Реферат по предмету "Административное право"


Административное правонарушение: понятие, юридический состав

Рег. № _____________«_____»________2006 г.
МОСКОВСКИЙ НОВЫЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
КАФЕДРА
ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по Административному праву РоссийскойФедерации
на тему:
Административное правонарушение: понятие, юридический состав
Студентки 1курса Московского факультета
Заочной формыобучения
Бараевой Л.В.
Преподаватель Cтепаненко Ю.В.
Результатпроверки
Работа защищенас оценкой
Москва2006 г.
Содержание
 TOC o «1-3» h z u Содержание. PAGEREF _Toc150504622 h 2
1. Понятие и признаки административногоправонарушения. PAGEREF _Toc150504623 h 3
2. Юридический состав административногоправонарушения. PAGEREF _Toc150504624 h 6
Список литературы… PAGEREF _Toc150504625 h 22
1. Понятие и признаки административного правонарушения
Административнымправонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие)физического или юридического лица, за которое Кодексом об административныхправонарушениях Российской Федерации (КоАП РФ) или законами субъектов РФ обадминистративных правонарушениях установлена административная ответственность.[1]
При этом административнаяответственность за правонарушения, предусмотренные КоАП РФ и другиминормативными актами, наступает при условии, что эти нарушения по своемухарактеру не влекут за собой в соответствии с действующим законодательствомуголовной ответственности.
Понятиеадминистративного правонарушения охватывает ряд признаков. Во-первых, этодеяние, то есть действие или бездействие, во-вторых, противоправное, в-третьих,виновное, в-четвертых, наказуемое деяние.
Административноеправонарушение как деяние представляет собой единство физического ипсихического, то есть это осознанный, волевой акт человеческого поведения,выраженного в подконтрольном сознанию мотивированном действии или бездействии,предусмотренном конкретной статьей КоАП РФ. Оно включает в себя цель, средства,результат и сам процесс деяния, а также охватывает такие личностные категории,как мотивы, ценностные ориентации, психологическое отношение к содеянному.
Действие — это активноенарушение установленной обязанности или законного требования; нарушениеконкретного запрета, правила, нормы, стандарта (например, управлениетранспортными средствами водителями, находящимися в состоянии опьянения,нарушение правил пользования жилыми помещениями, нарушение требованийгосударственных стандартов, правил обязательной сертификации, нарушениетребований нормативных документов по обеспечению единства измерений).
Бездействие — этопассивное поведение, выражающееся в несовершении лицом тех действий, которыеоно должно было и могло совершить в силу лежащих на нем обязанностей (например,уклонение от подачи декларации о доходах, неисполнение предписаний федеральногоантимонопольного органа, невыполнение родителями или лицами, их заменяющими,обязанностей по воспитанию и обучению детей).
Административноеправонарушение посягает на регулируемые и охраняемые нормами административногоправа общественные отношения. Противоправность деяния заключается в нарушенииили невыполнении юридическим лицом, должностным лицом или гражданиномустановленных правил, норм, стандартов и требований. При этом противоправноедеяние не связывается правовой нормой с обязательным наступлением вредныхпоследствий. Для привлечения к административной ответственности обычнодостаточно самого факта нарушения (невыполнения) требований, предписанных правовойнормой, так как административные правонарушения в рассматриваемой сфересчитаются оконченными с момента совершения самих противоправных деяний, то естьсоздания угрозы тем или иным общественным отношениям.
Кроме того, необходимоиметь в виду, что противоправность заключается в совершении деяния, нарушающегонормы не только административного, но и ряда других отраслей права, напримерконституционного, гражданского, финансового, налогового, таможенного,земельного, экологического, трудового. Главное здесь состоит в том, чтособлюдение этих норм права охраняется мерами административной ответственности.
Таким образом, мерыадминистративного наказания могут быть применены лишь в том случае, есликонкретное деяние предусмотрено нормой права. Иными словами, деяние, неявляющееся противоправным (направленным против права), нельзя квалифицироватькак административное правонарушение, и оно не может повлечь административнуюответственность.
Административнымправонарушением является виновное действие либо бездействие, то есть деяние,представляющее собой проявление воли и разума действующего (илибездействующего) лица.
При совершенииадминистративного проступка вина может выражаться в форме как умысла, так инеосторожности. Вина — это психическое отношение правонарушителя к совершенномуобщественно опасному, противоправному действию или бездействию, егопоследствиям в форме умысла либо неосторожности. Наличие вины правонарушителя(физического или юридического лица) в той или иной форме является необходимымпризнаком административного правонарушения.
Важный признакадминистративного правонарушения — его административная наказуемость.Конкретное действие либо бездействие может быть признано административнымправонарушением только в том случае, если за его совершение законодательствомпредусмотрена административная ответственность.
Признакадминистративной наказуемости тесно связан с юридическими последствиямиприменения мер административной ответственности. Их суть состоит в том, чтоприменение к правонарушителю административного наказания влечет для негосостояние административной наказанности; в его правовой статус включаетсяэлемент, характеризующий новое правовое положение личности.
Статьей 4.6 КоАП РФустановлено, что состояние административной наказанности, как правило, еслииное не установлено законом, продолжается в течение года со дня окончанияисполнения постановления о назначении административного наказания ианнулируется по его истечении автоматически, то есть без особого решения илисанкционирования какого-либо государственного органа или должностного лица.Лицо после истечения этого срока считается не подвергнутым административномунаказанию.
Повторное совершениеадминистративного правонарушения в состоянии административной наказанности доистечения сроков давности привлечения к ответственности, установленныхдействующим законодательством, может повлечь назначение более суровогоадминистративного наказания, как правило, крупных штрафных санкций и дажеадминистративного ареста.
Административноеправонарушение имеет определенные общие черты с преступлением, посколькунередко объекты посягательства у них совпадают и по сути дела различаются потяжести последствий для здоровья и жизни человека и размерам причиненногопротивоправным деянием ущерба. Сравнение многих составов уголовных преступленийи административных правонарушений подтверждает этот вывод. Законодатель вкачестве основного признака уголовного преступления ввел критерий егообщественной опасности (ст. 14 УК РФ) и разделил все преступления в зависимостиот характера и степени общественной опасности на четыре категории (ст. 15 УКРФ). В связи с этим представляется, что сам критерий «общественнаяопасность» может быть отнесен только к преступным деяниям. Видимо, поэтомув комментируемой статье при определении понятия «административноеправонарушение» (как и в КоАП РСФСР) не указывается на общественнуюопасность действия (бездействия), признаваемых административнымиправонарушениями.[2]2. Юридический состав административного правонарушения
В теории административногоправа под составом административного правонарушения понимается единствоустановленных Кодексом об административных правонарушениях объективных исубъективных признаков, характеризующих конкретное общественно опасное деяниекак административное правонарушение (например, незаконное врачевание(целительство), занятие проституцией, самоуправство). К объективным элементамсостава относятся: объект посягательства, то есть регулируемые и охраняемыеадминистративным правом общественные отношения, и объективная сторонаадминистративного проступка — внешние признаки, характеризующие противоправныедействие или бездействие, результат посягательства, причинную связь междудеянием и наступившими последствиями, место, время, обстановку, способ, орудияи средства совершенного административного правонарушения.
К субъективнымэлементам состава относятся признаки, характеризующие субъектаадминистративного правонарушения (возраст, вменяемость, особенностиадминистративно-правового статуса — гражданин, должностное лицо, юридическоелицо), вина в форме умысла или неосторожности, мотив и цель правонарушения.
Таким образом, составадминистративного правонарушения характеризуют четыре элемента: объект,объективная сторона, субъект, субъективная сторона.
Однако, существуют два обстоятельства, относящиеся ксоставу административного правонарушения, при наличии любого из которыхпроизводство по делу об административном правонарушении исключено:
·       недостижение физическим лицом на моментсовершения противоправных действии (бездействия) возраста, предусмотренногоКоАП РФ для привлечения к административной ответственности;
·       невменяемость физического лица,совершившего противоправные действия (бездействие).
По общему правилу, содержащемуся в ч. 1 ст. 2.3 КоАПРФ, административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моментусовершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет.Соответственно, в случае если противоправные действия (бездействие),предусмотренные КоАП РФ, совершено лицом, не достигшим шестнадцати лет, тоотсутствует такой признак состава административного правонарушения, каксубъект.
Часть 2 ст. 2.3 КоАП РФ предусматривает возможностьосвобождения от административной ответственности лица, совершившегоадминистративное правонарушение в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет:такое лицо с учетом данных о нем и конкретных обстоятельств дела может бытьосвобождено комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав отадминистративной ответственности с применением к нему меры воздействия,предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних.Следует отметить, что в ч. 2 ст. 2.3 КоАП РФ речь идет об освобождении отадминистративной ответственности, но не о невозможности производства по делу обадминистративном правонарушении.
Как установлено ст. 2.8 КоАП РФ, физическое лицо,которое во время совершения противоправных действий (бездействия) находилось всостоянии невменяемости, административной ответственности не подлежит. При этомв ст. 2.8 КоАП РФ также законодательно определено понятие состоянияневменяемости физического лица: лицо не могло осознавать фактический характер ипротивоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствиехронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумияили иного болезненного состояния психики.
Общим объектомадминистративного правонарушения являются общественные отношения, возникающие вобласти исполнительно-распорядительной деятельности и регулируемые нормамиадминистративного, а в ряде случаев конституционного, экологического,таможенного, трудового, земельного, финансового и других отраслей права. Вкачестве родового объекта административного правонарушения выступают: личность,права и свободы граждан; общественная безопасность; собственность; государственныйи общественный порядок; отношения в сфере экономики; установленный порядокуправления.
Каждый конкретныйпроступок имеет видовой, то есть непосредственный, объект посягательства(общественная нравственность, честь, достоинство граждан — при мелкомхулиганстве). При этом в процессе правоприменения очень важно выявитьконкретную норму права, запрет, законное требование, правило, стандарт, которыебыли нарушены и содержат описание непосредственного объекта посягательства.
Объективная сторона составахарактеризует правонарушение как антиобщественный акт внешнего поведениянарушителя норм права, влекущий административную ответственность и выражающийсяв действии или бездействии и наступившем результате.
Анализируя объективнуюсторону состава административного правонарушения, правоприменителю необходимоучитывать значительное многообразие проявлений объективной стороны конкретныхсоставов административных проступков. Так, мелкое хулиганство может выражатьсяв: оскорбительном приставании к гражданам; нецензурной брани, сопровождаемойскандалом и угрозой; оскорблении граждан словами и жестами; распеваниинепристойных песен; срывании информационных и рекламных плакатов, афиш, газет;беспричинном из хулиганских побуждений вызове скорой медицинской помощи,пожарной охраны, милиции, такси; вывешивании в общественных местах непристойныхрисунков, текстов; написании нецензурных слов на заборах, стенах домов, вместах общественного пользования; беспричинном, умышленном создании паники вобщественных местах; умышленной езде на транспорте по лужам вблизи тротуаров,переходов; поджигании бумаги на стадионах; поджигании корреспонденции впочтовых ящиках и т.д.
Нередки случаи, когдаобъективная сторона конкретных составов административных правонарушенийформулируется с помощью бланкетных диспозиций (норм). В частности, Кодекс обадминистративных правонарушениях предусматривает ответственность за нарушениеправил пожарной безопасности, а сами правила при этом содержатся как в нормахзаконодательства, так и в подзаконных нормативных актах, например встроительных правилах, утверждаемых соответствующими органами исполнительнойвласти.
Содержание объективнойстороны характеризуют такие квалифицирующие признаки, как повторность,неоднократность, злостность, систематичность противоправного посягательства,длящееся правонарушение.
Повторность означаетсовершение одним и тем же лицом в течение года однородного правонарушения, закоторое оно уже подвергалось административному наказанию (то есть в состоянииадминистративной наказанности). Этот квалифицирующий признак служитобстоятельством, отягчающим ответственность, и влечет более строгоеадминистративное наказание.
Неоднократностьюадминистративного проступка признается совершение более двух однородныхправонарушений, предусмотренных конкретной статьей Кодекса об административныхправонарушениях.
Злостным,систематическим, продолжающимся административным правонарушением являетсясовершение ряда возобновляемых во времени, тождественных действий илибездействия, составляющих в совокупности единое правонарушение. Каждый изназванных признаков раскрывает специфические оттенки объективной стороныконкретного административного правонарушения и оказывает решающее влияние наквалификацию деяния и выбор правоприменителем вида и размера административногонаказания, назначаемого правонарушителю.
Признак злостностихарактеризует упорство, четко выраженное нежелание правонарушителя подчинитьсянеоднократно предъявляемым законным требованиям, предупреждениям полномочногодолжностного лица, представителя власти, другого компетентного лица. Это,например, неповиновение законному распоряжению или требованию военнослужащего всвязи с исполнением им обязанностей по охране Государственной границы РФ.Данное обстоятельство в КоАП РФ отнесено к отягчающим административнуюответственность.
Систематическимпризнается правонарушение, совершаемое в течение года несколько раз (более трехнарушений), причем в какой-либо одной сфере, одними и теми же субъектами. Вкачестве примера можно назвать систематическое нарушение водителями Правилдорожного движения. Подобные правонарушения влекут максимальную санкцию впределах, установленных конкретной статьей КоАП РФ.
Под продолжаемымадминистративным правонарушением понимается совершение одним и тем же лицомнескольких тождественных (сходных) правонарушений, за каждое из которыхнарушитель должен привлекаться к административной ответственности. Например, КоАПРФ предусматривает ответственность за нарушение порядка объявления выходныхданных тех или иных изданий. Здесь имеется в виду выпуск (изготовление), аравно распространение продукции средств массовой информации без указанияустановленных выходных данных, с неполными или заведомо ложными выходнымиданными. Неоднократное совершение таких правонарушений и следует рассматриватькак продолжаемое.
Длящимсяадминистративным проступком является длительное невыполнение требованийправовой нормы в виде действия или бездействия. Например, это хранение иношение охотничьего огнестрельного ружья без соответствующего разрешения органоввнутренних дел или с разрешением, срок действия которого истек; ведениехозяйственной, промысловой и иной деятельности в пограничной зоне безразрешения органов пограничной службы.
Есть особенности вспособах совершения административных правонарушений гражданами, должностнымилицами и юридическими лицами. Граждане, в том числе рядовые работникиорганизаций, отвечают только за нарушение установленных правил своимисобственными действиями. Должностные лица, то есть лица, обладающиераспорядительными полномочиями, кроме того, подлежат ответственности заадминистративные правонарушения, связанные с несоблюдением другими людьмиустановленных правил, если обеспечение их выполнения входит в служебныеобязанности этих должностных лиц. Например, за допуск к управлениютранспортными средствами водителей, находящихся в состоянии опьянения, или лиц,не имеющих права управления транспортным средством, должностные лицаавтохозяйства, ответственные за техническое состояние и эксплуатациютранспортных средств, подвергаются административному штрафу. Следовательно,применительно к должностным лицам содержание объективной стороны совершенныхими административных правонарушений выражается в необеспечении выполнения инымилицами тех или иных правил.
Объективная сторона правонарушений,влекущих административную ответственность юридических лиц, выражается вдействии или бездействии руководителей, других должностных лиц либопредставителей предприятий, учреждений и организаций, нарушивших установленныедля юридических лиц требования, правила, нормы и стандарты.
Анализ объективнойстороны административного правонарушения предполагает выявление причинной связимежду конкретным противоправным деянием и наступившими в результате негопоследствиями. Установить необходимую причинную связь (причинно-следственнуюзависимость) между противоправным действием (или бездействием) и наступившимрезультатом — значит проанализировать, каковы физические и общественныесвойства наступившего результата; выявить все обстоятельства данного дела,условия, повлекшие наступление результата; оценить роль каждого из выясненныхобстоятельств, приведших в совокупности к тому или иному результату.
Как правило, присовершении административного правонарушения действия, последствия и причинаявляются открытыми и наглядными, что позволяет быстро их обнаруживать изафиксировать, немедленно оценить характер правонарушения и применить кправонарушителю необходимые меры административного принуждения.
Субъектамиадминистративного правонарушения являются физические и юридические лица.
Общим субъектомадминистративного правонарушения признаются вменяемые, достигшие 16 летграждане России.
Специальным субъектомадминистративного проступка выступают должностные лица, родителинесовершеннолетних детей, находящиеся на территории нашей страны иностранныеграждане, не пользующиеся дипломатическим иммунитетом, и лица без гражданства.
Особым субъектомадминистративного правонарушения являются военнослужащие и находящиеся навоенных сборах граждане, а также сотрудники органов внутренних дел, органовуголовно-исполнительной системы, таможенных органов, которые за административныепроступки несут ответственность по дисциплинарным уставам и другим нормативнымактам. Однако за нарушение правил режима Государственной границы РФ,пограничного режима, режима в пунктах пропуска через Государственную границуРФ, правил дорожного движения, требований пожарной безопасности вне местаслужбы, правил охоты, рыболовства и охраны рыбных запасов, таможенных правил,административных правонарушений в области налогов, сборов и финансов инекоторых других они несут административную ответственность на общихоснованиях. Исключение из этой общей нормы (ст. 2.5 КоАП) состоит в том, что куказанным лицам не может быть применен административный арест, а квоеннослужащим, проходящим военную службу по призыву, кроме того,административный штраф. Вместе с тем полномочные органы и должностные лица,рассматривая дела об административных правонарушениях, совершенныхвоеннослужащими, могут вместо применения административного наказания передаватьматериалы о правонарушении соответствующим органам военного управления(командиру воинской части, военному коменданту, начальнику гарнизона) длярешения вопроса о привлечении виновных к дисциплинарной ответственности.
Существеннымиособенностями в качестве субъектов административных правонарушенийхарактеризуются должностные лица. Они несут административную ответственность нетолько за собственные действия (бездействие), связанные с неисполнением либоненадлежащим исполнением ими своих служебных обязанностей, но и за действияподчиненных им работников, нарушающих соответствующие правила.
Понятие должностноголица ранее содержалось только в УК РФ (примечание к ст. 285). Теперь этопонятие установлено и в КоАП РФ (примечание к ст. 2.4).
Под должностнымилицами, согласно КоАП РФ, понимаются лица, постоянно, временно или по специальномуполномочию осуществляющие функции представителя власти, то есть наделенные вустановленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц,не находящихся от них в служебной зависимости. К ним относятся также лица,выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственныефункции в государственных органах, органах местного самоуправления,государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах РФ,других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.
Совершившиеадминистративные правонарушения в связи с выполнениеморганизационно-распорядительных и административно-хозяйственных функцийруководители и другие работники иных организаций, а также лица, осуществляющиепредпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несутадминистративную ответственность как должностные лица, если законом неустановлено иное. Таким образом, как должностные лица несут ответственность ииндивидуальные предприниматели, а также руководители и служащие юридических лиц(организаций) независимо от формы собственности, совершившие административныеправонарушения в связи с выполнением в своих структурах управленческих функций.
Обладают определеннымиособенностями и такие субъекты административных правонарушений, как родителиили лица, законно их заменяющие. Они несут административную ответственность занеисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по содержанию ивоспитанию несовершеннолетних (ст. 5.35 КоАП РФ). Например, в связи спотреблением несовершеннолетними наркотических веществ без назначения врача илисовершение других правонарушений, в частности мелкого хулиганства, подростком ввозрасте от 14 до 16 лет, их родители и лица, их заменяющие, могут подвергатьсяпредупреждению или административному штрафу. Тем не менее здесь нетответственности за чужую вину: родители и лица, их заменяющие, несутответственность не за противоправные действия детей, а за отсутствиенадлежащего контроля за их поведением.
Субъективная сторонаадминистративного правонарушения представляет собой вину и может выражаться какв форме умысла, так и в форме неосторожности. Вина — это психическое отношениеправонарушителя к совершенному общественно опасному, противоправному действиюили бездействию и наступившему результату.
Как определено в ч. 1 ст. 2.2 КоАП РФ,административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо,его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия(бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления такихпоследствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.
Согласно ч. 2 ст. 2.2 КоАП РФ административноеправонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, егосовершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своегодействия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеяннорассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможностинаступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическоелицо признается виновным в совершении административного правонарушения, еслибудет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм,за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотренаадминистративная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящиеот него меры по их соблюдению.
Согласно правовой позиции КС РФ, выраженной вопределении от 21 апреля 2005 г. N 119-О, положения ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ,предусматривающие основания, при обязательном наличии которых юридическое лицоможет быть признано виновным в совершении административного правонарушения,направлены на обеспечение действия презумпции невиновности (ст. 1.5 КоАП РФ),имеют целью исключить возможность привлечения юридических лиц кадминистративной ответственности при отсутствии их вины и сами по себе ненарушают конституционные права и свободы заявителя. Там же КС РФ указал, чтоустановление того, имелась ли у юридического лица возможность для соблюдения норми правил, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность,и были ли приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, а также проверкадоказательств, свидетельствующих о наличии или отсутствии его вины (умышленнойили неосторожной) связаны с исследованием фактических обстоятельств дела, чтоявляется прерогативой судов общей и арбитражной юрисдикции и не входит вкомпетенцию КС РФ, определенную ст. 125 Конституции РФ и ст. 3 Федеральногоконституционного закона «О Конституционном Суде РоссийскойФедерации».
Частью 3 ст. 2.1 КоАП РФ установлено, что назначениеадминистративного наказания юридическому лицу не освобождает отадминистративной ответственности за данное правонарушение виновное физическоелицо, как и привлечение к административной или уголовной ответственностифизического лица не освобождает от административной ответственности за данноеправонарушение юридическое лицо.
Как указал Президиум ВАС РФ в постановлении от 24февраля 2004 г. по делу N 13894/03, ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ не исключает, что привыявлении в деятельности юридического лица единственного события правонарушенияк административной ответственности могут быть привлечены сразу несколько лиц:само юридическое лицо, его руководитель и (или) иные работники, — но при этомкаждое такое лицо может быть подвергнуто административному наказанию ссоблюдением порядка и условий его применения. Поэтому протокол о допущенномруководителем юридического лица административном правонарушении не даетоснований привлечь к административной ответственности само юридическое лицо, апротокол в отношении последнего не влечет административного наказания егоруководителей или иных работников.[3]
Действуя с умыслом,правонарушитель сознает противоправный характер своего действия илибездействия, предвидит возможность или неизбежность наступления вредныхпоследствий противоправного результата и желает его наступления (прямой умысел)или не желает, но предвидит и сознательно его допускает либо относится к немубезразлично — косвенный умысел. Так, должностное лицо, совершая грубоенарушение правил ведения бухгалтерского учета, сознательно, с прямым умыслом,совершает административное правонарушение. В другом случае водитель, выезжая изгаража на автомашине с техническими неисправностями, не желает наступленияпротивоправного результата, но сознательно, с косвенным умыслом, допускает егонаступление. Таким образом, правонарушитель подлежит административнойответственности только за совершение тех общественно опасных действий илибездействия и их вредные последствия, в отношении которых установлена еголичная вина.
Каждая форма вины имеетважное значение для квалификации деяния, индивидуализации административныхнаказаний и т.д. Поэтому они разграничены в конкретных составах правонарушений,предусмотренных КоАП РФ. В ряде его статей прямо указывается на умышленнуюформу вины. Например, умышленное уничтожение или повреждение печатныхматериалов, относящихся к выборам, референдуму — ст. 5.14; умышленноеуничтожение или повреждение чужого имущества — ст. 7.17; умышленноеневыполнение требований прокурора — ст. 17.7; умышленное повреждение или срывпечати — ст. 19.2; умышленная порча удостоверения личности гражданина — ст.19.16, умышленная порча или уничтожение военного билета — ст. 21.7 и др.
О совершении правонарушенияумышленно свидетельствуют такие слова диспозиций статей Особенной части КоАП РФ,как «сокрытие», «уклонение», «отказ»,«принуждение», «изготовление», «распространение»,«сбыт», «воспрепятствование», «подкуп»,«заведомо ложное», «неповиновение», «вмешательство».
В большинстве случаевумышленную форму вины можно установить лишь на основе анализа всех сторонсостава административного правонарушения, и прежде всего его объективнойстороны. Так, об умышленной вине может свидетельствовать характер совершенияпроступка, например: сокрытие больными венерическим заболеванием источниказаражения; самовольная добыча янтаря с месторождений или мест промышленнойразработки; грубое нарушение правил охоты; неоднократное, злостное,систематическое совершение правонарушений и другие конкретные особенностидействия или бездействия, предусмотренные КоАП РФ. При этом умышленная винаможет служить основанием для применения к правонарушителю более строгогонаказания.
Содержание умышленнойвины определяется характером административного правонарушения, состав которогоможет быть формальным или материальным. Формальным признается такой составадминистративного правонарушения, который не предусматривает наступления врезультате его совершения какого-либо общественно опасного, вредногопоследствия. Констатируется лишь факт нарушения того или иного правила,например нарушение санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемическихправил и норм, нарушение правил водопользования, выпуск на линию транспортныхсредств, имеющих неисправности, с которыми запрещена их эксплуатация,самовольное отступление от проектов внутрихозяйственного землеустройства.Поэтому умышленная вина при формальных составах охватывает своим содержаниемосознание нарушителем лишь общественной опасности, противоправностисовершенного им действия или бездействия, что для правоприменителя, а такжебольшинства граждан обычно является вполне очевидным. Таким образом, в подобныхслучаях отношение виновного к последствиям правонарушения (предвидит их или непредвидит, желает наступления последствий или не желает) остается за рамкамиформального состава.
Материальный составадминистративного правонарушения включает в себя помимо противоправногодействия или бездействия обязательное наступление в результате их совершенияобщественно опасных (вредных) последствий (например, мелкое хищение, котороевлечет для собственника материальные потери, нарушение водителями правилдорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее причинениелегких телесных повреждений или материального ущерба). В связи с этимумышленная вина предполагает осознание (понимание) нарушителем не толькообщественной опасности и противоправности содеянного, но и возможностинаступления вредных последствий его действия либо бездействия.
Административныйпроступок может быть совершен и по неосторожности. Неосторожная винапроявляется в двух формах: легкомыслия и небрежности.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :