Реферат по предмету "Другое"


Соотношение художественных мотивов в «Маленьких трагедиях» и лирике А.С. Пушкина

Манюхина М. С.


Каждая из четырех трагедий, созданных в начале переломного для Пушкина этапа творчества (болдинская осень), соотносится с одним из основных мотивов пушкинской лирики: «Скупой рыцарь» - с темой власти; «Каменный гость» - с темой любви; «Моцарт и Сальери» - с темой творчества (получившей свое конкретное лирическое воплощение в теме поэта и поэзии); «Пир во время чумы» - с темой и мотивом пира.


В свою очередь, сами трагедии, как было многократно прослежено, представляют собою пушкинскую философию послеантичной истории Европы, где «Скупой рыцарь» соответствует Средневековью, «Каменный гость» - Ренессансу, «Моцарт и Сальери» - Просвещению, а «Пир во время чумы», не привязанный к конкретной эпохе, обобщает катастрофический механизм их смены в мотиве «гибельного пира» - так или иначе явленного в каждой из трагедий. Этих проблем отчасти касаются: Винокур Г.О., Якубович Д.П., Благой Д.Д., Нусинов И.М., Грехнев В.А., Степанов Н.Л. и др.


Таким образом, можно сказать, что в «Маленьких трагедиях» ключевые мотивы пушкинской лирики в соотношении с «Маленькими трагедиями» обрели как драматическую, так и историческую логику.


В то же время драматургия каждой из «Маленьких трагедий» и драматургия перехода от одной «трагедии-эпохи» к другой имеет глубоко лирическую основу. Как справедливо отмечает А.Г. Кузьмина, во всем корпусе программных произведений Пушкина 1830-х годов «Маленькие трагедии» наиболее тесно связаны с лирикой. «Но лиризм маленьких трагедий оказывается и структурообразующим моментом, как воплощение замысла в присущей произведению лирическому стиховой форме изложения. Это лиризм внешний - монологов, гармонически организованной композиции, песенных вкраплений» [3].


Путь ключевых героев «Маленьких трагедий» пронизан раскаянием и ностальгией. Гуан, подъезжая к Антониеву монастырю, испытывает угрызения совести в отношении погубленной им Инезы и втайне тоскует о ней. В «Пире во время чумы» песни Мэри и Вальсингама на чумном пиру объединяет скорбь не только по умершим близким, но и чувство вины перед ними. Герои лирически погружены в свое греховное прошлое.


Это прошлое, которое имеет исторический характер. Очевидна сквозная преемственность обстоятельств трех «исторических» трагедий цикла. Герой каждой эпохи - носитель фундаментальной, по Пушкину, для нее страсти (к золоту, к женщине, к музыке). Но смысл этой страсти - в повторении прежней трагедии в новой форме.


Барон, созерцая накопленное им золото, воображает и переживает заново все грехи и страдания, совершенные и перенесенные из-за золота, от начала времен. Мечта Барона приходить после смерти в подвал «сторожевою тенью» и охранять от сына свое достояние сбывается в «Каменном госте»: посмертным приходом Командора; причем приглашает статую сам Гуан.


Гуану доступны наслаждения, о которых мечтал Альбер. Любовный путь Гуана ведет его к вызову на новый поединок убитого некогда Командора.


Моцарт лирически повторяет в музыке трагедию Гуана -«импровизатора любовной песни», осуществляя родство любви и «мелодии», заявленное в «Каменном госте».


Любовь становится памятью об эпохе золота, музыка - памятью об эпохе любви. В каждой трагедии неизбежный поступок по прошествии времени столь же неизбежно становится «символом» прошлого.


Мотив может пониматься в литературоведении в двух взаимосвязанных значениях.


Во-первых, мотив это устойчивое устремление человека (любовь, воля к власти, стремление к противоборству, страх смерти и др.); типическое обстоятельство, с которым он сталкивается в процессе достижения цели; типическая эмоциональная реакция на это обстоятельство; типичное поведение под влиянием этой эмоции. Мотив - исходный момент художественного творчества, совокупность идей и чувств поэта, ищущих доступного воззрению оформления, определяющих выбор самого материала поэтического произведения, и - благодаря единству выразившегося в них индивидуального или национального духа - повторяющихся в произведениях одного поэта, одной эпохи, одной нации и тем самым доступных выделению и анализу [4].


Во-вторых, мотив - литературный прием повествования об этих человеческих устремлениях и возникающих в связи с ними обстоятельствах. Мотив по-разному проявляется в прозе, лирике и драме. Однако эти проявления связаны между собой. В малой, лирической форме это, как правило, непосредственная и нераспространенная форма отражения чувства или желания. Проза распространяет действие лирического мотива во времени и пространстве и связывает его развитие с социальными и даже историческими обстоятельствами. Применительно к Пушкину, исследователи не раз рассматривали взаимосвязь лирического мотива «смиренного кладбища» со «Станционным смотрителем» или «Евгением Онегиным»; зимнего пути в «Бесах», «Метели» и «Капитанской дочке» и т. д.


Драматическое же развитие лирического мотива у Пушкина, прежде всего в «Маленьких трагедиях», рождается из осуществления диалектики души героя.


Здесь следует разграничить понятие мотива и темы. Если первый непосредственно выражает чувства, желания или состояния в определенной ситуации, то тема - сообщает определенные социальные, исторические вводные. Именно здесь суть трансформации лирических мотивов Пушкина в его «Маленьких трагедиях». В них мотивы алчности, любви, вдохновения и зависти введены в конкретные исторические ситуации и образуют необратимую причинно-следственную цепь, то есть лирические мотивы становятся темами.


Пушкин как поэт и как человек был сформирован русской дворянской культурой, которая во многом обобщила общеевропейскую культуру Нового времени. Драма проявляет причинно-следственные связи того, что синкретически слито в человеческом «я».


Основная тема «Скупого рыцаря», как и всех «маленьких трагедий» - психологическая: анализ человеческой души, человеческих «страстей», аффектов. Скупость-страсть к собиранию, накоплению денег и болезненное нежелание истратить из них хоть один грош - показана Пушкиным и в ее разрушительном действии на психику человека, скупца, и в ее влиянии на семейные отношения, трагически искажаемые, извращаемые ею, и, наконец, как результат, продукт определенной социально-исторической эпохи.


Тема власти в пушкинской лирике тесно связана и с темой свободы. Сперва Пушкин понимает под свободой исключительно свободу политическую, он стремится бороться с тиранической властью во всем мире. Если ранний Пушкин отразил в своей поэзии русский восторг и пафос новоевропейского синтеза, то после поражения восстания декабристов он увидел русскую дворянскую культуру носителем всего комплекса проблем послеантичной Европы.


В 1830-е годы культурная многослойность российской дворянской цивилизации получила в «Маленьких трагедиях» исходное значение трагического механизма европейской истории, предопределяющего для Пушкина трагизм русской дворянской культуры. Это обусловило национально-исторические значения причинно-следственной цепи лирических мотивов, в частности и воли к власти. При этом история национальной культуры становится для поэта формой личной и духовной автобиографии. Поэтому-то у Пушкина в начале 30-х годов сложилась классическая система лирической поэзии (на примере стихотворений «Моя родословная», «Румяный критик мой», «Герой»), где все личное, частно значимое, безоговорочно становилось национально значимым.


В «Каменном госте», где соединены мотивы юга, изгнания и бунта, обобщает не просто тему любви у Пушкина, а, так сказать, южной любви и во многом юга вообще.


Ахматова А.А., разбирая «Каменного гостя», высказывает глубокое предположение о том, что Пушкин как бы делит себя между Гуаном и Командором. Подоплеку этого «раздвоения» Ахматова связывает с предстоящим Пушкину браком [1].


Осповат Л.С., по-видимому, оправданно оценивает это раздвоение как историческое - ведь в лице Командора и Гуана поэт соотносит себя с двумя исторически противостоящими мирами [5].


Пушкинский Гуан каждую новую женщину любит по-новому, за то, что присуще именно ей: за жизнелюбие, скорбь, добродетель. И кроме того, он помнит о прошлых возлюбленных.


Как полагает Смирнов И.П., ключевые мотивы любовной лирики Пушкина, напрямую связанные с образом Гуана в «Каменном Госте», носят универсальный, вневременной характер. Это старение героя, предвидящего приближение смерти («Старик», «Счастлив, кто в страсти», «Опытность», «Я видел смерть»); власть мертвеца над живым («К молодой вдове»); смутное предчувствие некого зла («Месяц», «Желание»); воспоминание о другой любви («Дорида»); неопределенное томление, вторгающееся в любовное чувство («Когда б не смутное влеченье»); предпочтение тихой страсти перед бурной («Нет, я не дорожу»); отодвинутость наслаждения в прошлое либо в будущее; любовь, сопровождаемая воспоминанием о катастрофе, и пр. [7].


Преемственность лицейской и южной лирики отразилась в «Каменном госте».


Противоположные значения юга как преисподней и как обретенной вневременной гармонии, земного рая поэзии и любви, вместе рождают сложный мотив юга как места сладостного воскрешения горьких воспоминаний. Идеальная любовь всегда в прошлом и соотносится с раскаянием и ностальгией.


В «Моцарте и Сальери» переосмысляются различные типы поэтического отношения к действительности, воплощенные в лирике: шаловливое эхо одухотворенной природы и поэт-пророк, живущий в пустыне.


В первом качестве поэт, поэтически углубляясь в природу, углубляется и в прошлое, в котором прозревает свой ренессансный прообраз. А поэт-пророк рационалистически читает природу как свод божественных заповедей человеку. Поэтому его природа - пустыня. Разочаровавшись в людях как адресатах пророчеств, он замыкается на себе, подобно байроническому демону.


В трагедии разочаровавшийся пророк (Сальери) духовно наследует Барону и Командору и воплощает в музыку трагедию их ухода. В противостоянии Сальери и Моцарта обнаруживается противостояние двух смыслов земной жизни как арены поэзии. Первый - одухотворенный, включающий в себя людей и Бога. Второй - пустыня, отделенная от людей и приближающая к Богу (именно в пустыню уходили пророки, стремясь приблизиться к Богу).


«Моцарт и Сальери» объемлет, разумеется, не все аспекты пушкинской лирической темы поэта и поэзии, второй по объему после любовной лирики. Мы остановимся лишь на тех аспектах, которые программно отражены в трагедии.


Прежде всего, следует отметить взаимосвязь мотивов любви и поэтического творчества как условие выделения поэта из пиршественного круга. В цикле трагедий эта взаимосвязь преобразуется в преемственность судеб Гуана и Моцарта. Соответственно, И.П. Смирнов прослеживает продолжение этой взаимосвязи. Утрата поэтического дара равнозначна утрате мужской силы («Друг Дельвиг, мой названый брат», «Любовь одна - веселье жизни праздной», «Рифма, звучная подруга»).


Моцарт соотносим с тем типом поэта в лирике Пушкина, который физически соположен всему в природе и откликается на все в ней, как на звук «божественного глагола». Но не как пророк, а «как Аквилон». Отсюда двуединство «бога» и «гуляки праздного», повторяющееся в импровизаторе «Египетских ночей» и герое стихотворения «Поэт».


Поэзия как божественна игра, совмещает для Пушкина, как и для Моцарта, «низкие истины» и «возвышающий обман»: «Я сам обманываться рад», «В глубоком знаньи жизни нет», «Тьмы низких истин нам дороже», «Приправя горькой правдой ложь».


В то же время анализ других аспектов стихотворений «Поэт и толпа», «Поэту», «Ответ анониму» показывает, что просветительская основа скепсиса Сальери («Правды нет и выше») напрямую приводит к байронизму, лежащему в основе отрицания пророческой миссии поэта. «Погасло дневное светило» - переложение песни из «Чайльд-Гарольда» подобно стихотворениям «Мне вас не жаль, года весны моей» и «Раевскому». Именно отсюда мотив разочарования в народах («Свободы сеятель пустынный»), которое внушается демоном отрицания («Демон»).


Пир часто появляется в поэзии Пушкина. Тема пира - это тема дружбы. Друзья, объединенные в веселый круг за праздничным столом, для Пушкина символ братства, соединяющего людей («Вакхическая песня»).


Таким образом, «Маленькие трагедии» выступили не итогом, а узловым пунктом развития ключевых тем лирики Пушкина: воли к власти 538


над бытием; любви; творчества; пира. В драмах эти темы составляют основное содержание эпох новоевропейской истории: соответственно, Средневековья, Ренессанса и Просвещения. Пир выступает сквозным символом трех эпох.


Список литературы


1. Ахматова А.А. О Пушкине. Заметки и статьи. - Ленинград: Советский писатель. Ленинградское отделение, 1977. - 279 с.


2. Белый А.А. Скупой рыцарь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://pushkin.niv.ru/pushkin/articles/belyj/skupoj-rycar.htm.


3. Кузьмина А.Г. Лиризм «Маленьких трагедий» А. С. // Русская поэзия XIX в. и ее отношения с прозой. Межвузовский сборник научных трудов. - 1990. - С. 26.


4. Луначарский А.В. Литературная энциклопедия. Т. 7 [Электронный ресурс]. - Москва: ОГИЗ РСФСР, гос. словарно-энцикл. изд-во «Советская Энциклопедия», 1934. - Режим доступа: http://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/le7/le7-5181.htm.


5. Осповат JI.C. Каменный гость как опыт диалогизации творческого сознания // Пушкин. Исследования и материалы.- 1995. - том XV. - С. 25-26.


6. Пушкин А.С. Маленькие трагедии. - Москва: Фортуна ЭЛ, 2008. - 120 с.


7. Смирнов И.П. Стиходиахронологика. Психоистория русской литературы от романтизма до наших дней. - Москва: Новое литературное обозрение, 1994. - 351 с.


Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://unid.bsu.edu.ru


Дата добавления: 07.09.2013



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Проблемы автомобилестроения
Реферат Проектирование тягача лесной промышленности
Реферат 3 анализ психолого-педагогической литературы по проблеме интеллектуальной готовности детей дошкольного возраста к школе
Реферат Схема разработки и оценки продуктовой инновации Типы маркетинговых систем распределения
Реферат Договор подряда и отдельные его виды
Реферат Маркетинговая концепция управления предприятием
Реферат Схема разработки нового товара
Реферат Проект создания компании-оператора ООО "Трансмет"
Реферат Проектування дільничної станції
Реферат Проект салона автосервиса
Реферат Harrison Ainsworth Rookwood And Jack Sheppard Essay
Реферат Проектування стрілочного переводу
Реферат Проектирование автотранспортного предприятия по техническому обслуживанию автомобилей
Реферат Проектирование и обустройство многоуровневой дорожной развязки
Реферат Правила заполнения пассажирских авиационных билетов