Реферат по предмету "Москвоведение, краеведение"


Берлюковская пустынь

Алексей Симонов


Согласно преданию, Берлюковская пустынь была основана около 1606 года иеросхимонахом Варлаамом, который пришел из разоренного поляками Успенского Стромынского монастыря и основал здесь деревянный храм во имя святителя Николая. Сюда же пришли из разоренного также Успенского Предтеченского женского монастыря две старицы – Евдокия и Иулиания. До наших дней дошли местные топонимы, связанные с этими именами – ближайшая деревня Авдотьино и гора Ульянина.


Пустынь была расположена на живописном берегу реки Вори, в 18 верстах от уездного города Богородска /ныне Ногинск/ и в 40 верстах от Москвы по Стромынской дороге.


Историю Берлюковской пустыни можно условно разделить на 4-е периода:


1. 1606-1779 гг. В этот период пустынь находилась в полузаброшенном состоянии. В 1764 году в ней были: каменная церковь Живоначальной Троицы с приделом святителя Николая, деревянная колокольня, братские кельи, около 7 человек насельников. 30 апреля 1770 г. Берлюковская пустынь была упразднена. В 1771 году в Москве в приходе церкви Преображения Господня на Глинищах числился священник упраздненной Николаевской Берлюковской пустыни Прохор Михайлов. В следующем 1772 г. священник Прохор Михайлов был определен в Ивановский девичий монастырь в Москве.


2. 1779-1829 гг. Возрождение Берлюковской пустыни связано с именем московского митрополита Платона /Левшина/ (1737-1812), получившего облегчение глазной болезни после молитвы в этой пустыни. Содействовал возрождению помещик ближайшего села Саввинского Владимир Иванович Лопухин (1703-1797). Строителем пустыни был назначен иеромонах Иоасаф (?-1794), достойно проявивший себя на этом поприще. По благословению митрополита Платона над могилой строителя Иоасафа был поставлен памятник, а на мраморной доске, вделанной в стену Троицкой церкви, начертаны следующие стихи, составленные самим митрополитом:


«Здесь погребен


Иоасаф Строитель,


Он первый обновил обитель;


Иль мало то сказать, что он возобновил,


А всю из мертвых воскресил.


Ограды не было, строенья никакова,


Он все то сделал снова;


Лишь церковь ветхая была,


И та репейником с крапивой заросла.


Но он устроил все и иноков собрал,


И их духовным с Богом браком сочетал.


И так хоть умер он, но память есть нетленна,


Душа ж в обители небесны преселена.


О! Сам его Ты душу упокой,


И нас благослови, чтоб был такой другой!»


3. 1829-1920 гг. В 1829 г. при чудесных обстоятельствах в пустыни был обретен чудотворный образ «Лобзание Христа Иудой» * , от которого тогда и впоследствии было множество исцелений. Произошло это следующим образом. В селе Кудиново, недалеко от Берлюковской пустыни жила немолодых лет женщина – Татьяна Ивановна Кузнецова, которая более 20-ти лет страдала от глазной болезни и, наконец, совершенно ослепла. Однажды, после усердной молитвы, она уснула и увидела сон. Ей явился некий благолепный муж, который спросил ее: «Хочешь ли быть здоровой и прозреть?» «Всегда о том молю Господа» – отвечала больная. Неизвестный муж показал ей икону Христа Спасителя и сказал: «отслужи молебен перед этой иконой и Господь исцелит тебя». Проснувшись, она рассказала свой сон домашним, но найти такую икону не могли. В другом сонном видении женщине было дано указание искать икону в Берлюковской пустыни, но и там ее не нашли. Наконец в третьем сне было указано искать в монастырской хлебопекарне, где, наконец, был найден обветшавший древний образ. Когда слепую попросили описать икону, виденную ею во сне, оказалось, что это именно тот образ. С этого времени Берлюковская пустынь становится местом паломничества. В этот период возводится множество новых строений:


а) соборный каменный пятиглавый храм Христа Спасителя – освящен Московским митрополитом Филаретом (1782-1867) в 1848 г.;


б) надвратная церковь св. Василия Великого освящена в 1840 г.;


в) церковь во имя Всех Святых, каменная, одноглавая с шатровым куполом, построена на средства московского купца Набилкина, освящена митрополитом Филаретом в 1853 году;


г) двухэтажный каменный корпус с братскими кельями – 1830-1832 гг.;


д) двухэтажный каменный корпус с трапезной палатой – 1839 г.;


е) каменная ограда монастыря – 1840 г.;


ж) каменная двухъярусная колокольня, построена в 1851 г., в период с 1895 по 1900 год перестроена в четырехъярусную (104 метра) по проекту архитектора А.С.Каминского (1829-1897) на средства московского купца Федора Никитича Самойлова (1817-1895), уроженца села Ямкино Богородского уезда;


з) в 1909 г. на монастырском кладбище был освящен деревянный храм в честь Казанской иконы Божией Матери.


Кроме того, Берлюковская пустынь имела в Москве подворье и две часовни, а также три часовни в селениях Шалове, Мизинове и Псарьках Богородского уезда. Также имелись землевладения, рыбная ловля и мельница.


Святынями пустыни также являлись: древний чудотворный образ святителя Николая, местночтимые иконы Казанской Божией Матери и св. мученика Мины, крест серебряный вызолоченный с частицами мощей, часть ризы Господней, обделанная в виде панагии.


Число иноков в 1764 г. – 8 человек, в 1830 – 15 человек, в 1834 – 33, в 1858 – 50 человек, в 1864 – 56 человек, в 1884 – около 90 человек.


Среди подвизавшихся в пустыни особенно замечателен был старец схимонах Макарий. Он был крепостной человек купцов Куманиных, был женат, имел детей, а когда овдовел, был отпущен на волю и в 1828 г. поступил в Берлюковскую пустынь. В 1829 г. он был пострижен с именем Афанасий, а в 1841 г. принял схиму и был снова назван своим мирским именем – Макарий. В свободное время он уходил в рощу, где тайно от братии в горе копал пещеру, внутри которой вырыл колодец. Позже пещерные ходы были расширены и наверху выстроена каменная церковь, но из-за сырости и отдаленности от монастыря, она оставалась без службы. Старец Макарий скончался 1-го апреля 1847 г., до самой смерти своей, являясь примером кротости, смирения и нестяжательства. Память его чтилась в обители. На памятнике старцу были начертаны стихи:


Здесь старец смиренный


Вертеп ископал,


И в нем затворенный


Спасенья искал.


Создатель моленьям


Сердечным внимал,


И старца к селеньям


Небесным воззвал.


О, путник усталый,


На землю склонись


И здесь под дубравой


Примеру учись.


Путь скорбный и тесный


Кто в жизни пройдет,


В чертог тот небесный


Со славой войдет.


4. Вероятно, многие из монахов пустыни подверглись гонениям в советский период. Историю одного из них удалось записать со слов местных жителей. В феврале 1930 г. умер житель деревни Починки Иван Бородаков. Ближайший храм в селе Ямкино был закрыт и супруга покойного стала искать священника для совершения панихиды, но найти не могла. Кто-то посоветовал ей ехать в Берлюки, где возле бывшей пустыни живут вроде бы иеромонахи. Действительно, там она нашла двух иеромонахов – один помоложе, другой постарше. Она обратилась к ним с просьбой отпеть ее мужа. Старший согласился, а младший стал отговаривать: «Тебя же расстреляют!», но тот ответил: «На все воля Божия!» и поехал. Женщине удалось выпросить в сельсовете ключи от храма в Ямкино, где иеромонах Горгоний – так звали инока – совершил, видимо, свою последнюю службу. Вечером он отслужил всенощное бдение, а утром литургию и панихиду, проводил покойного до могилы. Но кто-то уже доложил властям и сразу после панихиды отца Горгония арестовали.


В результате архивных поисков было установлено, что перед революцией среди насельников Берлюковской пустыни один из иеромонахов носил имя Горгоний. Он был 1876 года рождения, из крестьян, домашнего образования, в миру носил имя – Григорий. Пострижен в монашество он был 16 декабря 1907г. в Берлюковской пустыни, а 6 мая 1908г. рукоположен в иеродиакона. Отец Горгоний имел медаль и нагрудный знак в память 300-летия Дома Романовых. 31 мая 1915 г. иеродиакон Горгоний во время Божественной литургии в Спасском соборе Московского Спасо-Андроникова монастыря был рукоположен в иеромонаха. Его судьба после ареста в 1930 г. пока неизвестна.


Впоследствии в монастыре располагался дом инвалидов войны и труда, преобразованный затем в дом для больных туберкулезом. В годы Великой Отечественной войны здесь располагался госпиталь, затем дом инвалидов. С 1961 г. – туберкулезная больница. А с 1972 г. по настоящее время на территории бывшего монастыря расположена Московская городская больница для больных туберкулезом с психическими заболеваниями.


В 1992 г. при монастырском храме Христа Спасителя зарегистрирована православная община. В 2002 г. назначен настоятель – иеромонах Евмений (Лагутин). В настоящее время ведется работа по возвращению территории монастыря Русской Православной Церкви.


В июле 2004 г., в расположенной неподалеку от монастыря деревне Дядькино в земле нашли старинный колокол. Оказалось, что он принадлежал Николо-Берлюковской пустыни. Жители деревни передали находку настоятелю пустыни иеромонаху Евмению. Значит, пришло время этому колоколу звонить.


По благословению митрополита Ювеналия, 19 декабря 2004 г., на праздник святителя Николая, в нижнем храме Христа Спасителя была совершена Божественная литургия – первая с момента закрытия обители.



Колокольня Берлюковской пустыни


Список литературы


1. Исторический очерк Нико-лаевской Берлюковской пустыни. М., 1875; М., 1898.


2. И.Шевелкин. Поездка в Бер-люковскую пустынь. Душеполезное чтение. М., 1864, ч.3.


3. Воспоминания архимандрита Пимена. М., 1877, с.221-224, 324-330 и др.


4. В.В.Зверинский. Материалы для историко-топографического исследования о православных монастырях Российской империи. С-Пб., 1890, т.1, с.28.


5. А.Ратшин. Полное собрание исторических сведений о всех бывших в древности и ныне существующих монастырях. М., 1852, с.246.


6. Московские церковные ведомости. 1898, № 27, с.366-67; 1900, № 23, с.286-287; 1901, № 30, с.348-351; 1902, № 6, с.83; 1909, № 26, с.443-449; 1909, № 31, с.528-530; 1911, № 36, с.741-742; 1912, № 39, с.887-888.


7. Священник Николай Скворцов. Материалы по Москве и Московской епархии за XVIII век. М., 1914, вып.2, с.609, 622.


8. А.В.Ефремов. Николо-Берлю-ковская пустынь. Московский журнал. 2000, № 1, с.20-22.


9. А.Ерофеева. Николаевская Берлюковская пустынь. Журнал «Щел-ково». 2000, № 3, с.4-8.


10. А.Ю.Симонов. Исторический очерк о селе Ямкино и его окрестностях. Альманах «Богородский край». 2002, № 2, с.43.


11. ЦИАМ. Фонд 203, опись 763, дело 166, л.3-16 об.


12. А.Чинкова, Е. Мажан. Молебен под сводами. Газета «Волхонка» от 03.08.2004, г.Ногинск.


13. А.Скоробогатова. Он снова зазвонит. Газета «Волхонка» от 21.08.2004, г.Ногинск.


* В советский период икона пропала, один из списков в настоящее время находится в Покровском храме села Воскресенского Ногинского района.


Список литературы


Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://bogorodsk-noginsk.ru


Дата добавления: 02.09.2009



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Зовнішня та внутрішня політика Філіпа IV Красивого
Реферат Банковское кредитование малого бизнеса
Реферат Астрид Линдгрен
Реферат Неология
Реферат Соціальний аналіз особистості
Реферат Налоговая база по налогу на имущество организаций и порядок ее определения
Реферат Правовое регулирование перевода земель из одной категории в другую
Реферат Літаратура и рэдагаванне в Беларусі на пачатку ХХ ст
Реферат Точность систем автоматического управления
Реферат Демографическая политика в России 3
Реферат Аномалии в развитии - одаренность
Реферат Русское православие, как разновидность христианской религии
Реферат Разработка вопросов энергосбережения за счет использования ветроэнергетической установки
Реферат Почему Иван Васильевич нигде не служил по рассказу Л. Н. Толстого После бала
Реферат Нарушения белкового обмена