Выявленные межгрупповые различия свидетельствуют о том, что одни и те же средовые условия юноши и девушки с разной ценностной ориентацией (гуманитарной и негуманитарной) воспринимают различным образом. Как видим, гуманитарно-ориентированные представители вузовской молодежи более высоко оценивают реализуемость базисных ценностей в городской среде Томска, считая, что она потенциально может способствовать их реализации в выбранной профессии, построению своей карьеры, достижению поставленных целей, проявлению оригинальности и достижению значимой позиции в обществе (достижению власти), нахождению смысла жизни и созданию семьи. В этой связи можно предположить, что гуманитариям в большей степени свойственно более оптимистичное (может быть, даже более иллюзорное) восприятие г. Томска. Возможно, это связано с особенностями гуманитарно-ориентированного мышления и с их профессионально-важными качествами. Действительно, представителям гуманитарных профессий традиционно приписывают образное мышление, позитивное восприятие ситуаций, чувствительность и эмоциональность. Мы предполагаем, что более низкие оценки по шкалам методики РБЦ в выборке магистрантов и аспирантов, обучающихся на специальностях негуманитарного профиля, связаны с их более выраженной реалистичностью и прагматичностью. Такие особенности начинающих специалистов, по нашему мнению, могут накладывать отпечаток на восприятие города, в котором они обучаются.
С другой стороны, выявленные межгрупповые различия относительно восприятия городской среды Томска могут указывать на то, что в данном городе благоприятные социально-экономические условия исторически сформировались именно для профессионального и личностного развития гуманитарно-ориентированных людей. На это указывает и официальная статистика, свидетельствующая о том, что в г. Томске имеется большое количество рабочих мест в сфере образования и здравоохранения, небольшое количество промышленных производств, много праздничных агентств и средств массовой коммуникации, развита сфера услуг и торговли (см. официальный сайт администрации: http://tomsk.gov.ru/).
Интересно отметить, что при наличии достоверных различий между двумя анализируемыми выборками относительно оценки реализуемости базисных ценностей в Томске, выборки значимо не различались по показателям опросников «Самоорганизация деятельности» и «Якоря карьеры». То есть представителям вузовской молодежи, обучающейся по специальностям гуманитарного и негуманитарного профилей, в равной степени свойственны целеустремленность и склонность к планированию деятельности, ориентация на настоящее, ценностные ориентации на «служение людям», «вызов», «предпринимательство» и «свободу».
Тем не менее изучаемые нами выборки характеризуются специфичностью, на что указывают результаты корреляционного анализа, проведенного отдельно для каждой из них. Так, были выявлены значимые связи между шкалами ОСД и шкалами методики РБЦ в выборке негуманитариев (n = 85). При этом установлено, что чем выше у молодых людей склонность детально планировать собственную деятельность, тем в большей степени они склонны считать, что в г. Томске можно быть здоровым (r = 0,351; p = 0,001) и свободным (r = = 0,289; p = 0,007), можно самоутвердиться (r = 0,299; p = 0,005) и быть примером для других людей (r = 0,480; p = 0,000), можно найти смысл своей жизни (r = 0,372; p = 0,000) и быть справедливым (r = 0,339; p = 0,002). Чем сильнее выражена склонность к планированию и направленность на результат у молодых людей, обучающихся по специальностям негуманитарного профиля, тем они позитивнее оценивают возможности г. Томска относительно реализуемости базисных ценностей. Это может означать, что реализуемость этих ценностей в большей мере зависит от самого человека, от его мотивации, желаний и личностных особенностей, чем от объективных условий города, в котором он проживает.
В пользу этого также указывают обнаруженные корреляции шкал «наличие целей» и «настойчивость» опросника ОСД и шкал методики РБЦ. Например, чем выше показатель «наличие целей» у негуманитарноориентированных юношей и девушек, тем в большей степени им свойственно воспринимать г. Томск как место, в котором можно быть здоровым (r = 0,279; p = 0,010) и материально обеспеченным (r = 0,290; p = 0,007), достичь успехов в профессии (r = 0,292; p = = 0,007), быть справедливым (r = 0,473; p = 0,000), построить карьеру (r = 0,359; p = 0,001) и завести семью (r = 0,356; p = 0,001), добиться уважения (r = 0,362; p = 0,001) и любви (r = 0,393; p = 0,000), чувствовать себя в безопасности (r = 0,272; p = 0,012), найти смысл жизни (r = 0,350; p = 0,001) и достичь собственных целей (r = 0,442; p = 0,000), иметь власть (r = 0,317; p = 0,003), самоутвердиться (r = 0,292; p = 0,007) и быть примером для других (r = 0,388; p = 0,000).
Чем сильнее в группе негуманитариев была выражена настойчивость в достижении целей, тем в большей степени они были убеждены в том, что г. Томск является благоприятным местом, в котором можно получить знания (r = 0,310; p = 0,004), самоутвердиться (r = 0,312; p = 0,004), найти смысл своей жизни (r = = 0,397; p = 0,000) и жить полной жизнью (r = 0,230; p = = 0,005). Вместе с тем необходимо отметить, что у показателя «настойчивость», в отличие от показателя «наличие целей», нет значимых связей со шкалами «достичь успехов в профессии» и «достичь успехов в карьере». По-видимому, такие личностные особенности, как «настойчивость» и «наличие целей», могут обусловливать у вузовской молодежи, обучающейся по специальностям негуманитарного профиля, специфическую чувствительность к средовым условиям.
Важно отметить, что в выборке гуманитариев в ходе анализа были обнаружены значимые, но слабые корреляции между шкалами опросника ОСД и шкалами методики РБЦ.
Та же закономерность проявлялась при анализе связей между шкалами опросника «Якоря карьеры» и шкалами методики РБЦ. Так, в выборке негуманитари- ев чем сильнее была выражена ориентация на «служение», тем в большей степени юноши и девушки были убеждены, что в г. Томске имеются условия для того, чтобы быть здоровыми (r = 0,390; p = 0,000), материально обеспеченными (r = 0,308; p = 0,004), иметь благополучную семью (r = 0,272; p = 0,012), любить и быть любимыми (r = 0,311; p = 0,004), достичь успехов в карьере (r = 0,318; p = 0,003), достичь успехов в профессии (r = 0,296; p = 0,006), чувствовать себя в безопасности (r = 0,334; p = 0,002), достичь значимых целей (r = 0,323; p = 0,003), самоутвердиться (r = 0,299; p = 0,005), стать примером для других (r = 0,314; p = 0,003), иметь власть (r = 0,335; p = 0,002), быть справедливыми (r = 0,410; p = 0,000). Можно сказать, что молодые люди, обучающиеся по дисциплинам негуманитарного профиля, ориентированные на служение людям и оказание помощи им, склонны воспринимать Томск более оптимистично и более высоко оценивать его потенциал для личностного развития.
Молодые люди, обучающиеся по дисциплинам негуманитарного профиля и ценностно-ориентированные на «вызов», сильнее убеждены в том, что Томск может обеспечить возможность быть справедливым (r = 0,286;
p = 0,008) и быть примером для других (г = 0,302; p = = 0,005).
Интересные корреляции в выборке негуманитариев были выявлены при анализе ценностных ориентаций на «свободу для» и «свободу от». Так, для юношей и девушек, которым более свойственна ориентация на «свободу для», более характерно оценивать Томск как место, в котором можно иметь власть (г = 0,361; p = = 0,001), ставить и достигать желаемые цели (г = 0,365; p = 0,001). Напротив, юноши и девушки, которые более ориентированы на «свободу от», отличались тем, что оценивали г. Томск как место, в котором можно иметь благополучную семью (г = 0,339; p = 0,002) и быть справедливыми (г = 0,287; p = 0,008).
В отличие от этого, в выборке юношей и девушек, обучающихся специальностям гуманитарного профиля, наблюдались лишь немногочисленные «слабые» корреляции между шкалами опросника «Якоря карьеры» и шкалами методики РБЦ.
Проведенное исследование с участием магистрантов и аспирантов томских вузов свидетельствует в пользу того, что молодые люди, обучающиеся на факультетах гуманитарного профиля, более позитивно, возможно, даже идеалистически оценивают реализуемость базисных ценностей в городской среде Томска и, следовательно, по нашему мнению, более высоко оценивают потенциал этой среды как условие их личностного развития. Возможно, это обусловлено их гуманитарно-ориентированным стилем мышления с присущим ему более оптимистичным эмоциональным восприятием окружающего мира.
Вместе с тем молодые люди, обучающиеся на факультетах негуманитарного профиля и ценностноориентированные на «служение людям», также более позитивно воспринимают потенциал г. Томска. Наш опыт использования опросника «Якоря карьеры» указывает на то, что ценностная ориентация на «служение людям» более характерна для лиц с гуманитарным стилем мышления. В связи с этим можно предположить, что в случае если у магистрантов и аспирантов, обучающихся по специальностям негуманитарного профиля, в мышлении представлена гуманитарная составляющая, то они более склонны положительно оценивать городскую среду Томска.
Такое предположение с учетом выявленных фактов, в свою очередь, позволяет сформулировать гипотезу о том, что социокультурная среда г. Томска в большей степени может соответствовать гуманитарно-ориентированным личностям. Возможно, что именно это соответствие лежит в основе того, что в выборке вузовской молодежи, обучающейся по специальностям гуманитарного профиля, отсутствуют значимые корреляции между реализуемостью базисных ценностей, с одной стороны, и склонностью к планированию, наличием целей, настойчивостью в их достижении и ценностными ориентациями - с другой. Другими словами, у гуманитариев, высоко оценивающих потенциал городской среды Томска, субъективное восприятие и оценка этого потенциала лишь в малой степени зависят от их личностных особенностей.
Напротив, личностные особенности вузовской молодежи, обучающейся по специальностям негуманитарного профиля, как показывают полученные нами результаты, могут существенно влиять на восприятие и оценку реализуемости базисных ценностей и, следовательно, оценку потенциала социокультурной среды г. Томска. При этом чем более у них выражены склонность к планированию, наличие целей и высокая настойчивость в их достижении, тем более позитивным представляется Томск с точки зрения возможности профессионального и карьерного роста, самоутверждения и нахождения смысла жизни.
Если наши предположения и интерпретации выявленных фактов верны, то в условиях г. Томска для продуктивного профессионального и карьерного роста вузовской молодежи, которая обучается негуманитарным специальностям и от которой в большей степени, чем от гуманитариев, зависит становление в России инновационной экономики, необходимо создать комплекс условий для развития их целеустремленности, склонности к планированию и ценностных ориентаций на «свободу для» и «вызов». Для того чтобы эти важные личностные особенности опережающе развивались у молодежи, следует, очевидно, трансформировать и городскую среду Томска как образовательного и инновационного центра в Сибири. Подобная трансформация может обеспечить привлекательность города для предприимчивых юношей и девушек, нацеленных на реализацию себя в науке и в современной экономике.
Список литературы
Глазычев В.Л. Урбанистика. М. : Европа, 2008. 220 с.
Лэндри Ч. Креативный город. М. : Классика-ХХ1, 2011. 99 с.
Миграция в зеркале стран СНГ (молодежный ракурс) / под ред. И. Молодиковой. М., 2006. 275 с.
ЗайнетдиноваМ.Р. Миграция молодежи как одна из основных социально-экономических проблем малых городов. URL: http://lfostu.ucoz.ru
Богомаз С.А., Мацута В.В. Субъективная оценка реализуемости базисных ценностей в городской среде // Сибирский психологический журнал. 2012. № 46.
Мандрикова Е.Ю. Опросник самоорганизации деятельности. М. : Смысл, 2007.
Богомаз С.А. Модификация опросника «Якоря карьеры»: ценностная ориентация на инновационную и предпринимательскую деятельность //
Сибирский психологический журнал. 2012. № 44. С. 101-109.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://journals.tsu.ru
Дата добавления: 27.12.2013
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |