Реферат по предмету "Литература : зарубежная"


Героические страницы русской истории

Героические страницы русской истории.
 Встаньте, государи, в злат стремень
За обиду в этот черный день,
За Русскую землю…
“Слово о полку Игореве”.
О героических страницахрусской истории мы узнали из уроков истории и литературы. Что было, кто своимижизнями писал героическое прошлое нашей страны, мы узнаём из книг, как сказалВладимир Высоцкий:Если, путь прорубая
отцовскиммечом,
ты соленыеслезы на ус намотал,
если вжарком бою
испытал, чтопочем, -
значитнужные книжки ты
в детствечитал.
          Благодаря “нужным книгам”, мы знаем историюсвоей страны.
          Памятник  Древней Руси “Слово о полкуИгореве” останется бессмертным произведением. Он отражает события прошлых лет.Это тысяча сто восемьдесят пятый год, когда князь Игорь Новгород-Северскийсобрал небольшое войско и пошел в поход на половцев. Героем «Слова о полкуИгореве» является не единственный персонаж, а вся русская земля.Произведение проникнуто глубокой любовью к русскому народу. Образ страдающейРодины проходит через все произведение.
          Свой призыв к единению, свое чувствоединства Родины автор “Слова” воплощает в живом конкретном образе Русскойземли, просторы которой живо нарисованы в произведении.
          В радостях и печалях русского народа принимаетучастие русская природа. Солнце тьмою заслоняет путь князю, как бы предупреждаяоб опасности. Оживают реки, вступающие в беседу с Игорем. Звери и птицынаделяются человеческим разумом. Природа скорбит о поражении князя:
          Степь поникла жалости полна,
          И деревья ветки преклонили.
          Это все для того, чтобы показать, что силойи мужеством князя Игоря наделила Русская земля. Его дружина:
                   … курляне славные –
                   Витязи исправные…
                   … Выросли как воины,
                   С конца копья вскормлены.
          Автор “Слова” нарисовал образ князя безидеализации. Да, Игорь смелый воин с высоким чувством чести и достоинства.Игорь в походе действовал с исключительной отвагой, но не сумел подчинить всюсвою деятельность интересам Родины. Он не смог отказаться от стремления кличной славе, и это привело войско к поражению, которого еще не знали русские.
          Настоящее Русской земли тесно связано с еепрошлым. Автор рассказывает о подвигах Святослава, который “поганых ратей нещадил”. Князя Святослав в “золотом слове” призывает к объединению сил. Толькотак можно разбить полчища половцев. В единстве видит и автор силу и мощьРодины:
                                      Встаньте,государи…
                                      Русскую землю…
          Только в сплочении всего народа,  независимоот сословной принадлежности, видит успех победы и русский писатель Лев НиколаевичТолстой. Историческое событие, которое легло в основу романа “Война и Мир”, этоОтечественная война тысяча восемьсот двенадцатого года.
          На основе нравственного чувства, котороеглубоко спрятано в душе каждого человека, происходит единение всех героев. Еслив мирной жизни у любимых Толстым Андрея Болконского и Пьера Безухогоотсутствует правда, то в тяжелую для родины пору появляются ответы на известныевопросы о добре и зле, что надо любить и что ненавидеть. Всем миром надо“навалиться” и победить Наполеона. Общенародное сопротивление врагу выразилосьи в подвиге самопожертвования. Купец Ферапонтов в Смоленске призывает солдатграбить его лавку: “Тащи все, ребята! Не доставайся дьяволам… Решилась Россея!”
          Ростовы оставляют в Москве все имущество,подводы отдают раненным. На алтарь победы были принесены жизни прекрасных людей– Андрей Болконского, Пети Ростова, чудесного мальчика, которого наканунесмерти видит чудесный сон о человеческом согласии. Образом Пети Ростовавводится еще один немаловажный мотив – милосердие. Это чувство к побежденномуврагу еще одна черта русского народа.
          Своим романом “Война и мир” Лев Толстойутверждает решающую роль народных масс в истории. Так исход Шенграбенскогосражения решил не Багратион, а батарея капитана Тушина, Личное мужествоТимохина. Бородинское сражение было решающим в войне тысяча восемьсотдвенадцатого года. Оно стало кульминацией не только  романа Льва Толстого, но ивсей войны. Это событие вдохновило молодого поэта на написание бессмертногопроизведения. Поручик Лермонтов не был участником Бородинского сражения. Но егопонимание истории, воображение ума и сердца дали ему возможность заговорить встихотворении “Бородино” устами старого русского воина. Лермонтов сумелпредельно достоверно воссоздать одну из драматичных страниц прошлого России. Онсам был русским воином, сам познал, что такое “бой удалый”, что такое свистклинка и жужжание пули  рядом с собственной головой. Поэт, написавший“Бородино”, стал участником той битвы. Оттого и мы, читатели, оказываемся наполе сражения.
Будь иначе, “Бородино”Лермонтова осталось бы для нас всего лишь стихами, рифмованным повествованием.Но ведь тем и поражает оно сегодня, что читая стихотворение, мы видим и слышимэту страшную битву, в которой решалась судьба России и всей Европы.
Мы оглушены орудийнойканонадой, мы задыхаемся в дыму, мы ослеплены вспышками огня и алыми потокамикрови, становясь очевидцами и участниками сражения:
Вам не видать такихсражений!..
Носились знамена, как тени,
В дыму огонь блистал,
Звучал булат, картечьвизжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролететь мешала
Гора кровавых тел.
Изведал враг в тот деньнемало,
Что значит русский бойудалый,
Наш рукопашный бой!..
Солдаты проявили истинныйгероизм, до конца выполнив свой долг, ужаснув Наполеона. Он впервые столкнулсяс такой духовной стойкостью и непоколебимостью. “Чудесный, бесподобный народ!”- это слова полководца и прекрасного русского человека Кузнецова, сумевшего вовремя жесточайшей битвы силой своего духа поддержать армии и выиграть сражение.
          В двадцатом столетии еще раз произойдетисторическое событие, когда русский солдат защищая судьбу не только своейстраны, но и всего мира. Он спасал нас, сегодняшних, от коричневой свастики –фашизма.
           Образпоколения, которое своими жизнями написало героическую страницу в историиРоссии, оставили поэты Павел Коган и Михаил Кульчицкий, погибшие в годы ВеликойОтечественной войны:
Мы быливсякими, любыми,
              Не оченьумными подчас.
              Мы нашихдевушек любили,
              Ревнуя,мучась, горячась…Мы — мечтатели. Про глаза-озера
Неповторимые мальчишескиебредни.
Мы последние с тобою фантазеры
До тоски, до берега, досмерти.
 
Девятнадцатилетними ушли нафронт Василь Быков, Владимир Богомолов, Алесь Адамович, Анатолий Ананьев,Виктор Астафьев, Григорий Бакланов, Юрий Бондарев. То, о чем они рассказали всвоих произведениях, было общим для их поколения-героев, которые навсегдаостанутся молодыми. Что им выпало на их долю? Война. Повесть “Навекидевятнадцатилетние” — это рассказ о молодых лейтенантах на войне. Имприходилось отвечать и за себя, и за других без каких-либо скидок на возраст.Попавшие на фронт прямо со школьной скамьи, они, как хорошо сказал однаждыАлександр Твардовский, “выше лейтенантов не поднимались и дальше командировполка не ходили” и “видели пот и кровь войны на своей гимнастерке”. Ведь этоони, девятнадцатилетние взводные, первыми поднимались в атаку,  воодушевляясолдат, подменяли убитых пулеметчиков, организовывали круговую оборону.
А самое главное – несли грузответственности: за исход боя, за составление взвода, за жизнь вверенных людей,многие из которых годились по возрасту в отцы. Лейтенанты решали, кого послатьв опасную разведку, кого оставить прикрывать отход, как выполнять задачу,потеряв по возможности меньше бойцов.
Хорошо сказано об этомчувстве лейтенантской ответственности в повести Бакланова: “Все они вместе и поотдельности каждый отвечали и за страну, и за войну, и за все, что есть насвете и после них будет. Но за то, чтобы привести батарею к сроку, отвечал онодин”.
Вот такого храброго верногочувству гражданского долга и офицерской чести лейтенанта, совсем еще юношу, ипредставил нам писатель в образе Владимира Третьякова. Герой Баклановастановится обобщенным образом целого поколения. Вот почему в заголовке повестистоит множественное число – девятнадцатилетние.
А было ли в военной жизниместо любви, милосердию? Да, была и любовь, быстрая, короткая, с горечьюразлуки, как в повести “Звездопад” у писателя-фронтовика Виктора Астафьева.Такая, как у солдата Миши: “О своей любви мне рассказывать не стыдно. Непотому, что любовь моя была какой-то уж чересчур особенной. Она былаобыкновенная, такая, какой ни у кого и никогда не было, да и не будет”.
Философски осмысляяпрошедшее, главный герой признается в своей любви к Родине, которая сродни тойлюбви к девушке: “Я люблю родную страну свою, хоть и не умею сказать об этом,как не умел когда-то и девушке своей сказать о любви”.
          У другого писателя-фронтовика ВячеславаКондратьева в повести “Сашка” мы встречаемся с еще одним молодым солдатом.Тяжелые будни войны не ожесточили душу, не обесцветили характер Сашки. Онвызывает симпатию, уважение к себе  своей добротой, участливостью, гуманностью.Это те самые черты характера, которые всегда были присущи русскому народу: “Итут понял Сашка, какая у него сейчас страшная власть над немцем… Он, Сашка,сейчас над жизнью и смертью другого человека волен. Захочет -  доведет до штабаживым, захочет – хлопнет по дороге! Сашке как-то даже не по себе стало… Тольконе знает немец, какой Сашка человек, что не такой он, чтоб над пленным ибезоружным издеваться”.
          Но лучшим рассказом о той поре, о судьберусского солдата я считаю произведение Михаила Шолохова, Лауреата Нобелевскойпремии, — “Судьба человека”.
Из самых глубин народногогоря появился полный скорби, сострадания и неиссякаемой веры в силу и нежностьлюдской души этот рассказ.
Судьба простого русскогосолдата Андрея Соколова – одна из страшных человеческих жизней, искалеченныхвойной. Все у него было до войны: любимая жена, дети, своя хата, свой кусокхлеба, заработанный честным трудом. И все это умертвила, развеяла по ветрувойна.
Андрей Соколов говорит:“Мне там пришлось, браток, хлебнуть горюшка по ноздри и выше”. Но самоеужасное, что ему довелось испытать, — это бесконечные унижения, издевательства,голод и побои в фашистском плену.
При этом Соколов умудрился сохранить         активностьпозиции. Он пытается бежать,          но неудачно, расправляется с трусом,предателем, который готов, спасая свою шкуру, выдать командира. Чувствособственного достоинства, огромная сила духа и выдержка раскрылись внравственном поединке Соколова с Мюллером. Измученный, истощенный, обессиленныйузник готов встретить смерть с таким мужеством и выдержкой, что это поражаетдаже потерявшего человеческий облик коменданта концлагеря. Андрею все жеудается     бежать, он снова становится солдатом. Но беды не оставляют его:разрушен родной дом, от фашистской бомбы погибли жена и дочь. Одним словом,живет теперь Соколов — надеждой на встречу с сыном. И встреча эта состоялась.Стоит герой у могилы сына, погибшего в последние дни войны. Казалось бы, всекончено. Однако несчастья одно за другим не смогли сломить и убить в      немживую душу.
          Выстоял, все вынес русский солдат Соколов.Казалось бы, должна была зачерстветь и ожесточиться измученная его душа. “Инойраз не спишь ночью, глядишь в темноту пустыми глазами и думаешь: “За что же ты,жизнь, меня так покалечила? За что так исказнила?” Нету мне ответа ни втемноте, ни при ясном солнышке”, — рассказывает солдат.
          Соколов после войны встретил на дороге мальчишкуи назвался его отцом. Отогрел бывший солдат сироту, появились смысл и воля кжизни, побеждено горе. И его сердце ожило. Теперь сына надо поставить на ноги.«И хотелось бы думать, — пишет Шолохов, — что этот русский человек, человекнесгибаемой воли, выдюжит, и около отцовского плеча вырастет тот, который,повзрослев, сможет все выдержать, все преодолеть на своем пути, если к этомупозовет его Родина».
          Все страницы истории нашей страны писал ипишет русский народ. В мирное время каждый живет своими заботами, но случаетсябеда с Родиной, и люди объединяются, как это было в 1185, в 1812, в 1941 годах.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.