором проводилось исследование, мы в качестве специфических факторов виктимизации выделили сезонную занятость работоспособного населения и его низкий социально-экономический уровень; массовую миграцию людей из близлежащих неблагополучных регионов; постоянную демонстрацию курортниками наглядных примеров легкой жизни и больших денег; неудовлетворительное функционирование учебно-воспитательных учреждений, неразвитость рекреативной инфраструктуры поселка, наличие развитой сети увеселительных заведений и, как следствие, низкий культурный уровень жителей; большое количество семей, не поддерживающих должный уровень жизнеобеспечения и воспитания своих детей; множество асоциальных подростковых групп.
С точки зрения социальной характеристики мы определили алкоголизм как форму девиантного поведения, характеризующуюся патологическим влечением к спиртному и последующей социальной деградацией личности, и сделали вывод, что провоцируемые им процессы предопределяют другие социальные отклонения: преступность, правонарушения, социальный паразитизм, аморальное поведение и др.
Проанализировав на основе статистических данных динамику количества алкоголя, потребляемого в России на протяжении ХХ века, мы утверждаем, что если потребление алкоголя в нашей стране будет так же стремительно расти, то его потребление на душу населения постепенно увеличится до 20-25 литров, вследствие чего через 20 лет будет поражено 50% генофонда нации.
В качестве основных факторов, способствующих возникновению алкоголизма, выступают психологическая, физиологическая и социальная ситуация развития, окружение человека, продолжительное бессодержательное времяпрепровождение, низкий уровень культуры и образованности; вместе с этим существует негативная тенденция неуклонного «омоложения» современного российского алкоголизма.
Основными факторами, способствующими началу и продолжению употребления алкоголя в подростковом возрасте, являются психологические факторы (любопытство, потребность в экспериментировании, вызов, потребность казаться сильным, «досрочная» взрослость, акцентуации отдельных черт характера и т.п.); социальное окружение (пример родственников и других взрослых, давление товарищей); социально-экономические факторы (социальное неравенство, обнищание, безработица, инфляция, социальная напряженность и др.); физиологические факторы (наследственность и недостатки конституционально-соматического склада).
Для подтверждения вышеизложенных данных мы провели собственное диагностическое исследование тенденций употребления спиртных напитков подростками (учащимися 8-х классов) поселка курортного типа. Изучая особенности свободного времени подростков, мы выяснили, что оно имеет преимущественно развлекательный характер: слушание музыки – 32,8% респондентов; просмотр телепередач – 30%; общение с друзьями – 27,1%; занятия спортом – 27,1%; чтение художественной литературы – 14,2% опрошенных. Что касается частоты употребления алкоголя, то мы получили следующие данные: иногда употребляют спиртные напитки — 42,8%, употребляют постоянно — 2,8%, совсем не употребляют — 15,7%. При этом 21,4% подростков употребляют алкоголь, когда есть деньги на приобретение спиртного, по случаю праздника, а также чтобы повысить настроение, например, во время дискотеки.
30% опрошенных подростков предпочитают пиво; 25,7% — вино; 14,2% — водку, коньяк, ликер; 2,8% — шампанское. После употребления алкоголя у 12,8% респондентов наблюдается приподнятое настроение; у 4,2% — повышение уверенности в себе. По словам ребят, 22,8% родителей знают, что их ребенок «выпивает» и относятся к этому спокойно; 14,2% родителей относятся негативно к фактам употребления спиртного своим ребенком и наказывают за это; 10% родителей – не подозревают о том, что их ребенок употребляет алкоголь.
Анализируя результаты проведенной диагностики, мы отмечаем, что подростки, проживающие в поселке курортного типа, достаточно сильно подвержены влиянию алкоголя. Это объясняется тем, что со стороны близких и окружающих людей происходит постоянная демонстрация «достоинств» употребления спиртных напитков, а также связано со слабой организацией досуга и отсутствием системы общественно полезной занятости подростков.
Опираясь на научные труды К.Д. Ушинского, А.С. Макаренко, И.С. Кона, И.П. Иванова, В.С. Мухиной, Е.В. Бондаревской, М.А. Галагузовой, А.С. Прутченкова и др., мы разработали и реализовали систему занятий по профилактике алкоголизма для учащихся 8-х классов. В качестве наиболее успешных форм профилактической работы дети отметили проблемный стол «Я и мое здоровье!», интеллектуальные игры «Знатоки здоровья» и «Энциклопедия здоровья», конкурсную программу «Мозаика», дискуссии «Решим проблему?…» и «Мое здоровье – мое будущее», тренинг «Загляни внутрь себя», сюжетно-ролевую игру «Суд над алкоголизмом». Наиболее эффективными методами профилактики алкоголизма стали убеждение, упражнение и поощрение.
Следует отметить, что формы и методы, используемые на занятиях, могут изменяться, а их содержание усложняться и дополняться в зависимости от рассматриваемой ситуации или проблемы. Используемые нами формы и методы вызывают интерес и стимулируют активность подростков, создают ситуацию постоянной рефлексии и имеют долговременное действие.
По результатам итогового диагностического исследования, проведенного среди участников занятий, стремление вести здоровый образ жизни и заниматься спортом проявили 83,3% респондентов, 75% опрошенных подростков настроены на отказ от употребления больших доз алкоголя, 70% подростков попытаются донести полученную на занятиях информацию до своих друзей и знакомых. Таким образом, мы подтвердили результативность использованных нами форм и методов по профилактике алкоголизма в подростковой среде


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.