Реферат по предмету "Педагогика"


Методы работы с материалами прессы на уроке французского языка

Министерство образования и науки Российской Федерации
Министерствообразования Московской области
Московскийгосударственный областной педагогический институт









Выпускная квалификационная работа
на тему:



«Методы работы с материалами прессы на урокефранцузского языка»





Выполнила:
студентка факультета
иностранных языков
французского отделения
группы 502-ф
Костюкова И. В.
Научный руководитель:
к. п. н.
Афанасьев В. В.




Орехово-Зуево, 2006г.


ОглавлениеВведение..............................................................2

ГлаваI. Теоретические основы обучения иностранномуязыку на старшем этапе
1.1.      Возрастныеособенности учебной деятельности старшеклассников на уроках иностранногоязыка....6
1.2.      Управлениесамостоятельной работой учащихся по освоениюлексики..................................................23
1.3.      Техникаиспользования печатных статей при обучении на старшемэтапе........................................28
Выводы к главе I....................................................32
Глава II. Рекомендации и упражнения при работе сматериалами прессы
2.1. Анализпериодических печатных изданий Франции...............................................................................36
2.2. Методы работыс материалами газеты « Le Monde ».........................................................................44
Выводы к главе II....................................................54
Заключение…59
Списокиспользованной литературы.................65
Библиографическийсписок................................68ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Актуальность использования материалов прессы в обучении заключается вих функциональности. Под функциональностью мы понимаем их ориентацию нареальное использование, так как они создают иллюзию приобщения к естественнойязыковой среде, что, согласно мнению многих ведущих специалистов в областиметодики, является главным фактором в успешном овладении иностранным языком.
Несмотря на это, использование материаловпрессы в практической деятельности очень ограничено. Здесь можно выделить двепричины. Во-первых, значительное расхождение современных целей обучения иностранномуязыку с большинством тех УМК, которыми располагают школы (недостаточная их насыщенностьаутентичными материалами). Во-вторых, почти полное отсутствие разработанныхметодик обучения и их теоретической базы.
Объект настоящего исследования – обучающая деятельность учителя и учебная деятельность учащихсястарших классов при изучении иностранного языка.
Предмет исследования – использование материалов прессы как главный фактор успешногоовладения иностранного языка. 
Целью данной работы является определение сущности материалов прессы и специфики их использованияна старшем этапе обучения.
Для достижения этой цели предполагалосьрешить ряд задач:
1.                   Проанализировать материалы прессы и раскрытьвозможности для улучшения и обогащения знаний.
2.                   Выявить возрастные особенности учебной деятельностистаршеклассников на уроках иностранного языка.
3.                   Разработать технику использования материаловпрессы.
4.                   Разработать серию упражнений на основематериалов прессы, ориентированные на успешное овладение иностранного языка.
5.                   Проанализировать материалы прессы и выявитьнаиболее подходящие для обучения на старшем этапе.
Основными методами исследования стали:
-                      анализ психологический, психолингвистическийматериалов по рассматриваемой проблеме;
-                      анализ самостоятельной работы учеников;
-                      анализ возрастной учебной деятельности школьников.
Выбор старшего этапа обучения обусловлен тем,что у учащихся уже имеется достаточный запас знаний по основным языковымаспектам и применение материалов прессы более целесообразно, так какиностранный язык на данном этапе используется в большей степени как средствополучения и углубления знаний в различных областях науки, культуры и техники.
 Данная работа состоит из: введения, 2-х глав,заключения, списка литературы и приложения.
Во введении дается обоснование актуальности темы, раскрываются цель, объект,предмет, задачи и методы исследования.
В первой главе описываются возрастные особенности учебной деятельностистаршеклассников, анализ самостоятельной работы учащихся, технологии обучения.
Во второй главе предлагаются разные методики работы с материалами прессы.
В заключении подводятся итоги проведенного исследования.
Приложение содержит аутентичные тексты соспециально разработанными к ним заданиями.

Глава I.
1.1. Возрастныеособенности учебной деятельности старшеклассников на уроках иностранного языка

Учащиеся 15—16 лет вступают в пору юности. Существует липсихологическая специфика усвоения иностранного языка старшими школьниками,отличающая этот процесс от предыдущего и последующего этапов обучения? Вопросэтот далеко не праздный. Дело в том, что после бурных, скачкообразных моментовинтенсивного фи­зического и психического развития в подростковом возрастеучащиеся вступили в более плавную и «спокойную» его фазу. Типично возрастныехарактеристики раз­вития здесь не выступают так выпукло и ярко, как прежде, вомногом затушевы­ваясь типологическими свойствами и инди­видуальнымиособенностями личности.
Между тем возрастное своеобразие этого периода развитияотличается большой определенностью. Оно сказывается на всех сторонах учения ишкольной жизни старше­классников. Что касается усвоения иност­ранного языка, тоэто своеобразие влияет, и частности, на их отношение к нему как учебномупредмету, предопределяй их воз­можности, в усвоении различных его ас­пектов,склонности, избирательные интере­сы, оценку организации учебной деятель­ностина уроке и пр.
Для того чтобы в каждый момент рабо­ты точно знать, на какиесилы учащегося можно смело опираться, на что не стоит рассчитывать, а что ивовсе желательно нейтрализовать, необходимо отдавать себе полный отчет впсихологическом содержа­нии данного периода развития. Без этого мы существенноослабим свое влияние на школьников, лишим себя мощных рычагов воздействия на ихдеятельность и лич­ность.
 Что же необходимоособо выделять учителю иностранного языка в возрастных особенностях старшеклассниковдля пра­вильной ориентации своей педагогической деятельности?
Современный старшеклассник — продукт современной жизни, онсложен, интересен, противоречив.
В старшем школьном возрасте завер­шается физическое созреваниеиндивида. По своему физическому развитию сегодняшние школьники 17 летсоответствуют молодым людям 22 лет 30-х годов.
В плане умственного развития этот возраст не показываеткаких-либо качествен­ных новообразований: здесь укрепляются и совершенствуютсяте процессы развития формального интеллекта, которые начались в подростковомвозрасте. Однако опреде­ленная специфика здесь имеется и вызы­вается онасвоеобразием развития лич­ности старшего школьника.
Мышление старшего школьника приобре­тает личностный,эмоциональный характер. Как пишет Л. И. Божович, интеллектуаль­ная деятельностьздесь приобретает осо­бую аффективную окраску, связанную с самоопределениемстаршего школьника и его стремлением к выработке своего миро­воззрения. Именноэто аффективное стрем­ление (а не интеллектуальные операции сами по себе)создает своеобразие мыш­ления в старшем школьном возрасте.
Развитие гипотетико-дедуктивного, фор­мального, мышленияхарактеризуется устремлением к свободному и оторванному от реальностирассуждению, к исследованию соотношения категории возможного и действительного.
Назначение периода юности в жизни каж­дого человека состоитв том, чтобы рас­ширить горизонты познания реального ми­ра, других людей и себясамого, выработать ко всему этому свое отношение, найти свое место в обществе иопределить жизненные задачи. Отсюда — интерес юности к самым общим,универсальным законам природы и человеческого бытия, стремление постиг­нутьтеоретические и методологические основы научных дисциплин, острый интерес кпознанию человеческих возможностей и внутреннему миру человека, склонность ксамоанализу и самооценке.
Юноша не просто строит общую картину мира, но вырабатываетсобственное отно­шение ко всему, что знает и видит. Поэтому в его умственнойдеятельности сочетаются активность анализирующей мысли, склонность крассуждениям и особая эмоциональность, впечатлительность.
Центральным психологическим процессом юношеского возрастаявляется развитие самосознания. На основе формирующегося самосознанияпроисходит самоопределение личности старшеклассника, частным проявлениемкоторого является профессиональ­ное самоопределение.
Старшеклассника отличает обращенность в будущее, егоожидание и предчувствие. Для того чтобы выбрать профессию, он должен соотнестисвои возможности с тре­бованиями, которые предъявляются чело­веку даннойпрофессиональной деятель­ностью. Близость вступления в мир взрос­лыхсвоеобразно окрашивает все поведе­ние старшеклассников, проявляясь, в част­ности,в их общественной направленности и в повышении требовательности к себе идругим.
Старший школьник миновал эпоху под­ростковых кризисов иконфликтов. В этом возрасте отмечается улучшение коммуника­тивности и общегоэмоционального само­чувствия индивида, большая дифференцированность егоэмоциональных реакций и способов выражения эмоциональных со­стояний, повышениесамоконтроля и само­регуляции.

Одновременно старший школьный воз­раст не лишен трудностейи конфликтов. Это касается в первую очередь несоответ­ствия между физической ипсихической зрелостью учащихся и их социальным ста­тусом. Старшеклассник,достигший физи­ческой зрелости и по интеллектуальному развитию иногда превышающийсвоих наставников, находится на содержании у ро­дителей, он имеет фактически теже права и обязанности, что и любой школьник дру­гого возраста, егодеятельность жестко регламентирована взрослыми, а возмож­ности проявления инициативыво многом ограничены современными формами школь­ной жизни. Такое искусственноезатягива­ние детства чревато, как известно, опасны­ми последствиями. Инфантильность,отсут­ствие чувства ответственности за свои действия, пассивная общественнаяпозиция, потребительское отношение к взрослым, проявление школярства в учебе —нередкие явления наших дней. Кроме того, имеются, к сожалению, у некоторойчасти старших школьников элементы безверия и цинизма. Причиной их появления,как правило, бы­вает то, что пробуждающиеся у них граж­данственные чувства иинтересы встречают­ся с формализмом и демагогией со стороны старших. Крометого, в последний год в школе иногда наблю­дается некоторое расслабление, котороеможно обозначить как феномен «последнего года детства».
Все эти проявления затянувшейся дет­скости в дальнейшемобходятся обществу очень дорого, поэтому обеспокоенность об­щественностисовременным состоянием со­циального воспитания школьников имеет под собойглубокие основания. Предпри­нимаемые в настоящее время шаги по со­вершенствованиюсистемы формирования социальной активности школьников направ­лены в первуюочередь на развитие в школе ученического самоуправления, которое мо­жет статьестественным «полигоном» не только для выработки и закрепления у уча­щихсясоциально полезных качеств, но и в целом для более полного и гармоничногоразвития их личности.
Становление социально активной позиции личностистаршеклассника осуществляется, конечно, не только в ходе их участия в об­щественнойжизни коллектива. Оно проис­ходит в каждый момент их школьной жизни и учебы иопределяется, в частности, нор­мой установленных отношении и характе­ромобщения. Это в полной мере касается и уроков иностранного языка. Речь можетидти, в частности, о достигаемой здесь сте­пени индивидуализации общения, спосо­бовего регламентации и регулирования, тематике и направленности диалогов, про­рабатываемыхна его основе позиций участников коммуникации и пр.
Рассмотренные особенности развития познавательной сферы иличности старшего школьника отражаются на всех видах его учебной деятельностипри усвоении ино­странного языка. Как и на других уроках, на уроке иностранногоязыка старшеклас­сника отличает активность мышления, направленность на решениемыслительных задач, вкус к логическому упорядочиванию и систематизации, кпоиску универсаль­ных закономерностей, к самостоятельному нахождению способовобобщенной ориенти­ровки в материале, к теоретическим обоб­щениям. В этомвозрасте для школьника важно не усвоение отдельных фактов, частностей, деталей,а понимание сущности и смысла производимых действий, его интересует синтезчасти и целого, частного и общего, конкретного действия и общей схемы деятельности.Те формы работы на уроке, в которых эти тенденции находят удовлетворение,оказываются для старшего школьника не только наиболее привлека­тельными, но исамыми продуктивными. Наоборот, те формы, которые ограничивают его деятельностьмеханическим повторением и заучиванием не связанных между собой языковыхединиц, встречают его активное внутреннее сопротивление и в итоге оказываютсямалопродуктивными.
Так, усвоение иноязычной лексики, фор­мирование ирасширение потенциального словаря учащихся наиболее успешно проис­ходит в томслучае, когда у них вырабаты­ваются обобщенные способы ориентировки в смысловойструктуре слова. Это откры­вает возможность самостоятельно догады­ваться означении неизвестных слов на основе анализа их формы и контекстных связей с другимисловами.
Разумеется, как правильно отмечается в методической литературе,самостоятель­ность не возникает просто оттого, что мы предоставляем учащегосясамому себе. Она – результат целенаправленного воздействия, когда ученикпроводится через определенную уровневую систему обучения. В формировании обобщенныхспособов ориентировки в смысловой структуре слова — это обучениеанализу основных смыслообразующих элементов  слова и его системному сопоставлению с другими словами (в парадигматическихи синтагматических рядах). Парадигматическая систематизация  предлагает анализ синонимов слова, егоантонимов, омонимов, тематических групп, особенностей словообразования,конверсии. Синтагматическая — подбор слов, вступающих в раз­личные сочетания сданным (ключевым) словом, а также речевых образцов, кон­текстов, ситуаций. Встарших классах систе­матизация лексики тесно связана с повторе­нием материалаи обеспечивает включение, новых знаний в ранее усвоенную систему.
Подобным  же образом  при  повторении грамматики иностранного языка встар­ших классах у школьников появляется необ­ходимость и возможностьсопоставлять грамматические явления друг с другом, уточнять сферу употребленияи системати­зировать их на парадигматической (гла­гольные формы, системаспряжения, скло­нения и т. п.)  и  функциональной  основе, объединяя ранее изученныеграмматические элементы в систему, в которой одна функция реализуетсянесколькими грамматическими формами, а одна форма может выполнять несколькофункций. Формирование такой обобщенной системы является естественным итогом изученияиностранного языка в шко­ле и важной предпосылкой для успешного осуществлениячтения и говорения.
Что касается чтенияна иностранном язы­ке, то у старшеклассников оно, как правило, вызывает интересглавным образом как источник получения информации. По дан­ным М. А. Кудашовой, у 88,3% старшеклассников естьпотребность научиться читать на иност­ранном языке. Вопреки распространенномумнению, умения и навыки ознакомитель­ного чтения не  вырабатываются в про­цессе аналитическогочтения на уроке, они требуют специального формирования. Воз­растной потребностистаршеклассников  в выработке обобщенныхприемов умствен­ной деятельности отвечают все те формы работы, которые предполагают установле­ние логическихсвязей  между элементами и частямитекста, их иерархии, выделении главного и  пр.  В современных учебниках эти формы работывоплощаются в специальных упражнениях по смысловому расчленению материала. Кним, например, относится определение основной мысли и передача ее двумя-тремяпредложениями, составление аннотаций и резюме, передача диалогической речи вформе моно­лога и наоборот, введение нового действую­щего лица, дополнение илиизменение содержания. Материализованной опорой таких действий является большое коли­чество заголовков, наличиеразнообразных графических ориентиров, выделение клю­чевых слов исловосочетаний, подписи под рисунками, планы и пр.
Прекрасные условия для развития уме­ний и навыков ознакомительногочтения создаются при чтении газет на иностран­ном языке. Живой интересстаршеклассни­ков к подлинной и актуальной информации из  разных сфер жизни способствует луч­шемуусвоению иноязычного материала. Именно при работе с газетой с большойвероятностью возможно решение тех за­дач, которые стоят перед старшеклассникамв области чтения, а именно: увеличе­ние оперативной единицы восприятия тек­ста,успешное восприятие текста с одно­кратного предъявления, развитие скоростичтения, формирование умения догадывать­ся о значении неизвестных единиц, выде­лятьсущественное и «игнорировать» неиз­вестное, если оно мешает пониманию целого ипр.
Разумеется, достижение этих целей не простое: вспыхнувший устаршеклассников интерес к иностранной газете легко угасает после первой струдом переведенной и напо­ловину понятой заметки. При неумелой организации работыс газетой это занятие может стать для них унылым и безнадеж­ным. В методическойлитературе хорошо разработаны принципы организации работы учащихся с газетой наиностранном языке. Подчеркнем лишь, что для старшекласс­ника здесь важно,во-первых, понимание цели просмотрового чтения (не требующего полного пониманиявсей изложенной ин­формации), и, во-вторых, овладение уме­нием общей ориентировкив структуре  га­зеты, ее рубрикациях,расположении ма­териала, постоянных разделах. Разработан­ные приемы работы сгазетой:  тренировка в пониманиизаголовков, подписей под ри­сунками, составление аннотаций, нахождение втексте ответов на вопросы и т. д. при тактичном контроле чтения со стороны учи­телявполне способны обеспечить форми­рование требуемых умении. Роль этих уме­нийдля старшего школьника трудно не переоценить, в них содержатся серьезныерезервы для повышения его мотивации обу­чения иностранному языку.
Высокий уровень интеллектуальнойдея­тельности, доступный старшемушкольнику, обусловлен многими причинами. Одна из них более развитая, чем ранее,произволь­ность психической деятельности вообще и связанная с ним способность кактивной регуляции своего поведения. Эта способ­ность особенно ярко проявляетсяв об­ласти памяти. Старшеклассник, поставив­ший перед собой цель добитьсяопреде­ленных успехов в овладении иностранным языком, способен к серьезнымволевым уси­лиям при решении мнемических задач. Вы­полняя домашнее задание, онможет заставить себя часами заучивать изоли­рованные слова и списки слов с ихперево­дами, повторять отдельные словосочетания, тексты и их фрагментынезависимо от того, вызывают ли они у него интерес. Ориен­тируя старшихшкольников на форсирова­ние произвольного запоминания (особен­но       во время выполнения домашнего задания),мы, казалось бы, используем важнейший резерв обучения. Однако так ли оправданнаставка на произвольное запо­минание в старшем школьном возрасте? Какова егопродуктивность по сравнению с непроизвольным? Какова длительность сохраненияматериала в памяти при разных способах заучивания?
Как показывают психологические иссле­дования, специальнопосвященные вербаль­ной памяти старшеклассников, расчет на произвольную памятьв старшем школьном возрасте (как, впрочем, и в предыдущие возрастные периоды) являетсянеоправ­данным.
Так, например, в исследовании Л. Н.Шлычковой сравнивались такие виды запомина­ния:
1)          непроизвольное (перед учащимися ставилась не мнемическая, амыслитель­ная задача: они должны были расклассифицировать предъявляемые слова иопре­делить смысловые связи в их парах):
2)          смешанное (учащиеся решали мысли­тельную задачу и лишь приповторном, предъявлении слов -— мнемичесую);
3)          сов­мещенное (одновременно с мыслительной-ставилась и мнемическаязадача);
4)          произ­вольное (решалась исключительно мнеми­ческая задача).

Результаты исследованияпозволили вскрыть парадоксальный факт: сама постановка мнемической задачи неулучшает, а ухудшает запоминание. Так, наиболее продуктивным оказалось непроиз­вольноезапоминание, за ним следует сме­шанное, затем совмещенное и, наконец,произвольное. Особенно ярко преимущество непроизвольного запоминанияпроявляется при отсроченном воспроизведении (это подтверждено экспериментами смногократ­ным воспроизведением через 1, 2, 5, 7, 15 дней и  1, 3 и 5 месяцев).
Прочность запоминания, как пишетА. Н. Шлычкова, обеспечивается такими методами обучения, в которых усвоениезнаний опирается на мыслительную деятельность учащихся, основательноеосмысление учебного материала и выявление в нем содержательных отношений.
Приведенные результаты получены наматериале родного языка: запоминались знакомые слова, в которых связи междузвуковым и графическим образами, а также значением давно упрочены. В обучениииностранному языку нас особенно интере­сует первичное запоминание, когда необ­ходимозакрепить в памяти как образ слова, так и его значение. Ясно, что здесь и мне­мическаяи мыслительная задачи приоб­ретают особое качество и направленность. Первичноезапоминание нового иноязычно­го слова изначально сопровождается болееинтенсивной аналитической работой ума, чем запоминание знакомых слов родногоязыка.
Тем не менее, полученныевыводы пол­ностью относятся и к ситуации усвоения иностранного языка. Организуяактивную познавательную деятельность с материалом, мы способствуем егонепроизвольному запоминанию — эта закономерность действует на всех возрастныхуровнях усвоения иностранного языка. Другой вопрос — ка­кого родапознавательная работа эффектив­на на каждом уровне.
У старшеклассников эффективностьзак­репления иноязычного материала прямо зависит от интенсивности и серьезностиих мыслительной работы — наиболее важ­ного компонента познавательной деятель­ности.
Определенное своеобразиеприобретает в старших классах проблема оценивания зна­ний по иностранному языкуи отношение учащихся к отметке.
Как пишет Л. И. Божович, отметкаэто лакмусовая бумажка, определяющая внут­реннюю позицию ребенка. Ее смыслменяет­ся на протяжении школьного возраста и связан с возрастными изменениями вобщей мотивации учения.
Старшекласснику, который стремитсяк самопознанию, определению своих «пре­делов» и возможностей, импонирует оценкасправедливая и объективная, отражающая действительный уровень его достижений.Он стремится к знаниям, а не к отметке.
Однако нельзя не заметить и другойтен­денции, присущей главным образом старшеклассникам. В их отношении к отметкам появляется известныйпрактицизм, вызываемый тревогой за итоговые показатели успеваемости. Неудачи,неоправдавшиеся надежды на хорошую отметку многими переживаются драматически,нередко приводят к срывам и даже попыткам оказать давление на учителя.
В то же время нельзя не признать,что ограниченное количество уроков иностранного языка в старших классахсерьезно осложняет объективное оценивание знаний учащихся. В связи с этимучителю необходимо постоянно искать такие формы организации работы, при которыхкаждый учащийся получал бы побольше отметок за разные виды деятельности и могсоставить объективную картину своих достижений. Оценивание должно бытьинтенсивным, разнообразным, обоснованным. Хорошо, если учащийся слышит на урокемного оценивающих суждений учителя (не обязательно прямолинейных), когда тот нескупится на похвалы, сравнения предыдущих и настоящих достижений, находитвозможности для индивидуальных консультаций, выявляет пробелы в подготовке,рекомендует приемы самостоятельной работы. Желательно доводить до сознанияучащихся критерии оценки их работы (качественные, количественные, временные),которые могут облегчать их самоконтроль, самопроверку и самооценку в ходе самостоятельнойработы.
Для повышения массовости, быстротыи объективности оценивания учебных достижений учащихся на уроках иностранногоязыка в старших классах оправдывает себя применение различных тестов. Тестымогут использоваться в процессе предварительного, тематического, периодическогои итогового оценивания знаний, умений и навыков. Важно отметить, что применениетестов не только повышает объективность оценивания, но положительно влияет науровень текущей успеваемости, облегчает формирование у учащихся способности ксамоконтролю. Специальными исслед


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Левиафан
Реферат Любовь к литературе Артура Конан-Дойля
Реферат Компьютерные вирусы, типы вирусов, методы борьбы с вирусами
Реферат «Выручка от реализации продукции (работ, услуг) без налога на добавленную стоимость и акцизов» минус «затраты на производство реализованной продукции (работ, услуг)» равно «прибыль от реализации»
Реферат Дисциплинарность
Реферат Форум РНР ВВ
Реферат Основы профориентационной работы в школе
Реферат О науке и религии, материализме и идеализме
Реферат Любовная лирика в творчестве Вероники Тушновой
Реферат Общие сведения о магнитных жидкостях
Реферат Инфекционный эндокардит 2
Реферат АВ Суворов жизненный путь и военно-теоретические взгляды
Реферат Архитектурные памятники Средней Азии
Реферат Освобождения от уголовного наказания
Реферат Скульптурный портрет III века н.э.