ОТЧЕТ о прохождении учебной практики на ОАО “Слуцкий хлебозавод” ПЛАН 1. Правовые основы создания, деятельности предприятия и организации бух-галтерского учета 2. Взаимоотношения с поставщиками и покупателями 3. Взаимоотношения с налоговыми органами 4. Взаимоотношения с банковской системой 1. Учет производственных запасов 2. Учет затрат на производство 3. Учет основных фондов 5.4.
Учет готовой продукции и ее реализации 5. Учет финансовых операций 6. Учет денежных средств и расчетов 7. Учет заработной платы 8. Бухгалтерская отчетность 6. Финансовое планирование на предприятии 1. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ, ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПРИЯТИЯ Открытое акционерное общество “Слуцкий хлебозавод” с коллективной формой собственности, именуемое в дальнейшем общество, создано приказом
Министерства по управлению государственным имуществом и приватизации Республики Беларусь от 23 декабря 1996 года №54 путем преобразования госу-дарственного предприятия “Слуцкий хлебозавод” в соответствии с законода-тельством об акционерных обществах, о разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь. Общество является преемником прав и обязанностей названного предприятия в соответствии с пе-редаточным
актом, за исключением прав и обязанностей, которые не могут принадлежать Обществу. Общество зарегистрировано в качестве юридического лица Минским обл-исполкомом 31 декабря 1996 года (свидетельство о государственной регистра-ции – приложение 1), номер государственной регистрации ЕГР № 600154157, и осуществляет свою деятельность на основании устава в соответ-ствии с законодательством Республики Беларусь.
Общество является коммерческой организацией – юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, печать, штампы, бланки со своим наименова-нием, товарный знак (знак обслуживания), расчетный и иные счета в учрежде-ниях банков. Общество вправе от своего имени заключать договоры, соглашения, при-обретать имущественные и неимущественные права, исполнять обязанности, нести самостоятельную ответственность по своим обязательствам, быть истцом и ответчиком в суде. Общество несет ответственность по своим обязательствам всем принадле-
жащим ему имуществом. Местонахождение юридического лица: г. Слуцк, ул. Заводская, 3. Общество является коммерческой организацией. Основной целью является получение прибыли для удовлетворения социальных и экономических интере-сов акционеров. Общество осуществляет следующие виды деятельности: • производство хлеба и хлебобулочных изделий; • производство готового вымешанного теста; • производство сухарей и печенья, производство пирогов
и пиро-женных с продленной сохранностью; • производство какао, шоколада и кондитерских изделий из сахара; • оптовая и комиссионная торговля; • междугородние перевозки грузов; • внутригородские перевозки грузов. Кроме того, в соответствии с дополнениями к уставу Общества от 30 июня 2000 года № 401 этот перечень дополнен сдачей в наем собственного недвижи-мого имущества, а лицензируемыми видами деятельности являются: 1. деятельность в области промышленной безопасности;
2. деятельность по обеспечению безопасности юридических и фи-зических лиц; 3. деятельность по обеспечению пожарной безопасности; 4. розничная торговля (включая алкогольные напитки и табачные изделия) и общественное питание. В соответствии с вышеизложенным Общество имеет ряд лицензий на осу-ществление отдельных видов деятельности (приложения 2,3,4). Общество ведет бухгалтерский учет и статистическую отчетность в уста-новленном порядке,
предоставляет данные в налоговую инспекцию и несет от-ветственность за их досто¬верность. Отчет о финансово-хозяйственной дея¬тельности Общества представляется налого¬вой инспекции. В сроки, согласованные с фи¬нансовым отделом испол-кома, представляется справка о взаимоотношениях с бюджетом. Прибыль Общества является основ¬ным обобщающим показателем фи-нансовых результатов хозяйственной деятельности Общества. Прибыль Общества используется на уплату налогов и иных платежей в соот¬ветствии
с действующим законодательством Республики Беларусь. При-быль, остающаяся у Общества после уплаты налогов и других платежей в бюд-жет (чистая прибыль), поступа¬ет в полное его распоряжение и направляется на образование фондов Общества (резервного, накопления, потребления и пр.) и выплату дивидендов акционерам. В обществе создаются высший и исполнительный органы управления.
Высшим органом управления является общее собрание акционеров. Первое со-брание акционеров было проведено в марте 1998 года, на котором был утвер-жден устав Общества, регламент и было избрано Правление и Ревизионная ко-миссия. Исполнительным органом управления является директор. К компетенции общего собрания акционеров относятся: - изменение устава; - изменение уставного фонда;
- определение организационной структуры и правил; - определение основных направлений деятельности общества, ут-верждение его планов и отчетов об их выполнении; - принятие других решений в соответствии с уставом. Директор подотчетен по всем вопросам своей деятельности собранию ак-ционеров. Директор: - осуществляет текущее руководство деятельностью общества, обес-печивает выполнение решений общего собрания акционеров; - без доверенности действует от имени общества, представляет его интересы
в отношениях с предприятиями, организациями, учреждениями, физическими лицами; - распоряжается имуществом и денежными средствами общества; - заключает все виды хозяйственных договоров, выдает доверенно-сти, открывает в банках расчетный и другие счета; - принимает на работу и увольняет работников; - решает другие вопросы. Уставный фонд общества формируется путем выпуска простых именных акций в форме записей на счетах. Количество выпущенных акций –80720 шт. Номинальная стоимость каждой акции – 105000 рублей.
Уставный фонд на день подписания составляет 847560000 рублей. Изменение уставного фонда общества допускается только в установленном порядке, и после внесения соот-ветствующих изменений в реестр государственной регистрации. Владение ак-циями свидетельствуется соответствующими записями в реестре акционеров. Реестр акционеров является основным документом, подтверждающим пра-во акционеров на владение акциями
и использование вытекающей из него прав. В реестр акционеров отражаются сведения общества о размере и структуре его уставного капитала, о выплате дивидендов, о документах подтверждающих со-вершение сделок с акциями. Порядок ведения реестра акционеров определяется центральным органом, осуществляющим контроль и надзор за рынком ценных бумаг (приложение 5). Количество акций, находящихся у акционера, не ограничиваются. Количество акционеров и размещение среди них ценных бумаг представ-лено в отчете о результатах финансово-
хозяйственной деятельности ОАО “Слуцкий хлебозавод” за 1 квартал 2004 года (приложение 6). Контроль за хозяйственной деятельностью общества осуществляет Реви-зионная комиссия. Персональный и количественный состав Ревизионной ко-миссии определяется общим собранием акционеров. Организационная структура предприятия (схема) Бухгалтерия: - отражает на счетах бухгалтерского учета
все осуществленные хозяйствен-ные операции; - предоставление оперативной информации о финансовом состоянии фирмы; - определение направлений и принятие решения о расходовании средств с рублевых и валютных счетов фирмы; - составление в установленные сроки бухгалтерской отчетности и представле-ние ее в соответствующие органы, проведение экономического анализа фи-нансово-хозяйственной деятельности фирмы. Коммерческий отдел: - реализация товаров и материалов с целью исполнения плановых показателей и обеспечение
стабильного положения общества на рынке; - комплексная разработка и внедрение новых товарных схем, с целью повы-шения эффективности использования трудовых и материальных ресурсов отдела и общества; - анализ и оценка эффективности проводимой работы и плановое развитие от-дела. Юридический отдел: - обеспечение законности в деятельности предприятия; - активное использование правовых средств для соблюдения договорной и трудовой дисциплины, выполнение договорных обязательств, улучшение
экономических показателей работы предприятия; - защита имущественных прав и законных интересов предприятия. 2. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ С ПОСТАВЩИКАМИ И ПОКУПАТЕЛЯМИ Поставщики при поставке материалов, сырья прилагают договор, заклю-ченный между заводом и поставщиком. Договор, сопровождающийся пакетом документов в соответствии с законодательством, просматривается, подписыва-ется, визируется, а затем отправляют на подпись руководителю предприятия и главному бухгалтеру.
Договор заключается в двух экземплярах: один хранится на предприятии, а другой остается у поставщика. При поставке собственной продукции заказчикам между ними и предпри-ятием также заключается договор аналогичный предыдущему, только со сто-роны нашего предприятия. Товары (сырье, материалы) поступают на предприятие от поставщиков со-гласно договорам поставки (приложение 7). В договоре, как правило, должны быть отражены: - предмет договора (наименование товара, его количество,
ассортимент, качество и комплектность); - порядок расчетов и цена товара; - порядок поставки товара; - транспорт; - требования к таре и упаковке; - страхование; - имущественная ответственность сторон; - срок действия договора; - порядок изменения и расторжения договора; - иные условия. В качестве существенного условия в договоре должна быть указана цель приобретения товара. При заключении договора путем составления одного документа, он, как правило, должен содержать следующие
реквизиты: - точное и полное имя (наименование), а также сведения о юридическом адресе сторон договора; - дату заключения договора; - место заключения договора; - надлежащие собственноручные подписи сторон или лиц, уполномоченных на подписание договора от их имени. Основными документами на поступление товаров является счет-фактура и платежное требование-поручение с приложением товарно-транспортной на-кладной (приложение8), а необходимых случаях, и спецификаций.
В соответствии с Положением о безналичных расчетах в Республике Бела-русь безналичные расчеты между предприя¬тиями производятся: платежными требованиями; платежны¬ми поручениями; платежными требованиями-поручениями; чеками; аккредитивами; векселями; инкассовыми распоря¬жениями; в порядке плановых платежей; зачетов взаимных требований и др. Формы расчетов с поставщиками и заказчиками, применяемые на
ОАО ‘‘Слуцкий хлебозавод’’: предварительная оплата; оплата с отсрочкой платежа (платежное поручение и платежное требование, платежное требование- пору-чение); зачет взаимных требований. Платежные требования (приложение9) используется при расчетах по¬средством инкассо. Это расчетный документ, содержащий тре¬бования постав-щика плательщику об уплате определенной суммы через банк. При этом акцепт (согласие на оплату) требо¬ваний может быть только предварительным, за ис-
ключением расчетов за сельскохозяйственную продукцию, где акцепт пос¬ледующий, что определяется договором. На основании отгрузочных документов грузоотправители вы¬писывают платежные требования в трех экземплярах с прило¬жением товарно-транспортных документов и сдают их в уч¬реждение обслуживающего банка. Плательщик, получив копию платежного требования, дает согласие на его оплату или отказывается от оплаты. Платель¬щик в течение трех рабочих дней имеет право заявить банку от¬каз от акцепта.
Отказ может быть полный или час-тичный на основании мотивов, предусмотренных в договоре с поставщи¬ком. При предварительном акцепте требование оплачивается на следующий день после истечения срока акцепта. Отказ от акцепта оформляется заявлением ти-повой или произвольной формы. Платежное поручение (приложение10) представляет собой поручение пред¬приятия обслуживающему банку о перечислении определен¬ной суммы со своего счета на счет другого предприятия.
Платежными поручениями, как правило, оформляются расчеты по нето-варным операциям (платежи в бюджет, пога¬шение ссуды и процентов по ней, представление займа), пред¬варительная оплата товаров, услуг, если это огово-рено догово¬ром, авансовые платежи и т.д. Поручения на предварительную оп-лату, перечисление аван¬сов, оказание временной финансовой помощи прини-маются банком только при наличии на счете достаточных для платежей средств.
Поручения представляются в банк в трех экземплярах и действительны в течение десяти дней со дня выписки. Платежные требования-поручения (приложение11), выписанные в трех эк¬земплярах, с отгрузочными документами направляются пос¬тавщиком непо-средственно покупателю, минуя банк постав¬щика. Получив их, плательщик за-полняет вторую часть поручения, дает указание банку о списании с его расчет-ного счета данной суммы. Банк после списания средств пересылает доку¬менты в банк поставщика для зачисления
платежа. Зачет взаимных требований (приложение12) осуществляется на основа-нии договора перевода долга, в котором указывается Кредитор, основной Должник и новый Должник, права и обязанности сторон и др. 3. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ С НАЛОГОВЫМИ ОРГАНАМИ Порядок поставки и снятия с налогового учета осуществляется на основа-нии постановления Министерства Финансов РБ № 127 от 31.12.03 г. ‘‘Об ут-верждении положения об упорядочении документационной
обеспеченности ве-дения государственного реестра налоговых платежей РБ’’. Для постановки на налоговый учет налогоплательщик представляет в го-родскую государственную налоговую инспекцию следующие документы: - нотариально заверенные копии учредительных документов (устав, учреди-тельный договор), заверенную копию свидетельства о государственном регист-рации; - выписку из собрания учредителей (контракт о найме на работу) о назначении директора; - копию приказа о назначении главного
бухгалтера (лица, ответственного за бухгалтерскую отчетность); - сведения об учредителях; - документ, подтверждающий юридический адрес. В соответствии с действующим законодательством от сум¬мы реализации продукции, работ, услуг, товаров ‘‘Слуцкий хлебозавод’’ уплачивает установ-ленные налоги и сборы. К ним относят: на¬лог на добавленную стоимость (НДС); отчисления в республиканский фонд поддержки производите¬лей сель-скохозяйственной продукции, продовольствия и аг¬рарной науки; отчисления в местный целевой жилищно-
инвестиционный фонд и сбор на финансирование расходов, связанных с содержанием и ремонтом жилищного фонда; подоход-ный налог; налог с продаж; отчисления в местный целевой бюджетный фонд стабилизации экономики; чрезвычайный налог в фонд занятости, объединен-ный налог в фонд социальной защиты, дорожный фонд; взносы в пенсионный фонд; акцизы; земельный, экологический налоги, транспортный сбор, сбор на осуществление торговли на территории города и др. Для открытия расчетного (текущего) или других счетов в банках
ИМНС по месту нахождения предприятия на основании заявления налогоплательщика по форме выдает извещения о присвоении учетного номера налогоплательщика (приложение13) и справку о включении в государственный реестр налогопла-тельщиков РБ (приложение14). Налогообложение на предприятии ‘‘Слуцкий хлебозавод’’ производится по следующим ставкам и в следующие сроки: - подоходный налог (срок уплаты – 20 число месяца, следующего за отчетным месяцем); - сбор на содержание и развитие инфраструктуры городов и районов (срок
уп-латы – 22 число месяца, следующего за отчетным месяцем); - чрезвычайный налог и обязательные отчисления в государственный фонд содействия занятости, уплачиваемые единым платежом, исходя из размера фонда заработной платы (срок уплаты – 22 число месяца, следующего за от-четным месяцем); - транспортный сбор (срок уплаты – 22 число месяца, следующего за отчет-ным месяцем); - налог на продажу (не позднее 23 числа месяца, следующего за отчетным ме-сяцем); - налог на прибыль, облагается балансовая прибыль, ставка 15% (срок
уплаты – 22 число месяца, следующего за отчетным месяцем); - налог на недвижимость (срок уплаты – 22 число месяца, следующего за от-четным кварталам); - целевой сбор на формирование местных целевых бюджетных фондов стаби-лизации экономики, производителей сельскохозяйственной продукции и продовольствия, жилищно-инвестиционных фондов и целевого сбора на фи-нансирование расходов, связанных с содержанием с содержанием и ремон-том жилищного фонда (ставка 2,5%, срок уплаты – 22 число месяца, сле-дующего за отчетным месяцем);
- налог на добавленную стоимость, облагаются обороты по реализации това-ров, работ, услуг (за исключением освобождаемых от налогообложения), основная ставка - 20 %, кроме того используются ставки 10%, 16,67%, 9,09% и 0% (срок уплаты – 22 число месяца, следующего за отчетным месяцем); - платежи за землю (22 число месяца); - экологический налог (22 число месяца); - отчисления в республиканский фонд поддержки производите¬лей сельскохо-зяйственной продукции, продовольствия
и аг¬рарной науки (22 число меся-ца); - прочие налоги и сборы. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется как разница между общей суммой налога по реализованным в налоговом периоде товарам (работам, услугам) и суммам нало¬говых вычетов по приобретенным ценностям в данном перио¬де. Ежемесячно налоговым органам представляется налоговая декларация (расчет) до 22-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым пери¬одом.
Исчисление всех вышеуказанные налогов и сборов приведено в приложе-нии (приложение15). 4. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ С БАНКОВСКОЙ СИСТЕМОЙ Взаимоотношения с банковской системой осуществляются на основе про-граммы Банк-Клиент, согласно которой предприятие поручает, а банк принима-ет на себя обязательства по открытию счетов предприятия и комплексному рас-четно-кассовому обслуживанию в соответствии с договором, подписанным между банком и предприятием, и действующим законодательством.
Расчеты между предприятиями совершаются путем безналичных перечис-лений через систему банка. Безна¬личные расчеты, осуществляемые через банк, являются ос¬новной формой расчетов. Проведение расчетно-кассовых опе¬раций через банк позволяет государству контролировать финансово-хозяйственную деятельность предприятий. Банк призван контролировать соблюдение лимитов на хозяйствен¬ные и операционные расходы, следить за своевременностью рас-четов с бюджетом по налогам, за своевременной оплатой счетов
платежных требований поставщиков, выдает предпри¬ятию ссуды на различные цели, на-блюдает за возвратом этих ссуд и т.п. В соответствии с законодательством Республики Беларусь предприятия и предприниматели без образования юридическо¬го лица обязаны хранить денеж-ные средства на открытых ими в учреждениях банков счетах. На предприятии ‘‘Слуцкий хлебозавод’’ открыт текущий расчетный счет и текущий банковский счет в иностранной
валюте. Причем, для их открытия в банк предоставляется огромный перечень документов. Банк присваивает предприятию номер расчетного счета, на котором хра-нятся свободные денежные средства и совершают¬ся безналичные расчеты. На расчетный счет поступают денеж¬ные средства за реализованную продукцию, работы, услуги, краткосрочные и долгосрочные кредиты, займы и прочие пос¬тупления. С расчетного счета производится оплата счетов поставщи¬ков за сырье и материалы, погашение задолженности
перед бюджетом, выдаются наличные деньги на выплату заработной платы через систему пластиковых карточек, на хозяйственные и операционные расходы и др. На предприятии учет наличия и движения денежных средств на расчетном счете по данным выписок банка ведется на активном синтетическом счете 51 ‘‘Расчетный счет’’. По де¬бету этого счета отражают поступление, а по кредиту — списа¬ние денежных средств с расчетного счета. Текущий счет в иностранной валюте открыт для хранения денежных средств, зачисления на него денежных
средств, поступающих в пользу Клиента. На каждый вид иностранной валюты открывается отдельный лицевой счет. Банк также обязуется выполнять поручения Клиента о перечислении и выдаче соответствующих денежных средств со счета и т.д. (договор текущего банков-ского счета в иностранной валюте – приложение16). Услуги, не относящиеся непосредственно к расчетно-кассовому обслужи-ванию (кредитование, факторинг, лизинг, овердрафт, инкассация денежной вы-ручки, покупка-продажа ценных бумаг, консалтинг, доверительные
операции и т.д.), предоставляются на основе отдельных договоров, заключенных между Банком и Клиентом Режим работы счетов, а также очередность проведения платежей по счетам определяется белорусским законодательствам. Банк осуществляет прием и об-работку платежей, который устанавливается банком. Информация об измене-нии режима приема и обработки платежей доводится до сведения предприятия посредством помещения объявления на информационном стенде банка.
Платежные инструкции предприятия подлежат исполнению банком в день их представления, если они представлены в банк в соответствии с режимом приема и обработки платежей, установленным банком. В случае преставления платежных инструкций по истечении времени для приема платежных инструк-ций по истечении времени приема, подлежат исполнению на следующий день. Предприятие вправе использовать денежные средства, поступившие на его счета до получения подтверждающих
расчетных документов от банка-отправителя. Ответственность за использование средств, перечисленных не по назначению, несет предприятие. При отсутствии денежных средств на счете платежное поручение на пере-числение помещается в картотеку внебалансовому счету ‘‘Расчетные докумен-ты, не оплаченные в срок’’. Срочные платежи исполняются по заявлению предприятия или при нали-чии пометки о срочности на платежном поручении, по усмотрению банка в случае наличия у него в течение дня достаточного количества ресурсов.
Информация по операциям, проведенным по счетам за день, выдается в виде выписок на бумажном носителе с приложением подтверждающих расчет-ных документов, поступивших от банка отправителя на момент выдачи выпис-ки, не позднее следующего рабочего дня. Выписки по счетам считаются под-твержденными, если предприятие не представит свои замечания в письменном виде в течение 10 дней с даты выписки (выписка банка – приложение17). Выдача предприятию наличных денег производится на основе кассовой за-явки на цели.
Заявка, оформленная не позднее 12.00 текущего рабочего дня, ис-полнятся на следующий день при наличии наличных денежных средств у банка. Предприятие самостоятельно начисляет и перечисляет пеню по неопла-ченным в срок расчетным документам. Суммы, ошибочно перечисленные предприятию по вине плательщика, воз-вращаются плательщику с письменного согласия предприятия. Суммы, оши-бочно зачисленные предприятию по вине банка плательщика и установленные банком, списываются
без согласия предприятия мемориальным ордером. Пред-приятие обязано не позднее банковских дней зачисления на счет информиро-вать банк обо всех неправильно зачисленных, не принадлежащих ему суммах. При наличии претензий расчетному счету предприятия действие ранее выданных разрешений на использование поступающей в его кассу денежной выручки приостанавливается до полного расчета по первым трем группам оче-редности платежей. Предприятие оплачивает услуги банка по осуществлению операций с де-нежными средствами,
находящимися на его счете, согласно действующим в банке тарифам. Оплата услуг производится предприятием или списывается в безакцепт-ном порядке со счета по мере оказания услуг или ежемесячно по итогам месяца по усмотрению банка. ОАО ‘‘Слуцкий хлебозавод’’ вступает в кредитные отношения с обслужи-вающим банком, беря при необходимости кредит. Порядок получения кредита следующий: предприятие подает в обслуживающее отделение банка кредитную
заявку на открытие кредитной линии (приложение18) и прикладывает сопутст-вующие документы – опись имущества, передаваемого в залог (приложение19). В соответствии с этими документами составляется кредитный договор (прило-жение20) и договор о залоге товаров в обороте (приложение21), которые под-писываются как кредитодателем, так и кредитополучателем. В кредитном дого-воре определяются сроки и порядок предоставления и погашения кредита, про-центы за пользование кредитом и порядок их уплаты, права и обязанности сто-рон, их ответственность,
срок действия договора, порядок разрешения споров и прочие условия. 5. ОРГАНИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА 5.1. УЧЕТ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ На предприятиях применяется большое количество разнообразных то¬варно-материальных ценностей, используемых в процессе производства по-разному. Одни из них полностью потребляются в производственном про¬цессе, другие — изменяют только свою форму, третьи — входят в изделия без каких-либо внешних изменений,
четвертые — только способствуют изготовлению из-делий, не включаясь в их массу или химический состав. Для обобщения информации о наличии и движении принадлежащих пред-приятию сырья, топлива, запасных частей, тары и других ценностей предназна-чен активный синтетический счет 10 ‘‘Материалы’’ с соответствующими суб-счетами: • сырье и материалы (субсчет 1); • покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия (субсчет 2); • топливо (субсчет 3); • тара и тарные материалы (субсчет 4); • запасные части (субсчет 5); • инвентарь
и хоз. принадлежности (субсчет 9); • спец. оснастка и спец. одежда (субсчет 10). По дебиту этих счетов отражаются остатки ценностей на начало и конец отчетного периода и их поступление, а по кредиту – расход (выбытие). Указан-ные ценности на этих счетах на ОАО ‘‘Слуцкий хлебозавод’’ учитываются по фактической себестоимости. На предприятие материальные ценности поступают от пос¬тавщиков на ос-новании заключенных договоров
поставки, от подотчетных лиц, от ликвидации основных средств и МБП. От поставщиков груз поступает со следующими товаросопроводительными документами: 1. выписывается ТТН-1 (приложение8) в четырех экземплярах: поку-пателю для оприходования материалов взамен приходного ордера; поставщику для списания ценностей; водителям авто¬транспорта для начисления заработной платы; автопредприя¬тию для предъявления документов в банк на оплату услуг.
2. типовая накладная ТН-2 является также бланком строгой отчетно-сти и используется для приемки и отпуска грузов, если их перемещение осуще-ствляется без участия автотранспорта. Она заполняется в двух экземплярах: один — грузоотправите¬лю, другой — грузополучателю. Поступившие ценности приходуются по массе, количеству. Если они при-ходуются в одной единице, а отпускаются в дру¬гой, то в документах учет про-изводится
в двух единицах (например, топливо). Для учета расчетов с поставщиками материалов используют журнал-ордер 6. Он ведется по кредиту счета 60 ‘‘Расчеты с пос¬тавщиками и подрядчи-ками’’ в корреспонденции с дебетом сче¬тов 07,08,10,18/1,20,23,25,63 и др. Журнал-ордер 6 ве¬дется по каждому счету пос¬тавщика. На основании выписок банка в журнале-ордере 6 делают от¬метки об опла-те, после этого подсчитывают итоги, выводят сальдо, а на обороте заполняют ‘‘Сводно-контрольные данные по счету 60’’.
Выведенное сальдо по счету 60 должно равняться остатку по этому счету в Главной книге. В целях эксплуатации транспортных средств необходимы топливно-смазочные материалы (дизельное топливо, бензин и т.д.). На субсчете ‘‘Топли-во’’ счета 10 ‘‘Материалы’’ учитывается наличие и движение всех топливно-смазочных материалов, имеющихся на предприятия. ОАО ‘‘Слуцкий хлебозавод’’ приобретает топливно-смазочные материалы на
АЗС, используя при этом электронные карты. Предприятие в соответствии с заключенным договором обеспечивает их предварительную оплату, а автоза-правочное предприятие – отпуск в счет ранее перечисленных денежных средств. По окончании месяца автозаправочное предприятие представляет предприятию-потребителю документ, в котором указывает количество и стои-мость отпущенных в течение месяца ТМ, а также остаток денежных средств (справка с АЗС – приложение22).
По данным путевых листов (приложение23) на протяжении месяца ведутся накопительные карточки учета расхода топлива по отдельным автомобилям и материально-ответственным лицам. В конце месяца делаются замеры остатков топлива в баках транспортных средств, которые оформляются актом. Затем по данным карточек учета расхода топлива в конце месяца определяется стоимость ТСМ, фактически израсходо-ванных при эксплуатации транспортных средств.
При этом определяется расход топлива по норме, который сравнивается с фактическим расходом. И выводится экономия или перерасход. Учет материалов на складах осуществляется материально ответственными лицами в карточках складского учета по фор¬ме М-12. Учет в них осуществляет-ся только по количеству. Все приходные и расходные документы поступают в бух¬галтерию, где со-ставляют ведомости прихода и расхода на компьютере (накопительная ведо-мость типовой формы
М-43). В бухгалтерии предприятия осуществляется учет движе¬ния материалов в суммарном выражении в ведомости движения материальных ценностей по ка-ждому поставщику и подотчетному лицу (приложение24). В них указывается наименование материала (сырья), его код, единицы измерения. В обязательном порядке в ведомостях отражается сальдо на начало месяца, приход за месяц, расход материалов (сырья) за месяц и сальдо на конец отчетного периода.
В конце подводят итог по складу. Ведомости составляются в разрезе каждого по-ставщика и подотчетного лица, где указываются остатки на первое число по каждому счету. Внутри предприятия при приходе и расходе материалов мате-риально-ответственное лицо каждого цеха оформляет материальный отчет о поступлении и расходовании сырья. Данный материальный отчет идет в бух-галтерию, где бухгалтер составляет ведомость учета (движения)
остатков мате-риалов на складе. Отпуск материалов в производство производится по массе, объему в соот-ветствии с установленными нор¬мами на заданный объем работ. Строго опреде-лен круг лиц, получающих со склада материальные ценности актами списания материалов израсходованных на выполнение работ. Первичными документами на отпуск ценностей со склада являются: накладные требования на отпуск, акты требования на замену, комплектовочные ведомости и др.
В связи со значительным ростом цен на производственные запасы перио-дически по решению правительства производится их переоценка. Порядок пе-реоценки ценностей, относящихся к средствам в обороте и учета ее результа-тов, регулируется Министерством финансов Республики Беларусь. 5.2. УЧЕТ ЗАТРАТ НА ПРОИЗВОДСТВО Согласно Основным положениям по составу затрат, включаемых в себе-стоимость продукции (работ, услуг),
отраслевым методическим рекомендаци-ям по планированию, учету и калькулированию учет производственных расхо-дов должен вестись по экономическим элементам и статьям калькулирования. Группировка затрат по указанным признакам на предприятии ОАО ‘‘Слуцкий хлебозавод’’ обеспечивается сначала на счетах 20, 23, 25, 26. Затем в журнале затраты перегруппировываются по элементам и статьям калькуляции.
Группировка затрат по экономическим элементам: 1) материальные затраты (за вычетом стоимости возврат¬ных отходов); 2) расходы на оплату труда; 3) отчисления на социальные нужды; 4) амортизация основных фондов; 5) прочие затраты. Группировка затрат по статьям калькуляции: 1) сырье и материалы; 2) покупные комплектующие изделия, полуфабрикаты; 3) возвратные отходы (вычитаются);
4) заработная плата производственных рабочих; 5) отчисления в бюджет от средств на оплату труда; 6) износ инструментов и приспособлений целевого назначе¬ния и прочие спе-циальные расходы 7) общехозяйственные расходы; 8) прочие производственные расходы. Все названные статьи затрат составляют производственную себестоимость продукции. Приведенная группировка затрат по экономическим эле¬ментам и статьям калькуляции дает возможность формировать в учете информацию о затратах на производство по предприя¬тию в целом —
по экономическим элементам. Затраты на производство продукции (работ, услуг) включаются в себе-стоимость продукции (работ, услуг) того отчетного периода, к которому они относятся, независимо от времени оплаты – предварительной или последую-щей. Включение в себестоимость продукции (работ и услуг) командировочных и представительских расходов на рекламу, маркетинговые, консультационные и информационные услуги, на проведение обязательной аудиторской проверки, на подготовку кадров в средних и высших учебных заведениях
производятся в пределах норм, установленных Советом Министров Республики Беларусь. Фак-тические расходы сверх установленных норм относятся за счет прибыли, ос-тающейся в распоряжении предприятия. К затратам, отражаемым в составе прибылей и убытков, относятся: - потери от уценки производственных запасов и готовой продукции; - убытки по операциям с тарой; судебные издержки и арбитражные рас-ходы; - присужденные или признанные штрафы, пени, неустойки и другие виды
экономических санкций за нарушение условий хозяйственных догово-ров, а также расходы по возмещению причиненных убытков; - убытки по операциям прошлых лет, выявленные в текущем году и др. Для целей калькулирования себестоимости отдельных видов продукции, работ, услуг на каждый вид продукции, работ, услуг ежемесячно открывается ведомость сводного учета затрат за месяц. Издержки предприятия возмещаются из стоимости услуг, их снижение, является важным источником повышения
рентабельности производства. 5.3. УЧЕТ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ В соответствии с законом ‘‘О бухгалтерском учете и отчет¬ности’’ основ-ные средства в учете оцениваются по первоначаль¬ной, восстановительной и ос-таточной стоимости. В текущем учете основные средства отражаются по перво¬начальной стои-мости, а подвергшиеся переоценке — по восста¬новительной, в балансе их пока-зывают по остаточной стоимос¬ти.
Для синтетического учета основных средств предназначен активный счет 01 ‘‘Основные средства’’, на нем отражается дви¬жение основных средств пред-приятия. Основные средства поступают на предприятие в результате: капитальных вложений; приобретения за плату у других пред¬приятий и лиц; получения от других предприятий и лиц без¬возмездно; оприходования излишков основных средств, вы¬явленных при инвентаризации и др.
Поступающие основные средства оформляются документально и прихо-дуются. На при¬нятые в эксплуатацию объекты составляется ‘‘Акт (накладная) приемки-передачи (внутреннего перемещения) ос¬новных средств’’ (форма ОС-1). В нем отражают характеристи¬ку объекта, год выпуска, дату ввода в экс-плуатацию, результа¬ты испытания, заключение комиссии. Акт составляется на каждый объект, кроме однотипных, поступающих в одно время.
Акт с прило-женной технической документацией передают в бухгалтерию для проверки. Подписывает его главный бух¬галтер и утверждает руководитель. Аналитический учет основных средств ведется в натураль¬ном выражении в разрезе отдельных инвентарных объектов. Для организации учета и контроля движения основных средств каждому объекту присваивается инвентарный но-мер, который указывается как на самом объекте, так и во всех пер¬вичных доку-ментах по учету основных
средств. Аналитичес¬кий пообъектный учет основ-ных средств ведется бухгалтерией в инвентарных карточках (формы ОС-6, ОС-7) . Учет поступле¬ния и выбытия основных средств ведется по их видам и клас-си¬фикационным группам в карточках учета движения основных средств (форма ОС-8). На основании итоговых данных этих карточек заполняются отчетные формы по движению основ¬ных средств. Передача предприятием основных средств в счет вкладов в уставные фон-ды и в оплату акций производится
по оценочной стоимости, определяемой по договоренности сторон. Безвозмездная передача основных средств производится на основании ак-та, утвержденного руководителем предприятия. Убытки от безвозмездной пе-редачи основных средств относятся в дебет счета 80 ‘‘Прибыли и убытки’’. Основные средства реализуются покупателям по оценочной, договорной стоимости. Прибыль от реализации основных средств рассчитывается как раз-ница между выручкой от их реализации
в отпускных ценах и их остаточной стоимостью, а также расходами на реализацию и налогом на добавленную стоимость. При ликвидации основных средств составляется акт ликвидации, в кото-ром производится расчет результатов ликвидации. По каждому объекту опре-деляется сумма начисленной амортизации. Доход или убыток при реализации и прочем выбытии основных средств (ликвидации и списании) относятся на результаты хозяйственной деятельности предприятия.
5.4. УЧЕТ ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ И ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ Текущий учет готовой продукции ведется на активном синтетическом сче-те 43 ‘‘Готовая продукция’’ по покупной стоимости со списанием по мере от-грузки на счет 45 ‘‘Товары отгруженные’’, а затем по мере реализации - на счет 90 ‘‘Реализация продукции (работ, услуг) ’’. Аналитический учет ведется по каждому виду реализуемых работ, услуг. Первичными документами на поступление готовой продукции на склад яв-ляются: товарные накладные, приемосдаточные
накладные, ведомости сдачи готовой продукции и др. Первичными документами на отгрузку продукции покупателю являются: товарно-транспортные накладные, товарные накладные, счета-фактуры и др. Отгрузка и реализация продукции, работ, услуг по каждому счету отража-ется в ведомости № 16. Определение выручки от реализации продукции (работ, услуг), товаров, других материальных ценностей, нематериальных и прочих активов произво-дится по мере оплаты покупателем (заказчиком) отгруженных
им ценностей (выполненных работ, оказанных услуг). Под моментом определения выручки от реализации и признания получен-ной от реализации прибыли понимается момент (отчетный период), в котором на основании соответствующих документов и реализация, и прибыль должны быть отражены в бухгалтерском учете. При осуществлении встречных поставок с зачетом взаимных денежных требований определение выручки и признание полученной от реализации при-были производится на
момент зачета. При уступке в установленном законодательством порядке права требова-ния на оплату отгруженной продукции (работ, услуг) другому субъекту хозяй-ствования, перед которым у предприятия имеется кредиторская задолженность, определение выручи от реализации и признание полученной от реализации прибыли производится на момент уступки права требования. При переводе в установленном законодательством порядке долга за полу-ченные товарно-материальные ценности на другое предприятие, имеющее за-долженность за отгруженные
в его адрес изделия (работы, услуги), определе-ние выручки от реализации и признание полученной от реализации прибыли производится на момент перевода долга. Определение выручки от реализации и соответствующей ей прибыли про-изводится с учетом предельного срока, 60 дней, отражения реализации при не-поступлении оплаты за продукцию (работы, услуги) и прочие отгруженные ценности (учетная политика – приложение25). В целом за месяц по дебету счета 90 отражается полная фактическая себе-стоимость произведенных работ,
услуг, налоги и отчисления, а по кредиту — суммы, предъявленные покупа¬телю для оплаты по отпускным ценам (выручка). Путем сопоставления оборотов дебета и кредита счета 90 по¬лучают финан-совый результат от реализации продукции, вы¬полненных работ и оказанных услуг (прибыль или убыток). Ес¬ли кредит счета 90 окажется выше чем дебет, то предприятием получена прибыль, которая в конце месяца полностью списы¬вается на активно-пассивный счет 99 ‘‘Прибыли и убытки’’.
5.5. УЧЕТ ФИНАНСОВЫХ ОПЕРАЦИЙ Прибыль, полученная предприятием в течение года накапливается на счете 99 нарастающим итогом. На данном счете формируется конечный финансовый результат деятельности предприятия в отчетном году. Конечный финансовый результат деятельности предприятия состоит из 3-х частей: 1. прибыли (убытка) от реализации готовой продукции, работ, услуг, яв-ляющихся результатами видов деятельности, указанных в уставе (счет 90); 2. операционных доходов за вычетом операционных расходов (счет 91);
3. внереализационных доходов за вычетом внереализационных расходов (счет 92). Прибыль (убыток) от реализации товаров определяется как разница между выручкой от реализации продукции без НДС, акцизов и других отчислений, взимаемых из выручки и затратами на реализацию. Прибыль (убыток) от реализации основных средств и прочих активов (опе-рационные доходы) определяется как разница между выручкой от реализации, уменьшенной на сумму
НДС, отчислений, взимаемых с выручки, и остаточной восстановительной, первоначальной стоимостью, а также расходами по реали-зации активов. В состав доходов от внереализационных операций включаются доходы, поступившие в собственность получателя от операций, не связанных с реализа-цией товаров. По окончании отчетного года при составлении годового бухгалтерского отчета счет 99 закрывается. Сумма нераспределенной прибыли (убытка) отчетного года списывается со счета 99 в кредит (дебит) счета 84
“Нераспределенная прибыль (убыток) отчет-ного и прошлых лет”. Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия после уплаты всех не-обходимых платежей, используется для уплаты процентов за краткосрочные кредиты (просроченные и отсроченные), на приобретение основных средств и нематериальных активов с момента ввода в эксплуатацию. Нераспределенная прибыль может использоваться предприятием на вы-плату доходов его учредителям, на
увеличение уставного фонда и фондов спе-циального назначения в соответствии с учредительными документами, выплату дохо¬дов учредителям и др. Если в течение года сумма произведенных отчислений за счет прибыли превышает балансовую прибыль, то предприятие получило убыток. 5.6. УЧЕТ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ И РАСЧЕТОВ В процессе функционирования предприятий постоянно возникают хозяй-ственные связи, оформляемые контрактами (договорами) на поставку матери-альных ценностей, реализа¬цию
продукции (работ, услуг), взаимоотношения с бюджетом по налогам, с персоналом по оплате труда и т.п. Все эти расче¬ты, в основном, осуществляются в денежной форме. Безна¬личные расчеты, осуществляемые через банк, являются ос¬новной формой расчетов. Проведение расчетно-кассовых опе¬раций через банк позволя-ет государству контролировать фи¬нансово-хозяйственную деятельность пред-приятий. В соответствии с законодательством
Республики Беларусь предприятия обязаны хранить денежные средства на открытых ими в учреждениях банков счетах. Банки открывают предприятиям и предпринимателям рас¬четные, текущие счета, счета в иностранной валюте и др. Прием, выдачу и перечисление денег банк выполняет на ос¬новании доку-ментов специальной формы. К ним относятся: де¬нежный чек, объявление на взнос наличными, платежное по¬ручение, платежное требование, расчетный чек, заявление на аккредитив и др.
Основным источником информации о движении денежных средств на счетах предприятия является выписка банка (приложение17) из их лицевых счетов с приложением к ней документов, подтверждающих зачисление или списание средств. На предприятии учет наличия и движения денежных средств на расчетном счете по данным выписок банка ведется на активном синтетическом счете 51 ‘‘Расчетный счет’’. По де¬бету этого счета отражают поступление, а по кредиту — списа¬ние денежных средств с расчетного
счета. Синтетический учет операций по кредиту счета 51 ведется в журнале-ордере 2, а по дебету — в ведомости 2. На каждую выписку отводится одна строка. Бухгалтерский учет денежных средств в иностранной валюте осуществля-ется на счете 52 ‘‘Валютный счет’’. К счету 52 открываются следующие субсчета: ‘‘Текущий валютный счет’’ ‘‘ Специальный валютный счет’’ ‘‘ Транзитный валютный счет’’. ‘‘Текущий валютный счет’’ открывается на каждый вид валюты. Учет наличных денежных средств производится на счете 50 ‘‘Касса’’.
По дебету счета 50 отражается поступление денежных средств в кассу предприятия, по кредиту счета 50 – выплата денежных средств из кассы пред-приятия. Ведение кассо¬вых операций возлагается на кассира, который является ма-те¬риально ответственным лицом и обязан строго соблюдать Пра¬вила ведения кассовых операций. Полученные в банке наличные деньги расходуются пред¬приятием на те цели, на которые они получены. Предприятие может иметь в своей кассе на-личные деньги в пределах
лимитов остатка наличных денег в кассе и использо-вать их из выручки в пределах норм. Лимиты остатка наличных денег в кассе и нормы использо¬вания выручки устанавливаются обслуживающими учрежде¬ниями банка по согласованию с руководителем предприятия. Предприятия имеют право хранить в своих кассах налич¬ные деньги сверх установленного лимита остатка кассы только для оплаты труда, дивидендов и другого и только на срок не свыше трех рабочих дней, включая
день получения денег. По истечении этого срока неиспользо¬ванную по назначению сумму на-личных денег сдают в учреж¬дения банков для зачисления на расчетный счет. Прием денежных средств осуществляется по приходным кассовым орде-рам (приложение26). Приходные кассовые ордера при использовании их для приема денежных средств за реализованную продукцию (това¬ры, работы, услуги) перед примене-нием должны быть в обяза¬тельном порядке зарегистрированы в
налоговых ор-ганах, пос¬ле чего они учитываются как бланки строгой отчетности. Приходные кассовые документы подписываются главным бухгалтером и руководителем. Выдача наличных денег из кассы производится по расходным кассовым ордерам (приложение27) или платежным ведомостям (приложение28) с нало-жением на них штампа с реквизитами расходного кассового ордера. Расход наличных денег из кассы чаще всего связан с вып¬латой заработной платы, премий, пенсий, пособий
и т.д. На титульном листе платежной ведомости делается разре¬шительная над-пись о выдаче денег за подписями руководителя и главного бухгалтера с указа-нием срока выдачи и суммы про¬писью. Все поступления и выдача наличных денег учитывается в кассовой книге по форме КО-4. Она должна быть пронумерова¬на, прошнурована и опечатана сур-гучной или мастичной пе¬чатью. Количество листов в кассовой книге заверяется подпи¬сями руководителя и главного бухгалтера предприятия.
В бухгалтерии кассовые отчеты и документы тщательно проверяются. Све-ряется остаток на начало и конец дня с пре¬дыдущим отчетом, проверяется пра-вильность выведения обо¬ротов и остатка, проставляются корреспондирующие счета со счетом 50 ‘‘Касса’’. Учет операций по дебету счета 50 ведется в ведомости 1, а по кредиту — в журнале-ордере 1. 5.7. УЧЕТ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ Трудовые и связанные с ними отношения на предприятиях республики ре-гулируются
Конституцией Республики Беларусь, Трудовым кодексом Рес¬публики Беларусь и другими актами трудового законодательства, коллек¬тивными договорами, соглашениями. На предприятии ОАО ‘‘Слуцкий хлебозавод’’ применяется простая повре-менная форма оплаты труда. Оплата труда работников производится на основе тарифных ставок и должностных окладов, определяемых в коллективном дого-воре или нанима¬телем, в зависимости от выполняемых работ (занимаемых должностей).
Для начисления заработной платы в бухгалтерии открываются лицевые счета на каждого работника, в том числе и совместителей, кроме лиц, рабо-тающих по договору подряда. На основе лицевых счетов заполняется расчетно-платежная ведомость (приложение28). Для контроля за использованием рабочего времени ведется табель учета рабочего времени. Для обобщения информации о расчетах с персоналом как состоящем, так и не состоящим в списочном составе
предприятия по оплате труда (по всем ви-дам заработной платы, премиям, пособиям и другим выплатам), а также по вы-плате доходов по акциям данного предприятия предназначен счет 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда». При начислении заработной платы кредитуется счет 70 в корреспонден-ции с дебетом счетов 20, 23, 25, 26, 28, 44, 91, 92 и др. По дебиту счета 70 отражаются суммы выплат, удержаний и депонирова-ния заработной платы в корреспонденции с кредитами счетов 50, 68, 69, 71, 76 и др. 5.8 БУХГАЛТЕРСКАЯ
ОТЧЕТНОСТЬ Бухгалтерская (финансовая) отчетность — это совокупность показателей о результатах производственно-хозяйственной и финансовой деятель¬ности предприятия, основывающихся на данных бухгалтерского учета. Она включает следующие формы: Бухгалтерский баланс (ф. 1) (приложение29); Отчет о прибылях и убытках (ф. 2) (приложение30); Отчет о движении фондов и других средств (ф. 3) (приложение31);
Отчет о движении денежных средств (ф. 4) (приложение32); Приложение к бухгалтерскому балансу (ф. 5) (приложение33); Пояснительная записка к балансу (приложение34). Годовому отчету предшествует некоторая подготовительная работа, обес-печивающая своевременность, полноту и объективность отражения включае-мых в отчетные формы данных. Главный бухгалтер планирует порядок состав-ления годового отчета.
Затем издается приказ, где объявляются сроки работ по годовому отчету, указываются исполнители и проводится инструктивное сове-щание сотрудников, привлекаемых подготовке годового отчета. Следующим этапом подготовительных работ является закрытие журналов-ордеров за декабрь. Далее итоги журналов-ордеров за декабрь переносятся в Главную книгу, в которой подсчитывается результат оборота по дебиту и выво-дится сальдо каждого счета.
Данные аналитических регистров сверяются с дан-ными Главной книги. Затем на основании выверенных регистров аналитическо-го учета и Главной книги составляется бухгалтерский баланс и другие формы отчетности. Бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется на основании про¬веренных и согласованных данных синтетического и аналитического учета. Бухгалтерские отчеты, направляемые в налоговую инспекцию, подписываются
руководителем и главным бухгалтером. Порядок составления бухгалтерской отчетности: Статьи актива и пассива баланса (ф. № 1) заполняются: при журнально-ордерной форме учета (полной, сокращенной) — по данным остатков на счетах, отраженных в Главной книге; при упрощенной форме учета — по данным ос-татков на счетах, отражаемых в ведомостях № В-1 — В-8 или кни¬ге учета хо-зяйственных операций по форме № К-1. Сальдо по счетам, связанным с расчетами (счета № 60, 62, 71, 75, 76,), по-казываются в балансе
развернуто на основании данных аналити¬ческого учета, т.е. дебиторская задолженность — в активе баланса, а креди¬торская — в его пассиве. В отчете о прибылях и убытках (ф. № 2) приводятся данные (за отчет¬ный период, за аналогичный период прошлого года) о полученной балансо¬вой при-были (убытке); об операционных и внереализационных доходах и расходах (сч.91,92); налогах и сборах, платежах и расходах, произведенных из прибыли (сч.99) и нераспределенной прибыли (сч.84).
Для заполнения отчета по форме № 2 используются данные синтетичес¬кого и аналитического учета по счетам 90 ‘‘Реализация продукции (работ, ус¬луг) ’’ и 99 ‘‘Прибыли и убытки’’ — журналы-ордера № 11, 13,15 полной журнально-ордерной формы (№ 06, 07 — сокращенной), ведомости № В-4, В-6 – упрощен-ной формы бухгалтерского учета. В отчете о движении фондов и других средств (ф. № 3) приводятся остат¬ки (на начало, конец года), начисление
и использование уставного фонда (ка¬питала), резервных фондов, нераспределенной прибыли, фондов специаль¬ного назначения, целевых средств, резервов предстоящих расходов и плате¬жей, ре-зервов по сомнительным долгам. Для заполнения отчета по форме № 3 используются данные синтетичес¬кого и аналитического учета по счетам 80 ‘‘Уставный фонд’’, 82 ‘‘Резер¬вный фонд’’, 84 ‘‘Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)’’, 96 ‘‘Резервы предстоящих расходов и платежей’’, 63 ‘‘Резервы по сомнительным долгам’’ и 86 ‘‘Целевые
финанси¬рование и поступления’’ — журнал-ордер № 12. В отчете о движении денежных средств (ф. № 4) приводятся данные об остатке (на начало, конец года), поступлении и направлениях использован¬ных денежных средств, учитываемых на счетах 50 ‘‘Касса’’, 51 ‘‘Расчетный счет’’, 52 ‘‘Валютный счет’’. При наличии денежных средств в иностранной валюте сначала составляется расчет в инос¬транной валюте по каждому ее виду.
После этого данные каждого расчета пе¬ресчитываются по официальному курсу На-ционального банка республики на дату составления бухгалтерской отчетности. Полученные данные по от¬дельным расчетам суммируются при заполнении со-ответствующих строк от¬чета по форме № 4. Для составления отчета о движении денежных средств используются дан-ные об остатках, поступлении и расходе денежных средств на бухгалтер¬ских счетах 50, 51, 52 — журналы-ордера № 1, 2, 2/1, 3, ведомости 1, 2, 2/1
полной журнально-ордерной фор¬мы (журнал-ордер № 1 — сокращенной), ведомости № В-4, В-5 – упрощенной формы учета. В приложении к бухгалтерскому балансу (ф. № 5) приводится: — движение заемных средств — кредитов банков и займов с выделением в том числе не погашенных в срок; — остатки (на начало, конец года), возникновение, погашение дебитор-ской и кредиторской задолженности с выделением в составе последней крат-косрочной и долгосрочной; — движение амортизируемого имущества — основных средств
по их классификационным группам нематериальных активов по их видам, мало¬ценных и быстроизнашивающихся предметов (в том числе на складе, в экс¬плуатации); — движение средств финансирования долгосрочных инвестиций и фи¬нансовых вложений - по их видам (собственные и привлеченные средства); — финансовые вложения — долгосрочные, краткосрочные на начало и ко¬нец года (паи и акции других организаций, облигации и другие долговые обя¬зательства, предоставленные займы и прочие).
Приводится рыноч¬ная стоимость облигаций и других ценных бумаг на начало и конец года; — затраты, произведенные предприятием, по элементам за отчетный и предыдущий годы; —расшифровка отдельных статей прибылей и убытков за отчетный и предыдущий годы; — социальные показатели — отчисления в фонд социальной защиты и фонд занятости; — наличие ценностей, учитываемых на забалансовых счетах (по видам ценностей на начало и конец года). Показатели раздела заполняются по данным остатков на забалансовых сче-тах предприятия, учет на
которых ведется по простой системе в соответ¬ствии с Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета и другими за-конодательными актами; — справка о платежах в бюджет и внебюджетные фонды. В обязательном порядке составляют пояснительную записку к годовому отчету, где раскрываются данные статей, по которым в бухгалтерском балансе и отчете о прибылях и убытках отражаются прочие активы, пассивы, кредито-ры, дебиторы, иные обязательства, отдельные виды
прибылей и убытков в слу-чае их существенности в общей сумме итогов форм № 1 и № 2; дается краткая характеристика деятельности предприятия; поясняются осуществляемые пред-приятием мероприятия в области охраны окружающей среды, их влияние на уровни капиталовложений и при¬были в отчетном году, а также финансовые по-следствия для будущих перио¬дов; объясняются причины изменения вступи-тельного баланса на начало года, изменения в учетной политике; приводятся сведения о наличии, местах нахождения, наименованиях и видах деятельности
дочерних и зависимых обществ; другие сведения (оценка деловой активности предприятия, степень вы¬полнения плана, уровень эффективности использова-ния ресурсов и т.д.). Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность представляется не позже 1 апреля, следующего за отчетным периодом, если иное не предусмотрено за¬конодательством республики. Время представления отчетности определяет¬ся по дате почтового отправления или фактической передачи
адресату. Рассмотрение и утверждение годовой бухгалтерской (финансовой) отчет¬ности осуществляется в порядке, установленном уставом предприятия. При проверке отчетности устанавливается соответствие данных на начало отчетного периода данным на конец предшествующего пе¬риода (расхождения должны быть объяснены в пояснительной записке к го¬довому отчету). Проверяется также согласованность однородных показате¬лей, приводимых в разных формах отчетности, соблюдение установленного порядка учета и отражения показате-
лей в отчетности. Исправления, внесен¬ные в отчетность вышестоящей органи-зацией, должны быть сообщены во все адреса, куда была направлена отчет-ность. Сроки хранения годовой и текущей бухгалтерской (финансовой) отчет¬ности предприятий устанавливаются законодательством республики. По ны¬не действующему законодательству годовые отчеты предприятий хранятся посто-янно, а текущая отчетность — 3 года (при отсутствии годовых отчетов квар-тальная отчетность хранится постоянно).
Оценка финансового состояния предприятия. На основании пояснительной записки к годовому отчету за 2003г. попро-буем дать оценку финансового состояния ОАО ‘‘Слуцкий хлебозавод’’ в 2003г. Анализ показателей финансово-хозяйственных показателей деятельности показывает, что за истекший период финансовое состояние предприятия можно охарактеризовать как устойчивое. Балансовая прибыль за 2003 год составила 301,9 млн.руб. (против 242,6 млн.руб. за 2002 год); коэффициент
ликвидности возрос с 1,44 до 1,88, коэффи-циент обеспеченности собственными оборотными средствами составил 0,38 при нормативе 0,3. В 2003 году предприятие своевременно производило платежи в бюджет, за энергоносители, рассчитывалось с работниками по заработной плате. Вместе с тем, по-прежнему продолжает расти дебиторская задолженность (возросла в 1,2 раза и составила 333 млн.руб. по состоянию на 1.01.2004 г.). Увеличился объем денежных средств на расчетном счете, хотя их
и недос-таточно для расчетов с кредиторами по долгам предприятия в установленные в договорах сроки ( кредиторская задолженность составила 431 млн.руб.). Объем производства продукции в стоимостном выражении в сопостави-мых ценах возрос по сравнению с 2002г. на 42,8 млн.р. и составил 7130030 млн.руб. 6. ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИИ ОАО ‘‘Слуцкий хлебозавод’’ в своей деятельности применяет финансовое планирование.
На предприятии ежегодно составляется бизнес-план, а также финансовые расчеты к бизнес-плану (финансовый план, инвестиционный план, стратегия финансирования) (приложение35). Бизнес-план содержит данные о предприятии, сведения о текущей дея-тельности предприятия, резюме об итогах деятельности за предыдущий год (сводная таблица показателей финансово-хозяйственной деятельности), произ-водственный план, организационный план, а также финансовый план со всеми требующимися приложениями.
Наиболее значимым является финансовый план, в котором на основании показателей деятельности предприятия за предыдущий 2003 год спланированы аналогичные показатели финансово-хозяйственной деятельности на 2004 год. На 2004 год финансовый план составлен на основании программы произ-водства и реализации продукции с учетом обновления и совершенствования ас-сортимента, повышения ее качества и конкурентоспособности. Цены и объемы производства рассчитаны исходя из среднемесячного уровня инфляции 1,1 – 1,4 %.
Соотношение между статьями доходов и расходов спрогнозировано с уче-том заданных прогнозных показателей рентабельности, снижения издержек и производства. Основными мероприятиями в стратегии 2004 года является газификация предприятия, энергосбережение, снижение издержек производства. Стратегия финансирования 2004 года базируется на принципе самооку-паемости и платежеспособности предприятия. СПИСОК ПРИЛОЖЕНИЙ 1. Свидетельство о государственной регистрации 2.
Специальное разрешение на занятие розничной торговлей по основному виду деятельности 3. Лицензия на занятие розничной торговлей алкогольными напитками 4. Специальное разрешение на право осуществления перевозки пассажи-ров и грузов 5. Краткий реестр владельцев акций 6. Отчет о результатах финансово-хозяйственной деятельности на 1 квар-тал 2004 года 7. Договор поставки 8. Товарно-транспортная накладная 9.
Платежное требование 10. Платежное поручение 11. Платежное требование-поручение 12. Договор о переводе долга 13. Извещение о присвоении учетного номера налогоплательщика 14. Справка о включении в государственный реестр налогоплательщиков РБ 15. Расчет налогов, сдаваемых в ИМНС 16. Договор текущего банковского счета в иностранной валюте 17. Выписка банка 18. Заявление об открытии кредитной линии 19.
Опись имущества, передаваемого в залог 20. Кредитный договор 21. Договор о залоге товаров в обороте 22. Справка с АЗС 23. Путевой лист 24. Ведомость движения материальных ценностей 25. Приказ об учетной политике 26. Приходно-кассовый ордер 27. Расходно-кассовый ордер 28. Платежная ведомость 29.
Бухгалтерский баланс 30. Отчет о прибылях и убытках 31. Отчет о движении фондов и других средств 32. Отчет о движении денежных средств 33. Приложение к бухгалтерскому балансу 34. Пояснительная записка к балансу 35. Бизнес-план
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |