Реферат по предмету "Разное"


«Псковская областная библиотека для детей и юношества им. В. А. Каверина» псковская областная библиотека для детей и юношества им. В. А

Государственное учреждение культуры«Псковская областная библиотека для детей и юношества им. В.А. Каверина» http://www.kaverin.ru ПСКОВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ БИБЛИОТЕКА ДЛЯ ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА им. В.А. КАВЕРИНАВ.А. БородинаТЕХНОЛОГИЯ СОЗИДАЮЩЕГО ЧТЕНИЯМатериалы к творческой лабораториифорума специалистов библиотек России, обслуживающих детей и юношество,"451 градус по Фаренгейту": взгляд из XXI векаЦель библиотечной работы –всегда и везде служить возвышению читателей.Н.А. Рубакин.Псков 2009ББК 78.303 …..Б 83^ Бородина В.А.Технология созидающего чтения: Материалы к творческой лаборатории форума специалистов библиотек России, обслуживающих детей и юношество, «451 градус по Фаренгейту»: взгляд из XXI века / Псковская обл. б-ка для детей и юношества им. В.А. Каверина. – Псков, 2009. – 36 с.СОДЕРЖАНИЕЕсли не мы, то кто же? ………………………………………………………………………….…. 3Основное содержание технологии созидающего чтения …………………………….……….… 4Диагностика – перезагрузка сознания ………………………………………………………..…... 9Выявление читательских установок на художественную литературу …………………..….… 10Оценка читательских знаний и умений ……………………………………………..…….……. 11Алгоритм определения продуктивности чтения ……………………………………..………… 13Как «текст в себе» преобразовать в «текст для себя» и создать «текст от себя»? Тексты для чтения …………………………….………….…….. 15Алгоритм смыслового восприятия текста (АСВТ) ………………………………….………… 16Методика анализа художественного текста (МАХТ) ……………………………….………… 17Анализ текста по АСВТ (по структуре суждений) …………………………………………… 18Анализ художественного текста по МАХТ ……………………………………………………. 19Валентин Берестов «СКАЗКА»: Пример работы со сказкой в стихах для младшего школьного возраста ……………………………………….………. 20Примеры разных упражнений, используемых в технологии созидающего чтения …………. 22Слова, близкие по значению …………………………………………………………………. 25Слова, противоположные по значению ………………………………..……………………. 26 Ключевые слова в поэзии ………………………………………………………….….…………………… 26 Сказкодидактика ………………………………………………………….…..………………… 26Интеллектуальный водоворот …………………………………………….…………………… 27Расширение проблемно-тематического пространства по теме «грамотность и чтение как ценность» ….…………….. 29 Лингвистические игры …………………………………………………………………………. 32Рефлексия. Читательская социометрия …………………..…………………………….…….…. 33Сравнительный анализ восприятия информации в книжной и компьютерной формах ……. 34Принципы обучения созидающему (акмеологическому) чтению …………………………… 35 Список публикаций Бородиной В.А. к творческой лаборатории ……………………….…… 36© В.А. Бородина © Псковская обл. б-ка для детей и юношества им. В.А. Каверина Причины кризиса в чтении. Вызовы для библиотек по читательскому развитию. Пути решения. Требования к библиотекарю. «Если Вы хотите, чтобы книги, отпускаемые из ваших библиотек, не только брались и возвращались, но действительно читались, понимались, оценивались и оказывали культурное воздействие на читателя, Вы должны хорошо понимать психический механизм чтения» (А.П. Нечаев, 1922).Если не мы, то кто же?Чтение нуждается в защите Защищать чтение можно по-разному. Наиболее эффективный способ – использование инновационных технологий чтения. Одна из них – технология созидающего чтения акмеологического типа. Чтение как труд и творчество – это созидание. В результате обеспечивается читательский и личностный рост; реализуется концепция трёх «Д» в круге чтения: для дела, досуга и души. Создаются (созидаются) новые информационно-психологические продукты в ходе учебно-образовательной деятельности (рефераты, доклады, сочинения, курсовые работы, дипломы, проекты). Любая научная работа – это созидающее чтение. Чтение в жизнедеятельности в современных условиях играет колоссальную роль, обеспечивая информационно-психологическую безопасность человека, живущего в условиях жесточайшей конкуренции выбора конструктивных социально-экономических и психолого-педагогических коммуникаций. Никакие информационные технологии не спасут человека, если он не овладеет высоким уровнем восприятия информации, её осмыслением, пониманием, применением в жизнедеятельностных целях. И, конечно, неисчерпаемые ресурсы созидания себя как нравственной, интеллигентной личности заключены в чтении художественной литературы (отечественной и зарубежной).Технология созидающего чтения - школа личностного роста и инвестиций в человеческий капитал.Некоторые принципы читательского развития Принцип единства читателя как личности и субъекта деятельности в диалоге с другим субъектом: «Я читатель, я интересуюсь, понимаю, соглашаюсь, усваиваю, эмоционально реагирую. Все это происходит в моем головном мозгу, в моем сознании, во мне, как в субъекте поведения. Но в то же время я воспринимаю от другого человека, он мне передает, и в этом состоит социальная сторона чтения, которая налагает особый социальный отпечаток и на все мои индивидуальные процессы интереса, понимания и пр.» (С.Л. Вальдгард, 1931). Принцип психологической квалификации читателя «… если при чтении у меня отсутствует воля к тому, чтобы, напрягая внимание, соучаствовать и сопереживать, то я плохой читатель… плохим чтением я причиняю несправедливость прежде всего самому себе. Я трачу время на что-то, не имеющее ценности, употребляю силу зрения и внимания на вещи, которые для меня вовсе не важны и которые я уже заранее готов вскоре забыть, я утомляю свой мозг впечатлениями, которые для меня бесполезны и которые я не способен переваривать» (Г. Гессе, 1911). Принцип личностного постижения «текста в себе» к «смыслам для себя». «^ Чтение – осмысленное понимание письма» (А. Трошин, 1900). Принцип библиотерапевтической ценности чтения:«Как Мишутку ни шпыняли,А он знай себе читал.^ И за книжкой все печали,Колотушки забывал» Другие принципы: востребованность, включенность, воспроизводимость, вариативность, валеологичность. Всякое чтение — акт противостояния. Противостояния чему? Всем обстоятельствам. Всем. Социальным. Профессиональным. Психологическим. Сердечным. Климатическим. Семейным. Бытовым. Коллективным. Патологическим. Денежным. Идеологическим. Культурным. Или самокопательным. Хорошо поставленное чтение спасает нас от всего, в том числе от самих себя. И в довершение всего, мы читаем против смерти (Пеннак Д.) Сравним это с концепцией читателя Н.А. Рубакина о Читателе как факте юридическом, экономическом, социальном, историческом, географическом, анатомическом и физиологическом, химическом и физическом, психологическом и космическом, но вместе с тем факте едином и нераздельном. В итоге: принцип системности и целостности в многообразии читательской социализации.^ Основное содержание технологии созидающего чтенияДиагностика и самодиагностика читательского развития. 1. Цели и задачи диагностики и самодиагностики читательского развития. 2. Актуализация знаний по теме «чтение»: а) в любой форме дать понимание «что такое чтение», закончив фразу: «чтение – это… б) запись любых слов, относящихся к явлению «чтение»; в) запись прилагательных к существительному «чтение»; г) запись наречий к глаголу «читать». 3. Самооценка читательских знаний, умений, навыков: а) словесная рефлексия достоинств и недостатков в чтении; б) ауторейтинг по анкете; в) читательские характеристики в свободной форме; 4. Определений продуктивности чтения текстов отраслевой тематики: а) чтение и воспроизведение содержания текста в форме письменного пересказа; б) чтение и письменные ответы на вопросы к тексту; в) выявление степени знакомства с терминологией текста. 5. Изучение особенностей кратковременного запоминания отдельных слов общеупотребительного характера и цитат (афоризмов, пословиц, поговорок) на тему «чтение». 6. Проверка гибкости при сплошном чтении вслух и молча: а) вслух: проверка скорости и выразительности чтения в медленном темпе и быстром; б) молча: проверка скорости чтения и усвоения содержания в медленном и быстром темпе. 7. Определение внимательности и объема восприятия: а) выбор заданной информации (букв, слов, и. др.); б) определение горизонтального поля чтения; в) определение вертикального поля чтения. 8. Изучение особенностей восприятия художественной литературы: а) определение скорости чтения; б) выявление степени адекватности восприятия художественного текста: в) узнавание автора художественного текста; г) формулировка чувств, мыслей и образов, возникающих в процессе чтения; д) формулировка основных идей произведения; е) определение художественной формы произведения, ее особенностей; ж) выявление знания значимых слов в тексте; з) рефлексия в целом художественного текста. 9. Выявление способностей смыслового прогнозирования: а) на пропущенных буквах, слогах в словах; б) на пропущенных словах в предложениях; в) на пропущенных абзацах в тексте. 10. Самодиагностика круга чтения: а) воспроизведение круга чтения для дела; б) воспроизведение круга чтения для досуга; в) воспроизведение круга чтения для души. Подведение итогов самодиагностики. Оформление их в карте самооценки читательского развития личности.^ Методика анализа текстов отраслевой тематики. 1. Цели и задачи формирования умений анализировать текст по структуре суждений. 2. Ознакомление со структурой и содержанием алгоритма смыслового восприятия текста (АСВТ). 3. Освоение этапов смыслового анализа текста: а) выбор ключевых слов; б) выявление мыслей в абзацах; в) присвоение статуса мыслям абзацев; г) построение содержательной модели текста. 4. Развитие лексики: а) расшифровка заданных слов; б) запись слов на определенную тему. 5. Развитие смыслового прогнозирования: а) справочно-ориентировочное чтение; б) прогнозирование содержания по названию. 6. Тренировка внимания: буквенные таблицы и гимнастика для глаз (прямая и слаломная). 7. Подведение итогов занятия.Методика анализа художественных текстов. 1. Цели и задачи формирования умений анализировать художественный текст. 2. Самотестирование – выявление системы установок на чтение художественной литературы. 3. Освоение этапов анализа художественного текста: а) первичное чтение и особенности целостного восприятия; б) «послойный» анализ содержания и формы; в) модель восприятия; г) методика «ЧМО»: чувства, мысли, образы. Д) индивидуальный художественный стиль автора. 4. Развитие лексики: а) запись слов на литературоведческие темы; б) воспроизведение круга чтения художественной литературы. 5. Развитие смыслового прогнозирования: справочно-ориентировочное чтение. 6. Тренировка внимания: буквенные таблицы и гимнастика для глаз. 7. Подведение итогов занятия.Приемы психофизиологической коррекции восприятия текста. Цели и задачи психофизиологической коррекции восприятия текста. Повышение эффективности взаимодействия зрительного, речеслухового и речедвигательного анализаторов на основе смысловой догадки. 1. Коррекция зрительного восприятия текста: а) гимнастика для глаз: прямая и слаломная; б) чтение текстов с шаблонами; в) чтение текстов-колонок; г) слаломное чтение; д) чтение в режиме «медленно - быстро»; е) чтение разрезанных текстов; ж) ручной пейсер». Тренировка памяти: отороченное воспроизведение (вспомнить и записать: «алгоритм определения продуктивности чтения»; художественные средства того текста, который читался на предыдущем занятии). Анализ текста отраслевой тематики. Развитие лексики: работа со словами: синонимами, антонимами, омонимами, паронимами. Развитие смыслового прогнозирования: дать определения терминам «абонемент, аннотация, классификация, компьютер». Подведение итогов занятия.Способы смыслового свертывания текста. 1. Цели и задачи формирования умений смыслового свертывания. Повышение эффективности понимания и запоминания содержания текстов. 2. Воспроизведение ранее известных способов смыслового свертывания содержания текста. 3. Смысловое свертывание как основа организации запоминания информации. Смысловое свертывание как представление информации в разных семиотических системах. 4. Основные способы смыслового свертывания: а) структурирование текста; б) выделение формальных и содержательных признаков в тексте; в) выбор ключевых слов; г) формулировка доминантных слов; д) выявление суждений в тексте; е) план содержания текста; ж) мнемотехнические приемы; з) образность восприятия, образное представление текстов; и) интегрирование содержания разных текстов; к) политекст и его построение. 5. Чтение и анализ текста художественной тематики. 6. Отсроченное воспроизведение. 7.Зрительная коррекция: гимнастика для глаз и слаломное чтение. 8. Развитие лексики: дать определения терминам (например, таким: жанр, фабула, омонимы, паронимы); сочинение по заданным словам. 9. Подведение итогов занятия.Методика развития смыслового прогнозирования. 1. Цели и задачи формирования умений смыслового прогнозирования. Рационализация поиска информации и повышение продуктивности выборочного чтения. 2. Система приемов смыслового прогнозирования на одном тексте: а) справочно-ориентировочное чтение; б) ознакомительно-просмотровое; в) чтение-поиск; г) слова – ориентиры; д) доминантные слова; е) аннотации и рефераты; ж) иллюстративный материал. 3. Упражнения по развитию смыслового прогнозирования: а) чтение с пропуском слогов, слов, предложений, абзацев; б) восстановление разрушенных текстов; в) поиск смысловых «скважин» в тексте. 4. Анализ текста отраслевой тематики с отработкой приемов смыслового свертывания и смыслового развертывания. 5. Развитие внимания и ассоциативного мышления: а) текст и подтекст; б) «круги внимания» и расширение смыслового пространства (полей), читаемого; в) принципы «слоев», «матрешки» и «капусты»; г) «спираль» эмоций; д) систематизация образной и словесной информации по эвристическому принципу. 6. Зрительная коррекция: слаломная гимнастика и слаломное чтение. 7. Смысловое развертывание: а) по термину (дать определение самостоятельно или найти в словаре); б) раскрытие обобщенного термина- категории через другие термины-понятия; по тезаурусной модели текста; в) по плану к тексту; г) по главным, основным и дополнительным мыслям сконструировать текст (из иерархической структуры в линейную); д) по графической структуре в текстовую. 8. Текстовая триада: текст, контекст, подтекст. 9. Подведение итогов занятия.Рационализация запоминания. 1. Цели и задачи формирования рациональных основ запоминания. Повышение эффективности запоминания и воспроизведения разнообразной информации. 2. Приемы интеграции в запоминании разной по характеру информации (словесно-логической, образной, эмоциональной, двигательной): а) одновременное восприятие слова и образа; б) перевод образа в слово; в) перевод слова в образ; г) чтение с представлением; д) чтение с изображением, рисованием прочитанного; е) ролевое чтение; ж) "маршрутное" чтение. 3. Использование закономерностей рационализации запоминания: а) учет информационной триады (мотивации запоминания, объема и характера информации, времени запоминания); б) принцип порционности в запоминании содержания текста (учет "магической семерки" и смысловой новизны); в) роль "кривой забывания" прочитанного; г) эффект "края" в запоминании; д) одновременное включение всех типов памяти в процесс чтения с опорой в запоминании на ведущий тип памяти; е) приемы рациональной интеграции запоминания: непроизвольного и произвольного, смыслового и механического; ж) принципы взаимосвязи памяти и мышления, памяти и внимания. 4. Чтение и анализ художественного текста. 5. Тренировка внимания и памяти: чтение двух книг одновременно. 6. Увеличение вертикального поля чтения: на таблицах, ромбах. 7. Смысловое прогнозирование: восстановление разрушенных текстов. 8. Развитие лексики: сочинение по заданным словам. 9. Подведение итогов занятия.Активизация общеобразовательной и профессиональной лексики. 1. Цели и задачи овладения системой приемов активизации лексики. Освоение методики непрерывного пополнения словарного запаса, совершенствование его структуры и содержания, увеличение объема. 2. Развитие лексики посредством словесно-дидактических игр; а) составление слов по алгоритмам; б) составление "рассыпанных" пословиц; в) составление "разрушенных" пословиц; г) систематизация слов по предложенным признакам; д) поиск принципов классификации набора слов; е) сочинение по заданным словам; ж) сочинение по картинкам в разных жанрах на альтернативной основе; з) поиск обобщающего слова к заданным словам. 3. "Ключевые" слова в поэзии. 4. Слаломное чтение и восстановление разрушенного текста. 5. Чтение и анализ текста отраслевой тематики. 6. Тренировка памяти и внимания: а) воспроизведение словесных ромбов, цитат; б) чтение трех книг одновременно; в) метод кольцевой почты терминов и рисунков. 7. Смысловое развертывание понятий. 8. Смысловое свертывание профессиональной лексики. 9. Подведение итогов занятия.Стратегия и тактика сплошного и выборочного чтения. 1. Цели и задачи овладения разными видами чтения. Совершенствование гибкости в восприятии текстов и повышение продуктивности чтения. 2. Анализ содержания текста при разных видах сплошного чтения: ознакомительного, изучающего, корректорского, редактирования, рецензирования. 3. Анализ содержания текста при разных видах выборочного чтения: справочно-ориентировочного, ознакомительно-просмотрового, поискового (чтение-поиск), повторно-просмотрового (чтение – пересмотр). 4. Развитие лексики: слово в художественном тексте. 5. Тренировка внимания и памяти: чтение двух книг с одновременным представлением. 6. Чтение газеты: соотношение сплошного и выборочного чтения. Рационализация чтения газеты. Опора на слова-ориентиры. 7. Подведение итогов занятия.Методика комплексного развития качеств личности в процессе чтения. 1. Особенности интеграции психофизиологических и психолого-педагогических механизмов читательской деятельности. Освоение интегративных способов работы с текстом и развитие психосемиотических способностей. 2. Анализ психологических новообразований в ходе интеллектуального тренинга по чтению. 3. Методика комплексной тренировки на газетах, журналах, книгах. 4. Чтение контрольного текста по отраслевой тематике. 5. Чтение контрольного текста художественной тематики. 6. Методика построения фактографической, концептографической и терминологической моделей текста. 7. Способы эмоционального и художественно-эстетического моделирования текста. 8. Интегративные психосемиотические модели текстов. 9. Подведение итогов занятия.Самоанализ и самооценка достигнутых результатов. 1. Воспроизведение словарного запаса по теме "чтение". 2. Запись слов к заданному: прилагательных к слову "чтение". 3. Ауторейтинг по анкете. 4. Методика свободно-словесной рефлексии читательских характеристик в заданном режиме. 5. Экспресс-сочинение на тему: "Что во мне изменилось как читателе". 6. Самоанализ достигнутых результатов, оформление их в карте. 7. Подведение итогов занятия.Методика саморазвития читателя. 1. Психолого-педагогические основы индивидуализации интеллектуального тренинга по чтению. 2. Закрепление методики самооценки, самоанализа читательского развития личности. 3. Овладение методикой самокоррекции читательского развития и самопрогнозирования ближайшего развития читателя. 4. Методика интенсификации тренировок по дальнейшему совершенствованию читательского развития. 5. Составление программы читательского саморазвития в системе вузовского образования. 6. Подведение итогов занятия.^ Диагностика – перезагрузка сознанияСам себе экспертИзучение мотивации чтения. Диагностические методы и процедуры Панорама мотивации может выявляться по заданным и свободно рефлексируемым мотивам. Построение терминологического поля мотивации осуществляется на основе оценки суждений по пятибалльной шкале.Чтение – это: образ жизни, ценность, творчество, труд, познание, культура, необходимость, радость, самоутверждение, удовольствие, спасение от одиночества, необходимость, модное занятие, развлечение, социализация. Этот перечень может быть продолжен самими читателями. Формы предъявления для опроса могут быть разные. Примеры: № Категория мотивации Балл оценки Примечание 1 2 3 4 5 1 Ценность 1 2 3 4 5 2 Творчество 1 2 3 4 5 3 Труд 1 2 3 4 5 4 Познание 1 2 3 4 5 5 Культура 1 2 3 4 5 6 Необходимость 1 2 3 4 5 7 Радость 1 2 3 4 5 8 Самоутверждение 1 2 3 4 5 12837465Выявление читательских установок на художественную литературу Каждое из предложенных ниже суждений следует оценить по шкале:1 - совершенно не согласен; 2 - пожалуй, не согласен; 3 -трудно сказать;4 - пожалуй, согласен; 5 - полностью согласен. № ^ В какой мере Вы согласны с тем,что по настоящему хорошо то произведение, которое ... Балл оценки 1 Совершенствует духовные качества 2 Дает возможность замкнуться в своем собственном мире 3 Позволяет проникнуть в незнакомую среду 4 Заставляет думать, вызывает интеллектуальное напряжение 5 Формирует мировоззрение 6 Помогает почувствовать себя равным среди начитанных 7 Служит источником информации 8 Заставляет глубже задуматься над жизнью 9 Позволяет сопереживать героям, почувствовать себя на их месте 10 Помогает развлечься 11 Является источником примеров и образцов подражания 12 Дает возможность отдохнуть 13 Позволяет наслаждаться совершенством произведения 14 Развивает мышление, фантазию 15 Открывает новое в уже знакомом 16 Помогает разобраться в своей душе, снимает противоречие с самим собой Обработка результатов проводится последовательно для каждого типа ожиданий (установки) на восприятие художественной литературы:^ 1- художественно-эстетическая направленность; 2 – нравственно-ориентационная;3 – познавательно-интеллектуальная (образовательная);4 – развлекательно-компенсаторная; 5 – престижная направленность.В таблицу вносятся результаты подсчета суммы баллов и среднего балла. Затем для всех пяти типов определяются места (начиная с первого) по наибольшему значению среднего балла. Тип Номера суждений Сумма баллов Средний балл Место 1 9, 13 2 1, 5, 11, 16 3 3, 4, 7, 8, 14, 15 4 2, 10, 12 5 6 Анализируется распределение мест пяти типов установок для каждого читателя.^ Оценка читательских знаний и умений Шкала оценки: 1 - очень плохо, 2 - плохо, 3 - удовлетворительно, 4 - хорошо, 5 - отлично,0 - затрудняюсь ответить (не знаю). №№ ^ В какой мере Вы умеете и способны: Оценка 1 2 3 1 2 3 4 56 789 10 11 12 1314 151617 18192021 2223 2425 26 2728 293031 32 33 34 35 36 373839404142434445 Осознавать потребности в чтенииПонимать мотивы чтенияОпределять цели и задачи чтенияВыбирать адекватно целям и задачам чтения текстыПланировать чтение разной литературы в соответствии с имеющимся бюджетом времениФормулировать тему и планировать поиск литературыОсуществлять поиск требуемой литературы:а) непосредственно в фонде открытого доступа библиотекиб) по каталогам и картотекамв) по информационным и библиографическим пособиямг) в электронных базах данных и сети интернетИспользовать и запоминать сведения:а) об автореб) о названиив) о выходных данныхг) из справочного аппарата книгиРассчитывать время па изучение конкретных текстовПодсчитывать скорость чтенияОпределять качество усвоения текстов отраслевой тематикиОпределять уровень восприятия художественных текстовВыбирать темп чтения и варьировать его в зависимости от целей чтения и характера текстаЧитать вслух выразительно, но достаточно быстроПрименять разнообразные виды сплошного чтения: ознакомительное, изучающее, критическое и т.д.Применять виды выборочного чтения: просмотр, поиск, пересмотрАнализировать тексты отраслевой тематики по разным методикам'Использовать приемы конкретизации и абстрагирования при восприятии содержания читаемогоОбобщать содержание нескольких текстов по определенной теме в одном тексте в форме обзораОпределять общий фон сообщений: стиль автора, форму подачи материала, жанр, характер текста и пр.Отмечать эмоциональное воздействие читаемого текстаВоспринимать и анализировать художественные тексты по разным методикамВыделять и обращать внимание на подтекст читаемого текстаОрганизовать внимание, умея одновременно распределять его, переключать и сосредоточиватьсяПредставлять мысленно в образах содержание текстаУчитывать и использовать индивидуальные особенности своей памятиСледовать основным закономерностям перевода информации из кратковременной памяти в долговременнуюИспользовать мнемотехнические приемы в запоминании прочитанногоРаботать над активным пополнением общего и специального словарного запасаОбращать внимание на иллюстративный материал текст: рисунки, схемы, графики, таблицы и т.д.Обращать внимание в процессе чтения на слова-ориентирыОсуществлять смысловое прогнозирование в процессе чтенияКритически оценивать прочитанноеДелать выписки из прочитанного текстаСоставлять планы к прочитанному текстуСоставлять тезисы к прочитанному текстуКонспектировать и представлять в наглядной форме содержание прочитанного текста: символами, схемами, рисунками и т.д.Составлять на книгу или статью: а) аннотацию б) реферат в) рецензию г) отзывСоставлять и вести картотеки: а) алфавитные б) систематические в) предметные г) фактографическиеИспользовать приемы систематизации и хранения собранных материалов в личном архивеИспользовать накопленный материал при подготовке:а) различных видов учебных заданий: уроков,б) сочинений, семинаров, экзаменовв) сообщений, выступлений и докладовг) обзоров, рефератов и рецензийд) научных и других видов печатных публикацийИспользовать прочитанное:а) в профессиональной деятельностиб) в общественнойв) в досуговойг) в семейно-бытовойд) в читательском общенииОценивать и анализировать воздействие содержания прочитанного текста на учебную, профессиональную, общественную, культурную и другие сферы своей деятельностиПрогнозировать и корректировать собственную читательскую деятельность и читательское общениеСформулируйте и оцените дополнительные сведения о своих читательских знаниях и умениях, не вошедших в этот перечень.Например: круг чтения по видам и типам литературы; тематика чтения; затраты времени на чтение за день, неделю, месяц; недостаток или обилие книг, журналов, газет для чтения; уровень своих знаний, умений и навыков по культуре чтения в целом и пр. ^ Содержание анкеты можно адаптировать в зависимости от уровня читательского развития социального субъекта.Алгоритм определения продуктивности чтения № ^ Содержание операции Обозначение и формула 1 Выбрать текст и подготовиться к чтению T 2 Заметить время начала чтения (включить секундомер) ПРОЧИТАТЬ ТЕКСТ (один раз) Заметить время окончания чтения (остановить секундомер)Определить ВРЕМЯ ЧТЕНИЯ и выразить его в мин. tнtкt = tк - tн 3 Определить степень усвоения содержан^ Тексты для чтения Загадка слова Из кн.: Воронцов В.В., Люфанов Л.Е. В сокровищнице земных недр. - М.-Л.: Наука, 1966. - С. 63.Известная человеку с незапамятных времен нефть в разных странах называлась по-разному. У славян она звалась ропанкой, или ропой, в древней Греции - петролеум, у китайцев - иги-иу. Хоть и различно звучание этих слов, смысл их один и тот же - горное масло, земляная или каменная смола. За границей прочно утвердилось греческое название нефти - петролеум, образованное двумя словами "петро" - камень, "олум" - масло. В России в обиход вошло другое название этой замечательной жидкости - нефть. Сейчас нет единого мнения о том, откуда оно произошло. С одной стороны, в арабском языке есть слово "нафта", что означает "вытекать", "просачиваться" и, возможно, именно здесь следует искать исторические корни названия, с другой - в древности существовал религиозный обряд "нафтарь", заключающийся в очищении верующих пламенем, при котором как ритуальную горючую жидкость использовали именно нефть. Вероятно, и "священную" жидкость стали называть сначала словом "нафтарь", а потом оно было несколько видоизменено и превратилось в "нефть". Так или иначе, несомненно одно - происхождение этого слова уходит корнями в глубокую древность, к тем отдаленным временам, когда человек впервые познакомился с этой необыкновенной жидкостью. С тех пор на протяжении тысячелетий люди познавали тайны нефти, секреты которой раскрыла наука последнего столетия.Объем текста – 210 слов^ О бренности (Масленичная тема для проповеди)Надворный советник Семен Петрович Подтыкин сел за стол, покрыл свою грудь салфеткой и, сгорая нетерпением, стал ожидать того момента, когда начнут подавать блины... Перед ним, как перед полководцем, осматривающим поле битвы, расстилалась целая картина... Посреди стола, вытянувшись во фронт, стояли стройные бутылки. Тут были три сорта водок, киевская наливка, шатолароз, рейнвейн и даже пузатый сосуд с произведением отцов бенедиктинцев. Вокруг напитков в художественном беспорядке теснились сельди с горчичным соусом, кильки, сметана, зернистая икра (3 руб. 40 коп. за фунт), свежая семга и проч. Подтыкин глядел на все это и жадно глотал слюнки... Глаза его подернулись маслом, лицо покривило сладострастьем... — Ну, можно ли так долго? — поморщился он, обращаясь к жене. — Скорее, Катя! Но вот наконец показалась кухарка с блинами... Семен Петрович, рискуя ожечь пальцы, схватил два верхних, самых горячих блина и аппетитно шлепнул их на свою тарелку. Блины были поджаристые, пористые, пухлые, как плечо купеческой дочки... Подтыкин приятно улыбнулся, икнул от восторга и облил их горячим маслом. Засим, как бы разжигая свой аппетит и наслаждаясь предвкушением, он медленно, с расстановкой обмазал их икрой. Места, на которые не попала икра, он облил сметаной... Оставалось теперь только есть, не правда ли? Но нет!.. Подтыкин взглянул на дела рук своих и не удовлетворился... Подумав немного, он положил на блины самый жирный кусок семги, кильку и сардинку, потом уж, млея и задыхаясь, свернул оба блина в трубку, с чувством выпил рюмку водки, крякнул, раскрыл рот... Но тут его хватил апоплексический ударОбъем текста 260 словАлгоритм смыслового восприятия текста (АСВТ) ^ 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧ ЧТЕНИЯ 2. ОРИЕНТИРОВОЧНОЕ ЧТЕНИЕ Автор НазваниеВыходные данные (Место, Издательство, Год, Объем)Аннотация. Оглавление. Предисловие. ^ 3. СМЫСЛОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ Этапы смыслового свертывания содержания текстаЧтение и выбор ключевых слов и словосочетаний. Выявление и формулирование мыслей в абзацах. Определение статуса (значимости, роли, места в тексте) мыслей. Построение модели текста.^ Главная мысль и цель сообщения (о чем говорится?)Основные мысли Дополнительные мыслираскрывают главную мысль уточняют основные мысли(что говорится?) (детали, примеры, факты)^ Особенности текста (логические, лингвистические, стилистические) ^ 4. ОЦЕНКА ПРОЧИТАННОГО Значимость (полезность, актуальность, новизна, интерес)Убедительность (логичность, аргументация, достоверность)Доступность (стиль, терминология, наглядность) Методики анализа текстов отраслевой тематики:по структуре суждений – ГОДМ (главная, основные, дополнительные мысли);концептографический;фактографический;подтекстовый (скрытый смысл);тезаурусный;графолингвистический.Методика анализа художественного текста (МАХТ) 1^ . ПОТРЕБНОСТИ, МОТИВЫ, УСТАНОВКИ, ИНТЕРЕСЫ, ЦЕЛИ 2. О Р И Е Н Т И Р О В О Ч Н О Е Ч Т Е Н И Е Автор – Название – Выходные данные;^ Аннотация – Предисловие – Послесловие.Чтение литературы об авторе,


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Интеграционные процессы в управлении
Реферат Интеллектуальная собственность 2
Реферат Антропология
Реферат Интернет сайт как объект авторского права
Реферат Институт делегированного законодательства в зарубежных странах
Реферат Инвестиции в человеческий капитал 2
Реферат Институт президенства в России
Реферат Инвестиционный договор теоретико-правовой аспект
Реферат Инвестиции и тенденции развития правового регулирования инвестиций
Реферат Институт собственности в римском праве
Реферат Индивидуальный предприниматель и упрощенная система налогообложения учета и отчетности
Реферат Институт заявлений предложений жалоб
Реферат Институт представительства в гражданском праве 2
Реферат Институт банковского кредита по российскому законодательству
Реферат Книгораспространение в Центральной части России и Приморском крае (сравнительный анализ)