Узнать стоимость написания работы
Оставьте заявку, и в течение 5 минут на почту вам станут поступать предложения!
Реферат

Реферат по предмету "Экономика"


Трудовая деятельность, сфера занятости и рынок труда

ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, СФЕРА ЗАНЯТОСТИ И РЫНОК ТРУДА

1.Что такое труд, каковы его основные особенности?
Вэкономической социологии исходным пунктом категориального анализа выступает самтруд как процесс, совершающийся во взаимодействии людей друг с другом и сприродой, в котором человек между собой и природой помещает специфический предмет— орудие труда. Социологическое исследование труда как специфического процессачеловеческой деятельности включает в себя выяснение его основных особенностей.Первой из них является всеобщность труда. Она предопределяется тем, что трудлежит в основе всех других общественных явлений и процессов, представляет собойнесущую социальную субстанцию, помимо и вне которой общество не может нивозникнуть, ни существовать, ни развиваться. Вторая особенность заключается втом, что труд представляет собой основную форму жизнедеятельности человека иобщества, исходное условие его существования, определяющее способ отношениячеловека к миру (к природе и обществу) и к другому человеку. Его важнейшаясоциоантропологическая функция выражается в том, что он исторически обусловил испособствовал выделению общества из природы, а человека — из животного мира.
2. Вчем состоит двойственный характер труда?
Экономико-социологическоеисследование трудовой деятельности приводит к установлению двойственногохарактера труда. С одной стороны, труд выступает как обмен веществ междуприродой и человеком. Основное предназначение этой стороны труда — воспроизводство человека как живого существа, которое, желая удовлетворитьпотребности в пище, одежде, жилище и т.п., использует средства труда и путем ихвоздействия на природу добывает себе хлеб, другие предметы питания, обретаетодежду, жилище и т.п. Эта сторона трудовой деятельности называется простымпроцессом труда. Однако в процессе трудовой деятельности люди вступают друг сдругом, а также с общественными условиями их существования — обычаями,традициями, государством и т.п. — в многогранные, подчас очень сложныеотношения. Эта сторона выступает как общественная определенность труда,детерминированная разделением труда в обществе и формами собственности,господствующими в нем, т.е. зависит от типа общества — рабовладельческого,феодального, индустриального и т.п.
3.Какова структура труда?
Трудкак сложный социальный процесс обладает определенной структурой. Ее основныекомпоненты таковы:
1.Предметы труда — это вещество природы, на которое человек воздействует припомощи средств труда. Например, земля есть предмет труда, а плуг или трактор,используемые в сельском хозяйстве, — это средства труда. Предметы трудаподразделяются на: а) сырье (необработайное вещество, например, каменныйуголь); б) полуфабрикат (частично обработанный материал); в) естественные(находимые человеком в самой природе, например, нефть); г) искусственные (неимеющиеся в природе, но изготавливаемые человеком, например, химическиеволокна).
2.Средства труда — вещь или совокупность вещей, которые человек помещает междусобой и предметом труда, чтобы получить в процессе трудовой деятельности нужныйему продукт. Сюда входят:
а)орудия труда (машины, станки, инструменты и т.п.);
б)всеобщие материальные условия труда (здания, сооружения, автомобили, железныедороги, средства связи и т.п.).
3.Продукт труда — это получившее окончательную обработку вещество природы,превращенное трудовой деятельностью в законченную вещь, будь то стул, стол,костюм, машина и т.п.

4.Что представляют собой содержание и характер труда?
Существенноезначение в социологии придается содержанию труда, которое представляет собойсовокупность определенных трудовых функций, обусловленных предметом исредствами труда, технологией производства, его организацией и мастерствомработников. Содержание труда воплощает в себе функции в трудовом процессе —исполнительские, управленческие, наблюдения, наладки оборудования, регистрации,контроля и т.д. Оно отражает особенности соединения работника со средствамипроизводства, определяемые уровнем развития производительных сил, главнымзвеном которых является человек, совершающий трудовую деятельность, ивзаимоотношения людей в трудовой деятельности.
Характертруда обусловливается целями общественного производства, господствующими вобществе отношениями собственности, свойственной ему социально-экономическойсистемой. В условиях рабовладельческой и феодальной социально-экономическихсистем труд носит принудительный характер, причем господствующим здесь являетсявнеэкономическое принуждение. В условиях индустриального обществакапиталистического типа труд приобретает юридически свободный характер, однакоэлементы принуждения здесь сохраняются, приобретая силу экономического давленияна работника. Дело в том, что работник, лишенный собственности на средствапроизводства, оказывается вынужденным продавать свою рабочую силу на рынкетруда, чтобы посредством участия в трудовой деятельности обеспечить себя и своюсемью необходимыми средствами существования. Таким образом, принуждение к трудусохраняется и в этом обществе, но оно приобретает иной, а именно —экономический характер, обеспечивающий экономически стимулируемый, ноюридически добровольный приток носителей и продавцов рабочей силы на рыноктруда.

5.Каковы основные функции труда?
Важноезначение в социологии имеет выяснение функций, выполняемых человеком в процессетруда, и функций самого труда как специфически человеческой деятельности.Основные функции труда таковы:
а) создаватьусловия и средства жизни человека;
б) развиватьчеловека как социальное существо, как личность;
в)приносить удовлетворение человеческой потребности в деятельности;
г) приноситьудовлетворение (неудовлетворение) общением в процессе труда с другими людьми.
6. Какиефункции выполняет человек в процессе труда?
1. Человекв процессе труда достигает его основную цель — создание определенного продуктатруда, а это в современном сложно дифференцированном и интегрированномпроизводстве предполагает распределение трудовых функций между станочниками,наладчиками, инженерами, менеджерами и т.п.
2. Впроцессе труда человек осуществляет простое обслуживание производственнойдеятельности — передвижение, транспортировку, перемещение средств, предметов ипродуктов труда, вспомогательные работы (уборку помещений, например).
3. Впроцессе труда осуществляется и сложное обслуживание производственнойдеятельности — ремонтные работы, наладка машин и механизмов и др.
4. Важнойфункцией является непосредственная организация трудовой деятельности на рабочихместах, которую осуществляет мастер цеха, начальник смены, руководительлаборатории и т.д.
5. Существенноезначение имеет управление трудовой деятельностью, которое осуществляютспециалисты экономической, юридической службы предприятия, отделов снабжения,маркетинга и др.
6.Важную роль выполняет разработка научных основ трудовой деятельности, которойпрофессионально занимаются специалисты в области эргономики, физиологии,психологии, социологии труда, менеджмента и т.п.
7.Важнейшей функцией, выполняемой в процессе трудовой деятельности, являетсяорганизация труда в системе производства. Она включает в себя: разделение труда(его специализацию), кооперацию труда (обеспечение функциональной взаимосвязиработников), распределение работ и осуществление контроля над ними, приведениев действие экономических рычагов, юридических норм и социальных санкций,обеспечивающих высокое качество и производительность труда, рационализациюсистемы и структуры управления трудовыми процессами, улучшение условий труда,проектирование и внедрение новых методов и приемов труда, подготовку,переподготовку и повышение квалификации кадров, служебные перемещения взависимости от компетентности работников, эффективности и качества их труда.
7.Что такое трудовая деятельность, от чего она зависит?
Какойбы аспект труда мы ни анализировали, основным его фактором и движущей силойвсегда была и остается трудовая деятельность человека, являющегося субъектомтрудового процесса. Трудовая деятельность представляет собой относительножестко фиксированный в социальном пространстве и времени целесообразный рядопераций и функций, осуществляемый людьми в целях создания материальных идуховных благ, служащих средствами жизнеобеспечения индивида, социальной группыи общества в целом.
Трудоваядеятельность зависит от: 1) личностных качеств субъекта труда (его ценностныхориентации, психологического типа личности, профессионально-квалификационногоуровня, социально-демографических характеристик — пола, возраста, семейногоположения и т.п.); 2) материально-технических условий труда (техническаяоснащенность, энерговооруженность, технологическая структура и т.п.); 3)совокупности трудовых операций, определяемых целью и содержанием трудовогопроцесса; 4) способа организационно-технологической и социально-экономическойсвязи субъекта труда со средствами труда и условиями их функционирования; 5)особенностей непосредственной социальной среды; 6) мотивации и стимулированиятруда; 7) организации труда; 8) отношения личности и общества к труду.
8.Какое содержание имеют понятия «единичный работник», «частичный работник»,«совокупный работник»?
Каковыбы ни были содержание, характер или условия трудовой деятельности, важнейшуюроль в ее осуществлении выполняет человек-работник. В качестве участникатрудовой деятельности человек прошел три основные стадии развития — единичного,частичного и совокупного работника. В качестве единичного работника онвыступает, когда единолично производит готовый продукт, например, в условияхдомашнего хозяйства (на приусадебном участке, в садоводческом товариществе идр.) Специфика частичного работника заключается в том, что он сконцентрированна выполнении одной операции, обусловленной сложившимся разделением труда.Каждый из Вас не раз видел, как строятся современные многоэтажные дома:каменщики выполняют кирпичную кладку, крановщик подает на нужный этаж панельныеплиты, электрики протягивают электропроводку, сантехники устанавливаютсанитарно-техническое оборудование и т.п. Однако чаще всего современномупроизводству требуется работник, обладающий широкой образовательной ипрофессиональной подготовкой. Кроме того, в современныхвысокотехнологизированных производственных процессах требуется объединениеусилий множества работников, обладающих различными профессиями, умениями инавыками. На пересечении этих требований возникло специфическое понятие —совокупный работник. Совокупный работник — это комбинация работников разногоуровня образования и разных профессий, которые непосредственно илиопосредованно участвуют в производстве благ и услуг, используемых дляудовлетворения потребностей членов общества. В состав совокупного работникавключаются рабочие и служащие, инженеры и менеджеры, работники науки, сферыуслуг, управления и т.п. В экономической социологии при рассмотрении поведения,социальных ожиданий, ориентации, потребностей и интересов участников трудовойдеятельности чаше всего имеется в виду совокупный работник.
9. Чтотакое сфера занятости?
Впроцессе трудовой деятельности взаимопересекаются, а нередко и вступают вконфликт друг с другом две различные стратегии поведения. С одной стороныдействуют во имя достижения своих интересов работодатели: предприниматели именеджеры, а с другой — наемные работники. Сферой пересечения этих стратегийповедения и интересов является сфера занятости. Она представляет собой обширнуюобласть трудовой деятельности, в которой взаимодействуют предприниматели(организаторы производства) и наемные работники, осуществляющие деятельность,ориентированную на удовлетворение личных и общественных потребностей, непротиворечащую законодательству и приносящую, как правило, им заработок,трудовой доход.
10. Каковыосновные элементы системы занятости?
Отношениязанятости связаны с совокупностью условий, при которых осуществляется созданиерабочих мест и распределение работников по рабочим местам и отраслямпроизводства. Эти условия включают в себя: 1) создание рабочих мест; 2) поискработы потенциальными работниками и рабочей силы предпринимателями; 3) созданиеопределенного порядка найма и высвобождения работников; 4) условия и содержаниетруда;  5) установление уровня и форм оплаты труда; 6) обучение кадровработников как на рабочих местах, так и в специально созданных для этогоорганизациях (училищах, курсах и т.п.); 7) информация о наличии вакантныхрабочих мест и требования к их замещению; 8) горизонтальная профессиональнаямобильность (перемещение работников из одних фирм и отраслей производства вдругие без изменения социального статуса; 9) вертикальная профессиональнаямобильность (социальное передвижение по ступенямпрофессионально-квалификационной лестницы).
Совокупностьназванных элементов системы занятости изображена на схеме 9.1.
/>
11.Какие категории населения охватывает рынок труда?
Сфераоплачиваемой трудовой деятельности функционирует как рынок труда. Рынок трудаохватывает собой всех работников всех сфер производственной инепроизводственной деятельности, а также лиц, стремящихся занять рабочие местав рамках определенной территории, отрасли, группы профессий или конкретногопредприятия (фирмы). Однако в сфере занятости могут заниматься хозяйственной ииной деятельностью лица, не относящиеся к рынку труда. К их числу относятся:
1)занятые в домашнем хозяйстве;
2)занятые благотворительной деятельностью без оплаты труда;
3)занятые в специфических государственных структурах и организациях (солдатысрочной службы, заключенные);
4)учащиеся средних учебных заведений и студенты вузов.
Оставимтех граждан, которые находятся за пределами рынка труда, и обратимся к тем, ктооказался или стремится оказаться на этом весьма подвижном, непостоянном ипривередливом рынке. Далеко не каждый человек является владельцем средствпроизводства — производственных механизмов, машин, оборудования и т.п., нокаждый владеет своим трудовым потенциалом, иначе говоря, своим трудом и поэтомуможет выставить его на продажу на рынке труда.
12.Каковы характерные особенности современного рынка труда?
Характерныеособенности современного рынка труда можно свести к следующему:
1.Вследствие свободного перелива рабочей силы из одной сферы трудовойдеятельности в другую не существует единого рынка труда.
2. Всилу различных уровней образовательной и квалификационно-профессиональнойподготовки работников, существенных различий в условиях, содержании и престижетрудовой деятельности на разных рабочих местах и в разных отраслях производстваили непроизводственной сферы не существует единой оплаты труда.
3.Трудовая мотивация и выбор рабочего места определяется не только материальнымвознаграждением, но также условиями и содержанием труда, престижем той или инойпрофессии или должности.
4. Положениеи возможности потенциального работника на рынке труда в существенной степениобусловлены такими демографическими его характеристиками, как пол, возраст,семейное положение.
5. Взначительной мере возможности включиться в желаемые сектора рынка трудаопределяются территориально-поселенческой структурой: жители крупных городовимеют более широкий спектр вариантов трудоустройства, чем жители малых городови сельских населенных пунктов.
6.Существенное и возрастающее значение в определении выбора рабочего места испектра возможностей на рынке труда имеет уровень образования индивида.
7.Направленность и интенсивность предложений труда в решающей степени зависят отдинамики спроса на те или иные виды трудовых услуг.
13.Какова система факторов, определяющих включенность работников в рынок труда?
Системафакторов, определяющих в своей совокупности направленность и содержаниевключенности работников в рынок труда, изображена на схеме 9.2.
/>

14.Какие типы занятости существуют в современном обществе?
Совокупноевлияние спроса на труд, существующих в обществепрофессионально-квалификационных различий между работниками, разнообразияпредпочтений и вариантов в предложениях трудовых услуг, наличиесоциально-демографических (тендерных, возрастных) дискриминаций в трудовыхотношениях, приводит к тому, что в обществе складывается несколько типовзанятости: 1) полностью занятые имеют постоянную работу и заняты трудом полныйрабочий день и полную неделю; 2) частично занятые — имеют работу, но занятынеполное рабочее время; хотели бы быть полностью занятыми; 3) безработные неимеют работы, но ищут ее, готовы приступить к работе, как только ее найдут;  4)полубезработные — не имеют работы, в данный момент ее не ищут или не готовыпока начать работу по разным обстоятельствам; 5) ни занятые, ни безработные —работы не имеют, ее не ищут и не хотят заниматься трудовой деятельностью [7;208].

Литература
1. Бабосов Е.М.Социология труда// Е.М. Бабосов. Прикладная социология. Мн., 2001. Гл.4.
2. Бабосов Е.М. Труд ирынок труда // Неман. 1997. №7.
3. Дюркгейм Э. Оразделении общественного труда. М., 1996.
4. Маркс К. Капитал //Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 23.
5. Маркс К. Экономическиерукописи 1857-1859 годов. (Первоначальный вариант «Капитала») // Маркс К.,Энгельс Ф. Соч. Т. 46. Ч. 2
6. Парсонс Т. Системасовременных обществ. М., 1998.
7. Радаев В.А. Человек всфере занятости // В.А. Радаев. Экономическая социология. Курс лекций. М.,2000. Гл. VI.
8. Социология труда / Подред. Н.И. Дряхлова, А.И. Кравченко, В.В. Щербины. М., 1993.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат 1 Қарағанды орталық мешітінің сайтына түскен сұрақтарға мешіт имамдарының берген жауаптары
Реферат Милиция как система органов исполнительной власти
Реферат The Origins Of The Mafia Essay Research
Реферат Теоретические и методические основы рационального построения защищенного документооборота в государственных (негосударственных) структурах
Реферат Инцидент в заливе Сидра 1981
Реферат НЛО и внеземные цивилизации
Реферат Right As Humans Essay Research Paper Animal
Реферат The Jesuits Essay Research Paper The Society
Реферат Инвестиционные компании и фонды
Реферат Звіт про проходження практики за спеціальністю інженер компютерних систем
Реферат Уральские горы
Реферат Героические страницы русской истории
Реферат Физиологический период развития микробиологии
Реферат Florida Essay Research Paper Florida is one
Реферат 75 2 Этап Апробирование разработанных научно-образовательных материалов путем проведения тестовых занятий по физике (раздел «Молекулярная физика и термодинамика») для учащихся специализированных классов средних школ, гимназий и лицеев