Территориальная проблема Курильских островов
.Введение
В этой работе мы рассмотрим один из самых злободневных вопросов политики России – проблему Курильских островов. Мы обратим внимание на некоторые важные аспекты этой проблемы, её особенности, а также факты, на основе которых можно сделать какие либо выводы по этому вопросу.
Предварительная справка
Курильские острова
Цепь вулканических островов между п-овом Камчатка (Россия) и о. Хоккайдо (Япония). Площадь около 15,6 тыс. км2.
Вообще то, Курильские острова состоят из двух гряд - Большой Курильской и Малой Курильской (Хабомаи). Большая отделяет Охотское море от Тихого океана.
Большая Курильская гряда имеет протяженность 1200 км и простирается от полуострова Камчатка (на севере) до японского острова Хоккайдо (на юге). В ее состав входит более 30-ти островов, из которых наиболее крупными являются: Парамушир, Симушир, Уруп, Итуруп и Кунашир.
Большая Курильская гряда делится на 3 группы: южная (Кунашир, Итуруп, Уруп, и др.), средняя (Симушир, Кетой, Ушишир и др.) и северная (Ловушки, Шиашкотан, Онекотан, Парамушир и др.). На южных островах — леса; северные покрыты тундровой растительностью.
Малая Курильская гряда протянулась всего на 120 км и простирается от острова Хоккайдо (на юге) к северо-востоку. Состоит из 6 небольших островов.[1]
Административное деление
Входят в состав Сахалинской области (Российская Федерация). Делятся на три района: Северо-Курильский, Курильский и Южно-Курильский. Центры этих районов имеют соответствующие названия: Северо - Курильск, Курильск и Южно - Курильск. Так же существует поселок Мало - Курильск (центр Малой Курильской гряды).
Рельеф островов преимущественно горный вулканический (насчитывается 160 вулканов, из них около 39 действующих). Преобладающие высоты 500-1000 м. Исключением является остров Шикотан, для которого характерен низкогорный рельеф, сформировавшийся в результате разрушения древних вулканов. Самая высокая вершина Курильских островов - вулкан Алаид - 2339 метров, а глубина Курильско-Камчатской впадины достигает 10339 метров. Высокая сейсмичность является причиной постоянных угроз землетрясений и цунами.
Население
76.6% населения русские, 12.8%украинцы, 2.6%белорусы,8%другие национальности. Постоянное население островов проживает в основном на южных островах - Итуруп, Кунашир, Шикотан и северных - Парамушир, Шумшу. Основу хозяйства составляет рыбная промышленность, т.к. основное природное богатство - биоресурсы моря. Сельское хозяйство из-за неблагоприятных природных условий существенного развития не получило.
На Курильских островах открыты месторождения титано – магнетитов, песков, рудопроявлений меди, свинца, цинка и содержащихся в них редких элементов индия, гелия, талия, есть признаки платины, ртути и других металлов. Обнаружены большие запасы серных руд с довольно высоким содержанием серы.
Транспортные связи осуществляются морским и воздушным путем. Зимой регулярное судоходство прекращается. Из-за сложных метеорологических условий авиарейсы не регулярны (особенно зимой).
Термин "Курильские острова" - русско-айнского происхождения. Он связан со словом "кур", что значит "человек". В самом конце XVII века камчатские казаки впервые назвали жителей юга Камчатки (айнов) и неведомых тогда южных островов "курильцами". Петру I стало известно в 1701-1707 гг. о существовании "Курильских островов", а в 1719 "Земля Курильская" впервые отчетливо была нанесена на карту Семена Ремезова.
Всякие предположения о том, что имя архипелагу дали "курящиеся" вулканы, относятся к области легенд. Сами айны окрестили каждый остров в отдельности. Это слова айнского языка: Парамушир - широкий остров, Онекотан - старое поселение, Ушишир - земля заливов, Чирипой - птички, Уруп - лосось, Итуруп - большой лосось, Кунашир – черный остров, Шикотан - лучшее место. Начиная с XVIII века, русские и японцы пытались переименовать острова по-своему. Чаще всего использовали порядковые номера - первый остров, второй и т.д.; только русские считали с севера, а японцы с юга.
Спорные территории
К так называемым «спорным территориям» относятся острова Итуруп, Кунашир, Шикотан и гряда Хабомаи.
По японской терминологии острова Хабомаи именуются “северными территориями”, и Япония утверждает, что они не входят в понятие Курильских островов, от которых она отказалась в 1951 году.
Обычно при обсуждении проблемы спорных территорий рассматривают три группы проблем:исторический паритет в открытии и в основании островов, роль и значение русско-японских договоров XIXвека, установивших границу между двумя странами в прошлом веке, а также юридическую силу всех документов, регулирующих послевоенное устройство мира.
Биография Курильской проблемы
Русские люди появились на Курильских островах еще в первой половине XVIIвека. Как русские острова они изображены на карте голландца Н.Витсона, изданной в 1687г.
В течение XVIIIвека на Курильские острова не раз направлялись русские экспедиции, которые описывали их, изучали природные ресурсы, растительность, животный мир, налаживали контакты с местным населением. В 1738-1739гг. экспедиция М.Шпанберга подробно исследовала Курильские острова.
А к середине XVIIIвека Россия фактически установила над этими островами права владения. Эти и другие факты признают многие современные японские исследователи.
Японцы же впервые узнали о существовании южного острова Курильской гряды Кунашира лишь в 1754г. продвижение японцев на Курилы осуществлялось как захват территории. С.Накамура пишет: «Высадившись 28июля 1798г. на южном конце острова Итуруп, японцы опрокинули указательные столбы русских и поставили столбы с надписью: «Эторофу – владение Великой Японии» ».[2]
Попытки Японии силой отторгнуть Курилы вызывали протесты со стороны российского правительства. Прибывший в 1805г. в Японию для установления торговых отношений Н.П.Резанов, заявил японцам, что “на север от Матсмая (Хоккайдо) все земли и воды принадлежат российскому императору и чтобы японцы не распространяли далее своих владений”. Однако захватнические действия японцев продолжались. При этом кроме Курил они стали претендовать и на Сахалин, принимая попытки уничтожить на южной части острова знаки, указывающие на принадлежность этой территории России.
Следует также отметить, что за годы войны СССР с Германией японская армия 779 раз нарушила границу, японская авиация 433 раза вторгалась в воздушное пространство Советского союза, военно-морской флот незаконно задержал 178 и потопил 18 советских торговых судов.[3]
Россия стремилась к дружественным отношениям с Японией, к развитию с нею взаимовыгодной торговли. Однако, японские правители, продолжая политику самоизоляции, отвергали предложения о налаживании межгосударственных связей.
В 1853 году представитель российского правительства генерал-адъютант Е.В.Путятин вел переговоры о заключении торгового соглашения.
Наряду с задачей установления дипломатических и торговых отношений миссия Путятина должна была оформить договором границу между Россией и Японией.
После Крымской войны в 1855году Путятин подписал Симодский трактат, по которому устанавливалось, что «границы между Россией и Японией будут проходить между островами Итуруп и Уруп», а Сахалин объявлен «неразделенным» между Россией и Японией.[4]В результате к Японии отходили острова Хабомаи, Шикотан, Кунашир и Итуруп. Эта уступка была оговорена согласием Японии на торговлю с Россией, которая, однако, и после этого развивалась вяло.
В 1875г.царское правительство Александра II пошло на очередную уступку Японии - подписан так называемый Петербургский трактат, согласно которому все Курильские острова вплоть до Камчатки в обмен на признание Сахалина русской территорией переходили к Японии.
Факт нападения Японии не Россия в русско-японской войне 1904-1905гг. являлся грубым нарушением Симодского трактата, в котором провозглашался «постоянный мир и искренняя дружба между Россией и Японией». После поражения России, в 1905 году был заключен Портсмутский мирный договор. Японская сторона потребовала от России в порядке контрибуции остров Сахалин. В Портсмутском договорепрекратило действие обменное соглашение 1875г., а также говорилось о том, что все торговые договоры Японии с Россией аннулируются в результате войны. Это аннулировало Симодский трактат 1855г.
Таким образом, к моменту заключения 20 января 1925г. конвенции об основных принципах взаимоотношений между Россией и Японией фактически не существовало какого-либо действующего двустороннего соглашения о принадлежности Курильских островов.
Вопрос о восстановлении прав СССР на южную часть Сахалина и Курильские острова обсуждался в ноябре 1943г. на Тегеранской конференцииглав союзных держав. На Ялтинской конференции в феврале 1945г. лидеры СССР, США и Великобритании окончательно договорились о том, что после окончания второй мировой войны Южный Сахалин и все Курильские острова перейдут Советскому Союзу, и это явилось условием вступления СССР в войну с Японией - через три месяца после окончания войны в Европе.
2 февраля 1946г. последовал Указ Президиума Верховного Совета СССР, который установил, что вся земля с ее недрами и водами на территории Южного Сахалина и Курильских островов является государственной собственностью СССР.
8 сентября 1951 года в Сан-Франциско 49 государств подписали мирный договор с Японией. Проект договора был подготовлен в период "холодной войны" без участия СССР и в нарушение принципов Потсдамской декларации. Советская сторона предложила провести демилитаризацию и обеспечить демократизацию страны. СССР, а вместе с ним Польша и Чехословакия, поставить свои подписи под договором отказались. И что интересно, статья 2 этого договора гласит, что Япония отказывается от всех прав и правооснований на остров Сахалин и Курильские острова. Таким образом, Япония сама отказалась от территориальных притязаний к нашей стране, подкрепив это своей подписью.
Но позже США стали утверждать, что в Сан-францисском мирном договоре не указано в чью пользу Япония отказалась от этих территорий. Это заложило основы для предъявления территориальных претензий.
1956 год, советско-японские переговоры о нормализации отношений между двумя странами. Советская сторона согласна уступить два острова Шикотан и Хабомаи Японии и предлагает подписать Совместную декларацию. Американское давление сыграло свою роль, и японцы отказались подписать мирный договор на наших условиях. Заключенный впоследствии договор о безопасности (1960 г.) между США и Японией сделал невозможным передачу Японии Шикотана и Хабомаи. Отдавать острова под американские базы наша страна, понятно, не могла, как и связывать себя какими-то обязательствами перед Японией в вопросе о Курилах.
В настоящее время японская сторона утверждает, что острова Итуруп, Шикотан, Кунашир и гряда Хабомаи, всегда являвшиеся японской территорией, в состав Курильских островов, от которых отказалась Япония, не входят. Правительство США по поводу сферы понятия «Курильские острова» в Сан-францисском мирном договоре заявило в официальном документе: «Они не включают, и не имелось никакого намерения включать (в состав Курил) гряды Хабомаи и Шикотан, или Кунашир и Итуруп, которые прежде всегда были частью собственно Японии и, следовательно, должны быть справедливо признаны как находящиеся под японским суверенитетом».
Достойный ответ по поводу территориальных притязаний к нам со стороны Японии дал в свое время А.Н.Косыгин: «Границы между СССР и Японией следует рассматривать как итог второй мировой войны».
На этом можно было бы поставить точку, но хотелось бы напомнить, что всего 6 лет назад М.С.Горбачев при встрече с делегацией СПЯ также решительно выступил против пересмотра границ, подчеркнув при этом, что границы между СССР и Японией "законные и юридически обоснованные".
Безусловно, позиция Токио в отношении России претерпела некоторые изменения. Она отказалась от принципа “неразделимости политики и экономики”, то есть жесткой увязки территориальной проблемы с сотрудничеством в области экономики. Сейчас правительство Японии пытается проводить гибкую политику, которая означает мягкое продвижение одновременно экономического сотрудничества и решение территориальной проблемы.
Современное состояние проблемы
Основные факторы, которые необходимо учитывать при решении проблемы Курильских островов
наличие богатейших запасов морских биологических ресурсов в акваториях, прилегающих к островам;
неразвитость инфраструктуры на территории Курильских островов, практическое отсутствие собственной энергетической базы при значительных запасах возобновляемых геотермальных ресурсов, отсутствие собственных транспортных средств для обеспечения грузовых и пассажирских перевозок;
близость и практически неограниченная емкость рынков сбыта морепродуктов в соседних странах Азиатско-Тихоокеанского региона;
необходимость сбережения уникального природного комплекса Курильских островов, поддержания локального энергетического равновесия с сохранением чистоты воздушного и водного бассейнов, защиты уникального растительного и животного мира. При разработке механизма передачи островов должно учитываться мнение местного гражданского населения. Тем, кто останется, должны быть гарантированны все права (включая имущественные), а тем, кто уедет, необходима полная компенсация. Нужно учесть готовность местного населения воспринять изменение статуса этих территорий.
Курильские острова имеют важное геополитическое и военно-стратегическое значение для России, влияют на национальную безопасность России. Утрата Курильских островов повредит системе обороны российского Приморья и ослабит обороноспособность нашей страны в целом. С потерей островов Кунашир и Итуруп Охотское море перестает быть нашим внутренним морем. Кроме того, на Южных Курилах существует мощная система ПВО и радиолокационные комплексы, топливные склады для дозаправки самолетов. Курильские острова и прилегающая к ним акватория – единственная в своем роде экосистема, обладающая богатейшими природными ресурсами, прежде всего биологическими. Прибрежные воды Южных Курильских островов, Малой Курильской гряды являются основными районами обитания ценных промысловых видов рыб и морепродуктов, добыча и переработка которых является основой экономики Курильских островов.
Достигнутые на сегодня шаги
Россия и Япония подписали программу хозяйственного совместного освоения Южно-Курильских островов. Программа была подписана в Токио в2000 году в ходе официального визита в Японию президента России Владимира Путина.
17 декабря 1993г принята Федеральная целевая программа
«Социально-экономическое развитие Курильских островов Сахалинской области (1994-2005 годы)» в целях обеспечения комплексного социально-экономического развития этого региона как особой экономической зоны.
Основные цели и задачи Программы:
создание условий для устойчивого развития Курильских островов с учетом гео-стратегических интересов Российской Федерации;
формирование необходимой инфраструктуры и благоприятного инвестиционного климата для развития приоритетных отраслей экономики и стимулирования реализации программ и проектов международного сотрудничества на территории Курильских островов;
развитие социальной сферы и достижение экономических и социальных показателей, обеспечивающих стабильное развитие Курильских островов.
Бюджетные расходы на программу социально-экономического развития Курильских островов в 2002 году, заложенные в государственный бюджет, будут увеличены по сравнению с уровнем текущего года в три раза и составят 309,6 млн. рублей. Об этом сообщила сегодня журналистам председатель комитета Госдумы РФ по проблемам Севера и Дальнего Востока Валентина Пивненко. По ее словам, Госдуме РФ удалось добиться увеличения финансирования и других программ.
Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Японии о некоторых вопросах сотрудничества в области промысла морских ресурсов от 2 февраля 1998г. предусмотрен промысел японских рыбаков в территориальном море Российской Федерации в районе островов Кунашир, Итуруп и Малой Курильской гряды.
В настоящее время в стадии подготовки находится целый ряд соглашений. В 1999 году продлен срок действия Соглашения о промысле морской капусты японскими рыбаками в районе о. Сигнальный (Малая Курильская гряда) от 25 августа 1998г. между Министерством рыбного хозяйства СССР и Хоккайдской ассоциацией рыбопромышленников.
Министры иностранных дел Японии и России Йорико Кавагути и Игорь Иванов в Москве 12-14 октября обсудят перспективы мирного договора между Россией и Японией. Об этом сообщает японская газета "The Japan Times". Напомним, что договор так и не был заключен после Второй Мировой войны из-за существующих разногласий по Курильским островам.[5]
Япония считает, что заключение мирного договора с Россией невозможно без определения принадлежности четырех южно-Курильских островов. Об этом заявила глава МИД этой страны Йорико Кавагути, выступая перед общественностью Саппоро с речью о российско-японских отношениях.
Кавагути отметила, что Россия и Япония имеют общую точку зрения на необходимость признать совместную советско-японскую декларацию 1956 года основным юридическим документом, установившем отправную точку процесса переговоров о заключении мирного договора, и на этой основе заключить мирный договор путем решения вопроса о принадлежности четырех спорных островов на базе Токийской декларации.
Премьер-министр Японии Дзюнъитиро Коидзуми посетит Москву в январе 2003 года, а Вице-премьер РФ России Виктор Христенко будет сопредседателем на открывающемся в Москве 14 октября российско-японском форуме по торговле и экономическим вопросам.[6]
Российская сторона намерена соблюдать межправительственную договоренность от 14 октября 1991 года о взаимных безвизовых поездках японских граждан на южные Курильские острова и россиян - жителей островов в Японию, и исходит из того, что такие поездки способствуют сближению наших народов. Россия и Япония договорились о взаимных визовых уступках, хотя раньше Японская сторона отказывалась это делать, как признание принадлежности курил России(7октября).
22 августа в МИД Японии в этом году будет ликвидирован комитет по оказанию помощи, который занимался осуществлением программ помощи России в целом и Южным Курилам в частности. Об этом сообщила в четверг министр иностранных дел Японии Иорико Кавагути на встрече с общественностью в Саппоро. Однако, по ее словам, действующие в России 7 японских центров будут сохранены, и их деятельность, которую, по оценке министра, позитивно оценивают и в России, и в Японии будет продолжаться.
Заявление экс-премьера Японии Иосиро Мори о том, что якобы во время его встречи с Владимиром Путиным была достигнута договоренность о передаче двух островов Южно-Курильской гряды (Шикотан и Хабомаи) Японии.
Глава МИД Игорь Иванов напомнил депутатам, что у России и Японии до сих пор нет государственной границы, которая была бы зафиксирована в международно-правовом порядке. Также не существует и мирного договора между нашими странами. Именно этими причинами высокопоставленный дипломат объяснил необходимость переговоров, которые Россия ведет с Японией. По словам Иванова, позиция России по проблеме Курильских островов зафиксирована в совместном российско-японском заявлении от 25 марта 2001 года, которое было сделано после завершения переговоров президента России Владимира Путина и премьер-министра Японии Иосиро Мори в Иркутске. Игорь Иванов сделал официальное заявление, что Россия не ведет и не собирается вести никакого торга о передаче каких-либо своих территорий. По его словам все переговоры, которые Москва ведет с Токио, идут по проблеме как будет зафиксирована государственная граница в случае заключения мирного договора.
На данный момент существует масса разнообразных мнений по поводу данной проблемы. Кто-то заявляет, что острова нельзя отдавать ни в коем случае, геологи утверждают, что, потеряв Курилы, Россия потеряет богатейшие природные запасы. А вице-спикер Госдумы ВладимирЖириновский недавно призывал потребовать от Японии заплатить за острова один триллион долларов, чего Япония не сможет сделать никогда. В своей книге «Россия и Япония: острова останутся российскими» он говорит: «Что касается полезных ископаемых, то перспективы их освоения невелики. Структура недр на северных островах Хабомаи, Шикотан, Кунашир и Итуруп такая же, как на Хоккайдо. А на Хоккайдо перспективных полезных ископаемых не имеется. Это подтверждается и геологической разведкой, проведенной еще в довоенный период».[7]
Заключение
На пути к решению проблемы Курильских островов нашей стране предстоит пройти еще немало дискуссий и споров, но единственный ключ к взаимопониманию двух стран — это создание климата доверия, а также широкого взаимовыгодного сотрудничества в самых разных областях политики, экономики и культуры. Только в этом случае России и Японии удастся прийти к взаимовыгодному решению этого вопроса.
Список литературы
1. Советский Энциклопедический Словарь. Издание 4-е, М.1987 год
2. Макеев Б. «Курильская проблема: военный аспект», МЭ и МО №1 стр.54, 1993 год
3. КошкинА.А. «Курилы: биография островов», Вопросы истории №1 стр.149, 1995 год
4. СтроевА. «Острова невезения», Лит. Газета №14-15 стр. 3, апрель 2002
5. ИльинВ. ««Северные территории» на юге российских островов», Рос. Газета №18 стр.3, 30 января 2002
6. ИвановА.И. «От Токугавы до Путина: к истории и теории Дальневосточной проблематики Российской империи», Москва-2001 №11 стр.134-146
7. Новости с сайта www.strana.ru
[1]Советский Энциклопедический Словарь. Издание 4-е, М.1987
[2]НакамураСинтаро «Японцы и русские», стр. 48, 1978 год
[3]МакеевБ. «Курильская проблема: военный аспект», МЭ и МО №1 стр.54, 1993 год
[4]Международные отношения на Дальнем Востоке, книга 1, стр. 112, 1973 год
[5]Новости сайта www.strana.ru
[6]Новости сайта www.strana.ru
[7]СтроевА. «Острова невезения», Лит. Газета №14-15 стр. 3, апрель 2002
Дата добавления: 29.01.2003
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |